№3 Сатиры А. Д. Кантемира
СОДЕРЖАНИЕ: Формы и приемы сатиры: словесный портрет, саморазоблачительные монологи, ирония3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ[1]
Раздел 2. Литература 30 - 50 годов.
Тема № 3 Сатиры А.Д. Кантемира .
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Определить особенности идейно-тематического содержания сатир
- Определить художественные особенности сатир
Основные вопросы к теме :
1. Стихотворная сатира: из теории и истории жанра (по книге Г.В. Москвичевой)
2. Причины обращения Кантемира к жанру сатиры. Судьба сатир Кантемира.
3. Анализ 1 сатиры «К уму своему. На хулящих учение»:
3.1. Композиция. Двойное заглавие. Личность автора. Система образов.
3.2. Формы и приемы сатиры: словесный портрет, саморазоблачительные монологи, ирония.
3.3 Силлабический стих. Инверсия. Перенос. Афористичность стиля. Фольклорные элементы. Ориентация на просторечие.
4. Основные положения II и VII сатир Кантемира. Просветительские идеалы Кантемира.
5. Предисловие к сатирам и авторские примечания Кантемира.
6. Сопоставительный анализ статей Белинского и Жуковского о Кантемире.
Методические рекомендации :
Прочитайте биографию Кантемира (хрестоматия В. Западова). Составьте выборочные конспекты статей Белинского и Жуковского. Составьте план 1 сатиры, выпишите к плану цитаты. Подготовьтесь к чтению сатир Кантемира, выучите наизусть отрывок (по выбору).
Литература:
1. Указанные разделы в хрестоматиях и учебных пособиях.
2. Белинский В.Г. Кантемир (любое издание).
3. Жуковский В.А. О русской сатире и сатирах Кантемира (любое издание).
4. Москвичева Г.В. Русский классицизм.- М.,1986. С.96 - 102
Тема 2. Оды М.В. Ломоносова
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей од Ломоносова
Основные вопросы к теме :
1. Ода: из теории и истории жанра (по книге Г.В. Москвичевой).
2. Ода в творчестве Ломоносова. Причины обращения к жанру оды. Похвальная ода Ломоносова в оценках Радищева и Пушкина.
3. Ода Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» (построение оды, ее проблематика, программный характер, просветительский пафос). Ломоносов - создатель жанра «программной оды», «оды-рекомендации».
4. Структурные элементы оды Ломоносова (тропы, образы античной мифологии, лексика, поэтический синтаксис, звукопись, строфика, метрика). Приведите примеры.
5. Оды Ломоносова в оценках литературоведов XX века: споры, концепции.
Методические рекомендации :
Составьте план и выпишите примеры, необходимые для анализа оды Ломоносова 1747 года. Подготовьте выразительное чтение произведений Ломоносова и чтение наизусть (см. программу). Составьте (выборочно) конспект книг Г.В. Москвичевой и А.В. Западова.
Литература:
1. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий.
2. Ломоносов М.В. Сочинения. - М., 1987. Или любое издание.
3. Радищев А.Н. Слово о Ломоносове. В кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (любое издание).
4. Пушкин А.С. О литературе (любое издание).
5. Москвичева Г.В. Русский классицизм.- М, 1986. С. 20-23, 27-28, 38-41.
6. Западов А.В. В глубине строки. О мастерстве читателя. - М., 1975. Гл. 1. «Умение прочитать оду».
7. Западов А.В. Поэты XVIII века. - М., 1979. Раздел «М.В.Ломоносов».
К разделу 3. Классицизм в русской литературе
Тема 3 : Сатирические журналы Н.И. Новикова
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Выявление специфических особенностей развития сатиры в «век Екатерины»
- Определить суть полемики в журнальной сатире
- Изучить основные произведения из сатирических журналов Новикова
Основные вопросы к теме :
1. Журнал Трутень
· Полемика о сатире с журналом Всякая всячина .
· Рецепты
· Копии с отписок (три документа)
2. Журнал Живописец
· Письма Фалалею (два письма от отца Трифона Панкратьевича,
· одно - от дяди Ермолая Терентьевича, одно - от матери Акулины
· Сидоровны).
· Отрывок путешествия в *И *Т.
Методические рекомендации :
Прочитайте указанные разделы хрестоматий и учебных пособий. Подготовьтесь к тематическому контролю. Составьте развернутый план семинара (не менее пяти пунктов с подпунктами на листе формата А-4) с указанием литературы (автор, название, выходные данные, разделы, страницы) и заданий. Выполните одно из ваших заданий и выступите по одному из вопросов вашего плана.
Литература :
1. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий
2. Добролюбов Н.А. Русская сатира екатерининского времени // Собр. соч. В 9 т. - М., 1962.
3. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.-Л.,1952. Гл. 4
4. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. - М, 1964. Гл. «Всякая всячина» и ее внуки».
5. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. Гл. 7.
6. Сатирические журналы Н.И.Новикова. - М.-Л., 1951
Тема
4
: Комедия Д.И. Фонвизина Недоросль
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- выявление новаторства драматурга
- определение идейно-художественного своеобразия пьес
Основные вопросы к теме :
1. Литературная комедия: из теории и истории жанра (по книге Г.В.
Москвичевой).
2. Комментарий к названию комедии. Характеристика действующих лиц комедии (говорящие имена).
3. Любовная интрига и общественный конфликт, их развитие в комедии (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, постпозиция).
4. Группировка персонажей, место каждой группы в комедии.
5. Социальный пафос комедии. Создание характера Простаковой (сцены,
факты биографии, отношение автора и других персонажей).
6. Политическая сатира Фонвизина. Характеристика Стародума: биография, взгляды, речь.
7. Недоросль в оценках литературоведов XX века: научные споры,
концепции.
Методические рекомендации :
Внимательно прочитайте текст комедии, определите элементы сюжета с указанием явлений и актов, кратко изложите развитие любовной интриги (борьба за Софью) и общественного конфликта. Соотнесите слова и поступки героев комедии с их фамилиями, выпишите примеры, необходимые для характеристики персонажей.
Литература:
1. Текст комедии и разделы учебных пособий.
2. Пигарёв К. Творчество Фонвизина. - М., 1954. Гл. «Недоросль»
3. Москвичева Г В. Русский классицизм - М, 1986. С 113-129.
4. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М, 1969 Гл.5 5 Исакович И.В. «Бригадир» и « Недоросль» Фонвизина. - Л., 1973.
Тема 5 : «Фелица» Г.Р. Державина
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Охарактеризовать основные этапы эволюции жанра оды в русской литературе 18 века
- Раскрыть новаторство и мастерство Державина
Основные вопросы к теме :
1. Прочитайте произведения «Признание» и «Памятник», соотнесите их с одой «Фелица»
2. История создания и опубликования оды. Сказочный сюжет и восточный колорит «Фелицы». Тема Фелицы в дальнейшем творчестве Державина.
3. Композиция оды и ее проблематика. Функция контраста в создании образа идеального монарха.
4. Эволюция оды в творчестве Державина, нарушение поэтом нормативных установок классицизма (иерархия жанров и стиля). Привести примеры
5. Сравните оду «Фелица» с одой Ломоносова 1747 года, выявите общие черты и черты различия. Опишите одическое «Я» Ломоносова и Державина.
6. Державин как теоретик жанра оды.
7. Поэзия Державина в оценках Пушкина, Белинского, литературоведов XX века.
Методические рекомендации :
Прочитайте внимательно текст оды Державина, авторские комментарии к ней и материалы автобиографии поэта. Составьте план и выпишите примеры, необходимые для анализа оды. Подготовьте выразительное чтение и чтение наизусть, Напишите реферат по книге В.Ходасевича «Державин», выделив в большей степени творчество поэта, чем биографию.
Литература :
1. Державин Г.Р. Сочинения. - М., 1985.
2. Державин Г.Р. Стихотворения. - М., 1981.
3. Державин Г.Р. «Объяснения на сочинения Державина...», «Записки...», «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде».
4. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий.
5. Белинский В.Г. Сочинения Державина (любое издание).
6. Пушкин А.С. О литературе (любое издание).
7. Ходасевич В. Державин. – М., 1988.
8. Западов А.В. Поэты XVIII века. - М., 1979. Раздел «Г.Р.Державин»
9. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. Гл. IX.
Тема 6 : «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (часть 1)
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы
- Раскрыть идейное содержание книги Радищева.
Основные вопросы к теме :
1. История создания и опубликования книги.
2. Эпиграф и посвящение «А.М.К.» как структурно значимые элементы книги (по кн. Кулаковой Л., Западова В.).
3. Проблематика книги и система образов.
4. Идейное содержание «Путешествия». Анализ глав:
4.1. София. Любани. Чудово. Спасская по лесть.
4.2 Зайцово. Крестьцы. Едрово.
4.3 Медное. Тверь. Городня. Пешки.
4.4. «Слово о Ломоносове», его связь с общим замыслом книги.
5. Диалогическая природа текста книги. Особенности языка и стиля писателя.
Привести примеры.
Методические рекомендации :
Познакомьтесь с историей создания и опубликования книги Радищева. Перечитайте полный текст «Путешествия» и дайте письменный тематический комментарий к книге по главам. Подготовьтесь к текстовому контролю.
Литература:
1. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (любое издание).
2. Кулакова Л.И. Западов В.А «. Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. - Л., 1974.
3. Бегунов Ю. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. – М., 1983.
Тема 7 : «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (часть 2)
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы
- Раскрыть суть дискуссионных проблем изучения творчества Радищева.
Основные вопросы к теме :
1. Дискуссионные проблемы изучение книги А.Н. Радищева:
1.1 Проблема композиции
1.2. Проблема соотношения автора и повествователя.
1.3 Проблема творческого метода.
2. Книга Радищева в контексте творчества писателя:
2.1. Проза - «Беседа о том, что есть сын отечества». «Житие Федора Васильевича Ушакова». «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». «Дневник одной недели».
2.2. Поэзия - «Вольность». «Ты хочешь знать...». «Журавли». «Осьмнадцатое столетие».
3. Литературно-эстетическая позиция Радищева («Путешествие...»,«Памятник дактилохореическому витязю»).
4. А.Н. Радищев в оценках А.С. Пушкина.
Методические рекомендации :
Познакомьтесь с биографией Радищева, составьте хронологическую схему жизни и творчества писателя, особо выделив 1790 год.
Литература :
1. Указанные разделы учебных пособий и хрестоматий.
2 Радищев А.Н. Стихотворения. - М., 1975.
3 Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. Гл. X.
4. Орлов П. А. Русский сентиментализм. – М., 1977.
5. Пушкин А.С. О литературе (любое издание)
Тема 8 : Проза Н.М. Карамзина
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Общая характеристика жизни и этапов творчества Карамзина.
- Рассмотреть Карамзина как теоретика и писателя русского сентиментализма.
Основные вопросы к теме :
1. «Письма русского путешественника» Карамзина:
1.1 История создания и опубликования. Жанр.
1.2 Европа в изображении писателя.
1.3 Приемы повествования. Образ путешественника.
1.4 Проблемы изучения книги.
2 Просветительская проблематика очерка «Фрол Силин, благодетельный
человек»
3 Анализ повести «Наталья, боярская дочь» (по кн. Федорова В.И. и Орлова
П.А.)
4 Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Выделите приемы романтической поэтики.
5 Неоклассицизм в прозе Карамзина («Марфа Посадница, или Покорение Новгорода). Тема новгородской республики в русской литературе
6 Карамзин – историограф
Методические рекомендации :
Познакомьтесь с книгой Карамзина «Письма русского путешественника», подберите иллюстративный материал для характеристики европейских стран по следующей схеме: национальный характер, политическое устройство государства, природный ландшафт, культура. Подготовьтесь к текстовому контролю (вопросы 2 - 5).
Литература:
1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника (любое издание)
2. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий
3. Орлов П.А. Русский сентиментализм – М., 1977
4. Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979. С.94 – 117
Тема 9 : «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?».
- Определить черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».
Основные вопросы к теме :
1. Поэтика заглавия повести. Ономастика Карамзина (имя персонажа)
2. Истоки повести. Карамзин и Руссо
3. Новый принцип в изображении чувства в повести Карамзина. Функция портрета, жеста, детали. Линия Лизы в повести
4. Новый принцип в изображении характера. Линия Эраста в повести
5. Психологическая функция пейзажа. Приведите примеры
6. Личностное начало в сентиментализме. Поэтика диалога. Роль авторских отступлений. Автор и читатель.
7. Анализ элементов «карамзинского слога» в повести
8. Особенности русской сентиментальной повести
Методические рекомендации :
Составьте хронологию жизни и творчества Карамзина. Сделайте выписки из повести «Бедная Лиза» и научной литературы, необходимые для анализа произведения.
Литература:
1 Карамзин Н. М. «Бедная Лиза» (научное издание)
2 Указанные разделы учебных пособий
3 Орлов П. А. Русский сентиментализм – М., 1977
4 Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть - М., 1979
5 Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
//Язык писателей XVIII века – Л., 1981
Тема 10: Литературно-теоретические манифесты русских писателей 18 в.
Форма проведения : практическое занятие
Цель занятия :
- Определить основные каноны классицизма
- Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?».
- Определить основные черты «просветительского реализма»
Основные вопросы к теме :
1 «Эпистола о стихотворстве» Сумарокова - эстетический кодекс русского классицизма. Сравните с трактатом Н.Буало «О поэтическом искусстве» (общие черты и черты различия).
2 Жанры русского классицизма. Приведите примеры. Классицистические пародии И. А. Крылова («Каиб», «Подщипа»).
3 Статья Н.М. Карамзина «Что нужно автору?» - манифест русского
4 сентиментализма.
5 Жанры русского сентиментализма. Приведите примеры.
6 Дискуссия о «просветительском реализме» в литературоведении.
Методические рекомендации :
Повторите материал по классицизму и сентиментализму. Изложите письменно содержание «Эпистолы о стихотворстве Сумарокова». Подберите иллюстративный материал к жанрам русского классицизма и сентиментализма с кратким комментарием. Составьте конспект статьи Карамзина «Что нужно автору?», подтвердите материал статьи примерами.
Литература:
1 Сумароков А. П. Эпистола о стихотворстве (хрестоматия)
2 Карамзин Н. М. Что нужно автору? (хрестоматия)
3 Москвичева Г. В. Русский классицизм – М., 1986
4 Крылов И. А. Каиб. Подщипа. (хрестоматия)
5 Орлов П.А. Русский сентиментализм - М.,1977
6 Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979
[1] Учебным планом практические занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП