2. Модель взаимодействия открытых систем Открытые системы и модель их взаимодействия. Эталонная модель взаимодействия открытых систем. Общая характеристика уровней эталонной модели. Понятия протокола
СОДЕРЖАНИЕ: Целью курса является введение в проблемную область управления телекоммуникационными сетями и компаниями отрасли «Информатизация и связь» Впроцессе преподавания курса решаются следующие задачи: анализ концепции построения системы управления сетями телекоммуникаций; анализ эталонной архитектуры бизнес-процессов телекоммуникационной компании; исследование подходов к построению информационных систем поддержки операционной деятельности телекоммуникационных компаний; изучение принципов интеграции различных компонент системы управленияВведение в управление ИНФОкоммуникациями
Кафедра систем телекоммуникаций, факультет физико-математических и естественных наук
Дисциплина по выбору студента
Трудоемкость – 4 кредита, 2 часа лекций и 2 часа лабораторных занятий в неделю
Цель курса
Целью курса является введение в проблемную область управления телекоммуникационными сетями и компаниями отрасли «Информатизация и связь»
В процессе преподавания курса решаются следующие задачи:
- анализ концепции построения системы управления сетями телекоммуникаций;
- анализ эталонной архитектуры бизнес-процессов телекоммуникационной компании;
- исследование подходов к построению информационных систем поддержки операционной деятельности телекоммуникационных компаний;
- изучение принципов интеграции различных компонент системы управления.
Содержание курса
Лекции
Тема 1. Принципы построения сетей телекоммуникаций и рынок услуг связи
Сети с коммутацией каналов и коммутацией пакетов. Мультисервисные сети. Услуги «Triple play». Основные организации по стандартизации в области телекоммуникаций. Тенденции развития рынка услуг телекоммуникаций и отрасли информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Тема 2. Модель взаимодействия открытых систем
Открытые системы и модель их взаимодействия. Эталонная модель взаимодействия открытых систем. Общая характеристика уровней эталонной модели. Понятия протокола и межуровневого интерфейса.
Тема 3. Концептуальная модель системы управления сетями ( TMN ).
Предпосылки и история создания системы TMN. Уровни логической архитектуры TMN. Требования к управлению сетями телекоммуникаций.
Тема 4. Современное поколение систем управления телекоммуникациями
Основные типы систем управления телекоммуникациями класса OSS/BSS. Инициативы TMForum в области стандартизации систем управления телекоммуникациями. Концепция NGOSS и ее компоненты. Понятие жизненного цикла. Карта приложений TAM и классификация функций систем OSS/BSS.
Тема 5. Эталонная архитектура бизнес-процессов телекоммуникационной компании
Концепция процессного подхода к управлению. Общие принципы построения карты бизнес-процессов телекоммуникационной компании (eTOM). Определения и терминология. Прикладное значение эталонной карты TMForum. Системы OSS и BSS на карте eTOM.
Тема 6. Уровневая декомпозиция эталонной карты бизнес-процессов.
Горизонтальные группировки процессов. Сквозные вертикальные группировки бизнес процессов. Три уровня декомпозиции карты бизнес процессов. Построение динамических процессов.
Тема 7. Информационная модель бизнес-процессов телекоммуникационной компании
Понятие информационной модели. Полнодоступная информационная модель данных SID, ее домены. Связь модели SID с картой eTOM. Принципы использования модели SID.
Тема 8. Детализация доменов модели SID
Основные базовые сущности. Домен «Общие бизнес-сущности» Сущности домена «Продукт», «Услуга», «Ресурс» модели SID. Их связь между собой.
Тема 9. Концептуальная модель интерфейсов взаимодействия B2B компании RosettaNet
Принципы построения модели и интерфейсов взаимодействия. Основные интерфейсы. Сценарии практического использования модели интерфейсов.
Тема 10. Библиотека ITIL и ее использование для управления информационными технологиями
История создания библиотеки ITIL, ее структура. Базовые процессы ITIL. Их организация и взаимодействие.
Тема 11. Управление качеством в телекоммуникациях
Проблемы управления качеством предоставления услуг. Сертификация качества в соответствии со стандартами семейства ISO 9000. Основные принципы использования соглашения об уровне обслуживания (SLA). Поддержка SLA в eTOM и ITIL.
Тема 12. Современные подходы к интеграции систем управления
Характеристика проблем интеграции. Понятие Web-сервисов. Архитектура SOA и ее использование. Понятие интеграционной шины.
Тема 13. Интеграция систем OSS / BSS в концепции NGOSS
Принципы интеграции компонентов программного обеспечения в соответствии с концепцией NGOSS. Технологически независимая архитектура TNA. Понятие контракта.
Тема 14. Управление электронным бизнесом
Понятие электронного бизнеса. Архитектура ebXML. Поддержка XML в моделях SID и RosettaNet.
Тема 15. Прикладные задачи управления телекоммуникационной компанией. Продуктовый каталог
Понятие продуктового портфеля. Построение информационной модели продуктового каталога. Методики управления продуктовым портфелем и особенности их использования в телекоммуникационной компанией.
Тема 16. Тенденции развития систем управления телекоммуникациями
Проекты Catalyst, OSS/J, Prosspero. Современное развитие концепций и систем интеграции.
Лабораторные занятия
Тема 1. Формальные языки описания бизнес-процессов
Нотация IDEF и ее использование для описания бизнес-процессов. Нотация языка BPMN. Использование языка BPMN для моделирования бизнес-процессов. Разработка примеров построения бизнес-процессов в нотациях IDEF и BPMN на основе карты eTOM.
Тема 2. Унифицированный язык моделирования UML
Введение в язык UML. Понятие классов и отношений. Типы диаграмм. Диаграммы классов, объектов, последовательности, состояний, деятельности. Использование нотации UML для моделирования бизнес-процессов и построения информационного моделирования. Разработка примеров в нотации UML на основе карты eTOM и модели SID.
Тема 3. Совместное использование концепций управления
Совместное использование карты eTOM и модели RosettaNet для моделирования взаимодействия телекоммуникационных компаний.
Тема 4. Построение процессов управления качеством
Построение на основе карты eTOM сквозных процессов управления качеством и их описание при помощи нотаций BPMN, UML.
Тема 5. Расширяемый язык разметки XML
Основы языка XML, его возможности. Синтаксис и правила создания XML-документов. Разработка примеров описания информационных структур моделей SID, RosettaNet на языке XML.
Тема 6. Разработка сквозных процессов управления продуктовым портфелем на основе карты eTOM
Разработка сквозных процессов управления продуктовым портфелем на основе карты eTOM, их описание с использованием нотаций BPMN и UML.
Темы рефератов для лабораторных занятий
1. Концепция TMN Международного союза электросвязи
2. Концепция NGOSS организации TMForum
3. Основные направления развития концепции NGOSS
4. Расширенная карта бизнес-процессов телекоммуникационной компанией и ее практическое использование
5. Принципы интеграции программных компонент согласно концепции NGOSS
6. Язык XML и его использование для организации электронного бизнеса
7. Модель взаимодействия RosettaNet
8. Информационное моделирование в телекоммуникациях
9. Библиотека ITIL и ее практическое использование в телекоммуникациях
10. Сервис-ориентированная архитектура и принципы ее использования
Темы контрольных работ
Промежуточный контроль знаний
Контрольная работа № 1.
Теоретические вопросы по темам
1. Назовите и кратко охарактеризуйте уровни архитектуры взаимодействия открытых систем
2. Перечислите основные международные организации, отвечающие за стандартизацию в области телекоммуникаций
3. Назовите и дайте краткую характеристику составным частям концепции NGOSS
4. Охарактеризуйте уровни логической архитектуры TMN
5. Перечислите основные типы систем класса OSS/BSS и кратко опишите их функции
6. Назовите и кратко опишите горизонтальные и вертикальные группировки первого уровня карты eTOM
Типовые задачи
1. Опишите при помощи нотации BPMN следующий процесс. В отдел обслуживания клиентов поступило сообщение от клиента о несогласии с суммой платежей за услуги связи. Из отдела обслуживания клиентов заявка была передана в отдел биллинга, где прошла сверка. Результаты сверки были переданы обратно в отдел обслуживания клиентов, который дал соответствующий ответ (согласие с претензией или отказ) клиенту. Примечание: использовать при необходимости условные переходы.
2. Опишите при помощи нотации UML следующий процесс. В отдел обслуживания клиентов поступила заявка о сбое в оказании услуги. Эта заявка была передана в отдел эксплуатации сети, где были проведены мероприятия по обнаружению и устранению неисправности. После устранения неисправности в отдел обслуживания клиентов было направлено соответствующее уведомление, которое затем было передано клиенту.
Итоговый контроль знаний
Контрольная работа № 2.
Теоретические вопросы по темам
1. Перечислите и кратко опишите домены модели SID
2. Дайте характеристику сущностям домена «Продукт»
3. Назовите и охарактеризуйте основные книги и процессы библиотеки ITIL
4. Опишите модель интерфейсов RosettaNet. Для чего она была разработана?
5. В чем состоит принцип использования интеграционной шины?
6. Назовите основные задачи проекта OSS/J
Типовые задачи
1. Опишите на языке XML класс «Пользователь», имеющий следующие атрибуты: «Имя» - текст, «Идентификатор» - целое, «Адрес» - текст.
2. Постройте в нотации UML модель следующих классов: Услуга «Доступ в Интернет» является клиентоориентированной, в нее включаются услуги «Доступ к локальной сети», «Почтовый сервер». Для получения услуги необходимо наличие компьютера с сетевой картой.
Литература
Обязательная:
1. Буч Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML . Руководство пользователя: Пер. с англ. – различные издания.
2. Гребешков А.Ю. Стандарты и технологии управления сетями связи. – М.: Эко-трендз, 2003. – 288 с.
3. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с.
4. Резникова Н.П. и др. Менеджмент в телекоммуникациях. – М.: Эко-трендз, 2005. – 392 с.
5. Таненбаум Э. Компьютерные сети (3 или 4 изд.) // Спб.: Изд-во «Питер», 2003
6. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы. Справочная книга // М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1996
Дополнительная:
1. Самуйлов К.Е, Кулябов Д.С. «Сети и системы телекоммуникаций». Учебно-методическое пособие. // М.: Изд-во РУДН, 2002
2. Савчук А.С., Самуйлов К.Е., Чукарин А.В. О стандартизации бизнес процессов для компаний отрасли связи // Электросвязь, №6, 2006. – С. 19 – 26.
3. Райли Д., Кринер М. NGOSS. Построение эффективных систем поддержки и эксплуатации сетей для оператора связи. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 192 с.
4. ИТ Сервис-менеджмент: введение. Под ред. М. Потоцкого, М. Григорьева. – М.: IT Expert, 2003. – 225 с.
5. Ньюкомер Э. Веб-сервисы. XML, WSDL, SOAP и UDDI. – С-Пб.: Издательский дом Питер, 2003. – 256 с.
6. Кох Р., Яновский Г.Г. Эволюция и конвергенция в электросвязи. – М.: Радио и связь, 2001.
7. Кучерявый А.Е., Цуприков А.Л. Сети связи следующего поколения. – М.: ФГУП ЦНИИС, 2006.
8. Фаулер М. UML. Основы. 3-е изд. – М.: Символ-Плюс, 2005. – 192 с.
9. М. Ротер, Д. Шук Учитесь видеть бизнес-процессы. - М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 144 с.
10. http://www.itu.int
11. http://www.tmforum.org
12. http://www.rosettanet.org
13. http://www.bpmi.org
14. http://www.ebxml.org
Программу составила
Серебренникова Наталья Валентиновна
кандидат физико-математических наук,
доцент,
кафедра систем телекоммуникаций,
факультет физико-математических и естественных наук