Расчетные нормы книгообеспеченности учащихся, учителей, штатов в библиотеке сельской школы (Методические рекомендации)

СОДЕРЖАНИЕ: Расчетные нормы книгообеспеченности учащихся, учителей, штатов в библиотеке сельской школы

РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ, ШТАТОВ В БИБЛИОТЕКЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

(Методические рекомендации)

Составитель Сергеева Р.В., главный редактор Сизов Б.Н.-М.,1995.-33с.

Предисловие

Руководители органов управления народным образованием, инспектора и методисты по библиотечным фондам учебников, директора школ, заведующие школьными библиотеками (библиотекари) найдут в настоящей работе материал о результатах научно-исследовательских работ (НИР) по определению норм книгообеспеченности учащихся и учителей, штатов школьной библиотеки, рекомендации по применению этих расчетных норм в практике школьной библиотеки, типовые операционные и комплексные нормы времени на библиотечные процессы, качественные и количественные параметры школьной библиотеки.

Основой для расчета книгообеспеченности явилась Библиографическая модель библиотечного фонда школьной библиотеки1 , разработанная ГНПБ им. К.Д. Ушинского совместно с Государственной Республиканской детской библиотекой (ГРДБ), Российской Академией образования (РАО), для расчетов штатов – существующие типовые нормы времени на операционные библиотечные процессы. В определении расчетных норм принимала участие специалист из ГРЮБ Михнова И.Б.

Действующими нормативами не предусмотрена целая штатная единица библиотечного работника для средней школы без параллельных классов, т.е. с 13-ю классами-комплектами. Расчетные же нормы определяют 1 штатного работника уже на неполную среднюю (основную) школу с 9-ю классами-комплектами.

Расчетные нормы книгообеспеченности учащегося, учителя в школьной библиотеке определены впервые, их можно применять и в городской школе, т.к. Библиографическая модель была составлены с учетом литературы, указанной в учебных программах общеобразовательной школы.

Приведенные величины книгообеспеченности являются оптимальными.

  1. Определение расчетных норм книгообеспеченности учащихся, учителей.

Значение книгообеспеченности в определении оптимальной величины фонда.

Методисты по библиотечным фондам учебников, библиотекари часто задают вопрос об оптимальной величине библиотечного фонда школьной библиотеки.

Оптимальный объем фонда не должен превышать возможностей его использования читателями. Если читатель находит в библиотеке нужную ему литературу, то это означает, что состав и величина фонда удовлетворительны.

Однако ни одна библиотека не может планировать стопроцентное удовлетворение потребностей читателей собственным фондом, особенно школьная (при скудных ассигнованиях на комплектование и существующем негарантированном книгоснабжении)2 .

Расчеты по массовым библиотекам показали, что для выполнения всех читательских запросов требуется фонд в 5-15 раз больший, чем для удовлетворения 75% запросов.

Величину фонда можно рассчитать, зная книгообеспеченность, т.е. Ф (величина фонда) = К (книгообеспеченность) * А (количество читателей-абонентов).

Таким образом, задача нахождения оптимальной величины библиотечного фонда может быть решена при определении оптимальной величины книгообеспеченности. Одна из научно-исследовательских работ ставила и решала эту задачу.

В соответствии с расчетами, которые представляют интерес для специалиста (даются ниже), приводим величину книгообеспеченности для учащихся 1,2,3 ступеней обучения, для учителя (учебно-методической литературой) начальных классов и предметника.

1. Книгообеспеченность одного учащегося 1-ой ступени (1-4 кл.) сельской малокомплектной школы (с учетом небольших объемов изданий детской литературы)

У

К1m = 29,6 книги

  1. Книгообеспеченность одного учащегося сельской начальной школы (1-4 кл.)

У

Кн = 29,6 книги

  1. Книгообеспеченность одного учащегося 2-ой ступени (5-9 кл.) сельской малокомплектной школы

У

К2m = 28,9 кн.

  1. Книгообеспеченность одного учащегося 2-ой ступени (5-9 кл.) сельской основной школы

У

К2с = 22,8 книги

  1. Книгообеспеченность одного учащегося 3-ой ступени (10-11 кл.) сельской малокомплектной школы

У

К3m = 52,2 книги

  1. Книгообеспеченность одного учащегося 3-ой ступени (10-11 кл.) сельской средней школы

У

К3с = 49,8 кн.

  1. Книгообеспеченность одного учителя начальных классов начальных классов сельской школы

Кн1уч = (Януч *Энуч )/Ун = (41*0,5)/1 = 20,5 книги

  1. Книгообеспеченность одного учителя-предметника сельской школы (средней основной)

Кн1у ч-п = (Яс1уч-п *Эсуч-п )/Ус = (234кн.* 0,5)/12=9,8 книги

  1. Книгообеспеченность одного учителя-предметника сельской малокомплектной школы

Кн 1уч-п = (Ян1уч-п *Энуч-п )/Ун = (249 кн.*0,5)/12 = 10,4 книги

1.2. Расчет книгообеспеченности учащихся, учителя.

В основу расчета норматива книгобеспеченности одного учащегося положена формула выведения показателя книгобеспеченности для массовых библиотек:3

К=Ф/А

где К-книгообеспеченность, Ф-объем фонда, А – число абонентов (читателей).

При этом нужно иметь в виду, что библиотечный фонд школьной библиотеки (без учебников) состоит из ядра фонда, типового для всех школьных библиотек и позволяющего обеспечить нормальный ход учебно-воспитательного процесса в соответствии с типовыми программами (в него включаются также произведения мировой классики и современной художественной литературы, научные издания, необходимые по оценкам экспертов, для воспитания культуры чтения, социального и профессионального становления учащихся в процессе самостоятельного чтения, учебно-методическая и педагогическая литература для учителей, справочно-энциклопедические издания, литература по другим отраслям знания), и из так называемой сферы ядра фонда, составленной из изданий, комплектование которыми ведется школьной библиотекой с учетом конкретных педагогических задач и специфических краеведческих потребностей (особое место занимают в ней периодические издания).

Расчет нормативов книгообеспеченности учащегося, учителя основывается на количественных показателях Библиографической модели фонда сельской школьной библиотеки, которая принимается за ядро фонда, на Положении о фондах школьной библиотеки и их комплектовании4 , методических рекомендациях.

«В помощь комплектованию библиотечного фонда школьной библио­теки».5

Следует обратить внимание на то, что в качестве количественных показателей раздела ядра книжного фонда - справочные издания - выступает число этих изданий, равное 56 (самые необходимые справоч­ные издания в единственном экземпляре) (Приложение № 1).

Исходными данными выступают:

1. Число изданий для учащихся в ядре фонда, дифференцированное по следующим разделам ядра и видам чтения:

1.1 Для начальной сельской школы 1-ой ступени (1-4кл.).

1.1.1. Художественная литература для дополнительного (внекласс­ного и самостоятельного) чтения.- 531 издание.

1.1.2. Научно-популярная литература по отраслям знания для само­стоятельного чтения - 120 изданий.

1.2. Для 2-й ступени (5-9кл.):

1.2.1. Художественная литература - 221 издание.

1.2.1.1. Для чтения и изучения - 56 изданий.

1.2.1.2. Для чтения и обсуждения - 44 издания.

1.2.1.3.Для самостоятельного изучения - 221 издание.

/Основание: Примерная программа по литературе для школ с русским языком обучения. 5-11 классы /Гос. комитет СССР по народ­ному образованию.- М., 1990.- 40 с: Примерная (типовая) программа по курсу «Литература народов СССР» для школ с русским языком обучения /Гос. комитет СССР по народному образованию. НИИ содержания и методов обучения АПН СССР.- М., 1990.- 446 с./.

1.2.2. Научно-популярная, специальная литература по отраслям знания для самостоятельного чтения - 433 издания.

1.2.3. Литература для чтения на иностранных языках (английском, немецком, французском) - 9 изданий (по 3 издания на каждом языке).

1.2.4. Словари:

1.2.4.1. Русско-иностранные (русско-английский, -немецкий, фран­цузский) - 15 (по 3 экз. на 1 класс).

1.2.4.2. Иностранно-русские (англо-русский, -немецко, французско-) - 15 (по 3 экз. на 1 класс).

/Основание для пп. 1.2.4.: Библиографическая модель книжного фонда сельской школьной библиотеки/.

1.3. Для 3-ей ступени:

1.3.1.Художественная литература - 174 издания,

1.3.1.1. Для чтения и изучения - 26 изданий.

1.3.1.2.Для обзорного изучения - 30 изданий.

1.3.1.3. Для самостоятельного чтения - 77 изданий.

1.3.1.4. Для чтения и обсуждения (по выбору) - 41 издание.

Примечание: для пп. 1.2.-1.3. Поскольку в Библиографической модели фонда указываются НАЗВАНИЯ художественных произведений, а исходными данными для расчета нормативов книгообеспеченности служат ИЗДАНИЯ, то из всей совокупности авторов и художественных произведений, рекомендованных новыми типовыми учебными программами для разных видов чтения в 5-11 классах, учитывалось наличие крупных и ряда отдельных небольших произведений КАЖДОГО автора, выпускаемых, как правило, ОТДЕЛЬНЫМИ изданиями, в одном (наиболее важном из рекомендуемых) виде чтения. Например, произведения А.Платонова рекомендуются: рассказ - для чтения и изучения (2-я ступень), рассказ - для самостоятельного изучения (2-я ступень), «Чевенгур» - для самостоятельного изучения (3-я ступень), рассказы для обязательного изучения (3-я ступень) и для самостоятельного чтения (3-я ступень). В качестве исходных данных при расчете норматива книгообеспеченности берем 1 издание (сборник рассказов) для обязательного изучения на 2-й ступени (экземплярность - 1:2) и 1 издание (сборник повестей, в том числе «Чевенгур») для обзорного чтения на 3-й ступени (экземплярность - 1:10).

1.3.2. Научно-популярная, специальная литература по отраслям знания для самостоятельного чтения - 464 издания.

1.3.3. Литература для чтения на иностранных языках (английском, немецком, французском) - 9 (по 3 издания на каждом языке).

1.3.4. Словари:

1.3.4.1. Русско-иностранные (русско-английский,- немецкий, -французский) - 6 (по 3 экз. на 1 класс).

1.3.4.2. Иностранно-русские (англо-русский, немецко-, французско-) - 6 (по 3 экз. на 1 класс).

1.4. Для 2-й и 3-й ступеней:

1.4.1. Словари по отраслям знания - 6 изданий:

1.4.1.1.Школьный словарь иностранных слов - 1 экз.

1.4.1.2. Орфографический словарь для учащихся - 1 экз.

1.4.1.3. Школьный толковый словарь русского языка - 1 экз.

1.4.1.4. Школьный словарь антонимов русского языка - 1 экз.

1.4.1.5. Школьный словарь строения слов русского языка- 1 экз.

1.4.1.6. Школьный фразеологический словарь - 1экз.

2. ЧИСЛО ИЗДАНИЙ учебно-методической и педагогической литературы для учителей:

- начальной школы - 41 издание,

- малокомплектной школы - 249 изданий,

- учителей-предметников сельской школы - 234 издания.

3. ЭКЗЕМПЛЯРНОСТЬ изданий, находящихся в ядре фонда, частично дифференцированная по типам школ:

3.1. Художественная литература для чтения и изучения (2-я ступень, 3-я ступень) - 1:2, для малокомплектной школы - 1:1.

3.2. Художественная литература для самостоятельного изучения (2-я ступень, 3-я ступень) - 1:10.

3.3. Художественная литература для дополнительного чтения (вне­классного и самостоятельного) (1-я ступень, 2-я ступень, 3-я ступень) 1:5 /для малокомплектной школы - 1:3/.

3.4. Литература для обзорного (самостоятельного) изучения по учебным дисциплинам - 1:10.

3.5. Словари по отраслям знания - 1:5.

3.6. Словари русско-иностранные - 1:2.

3.7. Словари иностранно-русские - 1:3.

3.8. Книги для чтения на иностранных языках -1:5.

3.9. Учебно-методическая и педагогическая литература - 1-2 экз.6

Основание для п.З.: Положение о фондах школьной библиотеки и их комплектовании /ГНПБ им. К.Д.Ушинского.- М., 1990 /проект/.

4. НАПОЛНЯЕМОСТЬ классов и классов-комплектов, дифференци­рованная по ступеням и типам школ:

4.1. Наполняемость одного класса начальной и 2-й ступени основной сельской школы - 25 учащихся (см.Основание).

4.2. Наполняемость одного класса-комплекта 1-й ступени сельской малокомплектной школы - 10 учащихся (условно).

4.3. Наполняемость одного класса 2-й ступени сельской школы - 30 учащихся.

4.4. Наполняемость одного класса-комплекта 2-й ступени сельской малокомплектной школы - 10 учащихся.

4.5. Наполняемость одного класса 3-й ступени сельской школы - 30 учащихся.

4.6. Наполняемость одного класса-комплекта 3-й ступени сельской малокомплектной школы - 15 учащихся (см. Основание).

/Основание: Статистические материалы по общеобразовательным школам в 1989 году /Гос. комитет СССР по народному образованию.-М.,1990; Временное положение о средней общеобразовательной школе СССР (примерное): Приказ Госкомитета СССР по народному образова­нию от 7.07.89 N 565 // Бюл. Гособразования СССР. - 1989. - N9.-С.35-46/.

5. КОЛИЧЕСТВО КЛАССОВ И КЛАССОВ-КОМПЛЕКТОВ одной ступени сельской школы (при одной параллели):

5.1. Для 1-й ступени (1-4кл.) - 4 класса /2 класса-комплекта для малокомплектной школы/ (условно).

5.2. Для 2-й ступени (5-9кл.) - 5 классов.

5.3. Для 3-й ступени (10-11 кл.) - 2 класса.

Таким образом, для выведения формул книгообеспеченности учащихся и учителей (учебно-методической литературой) использовались следующие исходные данные:

- число названий в ядре фонда /Я/,

- экземплярность каждого названия ядра /Э/,

- наполняемость класса-комплекта /Н/,

- количество классов и классов-комплектов в каждой ступени каждого типа школы /ЧК/,

- число учебных дисциплин /У/ во всех ступенях.

Принято, что нормативы книгообеспеченности дифференцируются по четырем параметрам:

- по разделам /j/ ядра фонда школьной библиотеки: художественная литература, научно-популярная, специальная по отраслям знания, словари по отраслям знания, русско-иностранные, иностранно-русские, книги на иностранных языках,

- по видам чтения /К/: на 1-2 ступенях - литература /1 / для чтения и изучения; /2/ для чтения и обсуждения; /3/ для самостоятельного изучения, на 3 ступени - литература /1/ для обязательного изучения; /2/ для обзорного изучения; /3/ для самостоятельного чтения; /4/ для чтения и обсуждения (по выбору),

- по типу школы /1/: средняя, малокомплектная, основная.

- по ступеням школы /У/: 1-я ступень - 1-4 кл., 2-я ступень – 5-9 кл., 3-я ступень -10-11 кл.

1. Вывод формулы книгообеспеченности одного учащегося V-й ступени 1-го типа школы /с одной параллелью/:

1.1. Количество книг К-го вида чтения в j-м разделе ядра фонда для одного класса и класса-комплекта У-й ступени школы.

/ЯKjk k Y/

ЯKjy = (ЯKj /ЧKy )

Где ЯKj - количество названий К-го вида чтения в j-м разделе ядра фонда, ЧKy -количество классов комплектов у-ой ступени школы.

1.2. Норматив книгообеспеченности одного учащегося по К-му виду чтения j-го раздела ядра у-й ступени j-го типа школы/ККjiv / рассчитывается по формуле:

ККу jyi = ЯКk * ЭKy jyi , где ЯКk - количество К-го вида чтения в j-м разделе ядра фонда для одного класса и класса-комплекта у-й ступени школы, а ЭKy jyi - экземплярность К-го вида чтения в j-ом разделе ядра фонда у-ой ступени i-го типа школы.

1.3. Норматив книгообеспеченности одного учащегося по j-му разде­лу ядра фонда у-й ступени i-го типа школы

у jyi / рассчитывается по формуле Ку jyi = ККу jyi

1.4. Норматив КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ у-й ступени 1-го типа школы /Ку у // рассчитывается по формуле Кy Уi = Ку jyi

Наглядно (количественно) это представлено в Приложении №2.

2. Норматив КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ ОДНОГО УЧИТЕЛЯ сель­ской школы /К1уч / рассчитывается по формуле:

К1уч = (Яуч * Э1уч )/У

где Яуч - количество названий в ядре фонда педагогической и учебно-методической литературы, Э1уч - экземплярность одного назва­ния, У - число учебных дисциплин (количественно - в Приложении №3).

2. РАСЧЕТНЫЕ НОРМЫ ШТАТОВ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

В основу расчета (Приложение №4) штатов школьной библиотеки были положены «Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках» (М.: Центр. бюро нормативов по труду Госкомитета СССР по труду и соц. вопросам, 1989). При этом учитывалось количество читателей, объем новых поступлений.

В 1991 году вышли новые Типовые нормы времени7 ,8 поэтому в Приложении №4 приводятся (7) также те нормы времени, которые отличаются от ранее принятых.

Объем данной работы позволяет привести только расчет трудозатрат библиотечного работника школьной библиотеки, занимающего 0.5 ед. должности штатного сотрудника.

Принято считать, что полезный фонд рабочего времени одного работника библиотеки за год в среднем с вычетом 10% времени по обслуживанию рабочего места, на отдых, личные надобности, включая физкультурные паузы, составляет 1910 час. (без учета времени на нетрудоспособность работника по болезни). Следовательно, для сотруд­ника – «полставочника» он равняется 955 час. Расчет же рабочего времени (без включения трудозатрат на межбиблиотечный абонемент, прием и учет литературы взамен утраченной, на работу с учителями, родителями учащихся, походы по домам учащихся-задолжников, написание открыток переехавшим в другую территорию читателям, на работу с фондом учебников9 , т.к. эти процессы трудно поддаю нормированию) дает цифру 670 часов.

Если принять условно, что на все неучтенные виды работ уходит в среднем в рабочий день 1 час, то временные затраты библиотекаря составляют 204 часа в год + 670 час. = 874 час.

Исходя из расчета времени, затрачиваемого на библиотечные процессы, предлагается следующее распределение штатов школьных библиотек в зависимости от классов (классов-комплектов):

Существующие нормативы штатов

Рекомендуемые нормативы

Кол-во классов

Штаты

Кол-во классов

Штаты

1-6

Доплата10

1-3

Доплата

7-13

0,5

4-8

0,5

14-29.

1

9-18

1

30-33

1,5

19-29

1.5

34 и более

2

30-40

2

Дополнительное количество библиотекарей школ, согласно статье 32 Закона РФ о народном образовании11 может устанавливаться дирекцией образовательного учреждения в соответствии с потребностью школы и производственной необходимостью в пределах средств, предусмотренных школе на заработную плату. Это особенно относится к тем случаям, когда количество классов меньше нормы на 1-2 класса по сравнению с прошлым годом, а также когда количество классов (особенно в городских школах) превышает цифру 40. При этом можно исходить из Типовых штатов: на каждые последующие 14 классов-комплектов - 1 штатная единица библиотечного работника, или рекомендуемых -1 шт.ед. на каждые последующие 10 классов комплектов.

В помощь библиотекам школ, органам управления народным обра­зованием приводятся также комплексные нормы времени на библио­течные процессы12 (Приложение №5), которые удобнее операционных для подсчета временных затрат на те или иные процессы в комплексе (описание, проверка библиотечного фонда и т.д.). Пользуясь ими, можно эффективнее рассчитать необходимое количество штатных еди­ниц в школьной библиотеке и др. (например, сроки проверки фонда).

Приложение № 1

СПИСОК СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ, ВХОДЯЩИХ В ЯДРО КНИЖНОГО ФОНДА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

№№

п/п

Название издания

1

2

1.

Александрова З.Н. Словарь синонимов русского языка

2.

Ахманова О.В. Словарь лингвистических терминов

3.

Ашукин П.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова

4.

Детская энциклопедия в 12томах. Т. 1

5.

То же. Т.2

6.

То же. Т.З

7.

То же. Т.4

8.

То же Т.5

9.

То же Т.6

10.

То же Т.7

11.

То же Т.8

12.

То же Т.9

13.

То же Т. 10

14.

То же Т. 11

15.

То же Т. 12

16.

Книговедение: Энциклопедический словарь

17..

Ожегов С.И. Словарь русского языка

18.

Политический словарь

19.

Словарь иностранных слов

20.

Словарь юного книголюба

21.

Советский энциклопедический словарь

22.

Что такое? Кто такой? 3 т. Т. 1

23.

То же. Т.2

24.

То же. Т.З

25.

Краткий энциклопедический словарь

26.

Энциклопедический словарь юного астронома

27.

Энциклопедический словарь юного биолога

28.

Энциклопедический словарь юного географа-краеведа

29.

Энциклопедический словарь юного земледельца

30.

Энциклопедический словарь юного зрителя

31.

Энциклопедический словарь юного литературоведа

32.

Энциклопедический словарь юного математика

33.

Энциклопедический словарь юного музыканта

34.

Энциклопедический словарь юного натуралиста

35.

Энциклопедический словарь юного спортсмена

36.

Энциклопедический словарь юного техника

37.

Энциклопедический словарь юного физика

38.

Энциклопедический словарь юного филолога

39.

Энциклопедический словарь юного химика

40.

Энциклопедический словарь юного художника

41.

Краткий экономический словарь

42.

Краткий геологический словарь

43.

Атлас мира: Австралия

44.

То же: Америка

45.

То же: Африка

1

2

46.

То же: Западная Европа

47.

Атлас СССР

48.

Географический энциклопедический словарь

49.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. Т.1.

50.

То же Т.2.

51.

То же Т.3.

52.

То же. Т.4.

53.

Атеистический словарь

54.

Словарь по этике

55.

Красная книга СССР

56.

Букчина В.З., Калакуцкая Л.Р. Слитно или раздельно: (опыт словаря-справочника)


Приложение № 2

ТАБЛИЦА РАСЧЕТА

НОРМАТИВОВ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ 1 УЧАЩЕГОСЯ И 1 КЛАССА И

КЛАССА-КОМПЛЕКТА СЕЛЬСКОЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

п/п

Раз­делы ядра фонда

Виды чтения /К/

Количество изданий ядра фонда на один класс

Количество экземпляров одного изда­ния на одного учащегося

/ЭКy jyi /

Книгообеспеченность одного учаще­гося

/Ky kjyi = Яy kjy / Эy kjyi /

1-я ступень /1у/

2-я ступень /2у/

3-я ступень

/3y/

1-я ступень /1у/

2-я ступень, /2у/

3-я ступень

/3y/

1-я ступень

2-я ступень

3-я ступень

1-я ступень

2-я ступень

3-я ступень

Ма-ло-комп-лект-ная шко­ла

На­чаль­ная шко­ла

Ма-ло-комп-лект-кая шко­ла

Ос­нов­ная шко­ла

Ма-ло-ком-плек-тная шко­ла

Сред­няя

шко­ла

Ма-ло-комп-лект-ная шко­ла

На­чаль­ная шко­ла

Ма-ло-комп-лект-кая шко­ла

Ос­нов­ная шко­ла

Ма-ло-ком-плек-тная шко­ла

Сред­няя

шко­ла

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.

Худо-жест-вен-ная литература

1.1.

Для допол­ни­тель-ного чте­ния

531/4= 132,75

0,2

0,2

-

-

-

-

26,55

26,55

1.2.

Для чте­ния и изуче­ния

-

56/5 = 11,2

-

-

-

1,0

0,5

-

-

-

-

11,2

5,6

-

-

1.3.

Для чте­ния и об­сужде­ния

-

44/5 =8,8

-

-

-

0,3

0,2

-

-

-

-

2,64

1,76

-

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1.4.

Для само-стоя-тель-ного чтения

-

121/5 =24,2

-

-

-

0,1

0,1

-

-

-

-

2,42

2,42

-

-

1.5.

Для обяза­тельно­го изу­чения

-

-

26/2=13

-

-

-

-

1,0

0,5

-

-

-

-

13

6,5

1.6.

Для обзор­ного изуче­ния

-

-

30/2=15

-

-

-

-

0,1

0,1

-

-

-

-

1,5

1,5

1.7.

Для чте­ния и обсуж­дения по вы­бору

-

-

41/2= 20,5

-

-

-

-

0,3

0,3

-

-

-

-

6,15

10,25

2.

Науч-но-по-пуляр-ная, специ-аль-ная лите-

ратура

по от­рас­лям зна­ния

Для само-стоя-тель-ного изуче­ния

Для само-стоя-тель-ного изуче­ния

Для само-стоя-тель-ного изуче­ния

120/4= 30

433/5= 86,6

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

3

3

8,66

8,66

23,2

23,2

3.

Слова-ри:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3.1.

Рус-ско-ино-стран-ные

-

3

3

-

-

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

1,5

1,5

1,5

1,5

3.2.

Ино-стран-но-рус-ские

-

3

3

-

-

0,3

0,3

0,3

0,3

-

-

0,9

0,9

0,9

0,9

3.3.

По отрас-лям знания

-

6

6

-

-

0,2

0,2

0,2

0,2

-

-

1,2

1,2

1,2

1,2

4.

Кни­ги

для чте­ния на ино­стран­ных язы­ках

-

9/5=1,8

9/2=4,5

-

-

0,2

0,2

0,2

0,2

-

-

0,2

0,2

0,2

0,2

Приложение № 3

ТАБЛИЦА РАСЧЕТОВ

НОРМАТИВОВ КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТИ 1 УЧИТЕЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

1. Начальная школа

п/п

Раздел яд­ра фонда

Учебные дисципли­ны, учтен­ные в б/ф моде­ли фонда

н /

Количест­во назва­ний в яд­ре фонда

/ЯнУч /

Количест­во экземп­ляров 1 названия на 1 учите­ля

/ЭнУч /

Книгообес-печен-ность одно­го учителя

/Кн1уч /

Средний срок служ­бы одного издания

/Сн/

Средняя цена 1 из­дания

/Цн/

Коэффици­ент повы­шения це­ны

/Н/

Объем ас­сигнова­ний на 1 учителя

/Ан1уч /

1.

Педагоги­ческая и учебно-ме­тодиче­ская лите­ратура

1

41

0,5

20,5

5

0,60

3

7,30

Объем ас­сигнова­ний на 1 учителя 1 паралле­ли

/Ануч /

2. Малокомплектная школа

12

249

0,5

10,38

5

0,60

3

3,74

44,88

3. Сельская (полная) школа

12

234

0,5

9,75

5

0,60

3

3,51

42,12


Приложение № 4

ТИПОВЫЕ НОРМЫ, ПРИМЕНЕННЫЕ ДЛЯ ПОДСЧЕТА

ЗАТРАТ ВРЕМЕНИ НА ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ.

п/п

Наименование работы

Ед. измерения

Норма времени

Кол-во ед. за год

Время за год

Примеча-ние

1

2

3

4

5

6

7

1. Формирование фондов

1.

Комплектование

Просмотр планов выпуска изда­тельств («Педаго­гика», «Просвещение», «Дет. Литература» и др.)

Одна по­зиция

0,8 мин.

0.6х ок. 500

6.66

2.

Оформление зака­за в книжные мага­зины

1 заказ

30мин. или

310

15.5

Ежегод­ное пол. изд. 300-350 ед.

10 изд.

3.

Оформление подпи­ски на периодиче­ские издания

1 назв.

3 мин.

25

1,25 ч.

20-30 назв. пери­одики получ. б-ка ежегодно

4.

Расходы времени, связанные с транс­портом13

14 час.

5.

Составление регистрационной карточки для картотеки периодических из­даний

1 карт.

2 мин.

25

0,83 ч.

6.

Штемпелевание из­даний на обороте титульного листа и 17-й странице

1 изд.

0,3 мин.

335

1,67

310кн.+25 пер. изда­ний

7.

Инвентаризация из­даний

1 номер 1 изд.

1,53 мин.

310

7,9

8.

Суммарный учет изданий

1 зап.

0,16м.

310

0,82 ч.

1 изд.

9.

Исключение изда­ний из учетных до­кументов

1 изд.

1,1 м.

120

2,2 ч.

Итого:

50,83 час.

10.

Формирование биб­лиографической за­писи на каталожной карточке

1 назв. 5-6 элемен­тов описа­ния

6,06 м.

190

19,19 ч.

Из 310 экз. Ок. 190-ори гин. наим. (ост.- дубле-

ты)

11.

Систематизация изда­ний (указание шиф­ра на каталожной карточке)

1 назв.

5,5

190

17,41 ч.

-«»-

12.

Определение автор­ского знака издания по авторским табли­цам и запись на кар­точке

1 назв.

0.75 0,6*

190

2,37 ч.

13.

Наклейка на изда­ние листка срока воз­врата

1 изд.

0,5 м.

335

2.79

14.

Наклейка ярлыка на издание

-«»-

0.32

310

1.65

1

2

3

4

5

6

7

15.

Написание шифра

-«»-

0,4 м. 0,3*

310

2,06

Итого:

45,47

П. Организация и ведение библиотечных каталогов

16.

Подбор карточек по алфавиту авторов и заглавий для расста­новки в каталоги

1 карт.

0,4 м.

190

1,26

17.

Расстановка карто­чек в каталоги

-«»-

0,4 м.

190

1,26 ч.

18.

Редактирование ката­логов

-«»-

1 мин. 1 карт.

ок.500

8,33 ч.

Работа проводится не кажд. год: в сред., на 1ч. при­ход. ок. 500 карт.

19.

Написание раздели­телей (буквы, сло­га), их расстановка

-«»-

1.4 м.

1.2*

1.4*

10

0,23 ч.

20.

Изъятие карточек из каталогов или сведе­ний об издании

-«»-

0,5

120

1 час

Согласно кол-ву ис­ключае­мых изданий

Итого:

12,08 час.

III. Работа с фондами

21.

Расстановка изданий по шифрам

1 изд.

1,49

850

21,1 ч.

22.

Расстановка журналов, газет

1 компл.

1,00 1,20

20

5

0,33 ч.

0,1 ч.

23.

Проверка правильно­сти расстановки в от­дельных массивах фонда

массив фон­да

600изд.

2500

6,99 ч.

1,68ч.

24.

Передвижка изда­ний в фонде (пере­двинуть, перенести на свободные места)

1 м/полка

4,4 мин.

4,2*

5

0,36 ч.

25.

Написание полоч­ных разделителей

1 разд.

4 мин.

10

0,66

26.

Мелкий ремонт изда­ний (подклеить кни­гу, журнал, восстановить загла­вие)

Проведение игр («Больница доктора Айболита» и др.) **

1 изд. 1 раз в мес.

1,5 мин.

50

1,25 ч.

12 час.

27.

Обеспыливание

1 изд.

0,18 мин.

2500

7,5 ч.

28.

Просмотр фонда с целью изъятия вет­хих, устаревших по содержанию изданий

ветх.+уст.

1мин.+ 3,75 мин./2 =

2,37 мин.

29.

Подготовка изданий к актированию

-«»-

0,4 мин.

200

1,5 ч.

30.

Составление списка к акту, подсчет сум­мы стоимости

-«»-

0, 94 мин.

200

3,1 час.

31.

Заказ машины, вы­воз вторсырья, про­дажа списанной литературы**

14 час.

Итого:

154,64 час.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Обслуживание читателей

32.

Запись в библиотеку (записать в тетрадь регистрационного учета, заполнить чи­тательский форму­ляр)

1 чит.

4,5 мин.

40

3 час.

33.

Расстановка по алфа­виту читательских формуляров

1 форм.

0,5 мин.

800

3 час.

34.

Подбор книг читате­лям. Беседа о книге

1 чит.

4 мин.

35.

Выдача, запись кни­ги в формуляр

-«»-

4 мин.

800

53,33 ч.

36.

Прием издания от чи­тателя (найти чит. формуляр, сделать от­метку о сдаче литера­туры)

-«»-

2,5 мин.

850

35,4 ч.

37.

Проведение консуль­таций для читателя у книжных полок или каталогов (картотек)

1 конс.

5 мин.

120

10

38.

Работа с формуляром читателя (провести анализ читательских формуляров, выявить данные об интересах

1 форм.

5 мин.

115

9,58 ч.

39.

Заполнить карточку для картотеки чита­тельских интересов

1 чит.

1 мин.

40

0,66 ч.

40.

В читательском фор­муляре сделать запи­си о результатах анализа чтения за оп­ределенный период

1 запись

3,8 мин.

115

7,28

41.

Сделать запись о дина­мике чтения и интере­сах читателя в дневнике библиоте­ки

5

115

9,58

Итого:

188,83 час.

V. Массовая работа

42.

Организация читатель­ской конференции (со­ставление плана, подбор изданий, ин­дивидуальная работа с учащимися, оформ­ление выставок, проч.)

1 конф.

97,5 час.

2 в год

195 час.

43.

Выставки, посвящен­ные определенным да­там, жизни и деятельности знаме­нитых лиц

Библиотечные уроки I- IV кл.

1 выст.

До 50изд.

3

12 час.

4 час.

2ч.+3ч.+2ч.+3ч. = 10ч.

668,85 час.

Работа с фондом учебников.

В связи с переходом на бесплатное пользование учебниками у школьных библиотекарей появился большой объем работы, который оплачивался дополнительно ранее символической суммой (от 3 руб. до 30 руб. в месяц в зависимости от размера фонда), в настоящее время - только как пятая часть объема работы с основным библиотечным фондом (С. 11).

Комплектование, учет и обработка учебников имеют свои особенно­сти. Об этом можно прочитать в методрекомендациях «Организация фонда школьной библиотеки».14

При приеме все новые учебники должны быть учтены, обработаны, организованно розданы по классам.

Самая активная работа по приему, распределению, сбору, списанию учебников осуществляется в августе, сентябре, мае и начале июня. В год по причинам устарелости по содержанию, ветхости списывается около половины имеющихся учебников.

В течение года проводятся смотры-конкурсы сохранности учебников, замена утерянных или использованных, продажа списанных учебников и др.

Однако не все эти процессы поддаются нормированию, поэтому они не брались в расчет при определении штатов, но могут быть учтены, если с фондом учебников работает сам библиотекарь.

Приложение № 5

КОМПЛЕКСНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА БИБЛИОТЕЧНЫЕ

ПРОЦЕССЫ.

1.1.Текущее (оперативное) комплектование.

Содержание работы

Просмотреть книгоиздательскую и книготорговую информацию, отметить номера рекомендуемых к заказу изданий. Указать обеспеченность переизданиями. Составить сводный заказ.

Количество заказанных названий

Норма времени /один заказ/ (час)

1

0,11

100

10,83

150

16,25

200

21,67

1.2.Ведение картотеки текущего комплектования

Составить карточку для картотеки текущего комплектования, указать автора, заглавие, выходные данные, номер в издательском плане, экземплярность заказа. Расставить карточки в алфавите фамилий авторов и заглавий в картотеку. Изъять карточку на поступившие издания, отметить на карточке дату поступления, количество экземпляров.

Количество заказанных изданий

Норма времени /одна карточка/ (час)

1

0,1

100

10

150

15

200

200

2. ПРИЕМ И УЧЕТ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

2.1. Прием и суммарный учет изданий, поступивших в библиотеку с сопроводительным документом.

Подобрать издания по алфавиту фамилий авторов или заглавий, сверить фамилии авторов, заглавие, цену, число экземпляров с запи­сями сопроводительного документа, проставить штемпель. Сверить поступившие издания с картотекой текущего комплектования, отобрать повторные поступления. Записать издания в «Книгу суммарного учета библиотечного фонда».

Количество изданий

Норма времени /одно издание/ (мин.)

1

3,9

2.2. Индивидуальный учет новых поступлений

Отобрать издания для записи в инвентарную книгу, в которой проставить инвентарный номер, фамилию автора и первое слово заглавия издания. Проставить инвентарный номер на издания.

Количество изданий

Норма времени /одно издание/ (мин.)

1

6,38

2.3. Прием периодических изданий

Составить регистрационную карточку на периодическое издание, отметить поступление изданий, проставить штемпель. Расставить по­ступившую периодику на стеллажах.

Тип периодического издания

Норма времени /одно издание/

(мин.)

Журнал

3,63

Газета

3,24

2.4. Прием изданий взамен утерянных читателями

Провести беседу с читателем о правилах замены утерянного издания. Найти читательский формуляр. Сверить данные книжного формуляра с учетным каталогом, уточнить цену. Просмотреть издания, предлагае­мые взамен утерянных, определить их необходимость. Записать в «Тетрадь учета книг, принятых от читателя взамен утерянных» или оформить квитанцию на оплату стоимости потерянного издания и получение денег.

Количество изданий

Норма времени /одно издание/ (мин.)

1

10,6

3. БИБЛИОТЕЧНАЯ ОБРАБОТКА ИЗДАНИЙ

3.1. Библиотечная обработка изданий, впервые поступивших в библиотеку (при отсутствии печатной карточки и макета кар­точки в книге).

Подобрать издания по отраслям знаний, ознакомиться с изданием, составить библиографическую запись, добавочные и ссылочные карто­чки. Принять классификационное решение, составить полный индекс, предметные рубрики алфавитно-предметного указателя к систематиче­скому каталогу. Заполнить на издание книжный формуляр, наклеить листок срока возврата (кармашек), ярлык, написать на карточке индекс, шифр. Проверить правильность элементов описания и классификаци­онный индекс на каталожной карточке, книжном формуляре, издании.

Количество элементов описания

Норма времени /одно издание/ (мин.)

До 4

22,84

5-6

24,50

7-9

25,71

10- 13

26,42

14- 19

27,68

20 -28

29,07

3.2. Библиотечная обработка изданий, впервые поступивших в библиотеку (с использованием индексов печатной карточки или макета карточки, напечатанного в книге).

Подобрать издания по отраслям знания, ознакомиться с изданием, сверить с печатной карточкой ВКП; в случае необходимости, внести изменения и дополнения. Составить добавочные и ссылочные карточки, проверить соответствие индексов таблицам, принятым в библиотеке. Составить рубрики для алфавитно-предметного указателя к систематическому каталогу. Заполнить на издание книжный формуляр, наклеить листок срока возврата, кармашек, ярлык, написать на издании индекс, шифр. Проверить правильность написания индекса на каталожной карточке, книжном формуляре, издании.

Количество изданий

Норма времени /одно издание/(мин.)

1

16,99

3.3. Библиотечная обработка изданий, поступивших в библиотеку

повторно.

Оформить повторное поступление издания, отраженного в центральном алфавитном каталоге, перенести на издание шифр, полный индекс систематического каталога, заполнить книжный формуляр, наклеить листок срока возврата, кармашек, написать на издании инвентарный номер.

3.4. Библиотечная обработка продолжающихся изданий

Составить регистрационную карточку на продолжающееся издание. Приписать продолжающееся издание в каталоги, перенести шифр на издание. Заполнить книжный формуляр, наклеить листок срока возврата, кармашек.

Количество изданий

Норма времени /одно издание/ (мин.)

1

5,24

4. ВЕДЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО КАТАЛОГА

4.1. Работа с печатной карточкой Всесоюзной книжной палаты (ВКП)

Разобрать комплекты печатных карточек, подобрать по алфавиту фамилии авторов или заглавий, расставить карточки в служебную картотеку. Подобрать печатные карточки изданиям, проставить инвен­тарные номера, сделать отметки.

4.2. Ведение алфавитного каталога

Подобрать карточки по алфавиту фамилий авторов или заглавий, расставить карточки в каталог. Проверить правильность библиографи­ческого описания, изъять ошибочно расставленные карточки, прове­рить добавочные карточки, соответствие ссылок, шифров, закрепить стержень.

Количество карточек

Норма времени /одна карточка/ (мин.)

1

1,8

4.3. Ведение систематического каталога

Подобрать карточки по индексам, расставить карточки в каталог. Проверить наполнение разделов каталога по содержанию, соответствие ссылок, индексов, устранить ошибки. Закрепить стержень.

Количество карточек

Норма времени /одна карточка/ (мин.)

1

2,0

5. РАБОТА С ФОНДОМ

5.1. Просмотр фонда с целью отбора изданий на предмет изъя­тия непрофильных, устаревших по содержанию изданий.

Просмотреть и снять с полок непрофильные и устаревшие по содержанию издания. Подобрать издания в партию по причинам выбы­тия, сверить с книжными формулярами, подобрать формуляры на книги в порядке инвентарных номеров или алфавита, оформить акт на списание.

Количество отобранных изданий

Норма времени /одно издание/ (мин.)

1

5,44

5.2. Просмотр фонда с целью отбора изданий на предмет изъя­тия ветхих и дублетных изданий.

Просмотреть и снять с полок ветхие и дублетные издания. Подобрать издания в партию по причинам выбытия, сверить с книжными форму­лярами, подобрать формуляры на книги в порядке инвентарных номе­ров или алфавита, оформить акт на списание.

Количество отобранных изданий

Норма времени /одно издание/ (мин.)

1

3.33

5.3. Исключение изданий из фондов и каталогов

Исключить издание по акту. Найти запись об издании в инвентарной книге, сделать отметку об исключении, погасить инвентарный номер и штемпель библиотеки на издании, исключить из каталогов библио­теки.

Количество отобранных изданий

Норма времени /одно издание/ (мин.)

1

15,92

6. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ

6.1. Запись читателя в библиотеку

Просмотреть документы читателя. Проверить наличие карточки-ре­гистрации. Заполнить формуляр, карточку регистрации. Ознакомить читателя с правилами пользования библиотекой, расположением фон­да, справочным аппаратом и т.д. Расставить регистрационные карточки в картотеку по алфавиту фамилий. Провести учет записавшихся в библиотеку.

Число читателей

Норма времени /один читатель/ (мин.)

1

8,99

6.2. Перерегистрация читателей

Найти формуляр читателя, карточку регистрации. Провести беседу с читателем, уточнить анкетные данные, внести изменения в формуляр читателя, карточку регистрации, проставить новый номер и дату перерегистрации, расставить регистрационные карточки в картотеку по алфавиту фамилий, провести учет перерегистрировавшихся в библио­теке читателей.

6.3. Обслуживание читателей на абонементе

Принять издания от читателя. Найти формуляр, проверить наличие страниц, сделать отметку, вложить книжный формуляр в издание. Провести беседу-консультацию, подобрать книги для чтения. Выдать издание, проставить срок возврата, записать издание в формуляр читателя. Расставить издания на стеллажах.

Число читателей

Читатели взрослые

Читатели дети

Норма времени /один читатель/ (мин.)

1

11,02

12,13

6.4. Работа с формуляром читателя

Отобрать формуляры читателей. Провести анализ, выявить данные о читательских интересах, динамике чтения. Составить карточку для картотеки, записать в дневнике библиотекаря дополнительные сведения о читателе, краткие выводы анализа чтения за определенный период.

Количество изданий в комплекте

Норма времени /один комплект/ (мин.)

до 10

26,25

до 15

39,40

до 25

65,60

7. ОРГАНИЗАЦИЯ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

7.1. Организация справочно-библиографического аппарата.

Просмотреть издания (книгу, журнал, газету, сборник, летопись, прикнижную библиографию, список, библиографическое пособие). Со­ставить библиографическую запись, аналитическое описание, дать ссылочные и справочные карточки. Подобрать карточки по индексам, внутри раздела - по алфавиту (для расстановки в систематический каталог), расставить карточки, проверить наполнение разделов катало­гов по содержанию, соответствие ссылок, индексов; устранить ошибки, закрепить стержень ящика.

Количество карточек

Норма времени /одна карточка/ (мин.)

1

8,42

7.2. Организация тематических папок газетных вырезок

Просмотреть газетные вырезки, систематизировать, оформить вырез­ки статей для хранения в тематических папках, сделать краткое описание источника.

Количество газетных вырезок

Норма времени/одна газетная вырез­ка/(мин.)

1

6,6

7.3. Выполнение справок

Принять библиографический запрос. Уточнить тему читательского запроса и целевое назначение, требуемую полноту источников, типы и виды и хронологические рамки изданий. Поиск и отбор изданий. Составить библиографическую запись. Отбор справок для фонда, рас­кладка по папкам (конвертам). Оформить справки, составить карточку для архива, указать порядковый номер, тему, дату выдачи. Поставить карточку в картотеку архива выполненных справок.

Типы выполняемых ра­бот

Передача информации

письменно

устно

Количество

1

5

10

1

5

10

Норма времени /одна справка/ (мин.)

Тематическая

3,8

16,85

33,2

2,8

12

23,5

Адресно-библиографиче­ская

3,3

14,5

28,5

2,2

9

17

Уточняющая

3,5

15,9

31,3

2,2

8,9

17,5

Фактографическая

3,5

16

31,5

2,3

9,5

18,5

8. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

8.1. Организация книжных выставок

Организовать книжную выставку, составить план, подобрать и систематизировать литературу, подобрать тексты, иллюстрации и другие материалы. Систематическое пополнение выставки новыми материалами.

Назначение выстав­ки

Количество изданий, предъявленных на выставке

1

до 5

до 10

до 25

до 50

до 100

Норма времени /одна выставка/ (час.)

Тематическая посто­янная выставка

-

-

-

11,0

19,5

34,0

Мемориальная вы­ставка

-

-

-

6,75

12,0

19,0

Выставка персона­лий

-

-

0,9

2,1

4,0

-

Выставка новых поступлений

-

-

-

0,75

1,35

2,3

Выставка на полках стеллажей

0,1

0,47

0,83

1

1

-

8.2. Организация читательской конференции

Организация читательской конференции: выбор темы, составление плана, отбор и докомплектование изданий, индивидуальная работа с читателями, рекомендации книг по теме, отбор отзыва, оформление выставки, бюллетеня, сообщения по радио, в печати, подготовка помещения, проведение конференции, оформление протокола, альбома.

Количество конференций

Норма времени/одно мероприятие/(час.)

1

97,5

8.3. Организация вечера книги

Организация вечера книги (литературно-художественный вечер, вечер научно-популярной книги, вечер вопросов и ответов, устный журнал): выбор темы, составление плана, приглашение лектора, ведущего специалиста по выбранной теме, индивидуальная работа с читателями, рекомендация книг по теме, сбор отзывов. Оформление выставки, бюллетеня; сообщение по радио, в печати; проведение вечера; оформление протокола, альбома.

Количество вечеров

Норма времени /одно мероприятие/ (час.)

1

64,5

8.4. Организация и проведение «Дня специалиста»

Организация и проведение «Дня специалиста»: определение темы с заинтересованными организациями, составление плана мероприятий, библиографический отбор изданий, просмотр изданий, библиографиче­ская группировка, подготовка выставки литературы, подготовка библи­ографического обзора, заказ лекций, кинофильмов, информация заин­тересованных организаций и специалистов, составление объявления, сообщения по радио, в печати, составление и рассылка приглашений, оформление выставки, подготовка помещения, раскладка изданий на столах, организация отбора заявок на издания, запись новых читателей, составление списка на получение изданий, проведение библиографи­ческого обзора, лекций, показ кинофильма, демонтаж выставки, анализ проведенного мероприятия.

Кол-во изданий, представленных на «Дне специалиста»

Норма времени /одно мероприятие/ (час.)

до 50

17,5

до 100

25,5

до 200

40,0

8.5. Организация и проведение «Дня информации»

Организация и проведение «Дня информации»: определение темы, составление плана проведения, доставка книг, просмотр и отбор лите­ратуры, библиографическая группировка, приглашение специалистов-консультантов, подготовка выставки литературы, составление и написа­ние объявлений, информация заинтересованных организаций и специ­алистов, сообщения по радио, в печати, оформление выставки, расста­новка литературы на выставке, написание краткой аннотации, состав­ление списков на получение изданий, выдача литературы и консульта­ции, демонтаж выставки, анализ проведенного мероприятия.

Кол-во изданий, представленных на «Дне информации»

Норма времени /одно мероприятие/(час.)

до 50

15

до 100

20

до 200

30

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………………………………………..3

1. Определение расчетных норм книгообеспеченности учащегося, учителя………………………………………………………………………………………...3

1.1. Значение норм книгообеспеченности в определении

оптимальной величины фонда………………………………………………………………….3

1.2. Расчет книгообеспеченности 1 учащегося, 1 учителя………………………… ……..5

2. Расчетные нормы штатов школьной библиотеки……………………………………...10

Приложения

Приложение №1 Список справочных изданий, входящих в ядро

книжного фонда сельской школьной библиотеки………………………………………..13

Приложение №2 Таблица расчета нормативов книгообеспеченности

1 учащегося и 1 класса и класса-комплекта сельской

(в том числе малокомплектной) общеобразовательной школы………………………….15

Приложение №3 Таблица расчетов нормативов

книгообеспеченности 1 учителя педагогической литературой………………………….19

Приложение №4 Типовые нормы времени, примененные для подсчета

затрат времени на основные процессы в школьной библиотеке………………………...20

Приложение №5 Комплексные нормы времени на библиотечные процессы………......25


1 Это перечень конкретных изданий, необходимых школьнику для приобретения нужных знаний, общего развития, определенного уровня воспитанности.

2 Критерий полноты фонда – это возможность оперативного удовлетворения 75-80% читательского спроса (применительно к школьной библиотеке это больше относится к непрограммной литературе).

3 Библиотечные фонды: Учебник.-М.,1980.-С.85

4 Положение о фондах школьной библиотеки и их комплектовании: Проект/ГНПБ им. К.Д. Ушинского; Сост.Р.В. Сергеева.-М., 1980.-8с./Изъято.

5 В помощь комплектованию библиотечного фонда школьной библиотеки: Метод. рекомендации /ГНПБ им. К.Д. Ушинского; Сост. Р.В.Сергеева.- М., 1989.- 32 с.

6 Расчет экземплярности (Э) научно-популярной, специальной по отраслям знания и другой непрограммной литературы основывается на количестве читателей-абонен­тов (А), которым книга, брошюра (документ) нужны единовременно, общем коли­честве потенциальных пользователей, сроке пользования документом одним читателем (по норме) ТИ среднего срока службы (С), т.е. Э = (А*Т)/С

7 Типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках /Центр, бюро нормат. по труду Госкомтруда СССР.-М.: Экономика, 1991.- 48 с.

8 Эти нормы ориентированны в основном на библиотечных работников, специали­зирующихся в определенных отделах больших библиотек на одних и тех же процессах.

9 Работа с фондом учебников может осуществляться библиотекарем или другими сотрудниками школы за дополнительную плату: до 20% к окладу, хотя этот фонд зачастую или равняется библиотечному или превышает его, а также - за счет введения 0.25; 0.5; 0.75; должностной штатной единицы.

10 Доплата за работу с библиотечным фондом в школах с 1-6 классами-комплектами составляла в соответствии с Инструктивным письмом Министерства просвещения СССР от 1985г. №94 в месяц 10 руб. В настоящее время в связи с инфляцией сумма доплаты определяется в регионах самостоятельно согласно письму МО РФ от 03.02.92 №22 - шт. или местным решением вводится 0.5 шт.ед.

11 Закон Российской Федерации об образовании.- М.: МП «Новая школа», 1992.-С.29.

12 Нормативные материалы по труду для централизованных библиотечных систем / Гос.б-ка СССР им. В.И.Ленина; Сост. И.Б.Перцев, Н.А.Смирнова.- М.,1989.- 77с.

13 Указывается условно время, полученное составителями при подсчете затрат на операции, которые в Таблицах не предусмотрены

14 Организация фонда школьной библиотеки: Метод. рекомендации/ГНПБ К.Д. Ушинского; Сост. Р.В.Сергеева.- М., 1992.- 25 с.

Скачать архив с текстом документа