Административное производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан

СОДЕРЖАНИЕ: Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики Факультет Право Реферат по дисциплине Административное Право на тему: «Административное производство

Национальный Исследовательский Университет

Высшая Школа Экономики

Факультет Право

Реферат по дисциплине

Административное Право на тему:

«Административное производство

по предложениям, заявлениям и жалобам граждан»

Выполнил:

Студент II курса

Группы 257

Тихонов Алексей

Проверил:

Доцент, к.ю.н.

Марьян Гайк Всеволодович

Москва 2011

Содержание:

1) Введение и понятие административного производства.

2) Понятие и виды административного производства по обращениям граждан.

3) Порядок рассмотрения обращений граждан

4) Судебная практика

1) Понятие административного производства.

Юридический процесс как таковой является неотъемлемой частью любой законодательной системы, поскольку определяет то, как именно будет исполняться закон, какие будут процедуры и предписанные правила по которым обязаны действовать субъекты с целью приобретения, прекращения, защиты собственных субъективных прав и свобод, посему юридический процесс приобретает весомое значение, как в практическом аспекте, так и в теоретико-юридической науке в целом. Ведь грамотное построение юридического процесса ведет к слаженной работе всей системы права и законодательства, а нестройный процесс может подорвать даже самую крепкую систему. Административное производство является составной частью, одной из разновидностей юридического процесса представляющей интерес с практической точки зрения, как свод правил взаимодействия государственных органов власти и граждан, организации, органов местного самоуправления и других субъектов.

Как составная часть юридического процесса, административное производство представляет собой определенный комплекс взаимообусловленных действий, обеспечивающих регулирование процессуальных правоотношений, находящихся в логической связи с материальными правоотношениями, имеющих целью установление фактических данных по конкретным делам и официальное закрепление результатов рассмотрения таких дел в правовых актах - документах (постановлениях, решениях).

Такие характерные черты свойственны всем известным видам процессуальной деятельности - процессам гражданскому, уголовному, административному, но в отличие от первых двух, в административном процессе не составляется промежуточных процессуальных актов-документов: только органы прокуратуры выносят постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства; не составляется отдельного процессуального документа о принятии дела к производству; не составляется обвинительного акта; не составляется отдельного процессуального документа об отложении рассмотрения конкретного дела (кроме специальных производств, например, в сфере стандартизации). В административном процессе производство направлено на достижение итогового правового результата и поэтому выносится единственный процессуальный документ - решение по конкретному делу в форме постановления.

2) Понятие и виды административного производства по обращениям граждан.

Одним из наиболее расширенных является производство по обращениям граждан. В этом случае под обращением имеется в виду предложения, заявления и жалобы, которые рассматриваются органами исполнительной власти. Данная область подпадает под сферу правового регулирования закона РФ от 27.04.93 г. N 4866-1 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Все дела по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер обращения.

1. предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;

2. заявления - обращения граждан по поводу реализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации;

3. жалобы - обращения граждан с требованием восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов;

4. ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

5. коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях.

3) Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. Виды обращений.

Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. в редакции от 4 марта 1980 года и 2 февраля 1988 года. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Согласно данному указу для данного производства характерны следующие стадии:

1. Первая стадия - возбуждение дела (основание - соответствующее обращение в письменной либо устной форме) производится в форме регистрации поступившего обращения.

2. Вторая стадия - рассмотрение обращения.

3. Третья стадия - принятие руководителем решения по обращению.

Производство по заявлениям и предложениям граждан в органы государственного управления обеспечивается в соответствии с их конституционным правом участвовать в управления делами государства и обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления.

В заявлениях обычно содержатся просьбы граждан об удовлетворении их субъективных прав и законных интересов; в заявлениях высказываются общественные либо государственные интересы по улучшению работы органов государственной власти и управления, о более полном удовлетворении прав и законных интересов определенных слоев населения, трудовых коллективов.

В Указе О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан четко установлены сроки рассмотрения обращений: 15 дней - в местных органах управления, 30 дней - в центральных (федеральных). Для рассмотрения обращений военнослужащих и членов их семей сроки рассмотрения сокращаются вдвое. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен руководителем, но не более чем на один месяц. На письменные обращения должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме.

Исполнение решения по обращению состоит в оперативном уведомлении гражданина о результатах рассмотрения обращения. Такое решение может быть обжаловано в административном либо судебном порядке.

Производство по жалобам граждан является одним из средств реализации конституционного права на участие граждан в государственном управлении. Правовые основы для производства по обращениям граждан закреплены в ст. 33 Конституции РФ, устанавливающей право граждан обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Помимо этого, в ст. 46 Конституции РФ закреплено право обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Все жалобы граждан можно поделить на два типа:

1. административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

2. судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства.

Среди административных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная. Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Основания и порядок производства по специальным жалобам регулируются специальными нормами, содержащимися в Уставе связи, Дисциплинарном Уставе Вооруженных Сил, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров, Таможенном и Налоговом кодексах, Кодексе РФ «Об административных правонарушениях» (КоАП РФ) и в некоторых иных актах.

Работа с жалобами граждан - особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии. Первая из них - стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы и контроль над работой с жалобой. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия - проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм. Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.

Третья стадия - принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве.

Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения

1. Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных - в 7-дневный срок.

В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:

1. о полном удовлетворении жалобы;

2. о частичном удовлетворении жалобы;

3. об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.).

4. о разъяснении по поставленным вопросам (об их подведомственности, правовом регулировании и т. д.).

Четвертая стадия производства по жалобам - исполнение принятого решения. Прежде всего, необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. По просьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформировать заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц. Действующее законодательство не ограничивает право граждан на повторное обращение с жалобой в орган, рассмотревший ее, или в вышестоящий орган. Но надо иметь в виду, что такие повторные обращения малоэффективны. Наиболее надежные гарантии объективного и правильного рассмотрения граждан обеспечивается при судебном разбирательстве в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан”.

В суд можно обратиться с жалобами на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или государственных служащих. Можно обжаловать как индивидуальные, так и коллегиальные решения, в том числе выраженные в форме правовых актов, которые, в свою очередь, могут быть как нормативно-правовыми, так и индивидуально-правовыми. Предмет жалобы ограничивается запретом на обжалование действий (решений), проверка которых отнесена законом к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ и действий (решений), в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования (по уголовным, гражданским делам и делам об административном правонарушении), а также по вопросам, касающимся обеспечения обороны и государственной безопасности России.

Названный Закон РФ от 27 апреля 1993 г. разрешает обращаться с жалобой либо непосредственно в районный суд по месту жительства гражданина или в суд по месту нахождения соответствующего органа, объединения, государственного служащего либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, государственному служащему.

Обращение с жалобой в районный суд препятствует подаче такой же жалобы в вышестоящий орган; подача жалобы в вышестоящий орган не препятствует обращению с такой те жалобой в суд. В вышестоящем органе жалоба подлежит рассмотрению в месячный срок, если такой орган отказал в удовлетворении жалобы или в месячный срок со дня подачи жалобы гражданин не получил ответа по жалобе, возможно обращение в суд. Жалоба может быть подана в суд в трехмесячный срок, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод, либо в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином уведомления об отказе в удовлетворении жалобы рассмотренной вышестоящим органом. Жалоба на отказ в разрешении на выезд из РФ за границу по основанию, что заявитель уведомлён о сведениях, составляющих государственную тайну подаётся соответственно в Верховный суд Республики в составе РФ, областной, городской суд, суд автономной области, суд военного округа по месту принятия решения об отказе в разрешении на выезд.

Жалоба может быть подана как самим заинтересованным лицом, так и по его просьбе надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Неправомерные действия органов военного управления или воинских должностных лиц могут быть обжалованы военнослужащим в военный суд. По своей инициативе или по просьбе гражданина суд вправе приостановить исполнение обжалованного действия (решения).

Правила рассмотрения в судах дел по жалобам на действия (решения) органов государственного управления следующие: жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок с участием гражданина, подавшего жалобу, и руководителя (представителя) соответствующего органа с согласия лица, подавшего жалобу, дело может быть рассмотрено судьей единолично; явка в суд руководителя (представителя) соответствующего органа может быть признана обязательной (ст. 239 Гражданского Процессуального Кодекса).

При признании жалобы обоснованной судебным решением соответствующий орган (должностное лицо) обязываются устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина. Такое решение суда в 10-дневный срок после вступления его в законную силу направляется соответствующему органу либо вышестоящему органу, общественной организации или должностному липу.

С момента вступления в законную силу решение суда об удовлетворении жалобы обязательно к исполнению, а незаконный индивидуальный или нормативный акт считается недействительным. Об исполнении такого решения в месячный срок должно быть сообщено заинтересованному гражданину и суду. При отказе в удовлетворении жалобы на гражданина могут быть возложены судебные издержки. При удовлетворении жалобы судебные издержки возлагаются на соответствующий орган или государственного служащего.

4) Судебная практика.

В заключение хотелось бы предтавить судебную практику по обжалованию решений исполнительных органов власти. Данная практика наглядно иллюстрирует порядок производства и мотивацию органов государственно1й власти при принятии тех или иных решений, а также важность соблюдения административных процедур как таковых.

Индивидуальный предприниматель Сухоросова О.П. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка площадью 18 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, ул. Транспортная, кадастровый номер 50:33:004 01 26:35, обязании принять решение о предоставлении в собственность за плату названного земельного участка и направить проект договора купли-продажи земельного участка.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ИП Сухоросова О.П. не представила доказательств, подтверждающих, что для использования принадлежащего ей объекта недвижимости площадью 1256 кв. м необходим земельный участок площадью 18000 кв. м, т.е. не представила доказательств, что площадь испрашиваемого земельного участка определена в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как следует из материалов дела, постановлением главы Ступинского муниципального района от 21.10.2009 N 5789-п спорный земельный участок площадью 18 000 кв. м с кадастровым номером 50:33:0040126:35 был разделен на 2 земельных участка: площадью 7000 кв. м для размещения гаражного хозяйства, и площадью 11 000 кв. м для размещения растворобетонного узла. Данным участкам были присвоены кадастровые номера соответственно 50:33:0040126:41 и 50:33:0040126:42.

Доказательств обжалования заявителем постановления главы Ступинского муниципального района от 21.10.2009 N 5789-п в материалы дела не представлено.

При указанных обстоятельствах, суды обеих инстанций сделали вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ИП Сухоросовой О.П.

Из материалов дела, 07 сентября 2009 года гр-н Индии Лала Джи, являющийся, как указано в заявлении в суд, генеральным директором ООО Напитки, которое было учредителем новых компаний: ООО Индиго, ООО Оптима, ООО Инигма, ООО Руно, ООО Кристи, - прибыл в МИ ФНС России N 46 по гор. Москве с целью сдать на регистрацию документы в отношении названных обществ. Поскольку сотрудник инспекции, находившийся в кабинете по приему документов, отказался принимать у него документы со ссылкой на то, что их нужно направлять почтой, а граждане Индии являются массовыми заявителями, и считая данный отказ незаконным, то истец и обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, которые были удовлетворены лишь частично, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом в обоснование принятия решения об удовлетворении заявленных требований суд в решении и постановлении, сославшись на положения ст. 13 ГК РФ и ст. ст. 198, 200 АПК РФ, ст. ст. 9, 23 ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указал на то, что поскольку приобщенные к делу талоны Х369 и Х337 подтверждают факт обращения заявителя с документами в налоговую службу, что представленные на регистрацию документы можно передать лично на приеме, а перечень оснований для отказа в регистрации расширительному толкованию не подлежат, то и был сделан вывод о неправомерности действий налоговой службы при даче устного отказа заявителю в приеме представленных документов и принято решение об удовлетворении заявленного иска.

Литература

3. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2009.

4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право. - М.: Проспект, 2008.

5. Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право. 2001.

6. Осинцев Д.В. Основы административного права. Курс лекций. М., 2001.

7. Овсянко Д. М. Административное право. М. Юристъ 2000г.

Нормативные акты:

1) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года

2) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года в редакции Указов Президиума ВС СССР от 04. 03. 80 года и от 02. 02.88 года.

3) Конституция Российской Федерации

4) Кодекс об Административных правонарушениях РФ

5) Гражданский кодекс РФ

6) Указ Президента РФ от 03.04.1997 г. «Об управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан»

7) Указ Президиума ВС СССР от 12.04.1968 г. N 2534-VII

Скачать архив с текстом документа