1 Дисциплина Правоведение 8

СОДЕРЖАНИЕ: СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 Дисциплина: «Правоведение» Вариант № 8 Студент: Черкезия Ирина Вячеславовна

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

Дисциплина: «Правоведение»

Вариант № 8

Студент: Черкезия Ирина Вячеславовна

Шифр зачетной книжки: Э-07-095-Бд

Курс: 3 (заочное отделение)

2010 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность, типы и формы права: Понятие, сущность

и функции права; типология права; формы права. 3

2. Принцип разделения властей в организации государственной

власти РФ. Организация местного самоуправления 5

3. Изменение трудового договора: временные и постоянные

переводы на другую работу. Перемещение 6

4. Решение задач 9

7. Список литературы

1. Сущность, типы и формы права: Понятие, сущность и функции права; типология права; формы права

Понятие права, его сущности - основной вопрос, традиционно рассматриваемый теоретической юриспруденцией.

Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.

Термин право столь же многозначен, сколь многозначна его природа и содержание. Мы часто говорим о праве как о системе общеобязательных юридических норм, о моральном праве, о правах человека. Право возникло вместе с государством и выражает государственную волю общества (1),воплощенную в правовых нормах.

Вместе с эволюцией человеческой цивилизации происходит и эволюция права. Собственно, юридическое право - это санкционированный государством обычай, выраженный в законах, официально признанный и охраняемый государством.

Обычаи создавались в результате развития общества и человеческих отношений, юридическое право формировалось непосредственно государством, или иными социальными объединениями (например, религиозными) и под контролем государства. Так, например, на мусульманском Востоке Коран - не только религиозная книга, но и источник права.

Сущность и признаки права.

… право - государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования - в этом заключается его общечеловеческая и классовая сущность. (2)

Основными признаками права традиционно называют следующие:

1). государственно - волевой характер;

2). нормативность;

3). властно - регулятивная природа.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает волю общества, обусловленную его духовными, национальными, религиозными традициями, экономической ступенью развития, природными условиями и т.п. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, на их согласии и компромиссах. (3) Только право, учитывающее интересы всех слоев общества, придает ему социальный вес, реальность.

Нормативный характер права заключается в нормативном регулировании юридически дозволенного и недозволенного, запрещенного, предписанного, т.е. представляет собой систему признаваемых и действующих в конкретном государстве юридических норм. Если сущность права - государственная воля общества, то содержание права - нормативное выражение этой воли. Только издание и санкционирование властью общеобязательных норм дает возможность возвести волю общества в закон, сделать ее государственной. Из этого вытекает и ее несколько характерных только для права особенностей.

Это непосредственная связь с государством, охрана от нарушений государственным принуждением, институционность, регулируемость общественных отношений (4).

Властно - регулятивный характер права говорит о праве как об особом государственном регуляторе общественных отношений. В обществе регулятором общественных отношений выступают обычаи, нормы общественных объединений, мораль. Право отличается от них однотипностью с государством, единством с ним, тесной связью с государственными механизмами. Регулирующее воздействие права влечет за собой определенные юридические последствия для граждан. Регулируемые правом фактические отношения становятся правовыми отношениями. Таким образом право выступает регулятором общественных отношений - критерием законного и незаконного поведения, являясь их официальным критерием, определителем свободы.

И так, право есть система общеобязательных, формально - определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений. (4)

Основные принципы права.

Принципы права - это его ключевые идеи, выражающие его суть. В переводе с латыни принцип означает первооснову, отправное положение. Принципами права называют органически присущие праву качества: принцип социальной справедливости, равноправия граждан, единство прав и обязанностей, гуманизм, сочетание убеждения и принуждения, демократизм.

Принцип социальной справедливости призвана охранять вся правовая система государства, служит ее защите и выражению

Принцип равноправия граждан является следствием этого принципа и одним из признаков демократии.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что права и свободы личности сочетаются с обязанностями личности перед обществом. Без обязанности не бывает права, иначе равновесие было бы разрушено. Принцип гуманизма закреплен в Конституции РФ: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.(5)

Убеждение и принуждение - методы руководства общества государством. Разумное сочетание их - вот задача правового государства. Убеждение содержит сами нормы права. Знакомясь с ними, граждане убеждаются в их необходимости. К убеждению также относят правовоспитание, всенародное обсуждение законопроектов и т.п.

Принуждение, согласно Конституции РФ - средство исправления и перевоспитания. Арсенал его воздействия разнообразен: от мер пресечения, до юридической ответственности, санкции.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализует себя в политике и экономике через государственные и правовые институты.

В современном мире каждое государство имеет свое право, но бывает и так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих друг с другом правовых систем.

Через сопоставления и анализ одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм выявляются общие закономерности правового развития, его направления и этапы.

Формы права: понятия и виды. Источники права.

В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Структура права, его содержание составляют его внутреннюю форму. Внешняя форма права составляет комплекс юридических источников. Термины форма права и источник права тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Форма права показывает организацию его содержания и внешнее выражение, а источник права - истоки формирования права, факторы, определяющие его содержание и формы выражения.

Правоведение различает материальные, идеальные и юридические источники права.

Материальные источники лежат в основе потребности развития общества, в базисных его отношениях. Внешние факторы воздействия - правосознание, политическая ориентация, международные и внутриполитические влияния составляют источник права в идеальном смысле.

Юридическим источником является сам юридический акт, который получает реальное выражение объективных потребностей общественного развития.

Помимо этого на формирование права действуют и другие обстоятельства: политические, экономические, социальные, национальные, религиозные и т.п. Они могут быть объективными (не зависящими от воли и желания людей) и субъективными - результатом партийной борьбы, законодательной инициативой и т.п.

В российской правовой системе утверждались такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным содержанием и нормативно- правовой акт.

Правовой обычай - одна из древнейших разновидностей социальных норм. Они возникали как устойчивая форма обобщения наиболее рациональных вариантов общественно значимого поведения людей, общение их между собой. Их социальная значимость вызвала к жизни необходимость обеспечения реализации этих норм со стороны общества, государства.

Правовой прецедент представляет собой решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем расследовании аналогичных дел. Прецедент может быть как судебным, так и административным. Однако, чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

Нормативные договоры получили широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими. К их числу относятся договоры между администрацией предприятия и его профсоюзной организацией. Эти договоры регулируют трудовые отношения.

2. Принцип разделения властей в организации государственной власти РФ. Организация местного самоуправления

Принцип разделения властей —это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Власть портит людей, бесконтрольная же власть портит вдвойне. Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей.

Согласно ст.10 Конституции РФ - государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, главы администраций субъектов РФ.

Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Существуют еще и органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К ним следует отнести Прокуратуру РФ, Центральный банк РФ, Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ

Власть в РФ едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ РФ. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

Положение ст.10 Конституции РФ относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов РФ. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах РФ отнесено Конституцией к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Поскольку в ст.10 Конституции РФ говорится о принципе разделения властей как о принципе организации государственной власти, он не может рассматриваться как принцип организации местного самоуправления в РФ. Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

· Подведем итог вышесказанному: принцип разделения властей в той или иной мере проводится в жизнь во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Это разделение труда между органами государства; создание непрерывно действующего конституционного взаимоконтроля высших органов государства; умелое использование принципа разделения властей.

Понятие местного самоуправления в РФ

Понятие местное самоуправление отражает комплексное и многообразное явление. Существуют следующие подходы к его определению.

1. Местное самоуправление можно рассматривать в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, которое наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

2. Местное самоуправление - это и право граждан, местного сообщества (населения данной территории) на самостоятельное ведение местных дел. Признавая это право, государство признает самостоятельность.

3. Местное самоуправление можно охарактеризовать и как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которое обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ и российским законодательством местное самоуправление осуществляется гражданами:

- путем референдума, выборов;

- через собрания, сходы;

- через выборные и другие органы местного самоуправления.

Более того, законодательством о местном самоуправлении допускается возможность образования органов территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и др.).

Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение в ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ. Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом с государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ). Создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти, и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Как уже отмечалось, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

В самих субъектах РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных традиций организационные основы и различные формы осуществления местного самоуправления (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Кроме того, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Для осуществления своих функций и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Основные из них:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел

2.Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

3. Обеспечение развития соответствующей территории

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся:

1. Представительные органы местною самоуправления (которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п.).

2. Собрания, сходы граждан, посредством которых в небольших населенных пунктах граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление.

3. Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.), которые могут избираться или назначаться. Органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.

Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов).

Следует иметь ввиду, что конкретная схема организации местного самоуправления в регионах, выбор разновидностей органов местного самоуправления определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения населения, сложившихся исторических, географических и национальных особенностей. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую принципиальную схему организации местного самоуправления. Поэтому каждая территория, в рамках которой действует соответствующий орган самоуправления, будет характеризоваться собственной структурой такого органа

3. Изменение трудового договора: временные и постоянные переводы на другую работу. Перемещение

Перевод – это изменение существенных условий трудового договора, включающее поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки)

Переводы классифицируются по видам на постоянные и временные. Согласие (письменное) работника требуется во всех случаях, когда он переводится на другую постоянную работу. Различают 3 вида переводов на другую работу:

– перевод на другую постоянную работу у того нанимателя;

– перевод на работу к другому нанимателю;

– перевод в другую местность хотя бы вместе с нанимателем.

Перемещение – это поручение нанимателем работнику прежней работы на новом рабочем месте, как в том же, так и другом структурном подразделении, за исключением обособленного, на другом механизме, или агрегате, но в пределах специальности, должности с сохранением условий труда. Рабочим местом является место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности.

При перемещении согласие работника не требуется. Перемещение должно быть обосновано производственными, экономическими или организационными причинами. Не допускается перемещение работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Изменение существенных условий труда

В связи с обоснованными производственными, экономическими или организационными причинами наниматель имеет право в порядке, предусмотренном ст. 32 ТК, изменить существенные условия труда работника при продолжении им работы по той же специальности, квалификации или должности, определенных в трудовом договоре.

Существенными условиями труда являются системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессии и т.п.

Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее , чем за один месяц. При отказе работника от продолжения работы с изменившимися условиями труда, трудовой договор прекращается по п.5 ст. 35 ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда) .

Временные переводы на другую работу

1) В случае производственной необходимости (ст. 33 ТК).

В случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на необусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности), а также к другому нанимателю. Производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, аварии, устранения их последствий, либо последствий стихийного бедствия, несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя, иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника.

Такой перевод производится без согласия работника на срок до 1 месяца, по соглашению сторон срок перевода может быть увеличен. Оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

2) Временный перевод в случае простоя (ст. 34 ТК).

Простоем признается временное (не более 6 месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (выход из строя оборудования, отсутствие сырья и др.).

Временный перевод в связи с простоем должен производится с учетом профессии, специальности, квалификации, должности на все время простоя у того же нанимателя и на срок до одного месяца к другому нанимателю, но в той же местности.

Постоянные переводы.

При переводе на другую постоянную работу условия договора (трудовая функция или место работы, оплата и т.д.) изменяются окончательно, а не временно, т.е. другая работа предоставляется на неопределенный срок, а прежняя не сохраняется.

Такие постоянные переводы в свою очередь могут быть трех видов:

1) в той же организации на другую работу;

2) в другую организацию, хотя бы по той же специальности, квалификации и должности (при этом за работником сохраняется непрерывный стаж и стаж для надбавок за выслугу лет);

3) в другую местность хотя бы и с той же организацией.

Перевод на постоянную работу в другую местность означает: перевод в другую местность вместе с организацией; перевод на работу в филиал или представительство; перевод в другую организацию в другой местности. Перевод на постоянную работу из одного населенного пункта в другой, даже в пределах одного административного района, рассматривается как перевод в другую местность независимо от наличия автобусного или иного регулярного сообщения между этими пунктами.

Отказ работника от перевода на постоянную работу в другую местность вместе с организацией является основанием для прекращения с ним трудового договора (п. 9 ст. 77 ТК), но отказ от перевода в филиал или представительство не может являться основанием для расторжения договора с работником, если сама организация в другую местность не переезжает.

Перевод на постоянную работу в другую организацию в другой местности возможен только по инициативе или согласия работника и по предварительному согласованию с руководителем организации.

Если при заключении трудового договора было обусловлено, что работник будет выполнять свои трудовые обязанности на объектах, расположенных в различных местностях, направление его в другую местность для выполнения таких обязанностей не может рассматриваться как перевод в другую местность.

Перевод на постоянную другую работу в той же организации возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от администрации, так и от самого работника (в связи с повышением квалификации работника), а также от медицинских органов (в связи с болезнью работника).

При сокращении штата, администрация обязана предложить работникам по мере возможности работа в той же организации и соответствующая роду деятельности переводимых работников, а так же и другую имеющуюся в организации работу работнику, признанному по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности.

Перевод в другую организацию на постоянную работу осуществляется по согласованию между руководителями соответствующих организаций.

Под другой организацией понимается – любая другая организация, зарегистрированная в качестве юридического лица в установленном законом порядке, имеющего свое наименование и почтовый адрес. Перевод на постоянную работу в другую организацию влечет за собой изменение одной стороны трудового договора, поэтому он рассматривается законодательством как самостоятельное основание прекращения ранее заключенного договора (п. 5 ст. 77 ТК) и в то же время как основание для заключения нового договора.

Задача № 1

АО «Завод «Экран» является собственником имущества, отраженного в его балансе. В ходе предпринимательской деятельности в отношении имущества завод осуществляет разного рода действия.

1. Дайте понятие права собственности.

2. Какие правомочия осуществляет завод:

а) при изготовлении продукции из сырья;

б) при поставке изготовленной продукции;

в) при хранении денежных средств на расчетном счете в банке;

г) при эксплуатации оборудования;

д) при выдаче рабочим заработной платы;

e) при заключении договора аренды оборудования, транспортных средств и т.п.;

ж) при предъявлении в суде иска к неисправному контрагенту в связи с причиненными убытками?

Решение :

Понятие права собственности определяется в 209 ГК РФ. В соответствии с ч. 1 вышеуказанной нормы собственнику принадлежат права владения пользования и распоряжения своим имуществом.

а) при изготовлении продукции из сырья АО «Завод «Экран» осуществляет предпринимательскую деятельность, т.е. осуществляет на свой риск деятельность направленную на систематическое получение прибыли в данной ситуации от пользования имуществом и продажи товаров.

б) при поставке изготовленной продукции происходит распоряжение имуществом, т.е. продажи товаров.

в) при хранении денежных средств на р/сч в банке – в соответствии со ст. 128 КГ РФ деньги относятся к вещам. При хранении на р/сч осуществляются полномочия владения пользования, т.к. в соответствии со ст. 852 ГК РФ, если иной не предусмотрен договором банковского счета, то банк уплачивает клиенту проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента , т.е АО «Завод «Экран».

г) при эксплуатации оборудования – владеет и пользуется.

д) при выдаче заработной платы – распоряжается денежными средствами (принадлежащими), но данное обязательство регулируется ТК РФ, т.к в силу ст. 56 ТК РФ работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

е) при заключении договора аренды – завод распоряжается принадлежащим ему имуществом, т.к. передает во временное владение и пользование имущество за плату, что соответствует ст. 606 ГК РФ.

ж) при предъявлении иска в суде завод осуществляет свои гражданские права предусмотренные ст. 11, 12 ГК РФ, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ юридические лица являются участниками гражданского правоотношения.

Задача № 2

В областной газете акционерное общество «Возрождение» поместило объявление о том, что оно продает хозблоки гражданам за наличный расчет и организациям по безналичному расчету. Через неделю из соседнего города приехал Никонов купить один хозблок для дачи. Однако представитель общества «Возрождение» ему отказал, сказав, что все хозблоки распроданы. Никонов потребовал оплатить ему проезд в оба конца и возместить убытки в виде заработной платы за два дня, так как для поездки он получил отпуск без сохранения заработной платы.

1. Основательны ли требования Никонова?

2. Каковы условия наступления гражданско-правовой ответственности? Что следует понимать под убытками?

3. Что является основанием возникновения обязательств? Какие основания предусмотрены ГК РФ?

Что следует понимать под публичной офертой? Возникло ли обязательство?

Решение:

1. Под публичной офертой признается адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерения лица, сделавшего предложение считать себя заключить договор с адресатом, с которым было принято предложение. В соответствии с ч. 1 ст. 435 ГК РФ оферта должна содержать существенные условия договора в соответствии со ст. 437 ГК РФ под публичной офертой понимается содержащее все существенные условия договора предложения, из которых усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Поэтому обоснования требований Никонова зависит от:

а) содержало ли объявление в газете все существенные условия договора купли-продажи: наименование и количество товара, в соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора , либо из причинения вреда.

2. Непременным условием наступления гражданской правовой ответственности является совершение деликта. Под убытками в соответствии ст. 15 ГК РФ ч. 2 понимаются расходы, которые, лицу чье право было нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб..). Требования Никонова о возмещении убытков за 2 дня необоснованно, т.к. : а) он оформил отпуск за свой без сохранения заработной платы; б) заработная плата – это вознаграждение за труд, ст. 129 ТК РФ и иные выплаты, которые получает работник в связи с выполнением трудовой функции.

Требования возмещения убытков за проезд в оба конца будет зависеть от того, содержало ли объявление все существенные условия договора купли-продажи, если нет, то АО «Вознаграждение» ответственности не несет, т.к. в действиях Никонова не было осмотрительности.

Задача № 3

Федоров, находясь в гостях у своих родственников, увидел над фермой огонь. На своей машине «Вольво» он вместе со своим братом подъехали к горящей ферме и стали выгонять скот. В результате сильного ветра огонь перекинулся на служебное помещение и стал распространяться дальше, угрожая другим строениям. Федоров, желая предотвратить эти последствия, привязал трос к машине и стал тянуть. Здание развалилось, опасность возгорания других объектов была ликвидирована. Однако в процессе тушения пожара имущество обоих братьев существенно пострадало: обгорела одежда и обувь, была повреждена машина.

1. Какое обязательство возникло в этой ситуации?

2. Могут ли Федоровы обратиться в суд с требованием о возмещении ущерба, если сельхозпредприятие откажется его компенсировать в добровольном порядке?

Решение :

Федоров действовал в состоянии крайней необходимости, т.к. для устранения опасности, угрожающей другим строениям. Федоров разрушил здание ликвидировав опасность возгорания для других объектов.

Правоотношения возникшие в данной ситуации регулируются ст 10, 67 ГК РФ. В соответствии с комментируемой нормой суд может возложить обязанности к возмещению на сельхозпредприятие, в интересах которого действовал Федоров с учетом всех обстоятельств дела, но по общему правилу ответственность должен нести, а следовательно и возмещать убытки, виновник возникновения пожара.

Список используемой литературы

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С.56

2. Теория государства и права: Курс лекций. // Под. Ред. Н.И.Матузова, А.В., Малько. М., 1999. С. 138

3. Теория права и государства // Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С.102

4. Теория государства и права: Курс лекций. // Под. Ред. Н.И.Матузова, А.В. Малько. М., 1999. С. 141,142

5. Конституция Российской Федерации. Ст. 2.

6. Теория государства и права: Курс лекций. // Под. Ред. Н.И.Матузова, А.В., Малько. М., 1999. С.170

7. Бабурин С. Н. Правоведение. «Норма», 2003.- 592с.

8. Комаров С. А. Правоведение «Юристъ», 2003. 526с.

9. Трудовое право. Гленко Е.Н., Ковалев В.И. Вопросы и ответы. Москва. 2000 г.

10. Трудовой кодекс РФ

Скачать архив с текстом документа