Аксенов Василий Павлович

СОДЕРЖАНИЕ: Свой путь в искусстве В. Аксенов начал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе

Писатель, сценарист,

доктор, профессор

Родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийных работников. Отец - Аксенов Павел Васильевич (1899 г. рожд.). Мать - Гинзбург Евгения Семеновна (1904 г. рожд.), автор широко известных мемуаров о сталинских лагерях, в том числе книги Крутой маршрут. Супруга - Аксенова Майя Афанасьевна (1930 г. рожд.). Сын - Аксенов Алексей Васильевич (1960 г. рожд.).

В конце 1930-х годов родители В. Аксенова были репрессированы. По словам писателя, свет для него распахнулся в Магадане, куда он в 16-летнем возрасте приехал к отбывавшей ссылку матери. Семидневный перелет через весь континент - это бесконечное путешествие по бескрайним просторам (днем в пути, ночью приземлялись в крупных городах: в Свердловске, Красноярске, Охотске...) - произвел на него неизгладимое впечатление: география, которую изучали в школе по учебникам и картам, теперь раскрылась перед ним наяву... Магадан, как это ни парадоксально, поразил своей свободой: в бараке у мамы вечерами собирался салон. В компании бывших лагерных интеллигентов говорилось о таких вещах, о которых Василий до этого и не подозревал. Будущего писателя потрясли широта обсуждавшихся проблем, рассуждения о судьбах человечества. А близость к Аляске и Тихому океану за окном распахивала горизонты...

Первой профессией, которую освоил Василий Павлович, была профессия врача. По окончании 1-го Ленинградского медицинского института, Василий Аксенов работал терапевтом на карантинной станции Ленинградского морского порта (1956-1957). Этот период жизни - в предвкушении встречи с дальними странами, мечтах о путешествиях - он опишет позже в романе Коллеги. Затем Василий Аксенов работал в больнице Водздравотдела в поселке Вознесение на Онежском озере (1957-1958) и в Московском областном туберкулезном диспансере (1958-1960).

Как литератор Василий Аксенов дебютировал в 1959 году. Его первый роман - Коллеги (1960), сразу принес ему широкую известность, впоследствии многократно переиздавался и получил воплощение на сцене и на экране. Опубликованный следом роман Звездный билет (1961) так очевидно закрепил успех молодого прозаика, что он решил профессионально заняться литературным трудом. Эти и последующие романы - Апельсины из Марокко (1962) и Пора, мой друг, пора (1964) упрочили за В. Аксеновым славу одного из лидеров молодой прозы, заявившей о себе на рубеже 1950-1960-х годов.

Свой путь в искусстве В. Аксенов начал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом к западной музыке и литературе - со всем, что противостояло принятым духовным ориентирам. Исповедальный характер прозы В. Аксенова, сочувственное внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу молодого поколения как нельзя более соответствовали духовной жизни общества. В это время В. Аксенов становится одним из наиболее активно печатающихся и читаемых авторов журнала Юность, в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии.

К середине 1960-х годов усиливается философская насыщенность прозы В. Аксенова, размышляющего о причинах неудачи оттепели, именно с нею связывавшего свои лучшие надежды. Произведения писателя, их заостренность на проблемах периода оттепели и прежде всего - извечном конфликте поколений, обретавшем особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого, вызвали бурную полемику в критике, нападки цензуры. Среди изданных в СССР произведений этого периода творчества писателя - сборники рассказов Катапульта (1966) и На полпути к Луне (1967), романы Стальная птица (1968), Любовь к электричеству (1969), Мой дедушка - памятник (1970), Сундучок, в котором что-то стучит (1973), В поисках жанра (1977).

Обращение В. Аксенова к личности способствовало перестройке индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы переплетаются в запрещенном тогда цензурой романе В. Аксенова Ожог (1976). В нем автору удалось полномасштабно отобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960-1970-х годов. Герои романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении.

Появление в 1968 году повести Затоваренная бочкотара свидетельствует об изменении направления эстетических поисков писателя, выходящего теперь, по его собственным словам, к тотальной сатире. Здесь открывается удивительная нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной В. Аксеновым сюрреалистической вещью.

Изменение творческой позиции В. Аксенова свидетельствовало не только о собственно художественных поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия, предпочитая ему изображение иллюзии действительности; сами эти изменения были вызваны крепнущим у него убеждением в том, что действительность так абсурдна, что, употребляя метод абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся действительность....

С этого времени критика в адрес В. Аксенова и его произведений становится все более резкой. Нападки вызывала даже форма, к которой обращался теперь писатель, воспринимаемая как несоветская и ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре Современник пьеса В. Аксенова Всегда в продаже, свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве. Положение В. Аксенова еще более осложнилось, когда в 1977-1978 годы его произведения начали появляться за рубежом (прежде всего в США). Тогда же, в 1979 году, В. Аксенов вместе с А. Битовым, Вик. Ерофеевым, Ф. Искандером, Е. Поповым, Б. Ахмадулиной выступил составителем и автором альманаха Метрополь, объединившего писателей, отмежевавшихся от социалистического реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах был издан в США. В СССР он немедленно был подвергнут критике властей, усмотревших в нем попытку вывести литературу из-под контроля государственной идеологии. В 1979 году В. Аксенов был исключен из Союза писателей и Союза кинематографистов СССР. 22 июля 1980 года он уехал в США и вскоре был лишен советского гражданства.

В Вашингтоне выходят написанные В. Аксеновым в России, но впервые публикуемые лишь после приезда писателя в Америку романы Золотая наша Железка (1973, 1980), Ожог (1976, 1980), Остров Крым (1979, 1981), сборник рассказов Право на остров (1981). В США издаются новые романы В. Аксенова: Бумажный пейзаж (1982) Скажи изюм (1985), В поисках грустного бэби (1986), трилогия Московская сага (1989, 1991, 1993), сборник рассказов Негатив положительного героя (1995), Новый сладостный стиль (1997), Кесарево свечение (2000). Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего - Московская сага), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает оставаться в центре внимания писателя.

После возвращения В. Аксенову гражданства в 1990 году он часто приезжает в Россию, где вновь начинают печататься (в том числе в журнале Юность) его произведения (помимо уже упомянутых - Мой дедушка - памятник, 1991; Рандеву, 1992), выходит собрание его сочинений. В 1993-1994 годах в России была опубликована его Московская сага, по которой в настоящее время режиссер Д. Барщевский снимает многосерийный художественный фильм (художник этой картины - А. Аксенов, сын писателя). В июне 1993 года в Самаре состоялись первые Аксеновские чтения.

Помимо уже упомянутых произведений, перу В. Аксенова принадлежат повесть Круглые сутки нон-стоп, рассказы Сюрпризы, Перемена образа жизни, Завтраки сорок третьего года, Папа, сложи, Второй отрыв Палмер, Гикки и Бэби Кассандра, Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол, Любителям баскетбола, Победа, Простак в мире джаза, Миллион разлук, Романтик Китоусов, академик Великий-Салазкин и таинственная Маргарита, Вне сезона и др. Роман Желток яйца (Yolk of the Egg) был написан В. Аксеновым на английском языке.

В. Аксенов - автор целого ряда произведений для драматического театра (пьесы Всегда в продаже, 1965; Твой убийца, 1966; Четыре темперамента, 1968; Аристофаниана с лягушками, 1968; Цапля, 1980; Горе, горе, гореть, 1998; Аврора Горенина, 1999; Ах, Артур Шопенгауэр, 2000) и киносценариев (фильмы Когда разводят мосты, 1961; Мой младший брат, 1962; Мраморный дом, 1973; Центровой, 1976; Пока безумствует мечта, 1980).

В США В. Аксенову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он является членом Пен-клуба и Американской авторской лиги. С 1981 года В. Аксенов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучерском университете (1983-1988), Университете Джорджа Мэйсона (с 1988 года и по настоящее время). В 1980-1988 годы В. Аксенов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией Голос Америки. Автор многочисленных журнальных статей и рецензий на английском языке.

В. Аксенов интересуется историей, особенно XVIII века, историей парусного флота. Со студенческой поры увлекается джазом. Среди спортивных пристрастий - джоггинг, баскетбол.

Живет и работает в Вашингтоне (США).

Скачать архив с текстом документа