Адамович Георгий Викторович
СОДЕРЖАНИЕ: Биография и творческий путь.Г. В. Адамович родился в Москве. Его отец, поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем — генерал-майором. Учился Адамович во 2-й Московской гимназии, затем в 1-й Петербургской. В 1910 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1914 — 1915 годах Адамович познакомился с поэтами-акмеистами, а в 1916 — 1917 годах стал одним из руководителей второго Цеха поэтов. В 1916 г. вышел первый поэтический сборник Адамовича Облака, отмеченный легко узнаваемыми к тому времени чертами акмеистической поэтики. Детально прописанный пейзаж, по преимуществу зимний и осенний, интерьер служат фоном, который оттеняет душевное состояние лирического героя. Критики отмечали особенную зоркость к обыденной жизни, свойственную поэту. Однако зрительные образы не являются для Адамовича самоцелью, для него важнее поиск эмоционально-напряженного содержания. Предельный лиризм — природное свойство таланта Адамовича. На эту особенность его поэтического дарования обратил внимание Н. С. Гумилев, рецензируя первый сборник поэта. ...Он не любит холодного великолепия эпических образов, — замечал критик, — он ищет лирического к ним отношения и для этого стремится увидеть их просветленными страданием... Этот звук дребезжащей струны лучшее, что есть в стихах Адамовича, и самое самостоятельное. Лирика поэта стремится к классической завершенности формы, но в ней, элегичной по своему характеру, всегда остается момент недосказанности и намеренной открытости.
Критики относили Адамовича к лирикам строго субъективным и своей субъективностью ограниченным. Коллизии общественной жизни как бы не затрагивают поэта: погруженный в круг литературных и мифологических реминисценций, он словно отстранен от тревог мира, хотя живет ими. Поэт знает невыдуманную душевную боль, и его поэзии близки муки совести И. Ф. Анненского.
После революции Адамович участвовал в деятельности третьего Цеха поэтов, активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете Жизнь искусства, переводил Ш. Бодлера, Ж. М. Эредиа. В 1922 г. вышел сборник Адамовича Чистилище, написанный в форме своеобразного лирического дневника. В его стихах усиливаются рефлексия и самоанализ, возрастает функциональная роль цитаты. Чужое слово не просто вплетается в ткань слова, а становится структурообразующим началом: многие стихотворения Адамовича строятся как парафраз известных фольклорных и литературных произведений (Слово о полку Игореве, Плач Гудрун, Роман о Тристане и Изольде, городские романсы). Его нервный эмоциональный стих не чужд патетики, особенно, когда поэт обращается к высоким жанрам, как правило, к древнегреческому и средневековому западноевропейскому эпосу.
Адамович осознавал себя поэтом Времени. Он чувствовал себя современником разных эпох, сохраняя тем не менее собственную позицию вненаходимости — дистанцию, отделяющую его, поэта XX в., от условного мифологического хронотопа. Мифологическое прошлое культуры переживается поэтом как реальная история, он отождествляет себя с древнегреческим Орфеем, и тоска припоминания становится контрапунктом его лирики.
В 1923 г. Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик он выступает в журнале Современные записки, газете Последние новости, затем в Звене и Числах, постепенно приобретая репутацию первого критика эмиграции. Стихов он пишет мало, но тем не менее именно ему эмигрантская поэзия обязана появлением так называемой парижской ноты — предельно искреннего выражения своей душевной боли, правды без прикрас. Поэзия призвана быть дневником человеческих печалей и переживаний. Она должна отказаться от формального эксперимента и стать безыскусственной, ибо язык не в состоянии выразить всю глубину жизни духа и неисчерпаемую таинственность повседневной жизни. Искание правды становится пафосом поэзии Адамовича эмигрантского периода. Его путь русский мыслитель Г. П. Федотов назвал аскетическим странничеством. В 1939 г. выходит сборник стихов Адамовича На Западе, свидетельствующий об изменении творческой манеры художника. Поэтика его по-прежнему цитатна, однако развитие этого принципа идет по линии философского углубления. По мнению рецензента П. М. Бицилли, назвавшего книгу Адамовича философским диалогом, своеобразие поэта проявляется именно в особой диалогичности разнообразных ладов: то это прямые, хотя и отрывочные цитаты из Пушкина, Лермонтова, то использование чужих образов, звучаний, речевого строя, причем иногда так, что в одном стихотворении осуществляется со-гласие двух или нескольких ,,голосов. Этот подчеркнутый полифонизм связан у Адамовича с декларируемым им стремлением к ясности и простоте. Свое поэтическое кредо Адамович формулировал следующим образом: В поэзии должно как в острие сойтись все то важнейшее, что одушевляет человека. Поэзия в далеком сиянии своем должна стать чудотворным делом, как мечта должна стать правдой. И в своем поэтическом творчестве позднего периода Адамович стремился к постоянному одухотворению бытия.
В начале второй мировой войны Адамович записывается добровольцем во французскую армию. После войны сотрудничает в газете Новое русское слово. Сочувственное отношение к Советской России приводит его к разладу с определенными кругами эмиграции. Последний сборник Адамовича Единство вышел в 1967 г. Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь, любовь, смерть, одиночество, изгнанничество. Тема смерти и тема любви объединяют стихотворения сборника и объясняют его название. Уход в метафизические проблемы не означал отказа от прекрасной ясности и простоты. Адамович по-своему, как заметил поэт и критик Ю. П. Иваск, продолжал акмеизм. Он постоянно ощущал форму — плоть стиха, поэтическое бытие слова. Отвечая на им же самим поставленный вопрос — какими должны быть стихи? — Адамович писал: Чтобы все было понятно, и только в щели смысла врывался пронизывающий трансцендентальный ветерок... К этой творческой сверхзадаче и стремился поэт:
Найти слова, которых в мире нет,
Быть безразличным к образу и краске,
Чтоб вспыхнул белый безначальный свет,
А не фонарик на грошовом масле.