Альтернативная история
СОДЕРЖАНИЕ: План Введение 1 Особенности жанра 2 История жанра 3 Поджанры и родственные жанры 4 Известные авторы и произведения жанра 4.1.1 Художественная литература
План
Введение
1 Особенности жанра
2 История жанра
3 Поджанры и родственные жанры
4 Известные авторы и произведения жанра
4.1.1 Художественная литература
4.1.2 Документальная литература
4.1.2.1 Вторая мировая война
4.1.3 Исследования
4.2 Телевидение
4.3 Кинематограф
4.4 Компьютерные игры
4.5 Музыка
Введение
Альтернативная история (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.
1. Особенности жанра
В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно момента создания произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например, пришельцев из будущего, происходит что-то отличное от происходившего в реальной истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории — события начинают развиваться по другому пути. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность.
В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во времени, называемый иногда «парадоксом убитого дедушки».
2. История жанра
Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, предположив, что Македонский не умер в 33 года, а продолжил жить и править своей империей.
3. Поджанры и родственные жанры
· Альтернативная география предполагает иное развитие истории, исходя из допущения, что у Земли другая география.
· Криптоистория — разновидность альтернативной истории, посвящённая далёкому прошлому. Исходит из предположения, что древняя история отличалась от известной нам, была сфальсифицирована и т. п.
· Постапокалиптика — жанр, посвящённый описанию цивилизаций, переживших тяжёлый катаклизм (ядерную войну, экологическую катастрофу, эпидемию). Близок к жанру антиутопии.
· Стимпанк (Паропанк) — жанр, посвящённый описанию обществ, находящихся на уровне технологий XIX-начала XX века.
4. Известные авторы и произведения жанра
Литература
Художественная литература
Премия en:Sidewise Award for Alternate History вручается за лучшее произведение в жанре альтернативной историии.
Наиболее известные образцы
· Л. Спрэг де Камп — повесть «Да не опустится тьма» (1939) — археолог, попавший в Рим 535 года, стремится спасти Италию от пришествия Тёмных веков. Одно из самых влиятельных произведений жанра, написанное в лёгком ироническом стиле.
· Пол Андерсон — цикл «Патруль времени» — рассказы о секретной организации, целью которой является предотвращение действий людей из будущего, могущих привести к опасным изменениям истории. В некоторых рассказах (например, Delenda est) описываются альтернативно-исторические миры.
· Филип К. Дик — «Человек в высоком замке» (1964). В романе описан альтернативный мир, в котором страны Оси победили во Второй мировой войне.
· Гарри Гаррисон — роман «Трансатлантический туннель! Ура!» описывает мир, где американцы проиграли Войну за независимость, изменник Джордж Вашингтон был казнён, и главными силами этого мира являются Британия и Франция.
· Гарри Тертлдав — автор множества альтернативно-исторических циклов.
· Василий Аксенов — «Остров Крым»
· Василий Звягинцев — цикл «Одиссей покидает Итаку» описывает приключения группы героев в параллельных мирах и в прошлом. Герои цикла творят варианты истории собственными руками.
· Андрей Лазарчук — «Все, способные держать оружие…» (альтернативно-исторический мир, в котором Германия одержала победу во Второй мировой войне).
· Вячеслав Рыбаков — «Гравилёт „Цесаревич“».
· Хольм Ван Зайчик — цикл иронических повестей «Плохих людей нет» про страну Ордусь.
· Песах Амнуэль — цикл рассказов и роман «Люди Кода», описывающих «альтернативную историю Израиля».
· Алексей Волков — цикл романов о попавших в эпоху Петра Великого пассажирах круизного лайнера. Благодаря знаниям нашего времени, смекалке и хитрости они приводят Россию к быстрой победе в войнах за выход к морям, а также налаживают производство, опередившее на несколько десятков лет промышленность иных стран — дирижабли, паровые машины, мины, скорострельные ружья, зажигательные бомбы.
· Сергей Анисимов. Вариант «Бис». — М.: АСТ, Ермак, 2003. — 544 с. — (Звёздный лабиринт). — 8000 экз. — ISBN 5-17-019215-0 (2003) — по альтернативной истории Второй мировой войны. В романе описан вариант, что было бы, если бы в конце войны союзники выступили вместе с немцами против СССР. «Год мёртвой змеи» («Вариант „Бис-2“») — отличная от нашей реальности версия событий войны в Корее.
· Владимир Чекмарев. Валькирия из бездны. — М.: Альтернатива. Москва, 2001. — 345 с. — (АИ). — 1000 экз. (2001) — по альтернативной истории Второй мировой войны. Третий рейх пал, но поднимает голову Четвертый рейх. На секретной базе в Антарктиде готовится удар по мирной Европе шестидесятых годов. Что даст непонятный союз Мартина Бормана, Советского моряка и офицера Израильской разведки?]].
Документальная литература
Варианты иного исхода исторических событий, выполненные в основном профессиональными историками.
· Тит Ливий — римский историк, фактически основоположник альтернативной истории. Описал возможный сценарий борьбы Рима с Александром Македонским, если бы он не умер («История Рима», Кн. IX, 17-19).
· Арнольд Тойнби. «Если бы Александр не умер тогда…», «Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели…»
· Роберт Фогель. «Железные дороги и рост американской экономики: эссе по эконометрической истории». Как развивались бы США в 1830—1890-х, если б вместо железных дорог продолжали использовать только дилижансы и пароходы.
· Исаченко, Александр Васильевич. «Если бы в конце XV века Новгород одержал победу над Москвой».
· Сб. Пламя холодной войны: Победы, которых не было. = Cold War Hot:Alternative Decisuicions of the Cold War / под ред. Питера Цуроса, пер. Ю.Яблокова. — М.: АСТ, Люкс, 2004. — 480 с. — (Великие противостояния). — 5000 экз. — ISBN 5-17-024051
Вторая мировая война
· Кеннет Макси. Вторжение, которого не было [на Британские острова] = Kenneth Macksey. Invasion: The Alternate History of the German Invasion of England, July 1940. (1980) / пер. Т.Велимеева, отв. ред. С.Переслегин. — М., СПб.: АСТ, Терра Фантастика, 2000. — 560 с. — (Военно-историческая библиотека). — 10 000 экз. — ISBN 5-17-003163-7
· Кеннет Макси. Упущенные возможности Гитлера = Kenneth Macksey. The Hitler Options: Alternate Decisions of World War II. (1995) / пер. и отв. ред. С.Переслегин. — М., СПб.: АСТ, Терра Фантастика, 2000. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — 10 000 экз. — ISBN 5-17-003162-9
· Сб. Победы Третьего рейха: Альтернативная история Второй мировой войны = Third Reich Victorious. The Alternate History of How the Germans Won the War. (2002) / под ред. Питера Цуроса, пер. М.Борисова. — М.: АСТ, Астрель, 2004. — 378 с. — 5000 экз. — ISBN 5-17-014717-1
· Сб. Победа Восходящего Солнца = Rising Sun Victorious. The Alternate History of How the Japanese Won the Pacific War. (2001) / под ред. Питера Цуроса. — М.: АСТ, Ермак, 2004. — 480 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-014717-1
· Сергей Переслегин. Вторая мировая война между Реальностями. / авторская редакция. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 544 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — 5000 экз. — ISBN 5-699-15132-X
Исследования
· Иван Лабазов. «Альтернативная история в Сети»
· Алексей Бочаров. «Проблема альтернативности исторического развития.» Кандидатская диссертация
· А. Бочаров. «Альтернативная история в контексте естественнонаучной парадигмы» // Фигуры истории, или «общие места» историографии. СПб., 2005, с. 7-18
· Артём Гуларян. «Жанр альтернативной истории как системный индикатор социального дискомфорта»
· Габриэль Дэвид Розенфельд. «Мир, где Гитлера не было» (англ. The world Hitler never made ) — научное исследование 2005 года. Победа нацистов во Второй мировой войне, побег Гитлера в джунгли Латинской Америки и проч. — каковы причины распространения и актуализации подобных вопросов в западной массовой культуре? Исследуя большое количество западных романов, фильмов, телепрограмм, игр, комиксов, академических эссе за послевоенное время, автор показывает эволюцию памяти о Третьем рейхе и усматривает в этом ряд опасностей для общества.
4.2. Телевидение
· Сериал «Скользящие» (Sliders) — фантастический сериал про студента-физика, который в ходе исследования гравитации создал устройство, позволяющее перемещаться («скользить») в параллельные миры, в которых история пошла по другому, чем в нашем, пути.
· Действие многих японских аниме-сериалов происходят мирах с альтернативной историей («Zipang»).
4.3. Кинематограф
· «Бесславные ублюдки», США, 2009 — сюжет фильма построен на убийстве Гитлера в середине Второй мировой войны (на киносеансе в Париже).
· «2009: Утраченные воспоминания», Республика Корея, 2002 — сюжет фильма построен на изменении в начале XX века истории Японии и Кореи.
· Родина («Fatherland»), 1994 — Вторая мировая война много лет назад закончилась победой Германии, герой фильма работающий в СС, вместе с американской журналисткой узнают о Холокосте, скрываемом нацистами. В главной роли Рутгер Хауэр. По роману Роберта Харриса.
· Дворец — южнокорейский сериал, в котором в 1945 году в Корее была восстановлена конституционная монархия.
· КША: Конфедеративные Штаты Америки — фильм, в котором Конфедерация одержала победу в гражданской войне в США.
· «Красный рассвет» («Red Dawn»), США, 1984 — Фильм о третьей мировой войне и захвате США союзническими Советско-Кубинскими войсками.
· «Первые на Луне», Россия, 2006 — фильм о советской космической программе и подготовке полета на Луну в 1930-х годах.
· «Третья мировая война» (англ.) (нем. «Der Dritte Weltkrieg» ), ФРГ, 1998 — Фильм о третьей мировой войне между СССР и США в 1990 году, начавшейся в результате нового Берлинского кризиса, организованного советскими ультра-консерваторами, захватившими власть в СССР в результате военного переворота.
· Amerika 1987г.Минисериал о борьбе американского народа с жестокими советскими оккупантами.
4.4. Компьютерные игры
· Red Alert — серия игр в жанре «стратегия реального времени», сюжет которых основывается на изменении истории, вызванном убийством молодого Гитлера которое совершил Альберт Эйнштейн с помощью машины времени.
· Birth of America ([1]) — игра в жанре «пошаговая стратегия», сюжет которой основывается на победе Франции над Англией в Канаде (Семилетняя война) и Англии над Соединенными Штатами (Война за независимость США), 1775—1783. Рецензия на игру от Александра Морозова.
· Europa Universalis, Hearts of Iron, Victoria: An Empire Under the Sun, Crusader Kings — серия исторических глобальных стратегий, в которых игрок может изменять ход истории, тем самым формируя альтернативно-исторический сюжет (однако стартовые условия в этих играх соответствуют реальной истории).
· «Hearts of Iron» — в серии компьютерных исторических глобальных стратегий шведской фирмы Paradox «Hearts of Iron» I (2002 год), II (2005) и вышедшей в 2009 году III (в русском издании «День Победы») игрок может изменять ход истории, тем самым формируя альтернативно-исторический сюжет, в том числе в кампаниях 1936, 1939, 1941 годов, приводя к победе над союзниками любую из стран Оси либо Коминтерна. Стартовые условия в этих играх, вплоть до имён министров, присущих им качеств; промышленного, военного, исследовательского и транспортного потенциала стран; номеров, названий, технического оснащения и укомплектованности дивизий, армий, кораблей и их командиров, — соответствуют реальной истории, за исключением Hearts of Iron II: Doomsday, в которую был добавлен АИ-сценарий Третьей мировой войны между союзниками и СССР в 1945 году и в Hearts of Iron|Hearts of Iron II: Armagedon, альтернативный 1936 после альтернативного XIX века и альтернативного начала 20.
· Rhyes and Fall of Civilization — мод для игры Civilization IV и её аддонов моделирующий земную историю, но с возможностью её изменить, а также мод Rhyes of Civilization от того же автора, для Civilization III.
· Lionheart: Legacy of the Crusader — ролевая игра, действие которой происходит в альтернативно-историческом мире, где реальное Средневековье перемешано с элементами фэнтези (развилка произошла во времена Ричарда Львиное Сердце).
· World in Conflict — тактика реального времени, сюжет которой основывается на войне развязанной Советским Союзом с НАТО и США для предотвращения распада страны в конце 1980-х.
· Карибский кризис (игра) — игра в жанре стратегия в реальном времени, вышедшая 4 февраля 2005 года, повествующая о Третьей мировой войне, развернувшейся в результате того, что Карибский кризис не был разрешен мирным путем.
· Fallout — игра, во вселенной которой холодная война продолжалась, перешла в войну за ресурсы и закончилась практически полным истреблением человечества в результате ядерной войны в 2077 году.
· Silent Storm — тактическая походовая игра, сюжет которой затрагивает вмешательство в ход Второй мировой войны террористической организации «Молот Тора», обладающей технологиями изготовления лучевого оружия и роботизированных бронекостюмов.
· Timeshift — шутер, по сюжету которого учёный хочет захватить мир с помощью вмешательства в прошлое, а другой учёный — физик пытается исправить создавшийся альтернативный временной поток.
· Resistance: Fall of Man — Альтернативная история. События происходят в 50-е годы XX века в мире, где не было Второй мировой войны и многих других событий из нашей реальности. Секретные службы обнаруживают, что на приграничных территориях в России существует огромное количество городов призраков. Никакой информации и никаких признаков жизни из России не поступает. Но в один момент всё становится очевидно — орды непобедимых мутантов, т. н. химер, набрасываются на Европу и покоряют страны одну за другой.
· Freedom Fighters — Сюжет игры базируется на событиях альтернативной истории, в которой Советский Союз после победы во Второй мировой войне постепенно захватил всю Европу и часть Америки, после чего оккупировал США.
· Cuban Missile Crisis: The Aftermath — симулятор военных действий с пошаговым оперативным режимом и тактическими боями в реальном времени, выполненный в стиле альтернативной истории с использованием исторической техники 60-х годов. Альтернативная история, причиной возникновения которой является ядерная катастрофа разразившаяся в результате военного решения Карибского кризиса 1962 года.
· Turning Point: Fall of Liberty — шутер, события которого развиваются в альтернативных 50-х годах прошлого столетия, а именно в 1952 году, когда Германия организовывает хорошо спланированное нападение на восточное побережье Соединенных Штатов, центром вооруженного конфликта становится Нью-Йорк.
· Singularity — научно-фантастический шутер, по сюжету которого учёный при помощи Элемента-99 (Е-99) захватил мир. СССР становится мировым государством. Американскому пехотинцу Натаниэлю Ренко (протагонист игры) нужно вернутся в прошлое, что помешать злому учёному на его пути к мировому господству.
4.5. Музыка
· Техно-опера «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» (Виктор Аргонов Project) — описывает альтернативный мир, где СССР не прекратил своё существование, а развился и вплотную приблизился к тотальной автоматизации благодаря централизованной системе управления государством на основе ИИ. Неклассическая опера с ариями и речевыми диалогами, по форме напоминающая жанр «рок-опера», но в танцевально-электронной аранжировке, хотя и со сложной философской драматургией
· Альтернативная география
· Альтернативная биохимия
· Контрфактическая история (англ.)
· Making history (англ.) — компьютерная игра [2].
· Альтернативная история (научные теории)
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Альтернативная_история