Социологические исследования как инструмент познания проблем социальной работы
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность, функции и типы социологических исследований проблем социальной работы, применение их результатов. Источники информации и использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания.Тема: Социологические исследования как инструмент познания проблем социальной работы
Содержание
Введение
1. Сущность, функции и типы социологических исследований проблем социальной работы
2. Использование результатов социологического исследования в социальной работе
2.1 Функции использования результатов социологических исследований в социальной работе
2.2 Использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания (на примере Кировской области)
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социологическое исследование… Кому незнакомо сегодня это понятие. Оно на устах специалистов практически специалистов всех областей обществознания. Им все чаще пользуются управленческие кадры. С каждым годов увеличивается число проводимых социологических исследований, расширяется круг профессиональных социологов.
Как показала практика последних лет, возможности социологически исследований широки и многогранны. Это отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение, выяснение ведущих тенденций развития общественных отношений и нахождение оптимальных путей и средств их совершенствования; обоснование планов; управленческих решений и оценка эффективности их реализации; обобщение опыта и прогнозирование социальных ситуаций. Это, наконец, и действительный контроль за состоянием дел на различных участках, и утверждение новаторского, реалистического стиля мышления и деятельности.[1]
В социологических исследованиях заключены значительные возможности повышения научного уровня социальной работы, обновления, обогащения и актуализации ее содержания. Эти возможности раскрываются по мере того, как методы социологического исследования и его анализа регулярно используются для оценки состояния и эффективности деятельности социальных служб.
Социологические исследования наряду с другими средствами позволяют достаточно точно, глубоко и всесторонне проанализировать сложившуюся обстановку в работе социальных служб, выяснить степень действенности различных форм и методов социальной работы. Их результаты являются своеобразным зеркалом, в котором отчетливо видны и достигнуты успехи, и имеющиеся недостатки в социальной работе. Более того, подобные исследования по праву можно назвать одним из универсальных источников информации для руководителей социальных служб; они не только выявляют разного рода проблемы, высвечивая их, так сказать, изнутри, но и подсказывают действенные средства для их решения.[2]
Регулярно проводимые социологические исследования в социальной работе помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию реалистичными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, о степени удовлетворительности быта, состоянием психологического климата.
Результаты социологических исследований в социальной работе позволяют не ограничиваться только количественными характеристиками, а анализировать непосредственно качество социальной работы с населением.
Основная цель данной работы – рассмотреть каким образом социологические исследования помогают познать проблемы социальной работы.
Задачи, при рассмотрении данной темы, следующие:
1. Описать функции и типы социологических исследований, применяемых для выявления проблем социальной работы.
2. Показать использование результатов социологических исследований в социальной работе и средства их решения.
3. Рассмотреть на примере Кировской области использование социологических исследований в преодолении путей повышения эффективности социального обслуживания.
1. Сущность, функции и типы социологических исследований проблем социальной работы
Специалист социальной работы является профессионально подготовленнымне только для индивидуальной или групповой терапевтической деятельности, но и для осуществления планирования работы отдела и всей службы. Здесь социальная работа сближается по своим функциям с прикладной социологией, которая предусматривает проведение исследований с целью их незамедлительной реализации в деятельности учреждения или ведомства. С этой точки зрения, для повышения качества работы организации важно, во-первых, оценивать потребности непосредственных , уже известных клиентов и нужды района или города в целом; выявлять потенциальных клиентов, которые представляют этнические меньшинства, мигрантов, особые группы риска пока еще не охваченные профессиональной помощью. Во-вторых, необходимо оценивать те методы, которые применяются конкретными специалистами и службой в целом, те результаты, которых удается достичь. Все это применяется для того, чтобы оценить вклад и квалификацию работников, представить отчет о деятельности службы, найти проблемы в ее работе , запросить дополнительное финансирование и продемонстрировать должную степень рефлексии, то есть осмысленной деятельности, а также реализовать задачи прозрачности и подотчетности, необходимой для эффективного управления организацией социальной сферы.
Особенности исследований в социальной работе обусловленной областью – это социальная работа, связанные с ней организации и более широкий контекст. Вместе с тем, интересы других исследователей, например, психиатров, геронтологов нередко пересекаются с интересами исследователей социальной работы напрямую озабочены развитием социальной работы и связанных с ней сервисов, в исследовании эффективности методов, подходов и практик.
Когда ведется речь об исследованиях в социальной работе, предполагается изучение социальной работы как профессиональной практики, анализ теоретических допущений, методов и уровней интервенций, социальных проблем и способов их решения, аспектов поведения индивидов и групп. Единственное условие, которое при этом должны быть исследования для социальной работы, приносящие пользу профессий.
Помимо особого предмета внимания, исследования в социальной работе отмечаются тем, что они междисциплинарны, то есть требуют привлечения знаний из разных научных областей – теории социальной работы, социологии, психологии, медицины, юриспруденции.[3]
К основным функциям исследований в социальной работе можно отнести следующее:
- диагностика – оценка состояния социального объекта в момент исследования.
- контроль достоверности информации - сбор информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и в случае наличия искажений внести соответствующие коррективы;
- прогноз – выявление возможных состояний социального объекта в краткосрочной , среднесрочной и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;
- проектирование – выработка рекомендаций по тематике экспертизе социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений;
- объяснение и анализ – выявление причин и природы социальных проблем, рассмотрение характера социальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка принципов организаций социальной работы;
- внедрение – применение рекомендаций сформулированных в результате исследования, в практике социальной работы, в управлении организациями, в образовании;
- информирование – распространение информации о выявленных проблемах или положительном опыте их разрешения;
- концептуализация – развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы;
- развитие рефлексной практики – изучение, осмысление и критический пересмотр практики социальной работы;
- активизация – мобилизация социальных сетей, выявленных посредством исследований, объединение людей и наделение их полномочиями проводить исследования и осуществлять изменения;
- преобразование – проведение социальных изменений в ходе эксперимента.[4]
Благодаря исследованиям происходит развитие теории и методов практической социальной работы, оттачивается идеология профессии, подвергается редакции этический кодекс. Те данные, которые специалист получает в ходе каждодневной деятельности во взаимодействии с клиентами, в специально проводимых исследованиях и мониторингах, представляют собой, самостоятельную ценность не только для целей интервенции, управления и планирования, но и в аспекте обучения. Эмпирические данные подвергаются обобщению и анализу, излагаются в публикациях различного жанра – информационных, справочных и докладах, научных статьях и учебных пособиях. Тем самым осуществляется приращение знания о практике социальной работы, управлении организациями социальной сферы, способах решения социальных проблем.
Поскольку социальная работа имеет целый ряд направлений, реализуется комплексными структурами (сложноорганизованными специальными организациями, службами, отделами, отдельными специалистами, выполняющими разнообразную деятельность по социальному обслуживанию, а ее исполнители на практике сталкиваются с многочисленными препятствиями, необходим критический анализ всех этих аспектов, нацеленный на выработку знания о конкретной проблеме и способах ее решения, а также на внедрение этих знаний в процессе принятия решений.
Исследования в социальной работе развиваются благодаря широким познавательным возможностям качественной методологии: интервью, наблюдения, анализа текстов.
Метод интервью.
Неструктурированное интервью подходит для разведывательного исследования, когда мало, что известно о конкретной проблеме. Данный вид интервью применяется в социальной работе с тем, чтобы предоставить интерпретации взаимоотношений переменны, возможные вариации субкультур или факторов.
Глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений.
Сбор эмпирических данных методом интервью осуществляется как в учреждении, так и на дому у респондента или в специально отведенном для этого офисе.
Наблюдение.
Целью включенного наблюдения является понимание культур с точки зрения и представлений, при этом полученные результаты могут использоваться для критики существующих позитивистских гипотез и теорий, цель которых – объяснение и контроль, поэтому она связаны с проверкой гипотез и поиском логических связей.
Участвующее наблюдение часто применяется в проектах прикладного характера. Например, П.Х. Хьюджесс столкнулся с трудностями, пытаясь разобрать реабилитационную программу для потребителей героина. Он понял, что только познав особенности повседневной жизни потребителей наркотика, он может получить информацию, полезную при разработке эффективной программы реабилитации.[5]
Наблюдение применяется и программах оценки качества и в том случает исследователи осуществляют переход от общей проблемы к частным вопросам и гипотезам. Характерным примером является проект по оценке результатов и последствий образовательной программы и оценке потребностей слушателей.
Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволят вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между начальством и подчиненными.[6]
С помощью приемов дискурс – анализов можно проанализировать репрезентации тех или иных сюжетов в российских СМИ.
Исследования СМИ в духе социального конструктивизма позволяют вскрыть приемы и проследить процессы создания социальных проблем средствами массовой коммуникации.
Нарративный анализ очень важен в исследовании социальной жизни, так как он позволяет осуществить систематическое изучение личного опыта и смысла, показать, как события конструируются активными субъектами.
Исследования могут быть описательными, предполагающие получение эмпирических сведений, дающие относительно целостное представление об изучаемом явлении или же аналитическими, направленные на анализ, выяснение причин, лежащих в основе явления и обуславливающих его характер.[7]
Исследование может быть разведывательным, если предмет исследования мало или вовсе не изучен. Исследования также разделяются на разовые и повторные, а также мониторинговые, когда по данному сценарию, исследование через определенный промежуток времени повторяется или проводится регулярно . Разновидностью повторных исследований оказываются исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени или повторяется регулярно. Разновидностью повторных исследований оказывается исследования панельные, когда обращаются через определенный промежуток времени к одним и тем же людям.
По типу используемых для анализа данных исследования могут опираться на первичный анализ данных – здесь используются эмпирические данные , материалы, собранные самим исследователем в ходе собственного исследования.
Вторичный анализ данных подразумевает использование материалов, собранных ранее , часто другими исследователями, в целях сравнения или проведения дополнительного анализа.
Итак, предназначение любого социологического исследования – анализ таких проблем, которые имеют не второстепенное, а ключевое значение для социальной практики. Один из главных мотивов обращения к социологическим исследованиям – потребность располагать как можно более обширной, содержательной и актуальной информацией, отражающей те стороны и нюансы социальных проблем нуждающегося населения, которые подчас скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социальной работы.
2. Использование результатов социологического исследования в социальной работе
Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает дорогу для широкого применения в практике социальной работы. И происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает складывается единая количественно-качественная оценка «проблемных узлов» изучаемого явления постепенно вырисовываются те конкретные пути, с помощью которых они могу быть «развязаны». Более детальное обоснование эти пути и средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций.
Заметим, основная тяжесть забот по использованию результатов социологических исследований и его рекомендаций всегда лежала и будет лежать на плечах руководителей социальных служб - людей, досконально знающих ее сильные и слабые стороны, душой болеющих за повышение ее целенаправленности и действенности. Их убежденность в практической ценности выводов исследования в том, что использование полученных данных способно помочь разрешению изучавшейся проблем.
Что представляет собой и из чего складывается процесс использования социологических данных? На каких участках социальной работы их применение оказывается наиболее нужным и перспективным
Отвечая на поставленные вопросы, прежде всего подчеркнем, что практическая польза проведенного исследования может и должна измеряться тем, насколько его результаты полагают совершенствовать различные виды, направления, средства, формы и методы социальной работы в соответствии с потребностями дня.
Такой критерий результативности, практической отдачи социологических исследований обуславливает более строгий подход к вопросу об использовании их выводов в социальной работе. Имеющиеся отдельные, но не связанные друг с другом единой целью и логикой примеры того, как используется социологическая информация руководителями социальных служб, уже не могут сегодня полностью удовлетворять. Только системный подход позволит интегрировать разнородные частные проблемы, подвести их к одному знаменателю и тем самым сложнейшую группу различных проблем представить как единую проблему.
Опираясь на это принципиальное положение, представим, что означает для руководителей социальных служб системный подход к использованию результатов социологических исследований в социальной работе. Для этого, в соответствии с требованиями такого подхода, предстоит определить и рассмотреть функции социологических данных в практике социальной работы.
2.1 Функции использования результатов социологических исследований в социальной работе
Социологическое обеспечение анализа социальной работы.
Использование результатов социологических исследований для анализа социальных служб получило за последние годы широкое распространение. Это связано с социальными проблемами населения, требующими безотлагательного решения, совершенствования системы его информационного обеспечения, что помогает полнее овладеть обстановкой, принимать оптимальные решения, предвидеть их последствия, проводить всестороннее взвешенную, отражающую действительное положение дел социальную политику.
Среди аналитических материалов результаты, выводы исследований занимают особое место. Социологические данные, как показывает практика, не просто констатирует состояние деятельность социальных служб.
Они побуждают к размышлениям, дают возможность сравнивать работу по регионам, сопоставлять накопительный опыт, своевременно видеть новые, наиболее существенные тенденции в развитии тех или иных общественных явлений и на этой основе планомерно влиять на их развитие, последовательно добиваться намеченной цели.
Накопленный социальными службами опыт использования результатов социологических исследований в анализе практической работы позволяет выделить два уровня такого анализа. Первый уровень связан с оценкой состояния социальной работы (в целом или ее отдельных направлений и участков), второй – с оценкой степени ее эффективности.
Оценка состояния социальных служб и социальной работы в целом, функционирования различных ее форм и методов дает их обобщенную количественно- качественную картину. По существу, на таком уровне социологического анализа можно получить возможность видеть реальное состояние дел, достигнутые на данный момент результаты в проводимой работе, свойственные ей плюсы и минусы, полнее и глубже уяснить, что нужно сделать в первую очередь для того, чтобы ликвидировать имеющиеся недостатки. Другими словами, анализ состояние социальной работы с помощью методов социологического исследования позволяет объективнее оценить сложившуюся в ней ситуацию и , опираясь главным образом на научно обоснованные социологические данные, выделить основные и второстепенные факторы, определяющие характер данной ситуации.[8]
Тем самым использование аналитического потенциала результатов социологических исследований помогает социальным службам преодолевать стихийность и формализм в своей деятельности, ориентироваться в работе на надежный критерий количественно-качественной оценки ее реального состояния.
Что же касается использования результатов социологических исследований для оценки эффективности социальной работы, то это дело более сложно. Данная сложность обусловлена содержанием самого понятия «эффективности», которое в наиболее общем виде определяется как отношение полученных результатов к ранее выдвигавшимся целям то есть фиксирует степень соответствия достигнутого тому, что предполагалось достичь.
Определить эффективность социальной работы при помощи социологической информации можно лишь в том случае, если последняя всесторонне и объективно отражает результат проведенной работы и правильно соотнесена и ее целью, а также с тем, что было достигнуто ранее. Другими словами, речь и дет о необходимости осуществления в той или иной форме сравнительного анализа, в ходе которого сопоставляется последняя социологическая информация с информацией предыдущей. Это позволяет соотнести количественно-качественную оценку нынешнего и прежнего состояния дел на определенном участке социальной работы и сделать соответствующие выводы о степени ее эффективности.
Для получения более полной и точной оценки эффективности не только осуществляется анализ полученных результатов, соотносят их с ранее имевшимися данными, но и изучают сам процесс, который привел к ним.[9]
Социологическое обеспечение планирования в социальной работе.
Значимость этой функции использования социологических данных вытекает из активного стремления социальных служб заложить научные основания под разработку и составление проектов социальной работы. Научный подход к планированию социальной сферы берет в расчет научно и практически обоснованное определение целей, выявление задач, сроков, темпов и пропорций развития того или иного явления, его реализации и претворения в интересах общества. «Ни один план не будет полным и всесторонним без предварительного проведенных научных исследований, которые необходимо предусматривать как в текущем, так и в перспективном планировании. Особое место среди них занимают социологические исследования, так как только с помощью их можно оценить состояние и тенденции развития жизни людей.[10]
Учет результатов социологических исследований в процессе планирования позволяет теснее увязывать содержание планируемых мероприятий с решением конкретных социально-экономических проблем; учитывать реальный уровень жизни населения; направленность их запрос и потребностей; осуществлять рациональный выбор тех средств и форм социальной работы, которые позволят выполнить намеченные задачи. Одним словом, использование социологической информации при составлении планов в социальных службах дает возможность полнее и глубже отразить в них наиболее существенные тенденции и процессы в жизни города, региона, что способствует обеспечению ее последовательного развития и преемственности.
Социологическое обеспечение прогнозирования в социальной работе.
Результаты социологических исследований, являясь хорошим подспорьем в планировании социальной работы, оказывается в то же время ценным материалом для научного предвидения, прогнозирования результатов социальных процессов и отношений. Обоснованный прогноз в сфере социальных служб дает возможность учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более современным управление, эффективным-проектирование .
Весьма существенную роль в прогнозировании социальных процессов играют результаты массовых и специализированных (экспертных) опросов. В первую очередь это результаты тех социологических исследований, которые дают качественно-количественную характеристику существенных сторон объекта социальной работы – нуждаемости людей. Причем полезность социологических сведений для прогноза возрастает по мере того, как эти сведения начинают отражать состояние объекта не только в статике, но и в динамике, то есть указывать направленность происходящих в нем изменений, особое значение здесь имеют результаты повторных социологических исследований потребностей людей.
Однако для серьезного и всесторонне обоснованного прогноза в социальной сфере социологическая информация об объекте должна быть дополнена показателями экономического, социально-культурного и демографического развития. Специалисты правомерно считают, что без учета таких данных надежность прогноза социального процесса резко падает.[11]
Социологическое обеспечение контроля и учета в социальной работе.
Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Контроль призван выявлять не только своевременность, количество и направленность проведенных мероприятий , но и их отдачу, то есть качественную сторону социальной работы. В этом смысле использование социологических данных для контроля за состоянием данной работы оказывается тесно связанным с их применением для анализа и оценки ее реального уровня и эффективности. В число направлений контрольной деятельности входит: контроль за выполнением работ, намеченных планов; меры по коррекции всех значительных отклонений от плана; определение взаимосвязи и преемственности традиционных и новых средств, форм и методом работы; их актуальности, связи с жизнью; оценка уровня теоретической и методической подготовленности кадров; оценка достоверности отчетной информации о состоянии социальной работы, поступающей из социальных организаций.
Для того чтобы обеспечить действенность контроля в социальной работе, нужно позаботиться о его научной основе, используя в единстве всю совокупность имеющихся для этого средств, в том числе различные виды социологических исследований. Они во многом, как показывает практика, помогает добиваться оперативности, широкого охвата и глубины контроля, повышать его объективность в оценке истинного положения дела.
Социологические данные оказываются ценным материалом для наиболее полного обеспечения ряда учетно-отчетных количественных показателей, характеризующих состояние социальных служб.
В повседневной практической работе социальные службы сталкиваются также с необходимостью учитывать при помощи результатов исследований и качественно-количественные данные, показывающие в динамике в сравнении изменения уровня информированности трудящихся по вопросам социальной помощи и социального обеспечения.
Социологическое обеспечение подбора, обучения и оценки деятельности социальных работников.
В социальных службах сложилась стройная система работы с кадрами. Для повышения ее эффективности все шире начинают использовать социологические исследования. Они оказываются полученными во многих отношениях. Во-первых, их последовательное применение позволяет уточнить круг критериев оценки работников, полнее учесть те их качества, которые не всегда фиксируются в официальных документах: Во-вторых, их результаты с большей долей объективности могут отражать реальный уровень теоретических знаний и информированности кадров, высвечивая те «узкие места» в их подготовке, которые должны быть взяты под особый контроль. В–третьих, они показывают, каким авторитетом обладают социальные работники, каков их нравственный облик, деловые качества в глазах клиентов. В-четвертых, опросы самих социальных работников позволяют выявлять и концентрировать компетентные суждения о проблемах социальной работы, причинах наличия тех или иных недостатков, путях и средствах их преодоления. Наконец, в –пятых, привлечение социальных работников к процессам подготовки и проведения социологических исследований, анализа и использования их результатов формирует у них широкий, свежий взгляд на состояние и совершенствовании своей деятельности, развивает их социологическое мышление, прививает вкус к постоянной аналитической работе, стимулирует потребность повышения своего общетеоретического уровня. Все это позитивно сказывается на практической работе социальных работников, на актуализации.
2.2 Использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания (на примере Кировской области)
Одним из важнейших компонентов стратегии и тактики социальной практики являются мониторинговые исследования, дающие возможности принимать действительно продуманные решения на основании анализа изученных и проверенных данных.
Одним из источников получения объективной информации о положении, проблемах и чаяниях граждан старшего поколения стали материалы социологического исследования, проведенного Кировским региональным центром Института социологии РАН совместно департаментом социальной защиты населения Администрации области.
Использовался метод личного формализованного интервью по месту жительства респондентов. Изучались различные аспекты жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Анализ материалов социологического исследования позволил сделать вывод о том, что пожилое население является социально-дискриминируемой возрастной группой. Отсюда вытекает необходимость функционирования и развития различных видов и форм экстренной и действенной государственной (альтернативной) помощи пожилым гражданам, попавшим в сложные жизненные ситуации по независящим от них обстоятельствам. Становится очевидной необходимость разработки мероприятий, способствующих эффективному решению проблем старшего поколения.
Далее, данные социологического исследования показали, что граждане пожилого возраста очень часто нуждаются в услугах, не входящих в перечень гарантированных государством, к примеру, механизированная обработка приусадебного участка; ручная обработка , посадка и уборка картофеля; пошив одежды и ремонт обуви и др.
Востребованность перечисленных выше услуг доказывает необходимость развития в учреждениях и службах системы данного направления работы, повышающего эффективность их деятельности по оказанию адресной помощи пожилым людям. Это подтвердилось данными социологического исследования и убедило Департамент социальной защиты населения в развитии дополнительных видов услуг, а также помогло лучше увидеть слабые позиции, на которые необходимо обратить внимание.
Исследование также показало, что потребность в сохранении и поддержании здоровья является приоритетной ценностью для абсолютного большинства опрошенных.
Данные по состоянию здоровья были использованы при разработке блока. «Здоровье пожилых людей « проекта Концепции социальной политики и конкретных мероприятий по организации медицинской специализированной помощи на территории области для граждан старшего поколения. Данные социологического исследования по блоку «Здоровье» послужили толчком для принятия решения властных структур по улучшению медицинского обслуживания пожилых людей.[12]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что роль методов социологических исследований в организации социального обслуживания достаточно значима. Информация, получаемая в результате мониторинговых оценок, позволит не только оценить степень эффективности социальной политики в регионе, но и прогнозировать ситуацию, разрабатывать стратегию и тактику принимаемых органами управления решений на опережение, то есть принимать превентивные меры по снижению социальной напряженности, а также находить варианты оптимальных затрат на реализацию социальных программ.
Заключение
Социальная работа во всех своих ипостасях – один из наиболее тщательно подготовленных, научно и методически оснащенных социальных феноменов. Процесс усиления научных, теоретических и практических основ социальной работы постоянно набирает силу. И очень важно, чтобы социологические исследования как средства научного обеспечения деятельности социальных учреждений и служб использовались грамотно и, как говорится, к месту, давали в руки их организаторам действительно нужную, достоверную и всестороннюю информацию для того, чтобы принимать продуманные решения на основании анализа полученных данных, устранять недочеты, искать правильные и нужные пути решения нуждающимся. [13]
Высокая отдача от социологических исследований наблюдается лишь там и тогда, когда они проводятся не ради любопытства и созерцания полученных результатов, а в целях познания проблем социальной работы и устранения этих проблем на практике.
Список литературы
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.-М.,1995
2. Девятко И.В. Методы социологического исследования. - М, 2002,
3. Как провести социологическое исследование/ Под ред.
М.К. Горшков,Ф.Э. Шереги. – М., 1990
4. Коробанов В.В. , Плюсина Г.Н. Использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания//Работник социальной службы, 2002 №2, с 19-25
5. Луков В.А. Социальное проектирование, М, 2003
6. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004
7. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России/ Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова М, 2002
8. Социальная работа/ Под ред. В.И. Курбатова – Ростов/Д., 2004
9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М, 1999
10. Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981
11. Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование., М, 2001
12. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программы, методы. – Самар. ун-т, 1995
13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 2001
14. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 86-95
15. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. – Казань, 2004
Вопросы к зачету:
1. В чем состоит различие между социальными обследованиями и социологическими исследованиями?
2. В чем стоит цель прикладного социального исследования?
3. Зачем нужны исследования в социальной работе? Функции исследований в социальной работе?
4. В чем особенности различных типов исследований в социальной работе?
5. Расскажите, что вы знаете о различиях между качественными и количественными полевыми исследованиями, качественными и количественными методами. Триангуляция
6. Расскажите о методе эксперимента.
7. Расскажите об особенностях метода интервью.
8. Расскажите о методе наблюдения. В чем состоят особенности метода участвующего наблюдения?
9. Расскажите о методе анализа текста. Как можно применять этот метод в исследованиях в социальной работе?
10. Расскажите суть исследовательской стратегии кейс-стади. В чем состоят особенности этнографической полевой работы? Как понимается контекст и что такое «случай» в исследовательской стратегии кейс-стади?
11. Что такое потребности и как проводится оценка потребности (нуждаемости) клиентов социальной работы?
12. Расскажите об оценке проектов и программ. Для чего необходимо осуществлять оценку деятельности организаций и проектов, которые нацелены на работу с различными группами клиентов?
13. Как вы понимаете выражение «оценка эффективности»? Где применяется такая оценка? Какие формы оценочных исследований вам известны?
14. Раскройте понятия «социальная экспертиза» и приведите примеры подобных исследований.
[1] Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М, 1999, с 47
[2] Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований.-М.,1995 , с 96
[3] Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004 с 15
[4] Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004 с 17
[5] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 2001, с 62
[6] Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. –М,1995 с 113
[7] Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981, с 169
[8] Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 88
[9] Романов П., Ярская-Смирнова Е. Исследования в социальной работе. Оценка, анализ, экспертиза.- Саратов, 2004 с 200
[10] Тощенко Ж.Т. Идеология и жизнь. Социологический очерк, М, 1981, с 173
[11] Щеглова С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование., М, 2001 с 145
[12] Коробанов В.В. , Плюсина Г.Н. Использование социологического инструментария в определении путей повышения эффективности социального обслуживания//Работник социальной службы, 2002 №2, с 19-25
[13] Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России//Социс, 2001 №5, с 94