Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде

СОДЕРЖАНИЕ: На правах рукописи АФАНАСЬЕВА Розалия Михайловна СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (социально-философский анализ)

На правах рукописи

АФАНАСЬЕВА Розалия Михайловна

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ

В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

(социально-философский анализ)

Специальность 09.00.11 –

социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Москва - 2007

Диссертация выполнена на кафедре философии Московского

городского университета управления Правительства Москвы

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

ШАХОВ Михаил Николаевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

МИТРОШЕНКОВ Олег Александрович;

кандидат философских наук

ЧУМАЧЕНКО Ася Ивановна.

Ведущая организация: Московский государственный институт

электронной техники (технический

университет). Кафедра философии

и социологии.

Защита диссертации состоится «____» мая 2007 г. в 13.00 час. на заседании диссертационного совета К.850.005.02 при Московском городском университете управления Правительства Москвы по адресу: 107045, г. Москва, ул. Сретенка, 28.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке

МГУУ Правительства Москвы.

Автореферат разослан «____» апреля 2007 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент ШИНЕЛИН

Владимир Николаевич

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Современная цивилизация далеко вперед продвинула молодежь. Однако новое, к которому так стремится молодое поколение, не всегда обладает качеством позитивности и прогрессивности. Наряду с позитивными проявлениями молодое поколение вольно или невольно становится массовым участником и носителем негативных и опасных порождений современной цивилизации – зараженности СПИДом, потребления алкоголя и наркотиков, участия в преступной деятельности. Сегодня молодежь также пополняет опасные ряды экстремизма и терроризма.

Склонность к экстремизму современного молодого поколения России реальна, и потому она стала предметом пристального внимания ученых, политиков, публицистов и общественных деятелей. Нельзя отдавать молодежь на откуп нецивилизованному рынку, трудовой неустроенности, организованной преступности, массовой культуре и шоу-бизнесу, бесконтрольной работе средств массовой информации. Давно пора содержательно и предметно осуществлять целенаправленную молодежную политику.

Один из ведущих исследователей проблем молодежи И.М.Ильинский пишет: «На исследователях проблем молодежи в сегодняшней ситуации лежит особая гражданская ответственность. Она состоит в том, чтобы предотвратить рост неуверенности молодежи перед лицом больших и грозящих ей перемен, тревоги за свое будущее, в котором оказывается человек, социальная группа или целый народ, что рождает у них желание снять эту тревогу, устранить неизвестность, неопределенность, а это всегда и всюду проявлялось в виде мощной социальной агрессии , которая может носить стихийный или организованный характер»[1] .

Актуальность социально-философского анализа проблемы противодействия экстремизму в молодежной среде обусловлена следующими факторами и обстоятельствами.

Во-первых, опасной тенденцией нарастания терроризма в современном мире и превращением борьбы с ним в одну из глобальных проблем современности. Как известно, террористами не рождаются, ими становятся при наличии соответствующих объективных условий и субъективных факторов. Особенно питательной средой для пополнения террористических рядов выступает молодежь, склонная к агрессивно-экстремистским действиям. Помимо указанной склонности, молодое поколение изначально, по своей природе, возрасту и положению в обществе обладает теми специфическими чертами мышления и поведения, которые при определенных условиях и целенаправленной деятельности могут также привести в ряды террористов. Такими особенностями выступают максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности.

Во-вторых, сложностью и противоречивостью социокультурной ситуации в современной России, которая в известной мере способствует проявлениям экстремизма в молодежной среде. Сегодня настало время откровенно признать, что сама практика экономической, социальной, политической и духовной жизни России в определенной мере генерирует экстремизм и терроризм. Помимо очагов военной напряженности по периметру российских границ внутри страны существуют объективные условия, способствующие нарастанию экстремистской и террористической деятельности. Это существование теневого и незаконного бизнеса в экономике, ослабление регулирующей роли государства, слабость и неэффективность российского законодательства, организованная преступность и коррупция во всех эшелонах государственной власти, межнациональная напряженность и бесконтрольная работа средств массовой информации. В результате такого состояния общественных отношений в России как взрослое, так и молодое поколение, можно сказать, подталкиваются к проявлениям экстремизма и даже терроризма.

В-третьих, существованием негативных тенденций и проявлений в среде современной молодежи России. Сказанное особенно касается того поколения российской молодежи, которое сформировалось в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации общества с начала 90-х годов прошлого века. К нынешнему времени в России уже сложилось или формируется совершенно новое поколение, в среде которого изначально наличествуют проявления нравственной распущенности и правовой безответственности, нетерпимости и агрессивности, максимализма и невежества, прагматизма и эгоцентризма, неуважения к старшему поколению, склонности к крайним методам и формам деятельности. Хотим мы того или нет, но в современных социальных условиях молодежь России выступает потенциальным резервом экстремизма и терроризма, а не только высоких порывов души и благородных поступков.

В-четвертых, потребностью в обобщенном, целостном, социально-философском осмыслении проблемы сущности и содержания, социальной природы и детерминации, тенденций и форм проявления экстремизма в молодежной среде, а также социокультурных условий, путей, средств и способов деятельности по профилактике и противодействию экстремизму в современном российском обществе. К нынешнему времени наука стала широко оперировать такими понятиями, как «молодежная культура (субкультура)», «молодежная контркультура», «социология молодежи», «загадка и проблема молодежи», «ценностные ориентации молодежи» и т.п. Сегодня назрела потребность в социально-философском обобщении, приведении к «единому знаменателю» многих частных и разрозненных постановок, разработок, положений и выводов в этой области научного знания.

Уровень научной разработки проблемы. Молодежь как особая возрастная категория и социальная группа является объектом изучения комплекса социально-гуманитарных наук – социологии, социальной философии, социальной психологии и педагогики, культурологии, конфликтологии и других.

В 60-х годах ХХ века в нашей стране стала активно развиваться социология молодежи – особая отрасль научного знания, объединившая результаты исследований многих наук в этой области. Как пишется в одноименной книге1 , социология молодежи выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; специально-теоретическом , раскрывающем специфику проблем молодежи как особой социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения; эмпирическом , анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты поведения молодежи в различных сферах общественной жизни.

Среди советских и российских исследователей проблем молодежи наиболее известны имена и труды Н.М.Блинова, В.М.Боряза, С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, А.А.Козлова В.Т.Лисовского, И.С.Кона, В.Ф.Левичевой, В.Г.Моряковича, Б.С.Павлова, В.Н.Шубкина, Н.С.Слепцова, З.В. Сикевич, М.Х.Титмы, Ж.Т. Тощенко, В.И.Чупрова, А.В. Шаронова и других авторов. Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцированно - как особой социальной группы с присущими ей специфическими проблемами.

В последние годы в России серьезное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре общества (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи и проблем ее социализации (И. С. Кон, Ж.Т. Тощенко), влияния социальных условий и различий на выбор профессии и социальное продвижение молодежи (М.Х. Титма, В.Н.Шубкин), системы ценностных ориентаций и особенностей отношения молодежи к труду, семье, культуре и досугу (Н.М. Блинов, В.М. Боряз, В.Г. Морякович), а также общих проблем молодежи и молодежной политики государства (И.М. Ильинский, Б.С. Павлова, В.И. Чупров).

Применительно к теме исследования следует указать на работы, в которых анализируются социокультурные проблемы российской молодежи, в частности, содержание и особенности молодежной субкультуры 1 , ее положение и роль в экономической жизни 2 , политические ориентации 3 , приоритетные ценности духовной культуры 4 , а также основные направления современной молодежной политики1 .

Наряду с указанными проблемами, ряд авторов обращает особое внимание на девиантное поведение молодежи, в особенности на экстремистские проявления в молодежной среде 2 . В них отмечается активизация молодежного экстремизма в России, которая детерминирована, с одной стороны, объективными социальными условиями периода реформ, а с другой - субъективными факторами, состоянием сознания и поведения самой молодежи в сложных и противоречивых социальных условиях.

Как указывают отдельные авторы, «в ценностной структуре сознания и поведения молодежи появляется все больше угрожающих личности элементов (криминализация сознания, экстремизм, агрессивность и др.). Социальное самочувствие большинства молодых людей может быть описано в терминах «разочарование», «пессимизм», «неуверенность», «безнадежность», «растерянность», «апатия», «агрессивность», «злость», «экстремизм» и т.п.»1 . В этой связи некоторые авторы предлагают и обосновывают решение проблемы формирования культуры ненасильственного типа в российском обществе и молодежной среде 2 .

Отдавая должное всем, кто теоретически исследовал указанную проблему, следует в то же время отметить, что она пока еще не потеряла своей остроты и актуальности. Переходный период в России пройдет, но не пройдет, а будет нарастать в дальнейшем сложность и противоречивость социального бытия. Более того, новые социальные условия в России требуют не просто обновления, а формирования нового типа молодежной культуры, обладающей сильным иммунитетом против агрессии и экстремизма. И потому становится еще более очевидной актуальность социально-философского подхода к проблеме социокультурных условий и предпосылок противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.

Объектом исследования в диссертации выступает социокультурный облик современной молодежи, ее ценностные ориентации как особой возрастной категории населения и специфической социальной группы российского общества на этапе его социальной модернизации.

Предмет исследования – социально-философский анализ содержания и особенностей, тенденций и форм проявления экстремизма в молодежной среде и прежде всего социокультурных условий и предпосылок противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.

Научная гипотеза исследования заключается в обоснованном предположении о том, что в социокультурном облике значительной части современной молодежи России существуют объективные и субъективные факторы для проявлений агрессии и экстремизма в сложных и противоречивых условиях социальной модернизации. С другой стороны, существует возможность и необходимость противодействия указанным проявлениям посредством формирования новой социокультурной среды и ценностной переориентации сознания и поведения современной молодежи.

Цель исследования – на базе социально-философского исследования сущности и содержания, особенностей и форм проявления экстремизма в молодежной среде разработать и предложить практические рекомендации для государственных и общественных структур по его профилактике и противодействию в сознании и поведении современной молодежи России.

Основные задачи исследования:

· осуществить социально-философский анализ сущности, содержания, особенностей и форм проявления социального экстремизма у современной молодежи;

· представить общую характеристику социокультурных ориентиров и основных ценностных ориентаций современной молодежи России;

· рассмотреть социально-философское содержание культуры ненасильственного сопротивления злу в обществе с целью формирования ее в молодежной среде и противодействия социальному экстремизму;

· выявить социокультурные условия и обосновать основные пути противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи России.

Теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование опирается на концепцию культуры как специфически творческой деятельности человека по созданию, накоплению, распространению и потреблению материальных и духовных ценностей; на социально-философские, социологические, психолого-педагогические и культурологические концепции и исследования проблем молодежи, экстремизма и терроризма; на концепцию ненасильственного сопротивления злу в обществе, а также на научные разработки в области духовного мира и ценностных ориентаций современной молодежи России.

В диссертации применены социально-философские и общенаучные принципы познания общественных явлений, в особенности социокультурный, системно-структурный, социологический и функционально-деятельностный подходы, а также диалектический, исторический, логический, диагностический и конкретно-социологический методы научного познания.

В работе проанализированы отечественные и зарубежные источники, раскрывающие историю и теорию экстремизма и терроризма в России, а также деятельность городской исполнительной власти г. Москвы в области молодежной политики. Диссертационное исследование основывается на современных нормативно-правовых документах Российской Федерации, города Москвы, на исследовательском материале отдельных районов московского мегаполиса, на монографиях, статьях, материалах научно-практических конференций и семинаров, посвященных вопросам противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде, а также на личный опыт учебно-воспитательной работы автора со студенческой молодежью.

II . НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна исследования состоит: в рассмотрении содержания, особенностей и основных форм проявления социального экстремизма в молодежной среде с позиций социальной философии; выявлении социальной природы и условий детерминации экстремизма среди молодежи российского общества; определении содержания и специфического характера духовной культуры и ценностных ориентаций современной молодежи России в аспекте противодействия экстремизму, а также в выявлении социокультурных условий, предпосылок и направлений деятельности с целью профилактики и противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности молодежи как особой социальной группы и специфической категории населения. Специфика проявления экстремизма в молодежной среде обусловлена особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием сложности и противоречивости социального бытия, стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей. Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления.

2. Возникновение экстремизма в молодежной среде детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды – экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе. Молодежь объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинения и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности выбора смысложизненных ценностей, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал.

3. В современных условиях назрела необходимость формирования у молодежи нового типа культуры – культуры ненасилия, толерантности и безопасности, диалога и взаимопонимания, способной активно противостоять проявлениям социального зла, внутренней и внешней агрессии. Важнейшими принципами культуры ненасилия являются: отказ от монополии на власть, авторитет и истину; готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; критический анализ собственного поведения с целью исключения и предупреждения враждебной позиции оппонента; анализ конфликтной ситуации глазами оппонента с целью его понимания и поиска позитивного разрешения конфликта; толерантность, борьба со злом при наличии уважения к людям, стоящим за ним; открытость поведения, отсутствие лжи, недоверия и унижения в отношении оппонентов.

4. Объективными социокультурными условиями, благоприятными для формирования молодежной культуры ненасильственного типа в противодействии экстремизму, являются: утверждение демократических принципов жизнедеятельности в государстве и обществе, гармонизация социальной структуры и реализация принципов социальной справедливости, эффективное управление процессом социализации личности и социальных групп, формирование культуры нравственно-правового применения силы внутри государства и в межгосударственных отношениях, гуманизация и сакрализация системы общественных отношений на базе принятия исторически традиционных духовных ценностей и конфессий. Актуальными проблемами работы с современной молодежью являются утверждение в ее сознании и поведении позитивных социокультурных ценностей - активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовно-сакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма.

III . СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации включает введение, четыре раздела, заключение, список литературы и приложения. Работа изложена на 200 страницах компъютерного текста через 1,5 интервала.

Во введении раскрываются актуальность темы исследования, уровень ее научной разработки в зарубежной и отечественной литературе, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, а также показывается теоретико-методологическая и эмпирическая база диссертации.

В первом разделе - «Социальный экстремизм и особенности его проявления в молодежной среде» - раскрывается понятие экстремизма, его существенные свойства, предлагается авторское определение экстремизма в молодежной среде, выявляются специфические формы его проявления, а также объективные и субъективные факторы детерминации.

В диссертации отмечается, что социальный экстремизм представляет собой проявление сугубо крайних средств, форм и методов жизнедеятельности в сознании и поведении людей. Сущностную природу экстремизма составляют социальный нигилизм и радикализм, нравственный релятивизм, склонность к насилию и неумеренность выбора средств достижения цели, особенно в пограничных, экстремальных и конфликтных ситуациях.

Проявления экстремизма возможны на индивидуальном и групповом, социально-психологическом и теоретико-идеологическом уровнях. Различают проявления экстремизма в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества, а также экстремистские проявления этнического, национального, конфессионального и повседневно-бытового характера. Субъектами экстремизма могут быть отдельные люди, группы людей, организации и движения экстремистской направленности.

Экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности части молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения. Молодежь в целом субъектом экстремизма быть не может. Она может быть лишь социальной средой экстремистских проявлений.

Специфика проявления социального экстремизма в молодежной среде обусловлена прежде всего особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием противоречивости социального бытия, безоглядным стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм максимализма и социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей.

Возникновение социального экстремизма в молодежной среде детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды – экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, неуправляемостью процесса социализации, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе.

Названные факторы выступают объективными условиями, которые являются благоприятной средой для проявления в сознании и поведении молодых людей негативных факторов субъективного порядка – завышенности социальных ожиданий, склонности к максимализму, радикализму, нигилизму, насилию, деструктивности, крайним средствам и способам достижения целей.

Взаимодействие сложных объективных условий и субъективных склонностей молодого поколения представляет собой источник социальной детерминации процесса утверждения и распространения экстремистских проявлений среди молодежи, выражения индивидуальных и групповых, стихийных и организованных форм социального протеста и недоверия к власти, авторитету, ведущей роли старшего поколения в обществе. Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления.

Во втором разделе – «Система социокультурных ориентиров и ценностей современной молодежи России» - раскрывается социокультурный облик российской молодежи в аспекте противодействия экстремизму.

Молодежь представляет собой социальную группу и возрастную категорию населения примерно от 14-15 до 29-30 лет. В России численность ее составляет более 30 млн. человек. Специфика социального положения молодежи в обществе состоит в том, что она объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности процесса социализации и выбора смысложизненных ценностей и приоритетов, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал в социальной, экономической, политической и духовной сферах общественной жизнедеятельности.

В работе указывается, что в целом cоциальное положение и культурный облик молодежи выступают объективной основой детерминации как позитивных, так и негативных проявлений ее сознания и поведения. Оно определяется существованием и качеством зрелости основных сфер общественной жизни. При этом важен не только качественный уровень развития названных сфер, а прежде всего самооценка молодежью своего места, роли, положения и собственного благополучия, самореализации в каждой из этих сфер жизнедеятельности.

Духовной основой противодействия экстремизму и агрессии в молодежной среде выступает сформированная система смысложизненных приоритетов и основных ценностных ориентаций российской молодежи, которая по содержанию и характеру должна быть позитивной – биофильной, жизнеутверждающей, нацеленной на идеалы Истины, Добра и Красоты, ценности Веры, Надежды, Любви, а также Достоинства и Чести, Справедливости и Долга, Свободы и Ответственности, т.е. соответствовать тенденциям социального прогресса.

Осуществленный автором общетеоретический и социологический анализ смысложизненных приоритетов и ценностей российской молодежи показывает, что в современных условиях российской действительности за период с начала 90-х годов в России произошла постепенная переориентация молодежи относительно соотношения материальных и духовных ценностей смысложизненного порядка.

В частности, под влиянием процессов коммерциализации экономической жизни, становления страны на рельсы рыночной экономики, частной собственности и имущественного неравенства, демократизации политических отношений, усложнения социальной структуры общества и повышения социальной напряженности в сознании и поведении молодежи стали преобладать ценности эгоцентризма и предприимчивости, прагматизма и материального достатка, различные формы девиантного поведения.

С другой стороны, роль духовных и социокультурных смысложизненных ценностей в сознании и поведении молодежи существенно снизилась. Заметно упал авторитет образования и просвещения, нравственных ценностей коллективно-общественного порядка, скромности и целомудрия, чести и долга, ответственности и гражданственности. Кроме того, далеко не все молодые люди обрели устойчивую систему приоритетных смысложизненных ценностей в сложных условиях экономической, социальной, политической и духовной жизни современной России.

В работе обосновывается, что актуальными проблемами работы с современной молодежью является утверждение в ее сознании и поведении позитивных социокультурных ценностей - активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовно-сакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма. В современных условиях назрела необходимость формирования у молодежи нового типа культуры – культуры ненасилия, толерантности и безопасности, способной активно противостоять проявлениям социального зла, агрессии и экстремизма.

В третьем разделе – «Культура ненасильственного противодействия злу и ее формирование в молодежной среде» - обосновывается необходимость формирования у молодежи культуры ненасильственного, безопасного типа.

В диссертации отмечается, что существенное место в содержании молодежной культуры занимает система средств и методов жизнедеятельности в противодействии различным проявлениям социального зла. В данном отношении общественная практика ХХ века выдвинула несколько концепций и связанных с ними типов культур – христианскую культуру непротивления злу силой, государственную культуру сопротивления злу насилием, антихристианский культ силы и насилия в борьбе со злом, а также культуру ненасильственного противодействия социальному злу.

Советский опыт продемонстрировал доминирование силовой тенденции в борьбе со злом. Для жизнедеятельности развитых демократических государств данная тенденция также длительное время выступала как преобладающая. Однако параллельно и наряду с этим формировалась культура ненасилия в противодействии злу, связанная с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга и их последователей. Разработанные ими принципы нашли дальнейшее активное развитие в современной практике сторонников движения ненасилия.

В настоящее время теория ненасилия располагает обстоятельно разработанным категориальным аппаратом, с помощью которого осуществляются адекватное исследование и эффективная социально-практическая реализация принципов ненасилия. Важнейшими из них являются: отказ от монополии на власть, авторитет и истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; критичность в отношении собственного поведения с целью исключения и предупреждения враждебной позиции оппонента; анализ ситуации глазами оппонента с целью его понимания и поиска выхода, который позволил бы ему сохранить лицо и выйти из конфликта с честью; толерантность, борьба со злом при наличии любви к людям, стоящим за ним; полная открытость поведения, отсутствие лжи, недоверия и унижения в отношении оппонентов.

Технология ненасилия активно внедряется в повседневную социальную практику и может сыграть важную роль в формировании принципиально нового, ненасильственного типа молодежной культуры, которая способна активно противодействовать экстремистским проявлениям в сознании и поведении молодежи.

В качестве существенного средства реализации культуры и практики ненасилия рассматривается образование[2] . Сторонники ненасилия считают, что методика современного образования должна быть существенно изменена. Отмечается, что старые принципы образования поддерживались тоталитарной системой, были действенны и эффективны в изолированном от всего мира пространстве. Они задавали такие шаблоны и алгоритмы мышления, пове­дения, социальных отношений, которые годились для замкнутого и относительно стабильного мира. Однако эти стереотипы и шаблоны оказались беспомощными перед вызовом нынешних социокультурных сдвигов.

Методика ценност­ного обучения , предлагаемая школой ненасилия, ориентирует на необходимость выработки умений и навыков жизни и деятельности в динамично развивающемся современном мире, в мире развивающихся взаимосвязей и контактов людей, стран, народов. Теоретики ценностного обучения подчеркивают, что есть существенная разница между челове­ком, который сталкивается с дилеммой «насилие - ненасилие», владея процедурами разрешения конфликтов, и человеком со стереотипными представлениями о «черном» и «белом», не знакомым с культурой мирных переговоров. Вероятность того, что во втором случае насилия избежать не удастся, оказывается гораздо большей, поскольку человек не владеет всей системой методов разрешения социальных конфликтов.

Одна из важнейших рекомендаций ценностного обучения состоит в том, что начинать учить ненасилию следует в самом раннем возрасте, в особенности в период от 4 до 8 лет, т.е. еще до того, как агрессивность приобретет характер стойкой привычки и закрепится в стереотипах поведения. Так, под руководством Метью Липмана, известного американского теоретика образования, директора института по развитию философии для детей, была разработана концепция и программа препо­давания философии в школе (с 1 по 11 класс), получившая широкое распространение во многих странах мира. Сейчас 30 центров «Философия для детей», разбросанных по разным континентам, занимаются внедрением в школьное образование программы, созданной под его руководством; они уже имеют обнадеживающие результаты[3] .

Подобная практика реализуется и в нашей стране. Так, группа энтузиастов - учи­телей Москвы стремится (с учетом рекомендаций гарвардских исследователей) уже в начальной шко­ле организовать обучение детей «философии прав человека». Другой проект - «Воспитание личности безо­пасного типа» - предложен президентом Фонда национальной и международной безо­пасности Л. И. Шершневым и был одобрен Ми­нистерством просвещения Российской Федерации. Этот проект получил широкую поддержку учителей Москвы и других регионов страны. В рамках этого проекта, по­мимо создания учебного курса «Основы безо­пасности жизнедеятельности человека», уже внедренного в учебный процесс в школах и тех­никумах, ведется подготовка учителей для преподавания такого курса.

Очевидно, что подобным образом ориентированное образование в тенденции способно сформировать новый тип молодежной культуры, ориентированной на преимущественно гуманные, несиловые средства и методы жизнедеятельности. В данном аспекте нельзя также пренебрегать богатым содержанием православно-христианского вероучения, ненасильственную традицию которого наиболее ярко выразил и проповедовал Л.Н.Толстой. В настоящее время становится все более очевидным то, что приобщение молодежи к христианской культуре формирует в ее сознании и поведении такие качества, как уважительность, скромность, кротость, терпимость, благонамеренность, добропорядочность, человеколюбие и т.п.

В четвертом разделе – «Социокультурные условия и основные пути противодействия экстремизму в сознании и поведении современной молодежи» - отмечается, что особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постсоветской России.

Системный кризис, затронувший все сферы жизни общества с началом перестройки, углубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социокультурных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.

Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение, ставка на коммерцию и быстро ожидаемый успех и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность - все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека в России.

Современная российская культура находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса все более заметней отходит от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющейся в работе электронных средств массовой информации. Все это также не может не отразиться на системе установок, ориентаций и культурных идеалов молодого человека.

Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: глобализацией, информатизацией, прагматизацией, урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров и лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, поскольку они опосредованы российской действительностью во всей полноте и той политикой, объектом которой выступает современная молодежь.

Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, апатия, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие проблемы молодежи, как проявления агрессии и экстремизма и противодействие им остаются весьма актуальными.

За последние 10-15 лет социокультурный портрет российской молодежи приобрел некоторые позитивные черты. В частности, молодежь раскрепостилась, получила многовариантный спектр социально-профессиональных услуг, доступ к мировому социокультурному наследию. Она стоит на стороне сил обновления и в большинстве своем поддерживает реформы. Молодежь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд. Наконец, в целом молодежь настроена оптимистично и верит в будущее России.

Указанные позитивные аспекты, несомненно, работают на противодействие элементам агрессии и экстремизма в молодежной среде. Однако если глубже и конкретнее рассмотреть условия существования российской молодежи, то ее социокультурный портрет будет выглядеть в довольно мрачных тонах. К сожалению, здесь вольно или невольно приходится констатировать наличие многих негативных тенденций и черт. Об этом писалось и ранее, но в заключительном разделе приходится вновь обратиться к этому, чтобы сделать необходимые обобщения и выводы.

Обобщая результаты исследования, можно в целом констатировать наличие следующих негативных тенденций в молодежной среде: преобладание процессов дифференциации и возросшее расслоение по социально-экономическим параметрам; расширение зоны десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодежи; нарастание криминальных проявлений в молодежной среде; развитие контркультуры в содержании молодежной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодежных объединениях; отчуждение от трудовой деятельности и рост потребительских, прагматических и эгоцентристских ценностных ориентаций. Данные тенденции находят свое проявление в усилении агрессивности и экстремизма в молодежной среде.

Как полагает большинство исследователей проблем молодежи, в целях противодействия агрессии и экстремизму, преодоления элементов пассивности, пессимизма и криминальности среди молодежи государство должно осуществлять глубоко продуманную молодежную политику на федеральном, региональном и местном уровнях российского общества. При этом ведущим элементом политики государства должно быть создание благоприятных условий для формирования молодого человека, всего того, что подталкивает его к правильному выбору в процессе социализации. А здесь главное – культура, наука, образование, обучение и воспитание, развитие духовных начал жизни – нравственных, правовых, эстетических, патриотических, сакральных и т.п.

Проблема агрессивности и экстремистского поведения молодежи становится все более актуальной для такого мегаполиса как Москва. Осознание этой ситуации подвигло Правительство Москвы на принятие решительных мер и разработку городской целевой программы «Молодежь Москвы» на 2001 – 2003 гг. Продолжением ее стала аналогичная программа на 2004 – 2006 годы, разработанная на базе Закона города Москвы «О молодежи», принятого 28 января 2004 года.

Объективными социальными условиями, благоприятными для формирования молодежной культуры ненасильственного типа являются: утверждение демократических принципов жизнедеятельности в государстве и обществе, гармонизация социальной структуры и реализация принципов социальной справедливости, формирование культуры нравственно-правового применения силы внутри государства и в межгосударственных отношениях, эффективное управление процессом социализации личности, гуманизация и сакрализация всей системы общественных отношений на базе принятия исторически традиционных духовных ценностей и конфессий.

Социокультурная детерминация противодействия экстремизму в молодежной среде предполагает достижение и реализацию в обществе следующих основных социальных параметров.

Во-первых, утверждение необходимых принципов развития российского социума: гуманизма, законности, социальной справедливости, демократизма власти, культурной ориентации, комплексного развития всех сфер жизнедеятельности, учета этнической и региональной специфики.

Во-вторых, устойчивый экономический рост на базе научно-технического прогресса, социальная и культурная ориентированность экономики, выравнивание уровней жизни и благосостояния всех категорий населения, ликвидация безработицы и расширение рабочих мест, повышение инвестиционной привлекательности российских регионов, экономическое обеспечение федеральных и региональных программ государственной молодежной политики.

В-третьих, политическая стабильность, демократизм и нравственная обоснованность политических решений, привлечение молодых кадров к участию в политической жизни, расширение и углубление правовых основ государственной молодежной политики, вовлечение молодежи в реализацию государственных политических программ, разработка и реализация специальных программ государственной и региональной молодежной политики в России.

В-четвертых, гармонизация социальных отношений и ликвидация социальной напряженности в обществе, эффективное управление социальными конфликтами, осуществление продуманной и взвешенной региональной политики, развитие организационных и корпоративных основ трудовой деятельности, создание эффективно действующего механизма социализации личности, всесторонняя забота об укреплении семьи, развитии культуры досуга и быта молодежи, социальная помощь и поддержка молодых семей, забота о благополучии и трудоустройстве молодых специалистов.

В-пятых, формирование в России широкой, общедоступной и привлекательной социокультурной инфраструктуры, включающей в себя: развитую систему общего и профессионального образования; эффективную систему обучения, просвещения и воспитания; широкую систему культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы, а также систему культурно-эстетического образования и творчества.

В-шестых, формирование новой системы обучения и воспитания, ориентированной на утверждение в сознании и поведении молодого поколения общечеловеческих нравственно-гуманистических ценностей, принципов толерантного и ненасильственного поведения, патриотических настроений и чувств, профессионального образования и престижа высокой квалификации, психологии товарищества и партнерства, сотрудничества и взаимопомощи, дружбы, уважения и любви.

IV . ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И АПРОБАЦИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют активизировать и корректировать условия формирования, систему образования и воспитания российской молодежи, совершенствовать качество и уровень развития всех сфер жизнедеятельности российского общества в интересах эффективной социализации молодежи, определить и предложить оптимальные социокультурные условия и пути формирования новой молодежной культуры, способной противодействовать проявлениям экстремизма и агрессии в молодежной среде.

Помимо общих рекомендаций, вытекающих из результатов исследования, предлагается практически реализовать следующие конкретные предложения.

1. В семье, средней и высшей школе необходимо активно привлекать детей и молодых людей в спортивные, культурные и художественные кружки, общества и секции, к подготовке и проведению различных коллективных и общественных мероприятий, участию в подготовке научных докладов и сообщений, регулярному посещению памятных мест, музеев, театров, художественных выставок, спортивных соревнований, организации КВН, конкурсов и олимпиад, научных центров и НИИ различного профиля.

2. В центральных и местных СМИ целесообразно более активно и предметно пропагандировать созидательный труд, нравственную и правовую культуру, любовь к книге и вкус к литературе – познавательной, классической, художественной. Администрации городов России следует задуматься, почему пока еще нигде нельзя встретить проспекта Дружбы или Надежды, площади Любви, Чести или Красоты, улицы Добра, Веры, Достоинства и т.п. Несомненно, при таких и аналогичных названиях наших улиц, площадей и проспектов молодые, да и взрослые люди острее и глубже воспринимали бы непреходящие ценности добра, красоты, справедливости.

3. В настоящее время необходимо уже с детского возраста не только воспитывать, но и обучать людей в духе толерантности, ненасилия, любви и дружбы. Сегодня существует и предлагается к практическому внедрению концепция и методика так называемого ценностного обучения . На базе московских вузов, в том числе и МГУУ Правительства Москвы предлагается обсудить проблему «Формирование культуры ненасилия и личности безопасного типа» с последующим преподаванием аналогичной дисциплины в школах и высших учебных заведениях.

4. В семье и за школьным столом молодежь должна формироваться в духе строгих церемоний и правил поведения, иметь ясные представления о культуре быта, привычек, общения и взаимоотношений и т.п. В данном отношении в средней школе рекомендуется изучение такого предмета, как культурология или ее отдельных отраслей – культуры быта и досуга, культуры общения и взаимоотношений, культуры поведения в официальных и общественных учреждениях, церемониальной культуры и т.п.

5. В структуре различных учреждений городского и муниципального управления, предприятий и фирм, а также учебных заведений рекомендуется формирование штатных служб, центров, отделов или лабораторий духовной терапии населения, задача которых – осуществление квалифицированной и профессиональной работы с людьми в духовной области (психологической, социологической, нравственной, сакральной и т.п.).

Актуальные проблемы работы с молодежью не должны отрываться от решения общих социальных проблем, которые касаются всего общества, в том числе представителей взрослого и старшего поколений. Необходимо продолжать и углублять теоретические исследования в области молодежных проблем.

В частности, в аспекте противодействия агрессии и экстремизму в молодежной среде, на наш взгляд, следует обратить внимание исследователей на специальный анализ таких проблем, как: культура противодействия агрессии и экстремизму: социально-философский аспект; культура ненасильственного мышления и поведения: теория и практика формирования в современной России; социокультурный облик личности безопасного типа в современной России; социально-философские основания ценностного обучения и воспитания в современной России; социально-философское содержание толерантной культуры диалога различных типов цивилизаций и другие.

Наконец, следует согласиться с теми авторами, которые пришли к выводу о необходимости формирования и становления специальной науки о молодежи под названием ювенология . В формировании содержания этой новой науки немалая роль может принадлежать социально-философскому осмыслению молодежных проблем, в том числе и проблемы противодействия агрессии и экстремизму.

Апробация результатов исследования

Результаты диссертационного исследования прошли апробацию в теоретических выступлениях автора на научных конференциях, на ежегодных научных конференциях МГУУ Правительства Москвы, на теоретических семинарах и заседаниях кафедр философии, истории и политологии, иностранных языков МГУУ Правительства Москвы, в процессе личной педагогической деятельности, а также в публикациях общероссийского и вузовского уровней.

Основные публикации по теме исследования:

1. Афанасьева Р.М. Социокультурные аспекты противодействия экстремизму в молодежной среде // Власть.- 2007.- № 5.- 0,7 п.л.

2. Афанасьева Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде // Вестник МГУУ Правительства Москвы.- 2007. – № 6.- 1,0 п.л.

3. Афанасьева Р.М. Ценностные ориентации современного молодого поколения // Материалы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Россия в период трансформации», г. Ярославль , 29-30 марта 2007 г.- 0,3 п.л. (В соавторстве).

4. Афанасьева Р.М. Молодежь и проблема экстремизма в современной России // Труды МГУУ Правительства Москвы. Вып. № 10.- М., 2007.- 1,1 п.л.

Общий объем публикаций по теме исследования – 3,1 п.л.

Р.М. АФАНАСЬЕВА.


[1] Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.- М.: Голос, 2001.- С. 678.

1 См.: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова.- Ростов-на Дону, Феникс, 2001. – С.6.

1 См.: Антоненко С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир.- 1999.- № 4.- С. 176-185; Ильинский И.М. Молодежь нынешней России: общие оценки, выводы и прогнозы // Молодежь и молодежная политика.- М.: Голос, 2001. – с. 223-245; Куприянов Г.В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях // Аналитический вестник № 15. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества.- М., 1999; Молодежь в посткоммунистической России и Восточной Европе.- Дортмунд, 1995.- С. 11-29; Молодежь России: тенденции, перспективы.- М.: Молодая гвардия, 1993; Молодежь – будущее России.- М., 1995; Ручкин Б.А., Родионов В.А., Пыжиков А.В. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества // Социально-гуманитарные знания.- 2000.- № 1 и др.

2 См.: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2001; Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.- М.: Голос, 2001; Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социологические исследования.- 1998.- № 12; Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал.- 1998.- №1; Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки.- СПб, 1995; Чупров В.И. Молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования.- 1991.- № 9; Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования.- 1998.- № 5 и др.

3 См.: Ватормин А.С. Политические ориентации студенчества // Социологические исследования.- 2000.- № 6; Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования.- 2002.- № 1; Дугаев Л.С. Политическая социализация молодежи // Свободная мысль.- 1996.- № 7; Информационно-аналитический сборник Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы «Молодежь Москвы: история и современность (по материалам социологических исследований).- М., 2003; Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи.- Мурманск, 1998; Несмелова М.Ю. Политическое поведение студенческой молодежи в современной России: Автореф. дисс. … кандида. полит. наук.- Казань, 1995 и др.

4 См.: Горшков М.К., Тихонова Н.Е. и др. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН.- 1998.- №: 6; Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.- М.: Голос, 2001; Карпухин О.П. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социологические исследования.- 1998.- № 12; Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М., 1992; Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеала: Диалог поколений. - Мурманск, 1994. – С.13-14; Молодежь в условиях социально-экономических реформ .- СПб, 1995. Вып. 1; Молодежь – будущее России.- М., 1995; Савин С.К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: Автореф. дисс. … кандид. филос. наук. – М., 2006 и др.

1 См: Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия, история, теория.- М.: Голос, 2001; Информация по выполнению постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г. № 403-1111 «О программе «Молодежь Москвы» на 2001-2003 годы»; Куприянов Г.В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях // Анатилический вестник № 15. Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества.- М., 1999; Реализация молодежной политики в Московской области: опыт, проблемы, перспективы. Информационный сборник.- М., Комитет по делам молодежи, 2005; Рожнов О.А. Управление молодежной политикой в современной России: Автореф. дисс. … кандид. социол. наук. – М., 2006; Сафонов В.Е. Модели государственной молодежной политики в России и за рубежом // Молодежь и право. Состояние, проблемы и пути их решения. Материалы круглого стола от 10 марта 2005 года. Академия труда и социальных отношений.- М., 2005;

2 См.: Бузова Т.В. Феномен религиозного экстремизма: Автореф. дисс. … кандид. филос. наук.- Пермь, 1989; Верховский А., Прибыловский В. Национально-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. – М., 1996; Гречкина Е.Н. Молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности: Автореф. дисс. … кандид. полит. наук.- Ставрополь, 2006; Гречкина Е.Н. Влияние СМИ на формирование экстремистских ориентаций современной молодежи.- Невиномысск, Изд-во НГГТИ, 2005; Молодежный экстремизм. Под ред. А.А. Козлова. – СПб, Изд-во СПбГУ, 1996; Морозов И.Л. Художественная литература как информационная среда эволюции доктрин политического экстремизма (краткий историко-философский анализ) // Художественная литература как историко-психологический источник: Материалы XVIМеждународной научной конференции, Санкт-Петербург, 14-15 декабря 2004 г.- СПб, Изд-во «Нестор», 2004, с. 59-64; Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал,- 1998.- № 1; Несмелова М.Ю. Политическое поведение студенческой молодежи в современной России: Автореф. дисс. … кандид. полит. наук. – Казань, 1995; Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Материалы научной конференции 31 марта – 1 апреля 1998 г. – М., 1998; Папп А., Верховский А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. – М., 1996 и др.

1Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.- С 238.

2 См.: Антология ненасилия / Сов.-америк. гуманит. инициатива / Редколл. Е.Алексеева и др.- М.: Бостон, Моск. журнал, 1992; Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. Т. 1.- М., 1969; Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические.- М.: Протестант, 1992; Большой путеводитель по Библии: Перев. с нем.- М.: Республика, 1993; Бойко В.В. Доброта в нас и вокруг нас.- М.: Знание, 1988; Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии.- 1996.- № 6; Добротолюбие. Избранное для мирян / Составил архимандрит Ювеналий.- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997; Жикаренцев В.В. Путь к свободе: добро и зло. Игра в дуальность: обретение внутренней силы.- СПб.: АОЗТ «МиМ-Дельта», 1996; Ненасилие: философия, этика, политика / Ответ. реД. А.А.Гусейнов.- М.: Наука, 1993; Рачин Е.И. Судьба идеи ненасилия в истории // Материалы 1-й Междун. конференции «Диалог цивилизаций: Восток – Запад».- М., 1994; Скорик Е.Ф. Концепция ненасилия Л.Н.Толстого: история и современность: Автореф. дисс. … кандид. филос. наук – М., 1992; Хлобустов О. Проблема насилия в обществе и средства массовой информации // Диалог.- 1996.- № 8; Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А.Ильина: Автореф. дисс. … кандид. филос. наук.- М., 1995 и др.

[2] См.: Антология ненасилия. М. - Бостон, 1992. С. 94.

[3] См.: Юлина Н. С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана // Вопросы философии. 1995. №2. С.109.

Скачать архив с текстом документа