Уполномоченный по правам человека
СОДЕРЖАНИЕ: Соблюдение этих ценностей является необходимым условием цивилизованной жизни в новом веке
Уполномоченный по правам человека
С О Д Е Р Ж А Н И Е
[1] , которая определяет основы назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Таким Законом на сегодняшний день является Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[2] .
Федеральный конституционный закон, как указано в его преамбуле, определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
Как указано в п.1 ст.5 Закона, в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации имеется менее чем в половине всех регионов Российской Федерации. Причем, практически во всех из них приняты законы об Уполномоченном по правам человека.
В связи с изложенным, рассмотрим в данной работе вопросы правового статуса, аппарата и деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка источников.
Основная часть
В соответствии со ст.1 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[3] , должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Средствами, указанными в ФКЗ, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
На должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, согласно ФКЗ, назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, назначается на должность соответствующей Думой тайным голосованием. Однако освобождение от должности Уполномоченного по Российской Федерации может быть также произведено тайным голосованием, а вот порядок освобождения от должности Уполномоченного в Законе Москвы не предусмотрен.
Уполномоченный по Российской Федерации, в соответствии со ст.10 ФКЗ, назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным. При этом одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Согласно ст.11 ФКЗ Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может являться:
- депутатом Государственной Думы;
- членом Совета Федерации;
- депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
Также Уполномоченный не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
Статус Уполномоченного запрещает ему заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Если Уполномоченный осуществляет свою деятельность, не совместимую с его статусом, то он должен прекратить ее в течение 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.
В течение всего срока полномочий, в соответствии со ст.12 ФКЗ, Уполномоченный обладает неприкосновенностью. Он не может без согласия Государственной Думы быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
Согласно ст.13 ФКЗ Уполномоченный по Российской Федерации досрочно освобождается от должности в случаях:
- нарушения требований статьи 11 ФКЗ;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.
Если Уполномоченный ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) не может исполнять свои обязанности, его полномочия могут быть прекращены Государственной Думой.
Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Как следует из ст.14 ФКЗ, в случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности.
Аппарату Уполномоченного по правам человека в Федеральном законе посвящена глава IV – «Аппарат Уполномоченного», состоящая из пяти статей.
В соответствии со ст.37 Закона для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.
Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет информационно-справочное, юридическое, организационное, научно-аналитическое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации, расчетный и иные счета.
Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата, как следует из ст.38 Закона, осуществляется из средств федерального бюджета.
В федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой предусматриваются средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.
При этом Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.
Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью.
Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
Согласно ст.39, Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.
В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.
По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.
Ст.40 Закона предусматривает, что материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.
Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Ст.41 закрепляет, что при Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.
В компетенцию Уполномоченного, в соответствии с ФКЗ, входит рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.
При этом, рассмотрение таких жалоб, в сущности, является единственной основной функцией Уполномоченного по Российской Федерации.
Деятельность Уполномоченного не подменяет деятельность других правозащитных институтов и тем более не отменяет ее. Нельзя рассматривать институт омбудсмена как «альтернативу» суду или прокуратуре.
Уполномоченный по правам человека – правовой институт, действующий дополнительно к существующим правозащитным институтам.
Разумеется, необходимо избегать конфликтов в части юрисдикции прокуратуры и Уполномоченного.
Получив жалобу, Уполномоченный вправе передать ее государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу.
Недопустим необоснованный отказ в приеме жалобы к рассмотрению, тем более что отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
Уполномоченный имеет право в различных формах реагировать на полученные жалобы:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению. При этом отказ обжалованию не подлежит, но должен быть мотивирован.
Конкретную форму реагирования на жалобу Уполномоченный определяет самостоятельно с учетом самых многообразных обстоятельств, сопутствующих жалобе по каждому делу.
Уполномоченный наделен широким кругом прав, необходимых для надлежащей проверки жалобы. В частности, он правомочен:
- обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
- беспрепятственно посещать все органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и т.д.;
- запрашивать и получать необходимые ему сведения и документы;
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (исключая судей).
По результатам рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
- обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, участвовать в судебном процессе;
- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении соответствующего должностного лица;
- обращаться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора, определения или постановления суда;
- изложить свои доводы должностному лицу, имеющему право вносить протест;
- обращаться в Конституционный Суд с жалобой на нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В пределах своей компетенции Уполномоченный может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон в ст.21 допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности всем федеральным органам государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации он может направлять в Государственную Думу специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую комиссию по расследованию фактов нарушения прав и свобод или провести парламентские слушания, выступить с докладом на очередном заседании Думы в случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан.
Уполномоченный взаимодействует с неправительственными правозащитными организациями, функционирующими в России, поддерживает широкие связи с международными организациями правозащитного характера.
ФКЗ Уполномоченному установлен предельный срок подачи жалобы – не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Уполномоченному по правам человека предстоит большая и кропотливая работа. Уже сейчас аппарат Уполномоченного завален жалобами. Люди надеются, что новый правовой институт сможет решить их, по большей части социально-экономические проблемы, восстановить справедливость, защитить законные права. При этом очень важно, что в Законе оговаривается: получив жалобу, Уполномоченный вправе передать ее государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Попытка же «объять необъятное» может привести к неоправданной перегрузке рабочего аппарата Уполномоченного, и главное – к некачественному, необъективному, несвоевременному (запоздалому) рассмотрению жалобы вообще или отсутствию каких-либо действий по рассмотрению последней. В итоге может возникнуть ситуация, когда ожидания заявителей будут значительно превосходить возможности этого правового института, что может создать у граждан превратное представление о работе этого органа.
Надо стремиться избегать и другой крайности: если проверка жалобы входит в компетенцию Уполномоченного – недопустим необоснованный отказ в приеме ее к рассмотрению, тем более что отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит. Законом об Уполномоченном по правам человека установлен предельный срок подачи жалобы – не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
Как показывает зарубежная практика, такое ограничение вполне оправдано. Это позволит избежать ситуации, подобной той, которая сложилась, например, в Польше, когда Парламентскому уполномоченному по правам граждан поступали заявления, касавшиеся событий 1920-1939 гг. и даже 1863 года.
Формируя этот новый для нашей правовой системы институт, было бы нелишне обратиться к практике других государств, в которых за годы функционирования института омбудсмена накоплен солидный опыт, выработаны определенные традиции.
Заключение
В результате проведенного исследования, отметим, что создание хорошо организованных и четко работающих институтов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах будет способствовать развитию и укреплению принципов правового государства, в частности принципа ограничения государственной власти.
Ведь совершенно очевидно, что Уполномоченный, добросовестно выполняющий свои обязанности, как правило, неудобен любой ветви власти.
Во многих странах этот пост обычно занимают юристы, поскольку он предполагает большую юридическую работу по защите прав граждан.
Принятие ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» обеспечивает гарантию независимости и эффективной работы института омбудсмена, который независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, вышеназванным Федеральным конституционным законом, законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.
Главная задача Уполномоченного – способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Появление должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации вселяет надежду, что новый правовой институт наряду с другими правозащитными институтами будет достойно защищать права и свободы российских граждан.
Список источников:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 26.02.1997 года № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст.1011.
3. Башимов М.С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Журнал российского права. 1998. № 7.
4. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека РФ». – М.: 1997.
5. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права//Адвокат. 2006. № 7.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2004.
7. Куленко О.И. Равенство перед законом и судом как принцип института конституционных прав и свобод личности//Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8.
8. Османов Т.С. Имеет ли право обратиться в суд надзорной инстанции Уполномоченный по правам человека?//Юрист. 2005. № 6.
9. Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ и проблемы законодательного регулирования его деятельности//Государство и право. 1997. № 9.
[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета от 25 декабря 1993 года.
[2] Федеральный конституционный закон РФ от 26.02.1997 года № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст.1011.
[3] Далее – ФКЗ.