Актуальные проблемы потребительской кооперации
СОДЕРЖАНИЕ: Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации. Моделирование эталонного потребительского общества как основы системы потребительской кооперации. Характеристика и анализ закона О потребительской кооперации.Содержание
Введение
1. Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ
1.1 Первый этап реформирования потребкооперации РФ
1.2 Законодательное развитие основ потребкооперации
1.3 Характеристика закона РФ о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ
2. Анализ роли закона РФ о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах в РФ в усилении демократических основ системы
3. Моделирование эталонного потребительского общества как основы системы потребительской кооперации в РФ
3.1 Модель потребительского общества
3.2 Внутренние проблемы современных кооперативов
3.3 Государство и система потребительской кооперации
Заключение
Список литературы
Введение
Важнейшим вопросом, определяющим состояние и перспективы кооперативного движения, является участие населения в кооперативах, степень заинтересованности людей в услугах кооперативов. Чем больше людей объединяется в кооперативы, участвует в их социально-экономической деятельности, тем сильнее кооперативный сектор экономики.
В современном состоянии экономической системы в России для преодоления тяжелой социально-экономической ситуации кооперативные начала приобретают исключительное значение. В условиях роста цен, безработицы, распада прежней системы социальной защиты и других проявлений кризиса большинство населения, теряя социально-нравственные ориентиры, оказалось почти никак не объединенным в какие-либо устойчивые общности, бывшие бы шире семейных ячеек и имевшие бы специальной целью решение насущных вопросов, связанных порой с простым выживанием. Необходимость объединения населения в первичные кооперативные организации для защиты свои прав как производителей в условиях диктата на рынке массы посредников и криминальных структур, очевидна. Это необходимо населению и как потребителям, в условиях торгово-производственного диктата на рынке, и в целях адаптации к происходящим в обществе резким переменам с тем, чтобы люди смогли найти социально-экономическую нишу и хотя бы частично обрести жизненную перспективу через различные кооперативы, товарищества, общества и их возможные модификации применительно к различным региональным и иным условиям.
Во всем мире кооперативное движение выступает активной экономической силой. Теория и практика стран с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших возможностях кооперативных объединений, основанных на самодеятельности, самоуправлении, развитии хозяйственной демократии и инициативы. Существует немало доказательств, что в кооперативных формах на разных уровнях (предприятие, местный, региональный) можно успешно решать ряд конкретных социально-экономических проблем (занятость, повышение производительности труда и т.д.) и делать это в духе лучших демократических традиций.
Сегодня особенно остро стоит вопрос о выживаемости системы потребительской кооперации, о ее структурных преобразованиях. Структурная ломка несет в себе опасность потери собственности потребительских обществ. С целью предотвращения этих процессов и решения других проблем в 1997 году был принят Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
Цель работы – охарактеризовать роль Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в усилении демократизации системы потребкооперации в РФ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать эволюцию нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ;
охарактеризовать законодательные основы усиление демократизации в системе структурных преобразований потребительской кооперации;
охарактеризовать процесс моделирования эталонного потребительского общества.
1. Характеристика эволюции нормативно-законодательных основ системы потребительской кооперации РФ
1.1 Первый этап реформирования потребкооперации РФ
Отличительная особенность конца 1980-1990-х гг. состоит в поиске законодательных основ функционирования системы потребительской кооперации России, разработке отраслевого права с целью дальнейшего развития и совершенствования ее деятельности.
За последнее десятилетие было принято три государственных Закона, посвященных потребительской кооперации. В содержании каждого из них отражены особенности нестабильного времени, связанного с изменениями в государственном строе страны и проведением социально-экономических реформ.
Закон Союза Советских Социалистических Республик «О кооперации в СССР» (май 1988 г.) был первым после 1918 г., поддерживающим кооперативное движение в целях удовлетворения растущих потребностей населения. Для успешного решения этой важной проблемы Закон гарантировал свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, их самостоятельность и независимость в принятии решений по выполнению уставных задач.
Однако десятилетиями складывающаяся плановая система оставалась незыблемой. Правительство продолжало навязывать потребительской кооперации различные планы и задания, часто ограничивая ее самостоятельность. Центросоюз России и областные потребсоюзы не были готовы отказаться от практики беспрекословного подчинения им нижестоящих кооперативов в нарушении ст.10 Закона «О кооперации в СССР « вмешивались в хозяйственную и иную деятельность кооперативов.
По-прежнему принижалась роль пайщика, который обязан был активно участвовать в управлении делами кооператива, но его связь с последним оставалась формальной. (По новому Закону термин «пайщик» был заменен термином «член кооперации»).
Вместе с тем новый Закон существенно активизировал деятельность кооперации. Укрепилась материально-техническая база, возросли производственные мощности по выпуску продовольственных товаров; появились новые типы кооперативов по производству товаров народного потребления, оказанию бытовых услуг. В 1989 году таких кооперативов в системе потребительской кооперации насчитывалось более 8 тыс. Закон не только определил экономические, организационные и правовые нормативы всех видов кооперативов, но и создал защитный механизм внутрикооперативной демократии, установил их права и обязанности, принципы взаимодействия с государственными и хозяйственными органами.
В начале 1990-х гг. в связи с распадом СССР и образованием Содружества независимых государств перестал существовать Центросоюз СССР. Бывший Роспотребсоюз был преобразован в Центросоюз Российской Федерации. В связи с преобразованием автономных областей России в республики их потребсоюзы вошли в состав Центросоюза РФ на правах самостоятельных членов.
Кризисное состояние всех сфер экономики распространилось и на потребительскую кооперацию. Этот период для нее является, пожалуй, самым сложным за последнюю полувековую историю страны. К начатым реформам потребкооперация не была готова. Ее экономика страдал от кабальных государственных кредитов, отсутствия достаточного количества оборотных средств, низких паевых взносов и постоянных нарушений уставных положений кооперативным руководством.
Повышение цен в апреле 1991 года и мизерные не проиндексированные оборотные средства сделали кооперацию совершенно беспомощной. Она лишилась возможности своевременно получать товары и поддерживать свое существование. Еще больший удар системе был нанесен обесцениванием денег – превращением рубля в копейку. Установленный предел торговых надбавок привел к убыточности продажи продовольственных товаров. Разорительной для кооперации была обязательная предоплата заказных товаров и высокие проценты за пользование ссудами банков.
Правительство понимало, что сложившаяся ситуация ведет к социальной напряженности, особенно в среде сельского населения, поэтому был принят ряд мер: выделялись льготные ссуды, кредиты, списывались долги, возмещались убытки потребкооперации по чекам «Урожай-90» и другие [4].
1.2 Законодательное развитие основ потребкооперации
Событием особой важности для потребкооперации России стало принятие в июне 1992 г. Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации». Этот документ признавал общ6ественную необходимость существования потребительской кооперации как целостной системы хозяйствования. Он определил ее статус, поставил на первое место интересы пайщика как главного субъекта всей ее деятельности, а также выделил приоритет потребительского общества как основного структурного звена кооперативной системы. Главной функцией потребкооперации было юридически признано обеспечение пайщиков товарами и услугами, за ними закреплялась кооперативная собственность. Потребительские общества получили всю полноту хозяйственных, социальных и управленческих прав, но в то же время и всю полноту ответственности перед пайщиками.
Закон закрепил право потребительских обществ на объединение в союзы, ассоциации и другие формирования открытого кооперативного типа и тем самым защитил, законодательно утвердил исторически сложившиеся принципы организационного построения потребительской кооперации, хозяйственных связей, кооперативной взаимопомощи, солидарности и сотрудничества между потребительскими обществами и объединениями.
В Законе определены принципы взаимоотношения организации потребительской кооперации с государственными органами власти и управления, которые должны строиться на договорной основе.
Выход в свет Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», а также Указа Президента РФ «О коммерционализации потребительской кооперации» (февраль 1992 г.) и других документов повлекли за собой изменение организационно-правовой основы потребительских обществ, собственных хозяйств, созданных на базе различных структур.
Возникло немало вопросов о реформировании потребительской кооперации, особенно о принадлежности и отчуждении кооперативной собственности, изменении организационной структуры, форм и методов управления. На базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушением законодательства Российской Федерации появились принципиально новые организационно-правовые формы деятельности: малые предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа.
Акционирование крупных предприятий и хозяйств привело к сокращению количества пайщиков, ослаблению общего руководства системой потребительской кооперации, утрате влияния на подведомственные хозяйства и структурные подразделения; отсутствовал механизм выплаты дивидендов на паевые взносы. В итоге нарушилась согласованность организационно-правовых форм и принимаемых мер с действующим законодательством. Дестабилизирующими факторами, резко изменившими условия хозяйствования, являлись перемены и сложности социально-экономического и политического характера.
Используя слабые стороны законодательства, многие руководители кооперативных организаций и предприятий искусственно сократили число пайщиков, распределили собственность между небольшими группами заинтересованных лиц, стали осуществлять свою деятельность без контроля со стороны пайщиков, что привело к нарушению классических кооперативных принципов.
В докладе председателя Центросоюза РФ В. Ермакова на четвертом собрании представителей потребительских обществ в 1996 г. отмечалось, что потребкооперация сохраняла свою целостность как система, обеспечивала относительно стабильное снабжение сельского населения товарами первой необходимости.
Главными причинами такого положения являлось: острый недостаток финансовых ресурсов, низкая покупательная способность, возрастающая конкуренция со стороны частного капитала, разрушительные процессы в системе потребкооперации, в том числе и с санкции местных административных органов, ликвидация потребительских обществ, собственных хозяйств и создание на их базе ОАО, ООО.
Но, несмотря на трудности и пророчества о неперспективности развития потребкооперации в последние годы 1990-х годов произошли заметные позитивные перемены: сформировалась модель развития потребкооперации в условиях рыночного хозяйствования; по инициативе Центросоюза РФ было принято более 30 постановлений и решений по различным вопросам ее деятельности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельскими товарами и услугами» (май 1996 г) и постановление правления Центросоюза РФ по его выполнению. Активная законодательная нормотворческая деятельность правительства в пользу потребкооперации создала реальные условия для восстановления утраченных позиций и постепенной стабилизации деятельности системы на всех ее уровнях и во всех звеньях.
В 1992 году Центросоюз РФ впервые заключил договор с Правительством Российской Федерации о взаимных обязательствах по улучшению обслуживания населения. С 1993 такие договоры заключались большинством потребсоюзов с местными администрациями.
Принимались и другие меры, включая государственную поддержку. За 1994-1995 гг. потребкооперация получила льготы на сумму свыше 6 трлн. рублей; из одного триллиона рублей, начисленного в фонд развития потребкооперации за эти же годы, 88 млрд. были направлены на пополнение оборотных средств; около двух трлн. рублей задолженности потребкооперации по кредитам были переоформлены правительством на внутренний государственный долг.
Благодаря усилиям Центросоюза судом Торговой палаты Парижа было принято положительное решение о правопреемственности Центросоюзом РФ акций Евробанка, принадлежавших бывшему Центросоюзу СССР.
Эти и другие меры способствовали укреплению и развитию потребкооперации России, но не смогли обеспечить стабильной, безубыточной хозяйственной деятельности предприятий и организаций системы с целью обеспечения сельского населения необходимыми товарами и услугами.
Однако социально-экономическое положение потребкооперации все равно продолжалось нуждаться в радикальных мерах по формированию системы в соответствии с проводимыми в стране демократическими преобразованиями. Большие надежды возлагались и возлагаются при этом на Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г [2].
1.3 Характеристика Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»
Этот Закон имеет непреходящее значение для практической деятельности самой массовой общественно-хозяйственной организации страны. В его содержании учтены особенности создания и развития потребительской кооперации России, опыт кооперативного строительства на различных этапах государственных преобразований, отраженный в современном российском законодательстве и обогащенный творч5еским применением этических норм и гуманистических ценностей, заложенных в классических кооперативных принципах.
Новый Закон является незыблемой основой целостности потребительской кооперации как системы прежде всего потому, что в нем заложен научно-обоснованные гарантии, обеспечивающие нормальное функционирование потребительских обществ и их союзов для реализации прав и обязанностей пайщиков, осуществления всех направлений многогранной деятельности потребительской кооперации.
В новом Законе акцентируется внимание на дальнейшем совершенствовании структуры управления, правовом и кадровом обеспечении, всемерном развитии социально-бытовой и иных структур, кооперативной демократии и исполнительской дисциплины, на восстановлении контрольно-распорядительных функций союзов, изучении и пропаганде кооперативного движения и других принципиальных положениях.
Чтобы оценить новизну и преимущества этого документа, необходимо на основе сравнительного анализа установить, в чем заключается принципиальное отличие нового Закона от предыдущего, принятого в 1992 г., какие вновь введенные положения не предусматривались, не рассматривались, четко не определялись или вообще не оговаривались в нем.
Прежним Законом о кооперации совершенно не предусматривались: (ст.4) основные принципы создания и деятельности потребительского общества; (ст.7) ограничения на использовании в наименовании юридического лица слов потребительское общество, союз потребительских обществ; (ст.6, ст.19) отстранение от должности выборных лиц в обществе и союзе; порядок принятия решения общим собранием представителей потребительских обществ союза; взносы членов союза.
Законом о кооперации 1992 года не рассматривались роль женщины в потребительской кооперации; роль кооперативных участков общества и собраний пайщиков кооперативных участков; паевой и иные фонды потребительского общества, союза потребительских обществ; выход из союза потребительских обществ; представительство в международном кооперативном движении.
Не были четко определены правомочия потребительских обществ, их союзов. Совершенно не оговаривалась возможность занятия предпринимательской деятельностью, прием и исключение пайщиков из общества. Не в полной мере использовались многие6 основные понятия, как-то: потребительская кооперация», «потребительское общество», «пайщик», а также определения различных (ст.1) фондов, (ст.33) взносов (например, неделимый, резервный и др.).
В более тщательной проработке и конкретизации нуждались процедурные вопросы определения принадлежности собственности, ее реформирования, порядка выхода пайщика из потребительского общества, выбора степени оптимальности структуры управления и повышения уровня демократичности ее функционирования.
Если к перечисленным просчетам и упущениям Закона о кооперации 1992 г. добавить отсутствие ясности в вопросах о создании союзов всех уровней, о порядке вступления и выхода из них, механизме преобразования потребительского общества в другую организационно-правовую форму и прочих тонкостях и особенностях функционирования потребительской кооперации как целостной системы, то становятся очевидными факторы, осложнявшие эффективное применение на практике не проработанного законодательства с большим количеством неопределенностей.
В новом Законе о потребительской кооперации устранены перечисленные недостатки, даются исчерпывающие ответы и ясное представление о сути вышеназванных проблем. Но главное, предусмотрены меры по стабилизации деятельности системы потребительской кооперации. Впервые в кооперативном законодательстве гарантируется (ст.5 кредитование и финансирование пайщиков) государственная поддержка потребительских обществ и их союзов с учетом их социальной значимости, а также граждан и юридических лиц, создающих такие потребительские общества и их союзы (ст.5, 16, 33 Социальные блага).
Сравнительный анализ текстов двух законов, принятых с пятилетним интервалом, позволяет сделать вывод о том, что новый Закон о потребительской кооперации строится на прочном фундаменте Основного Закона государства – Конституции Российской Федерации. В нем учтены важнейшие положения современного государственного законодательства, обновленного отраслевого права и многих нормативных актов, касающихся масштабного реформирования всех сфер российского общества.
В новом документе нашли отражение наиболее существенные перемены, происшедшие в стране и потребительской кооперации за сравнительно короткий исторической срок.
Новый Закон о потребительской кооперации обогащает исторический опыт полутора векового мирового кооперативного сообщества, в том числе по творческому применению кооперативных принципов как совокупности нравственных основ в организационной, экономической, социальной, культурно-просветительской и других сферах кооперативной деятельности.
В отдельной статье Закона выделены и изложены основные принципы создания и деятельности потребительского общества. Это – свидетельство последовательной работы Центросоюза России по претворению в повседневную жизнь системы потребительской кооперации важнейших положений ХХХХ1-го Юбилейного конгресса МКА, классических кооперативных принципов. В документах Конгресса подчеркивается: «Принципы являются стимулами, побуждающими кооперативы к действию, с помощью которых они могут процветать в интересах своих членов».
У целом, Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», вышедший в свет на рубеже двух тысячелетий, является долгосрочной программой деятельности потребительской кооперации России. В настоящее время по инициативе Центросоюза РФ проводится целенаправленная работа по его реализации, включающая целый комплекс масштабных мероприятий преодоления кризисной ситуации, более эффективному использованию ею экономического и производственного потенциала для стабилизации и улучшения обслуживания пайщиков и всего сельского населения [4, 112].
2. Анализ роли Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» в РФ» в усилении демократических основ системы
Президент РФ 19.06.1992 г. подписал Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ». Предполагалось, что Закон явится хорошей основой для глубокого реформирования системы, для возрождения в ней подлинно демократических начал и полной самостоятельности. Реформированная потребительская кооперация сквозь призму Закона виделась как совокупность добровольных обществ пайщиков и их союзов с целью удовлетворения ими свих потребностей в товарах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Удовлетворение материальных потребностей пайщиков и есть главная цель кооперации.
Главное в этом законе – это роль, на которую он выводит пайщиков, передавая им свою власть. Прежде подобная роль оставалась за аппаратом.
Еще одно важное положение в законе – это то, что в основе системы потребительской кооперации первичное звено – потребительское общество, которое непосредственно объединяет пайщиков. В связи с этим этот документ вполне можно было бы назвать и Законом о потребительском обществе, которым системе возвращались истинно демократические начала, которые были положены в ее основу при создании в конец прошлого века и оказались основательно подрастерянными в советское время. Поэтому в закон был включен и ряд чисто регламентированных норм.
Пайщики, добровольно объединяющиеся в общества, вправе и свободно выходить из них с возвращением при этом паевого взноса и соответствующей этому взносу доли приращенного имущества.
Одно из важных демократических начал – полученное пайщиками право передачи по наследству своего пая и дивидендов на него. Этим положен конец прежней несправедливости, когда дети человека, бывшего 40-50 лет пайщиком, должны начинать свое членство в потребительской кооперации сначала.
Наряду с основными правами, обязательными для соблюдения в Российской Федерации, уставы потребительских обще6ств могут предоставлять пайщикам и другие, более частные или обусловленные конкретной местной спецификой права.
Принятый Закон однозначно определил, что полномочия, власть в потребительской кооперации делегируются снизу вверх. Потребительские общества могут создавать и входить в союзы, а могут и никуда не входить. Выйдя из такого объединения, они тоже вправе претендовать на получение своей доли имущества и соответствующей долевому вкладу части приращенного за время совместной деятельности капитала.
Учреждаемые потребительскими обществами объединения должны предоставлять и защищать их интересы, от чего голос кооперативов данного региона будет звучать мощней, весомей. Эффективней в ряде случаев и предпринимаемые совместно коммерческие и другие хозяйственные акции. Но все в этих объединениях пойдет от пайщиков, от потребительских обществ: и их уставы, и формирование исполнительных органов, и прием на работу в аппарат, и структура этого аппарата.
Так же однозначно закон определял и отношение к собственности потребительских обществ. Она должна была быть закреплена за пайщиками и работниками на праве частной (общей, долевой, совместной) собственности. По решению пайщиков работники потребительской кооперации, не являющиеся пайщиками, могли иметь право на выделение части имущества в соответствии с уставом общества.
Собственность потребительского общества может быть отчуждена только по решению пайщиков, а изъята – лишь в случаях, предусмотренных законодательством России.
Особенно следует подчеркнуть, что в соответствии с законом органы государственной власти и управления не вправе вмешиваться в хозяйственно-финансовую и иную деятельность потребительских общ6еств и их союзов. Это важно, поскольку в прошлом такие органы постоянно вмешивались в дела потребительской кооперации, командовали ею, будто это государственная собственность, государственные предприятия. И если бы такое было только в прошлом. Но и сейчас не прекращаются посягательства на кооперативную собственность, ей навязываются кадровые перемены.
В связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации в 1997 году были внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» [2]. На сегодняшний момент именно этот Закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
Как определено в Законе, основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются:
создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;
закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;
производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг.
Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.
Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Закону, теперь собственниками имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо. Как поступить, если собственность была закреплена за пайщиками и работниками потребительской кооперации в соответствии с Законом 1992 года? Ответ дается в статье 40 пункте 2 нового Закона. Пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О введение в действие Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» утрачивает силу.
Учредительные документы акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе имущества потребительских обществ и их союзов с нарушением законодательства РФ, в том числе при отсутствии решения высшего органа потребительского общества, союза потребительских обществ, подлежит приведению в соответствие с принятым Законом.
Принятый Закон направлен на дальнейшую демократизацию потребительской кооперации, усиление защиты прав пайщиков и повышение их роли в решение всех вопросов и контроле за деятельностью потребительского общества.
Закон установил жесткие требования при исключении пайщика из потребительского общества. Он может быть исключен только решением общего собрания. Собрание пайщиков должно решать все важные вопросы работы потребительского общества. Возрастает роль кооперативных участков.
Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и органов исполнительной власти определяются соглашениями. Надо иметь в виду, что теперь это носит не рекомендательный, как ранее, а обязательных характер.
Закон гарантируется потребительским обществам и их союзам государственную поддержку.
В Законе четко прописаны правомочия потребительских обществ и их союзов, в том числе право осуществлять предпринимательскую деятельность.
Новый Закон о потребительской кооперации – это установка на реформу, без которой потребительской кооперации дальне не продержаться. Естественно, конечной целью реформы должно стать приведение в действие мощного потенциала потребительской кооперации, устранение на этой основе убыточности и обеспечение рентабельной деятельности каждой организации и предприятия.
Основная концепция демократизации управления: широкое участие пайщиков в обсуждении вопросов структурных изменений, более полный охват населения кооперированием и разделение органов управления на распорядительные (демократические) и исполнительные. Такое разделение предусмотрено новым законом о потребительской кооперации.
Очевидно, что в потребительской кооперации управление должно опираться с одной стороны на демократические методы и выборные органы, а с другой – на единоначалие и четкую дисциплину в исполнительных структурах.
Разделение функций между «законодательными», «распорядительными» и «исполнительными» органами потребительской кооперации, переход на новую структуру управления отвечают процессам «разделения властей» в государстве.
В деятельности организаций потребительской кооперации западных стран сложилась логичная система такого разделения функций. Там высшим органом потребительского кооператива является общее собрание пайщиков, а распорядительным органом в промежутке между собраниями пайщиков выступает Совет директоров (управляющих), избранных на общем собрании. Этот демократический орган определяет стратегию развития кооператива, назначает правление из компетентных менеджеров, контролирует его деятельность и принимает неотложные меры в случае ее неэффективности. В свою очередь, правление (исполнительный орган), получив доверенность на управление кооперативом в течение определенного срока выунждено прилагать максимум усилий, чтобы обеспечить успех предприятия, от которого зависит размер личного заработка и дальнейшая судьба самого менеджера. Председатель правления действует в пределах своих полномочий как единоначальник, это обеспечивает оперативное принятие решений и необходимый уровень исполнительной дисциплины.
Такая система «двойного» управления имеет ряд преимуществ, особенно для антикризисного управления. Руководители исполнительных органов должны иметь достаточную профессиональную подготовку и квалификацию, а при возможности заместить должности на конкурсной основе.
Новый Закон положил конец бесконтрольности. Теперь, если выборные должностные лица в потребительской кооперации не справляются со своими обязанностями, нарушают уставы или допускают злоупотребления, они могут быть отстранены от должности вышестоящим потребсоюзом.
В соответствии с новым Законом, повышаются контрольные и распорядительные функции выше6тоящих союзов, восстанавливается так называемая «вертикаль».
Закон меняет управление «по горизонтали». Теперь в потребительских обществах и союзах всех уровней будут советы (распорядительные органы) и правления – исполнительные органы.
Совет – орган, наделенный всей полнотой власти. Он отвечает за хозяйственно-финансовую деятельность потребительского общества или союза, осуществляет прием в члены потребительского общества, организует выполнение наказов пайщиков, проводит собрания, создает кооперативные участки и т.д. Но это не означает, что совет должен иметь какой-то свой, параллельный аппарат. В нем должны быть представлены рядовые пайщики, специалисты учета, финансов, прав и работники потребительской кооперации, для которых не безразлична судьба своего кооператива. Совет должен быть компетентным, активным, высококвалифицированным органом, способным решать все вопросы.
В правлении должны работать профессионалы-финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, коммерсанты, поскольку именно от их работы зависит успех дела, эффективное использование материальных, финансовых и других ресурсов.
Демократические установки в новом Законе соседствуют со строгой исполнительской дисциплиной.
Новый Закон дает основные, принципиальные установки жизнедеятельности потребительской кооперации в РФ, в нем почти в каждой статье говорится, что та или иная позиция регулируется уставами потребительского общества или союза. Поэтому при принятии уставов в потребительских обществах и союзах не должно допускаться выхолащивания принципиальных положений, вытекающих из Закона [8].
Направленность – изучение в массовых и узких социальных группах субъективных представлений об устройстве, событиях и явлениях повседневного мира (обыденные представле-ния) и внешнего мира (умозрительные представления).
Финансовое положение большинства организаций общественного питания остается сложным. По итогам 2003 г. и I кв. 2004 г. рентабельными были только предприятия крупнейших городов России. 84% предприятий общественного питания частные и 16% – государственные. В какой стране вы видели частника, который будет себе в убыток вести бизнес? А в России сколько угодно. Но это только на бумаге, которая, как известно, все стерпит [6, 157].
По негласной договоренности с местными властями убыток фиксируется только на бумаге. Большие ресурсные и финансовые потоки идут мимо официального бухгалтерского баланса. Работать без «черной кассы» сегодня в секторе общественного питания (СОПе) практически невозможно. Само государство толкает владельцев и менеджеров кафе и ресторанов на то, чтобы большая часть работы шла в «черную». Взятки для чиновников и проверяющих, бесплатное питание начальников разного калибра, наличные на закупку товаров и услуг, наконец, зарплата в конверте управляющим и себе – все это берется как раз из «черной кассы».
По оценкам экспертов, оборот СОПа в 2004 г. в России составит1400 – 1450$ млн. С учетом «серой» составляющей он доходит до $1600 млн. На первый взгляд, оборот кажется большой, но при либерализации сектора общественной торговли, отмене десятков торговых ограничений в течение 2-3 лет он мог бы превысить $1 млрд. В России оборот СОПа на душу населения составляет примерно $345. В той же Чехии он почти в 10 раз больше. Неужели гостеприимство русских заканчивается на пороге их собственных квартир и домов?
В СОПе работает 8700 предприятий на 617 тысяч мест. Из них 19% расположены в производственных организациях, 35% – в учебных заведениях и 41% – в общедоступной сети. Рабочих, студентов и детей продолжают кормить государственные предприятия. Частный бизнес в эти выгодные ниши рынка не впускают. Минобразования совместно с местными органами власти предпочитают в тиши кабинетов делить субсидии, закрывать глаза на низкое качество. Ведь никто не ставит им задачу создать конкурентную среду и привлечь в СОП частный капитал и предпринимательский талант.
При учреждениях образования работают 13300 объектов общественного питания на 1354 тыс. рабочих мест. Они обслуживают 1,5 млн. студентов, поддерживает олигополию и запрещает вход на данный рынок частным структурам. В городах страны создано 1380 комбинатов школьного и студенческого питания, которые, собственно, и занимаются приготовлением пищи для столовых. Все эти предприятия, естественно, находятся в государственной собственности [7, 112].
Прозрачности в финансовых потоках данного сектора нет. Мы знаем, что бюджет должен доплачивать учащимся школ (около 760 рублей в учебный день на одного учащегося 1-3 (4) классов, а также ученикам 4 (5)-11 (12) классов сельских школ). Учебные заведения могут принять решение о полностью или частично бесплатном питании школьникам из малообеспеченных и неблагополучных семей. Студенты ПТУ, которые учатся не менее 10 месяцев, получают за счет бюджета одноразовое горячее питание, а иногородние и из малообеспеченных семей питаются за государственный счет три раза в день.
Поскольку нормы денежных расходов на питание учащихся чрезвычайно низки, то ожидать высокого качества питания от государственных столовых и пищевых комбинатов не приходится. Где вы видели в наше тяжелое время сотрудников этих заведений, которые бы не старались увести часть ресурсов лично для себя? Ситуацию усугубляют цены на продукты питания. По многим позициям они у нас (из-за торгового протекционизма) в два раза выше мировых (к примеру, мясо в Германии или мука в России). В итоге столовые и комбинаты вынуждены лепить из имеющихся ингредиентов продукт, который, помимо всего прочего, должен быть съедобен. Далеко не во всех случаях это получается. Экономия на детском питании – невероятный государственный цинизм.
Русские власти по обыкновению видят решение проблемы детского питания и СОПа в целом в модификации бюрократических процедур. Совет Министров создал Межведомственную комиссию по организации общественного питания стране. Она активно думает над тем, как, не пуская в данный сегмент рынка частный бизнес, т.е. инвестиции и новые технологии, получить более высококачественный продукт. Рекомендации чиновников предсказуемые. Местные исполкомы должны компенсировать государственным предприятиям, занятым в СОПе, часть затрат, чтобы снизить цены на завтраки и обеды в учебных заведениях. Поскольку на уровне райисполкомов и облисполкомов денег хронически не хватает, то ситуация с качеством услуг на данном сегменте рынка едва ли улучшится.
Чиновники банально стараются спихнуть решение этой проблемы на директоров школ и ПТУ. Активно идет процесс передачи столовых на баланс самих учебных заведений. В 40% общеобразовательных школ, 16% ПТУ, 65% вузов, 15% техникумов это уже произошло [13, 111].
Директора школ не имеют права самостоятельно организовать систему питания. Они должны жить по «Рекомендациям по организации питания учащихся общеобразовательных школ, средних специальных и студентов высших учебных заведений», а также выполнять десятки других технологических нормативных документов. Честнее и эффективнее было бы передавать деньги непосредственно в школы. Пусть директор вместе с родительским комитетом самостоятельно решают, как организовать питание в школе или ПТУ.
С другой стороны, зачем учебным заведениям иметь на своем балансе столовые, если можно просто объявить тендер среди частных компаний на организацию питания? Наверняка многие предприниматели с удовольствием занялись бы таким бизнесом – спрос-то гарантирован. С них можно было бы спросить за качество. Стало бы меньше коррупции, но такие простые рыночные схемы в голову чиновникам не приходят.
Если бы Минторг не мешал, то данный сектор развивался бы гораздо быстрее. Трудно объяснить смысл существования ценовых категорий для частных ресторанов или кафе. В России же получается, что частный инвестор открывает бизнес всегда в партнерстве с Минторгом. Помимо регулирования цен чиновник определяет «требования к архитектурно-планировочным решениям, мебели, столовой посуде, приборам, белью, персоналу, методам обслуживания потребителей, фирменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию, ассортименту кулинарной продукции, оформлению меню и другие». Это далеко не все: «В целях защиты внутреннего потребительского рынка предусмотрена обязательная реализация в объектах общественного питания алкогольных напитков и табачных изделий отечественного производства». Окончательно добивают СОП. Они наделены полномочиями устанавливать предельный размер наценок. Так кто, в конечном счете, владеет русскими ресторанами и кафе?
Основные принципы создания и деятельности потребительского общества.
Потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности.
Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него;
обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества);
взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;
ограничения размеров кооперативных выплат;
доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков;
наиболее широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля; заботы о повышении культурного уровня пайщиков.
3. Моделирование эталонного потребительского общества как основы системы потребительской кооперации в РФ
3.1 Модель потребительского общества
Проводимые исследования позволили выявить причины убыточной работы потребительских обществ и союзов и разработать меры по преодолению спада объемов деятельности и обеспечению рентабельной работы [8, 150]. Систему этих мер можно выразить путем моделирования эталонного потребительского общества, модель которого разработана некоторыми исследователями [8, 152].
Основой системы потребительской кооперации является потребительское общество. От его экономического состояния зависит благополучие всей системы в целом.
Изучение положения финансового состояния потребительских обществ позволило создать эталонное (модельное) потребительское общество, которое отвечало бы определенным требованиям [8, 160]. Это:
Экономически грамотное руководство. Как правило, высоко квалифицированные специалисты с высшим или средним кооперативным образованием, имеющие продолжительный опыт работы в потребительской кооперации (экономист, бухгалтер-финансист, менеджер). Их отличительная черта и преимущество – умение работать с коллективом, разбираться в финансах, прогнозировать экономические процессы;
Ежедневная работа с кадрами, систематическое повышение квалификации и переподготовка, улучшение условий труда; труд оплачивать в зависимости от личного участия каждого в конечных результатах деятельности;
Установление жесткого контроля за расходованием средств и сохранностью кооперативной собственности. Такое потребительское общество, как правило, не продает, а приобретает объекты недвижимого имущества (магазины, транспортные средства, оборудование), развивает материально-техническую базу, внедряет новую технику и технологии;
Отсутствие психологии иждивенчества, ориентация на собственны силы и возможности, прежде всего в накоплении собственных оборотных средств. Первоначальной основой собственного оборотного капитала являлись паевые взносы и заемные средства пайщиков, работников, обслуживаемого населения. Впредь оборотные средств пополняются за счет фонда развития потребительской кооперации;
Пайщик – основная фигура в потребительском обществе. Объективная оценка преимущества потребительской кооперации как социально ориентированной системы, опора на пайщиков и создание условий для их активного экономического участия, повышение их материальной заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности кооператива;
Систематическое изучение рынка потребительских товаров, достоинств конкурентов, улучшение коммерческой деятельности, выход на прямые связи с производителями без посредников, увеличение доли товаров собственного производства и заготовок в розничном товарообороте торговой сети и предприятий массового питания;
Концентрация материальных и финансовых ресурсов, эффективное их использование на основе сокращения числа юридических лиц, объединение всех или большинства предприятий в единую хозрасчетную организацию с одним бухгалтерским балансом, внедрение внутреннего хозрасчета.
Развитие всех отраслей деятельности (розничная и оптовая торговля, массовое питание, заготовки, производство, транспорт, строительство) с последующей диверсификацией: территориальной (усиление своего влияния в городах и чужих районах), отраслевой (сельское хозяйство, мукомольное производство, переработка рыбы, аптеки, бытовые и производственные услуги и т.д.);
Определение приоритетной отрасли деятельности, обеспечивающей доходы, превышающие расходы, дополнительные товарные ресурсы, рабочие места, возможность стимулирования пайщиков и некооперированного населения (в настоящее время такой отраслью является производственная);
Повышение качества обслуживания населения, контроль за качеством реализуемых товаров, создание нового, привлекательного имиджа кооперативной организации как надежного партнера;
Торговые предприятия и предприятия массового питания, особенно глубинных населенных пунктов превратить в культурные центры, места общения обслуживаемого населения.
В хозяйственной деятельности потребительских обществ все вышеперечисленные признаки должны быть приоритетными.
Важно распространение положительного опыта функционирования потребительских обществ, работающих рентабельно, что будет способствовать оздоровлению экономики потребительской кооперации, повышению ее авторитета, как социально ориентированной и экономически устойчивой системы [8, 152].
3.2 Внутренние проблемы современных кооперативов
Внутренние проблемы современных кооперативов вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики.
Общие для всех кооперативов проблемы образования капитала и распределения результатов работы с ним:
- заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов;
- возможности привлечения собственного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Размер собственного капитала колеблется в зависимости от числа членов. Так как каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно. Если из кооператива выбывают его члены и получают свой пай обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и кредитная основа уменьшаются;
- привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных банков затруднено, так как зависит от его кредитоспособности, которая не стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что определяет высокую кредитную ставку;
- государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем льготных кредитов и налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов в эти программы не входит.
Проблемы управления и контроля:
- в отличие от России, профессиональный уровень управленческого состава в подавляющем большинстве кооперативов невысок, что объясняется низкой (в сравнении с другими формами предприятий) заработной платой;
- применяемый в кооперативах принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства;
- определение финансовой и производственной политики кооператива волеизъявлением общего собрания пайщиков не всегда эффективно из-за некомпетентности большинства пайщиков;
- кооперативы неохотно идут на риск, что снижает их эффективность.
Проблемы производства:
используемые большинством кооперативов техника и технология находятся на более низком уровне, чем в акционерных обществах;
условия труда в кооперативах хуже, чем в частных и государственных предприятиях;
средний уровень квалификации рабочего персонала в кооперативах ни же из-за невысокой заработной платы.
В отличие от зарубежных кооперативов российская потребительская кооперация обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.
Преимущества кооперативов определяются их целями:
удовлетворение экономических потребностей пайщиков;
совпадение социальных целей государства и кооперативов;
снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой деятельностью предпринимательских хозяйств.
В России эти преимущества реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации [11, 136].
3.3 Государство и система потребительской кооперации
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.
Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке [2].
Заключение
Во многих районах России сегодня функционируют потребительские обществ, которым, несмотря на трудные условия существования, удается совместными усилиями находит пути выхода из кризисной ситуации. Наметилась тенденция к сокращению убытков, многие становятся рентабельными, не допускают отчуждения кооперативной собственности.
Условия работы кардинально изменились. Административные методы руководства ушли в прошлое. Жизнь потребовала во всех действиях исходить из экономических соображений, просчитывать их с точки зрения выгоды. А это значит – научиться мыслить и работать по-новому. В современных условиях система может сохраниться, если повысит эффективность работы предприятий, обеспечит необходимую конкурентоспособность.
Потребительская кооперация России имеет потенциальные конкурентные преимущества: многолетний опыт работы на потребительском рынке, достаточно высокий кадровый потенциал, сложившиеся на протяжении многих лет коммерческие связи, развитую материально-техническую базу, определенный имидж социально-ориентированной системы. Задача – задействовать эти преимущества в практике хозяйственной деятельности.
Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (1997 г) законодательно определил потребительскую кооперацию как систему, состоящую из потребительских обществ и их союзов, признав за союзами право контрольных и распорядительных функций, провозгласил потребительские общества и союзы потребительских обществ субъектами собственности, определи пайщика основной фигурой потребительского общества, заложив тем самым мощные демократические принципы действия системы потребкооперации.
Но без коренных существенных изменений в отраслях и сферах деятельности потребительская кооперация Российской Федерации не может сохранить свой экономический потенциал, финансовую самостоятельность, материально-техническую базу.
Необходимость ее реформирования вызвана объективными процессами внешнего и внутреннего характера. Основные реформы должны сводиться к следующему:
Сохранить основополагающие принципы деятельности потребительской кооперации;
Повысить роль пайщиков в потребительском обществе, ради которых оно создано и существует;
Реформировать новые экономические отношения между потребительскими обществами, их союзами и союзов между собой;
Изменить организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов системы в соответствии с принятыми законодательными актами РФ;
Повысить уровень индикативного, стратегического и оперативного планирования хозяйственно-финансовой деятельности, при возрастающей роли контроллинга;
Реформировать управления хозяйственной деятельности за счет «человеческого фактора»;
Развивать предпринимательскую деятельность для обеспечения конкурентоспособности и самофинансирования;
Сохранить и приумножить кооперативный капитал;
Направить диверсификацию деятельности субъектов потребительской кооперации и ее отраслей на расширение масштабов и сфер функционирования, а также использования рыночных механизмов;
Разработать и внедрить систему антикризисного управления.
Внедрение указанных рекомендаций по реформированию в практику работы кооперативных организаций не несет больших капитальных затрат и может обеспечить повышение эффективности потребкооперации РФ.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. – М., 2002. – 456 с.
2. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ).
3. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 11.07.97 г., №97-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 28.
4. Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях трансформации экономических отношений: Монография. – М., 2001. – 257 с.
5. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. – Чита, 1998. – 235 с.
6. Наговицына Л.П. Пайщик – основа потребительской кооперации. – М., 2004.
7. Прижигалинский В.П. Дитя нужды. Учебное пособие. – Ставрополь, 2005.
8. Прижигалинский В.П. Рынок: проблемы предпринимательства и кооперации. – Ставрополь, 1996. – 296 с.
9. Прижигалинский В.П. Кооперация в переходной экономике. – Ставрополь, 2004. – 248 с.
10. Ефремова Г.М. Потребительская кооперация России ХХI века. – Новосибирск, 2003.
11. Ефремова Г.М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации: Учебное пособие. – Часть I. История и современность. – Новосибирск: СибУПК, 1999.
12. Захаров П.И. Паевой фонд потребительского общества. – М., 1999.
13. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. – Белгород, 2003. – 296 с.
14. Клименко О.И. Эффективность социального управления в системе потребительской кооперации. – Белгород, 2000. – 184 с.
15. Клименок О.И. Теория и практика социального управления в потребительской кооперации. – Белгород, 2000. – 317 с.
16. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации. – Белгород, 1999. – 296 с.
17. Теплов В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации. – Белгород, 1999. - 295 с.
18. Храмцова Т.Г. Потребительская кооперация. Методология оценки социально-экономического потенциала – Новосибирск, 2002. – 327 с.
19. Барчук И.Д. Концепция и рекомендации по реформированию деятельности потребительской кооперации. – М, 1997. - 35 с.