Алексеев Сергей Алексеевич

СОДЕРЖАНИЕ: Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист. Боролся с критицизмом, полагал, что индивидуальный субьект должен занять место гносеологического субъекта.

(1871 -1945)

Алексеев Сергей Алексеевич (псевдоним - Аскольдов)-религиозный философ, публицист, сын А.А.Козлова. Окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. За книгу Мысль и действительность получил степень магистра философии в Московском университете /1914/. В 20-х гг. основал тайное религиозно-философское общество Братство преподобного Серафима Саровского, за что арестован в 1828. Попал в лагерь на Соловки, затем сослан. Оказавшись в Новгороде во время немецкой оккупации, выехал в Германию. Умер в Потсдаме. Боролся с критицизмом, полагал, что индивидуальный субьект должен занять место гносеологического субъекта. Материя и дух, согласно Алексеев, есть два аспекта субстанции нашего я. Сторонник христианского спиритуализма и персонализма, развил концепцию панпсихизма. В понимании пространства и времени близок к Бернсону. Последний период творчества Алексеева характеризуется нарастанием эсхатологических настроений /работы этих лет остаются неопубликованными/.

Большей широтой характеризуется мировоззрение Л.Лопатина и С.Алексеева (Аскольдова); однако и у этих мыслителей многие основные проблемы, как, например, религиозная, очерчиваются только в общем виде и слишком неопределённо.

В духе спиритуализма Алексеев полагает весь мир состоящим из духовных существ различных степеней совершенства и силы, которые он называет монадами, субстанциями и душами. Материя и дух - два аспекта субстанции нашего я: материя есть дух, рассматриваемый извне, а дух - материя в её внутр. самочувствии. Мысль есть репрезентация опыта, т.е. действительности.

Главные сочинения:

Основные проблемы теории познания и онтологии, Мысль и действительность, Сознание как целостное. Психологическое понятие личности, Гносеология, Время и его преодоление, Религиозно-эстетическое значение Достоевского.

Скачать архив с текстом документа