Внешность и судьба

СОДЕРЖАНИЕ: Курский государственный медицинский университет Кафедра философии Курсовая работа по философии ВНЕШНОСТЬ И СУДЬБА (К ВОПРОСУ О РОЛИ ВНЕШНИХ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ)

Курский государственный медицинский университет

Кафедра философии

Курсовая работа по философии

ВНЕШНОСТЬ И СУДЬБА (К ВОПРОСУ О РОЛИ ВНЕШНИХ ДАННЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ)

Выполнила: Е.В.Харитонова

(1 курс 1 группа социального факультета)

Научный руководитель:

докт. Филос. н., проф. С.П.Щавелев

Оценка _____________

Курск

2006-2007 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1.Откуда берутся предубеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 2.О связи красоты и счастья . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Глава 3.Основы психологии отбора персонала . . . . . . . . . . . . . 14

§1. Язык тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

§2. Жесты, поза, мимика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

§3. Речь и голос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

§4. Внешний вид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

ВВЕДЕНИЕ

Оказывается, важную роль в общении играет не только, что мы говорим, но и выражение лица, качество нашего костюма, мимика, жесты, тембр голоса.

Эта тема так же актуальна, как и раньше. В настоящее время языку мимики и жестов придается все более важное значение. Этот способ передачи информации является естественным. Владение словом необходимая составляющая требований к кандидату на должность руководителя любого ранга. Внешний вид содержит в себе большой информационный потенциал, который позволяет сделать определенный вывод о личности претендента, его статусе, психологических особенностях, социальной роли, мыслях, чувствах – все, так или иначе, находит отражение в облике человека.

Мы часто не обращаем внимания на наши телодвижения, между тем они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Именно поэтому язык мимики и жестов получил широкое распространение в мире бизнеса и политики. Он помогает заинтересовывать партнеров своими предложениями, эффективно проводить презентацию товара, добиваться заказов или контрактов, увлекать публику речью и т. п.

Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы определить роль внешних проявлений как в обыденной жизни людей, так и в профессиональной сфере.

На протяжении всей наши жизни мы решаем очень важные задачи, которые и решаются в моей курсовой работе- как же именно нам общаться, каким ритуалам подчиняться, какие правила выполнять, как выглядеть и как научиться понимать других.

Предметом изучения моих исследований, если можно так выразиться, являются люди различной внешности, социального статуса, профессиональной роли.

Умение общаться с другим человеком, понимание его психологии, интересов, намерений и отношения главенствует в любом виде обще­ния, в том числе и в сфере личных взаимоотношений. Человек, способный поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, будет удачлив в жизни.

Понимание невербальных знаков поможет вовремя изменить поведение или сделать что-то еще, чтобы добиться нужного результата в общении с людьми.

______________________________ Глава 1______________________________

Откуда берутся предубеждения

Почему немцев считают педантичными, учителей – назидательными, людей в очках – умными, а толстяков – добродушными? Почему ученик, охарактеризованный педагогом в начале первого класса как способный, почти «обречен» на золотую медаль, тогда как «нерадивому» придется приложить массу усилий, чтобы получить аттестат? Причина тому определенные установки людей по отношению друг к другу, а установки, в свою очередь, возникают благодаря особенностям социального восприятия, которое, как оказывается, весьма субъективно и построено на упрощающих стереотипах.

Наиболее известны национальные, профессиональные, половые и возрастные стереотипы. Возьмем, к примеру, расхожие заявления о том, что у женщин мозги куриные, старикам следует дома сидеть или молодежь с жиру бесится. Учеными установлено: стереотипное суждения высказываются о людях с широким лбом, имеющих расширенные зрачки, носящих бороду и даже названных теми или иными именами.

В исследовании психолога А. Бодалева выявлен занятный стереотип студента, распространенный среди старшеклассников: веселый молодой человек, жизнь которого в значительно большей степени, чем в действительности, наполнена культурно–просветительными и развлекательными мероприятиями1 .

В народе бытует убеждение, будто первое впечатление о новом знакомом–самое верное. В результате, как показали исследования, человек может потом долгие годы восприниматься через призму «первого взгляда», односторонне преломляющего все его поступки. Но в любом случае, необходимо помнить, что внешность есть отражение внутреннего мира, но в то же время внешность обманчива.

Тем не менее, стереотипы восприятия зачастую оправданы. Ведь человек[1]

в военной форме почти всегда – действительно военный, а человек в белом халате – врач. Теперь понятно, почему книжные и реальные мошенники любят камуфлироваться под представителей тех или иных профессий, а иногда – даже «менять пол». Подобно хамелеонам они используют в своих корыстных целях белое больничное, черное священническое или зеленое армейское облачение. Милицейская форма, разумеется, тоже в ходу.

В науке социальное восприятие называют перцепцией. Перцептивная сторона - одна из сторон в структуре процесса общения. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека[2] . По словам Андреева Г.М. «смысл коммуникации не сводится к простому процессу передачи информации, так как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается»[3] . Изучают перцепцию на западе и в нашей стране довольно давно. Так, первые данные получены уже в 60-х гг. прошлого века. Интерес ученых, конечно, не случаен. Вся реклама, пропаганда, управление и воспитание опираются на знания о ней.

Зарубежные исследователи: Бэнсон, Эфран, Питерсон, Кулка, Каслер, Лернер и некоторые другие, уже в 70-х гг. независимо друг от друга выявили, что мы часто недооцениваем значение физической привлекательности в отношениях людей. Оказывается, красавицы и красавцы оцениваются окружающими как более добрые, компетентные, интересные, талантливые, красивым чаще идут на уступки. У них больше шансов получить высокооплачиваемую работу и значительно меньше вероятности по сравнению с некрасивыми мужчинами и женщинами быть осужденными за совершенные преступления или попасть в психиатрическую больницу.

Более того, по результатам экспериментов Ритса, Пэтерсона и Табса, проведенных в начальных классах американских школ с 1972 по 1992 г.

Взрослые реже реагируют на агрессивные действия, если те совершены симпатичными детьми. А еще учителя считают привлекательных учеников умнее лишенных природой этого счастливого дара отроков.

Интересен факт, обнаруженный 1971г. американским профессором Барном. Мы благосклоннее воспринимаем людей, похожих на нас: обладающих сходным образованием, профессией, происхождением; имеющих такую же комплекцию, возраст, образ жизни тех, кому свойственно, как мы, одеваться и выражать свои мысли. Поэтому ради достижения наилучшего понимания с нужными товарищами, психологи предлагают копировать их жесты, интонацию, любимые словечки, походку и даже ритм дыхания.

В том же 1971г. американцы Эмсвиллер, Диукс и Виллитс выявили роковую для перцепции роль одежды. Молодые экспериментаторы, одни- одетые , как хиппи, другие- традиционно, подходили к незнакомым студентам колледжа и просили 10 центов, якобы позвонить по телефону-автомату. Когда экспериментатор был одет в том же стиле, что и студент, просьба выполнялась более чем в 2/3 случаев. Если же манера одеваться учащегося и исследователя сильно различались, деньги удавалось получить существенно реже. Меньше половины обращений оказывались «прибыльными».

И еще нам свойственно автоматически реагировать на символы авторитета. Как показали эксперименты американского профессора Милгрэма, вопреки собственной воле многие нормальные, психически здоровые индивиды готовы причинить другим людям сильную боль по приказу незнакомого человека в белом халате, на визитке которого написано «профессор психологии».

К основным символам авторитета относят рост, титулы, одежду, марку автомобиля человека. Высоким крупным людям в силу их габаритов приходится затрачивать меньше усилий, чтобы добиться руководящих должностей. Уважение внушает и «благородная седина», причем, мы почему-то не задумываемся, действительно ли она благородная.

В ходе еще одного западного исследования выяснилось: людей, одетых в дорогой английский костюм, полицейские почему-то практически не штрафуют за переход улицы на красный свет. А остальные пешеходы, видя, как респектабельный человек начинает нарушать правила дорожного движения, неосознанно присоединяются к нему.

Психологи из Сан-Франциско Дууб и Гросс в 1968 г. Обнаружили, что водители прежде чем начать сигналить машине, остановившейся при зеленом свете светофора, обычно ждали значительно дольше, если эта машина была не старой дешевой моделью, а имела роскошный вид. По отношению же к владельцам скромных автомобилей не проявлялось большого терпения: многие сигналили несколько раз, а некоторые даже принимались таранить задний бампер.

Те, кого воспринимают, конечно, совсем не пассивны по отношению к воспринимающему: они стараются изменить представления о себе в более благоприятную для собственных целей сторону. А еще результат перцепции зависит от знаний, интерес и установок воспринимающего лица. Так, важное влияние на процесс восприятия оказывает профессия наблюдателя. Педагоги при оценке людей весьма ориентированы на их речь, а спортивные тренеры первым делом обращают внимание на особенности телосложения собеседника.

Кроме того, мы воспринимаем других под воздействием своей социальной среды. В зависимости от принадлежности воспринимающего к группе студентов, пришедших на митинг, журналистов, освещающих происходящие события, сотрудников милиции или карманников, работающих в толпе, «портреты» одного и того же человека будут совершенно разными.

Признаки, по которым мы оцениваем друг друга в процессе восприятия, подразделяются на три категории: анатомические, сопутствующие и функциональные.

Из функциональных признаков каждый имеет собственное информативное значение. Так, мимика передает эмоциональное состояние человека. Жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний. Направление взгляда говорит о характере контакта. Поза выявляет отношение к собеседнику, которое, сделав «подобающее лицо» легко затушевать. Речь служит индикатором обшей эрудиции нового знакомого. По часто употребляемым словам можно судить о профессии человека, жизненном опыте и принадлежности к какому-либо сообществу: к поклонникам «Битлов», нумизматам, толкинистам, наркоманам или представителям преступного мира.

Лицо содержит 2/3 объема всей информации о человеке. Можно заметить, что у некоторых людей оно образует своеобразную маску. У кого-то это–гримаса брезгливости, у кого-то озлобленности и упрямства, у кого-то–вечного страдания. А бывают и «добрые» лица. Так происходит, когда у человека доминирует та или иная эмоция, но наш разговор о сиюминутных настроениях.

Если у собеседника уголки губ приподняты, зрачки широкие, а глаза немного прищурены так, что в уголках образуются складочки, он радуется. Уголки губ опущены–он в грусти и печали. Глаза широко раскрыты–удивляется или испуган; прищурены–презирает. Брови сдвинуты, лоб наморщен, губы плотно сжаты или в оскале – злится, сердится.

Когда человек не смотрит в глаза, значит, он или боится – избегает взгляда, или ему безынтересен разговор. Слушатель прислонил руку к щеке, лбу, виску или подбородку – обдумывает сказанное; потирает пальцем под подбородком – скептически воспринимает услышанное.

Конечно, в процессе общения не только мы определяем мысли и чувства людей, но и они наши. Поэтому следить за выражением своего лица очень важно. Необходимо стараться, чтобы во время разговора мышцы лба, носа, губ, вокруг глаз были расслабленны. Придать лицу выражение «легкой полуулыбки»: глаза немного прищурены, зрачки широко раскрыты, кончики губ приподняты. Создать благоприятное впечатление о себе поможет и взгляд.

Самой известной книгой о функциональных признаках человека в нашей стране несколько лет назад стал труд американского психолога Алана Пиза «Язык телосложения». До появления книги Пиза на сходные темы существовали труды отечественных исследователей, однако они были доступны лишь специалистам.

Сопутствующие признаки внешности: прическа, одежда, обувь, мелкие аксессуары, украшения – хранят информацию об образе жизни, отношении человека к себе и эстетических представлениях. Чрезмерное внимание к оформлению внешности, к примеру, браслеты, перстни, цепочки и массивные кресты у мужчин, свидетельствуют о демонстративности, позерстве и повышенном интересе к противоположному полу. Демонстративным товарищам свойственна театральность и некоторая легковесность. Творческих личностей, к примеру, обычно узнают по свободной одежде и довольно длинным волосам, спадающим на плечи прядями. Военные даже в отставке стригутся очень коротко. А спортсмена легко расшифровать по «неумению» носить галстук.

На выборе отражается то или иное душевное состояние. При депрессии мы тяготеем к серому и черному цветов. А в радостные моменты выбираем что-нибудь поярче. От синего одеяния будто исходит ровное спокойствие, тогда как от зеленого - неагрессивная энергия. Замечена чудесная способность розового оттенка создавать хорошее настроение и свойство красных тонов – наполнять организм жизненной силой.

Однако можно отметить во всех сообществах: от примитивных до нашего цивилизованного времени одежда является показателем статусности людей. Человек в костюме пастельных тонов из добротной материи модного покроя будет казаться нам важной персоной. Другой же в добротном, но слишком ярком, пестром облачении воспримется как преуспевающий деятель искусства или недавно разбогатевший простолюдин. Человек в строгом пиджаке, особенно в неформальной обстановке,– как сухарь и скучная личность. Особа же, облаченная во что-то мягкое округлого силуэта, вызовет большую симпатию, если только это не собеседование на должность банковского служащего в серьезную компанию.

Кроме того, чем меньше соответствует веяниям моды наше облачение, тем более консервативным мы кажемся своим собеседникам. Однако эта закономерность восприятия действует, только если ткань костюма выглядит дорого. В противном случае о нас будут думать как о неплатежеспособных. В некоторых современных руководствах для кадровиков советуется даже на принимать на работу лиц в обветшалой старомодной одежде.

К анатомическим признакам восприятия относят особенности лица, головы и внешнего строения тела. Эти признаки воплощены в цвете кожи, цвете волос, форме носа, разрезе и цвете глаз. Со временем они способны меняться, причиной чему служит образ жизни, профессия, эстетические представления человека и перенесенные стрессы. Кстати, сословная и профессиональная закрепленность черт лица действует сильнее, чем наследственное и конституциональное влияние. Неспроста крылатыми стали выражения «крестьянские руки», «пальцы пианиста», «военная выправка», «интеллигентное лицо». Пример сословной закрепленности черт лица служат различия в канонах красоты для простолюдинок и благородных девиц в прошлые века. Простая девушка должна была выглядеть крупной, здоровой, поэтому крестьянки, чтобы подчеркнуть свою дородность, одновременно надевали несколько одежек; а для придания щекам румянца натирались свеклой. Дворянкам же, наоборот, надлежало являться воплощением возвышенности, хрупкости. Они затягивались в корсеты и прибегали к помощи пудры.

В целом язык внешних невербальных признаков более правдив, чем слова, ведь они намного хуже поддаются контролю, чем содержание высказываний.

______________________________Глава 2 ______________________________ О связи красоты и счастья

«Не родись красивой, а родись счастливой!» – гласит известная народная мудрость. Но так ли уж уместно это противопоставление?

Американские психологи установили, что у красивых от природы и вообще хорошо выглядящих людей больше шансов на успех, чем менее привлекательных сограждан. Как оказалось, писаные красавицы и красавцы имеют более высокую самооценку, менее подвержены тревоге и очень стойки к негативному чужому мнению. Помимо прочего, им куда проще заставить окружающих плясать под свою дудку.

По статистике, среди некрасивых чаще попадаются товарищи с нервными расстройствами. Психолог К. Грэйдн провел своеобразный «уличный опрос». Он останавливал случайных прохожих с просьбой заполнить опросник, чтобы оценить их «шансы» на душевное заболевание. Выяснилось, что красивые американцы ожидают проблем в этой области куда меньше, чем некрасивые. А, сравнив внешность психически здоровых женщин и пациенток сумасшедших домов штата Коннектикут, специалисты пришли к выводу, что здоровые дамочки намного привлекательней. Ну, конечно, можно сказать, нашли кого сравнить! Но судя по ранним фотографиям, в значительном большинстве душевнобольные были менее красивы, чем их сверстницы, и когда пребывали в полном здравии.

Кстати, не только сами красавцы высоко ценят себя, любимых. Люди «со стороны» предполагают наличие множества достоинств у привлекательных внешне мужчин и женщин. Это подтвердили результаты одного любопытного эксперимента. Студентов нескольких университетов просили по фотографиям описать людей, их характер, положение в обществе, благосостояние. Так вот, индивиды с выигрышной внешностью были оценены как более успешные в профессиональном плане и личной жизни.

В другом опыте мужчину с неброской наружностью представляли двум группам незнакомых ему юношей и девушек. Те должны были впоследствии поведать экспериментатору о впечатлении, которое произвел на них испытуемый. В первую группу мужчина приходил в сопровождении яркой, привлекательной женщины. А во вторую – с некрасивой и вдобавок небрежно одетой спутницей. В итоге первая группа прониклась к мужчине большей симпатией, и личные его качества оценила куда выше, чем вторая.

Специальные исследования показали также, что при прочих равных условиях красавцы с красавицами получают более высокую зарплату, весьма высоко оцениваются как друзья, коллеги и любовники.

________________________________Глава 3 _____________________________

Основы психологии отбора персонала

§1. Язык тела

Психологи установили в своих исследованиях определенную связь между психологическими характеристиками человека и их телесным проявлением. Опытный работник отдела персонала, проводящий прием документов, уже на первых этапах отбора кандидата, по первому впечатлению, может судить о том, чего можно ожидать от претендента на вакантную должность, если он будет принят на работу.

Язык тела зачастую передает гораздо больше информации о человеке, чем он бы этого хотел. Язык тела составляет важную часть того, что называет имиджем человека. Если кандидат явился на собеседование, сдачу документов, тестирование, сутулясь, с опущенной головой, ступая мелким, семенящим шагом, то ясно, что он проиграет сразу в глазах работника отдела персонала в сравнении с человеком внешне имеющим деловой вид, с прямой осанкой, ступающим уверенным шагом, с поднятой головой.

Чтобы понимать язык тела, необходимы жизненный опыт, наблюдательность и значительные, целенаправленные усилия по изучению многочисленных его проявлений. Исследования А.Мейерабиана показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, прочее неречевое взаимодействие 53%[4] .

Приведу примеры некоторых наблюдений над контактами с желающими получить работу и соответствующие выводами в связи с этим.

Осанка человека отражает то, как кандидат относится к себе, как к нему «относится» жизнь и как он чувствует себя в конкретной ситуации. Речь не идет о том, чтобы быть вытянутым в струнку. Речь идет о естественности посадки головы поступающего на работу и таком положении позвоночника, когда тело напряжено, не сковано. Сутулость человека, вялость движений говорят о склонности к депрессии. Хорошая осанка свойственна жизнерадостным людям с приятным манерами.

Общаясь с человеком, мы смотрим на голову и шею. Скованный человек бессознательно трет рукой тыльную часть шеи, показывая, таким образом, состояние напряженности, неуверенности. Отведение взгляда, частые моргания, оттягивание воротника, прикрытие рукой рта свидетельствует о скрытности, лживости, утаивании чего-то. Голова, опущенная к груди, говорит о застенчивости, скромности человека.

Плечи являются главным местом сосредоточения напряжения у многих людей. Плечи выглядят при этом слегка приподнятыми и поданными вперед. Эта часть тела весьма важна для оценки «образа» человека – не случайно в одежде используют накладные плечи, придающие людям видимую значимость, уверенность.

Напряжение плеч может быстро переходить с них на предплечья, кисти и пальцы, вот почему многие не могут держать расслабленными руки, они сжимают – разжимают кулаки, одергивают одежду, барабанят пальцами по столу и т. д.

Если человек удовлетворен своим телом и чувствует себя раскованно, его движения будут энергичными, но плавными; он не будет суетиться и дергаться, будет стремиться занять побольше пространства вокруг себя (руки кладут на подлокотники, отодвигают кейс, расставляют ноги).

Походка дает весьма важное представление о личности (говорят о картограмме личности). Проявляется личность в ритме, динамике шага и массе тела. По походке можно судить о самочувствии человека, его характере. Так, уверенный в себе человек ходит быстро, размахивая руками, он имеет ясную цель и готов ее реализовать. Заносчивый человек держит высоко поднятым подбородок, руки двигаются, подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль походки – вышагивание лидера. Человек, находящийся в угнетенном состоянии, волочит ноги, как правило, смотрит вниз невидящим взглядом, руки у него вялые, при движении часто находятся в карманах.

§2. Жесты, поза, мимика

Жесты, поза, мимика (их психологи называют невербальной информацией) передают настроение, поведение, степень доверия человека окружению. Рассмотрим кратко каждое из данных проявлений его внешнего облика.

О жестах. Все люди жестикулируют, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Жесты психологи классифицируют как коммуникационные, жесты открытости, подозрительности и скрытности, размышления и оценки, сомнения и неуверенности, жесты несогласия, превосходства.

Счастливый человек открыто улыбается, печальный – хмурится. Кивок головой, пожимание плечами, прикосновение, рукопожатие весьма красноречивы. Например, короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук ведущего собеседования свидетельствуют о безразличии. Наоборот, чуть продленное рукопожатие наряду с улыбкой, теплым взглядом демонстрирует поступающему на работу одобрение, дружелюбие. Жестом открытости является жест «расстегивание пиджака». Ведущий, сознательно встречающий кандидата для беседы в расстегнутом пиджаке, создает открытую дружескую атмосферу, при окончании разговора формирует позитивное впечатление от встречи.

Скрытность, опасения в части положительного результата от встречи с ведущим собеседование кандидат на должность проявляет машинальным потиранием лба, несогласованностью жестов и слов, жалкой улыбкой. Чаще всего он не смотрит на вас, отводя взгляд в сторону, вертит что–либо в руках. Искусственная улыбка его свидетельствует о неискренности, желании защищать себя. Прикосновение к носу, почесывание мочки уха или боковой части шеи свидетельствуют в процессе разговора о сомнении и неуверенности.

Работнику отдела персонала, ведущему собеседование с желающими поступить на работу, следует знать, что около 90% жестов человек обычно делает выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.

Среди кандидатов на занятие вакантной должности возможны весьма самоуверенные люди, с чувством превосходства над другими претендентами и даже ведущим собеседование. Это можно заметить по жесту «закладывание рук за голову» или «закладывание рук за спину с захватом запястья», излишним употреблением сугубо специальной терминологии. Психологи рекомендуют, например, такой способ взаимодействия с таким человеком. Чтобы выяснить причину, по которой собеседник ведет себя с чувством превосходства, и «опустить его на землю», ведущему рекомендуется наклониться вперед с протянутыми ладонями и сказать: «Я вижу, что это вам известно. Не могли бы вы уточнить некоторые детали?». Затем отклониться на спинку стула, ладони оставив в поле зрения и ждать ответа. Можно также скопировать жест кандидата.

Существует масса других жестов. Приведу еще один, важный для ведущего собеседования жест, которым он бы хотел просигнализировать собеседнику желание закончить встречу. Такой жест («жест готовности») выражается в подаче корпуса вперед, при этом обе руки держаться за подлокотники кресла или края стула, в снятии очков и откладывании их в сторону, во вставании из-за стола.

Поза человека, движения тела неотделимы друг от друга. Поза выражает многие черты характера, степень уверенности в себе человека, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. Вспомните, какое психологическое состояние человека выражает поза «стоять на полусогнутых», когда человек стоит и положение ног, повернутых в сторону выхода, свидетельствует, что претендент интуитивно почувствовал бесцельность дальнейшего разговора с ведущим и явно хочет побыстрее уйти.

Мимика имеет важнейшее значение в практике общения с желающим поступить на работу в вашу организацию. Выражение лица претендента на должность позволяет судить его реакции на вопросы ведущего собеседования работника отдела персонала. Мимика выразительно свидетельствует об эмоциональном состоянии человека в данный момент.

Психологи насчитывают порядка 2000 описаний выражений лица. Специалисты по изучению мимических движений разделяют лицо человека на три зоны горизонтальными линиями: первая зона – глаза и лоб; вторая – нос и область носа; третья – рот и подбородок. Каждая из названных частей лица несет определенную информацию. Вспомним только о глазах человека, которые не случайно называют «зеркалом души». Приведу краткую характеристику лица человека в целом, дающего большой объем информации без суждения о характере и потенциальных возможностях предлагающего свои услуги претендента на должность.

Физиономисты подразделяют формы лица на пять основных типов. Продолговато–прямоугольную форму лица имеют чаще всего целеустремленные люди, предрасположенные к руководящей работе. Треугольная форма лица (высокий, широкий лоб, заостренный подбородок) больше присуща чувствительным, очень занятым собой людям, одаренным, а также хитрым, изворотливым и неуживчивым. Трапециевидную форму лица (близкую к треугольной, но с округлым подбородком) имеют чаще всего люди восприимчивые, артистичные, не склонные к борьбе. Обладатели лица квадратной формы принадлежат, как правило, к типу бойца, имеющего вспыльчивый характер. Им свойств енны упрямство, открытость, честность,, но не устойчивость. Они хорошие исполнители. Округлая форма лица обычно характеризует людей миролюбивых, мягких, без излишнего честолюбия и амбиций. Среди них встречаются интеллектуалы с неплохими организаторскими способностями.

§3. Речь и голос

Собеседование или даже простой разговор работника отдела персонала организации с кандидатом на занятие вакантной должности включает в себя короткие монологи и диалоги. Кандидат, так или иначе, проявляет при этом свою грамотность, словарный запас, точность и уместность языковых оборотов. Владение словом необходимая составляющая требований к кандидату на должность руководителя любого ранга. Однако в данном разделе нас интересуют личностные качества кандидата, проявляющиеся через убежденность, эмоциональность собеседника, через естественность, непринужденность его манеры говорить, которая выражается в позе, жестикуляции, мимике, в звучании голоса, интонации.

Работнику отдела персонала в беседе с кандидатом надо учитывать тот факт, что большинство людей перед ответственной встречей испытывают чувство волнения, даже страха. Вполне подходящий специалист может вдруг стать невыразительным, начинает запинаться, невпопад жестикулировать. Приветливость, доброжелательность со стороны работника отдела персонала могут снять ощущение непроизвольного давления со стороны обстановки, в которой происходит разговор, помочь посетителю выйти из затруднительного положения, стать самим собой.

Человек может говорить слишком громко или слишком тихо, неумело изъясняться, к тому слабым голосом, с плохой дикцией. Речь может быть благозвучной, плавной или, наоборот, выговор может быть торопливым, голос хриплым, скрипучим. Выигрывает тот кандидат, который, отвечая на вопросы ведущего, не суетится, эмоционально чеканит фразы, используя естественную интонацию своего голоса, соответствующую сути разговора.

Таким образом, невербальные особенности речи дают возможность ведущему собеседование с кандидатом делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте.

§4. Внешний вид

Первое впечатление о претенденте на должность для опытного работника отдела персонала организации складывается по внешнему виду человека. Внешний вид содержит в себе большой информационный потенциал, который позволяет сделать определенный вывод о личности претендента, его статусе, психологических особенностях, социальной роли, мыслях, чувствах – все, так или иначе, находит отражение в облике человека.

Суммарно внешний вид складывается главным образом из таких элементов, как одежда, прическа, украшения, аксессуары и макияж (для женщин). Рассмотрим кратко информацию о претенденте, которую несут элементы внешнего вида.

Одежда обладает большой информативностью. Поскольку одежду мы выбираем сами, уже по ней работник отдела персонала может сделать определенный вывод о претенденте. Экстраверт, например, предпочитает необычные наряды, яркие цвета, украшения. Интроверт – утонченные наряды, холодные цвета, скромные, незаметные аксессуары.

Одежда человека говорит о сочетании таких его качеств как наличие эстетического вкуса, принадлежность к определенному профессиональному слою, отношении к окружающим людям, наконец, об его экономических возможностях. Можно быть одетым по последней моде, но при этом производить малоприятное впечатление. Одежда может не соответствовать физическим данным человека, возрасту, функциональному предназначению (например, желающий поступить на работу на собеседование явился в спортивном костюме). Безвкусица, чрезмерная экстравагантность, несоблюдение сезонности и просто неряшливость могут перечеркнуть многие достойные качества претендента, представить его в ложном свете.

Посредством одежды человек может создать свой положительный (для женщин – неповторимый) внешний облик, выразить свою индивидуальность. Выразить свою индивидуальность можно с помощью цвета и внимания к деталям одежды. Наиболее удачный цвет тот, который подходит к цвету лица, оттеняет его. Со вкусом одетый мужчина (сочетание цветов костюм, сорочки, галстука), удачно решающая проблему цветовой гаммы своей одежды женщина (костюм, платье, блузка, колготки, туфли, сумочка) не всегда могут победить в конкурсе вакансий, но за то, что они будут выглядеть предпочтительнее многих претендентов можно поручиться. Претенденту не следует забывать о том, что одежда – это его «визитная карточка», а работнику отдела персонала или иному представителю организации, ведущему собеседование, не следует придавать абсолютного значения одежде в судьбе истинного профессионала.

Что касается украшений, аксессуаров и макияжа, то для женщины, при наличии вкуса, – это не показатель материальных возможностей, это показатель ее культуры и изысканности натуры. Вряд ли украсят строгий костюм, в котором пришла на собеседование женщина, претендующая на должность секретаря–референта или офис–менеджера, броские, в особенности крупные, драгоценные украшения, очки, не соответствующие форме лица, или парфюмерные вещества, имеющие резко выраженный запах.

Природная потребность женщины быть заметной хорошо обеспечиваются прической, соответствующей моменту, обручальным пояском, элегантной сумочкой. Используя макияж, женщина должна соблюдать требования хорошего художественного вкуса. Малейшие излишества в макияже сразу снижают впечатление о женщине как будущем работнике, разрушают ее привлекательный имидж.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная перцепция – это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнеров. Так, шаг за шагом выстраивается взаимодействие. По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель.

Современные ученые полагают, что способ­ность читать чужие мысли по мимике и жестам свойственна всем людям. Совокупность внешних признаков — от выражения лица и направления взгляда до принятой позы — помогает догадать­ся о чувствах и намерениях других людей.

Во время общения, помимо произнесения фраз, человек делает массу заметных или едва за­метных жестов, которые также выражают его точку зрения. Его собеседник всегда восприни­мает их на подсознательном уровне, однако за­частую сознание не подвергает их рационально­му анализу. Между тем изучение этого немого языка поможет читать между строк всю скры­тую информацию.

Это становится возможным благодаря то­му, что независимо от культурного уровня че­ловека слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек может да­же по голосу определить, какое движение сде­лает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.

Умение общаться с другим человеком, по­нимание его психологии, интересов, намерений и отношения главенствует в любом виде обще­ния, в том числе и в сфере личных взаимоотношений. Человек, способный поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, будет удачлив в жизни.

Моя курсовая работа поможет обрести это умение, научит лучше понимать людей и налаживать с ними дружеские отношения.

Однако, изучая мимику и жесты, а также дру­гие составляющие невербального общения, нуж­но помнить, что их интерпретация не всегда бы­вает однозначной. Многочисленные попытки составить словари жестов и взглядов чаще все­го оказывались неудачными. Поэтому для луч­шего понимания человека необходимо учитывать общую атмосферу беседы и ее содержание. Что касается внешних данных, то необходимо помнить, что внешность отражение внутреннего мира, но в то же время внешность бывает обманчива.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982.

2. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985. С.213.

3. Андреева Г.М. Социальная психология М., 1999. С.84

4. Пиз А.Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Кострома, 1992

5. Басаков М.И.Как найти хорошего работника. Практическое пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 256с.

6. Горбунова М.Ю.Социальная психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2006.-223с.

7. Лицо, характер, судьба /Сост. Н.Лоза.- М.: Яуза, 1997.-224с.

8. Ледо Э.Трактат о человеческой физиономии.- М.,1895

9. Майерс Д.Социальная психология. Санкт-Петербург,1999

10. Руденский Е.В.Социальная психология. М.,1989

11. Социальная психология и этика делового общения. М.,1995

12. Андриенко Е.В.Социальная психология/ Под ред. В.А.Сластенина.- М.,2002

13. Еникеев М.И.Общая и социальная психология.- М.,2002.

14. Семечкин Н.И.Социальная психология.- СПб.,2004


[1] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982. С.46

[2] Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1985. С.213.

[3] Андреева Г.М. социальная психология М., 1999. С.84

[4] Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Кострома, 1992.

Скачать архив с текстом документа