Административная ответственность 13
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Понятие, правовые основы и основные черты административной ответственности Административная ответственность — это разновидность юридической ответственности, которая определяет нормами права обязанность и готовность лица претерпеть нравственные, физические и материальные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.
1. Понятие, правовые основы и основные черты административной ответственности
Административная ответственность — это разновидность юридической ответственности, которая определяет нормами права обязанность и готовность лица претерпеть нравственные, физические и материальные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.
Законодательной основой административной ответственности . является Конституция РФ, законодательство об административных правонарушениях, включающее в себя КоАП РФ и законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
Основные черты административной ответственности включают общие, присущие юридической ответственности и особенные.
Общие черты:
• прямая связь с государственным принуждением;
• основанием наступления является совершение противоправного деяния;
• правонарушитель испытывает отрицательные последствия;
• осуществление государственного принуждения сочетается с моральным осуждением виновного.
Особенные черты административной ответственности:
• основание административной ответственности — только административное правонарушение;
• субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица;
• широкий круг субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
• виды административной ответственности регламентированы административным законодательством;
• применение мер административной ответственности не влечет судимости или увольнения с работы, например, в случаях, определенных дисциплинарной ответственностью;
• субъектами административной ответственности являются лица, организационно не подчиненные субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях;
• мера, выносимая за административное правонарушение, является административным наказанием, основная цель которого -профилактика правонарушений.
Особенности административной ответственности представляется целесообразным рассмотреть, сопоставляя ее с иными видами юридической ответственности — уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной.
Прежде всего обратимся к источникам правового регулирования. Административная ответственность устанавливается федеральным законом (КоАП РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В то же время уголовная ответственность предусматривается исключительно федеральным законом (УК РФ); гражданско-правовая ответственность — федеральным законом (ГК РФ), а также заключаемыми сторонами договорами в соответствии с ним; дисциплинарная ответственность — федеральными законами (федеральным законом «О государственной гражданской службе», ТрК РФ и другими актами), а также принимаемыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами (положениями, дисциплинарными ставами и др.).
Рассмотрим меры ответственности. К специфическим видам административных наказаний относятся предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В свою очередь, в У К РФ предусмотрены такие уголовные наказания, акт, например, обязательные работы/лишение свободы (на определенный срок или пожизненно); в ГК РФ — ответственность в виде уплаты неустойки и возмещения убытков. Что касается дисциплинарной ответственности, то, скажем, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, понижения в должности, снижения в специальном звании на одну ступень.
Остановимся и на вопросе о том, кто является субъектом правоприменения. К административной ответственности уполномочены извлекать как представители судебной власти (судьи), так и должностные лица органов государственного управления (к ним относятся прежде всего различные категории должностных лиц органов исполнительной власти, их учреждений и структурных подразделений). В то же время меры уголовной и гражданско-правовой ответственности могут изменяться исключительно в судебном порядке, а применение мер дисциплинарной ответственности является прерогативой представителей органов государственного управления.
Можно привести и иные примеры, характеризующие институт ад-мистративной ответственности. Так, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, то характерно и для гражданско-правовой ответственности, в то время как уголовная и дисциплинарная ответственности предусмотрены только в отношении физических лиц. Следует иметь в виду, что административная ответственность настает только за виновное деяние. В отличие от этого в определенных случаях лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности и при отсутствии вины.
Определенное сходство между административной и дисциплинарной ответственностью заключается в том, что к ответственности могут быть привлечены лица за правонарушения, связанные со служебной деятельностью, включая ответственность должностных лиц, причем объектами правоприменения достаточно часто являются также должностные лица. Однако в отличие от дисциплинарной административная ответственность устанавливается за правонарушения, последствия которых выходят за рамки внутрислужебных отношений, а субъектами правоприменения являются должностные лица, с которыми нарушители не находятся в служебном подчинении.
Некоторое сходство между административной и уголовной ответственностью проявляется в том, что отдельные уголовно наказуемые деяния и административные правонарушения различаются, прежде всего наступившими последствиями (в виде разной степени тяжести вреда здоровью человека или размера причиненного материального ущерба). Однако это отличие имеет принципиальный характер, что выражается не только в различных мерах уголовной и административной ответственности, но и в юридических последствиях привлечения к ответственности. Так, административная наказанность, по общему правилу, является отягчающим ответственность обстоятельством при совершении однородного правонарушения, а уголовная судимость учитывается при признании рецидива преступлений и при назначении наказания.
2. Правонарушение как основание административной ответственности
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности и представляет собой виновное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.
При анализе различных административных правонарушений традиционно используется термин «состав правонарушения». Под составом правонарушения понимается совокупность юридических признаков, характеризующих тот или иной деликт. Состав правонарушения -представляет собой совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект административного правонарушения — то, на что оно посягает, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права и охраняемые законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ в наиболее общем виде к таким объектам относятся общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, в сфере обеспечения установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности и др.
Применительно к отдельному правонарушению его объект конкретизируется. Например, нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5 КоАП РФ) посягает на избирательные права граждан; уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17) — на собственность; самоуправство (ст. 19.1) — на порядок управления.
Объективная сторона административного правонарушения харак- тезирует внешние проявления противоправного деяния, включая способ и условия его совершения, наступившие последствия и т.п. Как уже говорилось ранее, противоправное деяние может быть осуществлено путем действия или бездействия. В качестве примеров подобных действий можно привести незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью ~| либо народной медициной (ст. 6.2 КоАП РФ), управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9), и др. Что касается административно наказуемого бездействия, то к нему относятся, например, неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10), неис- полнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25) и др.
Последствия совершения противоправного деяния, будучи преду- смотренными правовой нормой, выступают в качестве так называемого квалифицирующего признака состава правонарушения. Примером тому может служить нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ).
Субъектом административного правонарушения является совер- шившее его лицо. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо, причем независимо от того, является ли оно гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом либо иностранным гражданином, лицом без гражданства или иностранным юридическим лицом.
Наряду с этим среди физических лиц выделяются так называемые специальные субъекты. К ним прежде всего относятся должностные лица (осуществляющие функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и т.п.), которые, как и юридические лица, подлежат ответственности в тех случаях, когда это специально предусмотрено законом.
В качестве примеров можно привести нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 КоАП РФ), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15) и иные административные правонарушения, влекущие привлечение к ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц.
В тех случаях, когда юридические лица или должностные лица специально не указаны в правовой норме, к административной ответственности привлекаются граждане. Имеются в виду, например, повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18) и др.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям, т.е. представляет собой вину, которая имеет две формы.
Умышленная форма вины заключается в том, что лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ).
В качестве примеров можно привести умышленное невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2).
Неосторожная форма вины заключается в том, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).
Характерными примерами подобных правонарушений является небрежное хранение материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшее их утрату (ст. 7.26 КоАП РФ), небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату (ст. 21.7 КоАП РФ).
В ряде случаев правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Следует иметь в виду, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих норм и правил, но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ).
3. Субъекты административной ответственности
В предыдущем параграфе была дана краткая характеристика лиц, являющихся субъектами административных правонарушений. Данный параграф посвящен рассмотрению вопроса о том, какие лица подлежат привлечению к административной ответственности.
Как уже говорилось ранее, данные лица делятся на две принципиально отличающиеся группы — физические и юридические лица.
Среди физических лиц общими субъектами являются вменяемые граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста (ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ). К ним относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку они подлежат ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП РФ).
При этом следует иметь в виду, что при определенных условиях не-^ которые категории физических лиц не подлежат административной ответственности на общих основаниях либо освобождаются от нее. Например, установлен особый порядок привлечения к административной ответственности судей; не могут быть привлечены к ответственности -i депутаты за совершение административного правонарушения в связи с i;. осуществлением собственно депутатской деятельности. Что касается иностранных граждан, то имеются в виду лица, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами (ст. 2.6).
Кроме того, некоторые категории физических лиц привлекаются к административной ответственности лишь за совершение определенных видов административных правонарушений. Поэтому правомерно выделить их в отдельную группу — особых субъектов.
Это — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов). Они несут административеную ответственность на общих основаниях за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения и некоторые другие правонарушения. В иных случаях ответственность наступает в соответствии с дисциплинарными уставами или специальными положениями о дисциплине. К перечисленным лицам также не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и административный штраф (ст. 2.5 КоАП РФ).
Ограничения подобного рода касаются и иных лиц. Так, конфискация охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию (ст. 3.7 КоАП РФ). Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп (ст. 3.9).
Следует также иметь в виду, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).
Специальными субъектами являются лица, специально указанные в правовой норме. Например, родители или иные законные представители несовершеннолетних несут административную ответственность за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).
Основную группу специальных субъектов представляют собой должностные лица, которые привлекаются к ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 под должностным лицом понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, т.е. наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, которое выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Кроме того, следует иметь в виду, что совершившие правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица (примечание к ст. 2.4).
Как правило, в правовых нормах в качестве субъектов ответственности фигурируют должностные лица в целом. Это имеет место, например, в случае нарушения правил лесопользования (ст. 8.25 КоАП РФ), нарушения правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст. 11.16) и в других случаях.
Однако иногда ответственности подлежат конкретные категории должностных лиц. Так, за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственного технического осмотра, наказываются должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 12.31 КоАП РФ).
Можно привести и иной пример, касающийся назначения такого наказания, как дисквалификация. Она может быть применена только к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим (ст. 3.11 КоАП РФ).
Юридические лица также должны быть отнесены к специальным субъектам, поскольку они подлежат административной ответственности за совершение правонарушений только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ст. 2.10 КоАП РФ).
Кодексом специально оговорено, какое юридическое лицо привлекается к ответственности при осуществлении его реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида) (ст. 2.10).
Иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП РФ).
4. Виды административных правонарушений
Классификация административных правонарушений может быть проведена по различным основаниям.
Прежде всего необходимо учитывать наличие различных источников правового регулирования. Как говорилось ранее, административная ответственность устанавливается КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что Особенной частью Кодекса об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 1.3).
В качестве соответствующих примеров следует привести нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП РФ), управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3), заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13).
Что касается соответствующих законов субъектов .РФ, то можно упомянуть о Законе г. Москвы от 12 июля 2002 г. «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве», которым установлена ответственность за совершение в ночное время таких правонарушений, как использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, других громкоговорящих устройств на повышенной громкости, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли — киосках, павильонах, лотках; использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей; производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ, повлекших нарушение покоя граждан и тишины, и др.
Административные правонарушения можно объединить в различные группы, имеющие один и тот же основной объект (предмет) посягательства. Именно по этому признаку и сформированы главы Особенной части КоАП РФ.
Таким образом, выделяются административные правонарушения, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП РФ), посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), в области охраны собственности (гл. 7), в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8), в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9), в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10), на транспорте (гл. 11), в области дорожного движения (гл. 12), в области связи и информации (гл. 13), в области предпринимательской деятельности (гл. 14), в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16), посягающие на институты государственной власти (гл. 17), в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (гл. 18), против порядка управления (гл. 19), посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20), в области воинского учета (гл. 21).
Административные правонарушения можно классифицировать и по субъектам административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица и юридические лица.
Например, нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя влечет ответственность как граждан, так и должностных лиц (ст. 5.6 КоАП РФ); нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности — ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц (ст. 5.9).
Ранее говорилось, что административные правонарушения можно различать по форме вины. Так, встречаются умышленные правонарушения, например, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ); правонарушения, совершенные по неосторожности, например небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату данного удостоверения (паспорта) (ст. 19.16).
В ряде случаев лицо привлекается к ответственности независимо от того, было совершено правонарушение умышленно или по неосторожности. Это касается, например, нарушения требований по рациональному использованию недр (ст. 8:10 КоАП РФ), нарушения правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах (ст. 11.10), несоблюдение сроков подачи таможенной декларации (ст. 16.12).
5. Административные наказания
Административное наказание представляет собой меру ответственности, установленную государством за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых деликтов как самим нарушителем, так и иными лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
Предусмотрено восемь видов административных наказаний. Остановимся на краткой характеристике каждого вида административного наказания.
Предупреждение — это официальное порицание физического Или юридического лица. Оно выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). В основном оно применяется к лицам, совершившим незначительные административные правонарушения. В качестве примера можно привести курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения (ст. 11.17 КоАП РФ).
Следует отличать предупреждение от устного замечания, которое выносится в случае освобождения лица от административной ответственности при малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Административный штраф является денежным взысканием. Он применяется наиболее часто и выражается в величине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда; 2) стоимости предмета административного правонарушения; 3) сумме неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо иной специально предусмотренной сумме денежных средств, валютной выручки, стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, либо сумме неуплаченного административного штрафа (ст. 3.5 КоАП РФ). В качестве соответствующих примеров можно привести следующие составы правонарушений:
1) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения на должностных лиц налагается административный штраф в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 6.6 КоАП РФ);
2) за мелкое хищение имущества предусмотрен административный штраф в размере до трехкратной стоимости похищенного (ст. 7.27 КоАП РФ);
3) осуществление незаконных валютных операций влечет наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Размер налагаемого штрафа определяется следующим образом. Если штраф исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ), то минимальный размер штрафа — 1 /10 МРОТ; максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, — 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1000 МРОТ. В исключительных случаях (например, за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе) максимальный размер налагаемого штрафа на должностных лиц — 200 МРОТ, на юридических лиц - 5000 МРОТ. Если штраф исчисляется исходя из стоимости предмета правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо иной специально предусмотренной суммы денежных средств, валютной выручки, стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, то его максимальный размер — трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или |||. стоимости (ст. 3.5 КоАП РФ).
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой их принудительное изъятие и последующую реализацию с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета (ст. 3.6 КоАП РФ). В качестве примера можно привести возмездное изъятие оружия и патронов к нему за нарушение гражданами правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8).
Применение этого наказания имеет ограничение: возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником .средств к существованию (ст. 3.6 КоАП РФ).
Конфискация орудия совершения или предмета административного ^^правонарушения заключается в безвозмездном обращении в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ). Примером может служить конфискация оружия и патронов к нему за стрельбу из оружия в не отведенных для % этого местах (ст. 20.13).
Применение конфискации имеет такое же ограничение, которое установлено для возмездного изъятия.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, устанавливается за грубое и систематическое нарушение порядка Пользования этим правом (ст. 3.8 КоАП РФ). Так, лишение права управления судном установлено за управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9).
Минимальный срок лишения специального права составляет один месяц, а максимальный — два года (ст. 3.8 КоАП РФ).
Применение данного вида наказания также имеет некоторые ограничения. Например, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется им в связи с инвалидностью (за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения и др.). Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых она является основным законным источником средств к существованию (ст. 3.8 КоАП РФ).
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 КоАП РФ). Он устанавливается и налагается лишь в исключительных случаях, например за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП РФ).
Максимальный срок административного ареста — 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).
Применение административного ареста, как указывалось ранее, имеет определенные ограничения: он не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп (ст. 3.9 КоАП РФ).
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — контролируемый самостоятельный выезд указанных граждан и лиц из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
Данный вид наказания применяется, например, за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (ст. 18.4 КоАП РФ), за нарушение режима пребывания в России (ст. 18.8).
Административное выдворение следует отличать от депортации, являющейся мерой административного пресечения, т.е. от принудительной высылки из Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в случае прекращения законных оснований для проживания или пребывания на территории России.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управлять юридическим лицом в иных случаях. Она применяется к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функ ции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к 1 лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация назначается за такие правонарушения, как, например, фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП «РФ), ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21). Кодекс об административных правонарушениях предусматривает жраювные и дополнительные административные наказания. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и «меняться только в качестве основных наказаний. В то же время возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний (ст. 3.3 КоАП РФ).
Законами субъектов РФ могут устанавливаться наказания только в иде предупреждения и административного штрафа (ст. 3.2 КоАП Ф).
Необходимо учитывать, что к юридическим лицам могут примяться следующие административные наказания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация (ст. 3.2). Это достаточно очевидно, поскольку остальные виды наказаний по своему содержанию могут быть применены лишь к физическим лицам.
6. Назначение административного наказания
Назначение административного наказания осуществляется в соот-ветствии с правилами, установленными КоАП РФ.
Общие правила назначения административного наказания сформулированы в ст. 4.1 КоАП. Они включают следующие положения.
Во-первых, административное наказание назначается в пределах, остановленных законом, предусматривающим ответственность за свершенное правонарушение. Это означает, что при выборе вида и меры оказания следует строго руководствоваться санкцией соответствующей правовой нормы.
Во-вторых, административное наказание назначается в соответствии с требованиями Кодекса. Имеются в виду нормативные предписания касающиеся прежде всего порядка осуществления деятельности по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также по пересмотру вынесенных постановлений и решений (эти вопросы будут освещены в следующей главе).
В-третьих, при назначении административного наказания должны учитываться различные обстоятельства. К ним относятся характер совершенного правонарушения (способ его совершения, тяжесть наступивших последствий и т.д.), обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность.
Применительно к физическому лицу учитываются также личность виновного и его имущественное положение. Применительно к юридическому лицу учитывается его имущественное и финансовое положение.
Следует обратить внимание на то, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было подвергнуто наказанию (ст. 4.1 КоАП РФ).
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся следующие: 1) раскаяние лица, совершившего правонарушение; 2) добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; 3) предотвращение этим лицом вредных последствий совершенного нарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 4) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 5) совершение нарушения несовершеннолетним; 6) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Кроме того, субъекты, рассматривающие дело о правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ), следовательно, перечень таких обстоятельств является открытым.
Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, напротив, является закрытым. В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться какие-либо иные, кроме нижеперечисленных: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц о его прекращении; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за предыдущее нарушение лицо продолжает считаться административно наказанным; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение правонарушения группой лиц; 5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в со стоянии опьянения (в зависимости от характера совершенного нарушения это обстоятельство может не признаваться отягчающим) (ст. 4.3 КоАП РФ).
При назначении административных наказаний за совершение лицом нескольких правонарушений необходимо иметь в виду следующее. По общему правилу, наказание назначается за каждое совершенное нарушение. Однако, если лицо совершило одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса РФ об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту (судье, органу, должностному лицу), то наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого наказания. При этом могут быть назначены дополнительные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Давность привлечения к административной ответственности, т.е. в срок, в течение которого может быть назначено наказание, устанавливается в ст. 4.5 КоАП РФ. Общий срок для вынесения постановления по делу составляет два месяца со дня совершения правонарушения, а специальный срок, касающийся некоторых категорий правонарушений (нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и др.), в том числе правонарушения, влекущие применение наказания в виде дисквалификации, равен одному году.
Существуют и два исключения из установленного правила. При длящемся правонарушении вышеуказанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения нарушения. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения данные сроки начинают исчисляться со дня принятия соответствующего решения.
Если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу, о рассмотрении дела по месту его жительства, срок давности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства до момента поступления материалов дела к субъекту, уполномоченному его рассматривать (ст. 4.5 КоАП РФ).
Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (т.е. является административно наказанным), уста-новлен следующим образом: в течение одного года со дня окончания испо-лнения постановления о назначении данного наказания (ст. 4.6 КоАП РФ). День окончания исполнения вынесенного постановления определяется исходя из содержания наказания (полная выплата суммы наложенного штрафа, окончание отбывания административного ареста и т.п.). Таким образом, в ст. 4.6 предусмотрено окончание течения срока административной наказанности лица. Началом течения данного срока является вступление постановления в законную силу (ст. 31.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания могут возникнуть вопросы о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. По общему правилу, эти вопросы рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства. Существует одно исключение: при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба судья вправе одновременно с назначением наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (ст. 4.7 КоАП РФ).
7. Субъекты, уполномоченные назначать административные наказания
Перечень субъектов, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, установлен в ст. 22.1 КоАП РФ. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, уполномочены рассматривать различные категории субъектов, перечень которых содержится в гл. 23 КоАП (ст. 23.1- 23.65).
Ведущее место среди указанных субъектов занимают судьи (ст. 23.1). Дела, отнесенные к юрисдикции судей, распределяются между мировыми судьями (наиболее значительная часть дел), судьями районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов.
Необходимо учесть, что такие административные наказания, как возмездное изъятие, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, могут быть назначены только судьями (ст. 3.6—3.10 КоАП РФ). Административное выдворение, по общему правилу, также назначается судьями, а в случае совершения правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами пограничной службы (ст. 3.10).
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав включают районные (городские), районные в городах комиссии, которые создаются при администрации соответствующих органов местного самоуправления. Они рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними либо иными лицами в отношении самих несовершеннолетних (например, вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ — ст. 6.10 КоАП РФ).
Следует иметь в виду, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правомочны с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о совершившем правонарушение лице в возрасте от 16 до 18 лет освободить его от административной ответственности с применением меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).
Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иныегосударственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными ^правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, представляют собой самую многочисленную группу субъектов, уполномоченных назначать административные наказания.
К федеральным органам исполнительной власти, их структурным подразделениям и территориальным органам, уполномоченным рас сматривать дела об административных правонарушениях, относятся, например, налоговые органы, органы, ответственные за исполнение фе-Федерального бюджета, таможенные органы (ст. 23.5,23.7, 23.8 КоАП РФ) и другие органы, перечисленные в гл. 23 КоАП РФ. В качестве соответ- ствующих учреждений выступают учреждения уголовно-исполнительных системы и учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.4, 23.54). К иным государственным органам, уполномоченным назначать административные наказания, относятся, в частности, пограничные войска (ст. 23.10 КоАП).
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 22.2 •КоАП РФ от имени указанных органов дела об административных
право-нарушениях, предусмотренных Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, которые определены в
ст. 23.3-23.65.
В этот перечень входят руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти и их учреждений, а также их заместители. К ним относятся, например, руководитель федеральной налоговой службы, руководитель федеральной таможенной службы, а также их заместители (ст. 23.5,23.8); начальники исправительных учреждений, начальники таможен и их заместители (ст. 23.4, 23.8).
В указанный перечень входят руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также их заместители. К ним, в частности, относятся начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, а также их заместители (ст. 23.3).
В рассматриваемый перечень включены и иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции. К таким лицам относятся прежде всего различные государственные инспектора: государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора труда, государственные ветеринарные инспектора (ст. 23.3, 23.12, 23.14) и др. Помимо государственных инспекторов к указанным должностным лицам относятся также военные комиссары, главные государственные санитарные врачи, билетные контролеры, начальники гидроузлов (шлюзов), контролеры-ревизоры пассажирских поездов (ст. 23.11, 23.13, 23.37, 23.39, 23.41) и другие лица.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, уполномочены рассматривать следующие субъекты: 1) мировые судьи; 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) уполномоченные органы и учреждения исполнительной власти субъектов РФ; 4) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 22.1 КоАП ПФ).
Что касается административных комиссий, то, например, Уставом г. Москвы, утвержденным Законом г. Москвы от 13 июля 2001 г., установлено, что указанные комиссии организуются районными управами. В качестве примера других коллегиальных органов можно привести административно-технические инспекции, функционирующие в соответствии с Положением об Объединении административно-технических инспекций Правительства Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 5 января 1999 г.
С учетом того, что в закрепленную в ст. 23.3—23.65 КоАП РФ и в законах субъектов РФ систему органов, учреждений, их структурных подразделений и территориальных органов, а также должностей должностных лиц могут быть внесены организационно-структурные и организационно-штатные изменения, в ст. 22.3 определен порядок изменения подведомственности дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов, должностей (должностных лиц), уполномоченных назначать административные наказания. Например, в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции и передачей ее функций Министерству внутренних дел РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5, ч. Зет. 14.16, ст. 15.1 и 15.2 КоАП РФ. Отнесенных к компетенции соответствующих должностных лиц органов внутренних дел.