Вывоз капитала как форма международных экономических отношений
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность вывоза капитала как одной из разновидностей международных экономических отношений, ее основные причины и предпосылки, факторы стимулирования. Формы вывоза капитала и порядок государственного регулирования, роль транснациональных организаций.1. Вывоз капитала как форма МЭО (причины, сущность)
Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей составной частью и формой современных международных экономических отношений.
Вывоз капитала подорвал монополию вывоза товаров в эпоху углубленного развития мирового хозяйства. Дополняя вывоз товаров, он становится определяющим в системе международных экономических отношений.
Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительными стоимостями. Вывоз капитала (зарубежное инвестирование) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. Поначалу вывоз капитала был свойствен для небольшого числа промышленно развитых стран, осуществляющих экспорт капитала на периферию мирового хозяйства. Развитие мирового хозяйства существенно раздвинуло рамки этого процесса: вывоз капитала становится функцией любой динамично развивающейся экономики. Капитал вывозят и ведущие развитые страны, и среднеразвитые, и развивающиеся, в особенности новые индустриальные страны.
К 90-м гг. в мире образовались огромные массы резервного капитала, ищущего прибыльного применения. Страховые компании, пенсионные, трастовые, инвестиционные и другие фонды аккумулируют эти средства.
Со второй половины XX в. вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и ВВП промышленно развитых стран. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капитала усиливается его международная миграция.
Международная миграция капитала – это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции.
Объективная основа миграции капитала – растущая интернационализация и глобализация экономики.
Основными причинами вывоза капитала являются (Приложение 1):
1) Перенакопление капитала – образование его относительного избытка в стране, где он не может найти высоко прибыльного применения. Это состояние характерно для крупных фирм, которые получают монопольную сверхприбыль и не заинтересованы в менее выгодном использовании своих средств внутри государства. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования.
2) Повышенный спрос на капитал в странах, куда он экспортируется – объясняется неравномерностью развития экономики разных государств. Обычно страны, испытывающие потребность в иностранных инвестициях, создают для них наиболее благоприятные условия. Они повышают банковский процент и дивиденды, создают особые льготы и гарантии выгодного применения инвестиций.
3) Собственников капитала особенно привлекает возможность использовать, в экономически менее развитых государствах сравнительно дешевые факторы производства (низкая заработная плата, невысокие цены на сырье, воду, энергию). Многих устраивает также возможность уменьшить расходы, необходимые для обеспечения экологической безопасности. В результате сбережений на всех видах издержек иностранные инвесторы получают более высокую норму прибыли.
4) Важной причиной миграции капитала является интернационализация производства. Будучи первоначально результатом зарубежных инвестиций, интернационализация становится, в свою очередь, постоянно действующим фактором расширения вывоза капитала. Когда предприятия отдельных стран превращаются в звенья международного производственного организма, они получают возможность использовать выгоды разделения труда и сложившихся в мире хозяйственных связей.
Помимо причин вывоза капитала ради большей прибыли существуют и другие обстоятельства, понуждающие к трансграничному перемещению капитала. К их числу можно отнести неблагоприятную социально-политическую, экономическую ситуацию в какой-либо стране, резкое ухудшение финансовой конъюнктуры и др. Перемещение капитала в этом случае принимает характер оттока, бегства.[1]
Отток капитала равен примерно 30% валютной выручки от экспорта. В 2002 г. отток составил 23,7 млрд. дол., в том числе 19,3 млрд. дол. – вывоз капитала, составляющий основную часть оттока во все годы реформ (Приложение 2).
Особое место втрансграничном перемещении капитала (как по интенсивности, так и по объему) играют международные корпорации.
Перемещение капитала международными корпорациями часто не вписывается в общую схему поиска наиболее благоприятных условий хозяйствования. Перелив капитала ими осуществляется для увеличения вложений в дочерние компании. Это способствует захвату и поглощению местных компаний. Часто международные корпорации скупают за границей уже существующие предприятия, а не строят новые. За всем этим стоит стремление к диверсификации производства, поддержке филиалов в конкурентной борьбе за освоение местного рынка и в целом повышению своей международной конкурентоспособности.
К причинам трансграничного перелива капитала можно отнести и стремление ряда международных корпораций окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на импорт автомобилей из Японии. Однако такой запрет не распространяется на ввоз автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, функционирующих в США.
На практике необходимость инвестирования определяется комплексом причин, включающих все составные части инвестиционного климата, принципом сравнительного преимущества отдельных рынков.
Факторы, стимулирующие вывоз капитала:
1. Движущей силой, активизирующей вывоз капитала, является растущая взаимосвязь и взаимодополняемость национальных экономик.Интернационализация производства оказывает большое воздействие на международное движение капиталов, способствуя его ускорению. Экспорт капитала, в особенности в форме прямых инвестиций, является главным фактором, способствующим превращению производства в международное и созданию так называемой международной продукции.
2. Международное производственное кооперирование, вложения ТНК в дочерние компании.Так, отдельные юридически самостоятельные предприятия из разных стран в рамках одной международной корпорации устанавливают тесное сотрудничество в рамках отраслевой, технологической, нелегальной специализации. Экспорт капитала обеспечивает эти связи.
3.Экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, развития передовых отраслей промышленности, поддержания уровня занятости.
4. Экономическое поведение развивающихся стран, стремящихся путем либерализации инвестиционного климата привлечь иностранный капитал и с его помощью дать существенный импульс для своего экономического развития, вырваться из «порочного круга бедности».
5. Важным стимулятором является деятельность международных финансовых организаций, направляющих и регулирующих трансграничные потоки капиталов.
6. Международные соглашения об избежание двойного налогообложениядоходов и капиталов между странами способствуют развитию торгового, научно-технического сотрудничества и, соответственно, привлечению инвестиций.[2]
2. Формы вывоза капитала
Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капитала (Приложение 3). Вывоз предпринимательского капитала представляет собой долгосрочные зарубежные инвестиции в промышленные, торговые и другие предприятия.
Перемещение капитала включает: платежи по операциям с зарубежными партнерами, предоставление займов (на срок не более 6 лет), приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний исключительно с целью размещения капитала, диверсификацию портфеля ценных бумаг и т.п.
Под иностранными инвестициями понимается такое перемещение капитала, которое преследует цель установления контроля и участия в управлении компанией в стране, принимающей капитал.
Иностранные инвестиции служат источником денежных, а иногда и прямых имущественных вложений в развитие, расширение, освоение нового производства товаров и услуг, совершенствование технологии, добычу полезных ископаемых, использование природных ресурсов.
Прямыми иностранными инвестициями называются капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними.
Основными формами прямых инвестиций являются: открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов; создание совместных предприятий на контрактной основе; совместные разработки природных ресурсов; покупка или захват («приватизация») предприятий страны, принимающей иностранный капитал.
Прямые инвестиции составляют основу господства международных корпораций на мировом рынке. Они обеспечивают им либо полное владение зарубежными предприятиями, либо обладание такой частью акционерного капитала, которая обеспечивает фактический контроль со стороны инвестора. Как правило, это такие инвестиции, при которых у иностранного инвестора находится не менее 25% акционерного капитала компании. Статистика США, ФРГ, Японии прямыми инвестициями считает те, которые составляют 10 и более процентов акционерного капитала и дают возможность контролировать предприятие.
Портфельные инвестиции – это вложения капитала в иностранные акции, облигации и другие ценные бумаги, осуществляемые в расчете на высокие дивиденды, получение прибыли на вложенный капитал.
Портфельные инвестиции – важный источник привлечения иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, центральными (государственными) и частными банками. Посредниками в осуществлении зарубежных портфельных инвестиций выступают, как правило, крупные инвестиционные банки.
На движение портфельных инвестиций значительное влияниеоказывает разница в норме процентных ставок, выплачиваемых по облигациям в отдельных странах.[3]
Фундаментальное отличие прямого инвестирования от портфельного состоит в том, что портфельный инвестор не стремится; (как правило) захватить управление предприятием, в которое он инвестирует. По уставу ряда международных компаний им чаще всего запрещено участвовать в управлении и даже быть избранными в совет директоров компании, в которую они вкладывают средства. Это объясняется тем, что участие в руководстве и управлении инвестируемой компании потребовало бы нового штата специалистов, особого внимания и уменьшило бы гибкость при осуществлении инвестиционной политики головной компании.
Вывоз ссудного капитала – это предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов в денежной или в товарной форме в расчете на получение прибыли за счет высокого ссудного, кредитного процента.
Следует отметить, что, хотя вывоз капитала за рубеж чаще всего выгоден вывозящей стороне, в нем заинтересованы и страны, в которые ввозится капитал, поскольку они получают вливание денежных, а с ними и других ресурсов, за что, конечно, приходится расплачиваться затем частью дохода.
3. Государственное регулирование вывоза капитала (понятие инвестиционного климата)
Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).
Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.
Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т.п. видится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.
В целом степень привлекательности страны для размещения в ней иностранных капиталовложений определяется так называемым инвестиционным климатом. Инвестиционный климат характеризуется следующими чертами:
– характером законодательства об иностранных инвестициях;
– наличием запасов природных ресурсов;
– квалифицированной рабочей силой;
– емкостью местного рынка;
– конвертируемостью национальной валюты;
– гарантиями вывоза прибылей;
– национализацией предприятий.
Помимо вывоза капитала частными компаниями экспорт капитала осуществляется государствами.
С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия: иностранные инвестиции в национальной экономике; инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).
Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.
Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.[4]
Большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов: работающие на привлечения иностранных инвестиций; работающие на ограничение иностранных инвестиций (Приложение 4).
К первой группе относятся следующие меры: налоговые и таможенные льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.
Ко второй группе относятся: ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний; определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.
С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:
1.Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы.
2.Финансовые – получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально – экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями.
3.Нефинансовые – позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон.[5]
Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала – процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме – в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов – содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций – участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.
Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о «бегстве» или «утечке» капитала за границу, Основная причина «бегства капитала» – отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает, прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.
Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.
Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы.
Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.
Следует признать, что в России пока не создан привлекательный инвестиционный климат для иностранных капиталовложений. Стимулы и гарантии для иностранных инвестиций даже отдаленно не напоминают условий, созданных для них, например, в новых индустриальных странах. Не выработаны адекватная структурная политика, долгосрочные льготы (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и многому другому). Иностранные инвесторы, работающие в производственной сфере, особо отмечают неполноту и отрывочность, а зачастую и недоступность объективной информации о потенциальных объектах крупных вложений капиталов. Государственные законодательные акты нестабильны, и «правила игры» изменяются в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.[6]
4.Роль ТНК в международном движении капитала
Владельцами подавляющей части прямых заграничных инвестиций выступают транснациональные корпорации (ТНК).
ТНК – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.
Целью распространения производственной деятельности ТНК за рубеж является, прежде всего, возможность получения более высокой, чем у себя «дома», прибыли за счет широкого доступа к природным и трудовым ресурсам, рынкам других стран, экономии на транспортных издержках.
В организационном плане зарубежные филиалы ТНК являются либо полной собственностью головных компаний, расположенных в стране базирования, либо существуют в виде смешанных компаний с участием местного капитала.
В настоящее время ТНК могут устанавливать контроль над зарубежными предприятиями и без участия собственного капитала – путем различных соглашений, охватывающих сферу промышленного сотрудничества, передачи технологии, научно-исследовательских разработок, управленческих, информационных услуг. Последнее больше относится к развивающимся странам, поскольку инвестирование капитала в экономику многих из них связано с риском общей политической и экономической нестабильности.
Вывоз капитала в форме портфельных инвестиций используется для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими ТНК, транснациональными банками и центральными государственными банками.
Важным изменением в структуре экспорта капитала является огромный рост международных кредитов и образование мировой кредитно-финансовой сферы. Особенно возросло в связи с этим значение международного рынка ссудных капиталов. Международные кредиты используются правительствами отдельных стран в основном для покрытия бюджетного дефицита; крупными фирмами и ТНК – для пополнения основного капитала, учреждения филиалов, строительства и реконструкции зарубежных предприятий, выпуска акций.
Совокупные зарубежные инвестиции всех ТНК в настоящее время играют все более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, более 90% прямых инвестиций за рубежом.
В последние годы иностранные прямые инвестиции ТНК увеличивались в 3 раза быстрее, чем внутренние инвестиции, хотя на их долю приходится 6% ежегодных инвестиций в промышленно развитых странах. 70% всех международных платежей, связанных с кредитами и лицензиями, представляют платежи между материнскими компаниями и их заграничными филиалами.
К 20 крупнейшим корпорациям мира, контролирующим основной и оборотный капитал в размере 1 млад. долл., относятся Эн-Ти-Ти, «Дженерал Электрик», «Мицубиси Банк», «Эксон», «Сумитомо Банк», «Санва Банк», «Тойота», «Кока-кола», «Филипп Моррис», «Би-Ти» и другие.
Меры поддержки транснационального капитала:
1. Предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций. Например, в США действует Государственная корпорация по страхованию и гарантированию инвестиций.
2. Поддержка в урегулировании инвестиционных споров. Создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере. Действует Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров, подписанная 115 странами.
3. Создание справедливых и недискриминационных инвестиционных условий как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
4. Исключение двойного налогообложения.
5. Административная и дипломатическая поддержка своих международных корпораций при освоении новых иностранных рынков.
Однако во взаимодействии ТНК со своими государствами возникают и негативные моменты. К числу основных можно отнести:
1. Увеличение оттока капитала из страны базирования через каналы прямого инвестирования, что оказывает неблагоприятное влияние на динамику занятости и безработицы, производительность труда, темпы роста промышленного производства и, следовательно, объем ВНП.
2. Вмешательство во внешнюю политику своих стран в своих интересах, что порой втягивает сами государства в дорогостоящие конфликты.
3. Прямые иностранные инвестиции могут вполне нести побочные технологические преимущества, которые могут быть присвоены субъектами принимающей страны.
Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми государствами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций часто входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государственными интересами.[7]
Список использованной литературы
1.Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.
2.Абрамов В.Л. Мировая экономика. Учебное пособие, 4- изд., перераб. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 г.
3.Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
4.Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2007 г.
5.Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. райзберга. – Москва: ИНФРА – М, 200 г.
6.Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 200 г.
7.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учеб. пособие. – Москва, 1999 г.
[1] Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.
[2] Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. райзберга. – Москва: ИНФРА – М, 200 г.
[3] Абрамов В.Л. Мировая экономика. Учебное пособие, 4- изд., перераб. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007 г.
[4] Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики. Учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Изд-во «Дело и Сервис», 2007 г.
[5] Экономическая теория: Учебник дл явузов / Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – Москва: ЮНИТИ – ДАНА, 200 г.
[6] Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.
[7] Фигурнова Н.П. Международная экономика. – Москва: Омега – Л. 2005 г.