Разделение властей государственного механизма

СОДЕРЖАНИЕ: Эволюция разделения власти. Понятие и признаки государственного органа. Анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления государственного устройства. Структура, порядок формирования, полномочия законодательной власти.

План

Введение

1. Эволюция разделения власти

2. Понятие и признаки государственного органа

2.1 Законодательная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

2.2 Исполнительная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

2.3 Судебная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

Заключение


Введение

Целью исследования темы «Разделение властей государственного механизма » является рассмотрение и анализ роли и назначения теории разделения властей в сфере власти и управления государственного устройства.

Рассматривая теорию разделения властей как принцип демократического государства, необходимо выяснить следующие вопросы: обеспечено ли в нем народовластие, народный суверенитет, недопустимость ограничения прав, равноправие, равенство граждан перед законом и судом; соблюдены ли личные, политические, социально-экономические и другие права человека.

Осуществляя свои функции, государство выступает как особый и весьма сложный социальный механизм, действующий в определённых формах и опирающийся на определённые методы осуществления власти.

Сам термин «механизм» понимается как определённая система, обеспечивающая функционирование некоего целого. Именно в основных компонентах механизма государства наиболее отчётливо проявляется структура «внутренняя организация государства».

Как сложная социальная система государство для реализации своих задач и функций не может существовать, не опираясь на определённый управленческий аппарат, способный к тому же принуждать к исполнению принимаемых государственных решений. Государству необходим особо организованный и структурный аппарат публичной власти. Он состоит из различных государственных органов, учреждений, которые взаимодействуют между собой и в совокупности представляют целостный, сложено функционирующий механизм. Причем, как правило, это целостная, иерархически построенная система государственных органов, учреждений и служб.

Организация государственной власти, построение государственного механизма во многом обусловлены сущностью государства, стоящим перед ним задачами и целями. На структуру и функционирование механизма государства влияют и форма государственного устройства, и форма правления, и политический режим.

Нужно подчеркнуть, что аппарат современных государств, громоздок и сложен в организационном отношении; постоянно растёт численность чиновников, работающих в различных административных органах, ведомствах и т.п.

Роль и место каждого органа в механизме государства непосредственно связанны с правовым статусом этого органа, закреплённого в нормативно правовых актах, с важностью и характером функций государства, осуществлении которых данный орган участвует.

С точки зрения теории разделения власти структура механизма государства включает три основных элемента: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке и согласно статье 6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики, в которой написано «Государственная власть в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.»

Все государственные органы образуются в установленном государственном порядке и представляют собой часть единой системы органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики.


1. Эволюция разделения власти

XIX в. в России характеризуется развитием идей дворянских либералов, одним из видных представителей которых является М. М. Сперанский. его «план государственного преобразования» в известной мере опирается на принцип разделения властных полномочий при формировании основной цели — о переходе к конституционной монархии. По мнению М. М. Сперанского, единая «державная власть», олицетворенная «государем», должна находить свое проявление в трех властях: законодательной, исполнительной и судебной. По замыслу Сперанского, «в порядке законном» Государственная дума действует как сословно-цензовый представительный орган государства, выражающий «народное мнение». Однако, при принятии решений Государственная Дума была связана словом монарха. «В порядке управления» действует правительство, министры, которые назначаются императором и ответственны перед законодательной властью. « В порядке судном» выступает Сенат, члены которого избираются губернскими думами и утверждаются царем. « Общее соединение всех государственных сил» осуществляет Государственный Совет, основным назначением которого и является практическое руководство всеми другими органами.

Крупнейший представитель либеральной политической мысли второй половины XIX-начала XX в. в. Б. Н. Чичерин признавал единство государственной власти, и подчеркивал, что «государство составляет единое целое, а потому задача его состоит в согласном действии всех элементов». Конституционная концепция Б. Н. Чичерина строилась на взаимодействии четырех властей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Аристократическая верхняя палата была призвана поддерживать стабильность общественной жизни. Нижняя палата, составляемая из народных представителей, должна была играть активную роль в установлении общеобязательных юридических норм. Вся палата правительственной власти, наделенной полномочиями по управлению государством, сосредотачивалась в руках монарха, который назначал и сменял министров, ответственных перед парламентом. Назначением судебной власти являлась охрана законности, причем судебная власть была независима от других властей, и в ее реализации должны были принимать участие все элементы общества. Четвертую власть представляло государственное единство, которое обеспечивало высшее благо «целого, а не какой-либо части», являясь высшим представителем государства. Это власть монарха.

В марксистско-ленинском понимании принципиальный отказ от разделения властей в государственном устройстве, замена этого принципа на сугубо противоположное объединение — соединение властей в руках одного органа (Советов). Ф. Энгельс сводил смысл разделения властей к разделению труда в управлении государством, разделению государственных функций на законодательные, исполнительные и судебные.

Советскому периоду было свойственно полное не восприятие и непонимание конституционного назначения принципа разделения властей. Принцип разделения властей в основном не был воспринят марксизмом, концепцией которого служила концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного государственного органа. Не понимание принципа разделения властей в России привело к возникновению «командно-административной системы». В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к российской действительности «разделению» подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Закрепление в Конституции России в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Приднестровской Молдавской Республике основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» свидетельствовало об официальном признании этой теории.

2. Понятие и признаки государственного органа

Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Основные признаки государственного органа, отличающих его от других органов и организаций государства:

Во-первых – это самое главное- орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями. Выражается это в том, что орган государства наделяется правомочием на издание нормативных правовых и индивидуальных актов.

Во-вторых – деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативно правового акта, как правило – специального «положения» о государственном органе. В таком акте определяется правовой статус данного органа, его полномочия, закрепляется внутренняя структура, порядок, процедура его деятельности, основы взаимоотношений с другими органами, учреждениями и организациями .

В-третьих - орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает своё, строго определённое место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции, то есть в конкретных, четко определённых законодательством формах, а также специфическими, присущими данному виду органов методами.

В-четвертых - для осуществления возложенных на него функций и ресурсного обеспечения деятельности, государственный орган наделяется определёнными финансовыми и другими материальными средствами.

В-пятых – орган государства создаётся в учредительном порядке (правительство, министерство).

Только в совокупности все перечисленные признаки дают представления о таком понятии, как «государственный орган». Общие признаки, присущие всем государственным органам, не исключают того, что существуют специфические черты и особенности в порядке образования, структуры, характера деятельности конкретного государственного органа, обусловленные его местом и ролью в системе органов государственной власти.

«Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти, нет единого мнения о том, каким должен быть госаппарат, как должны соотносится между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители – государственные органы».[1]

В Приднестровской Молдавской Республике принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введён Конституцией Приднестровской Молдавской Республики.

Государственная власть не может быть объединена в руках одного органа или одного лица полномочия двух или трёх ветвей власти. Законодательная власть не может предоставляться одному лицу. Исполнительные органы государственной власти не могут быть наделены полномочиями по изданию законов, а законодательная власть не может быть наделена распорядительными полномочиями по оперативному управлению органами и учреждениями исполнительных и судебных органов государственной власти.


2.1 Законодательная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

Значительное место в системе органов государственной власти отводится её законодательной ветви. Законодательная власть – это право и возможность издавать общеобязательные нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер, то есть устанавливать правила, определяющие основы общественно значимого поведения и деятельности физических и юридических лиц, органов и учреждений государства, общественных объединений. Законодательная власть рассматривается как выражение воли всего народа, его интересов, народного суверенитета. По этому законы имеют после конституции (основного закона) высшую юридическую силу и приоритет перед актами исполнительной власти: акты президента, правительства, министерства, ведомств не могут противоречить закону. Лишь органы конституционного контроля могут лишить закон действия, в случаи, если они признают, что закон противоречит конституции.

Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

Обычно законодательная власть в стране осуществляется представительным государственным органом, имеющей обобщённое название «Парламент»

Парламент от французского слова «говорить» - первоначально (в Западной Европе в ХII-XIII в.в.) торжественные собрания, имевшие разные составы и значения (например: совещательные собрания знатных людей); затем термин «парламент» постепенно закрепился в Англии в конце XIII века за высшим сословно-представительным собранием, во Франции за высшими судебно-административными учреждениями.

Проводя анализ органов законодательной власти, государственная власть в большей или меньшей степени зависит то формы правления. В большинстве стран закреплена президентская форма правления.

Парламенты стран Европы имеют одно или двух полатную структуру.

Конституции федеративных государств устанавливают двух палатный парламент. Нижняя палата такого парламента формируется, как правело, посредством избирания депутатов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного и свободного голосования по территориальным избирательным округам по системе пропорционального представительства. Именно нижние палаты и осуществляют законодательную функцию парламента. В Российской Федерации в Совет Федераций (верхняя палата) направляется по два представителя от каждого Субъекта Федерации, по одному от представительного и исполнительного органа власти.

В унитарных государствах парламент, как правило, состоит из одной палаты, депутаты которых избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путём тайного и всеобщего голосования по территориальным избирательным округам, по системе пропорционального представительства.

«Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Приднестровской Молдавской Республики».[2]

Депутаты Верховного Совета избираются гражданами Республики на основе равного и прямого избирательного права путём голосования.

«Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики из своего состава избирает председателя и его заместителей. Порядок избирания председателя, заместителей председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики , определяется регламентом Верховного Совета».[3]

Практически все Конституции государств, провозглашают принцип неприкосновенности депутатов, предоставляя им иммунитет от преследования в судебном или административном порядке. Депутат так же, как правило, не может быть привлечен какой-либо ответственности за голосование или мнение, высказанное в ходе осуществления своих полномочий. К ответственности депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики могут быть привлечены только в случаях прямо предусмотренных Конституцией.

«Срок полномочий парламента различен. Более того, имеются различия в сроках полномочий верхней и нижней палатах. В основном, конституция государств устанавливают четырёх летний срок. В отдельных государствах этот срок может составлять пять лет» [4] .

Так же имеются различия в субъектах, наделённых правом законодательной инициативы в тех или иных государствах, в зависимости от того, какова форма правления в государстве – президентская или парламентская. В странах с президентской или полу президентской формами правления законодательной инициативой наделяется и президент государства.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьёй 62 Конституции Приднестровской Молдавской Республики правомочен рассматривать и решать все вопросы, отнесённые настоящей конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций. Ни один акт законодательства не может быть принят Верховным Советом на своём заседании, если он предварительно не рассмотрен рабочим органом Верховного Совета.

«Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики по средствам принятия законодательных актов:

а) об утверждении указов Президента о введении военного, чрезвычайного положения.

б) об объявлении амнистий.

в) по вопросам мира и войны.

г) об утверждении комиссий внутренней и внешней политики, национальной безопасности Приднестровской Молдавской Республики и её военной доктрины.

д) о проведении на территории Приднестровской Молдавской Республики референдума или всенародного обсуждения наиболее важных вопросов государственной или общественной жизни.

е) о назначении на должность и освобождении от должности Председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики, о назначении на должность и освобождении от должности двух судей Конституционного суда.

ж) о назначении на должность на установленный законом срок и освобождении от должности по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, Председателя центрального банка государства.

з) о толковании законов, правовых актов, не имеющих законодательного характера, принимаемые Верховным Советом.

и) принимает иные акты и решения, не требующие законодательного регулирования.

к) о назначении Уполномоченного по правам человека».[5]

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Приднестровской Молдавской Республики, депутатам Верховного Совета, Прокурору Приднестровской Молдавской Республики, районным и городским Советам народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики.

Полномочия Верховного Совета прекращаются с истечением срока, в течении которого в соответствии с Конституцией он должен осуществлять свои функции. Однако полномочия могут быть прекращены и досрочно по средствам роспуска Верховного Совета. Иногда Верховный Совет может принять решение о самороспуске. Однако в Конституции предусмотрены случаи, при которых Верховный Совет не может быть распущен. Как правило, это в период военного или чрезвычайного положения.

В Конституции также могут и не быть предусмотрены основания, по которым возможен роспуск Верховного Совета или парламента, а имеются только указания на такую возможность.

В своем знаменитом произведении «Два трактата о правлении» (1690г.) Локк писал: «Хотя в конституционном государстве, опирающемся на свой собственный базис и действующем в соответствии со своей собственной природой, то есть ради сохранения общества, может быть одна верховная власть, а именно законодательная, которой все остальные подчиняются и должны подчиняться, все же законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть, которая должна действовать ради определенных целей, и поэтому по-прежнему остается у народа верховная власть устранять или заменять законодательный орган…»[6] .

Наряду с высшими органами власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управление на местах.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают вопросы местного значения.


2.2 Исполнительная власть: структура и порядок формирования, принципы деятельности, полномочия

В Приднестровской Молдавской Республике соблюдён принцип разделения властей, регламентирующий в текстах своей конституции организацию и функционирование исполнительной ветви власти. Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля. Иногда и законодательные полномочия, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия: кабинет министров, совет министров.

Высшим органом, осуществляющим управление делами государства, является Президент и Кабинет Министров.

Президент Приднестровской Молдавской Республики избирается гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента Приднестровской Молдавской Республики осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы (относительного большинства). Одновременно с Президентом и на тот же срок избирается Вице-президент.

Срок полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики – 5 лет.

Личность Президента и Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики не прикосновенна.

Президент является гарантом Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Республики, её независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к её реализации.

Президент ПМР является Главнокомандующим Вооруженными силами ПМР и в силу этого самостоятельно либо по согласованию с Верховным Советом принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности Республики.

Президент Приднестровской Молдавской Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном конституционным законом, вводит на территории Приднестровской Молдавской Республики или в отдельных её местах чрезвычайное положение.

Президент осуществляет общее руководство исполнительными органами власти и управления, и обеспечивает их взаимодействие с другими органами государственной власти и управления, должностные лица возглавляющие их, подчинены Президенту.

В пределах основных направлений внутренней и внешней политики и в рамках, определяемых законом, каждый министр, руководитель ведомства, глава государственной администрации самостоятельно и под свою ответственность ведёт дела подведомственной ему сферы управления, административной территории.

Для эффективной реализации функций государства, установленных настоящей Конституцией, Президент Приднестровской Молдавской Республики принимает решения об образовании министерств, ведомств и иных органов государственного управления.

Президент Приднестровской Молдавской Республики в установленном порядке определяет вопросы, отнесённые к ведению министерств, ведомств и иных органов государственного управления, а также самостоятельно определяет полномочия государственных должностных лиц исполнительной власти.

«Президент Приднестровской Молдавской Республики имеет право отменять либо приостанавливать правовые акты министерств и ведомств, государственных администраций, иных органов государственной власти, подчиненных либо подконтрольных Президенту Приднестровской Молдавской Республики».[7]

Для осуществления своих полномочий в качестве главы исполнительной власти Президент формирует Кабинет Министров в него входят:

1. министр обороны

2. министр государственной безопасности

3. министр внутренних дел

4. министр юстиций

5. министр просвещения

6. министр природных ресурсов и экологического контроля

7. министр здравоохранения и социальной защиты.

8. министр промышленности

9. министр экономики

10. министр иностранных дел

11. министр информаций и телекоммуникаций

12. министр финансов

Перечень министерств в разных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством.

Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкретных задач, которые они должны решать.

«При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства (например, комитет по делам религии). К числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся органы охраны правопорядка (милиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности; вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При охране задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов»[8] .

К ведению Кабинета Министров относятся:

а) выработка мер по реализации внутренней и внешней политики государства

б) разработка необходимых мер, направленных на реализацию актов законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

г) осуществление иных полномочий, возложенных на Кабинет Министров Президентом Приднестровской Молдавской Республики. При этом Президент не вправе делегировать Кабинет Министров полномочия, отнесенные к ведению Президента Приднестровской Молдавской Республики настоящей Конституцией.

Все решения принимаемые Кабинетом Министров, вводятся в действие Президентом Приднестровской Молдавской Республики.

Министры, руководители ведомств, иных исполнительных органов государственной власти и управления, их заместителей и иные должностные лица исполнительных органов государственной власти и управления, непосредственно подчинены Президенту, послы, иные полномочные представители Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом за исключением случаев, оговоренных Конституцией.

Прекращение полномочий Президента Приднестровской Молдавской Республики влечет за собой отставку членов Кабинета Министров и иных должностных лиц, непосредственно подчиненных Президенту.

«Президент, Вице-президент Приднестровской Молдавской Республики, министры, руководители ведомств, иные государственные должностные лица исполнительных органов власти не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, быть депутатом Верховного Совета и иных представительных органов в Приднестровской Молдавской Республике, а также приостанавливают членство в политических партиях и других общественных обледенениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий».[9]

«Министерства, ведомства и иные республиканские органы управления создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из государственного бюджета».[10]


2.3 Судебная власть: структура и порядок ее формирования, принципы деятельности, полномочия

«Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленными законами данного государства процессуальном порядке»[11] .

Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной власти - признак демократического, правового государства. Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными органами – судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов, права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.

Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленное на рассмотрение и разрешения социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правильные рамки.

Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами – судами, по средствам рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной процессуальной форме.

Первым международно-правовым документом, включающим конституционно-правовые по своему характеру принципы, относящиеся к правосудию, является Всеобщая декларация прав человека 1948 года которая закрепляет:

1. равенство всех перед законом

2. права на судебную защиту

3. неприкосновенность личности в отношениях с правоохранительными органами

4. права на беспристрастность и гласный суд

5. презумпция не виновности и принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы.

Эти принципы были развиты и дополнены Пактом о гражданских и политических правах 1966 года и Итоговым документом Венской встречи 1989 года

Судебная власть Приднестровской Молдавской Республики осуществляется судами по средствам конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.

Различают три ветви судебной власти:

1. Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики – гарантирует верховенство Конституции, обеспечивает соблюдения принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. Конституционный суд состоит из 6 судей, включая председателя суда. Президент ПМР, Верховный Совет ПМР, съезд судей ПМР назначают по двое судей Конституционного суда. Срок полномочий судей Конституционного суда – 7 лет.

2. Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Осуществляет надзор за судами общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

3. Арбитражный суд Приднестровской Молдавской Республики – является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.

Судопроизводство в Приднестровской Молдавской Республике определяется конституционным законам в соответствии с Конституцией. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Бюджет судов должен обеспечиваться возможностью полного и не зависимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Приднестровской Молдавской Республики и закону.

Какое-либо вмешательство в деятельность судей по оправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

«Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного или иного органа Конституции или закону, принимает решение в соответствии с конституцией и законом».[12]

Судьями могут быть только граждане Приднестровской Молдавской Республики, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Судьей Конституционного суда, может быть гражданин Приднестровской Молдавской Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

Судья Верховного и Арбитражного суда назначаются Президентом по представлению председателей.

Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающим требованиям части 1 статьи 82 Конституции Приднестровской Молдавской Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 5 лет.

Судья занимают должность бессрочно до достижения им возраста 65 лет, кроме судей которые назначены в первые, мировых судей и лиц, участвующих в качестве судей в отправлении правосудия в Конституционном суде.

«Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на пять лет за исключением случаев, оговоренных в конституцией».[13]

В период своих полномочий судья не могут осуществлять предпринимательскую или другую деятельность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.

На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных обледенениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судей несовместимо исполнением депутатских обязанностей

В соответствии с конституцией, в которой гласит: «личность судьи не прикосновенна, судья не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, установленным законом».


Заключение

Теория разделения властей и ее основные идеи нашли отражения во всех «писаных» конституциях государств.

Принцип разделения властей используется в качестве конституционной основы осуществления государственной власти. Суть этого в том, что государственная власть исходит от народа, едина и не делима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. И для того, чтобы какой либо государственный орган не смог сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно ею пользоваться, единая государственная власть функционально делится на три ветви:

- Законодательную власть (Верховный Совет)

- Исполнительную власть (Президент, Кабинет Министров)

- Судебную власть (Конституционный, Верховный, Арбитражный суды)

Законодательная власть рассматривает и решает все вопросы, отнесенные Конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций, и ни один акт законодательства не может быть принят, если он предварительно не рассмотрен рабочим органом Верховного Совета.

Исполнительная власть издает указы и распоряжения, являющиеся правовыми актами, имеющие подзаконный характер, и которые не должны противоречить Конституции и законам. Занимается реализацией мер внутренней и внешней политики государства, осуществляет законодательную инициативу.

Судебная власть осуществляется государственными специальными органами власти – судами Конституционного, Верховного и Арбитражного. Особое место среди судов занимает Конституционный суд, который осуществляет надзор за соблюдением конституцией всех ветвей власти и граждан. Верховный суд занимается рассмотрением гражданских, уголовных, административных и иных дел общей юрисдикции. Арбитражный суд рассматривает дела связанные с экономическими спорами между организациями и предпринимателями.

Анализируя исследуемую тему можно сделать вывод, что в современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет большое значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти, социальными группами, что служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемых правовых актов. Теория разделения властей связана с принципами верховенства законов, незыблемости прав и свобод человека, четкой регламентированной деятельности государственных органов, общественного контроля над деятельностью государственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения общественного права, государственной стабильности и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.

Поэтому на сегодняшний день концепция разделения властей прочно укоренилась в качестве основы государственного устройства в развитых странах.


Список литературы

1. Конституция Приднестровской Молдавской Республики – Тирасполь. Издательство Литера 2000г.

2. Сравнительно правовой анализ Конституций европейских государств. Под общей редакцией Григорьева В.А.. Тирасполь. 2006г.

3. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Под общей редакцией Пиголкина А.С.. Москва: Издательский дом Городец. 2003г.

4. Барнашев С.С. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. Томск. 1988г

5. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных вузов. (2-е издание, дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва.: Издательство ДТД 1996г.

6. Теория государства и права. Хропанюк В.Н. Учебник для высших учебных заведений. (3-е издание, дополнительное, исправленное). Под редакцией Стрекозова В.Г. Москва: Издательство Интерстиль, Омега-Л 2006г.

7. Мазутов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. Москва: 1996

8. Проблемы теории государства и права. Под редакцией. Марченко М. Н. Москва: Издательство Проспект. 1999г.

9. Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Москва: Издательство Зерцало 1998г.

10. Марченко М. Н. Разделение властей: история и современность. Москва. 1996г.


[1] Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс.Москва.: Издательство «Зерцало» 1998г.

2 Конституция ПМР статья 59

[3] Конституция ПМР статья 61

[4] Конституция ПМР статья 59

[5] Конституция ПМР статья 62

[6] Перевалов В.Д. и Ковешников Е.М. Общая теория государства и права. Академический курс.Москва.: Издательство «Зерцало» 1998г.

[7] Конституция ПМР статья 73

[8] Теория государства и права. Хропанюк В.Н.Под редакцией Стрекозова В.Г.. Москва.: Издательство «ДТД» 1996г.

[9] Конституция ПМР статья 74

[10] Конституция ПМР статья 75

[11] Теория государства и права. Хропанюк В.Н.Под редакцией Стрекозова В.Г.. Москва.: Издательство «ДТД» 1996г.

[12] Конституция ПМР статья 81

[13] Конституция ПМР статья 83

Скачать архив с текстом документа