© 2006 «ы для журфаковцев» http :// journref. Narod. Ru факультет журналистики Научный стиль. Преподаватель: Клушина Н. И

СОДЕРЖАНИЕ: Зачем собственно нужно научный стиль? Его функциональное назначение состоит в том, чтобы обеспечить адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания. В текстах данного стиля находит свою реализацию функция

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

© 2006 «РЕФЕРАТЫ ДЛЯ ЖУРФАКОВЦЕВ»

HTTP://JOURNREF.NAROD.RU

Факультет журналистики.

реферат

Научный стиль.

Преподаватель: Клушина Н.И.

Работу выполнила студентка III курса

P4ela

Москва 2005

Теоретическая часть.

· Назначение

Зачем собственно нужно научный стиль? Его функциональное назначение состоит в том, чтобы обеспечить адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания. В текстах данного стиля находит свою реализацию функция.

В соответствие со своим назначением для научного стиля выработаны специфические способы обозначения понятий, формулирования мысли.

Научный стиль стремится к объективной, точной, логически строгой и стройной, целенаправленной передаче научной информации. В научных текстах отмечается устойчивая тенденция к оптимальной организации речевых средств при необходимой и достаточной информативности текста. Научному изложению присущ обобщенно-отвлеченный и подчеркнуто логический характер.

Главнейшей формой мышления в области науки оказывается понятие, а языковое воплощение динамики мышления выражается в суждениях и умозаключениях, следующих одно за другим; мысль здесь строго аргументирована, ход логических рассуждений особо акцентируется. Анализ и синтез тесно связаны, первый необходим для получения второго, ведь назначение науки – вскрывать закономерности. Отсюда обобщенный и абстрагированный характер мышления.

В.В. Виноградов в книге «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» пишет так: «Язык науки, будучи орудием создания понятий, формул, раскрывающих законы существования, развития, связей, взаимодействий и соотношений разных предметов, явлений мира и т.д., тяготе к речевым средствам, лишенным индивидуальной экспрессии, к знакам, обладающим признаками и свойствами всеобщей научно-логической принудительности, системной взаимосвязанности и абстрактной условности»[1] .

· Отличительные черты

Самыми общими специфическими чертами научного стиля, вытекающими из абстрактности (понятийности) и строгой логичности мышления являются отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность изложения. Они определяют в свою очередь другие более другие черты, а также специфику речевой системности научного стиля, значения и стилевые окраски употребительных здесь языковых единиц и также их частотность. Таким образом, можно назвать присущие научному стилю точность в передаче научной информации, информационную насыщенность, однозначность, аргументированность изложения, отсутствие образности, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость, строгость, не исключающие, однако, своеобразной экспрессивности.

Построение текста, рациональная организация изложения, актуализация речевых средств, способных оптимально выразить научное содержание, его аргументацию и прикладное назначение, применение, - все подчинено сверхзадаче: объективно, максимально точно (адекватно), обобщенно и вместе с тем внятно, логично, выразительно изложить новое знание, полноценно представить систему современного знания во всех его методологических, теоретических, научно-практических аспектах и осмыслениях.

Степень проявления этих черт зависит от жанра, темы, формы и ситуации общения, авторской индивидуальности и других факторов.

Научный стиль стремится к однозначности номинаций – обозначений понятий, явлений, предметов. Это достигается благодаря:

1. хорошо разработанной терминологии научной дисциплины

2. последовательно проводимому в научных текстах принципу количественной эквивалентности, когда отдельные элементы содержания называются каждый раз при помощи лишь одного наименования[2] .

Для научного изложения также характерны строгая композиционная структура доказательства, описания, отработанные модели дефиниций[3] .

Так, сложилось несколько моделей дефиниции:

1. Существительное в именительном падеже вместе с тире. Или «это, есть, это есть» и именительный предикативный (сказуемое), как правило распространяемый причастным оборотом или придаточным определительным (Пример. Конденсация – это переход вещества из газообразного состояния в жидкое).

2. Существительное в творительном падеже + «называется» + существительное в именительном падеже или именное словосочетание (безличное, реже – обобщенно личное). Пример: Биссектрисой называется прямая, делящая угол между двумя прямыми пополам.

3. Перевернутый вариант: существительное в именительном падеже – определяющая (дефинирующая) часть + причастный оборот (или придаточное с «который») +» называется» + существительное в творительном падеже (реже в именительном падеже) – определяемая часть. Пример: Сладкий углевод, наиболее часто встречающийся в природе, который относится к моносахаридам, называется глюкозой.

В лексическом составе дефиниций представлены термины, так называемая общенаучная лексика и «книжная» лексика.

Научному стилю присущ композиционный блок «дефиниция, затем комментарий». Действительно, мы часто встречаем такую особенность в учебных и научно-популярных текстах. Комментарий дефиниции подготовляется читателя к восприятию, пониманию, усвоению определения понятия или разъясняет его по частям.

· Подстили

Обычно называют подстили научный (т.е. собственно научный, академический) и научно-учебный, научно-деловой и научно популярный. Действительно, не всегда можно в тексте найти все приметы научного (чистого) стиля, однако при этом вполне может быть их достаточное количество. Так, как же? Поэтому и наряду с академическим подстилем существуют и другие.

Итак, рассмотрим.

Собственно научный подстиль характеризуется строгим академическим изложением, ориентированным на специалистов. Предполагается логическая стройность, система аргументации, систематизация научных фактов и явлений, максимальная информативность, насыщенность известными и новыми для науки данными. Также учитывается, что описание новых технологий предполагает ввод новых терминов.

Подъязыки, входящие в состав собственно научного стиля, представляют собой привычные для специалистов наборы главным образом лексико-фразеологических средств (специальная терминология, терминологические сочетания, профессиональные обороты речи) и некоторых синтаксических структур с определенным стабильным лексическим наполнением. Например, в математике определенные композиционно-речевые блоки схем формулировки теорем, лемм, доказательств. Подъязыки разделяют в соответствие с наукой на точные, естественные, гуманитарные. Может также быть и выделение частных подъязыков: филологического, медико-биологического и т.д.

Основные жанры собственно научного подстиля- монография и статья в научном журнале.

Научно-учебный подстиль. Как уже понятно из его названия, он служит для целей «учебы», т.е. ориентирован на подготовку будущих специалистов, поэтому в речевой структуре текстов учебной литературы наряду с развернутой системой аргументации, которая здесь имеет иную направленность (обоснование уже известного в науке), существенную роль играют:

1. систематизация материала

2. развернутые дефиниции понятий

3. приемы презентации вводимых понятий и обучающего комментария дефиниций, а также терминов, новых для учащихся.

Т.е. важным предполагается научить, объяснить. Необходимо, чтобы вводимый в текст термин был разъяснен точно и достаточно полно для понимания и ясности изложения в целом. Так, может быть комментарий-приложение и более развернутый комментарий понятия.

В научно-учебном подстиле речевые средства логического подчеркивания актуализированы в гораздо большей степени, чем в собственно научном подстиле, поскольку активизация внимания читателя, направленная организация его мысленной работы чрезвычайно важны в процессе обучения.

Где мы встретим этот подстиль? Конечно, в учебниках, учебных статьях.

Научно-деловой подстиль. Как следует из названия, представлен, например, в патентных описаниях, реферативных изданиях, в разного рода аннотациях. Текст предельно насыщен информацией, изложение лаконично, способ изложения – систематизирующий. С этим связана актуализация рубрикации и перечисленных конструкций с однородными членами предложения. Активны также бессоюзные сложные предложения.

Аннотация – краткая, содержательно емкая характеристика печатного текста, его тематики. Аннотация отвечает на вопрос, о чем говорится в книге (брошюре, монографии, статье).

Реферат представляет собой оптимально сжатое и вместе с тем понятное (и рационально сжатое) изложение основного содержания первичного документа (или нескольких источников). Реферат выполняет ряд функций: информативная, поисковая, индикативная, справочная, сигнальная (в процессе межведомственного и международного обмена информацией).

В то же время данный текст также является рефератом, и его можно считать примером. Но ведь здесь функция также учебная. Следовательно, относится к научно-учебному подстилю. Функции текста иногда очень сложно однозначно выделить, да и подстили также могут взаимопроникать на уровне одного текста.

Интересно отметить, что иногда в классификации подстилей появляется вместо научно-делового технический подстиль. «Технический стиль обслуживает разнообразные технические описания (аппаратов, приборов, устройств»[4] . Возможно, все же оба подстиля стоит относить к научному стилю.

В научно-популярном подстиле изложение рассчитано на передачу уже известной научной информации неспециалистам. Здесь исключительную роль играют способы популяризации научных знаний, приемы изложения, предполагающие включение в текст разнообразных средств выразительности, вплоть до художественно-беллетристических, лишь бы доходчиво, понятно (при полной научной достоверности и при соблюдении адекватности описания научных понятий и явлений) передать читателю-неспециалисту информацию из соответствующей области знаний.

  • Синтаксис научного стиля.

Именно в синтаксисе выражает логичность и обобщенно-отвлеченный характер стиля.

Итак, что мы можем отметить.

Среди простых предложений преобладают распространенные; в структуре простых предложений активны полупредикативные образования (причастные и деепричастные обороты, значит, и обособления), а также вводные слова, вводные и вставные конструкции.

Также среди простых предложений мы увидим неопределенно-личные, безличные и обобщенно-личные. Определенно – личные здесь, конечно, не актуальны, т.к. научный стиль стремится к неличной манере изложения, к фактическому устранению субъекта речи как активного деятеля.

В научном стиле пассивные конструкции явно преобладают над активными, т.к. в научном тексте стремятся показать не субъект действия, а само действие, изложение стремится к объективности и обобщенности.

Также достаточно много конструкций с отглагольными существительными.

Теперь относительно особенностей сложного предложения в научном тексте.

В научном стиле отмечается явное преобладание сложноподчиненных предложений над сложносочиненными. Это объясняется тем, что первые выражают причинные, условные, следственные, временные отношения (что, безусловно, очень важно для научного изложения).

В предложениях часто встречаются деепричастные и причастные обороты, вставные конструкции. Также достаточно много вводных слов, различного рода речевые обороты, фразы активизируют внимание читателя, помогают ему систематизировать излагаемый материал, следить за изложением автора.

Относительно словосочетаний можно сказать следующее: на первый план выдвинуты субстантивные именные сочетания. Широко распространено употребление родительного падежа – до 46%[5] . Соответственно очень активны и словосочетания с родительным приименным. Также обращают на себя внимание многокомпонентные словосочетания, поскольку они возникли и возникают вследствие присущей научному анализу дифференциации понятий.

  • Морфология научного стиля

Функционирование морфологических категорий (как и категорий других уровней) в научном стиле подчинено реализации функционального назначения этого стиля.

Морфологию характеризуют следующие черты:

1. Основную смысловую нагрузку в тексте несут существительные, что обусловлено номинативным (именным) характером научного изложения. Глаголы выступают по преимуществу структурным элементом, соединяющим понятия, обозначающим действие, состояние. Подтверждением доминирующей роли существительных в научном стиле служит тот факт, что основная масса терминов – существительные.

2. Тенденция к обобщенности в представлении объекта исследования, описания и тенденция к выражению целостности предмета изложения приводят к тому, что существительные, обозначающие единичные считаемые предметы, почти всегда употребляются в единственном числе. В тоже время для научного стиля характерно употребление вещественных и абстрактных существительных во множественном числе.

3. В научном стиле широко представлены существительные среднего рода на -ние, -ство, -тие, субстантивированные прилагательные на –ое и –ее.

4. Глаголы, как уже отмечено в первом пункте, выступают в качестве структурного компонента для соединения понятий: нечто состоит из, составляет…, называется…

5. Личные формы глагола ограничены третьим лицом; на первом плане – настоящее неактуальное; весьма активны причастия, особенно страдательные, употребительны возвратные глаголы.

6. Очень часто употребляется несовершенный вид, поскольку его формы имеют более абстрактные значения, чем формы совершенного вида.

· Лексика научного стиля

Говоря о лексике, следует сразу сказать о терминологии, потому что она одна из наиболее ярких особенностей научного стиля. Языком цифр: по подсчетам специалистов, в лингвистических, физико-математических, медико-биологических текстах среди знаменательных слов термины составляют 70-79%[6] .

Речевую базу научного стиля составляет лексика общеупотребительная или общелитературная. Она служит источником образования новых терминологических единиц.

Если говорить о нетерминологической лексике, то можно отметить, что здесь представлены слова из книжной речи: общекнижная, общенаучная, официальная (частично).Лексика эмоционально окрашенная, с ярко выраженной экспрессивной окраской, а также лексика разговорная научному стилю не свойственна.

Вот некоторые особенности применения общеупотребительных слов:

1. Интересно, что активны слова и связки, которые в других стилях встречаются сравнительно редко.

2. Многозначные слова часто употребляются в своих редких значениях, неупотребляемых в других стилях.

3. Некоторые слова в научном тексте могут обретать дополнительное прочтение.

4. Также модифицируются синонимические отношения общеупотребительного слова (во многом из-за расширения его значений).

5. В текстах научного стиля распространено такое своеобразное явление, как многократное употребление одних и тех же слов, прежде всего терминов.

И в заключении

…хотелось бы отметить, что в последнее время значимость научного стиля возрастает. Это выражается и в популяризации научных текстов, в повышении их общественного авторитета (науке сейчас верят), в существенном увеличении научных текстов в общей массе литературных текстов (как следствие первых пунктов). Наука развивается, наука интересна, люди учатся, требуются справки и информация, а следовательно нужен и особый язык, чтобы, грамотно и четко все это выразить…

Список использованной литературы.

Практическая стилистика русского языка. Розенталь Д.Э. –М.: Высшая школа, 1987

Стилистика и литературное редактирование. Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004

Стилистика современного русского языка и культура речи. Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. –М.: Academia, 2002

Стилистика русского языка. Кожина М.Н. – М.: Просвещение, 1977

Формирование содержания и синтаксис художественного текста. Синтаксис и стилистика. Кожевникова К. – М.: Высшая школа, 1976

Язык научно-технической литературы. Митрофанова О.Д.- М.: Наука, 1973

Практическая часть

Изотропия, изотропность (от изо... и греч. trpos — поворот, направление), одинаковость физических свойств среды по всем направлениям (в противоположность анизотропии). Все газы, жидкости и твёрдые тела в аморфном состоянии изотропны по всем физическим свойствам. У кристаллов большинство физических свойств анизотропно. Однако чем выше симметрия кристалла, тем более изотропны его свойства. Так, у высокосимметричных кристаллов (алмаз, германий, каменная соль) упругость, прочность, электрооптические свойства анизотропны, но показатель преломления света, электропроводность, коэффициент теплового расширения и т. д. — изотропны (в менее симметричных кристаллах эти свойства также анизотропны; см. Кристаллофизика, Кристаллы).

Однородные поликристаллы обычно изотропны в отношении всех свойств, если рассматривать их свойства в объёме, значительно большем, чем величина зерна.

(взято из словарной статьи)

В настоящее время существует приблизительно 400 пород домашних собак. Остановимся коротко на некоторых из них. Как считают, догообразные собаки происходят от тибетского дога - чёрного, лохматого и массивного. Монгольская овчарка - просто его современная разновидность (в СНГ она встречается в Бурятии и ближайших к ней районах до Восточного Казахстана). А среднеазиатские и кавказские овчарки - прямые потомки тибетского дога.

Ассиро-вавилонские «доги» под названием эпирских собак, или молоссов, были завезены в Древнюю Грецию и Рим, где тоже использовались как боевые псы. В средние века их потомки - булленбейцеры и бэрэнбенцеры (быкоборцы и медведеборцы) - заслужили большую славу не на полях сражений, а в схватках с медведями и быками. Травильные были собаки. От них и происходит мастиф, или английский дог, - древнейшая из современных догообразных собак.

Мастиф - мощное животное: рост в холке - 70 см и больше, вес - 90 и больше килограммов. Рекорд по этой части принадлежит мастифу по кличке Айкама Зобра из Лондона. Он весил 144,66 кг, высота в холке - 88,7 см. Однажды его хозяин, уезжая из дома, отдал пса на время своему родственнику, который раскормил собаку так, что мастиф стал весить 153,5 кг. Более тяжёлых собак никогда на свете не было.

(из реферата по породам собак)

Кот Шрёдингера

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Кот Шрёдингера (кошка Шрёдингера) — герой кажущегося парадоксальным мысленного эксперимента, предложенного Э. Шрёдингером, когда он хотел показать неполноту квантовой механики при переходе от субатомных систем к макроскопическим.

Эксперимент заключается в следующем:

В закрытый ящик помещён кот . В ящике имеется механизм, содержащий радиоактивное ядро и ёмкость с ядовитым газом. Параметры эксперимента подобраны так, что вероятность того, что ядро распадётся за 1 час, составляет 50%. Если ядро распадается, оно приводит механизм в действие, он открывает ёмкость с газом и кот умирает. Согласно квантовой механике, если над ядром не производится наблюдения, то его состояние описывается суперпозицией (смешением) двух состояний — распавшегося ядра и нераспавшегося ядра, следовательно, кот, сидящий в ящике, и жив, и мёртв одновременно. Если же ящик открыть, то экспериментатор обязан увидеть только какое-нибудь одно конкретное состояния — «ядро распалось, кот мёртв» или «ядро не распалось, кот жив».

До тех пор пока для исследований Венеры использовались только оптические телескопы, удавалось измерить лишь верхнюю границу радиуса плотного облачного покрова, закрывающего поверхность Венеры. Появление радиоинтерференционных методов позволило (поскольку облака прозрачны для электромагнитных волн радиодиапазона) перейти к исследованию ее твердой поверхности. Еще более точные данные были получены, когда Венера оказалась в пределах досягаемости космических аппаратов (советских, серий Венера, и американских, серий Маринер и Пионер-Венера). Наиболее точное значение среднего радиуса твердой поверхности, найденное к настоящему времени при помощи радиовысотометрических и траекторных измерений, составляет 6051,5 ± 0,1 км. Радиус верхней границы облаков - около 6120 км.

Фигура планеты близка к сферической. Более точно она может быть представлена трехосным эллипсоидом, у которого полярное сжатие на два порядка меньше, чем у Земли. В экваториальной плоскости полуоси эллипсоида равны 6052,02 ± 0,1 км и 6050,99 ± 0,14 км; полярная полуось равна 6051, 54 ± 0,1 км.

Центр масс планеты смещен по отношению к ее геометрическому центру на 430 ± 120 м. Объем твердой части Венеры составляет 0,859 объема Земли. Ускорение свободного падения вблизи твердой поверхности на экваторе Венеры достигает 8,6 м/с2.

Поверхность Венеры преимущественно (на 90%) равнинная, хотя обнаружены три возвышенных области. Одна из них представляет собой огромное вулканическое плато (архипелаг Иштар), сравнимое по размерам с Австралией. Высочайшая вершина - гора Максвелл - вздымается здесь на высоту 12 км. Перепад высот вдоль экватора примерно 5 км. Низшая точка на поверхности находится на глубине 2,5 км от среднего уровня.

(Сайт по астрономии http://www.astrolab.ru/cgi-bin/manager2.cgi?id=2num=75)


[1] Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.- Наука, 1963

[2] Кожевникова К. Формирование содержания и синтаксис художественного текста. Синтаксис и стилистика. – М.: Высшая школа, 1976

[3] Дефиниция –определение научного понятия - один из центральных компонентов композиции научного текста, особенно текстов учебной и научно-популярной литературы. Дефиниция имеет более или менее стабильное синтаксико-лексическое наполнение, т.е. синтаксическое строение и лексический состав. (Стилистика и литературное редактирование. Под ред. В.И. Максимова. –М.: Гардарики, 2004)

Дефиниция - (от лат. definitio), краткое определение какого-либо понятия. БСЭ.М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001

[4] Стилистика современного русского языка и культура речи. Г.Я. Солганик, Т.С. Дроняева. –М.: Academia, 2002

[5] Стилистика и литературное редактирование. Под ред. В.И. Максимова. –М.: Гардарики, 2004

[6] Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы.- М.: Наука, 1973

Скачать архив с текстом документа