Александр Моисеевич Володин Лившиц

СОДЕРЖАНИЕ: (1919-2001) ВОЛОДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (1919-2001), наст. фамилия Лифшиц, русский поэт, драматург, прозаик. Родился 10 февраля 1919 в Минске. С детских лет сирота, воспитывался у дяди — московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).

Александр Моисеевич Володин (Лившиц)

(1919-2001)

ВОЛОДИН, АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ (1919-2001), наст. фамилия Лифшиц, русский поэт, драматург, прозаик. Родился 10 февраля 1919 в Минске. С детских лет сирота, воспитывался у дяди — московского врача, с 1939 служил в армии; после ранения на фронте учился на сценарном факультете ВГИКа (окончил в 1949).

Стихи писал с детства; первая книга — сборник Рассказы (1957), обозначивший постоянный для Володина интерес к повседневной жизни современников, характерам, языку и быту людей обычных профессий. Широкую известность принесла Володину пьеса Фабричная девчонка (пост. 1956), долгие годы не сходившая с советской сцены, в центре которой обаятельный, несмотря на определенную тенденциозную заданность, образ молодой ткачихи, борющейся в актуальном духе «оттепели» с рутиной, бюрократизмом и догматизмом. Сюжетная оригинальность, яркая сценичность, подкупающая узнаваемость бытийного антуража и характеров проявились и в других пьесах Володина — Пять вечеров (1959), В гостях и дома (1960), Старшая сестра (первонач. назв. Моя старшая сестра, 1961), Идеалистка (1962), Назначение (1963), Две стрелы (1967; пост. 1980), Кастручча (1968), Дульсинея Тобосская (1969; пост. 1971), Ящерица (1969; пост. 1982), Мать Иисуса (1970).

Характерная для драматургии Володина художественная свобода — от реалистического жизнеподобия до условности притчи (Две стрелы, Ящерица, Мать Иисуса), литературного парафраза (Дульсинея Тобосская) и сатирического гротеска (комедия Назначение — о сов. бюрократии; Кастручча — антиутопия в духе Дж.Оруэлла и Е.Замятина), выявляя глубину и многоаспектность постижения автором современной действительности, в то же время обусловили неоднозначность восприятия его творчества театральной публикой и критикой, вызвав громкий и продолжительный успех одних произведений (в т.ч. Пять вечеров, Старшая сестра) и замалчивание, даже нападки на другие пьесы (в т.ч. Назначение, Кастручча).

Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: Пять вечеров (по собственной пьесе), Звонят, откройте дверь! (1965), Похождения зубного врача (пост. в 1965 реж. Э.Климовым, после чего долгое время не выпускался на экраны), Дочки-матери (1974; пост. реж. С.Герасимова, 1975), Осенний марафон (пост. в 1979 реж. Г.Данелия).

В воспоминаниях — книги Для театра и кино, Оптимистические записки (обе 1967), Записки нетрезвого человека (1991), — обнаруживших способность драматурга к безжалостному исповедальному самораскрытию, примечательно утверждение Володина о том, что именно недоброжелательная критика способствовала его непрестанному творческому росту.

Умер Александр Володин 17 декабря 2001 в Петербурге.

Скачать архив с текстом документа