Вариативные программы взаимодействия семьи и школы 6 4 Взаимодействие семьи и школы 7 Глава Работа школы с родителями в коррекционной школе VIII вида 12 1 Устав коррекционной школы VIII вида 12
СОДЕРЖАНИЕ: Работа школы с родителями в общеобразовательной школе и в школе коррекции VIII вида 1565 |
Педагогика |
Работа школы с родителями в общеобразовательной школе и в школе коррекции VIII вида |
Курсовая |
30 |
2007 |
1000 |
Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru
Оглавление
[1] :
- высокой технологии;
- информативности;
- интернационализации;
- антропологического подхода к формированию личности школьника.
Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.
Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро: демографы, социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Кризисное состояние современной семьи – социальная проблема, требующая решения и социальная реальность, ждущая помощи.
В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитании невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей. Поднять педагогическую культуру населения, улучшить семейное воспитание призвана система педагогического сопровождения семьи и всеобуча родителей[2] .
1.2 Модель взаимодействия семьи и школы
Основная идея вариативных программ образовательно-воспитательного взаимодействия семьи и школы заключается в том, что каждый ребенок-личность, и каждый ребенок обучаем и воспитуем как личность. Чтобы спроектировать модель взаимодействия школы и семьи, которая бы способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, необходимо[3] :
- определить основные направления данного взаимодействия школы и семьи;
- разработать прогностическую модель выпускника школы, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов, прежде всего, вопросов преемственности воспитания в семье и образовательном учреждении с целью эффективного развития и образования учащихся;
- определить уровни, на которых будет реализовываться модель взаимодействия школы и семьи;
- определить возможные ее составляющие;
- разработать этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения;
- выявить и ранжировать проблемы процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов школы, родителей, учащихся;
- спланировать методическую и научно-исследовательскую деятельность различных звеньев и структур школы, учреждений дополнительного образования по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи;
- разработать систему стимулов этой деятельности.
…………..
1.3 Вариативные программы взаимодействия семьи и школы
Назначение вариативных программ взаимодействия семьи и школы в том, чтобы создать такую аутентичную воспитательно-образовательную среду, где высокое качество воспитания и обучения сочетается с педагогически грамотным учетом возможностей каждого школьника и его семьи, его индивидуальных особенностей, где обеспечиваются условия для раскрытия способностей каждого ученика, его социальной адаптации к условиям сегодняшней реальности[4] .
Создание вариативных программ и модели взаимодействия общеобразовательной школы и семьи:
- Максимально отвечает своеобразию и условиям жизни в каждом конкретном регионе, районе, округе, муниципалитете и т.д.
- Обеспечивает гибкое удовлетворение образовательных и воспитательных запросов и потребностей обучающихся и их родителей.
………….
1.4 Взаимодействие семьи и школы
Роли родителей в семье по отношению к детям-ученикам различны: для родителей начальной школы больше свойственна роль попечителя и руководителя, а для старшей школы более характерна роль товарища – помощника. Родители учеников, обучающихся в основной школе, часто совмещают обе эти роли. Сами родители зачастую заинтересованы в установлении тесного контакта со школой, так как прекрасно понимают трудности воспитательного процесса, связанные чаще всего со сложностями переходного возраста (возрастов), которые на различных этапах переживают их дети[5] .
В последнее время обострилась проблема взаимоотношений родителей и общеобразовательного учреждения (школы), это является, по мнению многих ученых-исследователей и педагогов-практиков, проявлением взаимодействия-конфликта между профессиональной (учителя, администратора) и непрофессиональной (родителей) частью педагогического сообщества. Различия во взаимодействии этих двух групп по отношению к воспитательному процессу определены и по характеру построения и отношения контроля и ответственности. Так, например, педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями, а родители, по существу, свободны от юридической и административной ответственности перед школой. Еще одно отличие проявляется в том, как эти группы относятся к построению и результатам образовательного процесса: педагогический коллектив школы, в первую очередь, заинтересован в успешности данного образовательного процесса в целом, в рамках класса и школы, а родители заинтересованы в успешности, в первую очередь, своих собственных детей.
Отбор материала для всех предлагаемых программ родительского всеобуча подчинен ряду принципов:
1) родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей;
2) материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;
3) учебные занятия с родителями должны соответствовать образовательным целям определенного раздела программы, способствовать решению обозначенных в программе задач;
………..
Для реализации разработанных программ обоснованы следующие технологии организации родительского всеобуча[6] :
- непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;
- привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях и клубной деятельности с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач;
- привлечение родителей к активной деятельности в рамках школьного самоуправления;
- активизация участия детско-родительской общественности в муниципальных и региональных интегральных просветительских и досуговых программах.
При этом отдельные вариативные программы и технологии социально-педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей могут использоваться в работе с четко определенным контингентом родителей: «Клуб молодой семьи», «Материнская школа» – в работе с родителями воспитанников дошкольной группы прогимназии, учащихся начальных классов; «Школа «Учимся вместе» – для родителей детей, работающих по индивидуальным учебным программам в условиях семейного, надомного образования и экстерната. Другие же программы и формы родительского всеобуча («Родительский университет», «Родительский лекторий», «Семейная гостиная», «Школа семейной духовной культуры», «Консультационная служба») существуют и развиваются на протяжении всего времени пребывания ребенка в образовательном учреждении (с 1 по 11 класс).
Весь корпус учебного материала в программах компонуется вокруг центральных проблем, основанных на закономерностях развития ребенка в разные периоды детства и соответственно распределенных по разделам (классам). Такое построение программ обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей. Также это обеспечивает формирование у родителей навыков[7] :
- педагогического взаимодействия с детьми,
- анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений
- коррекции собственной родительской позиции.
При решении этих проблем, с целью профилактики девиантного поведения у детей и создания единого воспитательного пространства «семья – образовательное учреждение».
………..
Такая система взаимодействия школы и семьи позволяет реально осуществлять гуманистические личностно-ориентированные подходы в целостном воспитательном процессе.
Логика системного подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи на уровне образовательного учреждения позволяет выделить ряд направлений, структурирующих деятельность по решению этой проблемы. Можно выделить семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи (организации родительского всеобуча, в частности)[8] :
I. Содержательное направление, включающее разработку содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания.
II. Социально-педагогическое направление, предполагающее реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей (семьям, переживающим разные периоды развития; семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи; семьям группы риска, неблагополучным, асоциальным семьям).
III. Программно-структурное направление, предполагающее разработку содержания педагогического сопровождения семейного воспитания в рамках последовательных этапов: 1) просвещения родителей; 2) организации совместной деятельности семей.
IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов и других специалистов для работы по организации родительского всеобуча, психолого……….
Выводы :
Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности – на уровне общеобразовательного учреждения. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого общеобразовательным учреждением. Целями деятельности образовательного учреждения по педагогическому сопровождению семьи названы: содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей, выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности. Поэтому во всех представленных вариативных программах делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.
Психологическая служба школы проводит совместно с родителями диагностику стиля воспитания в семьях, осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимоотношений детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений во время учебных занятий с родителями. Кроме того, психологи школы ежемесячно должны проводить тематические практикумы для родителей, способствующие профилактике и преодолению психологических и педагогических проблем в семье и школе.
Глава 2. Работа школы с родителями в коррекционной школе VIII вида
Школа обязана оказывать помощь родителям в воспитании детей.
2.1 Устав коррекционной школы VIII вида
Начальной школе VIII вида принадлежит ведущая роль в организации семейного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии. Для успешной координации воспитательного влияния она должна стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.
1. Координация деятельности коррекционной школы, семьи и общественности по воспитанию детей с нарушениями в развитии осуществляется в следующих организационных формах. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса[9] .
2. Организация силами коррекционной школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.
Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.
Основную работу с родителями специальная школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия: родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы VIII вида и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.
Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда раньше их не допускали, — выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей с отклонениями в развитии, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы[10] .
…………
Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей не только здоровыми, но и одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между специальной школой и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи — означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.
2.2 Совместная деятельность школы VIII вида и семьи
Совместная деятельность школы VIII вида и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Учителя начальной школы VIII вида заботятся о том, чтобы все родители поняли и приняли принципы гуманистической педагогики:
· креативности — свободного развития способностей детей;
· гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности;
· демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
· гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
· ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
· приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
В результате просвещенческой деятельности учителя все родители примут деятельностный подход к воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в семье через организацию деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.
Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Традиционной функцией остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в его педагогических советах, профессиональной поддержке. Свои предложения он вносит в планы работы школьного лектория. Здесь целесообразно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учеников; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственность перед обществом и страной[11] .
На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснять причины, заинтересованно обсуждать пути преодоления негативных явлений, намечать конкретные меры. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и коррекционной школы.
Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе он показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые[12] .
Важной частью практической деятельности классного руководителя является регулярное личное посещение учеников дома, изучение условий их жизни и воспитания на месте, согласование и координация с родителями совместных мер. Выясняются не столько бытовые условия, сколько организация семейного воспитания. Опытному наставнику многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно при посещении ученика на дому соблюдать следующие правила:
………….
По своей должности педагог тесно сотрудничает с семьей и дает профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников. Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. В семье нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать. К примеру, семья может освободить девочку от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной. Педагог обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета эмоционального состояния, анализа мотивов каждого поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть необходимую требовательность[13] .
……..
Вывод :
Постоянно актуальным остается взаимодействие коррекционной школы VIII вида и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрит на нее по-разному.
Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей, бесконтрольность семьи: родители же — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа VIII вида могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимание не достигается, школа VIII вида и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудшается.
Естественно, все ситуации, с которыми столкнется учитель, предусмотреть невозможно. Смысл педагогической подготовки в том и заключается, чтобы вооружить специалиста общими методами анализа возникающих ситуаций и поиска оптимальных вариантов выхода из них. Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.
Заключение
Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка, подростка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и школы, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.
Современная школа ставит своей целью обеспечить: доступность, эффективность, качество образования, развитие гармонической, разносторонне развитой личности, способной к самореализации, сотрудничеству с людьми разных мировоззренческих взглядов.
Роли родителей в семье по отношению к детям-ученикам различны: для родителей начальной школы больше свойственна роль попечителя и руководителя, а для старшей школы более характерна роль товарища – помощника. Родители учеников, обучающихся в основной школе, часто совмещают обе эти роли.
Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей, связанные с переходом от детства к отрочеству, от отрочества к юности.
Психологическая служба школы проводит совместно с родителями диагностику стиля воспитания в семьях, осуществляет на основании полученных данных индивидуальные консультации для родителей (по проблемам взаимоотношений детей и родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной коррекции этих взаимоотношений во время учебных занятий с родителями. Кроме того, психологи школы ежемесячно должны проводить тематические практикумы для родителей, способствующие профилактике и преодолению психологических и педагогических проблем в семье и школе.
Родители и педагоги совместно должны мотивировать выбор формы обучения, потребности в специализированном обучении, определить особенности восприятия учащимися школы и семьи как микросоциумов (можно проводить путем анкетных опросов).
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
2. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек - мир» // Вопросы философии. 1993г. - №5. с. 130-160.
3. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 2000.
4. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д. «Идеи А.С.Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 – 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
5. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. Москва, 1973.
7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.
9. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - М., 2005г.
10. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 2002г.
11. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.
12. Залесский Г.Е. психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 1976.
13. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..
14. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 1984 с. 335.
15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.
16. Лихачев Б. Т. Педагогика: Учеб. пособие. - М., 2002г.
17. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
18. Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ленинград, 1964
19. Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. - М., 2003г.
[1] Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
[2] Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, том 5. Москва, 1983.
[3] Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 2000.
[4] Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..
[5] Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.
[6] Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 1994 с. 144..
[7] Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.
[8] Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. - М., 2003г.
[9] Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В. Воронковой. Москва, 1994.
[10] Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М., 2000.
[11] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва, 1994.
[12] Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. - М., 2003г.
[13] Хилько А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. Ленинград, 1964