Теневые структуры в Российской экономике

СОДЕРЖАНИЕ: Теневая экономика: определение, формы проявления. Механизм функционирования теневой экономики. Теневые структуры в сфере драгоценных металлов. Налоговая преступность – зеркало теневого бизнеса.

Новосибирский Государственный

Педагогический Университет

Теневые структуры в
Российской экономике

(реферат по экономике)

Выполнил:

Каменев Антон

студент ЮФ,

II курса гр. № 3920

Проверил: доц. эк. н. Малинин Е. Д.

г. Новосибирск, 2003


Содержание

Введение. 1

Теневая экономика: определение, формы проявления. 2

Механизм функционирования теневой экономики. 6

Теневые структуры в сфере драгоценных металлов. 10

Как воровали нефтедоллары.. 13

Схема «ЮКОС» ухода от налога. 14

Нефть по цене воды.. 15

Налоговая преступность — зеркало теневого бизнеса. 17

Заключение. 20

Литература. 21

Введение

Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли.

Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается. Теневая экономика включает весьма многообразные виды экономической деятельности, оказывающие совершенно различное воздействие на экономику страны и на ее экономическую безопасность.

Преступность видоизменяется и ликом, и повадками в зависимости от формы “бизнеса” и уровня доходности. Джентльмены при бабочках и смокингах вывозят из страны валюту и стратегическое сырье, господа при галстуках растаскивают заводы и предприятия, парни с тяжелым взглядом и агрессивными мыслями разбивают головы друг другу и своим клиентам, бомжи и социально неустроенная молодежь поворовывают, ловятся, осуждаются и сидят в тюрьме.

Теневая экономика: определение, формы проявления

Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика — это экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. представляющая собой совокупность хозяйственных нелегальных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимаются неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ.

С третьей точки зрения под теневой экономикой подразумеваются все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки.

Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Таким образом, теневая экономика как бы распадается на три крупных блока:

1). Неофициальная экономика . Сюда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения.

2). Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег.

3). Подпольная экономика . Под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в Росси является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

Первым источником развития теневой экономики в России является вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год)[1] ) , при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

Вторым, и основным источником теневой экономики, является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики. Например, каким образом могут выживать многочисленные слои населения, доходы которых оказались (по официальным статистическим данным) значительно ниже прожиточного минимума?

Согласно официальной статистике, уровень жизни населения в России в 1995 году относительно 1991 года составил 60%. Причем только в 1995 году реальная зарплата снизилась на 25%. Между тем количество легковых автомобилей в частном владении не уменьшилось, а число иномарок – увеличилось: только в 1995 году в Россию было ввезено 400 тысяч автомобилей[2] ) . Эту статистику можно объяснить только наличием теневого фактора.

В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии — 18%, а на Украине — 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%[3] ) .

Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки».

Если приоткрыть «теневую завесу», то за ней окажется «пирамида» движущих сил неформального сектора экономики.

Своеобразная надстройка теневой экономики — сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.

В середине — теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Эти люди — «мотор» экономической деятельности, и не только нелегальной.

Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.

Конечно, данное деление в определенной степени условное и небесспорное, но оно охватывает около 30 млн. активного населения страны.

Общий интерес для всех слоев «пирамиды» заключается в получении дополнительного дохода за пределами «правового поля». Есть и общие формы реализации интересов. Так, вывоз капитала за рубеж присущ всем. Правда, представители криминального и среднего уровней делают это в основном путем незаконных операций с сырьем и стратегическими материалами, с импортными товарами, с инвестициями, с подделкой платежных документов. Капитал, вывезенный усилиями только этих слоев, эксперты оценивают в $300 млрд.[4] ) Наемные работники могут предложить на экспорт только «мозги» и рабочие руки.

Криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения доходов, которые получают внеэкономическими методами, главным образом насилием — от шантажа до наемного убийства.

Представители среднего слоя, как правило, изначально являются законными собственниками производимых доходов. И лишь в дальнейшем по воле обстоятельств «уводят» доходы от налогообложения. Зачастую для них иначе нельзя: применение действующих штрафов и пени ставит под угрозу существование собственного дела. На роль судей-арбитров по выполнению сделок они привлекают представителей криминальных структур. Ведь сделки не зарегистрированы, а значит, обращаться официально в арбитражный суд в случае невыполнения договоренности невозможно.

Криминальный слой «пирамиды» объективно заинтересован в существующих условиях, при которых набирает силу теневая экономика. Ибо ее представители контролируют до 90% предприятий и организаций. И это основное поле для получения нелегальных доходов. В целях консервирования такой ситуации в ход пускается подкуп выборных и назначенных должностных лиц. Не потому ли так долго рассматриваются в законодательных органах соответствующие законы?

Теневиков-хозяйственников сегодняшняя ситуация не должна устраивать: они оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны — криминальные структуры, с другой — правоохранительные органы. Да еще и ответственность друг перед другом по выполнению условий сделки.

Объективно оказываются сейчас в худших условиях наемные работники-профессионалы. В развитых странах зарплата по основному месту деятельности составляет 70-80% доходов работника, а в России — лишь около трети. Не может устраивать наемных работников и усиление влияния криминальных элементов. Плата за «крышу» автоматически удорожает товары и услуги на 30%.

Механизм функционирования теневой экономики

Механизм функционирования теневой экономики можно представить в виде двух больших классов: основного и вспомогательного механизма.

Первый, основной, предполагает наличие «объекта эксплуатации», при этом в роли «дойной коровы» выступает государство или крупное предприятие.

Соответствующие схемы:

Первая: При предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход.

Схема является симметричной, действующей в обе стороны — продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.

Вторая: Некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, переадресующие наиболее выгодные заказы «параллельному предприятию».

Третья: Базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающие средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении срока, обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ, деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета «расчищаются», а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые «научные работники».

Отмеченные три схемы механизмов охватывают операции по сокрытию полученных доходов от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются «концы» указанных выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в недвижимость и личное имущество, перевозятся за рубеж.

Данный круг сделок трудно фиксировать и изучать, а быстрое становление новой отечественной банковской системы непосредственно связано с обслуживанием подобных операций.

Регистрируемый сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий промышленности, строительства и транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты на содержание и эксплуатацию их в цену продукции приводит к ее резкому удорожанию, вследствие чего чуть ли не официальной практикой стали заказы на производство услуг через «малые предприятия», действующие при базовом предприятии.

Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую» деятельность, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции;

- банк;

- «службу безопасности»;

- связи.

Что представляет собой каждый из этих элементов? Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи «сбрасываются» на одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уже о других операциях.

«Служба безопасности» имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных органах, землячества, этническая принадлежность.

Структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерствам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

За спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность — реальность формирования системы высококриминализированных экономических отношений.

Это, прежде всего, огромный вес «теневого» сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.

Это образование в экономической сфере кланов — устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих «крышу» в виде того или иного властного государственного органа, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Одно из следствий возникновения подобных кланов — блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.

Другое печальное следствие формирования кланов — узкой прослойки людей, присваивающих колоссальные доходы — обнищание огромной части населения.

Третье следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.

Четвертое следствие — перераспределение национального дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

Пятое следствие — утечка российских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея «крыши» во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.

Теневые структуры в сфере драгоценных металлов

Увеличение в экономике доли капиталов криминального происхождения продолжает способствовать росту количества совершаемых хозяйственных, должностных и значительной части тяжких насильственных преступлений — убийств, нанесения тяжких телесных повреждений, захватов заложников, вымогательств и других. Подоплекой многих из них является борьба криминальных группировок за овладение каналами незаконного обогащения, установление и передел сфер влияния, перераспределение преступно нажитых доходов и собственности, устранение конкурентов и т.д.

Остра ситуация в сфере добычи, переработки и оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Добычей золота в России на территории 28 регионов занимаются около 600 предприятий, акционерных обществ, артелей старателей и других недропользователей, а также тысячи физических лиц.

Между тем в нарушение действующего законодательства о недрах и положения о лицензировании, значительное количество субъектов хозяйствования разрешения на занятие этой деятельностью не имеют, т.е. добывают золото незаконно, а затем перевозят его в другие города и страны и продают.

Так в 1999 году возвращением государству более 200 кг промышленного золота, украденного на Колыме, закончилась крупномасштабная операция магаданского управления Федеральной службы безопасности России[5] ) . Такое количество драгоценного металла сравнимо с годовой добычей крупной старательской артели. Операция магаданских контрразведчиков началась непосредственно на Колыме. Именно здесь дельцы теневой экономики, среди которых преобладали члены нескольких тейпов — родов местной общины ингушей, скупили металл у десятков добытчиков. Как сообщили в пресс-центре Магаданского управления ФСБ, золото (примерно 130 кг) было спрятано в тайниках, оборудованных в автомашинах «Нива» и «Тойота». Упакованные в контейнеры, они были вывезены морем в порт Находка, а оттуда отправились по железной дороге — одна в Липецк, другая в Белгород. Драгоценный груз всю дорогу находился в поле зрения северных чекистов. Они решили отследить весь канал, по которому золото уходило с Колымы. А на станциях прибытия груза к северянам подключились оперативники местных управлений. В результате была с поличным задержана преступная группа из семи человек. При обыске у них было найдено еще золото из прежних нелегальных запасов. Мафиози доставлены в Магадан, где против них возбуждено уголовное дело. Компетентные лица полагают, что груз драгметалла предназначался для сбыта на рынках Турции. Остается добавить, что цена изъятого золота более 2 млн. долларов. Тем самым магаданские чекисты вернули государству ценностей на сумму, значительно превышающую годовые затраты на содержание всего Магаданского управления ФСБ.

Около тонны драгоценных металлов ежегодно проходило через ювелирные мастерские в поселке Красное-на-Волге[6] ) . Этот объем сравним с годовым оборотом акционерного общества «Красносельский ювелирпром», а государственный бюджет не получал с этого бизнеса ни копейки. Вернуть деньги в казну попытались налоговые полицейские.

Красное-на-Волге в 2001 году — всероссийский центр нелегального производства ювелирных украшений. Сотни тысяч всевозможных колец, перстней, цепочек, брошей, сувениров и прочих предметов изготавливались здесь местными кустарями. Многие из их произведений поражают воображение своими размерами и красотой. В начале 2000 года, например, на выезде из Костромы была задержана машина, хозяйка которой пыталась вывезти ювелирные полуфабрикаты, а также две золотые цепи — по 2,5 кг каждая. Остается только догадываться, чьей шее они предназначались. Успешно освоили красноселы и производство украшений из драгоценных камней, хотя ранее, в советские времена, с камнями в поселке почти не работали.

После 10 лет отчаянной борьбы с нелегалами силовики признали, что не могут противостоять беспределу. Ювелиры уже перестали на них оглядываться и работали открыто. Незаконный оборот драгоценных металлов вписался в естественный образ жизни селян так же, как отвратительная по качеству вода, ужасные дороги и унылый поселковый пейзаж.

В этой обстановке в борьбу с подпольным ювелирным бизнесом включилась налоговая полиция. После тщательной подготовки и проведения комплекса оперативных мероприятий в июле 2001 года началась операция «Золотое кольцо». Свою цель полицейские сформулировали предельно просто — убедить подпольщиков выйти из тени и легализировать свои мастерские. Для ее реализации было решено вести работу сразу в двух направлениях: пресекать деятельность нелегалов и проводить разъяснительные встречи с ювелирами.

Уже на первом этапе операции сотрудникам управления федеральной службы налоговой полиции по Костромской области удалось выявить восемь нелегально работающих крупных мастерских. Было возбуждено шесть уголовных дел, изъято более 2 кг золота и 4 кг серебра в полуфабрикатах, слитках и других валютных ценностях. Весь драгоценный металл пошел в Гохран, а в бюджеты всех уровней возвратилось несколько тысяч рублей.

Как говорили сами полицейские, они не рассчитывали только на «драконовские» методы работы, почему и пытались предотвратить преступление профилактическими мерами. Беседовали с людьми, выступали на телевидении, убеждали ювелиров перейти на легальное положение и не рисковать здоровьем и имуществом. Ведь рано или поздно к ним в дверь обязательно постучат, и хорошо, если не бандиты, а полицейские.

По мнению стражей казны, причины роста нелегального ювелирного бизнеса крылись в отсутствии элементарной налоговой культуры и сложившейся в области социально-экономической ситуации.

Чтобы открыть свою мастерскую, соответствующую всем требованиям закона, экологии, противопожарной безопасности, установленным инструкциям и стандартам, требуются крупные деньги. Не меньшие средства необходимы и для получения обязательных сертификатов, лицензий и прочих разрешающих бумаг. А ведь еще нужно приобрести инструмент, верстаки, оборудование, металл, наконец.

По самым скромным подсчетам, хождения по инстанциям займут несколько месяцев, понадобятся серьезные вложения, которых у начинающего ювелира просто нет. Вот и идет он проторенной дорожкой в подполье, рассчитывая подзаработать начальный капитал, а потом, может, и легализироваться. Результат: теневая экономика получает еще одну рабочую лошадку, криминальная казна — донора, а государство проигрывает по всем статьям.

Кстати о статьях. Ювелиры, решившие сколотить капитал в тени, подпадают под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: 191 — за незаконный оборот драгоценных металлов, 198, 199 — за неуплату налогов, 181 — за фальшивое клеймение ювелирных изделий.

Соблазн быстрого обогащения так силен, что на скользкую дорожку нелегального предпринимательства встают даже те, кто хорошо знает Уголовный кодекс и то, что он сулит преступникам. В том же 2001 году полицейские нашли мастерскую, владельцами которой оказались студенты юридического факультета одного из ВУЗов. Кроме всего прочего, горе-ювелиры теперь получат клеймо нарушителей закона и вряд ли смогут сделать юридическую карьеру.

Как воровали нефтедоллары

Россия – страна особая. У нас любят обиженных, убогих и заключенных. То же происходит сегодня с Михаилом Ходорковским. Даже простые люди, которые не любят богатых, засомневались: а может, и впрямь ни в чем не виноват, раз уж власть за него взялась. Только об одном стали забывать – за что же, собственно, арестовали Ходорковского.

А арестовали за то, что подконтрольные ему структуры недоплатили в бюджет страны 150 миллиардов рублей. Руководители “ЮКОСа” активно пользовались офшорными зонами и компаниями. Схема была простая: “ЮКОС” и “МЕНАТЕП” раздробили свои доли, пытаясь представить дело так, будто все их многочисленные предприятия независимы. Так удавалось недоплачивать в бюджет огромные деньги. Для экспорта нефти использовались подставные структуры, а активы через многочисленные офшоры уводились в западные банки.

Схема «ЮКОС» ухода от налога

Еще в 2002 году журналисты попытались отыскать Закрытое территориальное образование “Мордовия”. Это предприятие, как значилось в документах “ЮКОСа”, располагалось в здании республиканской администрации. Однако в Саранске не удалось найти даже следов фирмы. Между тем на балансе фирмы-невидимки числилось 40 миллиардов рублей, а никому не известная компания “Фаргойл” ежедневно продавала здесь на сумму 3 миллиона долларов. Позже выяснилось, что “Фаргойл” принадлежит дочерним компаниям “ЮКОСа” - “Самаранефтегазу”, “Томскнефти” и “Юганскнефти”. Говоря проще, “ЮКОС” продавал нефть сам себе. С этой же целью в Мордовии было зарегистрировано еще несколько компаний - “Юпитер”, “Сатурн”, “Венера” и другие.

Когда нефть через Феодосию, Одессу и другие порты уходила на Кипр, в Италию и Турцию, в дело вступала аналогичная схема. Например, на Кипре была зарегистрирована компания “Руттенхор холдинг лимитед”, которая покупала нефть у “ЮКОСа” по цене 40 долларов за тонну, а продавала по мировым ценам – на 100 долларов больше. Разница от сделок оседала на счетах печально известного “BankofNewYork”. В итоге государство не получало денег даже за ту нефть, которая продавалась по смехотворно низким ценам. Поскольку данная схема позволяла не платить налоги нигде. Примечательно, что сразу после ареста Ходорковского “Руттенхор холдинг лимитед”, как и многие другие оффшорные фирмы, куда-то исчезла.

Нефть по цене воды

Схемы с подставными компаниями-пустышками использовались достаточно широко. Примечательна история бывшей сотрудницы “ЮКОСа” Елены Колонк-Поповой, которая по сей день скрывается во Франции от своих недавних руководителей. В интервью газете “Файнэншл мейл” Елена рассказала, что за период с 1995 по 2000 год через её руки прошли 800 миллионов фунтов стерлингов. По заданию бывшего финансового директора “ЮКОСа” Алексея Голубовича она открыла в Швейцарии, Панаме, Люксембурге, на Сейшельских, Багамских и Виргинских островах 30 подставных компаний-пустышек, на которые Голубович (который, кстати, сейчас находится в бегах) и переводил деньги. Все эти финансовые операции проходили через крупнейший британский банк “Barclays”, лондонское отделение банка “JPMorganChase” и другие банковские структуры, которые закрывали глаза на нарушение закона.

Благодаря вышеуказанным схемам акционеры “ЮКОСа” не платили налогов за продажу российской нефти за рубеж. Однако есть еще один налог, который сильно не нравился руководству самой прозрачной нефтяной компании, - налог на добычу нефти. И здесь был найден простой и циничный выход. Как следует из документов, в один прекрасный день нефтяные вышки “ЮКОСа” стали извлекать из скважин не нефть, а “скважинную жидкость”, в которой помимо нефти еще содержалась вода и некоторые другие ингредиенты. Фокус в том, что при такой формулировке рассчитать налоговую базу без вмешательства прокуратуры невозможно. Благодаря этой уловке “ЮКОС” недоплачивал государству 90% рентных платежей.

История, произошедшая с “ЮКОСом”, очень напоминает скандал с американским газовым концерном “ЭНРОН”, причинившим огромный ущерб экономике США. “ЭНРОН”, как и “ЮКОС”, претендовали на ключевую роль в стране, содержал лоббистов, оплачивал предвыборные кампании известных политиков, подкупал чиновников. По решению суда за использование мошеннических схем при ведении финансовой отчетности в тюрьму было посажено все руководство “ЭНРОНа”. Однако при этом в американской прессе не было ни одного упоминания о том, что это дело политическое. Неплохо бы и нашим излишне ретивым защитникам “ЮКОСа” научиться отделять общественный интерес от банального преступления.

Налоговая преступность — зеркало теневого бизнеса

Если вопрос о тактике борьбы с такими преступлениями, как наркобизнес, торговля оружием и т.п. не стоит — тут нужна жесткая бескомпромиссность всех правоохранительных органов с применением всего комплекса карательных мер — то дело с двойной финансово-хозяйственной деятельностью обстоит несколько сложнее. Основная трудность здесь заключается в том, что сама эта деятельность, предмет предпринимательства или хозяйствования, и получаемый от нее доход — общественно полезны. И любой удар по такой деятельности — это прежде всего удар по трудовому коллективу и по общественно-полезному производству. Поэтому тактика борьбы с подобными преступлениями иная. Она напрямую зависит от сферы хозяйствования и способов сокрытия доходов и налогов. В основном на борьбе с подобными преступлениями и специализируется налоговая полиция.

Налоговая преступность сегодня представляет не меньшую, а, возможно, большую опасность, чем общеуголовная. Если общеуголовная затрагивает интересы лишь личности или, в крайнем случае, группы лиц, то налоговая почти всегда угрожает экономической безопасности государства. Общественная опасность налоговых преступлений состоит в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, торпедируется бюджетная и налоговая политика страны, правительство и субъекты Российской Федерации лишаются одного из наиболее действенных инструментов управления экономикой — денежных средств. Недостаток их в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики, армии, правоохранительных органов, провоцирует социальную напряженность и политическую нестабильность.

Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в России стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, «двойная бухгалтерия», когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду — все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы. Неиссякаемый источник теневых денег — ведение финансово-хозяйственной деятельности без регистрации в налоговых органах, а также с использованием фальшивых реквизитов и печатей или без представления отчетных балансов в государственную налоговую инспекцию.

Большую подпитку теневой бизнес получает, например, от производства фальсифицированной алкогольной продукции. Ежегодные проверки торговых предприятий показывают, что рынок буквально наводнен фальсифицированными водочными изделиями. Их реализация даже по заниженным ценам обеспечивает производителям очень высокую прибыль, направляемую на укрепление теневой экономики. Одним из источников появления фальсифицированной водки является ее подпольное производство из спирта, произведенного из непищевого сырья, имеющего соответственно меньшую себестоимость. Многие предприятия, торгующие ликероводочной продукцией, либо вообще не регистрируют свою деятельность, либо не отчитываются в государственной налоговой инспекции.

Выявить и пресечь налоговые нарушения и преступления в сфере операций с алкогольной продукцией, совершаемые преступными группировками, удается лишь оперативным путем в основном на стадии оптовой реализации. Причем это требует высокой профессиональной подготовки, существенных материальных затрат и времени. Однако, несмотря на это, сотрудники налоговой полиции успешно выявляют и пресекают подпольные производства фальсифицированной водки. Во многом благодаря их деятельности получилось добиться того, что государство ужесточило контроль за производством и реализацией спиртовой продукции.

Криминальные структуры, воротилы теневого бизнеса пытаются выводить из-под налогообложения значительные суммы, которые в дальнейшем используются для нужд самих преступных группировок, расширения влияния на все сферы нашей жизни.

Ежегодно налоговая полиция выявляет сотни юридических лиц, незарегистрированных в налоговых органах. Денежный оборот некоторых из них достигает миллиардных сумм. Фактически каждый рубль, поступающий в казну в результате мер, предпринимаемых налоговой полицией, изымается в принудительном порядке.

В то же время, несмотря на общественно опасный характер налоговых преступлений, имеющиеся на сегодняшний день уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство не обеспечивают реализацию принципа неотвратимости наказания за сокрытие доходов от налогообложения. В нынешних условиях устанавливается щадящий режим ответственности к крупным мошенникам и расхитителям. С точки зрения угрозы жизненно важным экономическим интересам государства такой подход законодателей к правовому обеспечению экономической безопасности вызывает недоумение. Во всех развитых странах уклонение от уплаты налогов наказывается с особой суровостью. Тем более жестко должно наказываться это преступление у нас, когда в стране продолжается вывоз капитала за границу в огромных размерах.

Заключение

Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней «бороться», а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой — вводить «тень» в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: «Мы тебя будем давить, а ты выживай, как хочешь». Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

Литература

1) Костромской информационный портал, 31 октября 2001 г.

2) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?» («Экономика и жизнь», №24 июнь 1996).

3) Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика» (РЭЖ №4 1996,стр.14).

4) Информационный аналитический центр, 1999.


[1] ) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?» («Экономика и жизнь», №24 июнь 1996)

[2] ) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?» («Экономика и жизнь» №24 июнь 1996).

[3] ) Ореховский П. «Статистические показатели и теневая экономика» (РЭЖ №4 1996,стр.14)

[4] ) Исправников В.О. «Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?» («Экономика и жизнь» №24 июнь 1996).

[5] ) Информационный аналитический центр, 1999.

[6] Костромской информационный портал. 31 октября 2001 г.

Скачать архив с текстом документа