Административные наказания и особенности их применения в таможенной сфере
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение ...3 Глава 1. Теоретические основы административной ответственности в таможенной сфере ...6Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности в таможенной сфере………………………………………………………………...6
1.1. Понятие, признаки, основание, субъекты административной
ответственности в таможенной сфере……………………………….6
1.2. Административные наказания и порядок их применения в
таможенной сфере…………………………………………………...14
Глава 2. Нарушения таможенных правил……………………………………...25
2.1 Нарушения таможенных правил как разновидность
административных правонарушений: понятие, субъекты…………..25
2.2 Классификация нарушений таможенных правил…………………….28
Глава 3. Основные направления совершенствования применения административной ответственности в таможенной сфере……………………34
Заключение……………………………………………………………………….42
Список используемой литературы……………………………………………...45
Введение
Одно из наиболее важных стратегических направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время заключается в выявлении и пресечении экономических преступлений и правонарушений в таможенной сфере.
Развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции нашего государства в Европейское сообщество.
Как самостоятельная сфера публично-правового регулирования таможенное право сформировалось относительно недавно.
Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к значительному росту числа ее участников. Реформирование российской экономики потребовало, в свою очередь, радикально изменить структуру таможенного законодательства в нашем государстве, приспособив институт административного принуждения в данной сфере к сложившимся реалиям. Конституция Российской Федерации[1] провозгласила приоритет рыночной экономики. Однако Основной Закон оставил за государством монопольное право на регулирование таможенных правоотношений, на применение мер государственного принуждения в данной сфере, осуществляемое посредством таможенных органов. И это вполне естественно с точки зрения обеспечения экономической и правовой безопасности нашей страны.
Современное состояние таможенного законодательства позволяет выявить специфику административного принуждения и мер административной ответственности в качестве его структурного элемента в таможенной сфере.
Правоохранительная функция занимает важнейшее место в компетенции таможенных органов, так как они, в частности, ведут административное производство по делам о нарушениях таможенных правил. Базисный источник отрасли - Таможенный кодекс РФ[2] ранее закреплял 40 составов административных проступков в области таможенного дела. 30 декабря 2001 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[3] . Кодекс введен в действие с 1 июля 2002 г.
Глава 16 КоАП охватывает собой 22 статьи и посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил). В гл. 14 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления» КоАП РСФСР находись две статьи аналогичной тематики: ст. 186 «Нарушение таможенных правил» и ст. 187 «Контрабанда». После принятия 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса РФ указанные статьи на практике не применялись, поскольку последний подробно урегулировал материальные и процессуальные вопросы административной ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 249—288 ТК).
В связи с введением КоАП РФ в действие ст. 249—288, 437—448 ТК, предусматривавшие административную ответственность за нарушение таможенных правил, а также за правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов РФ, утратили силу.
КоАП создает предпосылки для повышения эффективности борьбы с административными правонарушениями, укрепления законности в стране. Количество правонарушений в сфере внешнеторговой деятельности неуклонно возрастает в силу ряда объективных и субъективных факторов.
Целью курсовой работы является раскрытие административных наказаний и их особенностей.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и виды административной ответственности;
- рассмотреть административные наказания.
Объектом исследования в курсовой работе является административные правонарушения. Предметом исследования – административные наказания.
Для написания курсовой работы были использованы современные учебно-методические материалы.
Глава 1. Теоретические основы административной ответственности в таможенной сфере
1.1. Понятие, признаки, основание, субъекты административной ответственности в таможенной сфере
Административная ответственность является разновидностью юридической.
Анализ многих работ по общей теории права о сущности юридической ответственности приводит к выводу о том, что в науке сложилось несколько подходов к ее определению.
Первый подход получил название: идея «двухаспектной ответственности», согласно которому юридическая ответственность имеет две стороны — позитивную (ответственность за будущие действия) и негативную или ретроспективную (ответственность за уже совершенные действия), причем позитивная юридическая ответственность рассматривается как «зеркальное отражение» традиционной ответственности.
Ученые саратовской правовой школы придерживаются расширительного толкования юридической ответственности как вида социальной. Проспективная юридическая ответственность, считают они, закрепляет фактическое положение посредством установления в нормах права обязанностей, прав и свобод участников правоотношений. Юридическая ответственность рассматривается как особое правоотношение, которое «обеспечивает связь между проспективной и ретроспективной ответственностью. Фактом возникновения правоотношения ответственности» является правонарушение. Правоотношения ответственности включают следующие элементы: субъекты отношений, объект отношений, средства реализации (санкции), основания реализации санкций (состав правонарушения) и порядок реализации, урегулированный процессуальным законодательством. Результатом правоотношений ответственности является наступление состояния ретроспективной ответственности у нарушителя правовых предписаний.
Другая группа ученых, возражающих против двухаспектного определения юридической ответственности, полагает, что позитивная и негативная ответственность - самостоятельные явления, которые не могут быть объединены в одну специфическую юридическую категорию. Они (и позитивная, и негативная) являются различными видами социальной ответственности.
Одной из наиболее распространенной в правовой науке является трактовка юридической ответственности как меры государственного принуждения, отрицательной реакции государства на совершенное правонарушение. Например, В.Н. Смирнов полагает, что юридическую ответственность следует рассматривать как «определенное правовое состояние наказанного правонарушителя, его ущербный правовой статус», что по своей сути близко к определению ответственности как обязанности претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями правовых норм.
В научной юридической литературе распространен также взгляд на юридическую ответственность как на обязанность правонарушителя «подлежать действию правовых норм», отвечать за виновно совершенное правонарушение; претерпевать меры государственно-принудительного характера[4] ; исполнять принудительно обязанность, ранее существовавшую или возникшую вновь вследствие правонарушения.
В последние годы в общей теории права наметилась тенденция к широкому пониманию юридической ответственности, которая определяется посредством категории особого охранительного правоотношения (например, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшин, В.Н. Кудрявцев, Я.М. Брайнин, О.Э. Лейст и др.).
Несмотря на многообразие взглядов на сущность юридической ответственности, до настоящего времени общепринятого ее определения в науке не существует. В связи с этим достаточно убедительной представляется точка зрения тех ученых, которые считают всякую однозначную трактовку юридической ответственности односторонней. Ответственность представляет собой сложный объект научного исследования. Эта сложность обусловлена «... разнообразием входящих в нее элементов, распространенностью во всех сферах человеческой деятельности, а отсюда - множественностью проявлений».
В российской юридической литературе советского периода и современной науке проблемам административной ответственности посвящено множество исследований[5] . В этих работах подробно освещается проблема административной ответственности как одного из видов юридической ответственности, которому присущи такие основные ее качества и свойства, как:
1. Неразрывная связь ответственности с государственным принуждением. Это проявляется «во-первых, в том, что основания и меры юридической ответственности устанавливаются государством в правовых нормах. Во-вторых, меры ответственности применяются к правонарушителю уполномоченными на то государственными органами (или должностными лицами). И, в-третьих, реализация мер ответственности обеспечена возможностью их применения в принудительном порядке, то есть независимо от воли; желания или согласия лица, нарушившего властные предписания, выраженные в правовых нормах»[6] .
2. Фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение - противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица. Содеянное признается правонарушением лишь в том случае, если его признаки содержатся в нормах права. Состав правонарушения образуют совокупность признаков, необходимых и достаточных для квалификации деяния как правонарушения и применения мер ответственности. Подробнее правонарушение и его состав будут рассмотрены в следующей главе.
3. Юридическая ответственность - это реакция государства на отрицательное отношение субъекта к охраняемым правам и интересам. Она выражает государственное осуждение не только противоправного, но и виновного поведения. Поэтому виновность правонарушителя в содеянном является обязательным условием наступления ответственности, а, кроме того, и непременным элементом юридической ответственности.
Проблема вины правонарушителя - предмет долгих дискуссий и споров в различных отраслях права, в том числе в рамках административного и таможенного. На ней мы остановимся подробнее при рассмотрении признаков и составов нарушений таможенных правил.
4. Четвертый признак юридической ответственности - наказание, кара правонарушителя. Последняя выражается в причинении виновному лицу, невыгодных, неблагоприятных последствий личного (физического либо психического) и имущественного характера.
Помимо признаков, важной характеристикой юридической ответственности являются ее функции, обусловленные социальной природой ответственности. В научной литературе указывается, что юридическая ответственность выполняет репрессивную (карательную), превентивную (предупредительную), компенсационную (восстановительную) и сигнализационную (информационную) функции.
Специфика административной ответственности проявляется в том, что ее основания возникают в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и применяется она, как правило, во внесудебном порядке, в рамках административно-процессуального законодательства. Отличительными признаками административной ответственности в науке административного права[7] принято считать: фактическое основание - административный проступок и меры административной ответственности.
Сущность административной ответственности, как и юридической, неоднозначно трактуется учеными - административистами.
Одни считают, что государственное осуждение, порицание - «это не один из элементов юридической ответственности, а ... сама юридическая ответственность есть норма государственного осуждения, порицания». Поэтому административная ответственность трактуется широко - посредством административно-правовых отношений.
Сторонником идеи «двухаспектной ответственности» в административном праве выступает Л.В. Коваль. Фактическое несение административной ответственности, по его мнению, проявляется в том, что правонарушителю, во-первых, выносится порицание компетентным органом, выражающее отрицательную оценку противоправному поведению от имени государства; во-вторых, назначается наказание, соответствующее тяжести содеянного; в-третьих, взыскание исполняется.
Административная ответственность, полагают В.И. Жулев и В.П. Митин, «не может быть отождествлена со всеми принудительными мерами. Некоторые из мер принуждения ... могут применяться и применяются помимо административной ответственности. Не всякая мера административного принуждения, применяемая органами ... государства, может быть отнесена к мерам административной ответственности. Примером может служить остановка транспортных средств для контрольной проверки».
Достаточно спорным, на наш взгляд, является мнение некоторых авторов о том, что специфическими для административной ответственности являются и такие, например, меры, как запрещение выпуска недоброкачественной продукции, приостановление работы агрегата цеха
вследствие нарушения правил техники безопасности и производственной санитарии и т.п. От административных мер, полагают эти ученые, названные выше отличаются тем, что не носят личного характера[8] .
Наличие в содержании мер административного пресечения существенных правоограничений позволило некоторым авторам (Е.В. Додину, И.И. Веремеенко), отнести к цели этих мер наказание за правонарушение. Они определяют этот вид административного принуждения как меру воздействия, применяемую к лицу, совершившему административный проступок, с целью его наказания и воспитания, предупреждения новых проступков, а также с целью восстановления нарушенного правопорядка и ликвидации последствий, вызванных проступком.
Таким образом, административная ответственность как часть административного принуждения проявляется в применении уполномоченными на то органами в установленном порядке мер административного взыскания к лицу, совершившему административный проступок.
На особенностях административной ответственности в таможенно-правовой сфере следует остановиться подробнее.
Традиционное деление юридической ответственности на виды (гражданско-правовую, административную, уголовную и т.д.) нашло свое отражение и в рамках таможенного права. Заметим, что таможенное право - отрасль молодая, многие положения в ней пока еще не устоялись; в данном исследовании мы попытаемся проанализировать некоторые аспекты таможенно-правовой ответственности. Нельзя не согласится с А.Н. Козыриным, который считает, что особенности таможенно-правовой ответственности следует искать в «дуализме» таможенного законодательства, регулирующего два основных вида общественных отношений:
а) административно-правовые, касающиеся различных ограничений на ввоз и вывоз товаров (квотирование, лицензирование и др.), порядка осуществления таможенного контроля, совершения таможенных операций и отправления таможенных формальностей;
б) финансово-правовые, связанные с взысканием таможенных налогов и сборов.
Исходя из подобной точки зрения, В.М. Малиновская предлагает, помимо традиционных видов ответственности в рамках таможенно-правовой, выделять еще и финансовую в качестве самостоятельного ее элемента. Причем таможенно-правовая ответственность определяется как «комплексный правовой институт, который представляет собой совокупность относительно обособленных правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в результате совершения таможенных правонарушений». Следует заметить, что предложение о выделении финансово-правовой ответственности в рамках таможенно-правовой является довольно интересным и малоизученным, требует законодательного подкрепления в виде единого нормативного акта о порядке применения финансово-правовых санкций в таможенной сфере; необходимо также четко определить круг должностных лиц и органов, имеющих подобные права.
Важнейшим институтом таможенно-правовой ответственности является административная ответственность.
Современная правовая наука признает два основания административной ответственности: 1) закон в качестве правового, формально-нормативного основания; 2) правонарушение - фактическое основание[9] .
В «защиту» российских таможенно-правовых норм можно сказать следующее: действующие в настоящее время Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе» - это одни из первых, по-настоящему рыночных законов в таможенной сфере. При принятии указанных нормативных актов были учтены несколько десятков конвенций, соглашений, рекомендаций Всемирной таможенной организации, ГАТТ/ ВТО, приняты во внимание положения Таможенного кодекса Европейского Союза[10] .
Таким образом, юридическим основанием административной ответственности в таможенной сфере являются Кодекс об административных правонарушениях РФ, Таможенный Кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе».
Подобно административному законодательству, Таможенный кодекс РФ в качестве фактического основания применения мер административной ответственности (санкций) признает лишь состав нарушения таможенных правил. На элементах состава нарушений таможенных правил, мы остановимся далее.
Следует заметить, что Таможенный кодекс РФ содержит в своем тексте обособленную группу административных по своей природе правонарушений, имеющих по сравнению с нарушениями таможенных правил (НТП), иной объект посягательства - нормальную деятельность таможенных органов. Данная группа правонарушений не относится таможенным законодательством к нарушениям таможенных правил, и поэтому не является объектом нашего исследования.
Итак, можно выделить три основания административной ответственности: юридическое, фактическое и процессуальное в виде акта применения конкретного вида взыскания.
В таможенной сфере юридическими основаниями являются: КоАП РФ, Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе»; фактическим - состав нарушений таможенных правил; процессуальным - решение (постановление) таможенного органа или должностного лица (в некоторых случаях - суда) о наложении взыскания за совершенное правонарушение.
Административная ответственность в таможенной сфере обладает всеми признаками административной ответственности в целом. Таким образом, можно выделить два отличительных признака административной ответственности в сфере таможенного дела: 1) фактическое основание (нарушение таможенных правил или правонарушение, посягающее на нормальную деятельность таможенных органов); 2) меры административной ответственности (административные взыскания), предусмотренные в КоАП РФ и Таможенном кодексе РФ. Отличительные особенности признаков административной ответственности в сфере осуществления таможенного дела будут рассмотрены далее.
1.2. Административные наказания и порядок их применения в таможенной сфере
Центральное место в системе мер административного принуждения в таможенной сфере занимают меры административной ответственности (наказания), которые обычно закреплены в санкции правовой нормы.
Согласно ст. 3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, с помощью административных взысканий осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общей и частной превенции). Специальное предупреждение выражается в том, что административное взыскание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреждение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только самого нарушителя, но и окружающих его лиц.
В целом административные наказания, согласно нормам административного законодательства, подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся те, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний (ст. 3.3 КоАП РФ).
К числу основных Таможенный кодекс РФ относит взыскания в виде предупреждения и штрафа.
Конфискация может быть признана основным или дополнительным взысканием в зависимости от ее вида. В отличие от норм административного законодательства отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом РФ на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, в качестве вида лишения специального права, является дополнительным видом взыскания.
В научной таможенно-правовой литературе предлагается дифференцировать административные взыскания за НТП с точки зрения воздействия на правонарушителя на меры[11] :
1. Морального характера (например, предупреждение);
2. Пресекательного характера (отзыв лицензии или квалификационного аттестата);
3. Имущественного характера (их большинство): штраф, взыскание стоимости товаров и транспортных средств; конфискация.
Штраф по таможенному законодательству Российской Федерации - взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.
Штраф предусмотрен административным законодательством в качестве взыскания за подавляющее большинство нарушений таможенных правил.
Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:
1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее - минимальный размер оплаты труда);
2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.
В настоящее время санкциями таможенно-правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размера штрафов:
1. Пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда (далее МРОТ). При исчислении размера штрафа представители таможенных органов ориентируются на федеральное законодательство, устанавливающее минимальный размер оплаты труда.
2. В процентном отношении стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Под стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.
Применительно к стоимости товаров и транспортных средств максимальный размер штрафа устанавливается в размере до 300% стоимости (ст. 277 ТК РФ), а минимальный - от 2 до 10% стоимости товаров и транспортных средств.
3. Следующий вариант порядка исчисления штрафа - кратно к сумме неуплаченных таможенных платежей, а также исходя их стоимости указанных в санкции нормы требуемых, полученных или невозвращенных возмещений.
Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается та сумма, что подлежит уплате на день совершения правонарушения, а в случае если такой день невозможно установить - на момент обнаружения нарушения таможенных правил.
Штраф является основным видом взыскания. Он не может применяться в качестве замены других видов взысканий. Большинство санкций деликтных таможенно-правовых норм предусматривает сочетание штрафа с дополнительными взысканиями (например, с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, или с взысканием стоимости товаров и транспортных средств).
О наложении штрафа таможенный орган, рассматривающий дело о нарушении таможенных правил, выносит постановление.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств - новый для законодательства об административной ответственности вид взыскания, характерный только для таможенного законодательства. Он применяется в отношении товаров и транспортных средств - непосредственных объектов нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованных для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
Данный вид административного взыскания, предусмотренный за нарушение таможенных правил, может применяться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида взыскания (ст. 16.1 КоАП РФ, ранее 245 ТК РФ). Согласно нормам таможенного законодательства, под ним понимается принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения.
Согласно административному законодательству при невозможности конфискации товаров и транспортных средств в указанных случаях в процессе исполнения постановления таможенного органа с лиц, совершивших нарушение таможенных правил, взыскивается стоимость указанных товаров и транспортных средств. Считается, что в таких случаях речь идет не о замене одной меры взыскания другой, а об эквивалентной компенсации реальной стоимости подлежавших конфискации предметов и транспортных средств.
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата - новый и в то же время хорошо знакомый для законодательства об административных правонарушениях вид взыскания. Дело в том, что административному законодательству известен такой вид взыскания, как лишение специального права.
Следует также заметить, что действие Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[12] на сферу таможенно-правовых отношений не распространяется. Поэтому таможенные органы в лице Государственного таможенного комитета России самостоятельно либо совместно с Правительством РФ устанавливают перечень видов внешнеэкономической деятельности, на которые полагается лицензия, выдаваемая таможенными органами.
Одной из главных особенностей отзыва и аннулирования лицензии (квалификационного аттестата) как лишения специального права является то, что данный вид взыскания относится к длящимся. «Период отбывания длящегося наказания используется с целью воспитательного воздействия на правонарушителя».
Таможенные органы вправе выдавать лицензии на учреждение таможенного склада[13] , магазина беспошлинной торговли[14] , свободного склада[15] , склада ременного хранения[16] , таможенного перевозчика[17] , а также квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению[18] .
Действие лицензии и квалификационного аттестата может быть аннулировано, отозвано либо приостановлено. Следует заметить, что ни Таможенный кодекс РФ, ни специальные нормативные акты, содержащие порядок предоставления лицензий, квалификационных аттестатов не содержат определения понятий «аннулирование», «отзыв», «приостановление», а лишь указывают на случаи их применения.
Решение об аннулировании лицензии, квалификационного аттестата в качестве вида взыскания оформляется в форме приказа начальника таможенного органа в случае, если она не могла быть выдана заявителю на основании существующего порядка либо была выдана на основе недостоверной либо неполной информации заявителя, имеющей существенное значение для принятия решения о выдаче.
Отзыв состоит в лишении нарушителя прав заниматься определенной деятельностью, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом, до истечения срока их действия.
Действие лицензии на учреждение таможенного склада, на учреждение магазина беспошлинной торговли, на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и перевозчика может быть приостановлено на срок до трех месяцев, при наличии достаточных оснований полагать, что их владельцы злоупотребляют своими правами.
Действие квалификационного аттестата может быть приостановлено при наличии достаточных оснований для сомнения в добросовестности осуществления специалистом по таможенному оформлению своих обязанностей. Кроме того, квалификационный аттестат может быть признан недействительным. Например, в случае признания таможенного брокера несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности, квалификационные аттестаты его специалистов автоматически признаются недействительными: По решению суда специалист по таможенному оформлению может быть лишен своего аттестата.
Отзыв лицензии или квалификационного аттестата является дополнительным взысканием, то есть не может применяться самостоятельно, а налагается только в сочетании с основным взысканием (в частности, со штрафом) и применяется, как правило, по усмотрению таможенного органа, рассматривающего дело о нарушении таможенных правил.
Одно из наиболее часто встречающихся видов взысканий за нарушение таможенных правил, - конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, состоит в принудительном безвозмездном обращении этих предметов в собственность государства.
Конфискацию, как меру административной ответственности, следует отличать от уголовно - правовой конфискации. Первая применяется за нарушение таможенных правил (административно наказуемое таможенное правонарушение), а не преступление. В отличие от уголовно-правовой конфискации, которая состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства личного имущества осужденного, конфискация, предусмотренная, нормами главы 16 КоАП РФ, производиться только в отношении предметов, непосредственно связанных с правонарушением, то есть предметов, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил либо орудием или средством совершения такого правонарушения.
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст. 3.7 КоАП РФ).
Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, принадлежат ли они лицу, совершившему нарушение таможенных правил на праве собственности, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.
Конфискация, предусмотренная в санкциях норм главы 16 КоаП РФ, в отличие от уголовно-правовой конфискации, может быть применена к нарушителю таможенных правил независимо от истечения срока давности привлечения к ответственности и независимо от того, является ли она основным или дополнительным взысканием.
Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав - движимые и недвижимые вещи. Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью: в любом случае вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований. Изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у него на незаконных основаниях, не является конфискацией: в отличие от данного административного наказания, предмет, подлежащий принудительному изъятию, при применении возмездного изъятия, по смыслу ст. 3.6 КоАП РФ, может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.
Долгое время не был разрешен вопрос о том, имеют ли право таможенные органы РФ самостоятельно применять как санкцию за совершенное таможенное правонарушение конфискацию товаров и/или транспортных средств.
К обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, относятся: продолжение противоправного поведения, несмотря на требования должностного лица таможенного органа РФ прекратить его; повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил; совершение нарушения таможенных правил лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ; вовлечение несовершеннолетнего в совершение нарушения таможенных правил; совершение нарушения таможенных правил группой лиц; совершение нарушения таможенных правил в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение нарушения таможенных правил в состоянии опьянения.
Статья 291 ТК РФ ранее предусматривала перечень обстоятельств, исключающих привлечение лиц к ответственности за отсутствие события НТП; отсутствие состава правонарушения; недостижение физическим лицом к моменту совершения правонарушения 16-тилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего НТП; совершение противоправного действия физическим лицом в состоянии крайней необходимости и необходимой обороны (сейчас, ст. 24.5 КоАП РФ); совершение НТП юридическим лицом, а также лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вследствие непреодолимой силы; издание акта амнистии, если он устраняет применение взыскания за НТП; отмена акта, устанавливающего ответственность за НТП; истечение к моменту рассмотрения дела о НТП сроков наложения взыскания на НТП; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к ответственности, постановления о наложении взыскания либо не отмененного в установленном порядке постановления о прекращении дела о НТП; наличие по тому же факту уголовного дела в отношении физического лица, привлекаемого к ответственности за НТП; смерть физического лица, в отношении которого было начато производство по делу о НТП. Однако ТК РФ не установил в качестве основания, исключающего ответственность, прекращение деятельности юридического лица (его ликвидацию).
КоАП РФ регламентирует границы (размеры) взысканий различных видов; в санкции нормы, устанавливающей ответственность за отдельный вид нарушения таможенных правил, предусматривает конкретный вид и размер взыскания.
В числе общих принципов привлечения к административной ответственности, в частности применения взысканий за административные правонарушения, можно выделить: законность и индивидуализация наказания.
Административные взыскания в таможенной сфере имеют ряд особенностей:
1. Перечень административных взысканий за нарушение таможенных правил расширен за счет взыскания стоимости товаров и транспортных средств, отзыва и аннулирования лицензии или квалификационного аттестата, применения нескольких дополнительных способов исчисления штрафа за НТП. Вместе с тем законодатель отказался от таких неэффективных в сфере регулирования таможенно-правовых отношений видов административных взысканий, как исправительные работы, административный арест и т.п. В таможенном законодательстве применяется классификация мер административной ответственности, подразделяющая их на основные и дополнительные. Правда, и здесь имеются свои особенности. Так, в качестве основных мер взыскания Таможенный кодекс РФ предусматривал - предупреждение и штраф; дополнительных и основных конфискацию и взыскание стоимости товаров и транспортных средств, а дополнительным видом взыскания является отзыв лицензии или квалификационного аттестата (то есть лишение специального права, которое в КоАП РФ предусмотрено в качестве основного вида административного взыскания).
2. Административные взыскания налагаются строго в установленные сроки, характерные только для административного и таможенного законодательства.
3. В отличие от норм административного законодательства перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность за нарушение таможенных правил, был значительно расширен. Вместе с тем ранее ст. 239 Таможенного кодекса РФ предоставляла право должностным лицам таможенных органов, рассматривающим дело о нарушении таможенных правил, допускать смягчение ответственности ниже низшего предела либо неприменения дополнительного вида взыскания. На практике допускается одновременно снижение основного и неприменение дополнительного взыскания.
4. Административные взыскания за нарушение таможенных правил налагаются с учетом принципа самостоятельности дополнительного взыскания. Оно применимо, даже если срок привлечения к основному пропущен.
Таким образом, административное взыскание в таможенной сфере - это самостоятельный институт обособленной от административного законодательства отрасли таможенного права, фактическим основанием применения которого является нарушение таможенных правил.
Глава 2. Нарушения таможенных правил.
2.1. Нарушения таможенных правил как разновидность административной правонарушений: понятие, субъекты.
Одной из важнейших функций таможенных органов Российской Федерации в настоящее время признается борьба с нарушениями таможенных правил (ст. 10 ТК РФ).
Поскольку нарушения таможенных правил по своей природе являются административными, немаловажным в этой связи становится обращение к науке административного права в целом.
Несмотря на многочисленные попытки демократизации нашего общества, построения правового государства, мало, что изменилось в сфере привлечения к административной ответственности, да и самом понимании административного правонарушения. То же можно сказать и мерах административной ответственности в регулировании таможенно-правовых отношений.
Глава 16 КоАП охватывает собой 22 статьи и посвящена административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушениям таможенных правил). В гл. 14 «Административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления» КоАП выделялись две статьи аналогичной тематики: ст. 186 «Нарушение таможенных правил» и ст. 187 «Контрабанда». После принятия 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса РФ указанные статьи на практике не применялись, поскольку последний подробно урегулировал материальные и процессуальные вопросы административной ответственности за нарушение таможенных правил (ст. 249—288 ТК).
В связи с введением КоАП в действие ст. 249—288, 437—448 ТК, предусматривавшие административную ответственность за нарушение таможенных правил, а также за правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов РФ, утратили силу.
Объектом таможенного правонарушения являются урегулированные нормами таможенного законодательства общественные отношения. Они охраняются административными мерами, предусмотренными нормами Таможенного кодекса РФ. Фактически объектом нарушения таможенных правил являются все те нормы, запреты, предписания, требования, которые установлены для участников внешнеэкономической деятельности и нарушения которых влечет за собой административную ответственность[19] .
Разделяя общепринятую позицию о необходимости выделения среди объектов общего объекта (совокупность общественных отношений, регулируемых таможенным законодательством Российской Федерации), родового объекта (группа однородных и взаимосвязанных между собой отношений, например, группа взимания таможенных платежей) и непосредственного объекта нарушения таможенные правил (конкретные товары и транспортные средства), в настоящем исследовании остановимся на объекте как на структурном элементе состава административного правонарушения в таможенной сфере.
Таможенное дело в РФ составляют таможенная политика РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование составляет предмет исключительного ведения Российской Федерации. ТК относит таможенное дело к ведению федеральных органов государственной власти.
Таможенная политика является составной частью внутренней и
внешней политики РФ.
Основными целями таможенной политики РФ являются:
— обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;
— участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики.
Под перемещением через таможенную границу РФ понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи.
Таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория РФ включает также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, за исключением случаев, определяемых законодательными актами РФ по таможенному делу.
Пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей.
Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу, урегулирован, в частности разделом IV ТК. Так, по общему правилу, таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа РФ, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа РФ, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом РФ.
2.2 Классификация нарушений таможенных правил
Для большинства правонарушений, предусмотренных главой 16 КоАП, характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового могут выступать: товары и (или) транспортные средства (ст. 16.1 — незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ, ст. 16.2 — недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств, ст. 16.8 — невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств, ст. 16.14 — нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения сними операций и др.); иностранная валюта (ст. 16.17 — неисполнение требований таможенного режима экспорта); таможенная декларация (ст. 16.2— нарушение сроков представления таможенной декларации).
Понятие «товары» определено в ст. 18 ТК. Под ним понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, используемые в качестве товара.
Указанная статья определяет также понятие «транспортные средства». Это любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
Таможенная декларация — это установленной формы документ, в котором заявляются точные сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей.
Объективная сторона НТП. «Объективное проявление противоправного деяния возможно лишь в двух формах: действии, нарушающем прямой запрет, и бездействии, нарушающем правовые предписания».
Признаки объективной стороны правонарушения наиболее глубоко исследованы в научной литературе уголовно-правовой направленности. Характеризуя признаки объективной стороны преступных деяний, ученые - представители уголовного права предлагают три наиболее значимых аспекта: 1) внешнюю сторону человеческого поведения, объективированного вовне; 2) общественно опасное, противоправное поведение; 3) вредные последствия деяния или возможность (угрозу) их наступления, создание общественно опасной обстановки.
В КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушения порядка перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ: ст. 16.1 (незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ), 16.3 (перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений), ст. 16.7 (несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ), ст. 16.17 (неисполнение требований таможенного режима экспорта), ст. 16.18 (невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств), ст. 16.19 (неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами).
Все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном ТК. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ производится в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном указанным кодексом.
Группа статей гл. 16 КоАП посвящена административной ответственности за нарушения порядка таможенного контроля — ст. 16.5 (нарушение режима зоны таможенного контроля), ст. 16.8 (причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам), ст. 16.9 (выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный органов товаров, транспортных средств или документов на них), ст. 16.11 (уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации), ст. 16.15 (непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета).
Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК. Например, освобождаются от таможенного досмотра, как одной из форм таможенного контроля, иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.
Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом. Моментом начала таможенного контроля и его завершения являются сроки, установленные ст. 192 ТК.
Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются только с разрешения таможенных органов РФ и под их контролем.
Под зоной таможенного контроля понимается специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории РФ, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы РФ, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов РФ и иных местах.
В обязательном порядке зоны таможенного контроля должны создаваться в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ либо осуществляющие деятельность, контроль которой возложен на таможенные органы РФ, обязаны представь этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее 3 лет.
Транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежат таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ.
После подачи уведомления он обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них по установленным маршрутам в определенное таможенным органом РФ место и находиться в этом месте после прибытия.
Доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом РФ в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за 1 месяц.
Товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу РФ и до их выпуска находятся на временном хранении таможенным контролем. Временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях или иных местах (временного хранения).
Общий срок нахождения товаров и транспортных средств на склад временного хранения не может превышать 2 месяцев.
ТК предусматривает, что товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется, а также другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых законодательством РФ, подлежат декларированию таможенному органу РФ.
Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Статья 16.22 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Таким образом, объективная сторона состава административного правонарушения в таможенной сфере - это система установленных нормами таможенного и административного законодательства специфических признаков, отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся в прямой зависимости от времени, способа, места и времени совершения конкретного противоправного деяния.
С субъективной стороны административные правонарушения в области таможенного дела совершаются в большинстве своем с умыслом. Тем не менее административные правонарушения, предусмотренные КоАП, в частности ст. 16.3 (перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений), ст. 16.10 (несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств), ст. 16.11 (уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации), ст. 16.12 (нарушение сроков представления таможенной декларации), ст. 16.16 (непринятие мер по таможенному оформлению или выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств), ст. 16.18 (невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств), ст. 16.22 (нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), могут быть совершены и по неосторожности.
Необходимо отличать составы административных правонарушений, предусмотренных гл. 16 КоАП, от составов аналогичных преступлений, предусмотренных ст. 188 УК (контрабанда).
Так, перемещение через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, будет признаваться уголовно наказуемым деянием (контрабандой), если перемещение указанных товаров было совершено в крупном размере, т.е. если их стоимость превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 16 КоАП, уполномочены составлять только должностные лица таможенных органов.
Глава 3. Основные направления совершенствования норм об административной ответственности в сфере таможенного законодательства
Одним из наиболее сложных вопросов, влияющих на качество работы таможенных органов, является проблема правильной квалификации нарушений таможенных правил, что усугубляется несовершенством современного таможенного и административного законодательства.
Квалификация нарушений таможенных правил относится к правовым основаниям привлечения лица к административной ответственности, применения к нему мер процессуального принуждения, ведения производства по делам о нарушениях таможенных правил, назначения тех или иных видов взысканий за совершенное правонарушение.
Неправильная квалификация нарушений таможенных правил (применение закона, не соответствующего фактическим обстоятельствам дела) может привести к искажению сути правонарушения, что влечет за собой вынесение неправильного постановления таможенного органа. Ошибка в квалификации правонарушения является основанием для отмены или изменения постановления таможенного органа РФ по делу о нарушении таможенных правил.
Проблема квалификации нарушений таможенных правил стала предметом исследования современных ученых-правоведов[20] . «Квалификация нарушений таможенных правил - это установление и закрепление в соответствующих процессуальных актах (постановлениях таможенного органа РФ по делам о нарушениях таможенных правил) точного соответствия признаков совершенного деяния тому или иному составу нарушения таможенных правил, предусмотренному Таможенным Кодексом РФ».
Процесс квалификации нарушений таможенных правил включает в себя несколько этапов: а) правильное и полное установление должностным лицом таможенного органа фактических обстоятельств совершенного правонарушения; б) соотношение таможенно-административной нормы с обстоятельствами совершенного деяния; в) сопоставление фактических данных с таможенно-административной нормой по всем элементам состава нарушения таможенных правил; г) административно-правовую оценку фактических обстоятельств дела.
Ошибкой, наиболее часто допускаемой должностными лицами таможенных органов при привлечении к ответственности, является неверное определение субъекта ответственности. Так, не всегда правомерно к ответственности за недекларирование привлекался таможенный брокер[21] по ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса РФ.
Согласно нормативно-правовым актам по таможенному делу в качестве декларанта может выступать только лицо, перемещающее товары, либо таможенный брокер. Однако последний является посредником между лицом, перемещающим товары, и таможенным органом и не имеет права производить таможенное оформление товаров по собственной инициативе. Лишь в случае заключения между таможенным брокером и лицом, перемещающим товары, договора об оказании услуг по производству таможенного оформления, таможенные органы вправе привлекать таможенного брокера к ответственности в случае наличия в его деянии признаков состава правонарушения, ответственность за которое была предусмотрена ст. 279 ТК РФ (сейчас, ст. 16.2 КоАП РФ).
Необоснованно также привлечение к ответственности за недекларирование товаров и транспортных средств их владельцев в случае, если перемещаемый товар был задекларирован не собственником имущества, а лицом, его переместившим. Такие лица не всегда совпадают.
Ответственность за недостоверное декларирование несет именно то лицо, которое фактически заполнило таможенную декларацию, что следует из смысла ст. 172 Таможенного кодекса РФ. При этом ответственность наступает даже в том случае, когда недостоверные сведения заявлялись на основании документов, представленных лицом, перемещающим товары, и у таможенного брокера не было реальной возможности их проверить.
«Камнем преткновения» квалификации, связанным с признаками состава нарушений таможенных правил, является вина юридических лиц, о чем уже говорилось ранее.
3. Конкуренция ряда норм Таможенного кодекса РФ, когда одно и то же по существу деяние предусмотрено двумя или более нормами ТК РФ (например, ст. 282 «Действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение» и ст. 279 «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств»). В этих случаях важно точно определить, какая из приведенных выше норм общая, а какая носит специальный характер.
4. На практике встречаются и еще более серьезные случаи, когда нечеткость описания состава и признаков НТП, сопровождается конкуренцией норм Таможенного кодекса РФ, под действие которых подпадает деяние правонарушителя.
Нередко таможенные органы неправильно определяли субъекта НТП, деяния которого квалифицируются по ст. 282 ТК РФ.
5. Определенная сложность в квалификации нарушений таможенных правил возникает при совокупности правонарушений, когда действия виновного лица могут быть квалифицированы по нескольким статьям КоАП РФ. В таких случаях каждая отдельная норма охватывает совершенное деяние лишь частично. Следовательно, при совокупности нарушений таможенных правил производится квалификация их по нескольким статьям Кодекса.
Нередко таможенные органы и их должностные лица квалифицируют деяния лица, выразившиеся в выдаче, утрате или недоставлении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, одновременно по ч. 1 ст. 254 и ч. 1 ст. 279 (в части недекларирования товаров и транспортных средств) Таможенного кодекса РФ. Правомерность таких действий они обосновывают положениями ст. 144 ТК РФ, согласно которой до помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, всю ответственность за такие товары и транспортные средства, в том числе за уплату таможенных платежей, перед таможенными органами несет перевозчик. На наш взгляд, верна позиция некоторых специалистов, которые считают, что поскольку «перевозчик является только лицом, фактически перемещающим товары либо ответственным за использование транспортного средства, и он не может выступать в качестве, достаточном для совершения с товарами действий по их декларированию от собственного имени, то оснований для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса Российской Федерации не имеется»[22] .
6. Нередко проблемы квалификации коррелируют с неточностью формулировок или отсутствием законодательного закрепления множества определений, связанных с субъектом, субъективной стороной, объектом и объективной стороной правонарушения.
Например, в определении состава правонарушения, ответственность за которое была предусмотрена ст. 277 Таможенного кодекса РФ (сейчас, ст. 16.1 КоАП РФ), совершенного физическими лицами, иногда возникали сложности.
7. Определенные сложности в классификации нарушений таможенныхправил связаны с нормотворчеством, попытками изменить современное таможенное законодательство.
По нашему мнению, в новейшем КоАП РФ прослеживается множество очевидных недостатков.
Во-первых, чисто механически объединены составы некоторых нарушений таможенных правил, по которым возникали сложности в квалификации (например, ст. 276, 277 и 278 объединяются законодателем в одну - ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ), что лишь добавит вопросов по привлечению к ответственности за НТП.
Во-вторых, составы по-прежнему не объединены в группы, исходя из родового объекта посягательства.
В-третьих, перечень административных взысканий, предлагаемый в КоАП РФ, явно не учитывает все виды мер административной ответственности, предусмотренные только в Таможенном кодексе РФ.
Так, статья 3. 2 проекта КоАП РФ содержит следующие виды административных взысканий, которые могут устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации
иностранного гражданина или лица без гражданства».
В соответствие с ч. 2 ст. 3. 2 КоАП РФ, в отношении юридического лица могут применяться административные взыскания, перечисленные в пунктах 1-4, то есть лишение специального права в отношении юридических лиц не предусматривается (отзыв, аннулирование лицензии — в сфере привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил). В ч. 3 ст. 3.2 указано также, что административные взыскания, перечисленные в пунктах 5-7 ч. 1, «могут быть установлены только настоящим Кодексом».
Таким образом, перечень взысканий, предусмотренных КоАП РФ, не содержит такие виды санкций, применяемые только в таможенных правоотношениях ответственности, как: взыскание стоимости товаров и транспортных средств, отзыв лицензии и квалификационного аттестата.
Глава 16 КоАП РФ оставляет за должностными лицами таможенных органов право применять лишь три вида административных взысканий за нарушения таможенных правил: предупреждение, штраф, конфискацию. Между тем размер штрафных санкций остается по-прежнему очень высоким: от 1/10 до 20 МРОТ, взыскиваемых с граждан и должностных лиц, и от 30 до 500 МРОТ - с юридических лиц,
В-четвертых, в КоАП РФ автоматически «перенесены» все недостатки действовавшего Таможенного кодекса РФ, связанные с неточностью и/или отсутствием формулировок: «малозначительности», «соучастия» юридических (и/или физических) лиц, «вины» юридических лиц.
Одной из причин, по которой Президент РФ отклонил Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в четвертом чтении Государственной Думой, является отсутствие в его тексте определения понятия «вины юридических лиц - одного из обязательных признаков административного правонарушения». Президент РФ отметил, что: «... толкование понятия вины в форме умысла или неосторожности в классическом ее понимании, то есть как психического отношения лица и к совершаемому им действию (бездействию), и к его последствиям, на мой взгляд, вряд ли применимо к юридическим лицам, как субъектам административных правонарушений». Глава государства указал также на необходимость законодательного закрепления «критериев виновности юридических лиц».
По нашему мнению, явно не отвечает требованиям субъекта нарушений таможенных правил определение должностного лица, содержащееся в Примечании к статье 2.4 КоАП РФ: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящееся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».
На основе изложенного предлагаю следующие пути совершенствования таможенного законодательства:
1. Четко сформулировать все «работающие» составы, нарушений таможенных правил в КоАП РФ, исключив те, что не применяются вообще. Предварительно необходимо изучить статистику применения всех составов НТП в деятельности таможенных органов по Российской Федерации в целом.
2. Наряду с судебным порядком конфискации предусмотреть конфискацию, налагаемую в административном порядке. Необходимо также регламентировать случаи ее возможного применения (например, если физическое лицо - субъект НТП согласно с данным взысканием; отношении юридических лиц).
3. Снизить размеры штрафных санкций: по отношению к физическим лицам установить штраф не выше 10 минимальных размеров оплаты труда, к должностным - не выше 20, юридическим - не выше 100 МРОТ.
Заключение
Государственное принуждение играет одну из ведущих ролей среди юридических гарантий обеспечения функционирования государственных структур. В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного принуждения, с помощью которых и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц.
Проведенный мною комплексный анализ административного принуждения в таможенной сфере позволил выявить его основные особенности:
Во-первых, меры административного принуждения в таможенной сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом.
Во-вторых, применяются такие меры таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части не урегулированных ими - Кодексом об административных правонарушениях РФ.
В-третьих, меры административно-таможенного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия. Это: и предупреждение, и меры пресечения, и правовосстановления, и меры процессуального обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил и меры ответственности.
Институт административной ответственности занимает центральное место в структуре таможенно-правовой ответственности, являясь частью административно-таможенного принуждения.
Проведенный комплексный анализ данного института позволил нам сделать следующие выводы:
1. Основаниями административной ответственности в таможенной сфере являются: юридические (установленные лишь на уровне Российской Федерации нормы Таможенного кодекса РФ, Закона РФ «О таможенном тарифе»); фактическое - состав нарушений таможенных правил; процессуальное - акт (решение, постановление) таможенного органа или его должностного лица о наложении конкретного вида взыскания.
2. Нарушения таможенных правил по своей природе являются административными, однако специфика состава и признаков НТП позволяет отнести их к самостоятельному институту таможенного законодательства. В отличие от административного правонарушения, которое посягает на порядок управления, к объектам НТП относятся: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и их уплаты; порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств льгот и пользования ими.
3. Субъектами нарушений таможенных правил признаются: физические лица: российские, иностранные граждане, военнослужащие и должностные лица; юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
4. По своим карательным свойствам меры административной ответственности, применяемые к нарушителям таможенного законодательства, приближаются к мерам уголовной ответственности.
5. Административные взыскания за нарушение таможенных правил налагаются с учетом принципа самостоятельности дополнительного взыскания. Оно применимо, даже если срок привлечения к основной санкции пропущен.
В целом, административное и таможенное законодательство Российской Федерации не должно служить средством противостояния государственных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности, а способствовать их тесному сотрудничеству. Для этого необходимы закрепленные в нормах права механизмы реализации таможенными органами своих полномочий, в том числе и по вопросам привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил. Думается, что проведенное исследование послужит совершенствованию деятельности таможенных органов, особенно в части выполнения ими правоохранительных функций.
Список использованной литературы.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 года
2. Таможенный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 № 89-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 21.07.1997 № 114-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 10.02.1999 № 32-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 № 8-П, определением Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 № 21-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П; определением Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 № 144-О, Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 № 3-О). – М.: Кодекс, 2002
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3430
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. М., 2008.
6. Бахрах Д.Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002
7. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право. 2007. №11.
8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях . – М.: Юрайт, 2006
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2006.
10. Малиновская В.М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (финансово - правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
11. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2006.
12. Новокшонов И.Б. Таможенное законодательство России: проблемы и перспективы // Право и экономика. 2009. № 8.
13. Основы таможенного законодательства стран Африки / Под ред. А. Н. Козырина. М., 2006.
14. Основы таможенного дела: Учебник /Под общей ред. В. Г. Драганова. М., 2008
15. Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2009
16. Полежаев Д.М. Правовые основы управления таможенным делом в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004
17. Рязанцев Л. Г. Административные нарушения в таможенной сфере: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2008.
18. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2008.
19. Тимошенко И. В. Квалификация таможенных правонарушений и ее основные особенности // Актуальные проблемы таможенного дела: Сборник научных трудов молодых ученых РТА. М., 2008. Вып. 1
20. Ульянова В.Н. Проблемы и основные направления совершенствования законодательства об административной ответственности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
21. Черкаев Д.И. Административная ответственность юридических лиц за таможенные правонарушения // Законодательство, 2009, №6
[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
[2] Таможенный кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 19.06.1995 № 89-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ, от 21.07.1997 № 114-ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 10.02.1999 № 32-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 30.06.2002 № 78-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.03.1998 № 8-П, определением Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 № 21-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 № 7-П; определением Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 № 144-О, Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 10.01.2002 № 3-О). – М.: Кодекс, 2002
[3] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
[4] См.: Петелин А. И. Проблемы правовой ответственности в социалистическом обществе: Учеб. пособие. Омск, 2006; Тархов В.А. О юридической ответственности: Учеб. пособие. Саратов, 2008.
[5] Бахрах Д.Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 3-12.
[6] Малиновская В.М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (финансово – правовой аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 25.
[7] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2006. С. 148.
[8] Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 2009. С. 197.
[9] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2006. С. 152
[10]
Новокшонов И.Б. Таможенное законодательство России: проблемы и перспективы // Право и экономика. 2009. № 8. С. 67-68.
[11] Таможенное право: Учебник / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 2008. С. 365.
[12] Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности // Собрание законодательства РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3430
[13] Приказ ГТК России от 10 августа 1993 года № 314 «Об утверждении Положения о таможенных складах» (в ред. Приказов ГТК РФ от 10 марта 2000 года № 314 и от 9 декабря 2000 года № 1182) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. № 11; Вестник Госстандарта России. 2000. № 6; Таможенные ведомости. 2001. № 1.
[14] : Приказ ГТК России от 23 июля 1999 года № 468 «Об утверждении Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000.№ 5.
[15] Главы 12, 26 Таможенного кодекса Российской Федерации.
[16] Приказ ГТК России от 10 ноября 2000 года № 1013 «Об утверждении Положения о складе временного хранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 2.
[17] Приказ ГТК России от 18 января 1994 года№ 20 «Об утверждении Положения о таможенном перевозчике» (в ред. Приказа ГТК РФ от 6 октября 1994 года № 20) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 7; 1995. № 3.
[18] : Приказ ГТК России от 18 марта 1998 года№ 152 «Об утверждении Положения о специалисте по таможенному оформлению» (в ред. Приказа ГТК РФ от 30 марта 2000 года № 2289) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998.
№ 10; 2000. № 29.
[19] Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ: Учебник. М., 2008. С.289.
[20] Тимошенко И. В. Квалификация таможенных правонарушений и ее основные особенности // Актуальные проблемы таможенного дела: Сборник научных трудов молодых ученых РТА. М., 2008. Вып. 1. С. 435-436
[21] Под таможенным брокером понимается организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию от ГТК РФ на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (см. п. 1.2. Порядка лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов, утв. Приказом ГТК России от 15 июня 1998 года № 392).
[22] Ответственность за нарушение таможенных правил / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2009. С. 134-135.