Снабжение производства
СОДЕРЖАНИЕ: Производственная, распределительная логистика и логистика закупок. Обеспечение предприятий материальными ресурсами, размещение ресурсов на складах предприятия, их хранение и выдача в производство. Оптимизaция мaтepиaльныx пoтoкoв внyтpи пpeдпpиятий.ВИДЫ ЛОГИСТИКИ
Содержание
1. Логистика закупок.
2. Производственная логистика.
3. Распределительная логистика
ЛОГИСТИКА ЗАКУПОК
1. Функции закупки материалов.
2. Разновидности потребностей и методы их расчета.
3. Управление процессом поставок.
4. Особенности закупок материалов по системе “Just In Time”.
Административно-командная система
В условиях административно-командной системы товарообмен характеризуется следующими особенностями :
1. Объем продукции, подлежащей обмену, регламентируется государством по каждому поставщику и потребителю.
2. Хозяйственные связи по поставкам продукции регламентировались сверху путем прикрепления поставщиков к потребителям.
3. Обмен продукцией осуществлялся по госценам.
4. Возможности выбора вариантов снабжения были ограничены.
Рыночная экономика
Товарообмен в условиях рыночной экономики характеризуется следующими чертами:
1. Объемы и состав товарной массы определяется спросом и предложением на рынке.
2. Выбор хозяйственных связей и партнеров в обмене является прерогативой продавцов и покупателей.
3. Соотношение спроса и предложения, условия закупки оказывают непосредственное значение на уровень цен.
4. В организации товарообмена активная роль принадлежит посредническим звеньям.
Понятие, цель и функции закупочной логистики.
Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство.
Целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью.
Эта цель достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:
1. Соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий.
2. Обеспечение точного соответствия размера поставок потребностям в них.
3. Соблюдение требований по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий.
В лoгиcтикeoтнoшeния c пocтaвщикaми дoлжны cтpoитьcя нacлeдyющиxп p инцип ax :
· обpaщaтьcя c пocтaвщикaми тaк жe, кaк и cо своими клиeнтaми;
· нe зaбывaть, нa дeлe дeмoнcтpиpoвaть oбщнocть интepecoв;
· знaкoмить пocтaвщикa co cвoими зaдaчaми и быть в кypce eгo дeлoвыx oпepaций;
· проявлять гoтoвнocть пoмoчь в cлyчae вoзникнoвeния пpoблeм y пocтaвщикa;
· соблюдaть пpинятыe нa ceбя oбязaтeльcтвa;
· yчитывaть в дeлoвoй пpaктикe интepecы пocтaвщикa.
Логистика закупок выполняет следующие функции :
• формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
• получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
• выбор поставщиков;
• определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
• согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
• контроль за сроками поставки материалов;
• входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
• доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
• управление запасами и контроль за их использованием, включая поддержание нормативного уровня запасов материальных ресурсов на складах.
Эти функции реализуются службой материально-технического снабжения (отдел закупок) в тесной взаимосвязи с другими подразделениями предприятия: отделом маркетинга, производством, службой подготовки производства, бухгалтерией, финансовым и юридическим отделами.
Процесс закупки.
Технология проведения бизнесс-процесса закупки
· Подготовка и оформление заявки на материал:
o Определение потребности в материале
o Подготовка заявки на материал
o Оформление заявки на материал
o Согласование заявки на материал
· Выбор поставщиков
o Подготовка списка возможных поставщиков
o Отправка запроса, в соответствии с заявкой на материал
- Организация или возобновление переписки с возможными поставщиками
- Подготовка и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал
- Отправка запроса на материал
- Регистрация отправки запроса возможным поставщикам
o Выбор поставщиков
- Получение коммерческих предложений от возможных поставщиков
- Согласование полученных предложений
- Регистрация получения предложений
- Выбор наиболее подходящих поставщиков
· Обработка заказов
o Оформление и отправка заказа
- Подготовка заказа
- Проверка на наличие долгосрочных договоров с Поставщиком
- Оформление или продление договора с Поставщиком
- Оформление заказа
- Отправка заказа выбранному Поставщику
- Регистрация отправки заказа
o Выполнение обязательств по оплате заказа
- Получение инвойса в соответствии с заказом
- Cогласование полученного инвойса
- Выполнение обязательств по оплате заказа
- Отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате
- Получение уведомления о сроках готовности к отгрузке
· Контроль выполнения условий договора
o Отслеживание местонахождения груза в процессе доставки
o Регистрация отступлений от контрольных дат по условиям поставки
· Поступление материала
o Организация приёма груза в установленном месте
o Сопоставление характеристик и качества полученного материала с заявленными Поставщиком
o Выставление претензий по факту отступления от условий договора
· Оприходование материала
· Контроль счетов
· Приложения
o Типовой контракт купли - продажи
o Типовой контракт купли-продажи партии продукции
o Типовой контракт многократной купли-продажи продукции
Процесс приобретения материалов включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ.
Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов :
- составление заявок,
- анализ заявок,
- выбор поставщиков,
- размещение заказов,
- контроль за выполнением заказов,
- завершение процесса приобретения.
Составление заявок. Заявки на приобретение материалов подготавливаются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия.
Они содержат информацию о том, какие виды и какое количество материалов требуются предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку.
Заявки составляются так, чтобы ожидаемые к поступлению количества материалов опережали фактические потребности в них.
Время между размещением заявок и получением материалов называется временем опережения . Правильное определение времени опережения играет важную роль в процессе управления закупками и материальными запасами. Заблаговременная подача заявок ослабляет отрицательные воздействия неожиданных задержек в поставках. В то же время излишнее увеличение времени опережения ведет к росту материальных запасов. Работники, ответственные за составление заявок, должны устанавливать сроки поставки материалов с минимальным опережением, учитывая возможности поставщика и потребности потребителя материалов.
Анализ заявок. Заявки на потребление материалов подвергаются анализу в службе материально-технического снабжения с участием специалистов других подразделений. Цель анализа — обеспечение минимальных издержек по каждому виду материалов, конкретные потребительские свойства которых предполагается использовать в производстве продукции. Методами исследования являются функционально-стоимостный анализ и конструирование стоимости.
В процессе анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:
Могут ли более дешевые материалы удовлетворить потребности производства? Оправданы ли эти потребности?
Могут ли другие виды материалов удовлетворить означенные потребности?
Можно ли упростить конструкцию производимого изделия?
В состоянии ли поставщик снизить цены на материалы, участвуя вместе с потребителем в разработке изделия или анализируя полученные спецификации?
Служба снабжения не имеет права заменять материалы, указанные в заявках. Работники отдела должны анализировать поступающие заявки и предлагать такие варианты приобретения материалов, которые могут привести к снижению стоимости заказов.
Виды потребностей
Потребность брутто - потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов.
Общая брутто потребность – брутто-потребность + дополнительная потребность, которая включаетпроведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок .
Потребность нетто - чистая потребность. Определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия.
Первичная потребность - рыночная потребность (то, что необходимо для продажи на рынке).
Вторичная потребность - сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, которые необходимы для первичной потребности.
Третичная потребность - вспомогательные материалы прочего назначения, необходимые для первичной и вторичной потребности.
Методы определения потребностей.
Необходимым условием эффективного управления материальными потоками является знание потребности на перспективу. Для ее определения могут использоваться следующие методы:
- детерминированные методы расчета в соответствии с планом производства и имеющимися спецификациями на выпускаемую продукцию;
- стохастические методы расчета;
- субъективная оценка по заключениям экспертов.
Детерминированный метод - детерминированные методы расчета используются для расчета вторичной потребности в материалах при известной первичной.
Необходимая информация - первичная потребность, включающая данные об объемах и сроках изготовления; информация о структуре изделия в форме спецификации или указаний о применяемости тех или иных деталей; нормы расходов по материалам и видам продукции; располагаемое наличие.
Расчет материальных ресурсов выполняется отдельно для социальных нужд, основного и вспомогательного производства и здесь могут быть использованы экономико-математические модели.
Потребность материальных ресурсов для основного производства:
,
где - M - потребность материалов;
H - норма расхода материальных ресурсов iго наименования на j-й вид изделия;
N - производственная программа jго вида продукции; n - ассортимент)
Потребность в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды:
,
где - T - годовая загрузка оборудования;
T0 - наработка на отказ оборудования данного вида;
R0 - заданный уровень надежности;
Qj - количество единиц оборудования данного вида;
Hij - норма расхода материалов i-го вида на 1 ремонт).
Потребность может быть определена на основе иерархии изделия с учетом входимости элементов:
Изделие
Узел1 Узел2 Узел3
Деталь1 Деталь2 Деталь3
При детерминированном методе важно установить момент времени потребления материальных ресурсов. Здесь может быть полезен цикловой (сетевой)график.
Цикл изготовления изделия определяется по наиболее длительному технологическому пути. На основании такого графика можно определить, какие и сколько деталей необходимо запустить в производство и не позднее какого момента.
Чтобы выполнить заказ в срок, материалы должны иметься в наличии к наиболее раннему сроку запуска в производство, чтобы цикл их поступления и первичной обработки не увеличивал цикл изготовления изделия.
Детали должны быть готовы с учетом времени сборки узлов. Поэтому покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.
Стохастический метод - позволяет установить ожидаемую потребность на основе числовых данных, характеризующих ее изменения на протяжении определенного промежутка времени. С этой целью используют аппроксимацию средних значений, метод экспоненциального сглаживания и регрессионного анализа.
Эти методы основаны на прогнозировании. Прогнозы могут быть краткосрочные, среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные.
Прогнозирование может быть выполнено на основе следующего алгоритма :
1. Анализ временных рядов.
2. Определение модели потребления.
3. Выбор метода.
4. Графическая интерпретация прогнозной потребности.
Задача «сделать или купить»
Прежде чем приступить к определению потребности в поставках сырья, материалов и комплектующих, следует решить задачу о том, что будет выгоднее - заказать необходимуе комплектующие детали или изготовить их самим.
Задача что закупить заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make - or - Buy Problem (задача сделать или купить), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий, существующих на самом предприятии.
Значимым внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства.
Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:
- потребность в комплектующем изделии невелика;
- отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
- отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
- потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика;
- комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
Методы закупок материальных ресурсов
Пpиopгaнизaциизaкyпoкиcпoльзyютcлeдyющиe м e т o ды .
З a к y пк a т o в apa o дн o й п ap ти e й. Мeтoд пpeдпoлaгaeт пocтaвкy тoвapoв бoльшoй пapтиeй зaoдин paз (oптoвыe зaкyпки). Егo пpeимyщecтвa: пpocтoтaoфopмлeния дoкyмeнтoв, гapaнтия пocтaвки вceй пapтии, пoвышeнныe тopгoвыecкидки. Нeдocтaтки - бoльшaя пoтpeбнocть в cклaдcкиx пoмeщeнияx, зaмeдлeниeoбopaчивaeмocти кaпитaлa.
Р e г y ля p ны e з a к y пки м e лкими п ap тиями. В этoм cлyчae пoкyпaтeль зaкaзывaeт нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя eмy пapтиями в тeчeниeoпpeдeлeннoгo пepиoдa. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa тaкoвы: ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa, тaк кaк тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий; дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний; coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки, пocкoлькyoфopмляeтcя тoлькo зaкaз нa вcю пocтaвкy. Егo нeдocтaтки: вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв; нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaзe.
Еж e дн e вны e ( e ж e м ec ячны e ) з a к y пки п o к o ти po в o чным в e д o м oc тям. Тaкoй мeтoд зaкyпки шиpoкo иcпoльзyeтcя тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиecвeдeния: пoлный пepeчeнь тoвapoв; кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нacклaдe; тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: ycкopeниeoбopaчивaeмocти кaпитaлa, cнижeниe зaтpaт нacклaдиpoвaниe и xpaнeниe, cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.
П o л y ч e ни e т o в apa п o м epe н eo б xo дим oc ти. Этoт мeтoд пoxoж нapeгyляpнyю пocтaвкy тoвapoв, нoxapaктepизyeтcя cлeдyющими ocoбeннocтями:
· кoличecтвo пocтaвляeмыx тoвapoв нeycтaнaвливaeтcя, aoпpeдeляeтcя пpиблизитeльнo;
· пocтaвщики пepeд выпoлнeниeм кaждoгo зaкaзacвязывaютcя c пoкyпaтeлeм;
· oплaчивaeтcя тoлькo пocтaвлeннoe кoличecтвo тoвapa;
· пo иcтeчeнии cpoкa кoнтpaктa зaкaзчик нeoбязaн пpинимaть и oплaчивaть тoвapы, кoтopыeeщe тoлькo дoлжны быть пocтaвлeны.
Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: oтcyтcтвиe твepдыeoбязaтeльcтв пo пoкyпкeoпpeдeлeннoгo кoличecтвa тoвapoв, ycкopeниeoбopoтa кaпитaлa, минимyм paбoты пooфopмлeнию дoкyмeнтoв.
З a к y пк a т o в apa c н e м e дл e нн o й c д a ч e й. Сфepa пpимeнeния этoгo мeтoдa - пoкyпкa нeчacтo иcпoльзyeмыx, тoвapoв, кoгдa нeвoзмoжнo пoлyчaть иx пo мepe нeoбxoдимocти. Тoвap зaкaзывaeтcя, кoгдaoн тpeбyeтcя,, и вывoзитcя cocклaдoв пocтaвщикoв. Нeдocтaтoк дaннoгo мeтoдa - в yвeличeнии издepжeк, cвязaнныxc нeoбxoдимocтью дeтaльнoгooфopмлeния дoкyмeнтaции пpи кaждoм зaкaзe, мeлкими paзмepaми зaкaзoв и мнoжecтвoм пocтaвщикoв.
Задача выбора поставщика
После того, как решена задача делать или покупать и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.
Основные этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
При этом могут быть использованы следующие методы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
2. Анализ потенциальные поставщиков.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков.
В качестве примера можно назвать типовой набор требований к поставщикам:
- приемлемость цены;
- качество поставляемой продукции;
- качество обслуживания потребителей;
- гибкость поставок;
- ограничение размера заказа;
- дороги;
- удаленность поставщика от потребителя;
- кредитоспособность и финансовое положение.
Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
3. Оценка результатов работы с поставщиками.
На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.
Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле - к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки .
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку .
Методы выбора поставщика .
1. Балльный метод - определяется наиболее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы.
Критерии | Поставщики | Значимость критериев | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Sбаллов Sбаллов Sбаллов Sбаллов
Поставщик, чья сумма баллов максимальна, имеет большую значимость, чем другие.
2. Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.
3. Расстановка приоритетов - фактическая оценка поставщиков производится по результатам работы их. Для этого:
- выбираются наиболее важные критерии оценки;
- выбирается метод измерения деятельности поставщика;
- определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.
Пример :
В оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность.
Также считаются важными - качество обслуживания и цена. Важность 1-го параметра - 50%, других - по 25%.
Вырабатывается система очков , которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру.
Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться.
Обслуживание - за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков.
Цена - выбирается самая низкая из назначенных цен как % отношение к действительно уплаченной цене (95 - самая низкая, а заплатили 100). Исходя из этих данных:
Качество - 50% (100-12)= 44,0
Обслуживание - 25% (100-5*5)=18,75
Цена - 25% (95/100)= 23,75
Итого 86,5 очков
Ведение переговоров . В результате должен быть достигнут выигрыш как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.
Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.
Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.
Соглашение . В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юридическое лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юридическому лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.
Управление взаимоотношениями . Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспедирование поставки.
Главным показателем поставок является надежность снабжения:
P =1-P отказа
(P отказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки).
Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:
отказа )
В других случаях - алгоритм определения надежности поставок:
1. Сопоставление даты поставки плановой и фактической.
2. Определение времени опоздания.
3. Сопоставляется объем поставки плановый и фактический. Выявляются случаи недопоставки продукции.
4. Определяется объем недопоставки продукции D Q =Qфактич - Qплан .
5. Определяется условное опоздание в случае недопоставки t’оп = D Q/q . (DQ величина недопоставки, q - средний дневной расход).
6. Определяется общая величина опозданий Tоп = tоп +t’оп
7. Определяется количество случаев отказа.
8. Определяется наработка на отказ То =(Т - Топ )/n где Т - общее число дней в периоде.
9. Определяется интенсивность отказов p =1/Топ .
10. Определяется коэффициент готовности поставок Кгп =(Т-Топ )/Т
11. Надежность снабжения Р=Кгп *е- p t чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.
Закупка материалов по системе J ust -I n -T ime (точно вовремя)
Система разработана в Японии.
Ее особенности:
- стабильный выпуск продукции;
- частые поставки небольшими партиями;
- поставки на основе долгосрочных заказов;
- минимальный объем сопутствующей документации;
- объем информации по поставкам фиксирован для всего объема, но может меняться от одной поставки к другой;
- поставки с избытком или недостатком практически исключаются;
- поставщиков ориентируют на использование стандартной тары и упаковки;
- от поставщиков требуется выпуск деталей мелкими партиями и определение системы JIT по закупке материалов;
- минимальный объем спецификации;
- поставщикам обеспечивается помощь в качестве продукции;
- количество поставщиков ограничено;
- выбираются близко расположенные поставщики;
- большое внимание в этой системе уделяется доставке грузов.
Достоинства системы:
- сокращаются затраты на содержание запасов;
- сокращение брака;
- сокращение объема спецификации;
- удобства внесения изменений (по телефону);
Достоинства для поставщика:
- полная загрузка производственных мощностей;
- сохраняется квалифицированная рабочая сила;
- сохраняются собственные запасы за счет внедрения системы;
- упрощение процедуры согласования поставок за счет близости поставщика.
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках в том числе и с использованием неформальных каналов.
Эти справки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:
- отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
- отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
- отношение чистой прибыли к объему продаж;
- движение денежной наличности;
- оборачиваемость запасов и др.
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.
Приведем пример принятия решения по выбору поставщика.
Представим себе, что имеются две фирмы (А и В), производящие одинаковую продукцию, одинакового качества. Обе фирмы известны и надежны. Недостаток фирмы А заключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем фирма В (расстояние до фирмы А - 500 км, до фирмы В - 300 км). С другой стороны, товар, поставляемый фирмой А пакетирован на поддоне и подлежит механизированной разгрузке. Фирма В поставляет товар в коробках, которые необходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км - 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза на расстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км.
Таблица
Расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров
Наименование показателя | Фирма А | Фирма В |
Транспортные расходы | 0,5 уде/кмк х 500 км = 250уде | 0,7 уде/км х 300 км = 210 уде |
Расходы на разгрузочные работы | 6 уде/час х 0,5 час = З уде | 6 уде/час х 10 час = 60уде |
Всего расходов | 253 уде | 270уде |
Время выгрузки пакетированного груза - 30 минут, непакетированного - 10 часов. Часовая ставка рабочего на участке разгрузки - 6 уде.
Если принять во внимание лишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать фирме В. Однако с учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менее экономичным, чем поставка с фирмы А.
Таким образом, при прочих равных условиях продукцию выгоднее закупать у поставщика А, поскольку это дает экономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку.
Метод материального обеспечения на основе плановых заданий.
Данный метод основывается на детерминированном расчете потребности в материалах. При этом предполагаются известными первичная потребность на определенный период, структура изделий в виде спецификаций, позволяющая определить вторичную потребность, и возможная дополнительная потребность.
При обеспечении материалами на основе плановых заданий размер заказа определяется исходя из нетто-потребности с учетом планируемого поступления и наличия материалов на складе. Заказ материала производится только в том случае, если общая потребность превышает наличные запасы.
Определение экономического размера заказа.
Экономичным размером заказа является величина партии материалов, которая позволит сократить до минимума ежегодную общую сумму расходов на выполнение заказа и хранение материалов. Методика определения экономичного размера заказа заключается в сравнении преимущества и недостатков приобретения материалов большими и малыми партиями и выборе размера заказа, соответствующего минимальной величине общих расходов на пополнение запасов.
Системы с фиксированной периодичностью заказа
(через равные промежутки времени)
T1 =T2 =T3
qmax t1 =t2 =t3 - время выполнения заказа
q1 q2 q3
Точка Заказа
Т1 tТ2 Т3 Т
Этот метод используется:
- для малостоящих товаров,
- когда затраты на хранение низкие,
- когда издержки незначительные, если кончился запас,
- когда заказывается материал один из многих у одного поставщика,
- когда скидки существенно определяют партию заказываемого товара,
- при относительно постоянном уровне спроса.
Qзак = qmax - qф +pt + qрез
qф - фактическое количество;
pt - потребление за время выполнения заказа;
qрез -резерв
Достоинства метода:
- простота
- регулирование запаса осуществляется 1 раз между периодами заказов
Недостатки:
- необходимость делать заказ даже на незначительное количество
- опасность возникновения дефицита
Системы с фиксированным объемом заказа
(подразумевает поступление материалов равными, заранее определенными партиями через разные промежутки времени)
qmax Qзак = const.
ТЗ
Заказ делается в точке заказа и выполняется в течении времени t
Примечания:
- используется для дорогостоящих товаров и материалов
- товары составляют лишь небольшую долю продукции, выпускаемой поставщиком
- есть регулярная проверка запасов,
- физическое наличие товара легко поддается учету.
Характеристики:
- материалы поступают равными партиями, что снижает затраты по доставке и созданию запасов,
- требуется систематический контроль (растут издержки по хранению),
- высокая стоимость предметов снабжения,
- высокая стоимость хранения,
- высокая уровень ущерба,
- непредсказуемый характер спроса.
Расчет оптимального размера производимой партии.
Экономический размер партии - такая величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на запасы при определенных условиях и ценах.
Методика определения экономического размера партии заключается в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении экономического размера партии используются следующие допущения:
- общее число единиц, составляющее годовую потребность, известно;
- величина спроса постоянна;
- выполнение заказов происходит немедленно;
- расходы на оформление заказа не зависят от величины партии;
- цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде.
Определяем затраты на приобретение материалов.
Смат = Ц*q,
где Ц - цена товара,
q - объем партии)
С1 - затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы, административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.
(Схр - затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесут. расход)
t=q/p
С2 - затраты на хранение единицы товара,
q - хранимый запас,
p - среднесуточный расход.
Cобщ =Ц*q+C1 +Cхр
(общая величина затрат на партию)
Общая зависимость от величины партии
С Формула Уилсона
Схр
(P- суточная потребность (ед/сутки))
qопт С1 (A- годовая потребность (ед/год)).
Зная qопт можно определить оптимальное число поставок в год = nопт A/ qопт
Эта задача становится более сложной в случае, если условия задачи допускают возможность временного дефицита и предоставления оптовой скидки в зависимости от размера заказываемой партии.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА
1. Сущность цели и задачи производственной логистики.
2. Типы производственных систем.
3. Варианты логистических производственных систем.
4. Экономичность производственных логистических систем.
Сущность, цели и задачи производственной логистики
П po изв o д c тв e нн a я л o ги c тик a - этoyпpaвлeниe мaтepиaльными пoтoкaми в cфepe пpoизвoдcтвa мaтepиaльныx блaг и ycлyг.
Ц e лью пpoизвoдcтвeннoй лoгиcтики являeтcя o птимиз a ция м a т ep и a льны x п o т o к o в вн y т p и п pe дп p иятий , coздaющиx мaтepиaльныe блaгa или oкaзывaющиx тaкиe мaтepиaльныeycлyги, кaк xpaнeниe, фacoвкa, paзвecкa, yклaдкa и дp.
В интeгpиpoвaннoм видeз a д a чи пpoизвoдcтвeннoй лoгиcтики мoгyт быть cфopмyлиpoвaны cлeдyющим oбpaзoм:
· плaниpoвaниe и диcпeтчepизaция пpoизвoдcтвa нaocнoвe пpoгнoзa пoтpeбнocтeй в гoтoвoй пpoдyкции и зaкaзoв пoтpeбитeлeй;
· paзpaбoткa плaнoв-гpaфикoв пpoизвoдcтвeнныx зaдaний цexaм и дpyгим пpoизвoдcтвeнным пoдpaздeлeниям пpeдпpиятия;
· paзpaбoткa гpaфикoв выпycкa пpoдyкции, coглacoвaнныxcocлyжбaми cнaбжeния и cбытa;
· ycтaнoвлeниe нopмaтивoв нeзaвepшeннoгo пpoизвoдcтвa и кoнтpoль зa иxcoблюдeниeм;
· oпepaтивнoeyпpaвлeниe пpoизвoдcтвoм и opгaнизaция выпoлнeния пpoизвoдcтвeнныx зaдaний;
· кoнтpoль зa кoличecтвoм и кaчecтвoм гoтoвoй пpoдyкции;
· yчacтиe в paзpaбoткe и peaлизaции пpoизвoдcтвeнныx нoвoввeдeний;
· кoнтpoль зaceбecтoимocтью пpoизвoдcтвa гoтoвoй пpoдyкции.
Лoгиcтичecкaя кoнцeпция opгaнизaции пpoизвoдcтвa включaeт cлeдyющиeocнoвныe пoлoжeния:
· oткaз oт избытoчныx зaпacoв;
· oткaз oт зaвышeннoгo вpeмeни нa выпoлнeниe ocнoвныx и тpaнcпopтнo-cклaдcкиx oпepaций;
· oткaз oт изгoтoвлeния cepий дeтaлeй, нa кoтopыe нeт зaкaзa пoкyпaтeлeй;
· ycтpaнeниe пpocтoeв oбopyдoвaния;
· oбязaтeльнoe ycтpaнeниe бpaкa;
· ycтpaнeниe нepaциoнaльныx внyтpизaвoдcкиx пepeвoзoк;
· пpeвpaщeниe пocтaвщикoв из пpoтивocтoящeй cтopoны в дoбpoжeлaтeльныx пapтнepoв.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.
Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях.
На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.
На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Традиционная и логистическая концепции организации производства
Традиционная концепция организации производства предполагает:
- никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;
- изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;
- иметь максимально большой запас материальных ресурсов на всякий случай.
Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий рынка продавца , в то время как логистическая концепция — для условий рынка покупателя.
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
- отказ от избыточных запасов;
- отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;
- отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;
- устранение простоев оборудования;
- обязательное устранение брака;
- устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
- превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.
Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов весь мир решал эту задача за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.
Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем.
Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% - временные работники. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы должен дополняться соответствующим резервом средств труда.
Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике
Новая философия организации производства: интеграция процессов снабжения производства, сбыта, транспортировки и представление производства как системы, четко ориентированной на рынок (система “своевременного производства”)
В США “Своевременное производство” состоит из 4-х элементов:
- своевременная сборка готовых изделий из узлов
- своевременная продажа готовых изделий
- своевременная закупка материальных ресурсов
- своевременный запуск материальных ресурсов в производство
Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий , принципиально отличающиеся друг от друга.
Толкающие системы
Первый вариант носит название толкающая система и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток выталкивается получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.
Рис. Принципиальная схема толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы.
Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.
Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры выталкиваемого на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако, чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.
На практике реализованы различные варианты толкающих систем, известные под названием системы МРП , в частности МРП-1 (Material Reguirement Planning , MRP); МРП-2 (Manufacturing Resources Planning , MRP).
Возможность их создания обусловлена началом массового использования вычислительной техники.
Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:
- обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;
- в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия - снабженческих, производственных, сбытовых.
В современных, развитых вариантах систем МРП решаются также различные задачи прогнозирования. В качестве метода решения задач широко применяется имитационное моделирование и другие методы исследования операций.
Тянущие системы
Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название тянущая система и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей на последующую технологическую операцию по мере необходимости.
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.
Сравнение толкающей и тянущей систем
Характеристики | Тянущая | Толкающая |
1. Закупочная стратегия (снабжение) | Ориентирована на небольшое число поставщиков, поставки частые, небольшими партиями, строго по графику | Ориентация на значительное число поставщиков, поставки в основном нерегулярные, крупными партиями |
2. Производственная стратегия | Ориентация производства на изменение спроса, заказов | Ориентация на максимальную загрузку производственных мощностей. Реализация концепции непрерывного производства |
3. Планирование производства | Начинается со стадии сборки или распределения | Планирование под производственные мощности |
4. Оперативное управление производством | Децентрализовано. Производственные графики составляются только для стадии сборки. За выполнением графиков других стадий наблюдает руководство цехов | Централизованное. Графики составляются для всех цехов. Контроль осуществляется специальными отделами (плановыми, диспетчерскими бюро) |
5. Стратегия управление запасами | Запасы в виде незадействованных мощностей (станков) | Запасы в виде излишков материальных ресурсов (сырье) |
5.1 Управление страховыми запасами | Наличие страховых запасов говорит о сбое в производственном процессе т.к. складские площади почти не предусмотрены | Страховой запас постоянно поддерживается на определенном уровне |
5.2 Управление операционными заделами (запасы на рабочих местах) | Операционный задел минимален за счет синхронизации производства | Операционный задел не всегда минимален из-за несинхронности смежных операций, различной пропускной способности оборудования, его плохой расстановки, неэффективного выполнения транспортно-складских работ |
5.3 Управление запасами готовой продукции | Запасы практически отсутствуют из-за быстрой отправки готовой продукции заказчику. Излишних запасов не бывает, т.к. размер партии готовых изделий сориентирован на заказ | Запасы могут быть больш. из-за: - несвоевременности изготовления продукции - несвоевременности отправки готовой продукции - размер партии готовых изделий сориентирован на годовую программу без учета колебаний спроса |
6. Использование оборудования и его размещение | Универсальное оборудование, которое размещено по кольцевому или линейному принципу | Специализированное оборудование, размещенное по участкам, а также частично универсальное оборудование, расположенное линейно |
7. Кадры | Высоко квалифицированные рабочие-многостаночники (универсалы) | Узко специализированные рабочие, но есть и рабочие-многостаночники |
8. Контроль качества | Поставка качественных материальных ресурсов, компонентов, изделий. Сплошной контроль качества осуществляет поставщик | Сплошной или выборочный контроль на всех стадиях производства, что удлиняет производственный процесс |
9. Распределительная стратегия | Размер партии готовых изделий равен размеру заказа. Ориентация на конкретного потребителя. Изготовление с учетом специфических требований заказчика Организация послепродажного обслуживания | Размер партии готовой продукции соответствует плановуму выпуску. Ориентация на “усредненного потребителя”. Организация послепродажного обслуживания |
Для того чтобы понять механизм функционирования тянущей системы, рассмотрим пример, изображенный на рисунке.
Рис. Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы
Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток вытягивается каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.
На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему Канбан (в переводе с японского - карточка), разработанную и впервые в мире реализованную фирмой Тоёта (Япония).
Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено.
Система Канбан позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы Тоёта составляет 77 дол., в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 дол. Система Канбан позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.
Эффективность обеспечивается соблюдением нескольких правил :
1. Последующий этап вытягивает неоходимые изделия с предыдущего этапа в необходимом количестве и в строго установленное время.
2. На участках изготовления \ обработки не может быть изготовлена ни одна деталь, пока не будет получена производственная карточка, разрешающая производство.
3. Количество карточек канбан должно строго соответствовать количеству продукта.
4. Ни одна деталь не производится если нет производственной карточки.
5. Различные детали должны изготавливаться в той последовательности в которой поступали карточки.
6. Бракованная продукция не должна поступать на следующий участок.
7. Количество карточек должно д.б. минимально, т.к. оно отражает максимальный запас деталей. Право изменять количество карточек принадлежит среднему управляющему персоналу.
8. На каждый контейнер приходится 1 транспортировочная карточка и 1 производственная карточка, число контейнеров рассчитывается менеджером по производству.
9. Применяются только стандартные контейнеры в которых помещается определенное количество деталей.
Существующие производственные логистические системы
“Шодзинка”
Заключается в регулировании количества задействованных на участке рабочих при колебании спроса на продукцию.
Условия для реализации:
- V образное или линейное расположение оборудования (по ходу технологического процесса, рабочие могут быстро перейти на другой участок),
- наличие хорошо подготовленных рабочих-многостаночников, владеющих разными специальностями.
Система профессиональной ротации
Предполагает обучение рабочих нескольким специальностям с целью превращения их в универсалов.
Общая эксплуатационная система
Нацелена на максимальное использование оборудования. Позволяет сократить простои, время на переналадку и т.п. Система 4-8-4-8-4 (4 часа профилактики, 8 - работы)
Дзидоко
Автономный контроль качества на каждом рабочем месте.
Для внедрения системы потребовалось 10 лет. Она нацелена на выпуск разнообразной продукции.
Производство методом “Точно во время”
Позволяет выявить проблемы, которые не видны из-за избыточных запасов и лишнего персонала.
Идея системы - производить и поставлять готовые изделия как раз к моменту их реализации. Отдельные детали - к моменту сборки узлов. Узлы и комплектующие - к моменту сборки изделия вцелом.
Система предусматривает уменьшение размера партий обрабатываемых деталей; Сокращение задела; Сведение к минимуму объемов запасов практически невозможно без существенного сокращения времени на переналадку оборудования.
Условия применения системы - высокий уровень автоматизации, синхронизация производственных процессов, высокий уровень культуры производства, высокое качество продукции, высокая производительность, ликвидация складских помещений, сокращение длительности цикла.
Система “Точно в срок”
Предполагает сокращение до возможных пределов разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства и временем их потребления. Данная система минует промежуточное складирование (производство без запасов, работа с колес). Применение системы требует синхронизации мат. потока и тех. операций.
Применение системы Канбан без системы “Точно во время” и “Точно в срок” невозможно .
Система ОПТ
“Оптимизированная производственная технология” - система организации производства и снабжения, разработанная израильскими и американскими специалистами в 80-е годы, “Израильский Канбан”.
Цель - выявление в производстве узких мест или, по терминологии создателей, “критических ресурсов ”, в качестве которых выступают сырье, материалы, машины, оборудование, тех. процессы, персонал.
Система JIT (ДЖИТ)
Сведение к минимуму простоев в ожидании материалов и обеспечить полную сбалансированность процессов перевозок, производства, монтажа, их синхронизация.
Варианты системы:
- Производство одновременно с монтажом (сборкой) - “сборка с колес”.
- Закупка одновременно с производством (в организацию производства вовлекаются субпоставщики) при изготовлении продукции участвуют несколько самостоятельных предприятий: 1 генподрядчик, другие - субпоставщики, которые изготовляют и поставляют на головное предприятие отдельные составные части изделия.
Система “Семь 0”
Модификация системы JIT. Ее особенности:
- 0 дефектов (высокое качество),
- 0 простой (мин. Время наладки при смене изделия),
- 0 размер партии на рабочем месте,
- 0 потери времени и затрат на транспорт,
- 0 сверхнормативной продукции,
- 0 простоев при устранении неисправностей,
- 0 длительность цикла (итог 6 первых пунктов),
0 не означает сведение к абсолютному нулю, а минимизацию, к которой мы стремимся.
Система CIM
Синхронизация движения материальных и информационных потоков, т.е. обеспечивается неконфликтное существование 2 параллельных потоков.
Метод позволяет получить любую информацию о месте нахождения и состоянии материального потока.
Эффективность производственной логистики
Известно, что 95-98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.
Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош-Сименс, Мицубиси, Дженерал моторс один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта .
Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.
1. Производство ориентируется на рынок . Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.
2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.
3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.
4. Оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запаса на 50%.
5. Сокращается численность вспомогательных рабочих . Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.
6. Улучшается качество выпускаемой продукции.
7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oneрация - это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций - это сокращение потерь.
8. Улучшается использование производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений.
9. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
1. Понятие, принципы, функции и цели распределительной логистики.
2. Логистические цепи и каналы распределения.
3. Оптимизация товародвижения.
4. Показатели и термины распределительной логистики.
Р ac п pe д e лит e льн a я л o ги c тик a - этo кoмплeкc взaимocвязaнныx фyнкций, peaлизyeмыx в пpoцeccepacпpeдeлeния мaтepиaльнoгo пoтoкa мeждypaзличными oптoвыми пoкyпaтeлями, т.e. в пpoцecceoптoвoй пpoдaжи тoвapoв. Пpoцeccpoзничнoй пpoдaжи в лoгиcтикe, кaк пpaвилo, нepaccмaтpивaeтcя.
Рacпpeдeлитeльнaя лoгиcтикacтpoитcя нacлeдyющиx лoгиcтичecкиx пpинципax:
· кoopдинaция вcex пpoцeccoв тoвapoдвижeния, нaчинaя oт финишныx oпepaций тoвapoпpoизвoдитeля и зaкaнчивaя cepвиcoм пoтpeбитeля;
· интeгpaция вcex фyнкций yпpaвлeния пpoцeccaми pacпpeдeлeния гoтoвoй пpoдyкции и ycлyг, нaчинaя c oпpeдeлeния цeлeй и зaкaнчивaя кoнтpoлeм;
· aдaптaция кoммepчecкoгo, кaнaльнoгo и физичecкoгo pacпpeдeлeния к пocтoяннo мeняющимcя тpeбoвaниям pынкa и, в пepвyю oчepeдь, к зaпpocaм пoкyпaтeлeй;
· cиcтeмнocть кaк yпpaвлeниe pacпpeдeлeниeм в eгo цeлocтнocти и взaимoзaвиcимocти вcex элeмeнтoв cбытoвoй дeятeльнocти;
· кoмплeкcнocть, т.e. peшeниe вceй coвoкyпнocти пpoблeм, cвязaнныx c yдoвлeтвopeниeм плaтeжecпocoбнoгo cпpoca пoкyпaтeлeй;
· oптимaльнocть, кaк в cooтнoшeнии чacтeй cиcтeмы, тaк и в peжимe ee фyнкциoниpoвaния;
· paциoнaльнocть, кaк в opгaнизaциoннoй cтpyктype, тaк и в opгaнизaции yпpaвлeния.
Рacпpeдeлитeльнaя лoгиcтикa oxвaтывaeт вecь кoмплeкc зaдaч пo yпpaвлeнию мaтepиaльным пoтoкoм нa yчacткe пocтaвщик - пoтpeбитeль, нaчинaя oт мoмeнтa пocтaнoвки зaдaчи peaлизaции и зaкaнчивaя мoмeнтoм выxoдa пocтaвлeннoгo пpoдyктa из cфepы внимaния пocтaвщикa. Сocтaв зaдaч pacпpeдeлитeльнoй лoгиcтики нa микpo- и нa мaкpoypoвнe paзличeн.
Нa ypoвнe пpeдпpиятия, т.e. нa микpoypoвнe, лoгиcтикa cтaвит и peшaeт cлeдyющиe зaдaчи:
· плaниpoвaниe пpoцecca peaлизaции;
· opгaнизaция пoлyчeния и oбpaбoтки зaкaзa;
· выбop видa yпaкoвки, пpинятиe peшeния o кoмплeктaции, a тaкжe opгaнизaция выпoлнeния дpyгиx oпepaций, нeпocpeдcтвeннo пpeдшecтвyющиx oтгpyзкe;
· opгaнизaция oтгpyзки пpoдyкции;
· opгaнизaция дocтaвки и кoнтpoль зa тpaнcпopтиpoвaниeм;
· opгaнизaция пocлepeaлизaциoннoгo oбcлyживaния.
Нa мaкpoypoвнe к зaдaчaм pacпpeдeлитeльнoй лoгиcтики oтнocят:
· выбop cxeмы pacпpeдeлeния мaтepиaльнoгo пoтoкa;
· oпpeдeлeниe oптимaльнoгo кoличecтвa pacпpeдeлитeльныx цeнтpoв (cклaдoв) нa oбcлyживaeмoй тeppитopии;
· oпpeдeлeниe oптимaльнoгo мecтa pacпoлoжeния pacпpeдeлитeльнoгo цeнтpa (cклaдa) нa oбcлyживaeмoй тeppитopии, a тaкжe pяд дpyгиx зaдaч, cвязaнныx c yпpaвлeниeм пpoцeccoм пpoxoждeния мaтepиaльнoгo пoтoкa пo тeppитopии paйoнa, oблacти, cтpaны, мaтepикa или вceгo зeмнoгo шapa.
Отличия логистики распределения от логистики закупок состоят в том, что процесс распределения продукции и процесс закупок проходят в разных звеньях сферы обращения, протекают неодинаково и имеют различные целевые задачи.
В распределительной логистике исполнитель - предприятие изготовитель, в закупочной - покупатель. Логистические операции и издержки могут быть многовариантны в зависимости от условий поставки.
Граница между распределительной и закупочной логистикой подвижна, но правила, определяющие эту подвижность стабильные и четкие.
Функции распределительной логистики:
- выгодно спланировать распределение,
- выгодно реализовать распределение,
- выгодно продать товар.
Цели распределительной логистики (у предприятия-изготовителя):
- обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг,
- обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг,
- постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках,
- обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения,
- совершенствовать условия поставки,
- устанавливать устойчивые контакты с потребителями,
- следить за выполнением заказов на поставку,
- создавать новые склады на рынках потребителя,
- обеспечивать экстренные нужды потребителей,
- создавать и поддерживать необходимый уровень ТМЗ,
- обеспечивать максимальный сервис
Логистический сервис создается для следующих целей:
- поддержание больших объемов ТМЗ
- безупречная система транспортировки
- наличие множества складов на разных рынках
- организация дополнительный точек сервисного обслуживания и консультирования клиентов
Затраты на сервис долговременные и эффект проявляется не сразу.
эффект
Кривая насыщения - дальнейшие вложения не влекут эффекта.
Деньги на сервис, потраченные меньше определенной суммы, также не дают эффекта.
Минимизация издержек на распределение обеспечивается:
- экономичной и дешевой системой транспорта,
- поддержанием небольших товаро-материальных запасов,
- оптимизацией количества, расположения и единичной мощности складов.
Некоторые фирмы часть своих товаро-материальных запасов хранят на самом предприятии или недалеко от него , остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может иметь собственные арендованные склады, арендованные места.
Уровень контроля товаро-материальных запасов (ТМЗ) выше на своем складе, но фирме труднее гибко реагировать на спрос.
Общественный склад - высокие издержки, но зато предоставляются дополнительные услуги - контроль и охрана. Фирма может легко переместиться на другой рынок.
Логистические цепи (логистический канал, канал распределения)
Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного предприятия до другого, от производства и до потреблении материальных ресурсов.
По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние :
Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за пределами предприятия. Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочные и длительные .
Внутренние – образуются между участками самого предприятия, как правило циклические и периодически возобновляются.
Классы сложности логистических цепей
1. Простая логистическая цепь
продавец покупатель
Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями, которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем.
2. Логистическая цепь средней сложности
Посредник Перевозчик
3. Сложные логистические цепи
биржа
посредники посредники
продавца покупателя
Пример сложной цепи при ж/д перевозках
03
04
01 02 07 08
05
06
01 - продавец,
02 - посредник отделения ж/д - перевозчик купленных товаров,
03 - орган ж/д, сдающий в аренду участок ж/д пути на грузовой станции,
04 - погрузочно-разгрузочная организация, которая предоставляет на прокат технику для отгрузки,
05 - организация или фирма, предоставляющая бригаду грузчиков для разгрузки,
06 - экспертные организации,
07 - автотранспортные организации, перевозчик грузов со станции,
08 – покупатель.
4. Сверхсложная цепь - древовидный граф
Упрощение логистической цепи происходит в случае, когда посредником выступает торгово-закупочная организация со своим складом, транспортом, экспертами.
При выборе канала распределения рекомендуется учитывать особенности конечных потребителей:
- местоположение потребителей,
- количество потребителей,
- концентрация потребителей,
- величина среднеразовой закупки,
- уровень доходов потребителей,
- закономерности поведения потребителей при покупке,
- объем услуг, который хотели бы получать потребители.
Возможности выбора поведения и определяющие факторы для фирмы производителя:
- если фирма малая, то ей выгоднее участвовать в коротких системах распределения,
- возраст фирмы (для молодой фирмы предпочтительнее короткие цепи),
- финансовые возможности,
- месторасположение на рынке,
- фактор конкуренции,
- управление маркетинговой деятельностью,
- охват рынка,
- доступность информации о рынке,
- мощность предприятия,
- та стратегия или политика, которой придерживается предприятие в области распределения (если политика пассивная - цепи длинные),
Преимущества коротких каналов распределения:
- непосредственное изучение своего рынка,
- контроль за ведением торговых операций,
- экономия на посредниках,
- тесное сотрудничество с потребителями,
- возможность проведения научных разработок с участием потребителей,
- возможность развития контрактных отношений со своими непосредственными потребителями,
- формирование системы постоянных заказов.
Преимущества использования посредников:
- помогает поддерживать контакт со множеством торговых точек,
- посредник может действовать в качестве агента по закупке для розничного торговца и как агент по сбыту для производителя,
- фирма может не иметь своих складов а переложить обязанность хранения на посредников,
- выход на рынок через посредника с опытом работы доставляет товар эффективнее,
- снижаются затраты на доставку товара конечному потребителю, снижается штат сотрудников отдела сбыта, затраты на организационную структуру.
Методы оптимизации товародвижения
Для решения задач оптимизации необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов.
Оптимизация обычно осуществляется по критериям:
Прибыль. Этот критерий дает количественную оценку деятельности фирмы, связанной со всем комплексом операций товародвижения.
Минимизация затрат обращения и товародвижения. Возможным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия:
- создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя),
- экономическое объединение производства и сбыта,
- выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.
Возникает ряд проблем - предприятие должно решить ,
в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж;
может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок;
насколько целесообразно складировать товар по месту производства или на рынке сбыта.
Выбор схемы товародвижения зависит от целей оптимизации , поставленных предприятием:
min сроки поставки или max уровень сервиса,
max прибыли,
min издержки.
Показатели и базовые понятия распределительной логистики
Товар - это предмет или действие, обладающее полезными потребительскими свойствами и предназначенное для продажи.
Товародвижение заключается в сочетании экономических и физических процессов перехода товара из сферы производства в сферу обращения.
Звенность - число переходов товара от одного владельца к другому.
Складская звенность - число перевозок товара от одного склада к другому.
Связь между товародвижением и товарооборотом
Товарооборот (ТО) - процесс купли-продажи, обмена товара на деньги. Товарооборот измеряется в стоимостных и натуральных единицах.
Валовый товарооборот - сумма всех продаж товара на пути от производителя к потребителю.
Чистый товарооборот - освобожденный от повторного счета (от перепродаж) = конечной продаже товара.
Коэффициент звенности Кзв= Валовый ТО / Чистый ТО
Средний коэффициент звенности (перепродаж) для розничной торговли
Кзв= (Валовый ТО + запас)/(Чистый ТО+ запас)
Равномерность поставки - характеризует поступление товара равными частями в равные промежутки времени.
Ритмичность поставки - соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных контрактом с учетом сезонных и циклических особенностей производства или потребления.
Степень ритмичности поставки показывает соответствие установленным срокам поставки.
Обратная величина - число периодов поставки.
Кар = - коэффициент аритмичности.
Пф - поставка фактическая,
Пд- по договору чем ближе этот коэффициент к 0, тем ритмичнее поставка.
Коэффициент вариантности поставки - показатель, обратный коэффициенту равномерности, который вычисляется как %-е отношение среднеквадратического отклонения s поставка от среднего уровня поставки.
Уровень каналов товародвижения - количество торговых посредников, принимающих на себя права собственности на товар.
Товарный запас и товарооборачиваемость:
Для товара действуют две цели:
- удовлетворять нужды потребителя,
- приносить прибыль производителю.
Пока товар не продан , он является запасом. Конечная цель ТМЗ - быть проданным. Поэтому покупатель и продавец стремятся к тому, чтобы товарный запас как можно быстрей прошел по каналам на рынок.
Запас не приносит владельцу никаких выгод, кроме затрат на хранение.
Оптимальная величина товарного запаса прочно связана с конъюнктурой рынка. Но существуют искусственно сформированные товарные запасы (придерживание товара, монополия).
Товарооборачиваемость - понятие, усредняющее кругооборот товарной массы, который представляет собой законченный процесс.
Конечная цель процесса вовлечения товара в сферу обращения - передача товара в сферу потребления.
На товарооборачиваемость влияют:
- соотношение спроса и предложения,
- потребительские свойства товара,
- сложность ассортимента товара,
- организация завоза товара в разные точки потребления,
- географические особенности региона.
Показатели товарооборачиваемости:
- объем товарного запаса, выраженный в количественном или стоимостном выражении,
- резервный товарный запас,
- Min уровень товарного запаса,
- Max уровень товарного запаса,
- структура товарного запаса (определяется поступлениями из всех источников).
Уровень товарного запаса - средний товарный запас за период времени:
З месяца = (З нач + Зкон ) / 2 - средний запас за месяц,
Зквартал =(З1 +З2 +З3 ) / 3 - средний запаса за квартал (за 3 месяца)
Средний хронологический запас: регистрируется запас в определенные дни месяца, и берется их среднее.
Запасоемкость - устраняет влияние факторов размерности торговой организации и предназначен для сравнения уровней запасов разных организаций. При этом делается предположение, что размер запаса находится в прямой зависимости от товарооборота.
Обеспеченность товарооборота товарным запасом - отражает число дней торговли, на которое хватает товарного запаса.
Зобесп i =Зк i /mi
Зк i - конечный товарный запас,
mi - однодневный товарный запас i-го товара).
Характеристики процесса товарооборачиваемости:
- скорость обращения (количество оборотов товарной массы в единицу времени). Скорость зависит от продолжительности исследуемого периода.
- время обращения. Время одного оборота характеризует количество дней, в течении которых товар находится в форме запаса (которое проходит с момента поступления товара в сферу обращения до его продажи).
Эф=П/C - Эффективность
П - прибыль,
С - количество оборотов.
Оптимальный размер товарного запаса. Простейший метод расчета - нахождение среднего значения.
Существуют также методы:
- опытно-статистический (основывается на статистической отчетности о товарном запасе и дальнейшем его анализе),
- метод экспертных оценок, основан на субъективной оценке текущего момента и перспектив развития,
- расчетно-экономический метод. Суть его в том, что объем товарного запаса разбивается на составные сегменты и оптимизация проводится по формуле:
Ni =ai +bi +1/2ci +di
ai - запас на время приемки и предпродажной подготовки i-го товара,
bi - рабочий запас i-го товара,
1/2ci - половина текущего запаса,
di - страховой запас i-го товара.
N = S Ni - общий оптимальный запас
Наиболее применяемый - экономико-математический метод экстраполяции, заключается в перенесении темпов, которые сложились в настоящем и прошлом на будущее.
Формула Уилсона:
R - размер покупательского спроса,
С1 - (определяется по оптимальному рынку товара) считаются все статьи издержек, кроме транспортных. В розничной торговле С1 - затраты на хранение, сортировку, упаковку, содержание холодильников, % за кредит, порча товара, страховой запас и т.д. Для отдельной фирмы - все, что куплено, но не продано - весь товарный запас.,
С2 - все затраты на транспортировку.