№3. Основные международные организации, участвующие в торгово-таможенном регулировании вэд
СОДЕРЖАНИЕ: Лекция №3. Основные международные организации, участвующие в торгово-таможенном регулировании ВЭД. 1. Всемирная торговая организация. 2. Всемирная таможенная организация.Лекция №3. Основные международные организации, участвующие в торгово-таможенном регулировании ВЭД.
1. Всемирная торговая организация.
2. Всемирная таможенная организация.
1. Всемирная торговая организация.
Таможенные отношения России тесно связаны с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО) — важнейшего международного института, разрабатывающего правила и методы тарифного и нетарифного регулирования ВЭД. Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария). Создана она была в результате многосторонних торговых переговоров, проводившихся в период 1986—1994 гг. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле — ГАТТ (GENERAL AGREEMENT ON TARIFFS AND TRADE 1994 — GATT 1994) и получивших название Уругвайского раунда. В переговорах принимали участие представители более 120 государств. По завершении переговоров 15 апреля 1994 г. в г. Марракеше, Марокко, был подписан Заключительный акт, открывший путь для подписания Соглашения об учреждении ВТО (AGREEMENT ESTABLISHING THE WORLD TRADE ORGANIZATION).
Главной задачей- ВТО является либерализация международной торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении количественных и других нетарифных барьеров в торговле.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т. д.
Как международно-правовой инструмент Генеральное соглашение, например, состоит из свода принципов и правил, включенных в основной текст, вместе с приложениями и списками тарифных уступок, дополнительных решений и протоколов, отдельных решений и договоренностей.
Основными функциями ВТО являются:
- организация выполнения и применения всех соглашений Уругвайского раунда, а также других документов, переговоры по которым и подписание которых состоятся в будущем;
- организация переговоров между членами ВТО по вопросам, относящимся к уже подписанным соглашениям, а также и по более широкому кругу проблем, по которым Конференцией на уровне министров будут приняты соответствующие решения;
- обеспечение рассмотрения споров и конфликтных ситуаций между членами ВТО;
- обеспечение составления периодических обзоров торговой политики стран-членов ВТО.
Одно из ключевых положений статуса ВТО, как уже отмечалось, заключается в том, что страны-участницы должны осуществлять защиту своей экономики только с помощью мер таможенной политики. Уровень таможенного обложения должен постепенно снижаться путем взаимных переговоров, и сниженные таким путем ставки пошлин должны быть связаны (консолидированы) против их нового увеличения* в будущем. Уровни тарифных ставок, согласованные в ходе переговоров или предложенные странам другим путем, перечисляются в перечнях (списках) тарифных уступок. Каждая страна-член ВТО имеет свои национальные перечни уступок и обязуется не вводить тарифные ставки и другие сборы выше уровня, указанного в перечнях. Ставки пошлин, указанные в перечнях, получили название «связанных» (консолидированных) ставок. Страна-член ВТО может получить возможность поднять связанную ставку пошлины. Для этого она должна вновь вступить в переговоры с другими странами, в переговорах с которыми эта ставка была согласована, а также с главными странами-поставщиками товара, ставка пошлины на который должна быть изменена. Предполагается, что в таких переговорах страна, ищущая возможности поднять ставку пошлины, должна предложить равноценную тарифную уступку по другому товару. Это соответствует основному принципу, на базе которого страны-участницы ведут тарифные переговоры,— принципу взаимных уступок и взаимной выгоды. Это означает, что любая страна, стремящаяся улучшить доступ своих товаров на рынки других стран и добивающаяся снижения их тарифных ставок, должна быть готова сделать тарифные уступки на взаимной основе в тех областях, в которых эти страны их добиваются.
За почти полувековую историю ГАТТ сложилась техника и методика тарифных переговоров, а также система взаимных тарифных уступок. Все это полностью перешло в ВТО и стало одной из ее основных функций. Переговоры о взаимном снижении таможенных пошлин могут носить двусторонний, групповой или многосторонний характер.
В первом случае страны попарно ведут переговоры о взаимном снижении пошлин на конкретные товары, перечисленные в списках тарифных уступок. Достигнутые результаты распространяются на остальные страны на базе режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Многосторонние переговоры охватывают всех участников, и их результаты распространяются сразу же на все участвующие страны. Обычно многосторонние переговоры касаются более общих вопросов. Так, в Токийском и Уругвайском раундах на многосторонних переговорах был согласован коэффициент снижения пошлин, а на групповых и двусторонних переговорах определены товары (для каждой страны), на которые распространяется снижение пошлин, и конкретный уровень снижения на отдельные товары, на которые общий коэффициент снижения не распространяется.
В случае двусторонних и групповых переговоров возникает проблема неконтролируемого распространения результатов тарифных переговоров на все страны, связанные РНБ. В этом случае какая-либо из этих стран, а не первоначальные участники переговоров, может получить основную выгоду от тарифных уступок, согласованных на двустороннем или групповом уровнях. Опасение этого привело к появлению так называемого «правила главного поставщика» (principal supplier rule), смысл которого заключается в следующем: двусторонние переговоры о тарифных уступках по импорту конкретного товара ведутся только со стороной, которая является главным поставщиком этого товара (или потенциально может им стать), достигнутая договоренность затем распространяется на другие страны на основе PHБ.
С самого начала в рамках ГАТТ в практике тарифных переговоров фигурирует термин «тарифные уступки» (commitments). Под уступками имеются в виду два главных метода: первый — снижение ставок пошлин, второй — обязательство не повышать пошлины (связывание пошлин — binding). Причем связывание пошлин считается не менее важным обязательством, чем их снижение. Страна, вступая в тарифные переговоры, вносит свои предложения в виде перечня товарных позиций и ставок пошлин.
Таможенные отношения в области тарифного регулирования. Тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций.
Основные из них из них: определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости, которые нашли свое отражение в ходе рассмотрения и согласования со статьями ВТО.
Вопрос о происхождении товаров (Статья IX. Отметки о происхождении), связано с возрастающим числом и усложнением преференциальных торговых соглашений, требующих подтверждения права на получение соответствующих льгот.
Устанавливая (§ 1) к товарам стран-членов ГАТТ режим наибольшего благоприятствования в отношении требований, предъявляемых к маркировке, ст. IX содержит и целый ряд конкретных указаний, направленных против усложнения формальностей, связанных с отметками о происхождении. В частности, наложение требуемых отметок о происхождении должно, при практической возможности, осуществляться в момент ввоза (§ 3). Законы импортирующей страны в отношении маркировки не должны вызывать серьезного повреждения товаров или значительного снижения их ценности, а также неразумного увеличения стоимости (§ 4). Как правило, не должны налагаться специальные пошлины или штрафы за несоблюдение правил маркировки (§ 5) .
Система определения таможенной стоимости включает в себя: Кодекс по таможенной стоимости ВТО/ГАТТ; соглашение о выполнении статьи VII ГАТТ-1994 (г. Марракеш, 15.04.94) по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и методические положения ГТК РФ.
Статья VII ГАТТ касается оценки товаров для целей взимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы определения таможенной стоимости товаров и говорит, что таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на базе фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения.
Таможенные отношения в рамках нетарифного регулирования. «Под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля для регулирования внешней торговли, за исключением таможенных пошлин. К этой категории обычно относятся различные меры финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, как сознательно направленные на регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование), так и предназначенные для других целей воздействия на внешнюю торговлю (например, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные ограничения). В связи с недостаточностью проработки данной проблемы, отсутствием единого понятия, а также с таким огромным количеством разнонаправленных мер необходима четкая система управления ими в таможенном деле.
2. Всемирная таможенная организация.
Важную роль в международных таможенных отношениях играют взаимодействия России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС).
В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результатом их работы явилось подписание 15 декабря 1950 г. в Брюсселе двух конвенций — Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран, вступившая в силу 4 ноября 1952 г.
Правовая база деятельности СТС: Внутренний регламент, Финансовый регламент, Положение о секретариате, определяющее статус персонала и ежегодные размеры взносов в бюджет организации.
Задачами СТС являются :
а) изучение вопросов сотрудничества государств в области таможенного дела;
б) оценка технических факторов и экономических аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур;
в) подготовка конвенций и дополнений к ним;
г) сбор информации, касающейся таможенных процедур;
д) обеспечение государств-членов необходимой информацией;
е) разрешение споров между государствами по таможенным вопросам;
ж) сотрудничество с другими международными организациями.
В октябре 1994 года СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО) и в настоящее время насчитывает 143 страны. Глобальная задача ВТО — содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования. Для реализации этой задачи на современном этапе членами ВТО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления деятельности организации на 1996—2000 гг., и утверждена Программа реформ и модернизации таможни, которая призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления путем активизации потенциальных возможностей, совершенствования методов управления, укрепления организационной структуры и внедрения современных таможенных технологий .
В своей работе ВТО/СТС использует региональный подход. Все государства-члены делятся на региональные группы: Америка и Карибский бассейн, Европа, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Западная и Центральная Африка, Восточная и Южная Африка, Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по представлению Политической комиссии. Задача каждой группы — проведение линии ВТО по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов ВТО, их разъяснение, привлечение новых членов).
Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами ВТО.
ВТО активно решает вопросы организации конкретного взаимодействия между странами в области борьбы с контрабандой (в первую очередь — наркотиков).
ВТО приняла множество документов, регулирующих различные направления внешней торговли. Среди них — Кодекс стандартных требований к документации 1952 г., Конвенция об упрощении и унификации таможенных процедур, Конвенция 1961 г. о запрещении незаконной торговли наркотическими средствами, в рамках которой был создан Комитет по контролю над наркотиками, Конвенция 1977 г. о сотрудничестве в борьбе с НТП, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1974 г., Конвенция о взаимном административном содействии в предупреждении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Россия присоединилась в 1994 г. к Приложению X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ»), которая помимо общих мер взаимопомощи предусматривает конкретные меры по борьбе с контрабандой наркотических и психотропных веществ, а также произведений искусства, антиквариата и другой культурной собственности.
В рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам.
Основными целями создания ВТО были провозглашены: обеспечение высокого уровня согласованности и единообразия таможенных систем стран-участниц, взаимодействие таможенных органов; развитие и улучшение технических средств контроля и таможенного законодательства; совершенствование организации и управления таможенными органами стран-членов ВТО .
Для достижения поставленных целей Всемирная таможенная организация на современном этапе:
• принимает различные рекомендации, которые упрощают и унифицируют таможенные процедуры;
• разрабатывает конвенции и другие документы;
• осуществляет посреднические и примирительные мероприятия в случае возникновения споров и разногласий;
• изучает вопросы сотрудничества в таможенной области;
• исследует технические аспекты таможенной системы;
• распространяет информацию о таможенных процедурах;
• сотрудничает с другими международными организациями. Несмотря на то, что решения ВТО носят рекомендательный характер, эта организация обладает большими правами и привилегиями, имеет собственный бюджет, хорошо организованную структуру управления. Благодаря этому ВТО играет одну из главных ролей в международных отношениях.