Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие системы защиты населения. Их основные формы и специфика. Механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций. Социальная защита малообеспеченных слоев населения. Основные перспективы развития социальной защиты населения.Введение
Трансформация общественно – экономической системы России в начале 90–х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и качественного профессионального образования. Противодействовать возросшим социальным рискам прежняя социалистическая системы социальной защиты не могла прежде всего, по причине отсутствия развитой системы социального страхования. С развитием многообразия форм собственности сфера государственного обеспечения и ее возможности сократились.
В советский период подавляющая часть социальных расходов осуществилась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда социального обеспечения.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей.
Тема курсовой работы «Совершенствование системы социальной защиты населения в России» является на сегодняшний день едва ли не самой актуальной из всех, поскольку реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Недостаточно высокий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства пожилых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека, невысокие размеры многих пособий и так называемых компенсационных выплат, низкий уровень социального обслуживания, превратили наиболее социально незащищенные слои населения в заложников экономических реформ в стране.
Экономические преобразования в нашей стране все более усиливают роль человеческого фактора в решении задач формирования рыночной. конкурентоспособной. социально ориентированной экономики. Возрастание значения человека и, в целом, социальных факторов, улучшающих динамику экономического роста, выступает как назревшая объективная реальность и осознанная общественная потребность.
Повышение роли человеческого капитала в формировании нового качества отечественной экономики напрямую связано с потребностью в развитии знаний и способностей личности и расширенном воспроизводстве общественно значимых свойств человека. Однако рыночный механизм не способен создать необходимые условия для решения данной задачи. В связи с этим одним из факторов развития человеческих способностей и обеспечения воспроизводства человеческого капитала является социальная защита.
Предметом исследования в данной курсовой работе выступает система социальной защиты населения в Российской Федерации в целом.
Целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации;
- рассмотрение принципов государственной социальной политики;
- характеристика форм социальной поддержки и защиты населения;
- изучение субъективной структуры социально незащищенных групп;
- рассмотрение органов социальной защиты в Российской Федерации;
- характеристика системы социального страхования и социального обеспечения в России;
- рассмотрение достоинств и недостатков адресной социальной политики.
Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения разрабатывают следующие законы Российской Федерации: «Об основах социального обслуживания в РФ», «О государственной социальной помощи в РФ», постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания» и др.
Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.
1. Система социальной защиты населения
Принципы социальной защиты - социальная ответственность общества и государства; социальная справедливость в области трудовых отношений; всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков; минимизация этих рисков; государственные гарантии социальной защиты; экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность: заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты, многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты; разнонаправленность мер социальной защиты.
Государственная система социальной помощи реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения, государственные программы помощи и систему социальных услуг.
1.1 Понятие системы защиты населения
Социальная защита - поддержка малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защита лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работников. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.
Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основным механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом.
Выделяются следующие обязательные формы страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование.
Программы государственной помощи, или общественного вспомоществования, - это программы выплат пособий лицам, неспособным зарабатывать себе на жизнь и не имеющим возможности вносить страховые взносы (инвалиды и дети на иждивении родителей); возможность (отчасти) получения образования и медицинской помощи. Финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет, а пособия рассматриваются как государственная благотворительность.
Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками в обществе. Эти выплаты призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, поэтому государственная политика в этой области должна быть особенно активной. Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям:
1) поступления зависят от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей;
2) выплаты зависят от размера потребностей (пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации на содержание детей в детских учреждениях зависят от количества детей и уровня доходов родителей)
3) часть льгот и услуг поступает населению непосредственно в натуральной форме через учреждения непроизводственной сферы без учета меры индивидуального труда и целиком определяется возможностями общества (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам); потребителями их выступают не все трудящиеся, а те, которые имеют в этом нужду и только в меру этой потребности (услуги школ - для семей с детьми школьного возраста, бесплатная медицина - для тех, кто часто болеет).Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
1.2 Специфика социальной защиты населения в России
С позиций науки и практики управления социальная защита населения является составной частью социальной политики государства. Причем социальная защита населения становится все более важным направлением реализации целей и задач социальной политики.
Главной целью социальной политики является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики. Следует согласиться с тем, что «на этапе вхождения экономики в стадию стабилизации социальная политика должна выполнять не только защитные функции, но и активно воздействовать на ход экономической реформы, стимулируя участие в ней самых широких слоев населения».
Место социальной защиты в социальной политике определяется двумя основными моментами. Во-первых, преобладающая часть населения в качестве материальной основы существования имеет трудовой доход, однако эта основа нарушается при наступлении старости или болезни; во-вторых, многочисленные группы населения, по объективным причинам, вообще не могут обеспечить свое существование с помощью участия в труде. Социальная защита населения, как органическая часть социальной политики, базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, обеспечивающих социальную справедливость различным его категориям с учетом их социального положения и социокультурных особенностей.
Социальная защита населения как объект исследования привлекает значительное внимание ученых и специалистов. Однако к настоящему времени отсутствует однозначное понимание категории «социальная защита». Это обстоятельство дает основание для того, чтобы рассмотреть сущность данной категории в современных условиях.
Представляется обоснованный подход, при котором, категория «социальная защита» рассматривается в широком и узком смысле.
Социальная защита в широком смысле -- это система мер по
соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны:
трудоспособным гражданам -- путем создания условий для поддержания благосостояния своим трудом и предприимчивостью;
- нетрудоспособным (социально уязвимым слоям населения) -- гарантирование социальной защищенности и поддержки.
В узком смысле социальная защита населения определяется как
система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.
Приведенные толкования понятия «социальная защита» в полной мере соответствуют основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер
оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
По-существу социальная защита, как одна из основных функций социальной политики государства, должна распространяться на все категории граждан, предоставляя гарантии от социальных рисков, гарантируя нормальное социальное положение людей в обществе, что зафиксировано в действующей Конституции Российской Федерации.
Для трудоспособного населения социальная защита со стороны государства и профсоюзов предполагает предоставление гарантий и компенсаций, создание условий для нормальной жизнедеятельности людей, занятия трудовой деятельностью. Социальная защита предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд.
В отличие от социальной защиты трудоспособных людей социальная защита социально уязвимых слоев населения представляет систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для их жизнеобеспечения, преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими людьми возможностей участия в жизни общества.
Таким образом, под социальной защитой населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании для этих целей общественными фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно-распределительных методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и практике управления, является категория «социальная поддержка населения». Она, на наш взгляд, является подсистемой социальной защиты и представляет комплекс адресных мер натуральной, денежной, организационно-правовой, морально-психологической помощи нуждающимся категориям населения с целью поддержания их усилий по решению проблем самообеспеченности. Социальная поддержка реализуется преимущественно на основе активно-стимулирующих методов.
С начала проведения реформ 90-х годов государственная политика в области социальной защиты населения в России была сведена к защите социально уязвимых слоев общества, неспособных поддерживать свое материальное положение собственными силами (пожилые, инвалиды, дети, безработные, вынужденные мигранты и пр.). Это было связано с переходом к рыночной экономике и недостаточностью бюджетных средств для полноценной реализации всех функций социальной защиты (в широком смысле) исключительно одних только нетрудоспособных и малообеспеченных. Построение системы социальной защиты (в узком смысле), охватывающую лишь малообеспеченные группы населения, и на очень низком уровне, отражает явную недостаточность развития общества, прежде всего экономического.
К числу главных элементов системы и организационных форм социальной защиты населения относятся социальное страхование, социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь (прил. 1). Все элементы этой системы взаимосвязаны.
Важным элементом системы социальной защиты является, социальное страхование. Оно означает страхование людей от возможного изменения их материального и социального положения. Социальное страхование осуществляется в форме обязательного и добровольного страхования. Система обязательного социального страхования охватывает - пенсионное страхование, социальное страхование (в том числе возмещение вреда от производственного травматизма) и медицинское страхование.
Следующим элементом системы социальной защиты населения является социальное обеспечение. Социальное обеспечение -- это форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных слоев и категорий населения, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства, из средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов.
К системе социального обеспечения следует относить все виды пенсии, пособии, компенсационных выплат, а также различные социальные льготы для отдельных категорий граждан. Социальное обеспечение включает пенсионное обеспечение. Видами пенсий по пенсионному обеспечению являются пенсия за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Социальное обеспечение включает также гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, семей с детьми.
С целью возмещения временно утраченного заработка или оказания материальной помощи выплачиваются другие виды социальных пособий.
Компенсационные выплаты предназначены неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие. К социальному обеспечению относятся различные виды социальных льгот, которые предоставляются определенным категориям населения. Существуют льготы для социально незащищенных слоев населения, льготы для ветеранов труда, государственных служащих и их семей. Установлены льготы участникам и ветеранам ВОВ и т. д. Социальные льготы дают основание для дополнительной социальной защиты отдельных категорий граждан. Они предоставляются по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду на транспорте, услуг связи, обеспечению лекарственными препаратами и другие.
Отсутствие анализа адресного предоставления льгот отдельным категориям населения привели к тому, что государство взяло на себя явно завышенные обязательства, не имея должного их обеспечения. Поэтому существующая вплоть до 2004 года система социальных льгот в России далека от совершенства и не эффективна.
Неэффективность системы социальных льгот подтверждается динамикой показателей уровня жизни населения, которые изменяются не в сторону сглаживания различий в доходах, а в сторону усиления социально - экономической дифференциации. Одной из ключевых причин этого в
современных условиях является политика завышенных обещаний при недостаточных экономических возможностях. В таких условиях система социальных льгот не оказывает существенного влияния на уровень жизни действительно нуждающихся слоев населения.
Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия - (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Уже в начале переходного периода отмечаются некоторые шаги по улучшению прямой социальной защиты населения. Они затрагивают, прежде всего, порядок выплаты социальных пособий их величину.
Наиболее очевидная попытка принципиального усовершенствования прежней системы социального обеспечения касалось его важнейшего компонента - пенсионного страхования. Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.
В подавляющем большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда. Но в наше время большинство социальных пособий не соответствуют прожиточному минимуму населения (так, в ноябре 2000 года единое ежемесячное пособие на ребенка составляло всего 9,3% его прожиточного минимума) (прил. 2), а понятие минимальной заработной платы в России утратило, какой бы то ни было, смысл.
Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума и его динамика.
Фактически прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении. Их потребление служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.
В российской практике социальной защиты населения выделяются два типа прожиточного минимума: так называемый жизненный , рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности, без удовлетворения которых вообще невозможно сносно существовать, и социальный , рассчитанный на удовлетворение несколько более широкого по сравнению с предусмотренным жизненным минимумом набора потребностей в области продовольствия, промышленных товаров и услуг.
Высокому региональному уровню прожиточного минимума должен соответствовать высокий региональный уровень социальных выплат (и оплаты труда). И наоборот. Разнообразие вариантов прожиточного минимума позволяет более дифференцировано подходить к определению потребления различных социально-демографических групп населения, точнее и тоньше регулировать минимальные размеры социальных выплат и оплаты труда, гарантированные государством в различных регионах страны.
В России для определения абсолютной величины прожиточного минимума обычно используется метод потребительской корзины. Она формируется посредством установления государственными ведомствами на основе научных разработок минимальных норм потребления. Без их соблюдения осуществление нормальной жизнедеятельности человека крайне затруднено, если вообще возможно.
При определении минимальной потребительской корзины решающее значение имеют состав потребительской корзины и нормы потребления, закладываемые в потребительскую корзину
В 1995 году Государственная Дума приняла Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В нем это понятие определялось как показатель минимального состава и структуры потребления, материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума устанавливалась в размере 40 % от среднедушевого денежного дохода, складывающегося в целом по стране и в соответствующем субъекте Российской Федерации [1.3].
Будучи важнейшим нормативом, для определения величины социальных выплат и минимальной оплаты труда, прожиточный минимум призван стать основным инструментом прямой социальной защиты населения. Но при этом нужно иметь в виду, что нет и не может быть полного совпадения между прожиточным минимумом и минимальными выплатами, тем более абсолютно у всех их получателей.
Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.
Общие компенсационные выплаты призваны удерживать реальную величину социальных пособий на «допустимом» уровне, предотвращая ее катастрофическое падение. Целевые выплаты выполняют более ограниченные задачи. Они должны способствовать потреблению отдельных видов входящих в состав жизненного минимума товаров, несмотря на их удорожание. Целевые выплаты предоставляются в сравнительно небольших размерах, никак не сопоставимых с величиной прожиточного минимума. Это скорее его дополнительный источник.
Денежная компенсация стала применяться с апреля 1991 года после административного повышения цен. Тем не менее, многие ее виды, используемые в настоящее время, придание ей системного и постоянного характера непосредственно связаны с совершенствованием прямой социальной защиты в ходе радикальной экономической реформы.
Некоторая часть малообеспеченных попадает в разряд бедняков. Величина их доходов, то есть, прежде всего, социальных пособий, будучи не в состоянии поддержать «достойный» уровень жизни, не достигает не только верхнего предела бедности, выражаемого в социальном варианте прожиточного минимума, но и нижнего предела, выражаемого в его жизненном варианте. Это особенно характерно для тех, у кого главным материальным источником существования служат не трудовые пенсии, а выплаты по общественному вспомоществованию. Напротив, у получателей пособия по социальному страхованию степень распространения бедности несколько ниже.
Таким образом, в первую половину 90-х годов преобладает тенденция к сокращению разрыва между номинальной величиной средней заработной платы и трудовой пенсии. Причем такое сокращение происходит в ускоряющемся темпе. Развитие подобной, уникальной в мировой практике, тенденции объясняется не только ускоренным ростом размеров пенсий, который, как уже отмечалось, хронически отстает от повышения прожиточного минимума, сколько намного более низкими темпами повышения заработной платы, несоразмерными с повышением цен.
В 90-х гг. наметился «новый курс» политики в области прямой социальной защиты. Были предусмотрены следующие изменения: разграничение видов социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным слоям; выделение «интересов» детей, пенсионеров и инвалидов в качестве приоритетных при компенсации роста цен нуждающимся группам населения; осуществление постепенного перехода на заявительную форму предоставления помощи; сокращение числа социальных выплат с заменой их преимущественно пособиями по малообеспеченности, предоставляемыми семье, вне зависимости от причин ее бедности.
Несмотря на их разнообразие, приведенные меры подчинены единой цели - формированию адресной системы прямой социальной защиты. После событий августа 1998 года переход к адресной системе социальной поддержке населения стал еще более актуальным. Необходимость адресной помощи нуждающимся через систему льгот, предоставляемых по результатам проверки нуждаемости, отразилась в Программе социальных реформ на 1996-2000гг. Однако из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы данная система практически не работала.
В общем можно сделать следующие выводы: для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения». Социальная защита - это система законодательных, социально- экономических и морально - психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни; прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета; защита прав инвалида или нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие места и обеспечить участие в общественной жизни.
1.3 Формы социальной защиты населения
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института - социальной защиты населения, сделав его центром общественного мнения. Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) - оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.
Институт социальной защиты можно рассматривать как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановке в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности
социально-экономических, политических, духовно-нравственный отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др.
Политические факторы. Опыт стран, осуществляющих социальную защиту населения в условиях рыночных отношений, свидетельствуют о большей значимости политических факторов. Они связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе.
Политические мотивы реформирования системы социальной защиты населения остро проявились в российском обществе в начале 90-х гг. и были связаны с начавшимися реформами, которые обернулись системным кризисом, что привело к ухудшению качества жизни людей. Возникла опасность политической дестабилизации и социального напряжения. В это время принимаются политические решения и начинают разрабатываться системы национальных мер системы социальной защиты, в первую очередь его социально уязвимых слоев. Принимается концепция социального обслуживания населения как ведущего направления социальной защиты, которая вскоре становится обязательным элементом государственного устройства страны. Расширяется сеть учреждений социального обслуживания различной специализации. Появляются первые законы РФ, регулирующие социальные отношения в этой сфере, принимаются комплексные программы и др. Определяются меры долгосрочного характера: реформирование пенсионного обеспечения, социального страхования, совершенствование системы подготовки кадров, технологизации социальной работы и др. Политический фактор проявился в активизации деятельности общественных объединений и политических партий.
Законодательными и исполнительными органами власти принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России по:
преодолению бедности;
замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества;
ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций.
Среди этих мер - мониторинг и прогнозирование социальных процессов, упреждающая корректировка решений органов государственной власти, способных ухудшить социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального обслуживания. Сюда же следует отнести действия, направленные на укрепление основ федерализма, повышение управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами РФ и др.
Экономические факторы. Эти факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов по средствам взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной и натуральной форме.
Важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в распределительные каналы и ресурсное обеспечение социальной защиты.
Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на
предприятиях мерами социальной защиты - это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.
Идеологические факторы. Они играют важную роль в становлении института социальной защиты населения. Отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества.
После многолетнего доминирования государственной системы социального обеспечения в начале 90-х гг. под влиянием рыночных изменений в экономике и других сферах общества актуальной стала проблема выработки и принятия новой идеологии социальной защиты. Реформы в нашей стране начались с ориентации на идеи создания либеральной рыночной экономики и соответствующей ей системой социальной защиты населения, основанной на отношениях собственности.
Нравственно-психологические факторы. На протяжении всей истории социальной защиты являются важнейшими регуляторами отношений, возникающие в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека - при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания и т.д. социальные работники, к примеру, постоянно сталкиваются с проблемами проявления социального и политического неравенства, унижением человеческого достоинства, утратой человеческих ценностей. Поэтому задача института социальной защиты -способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов - проблема взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними.
Налаживание взаимодействия между людьми, оказание им помощи в социальной функционировании - это сфера интересов института социальной защиты.
Таким образом, на развитие системы социальной защиты населения активно влияют факторы, связанные с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе.
Факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности. Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего на мезо- и микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями - все это повышает эффективность мер по социальной защите.
Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние оды появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий.
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.
Особенность социальной политики государств в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального м местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.
В последние годы наблюдается значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о третьем секторе, как о новом социальном явлении в современной России. Смотри Приложение № 1
Третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, непрбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности, филантропическим или, как называют эти организации в странах Запада, - «не для прибыли».
Механизм социального взаимодействия государства и некоммерческих организаций.
Среди механизмов социальной защиты населения можно выделить следующие: правовые, организационно-распорядительные, финансово-материальные и кадровые.
Внебюджетные социальные фонды – одна из форм социальной защиты населения.
Все внебюджетные фонды социального назначения имеют статус государственных некоммерческих финансово – кредитных учреждений. Управляя ими (за исключением фондов обязательного медицинского страхования) осуществляется на федеральном уровне, а региональные и местные отделения подчиняются центральному аппарату фондов. Структура органов управления фондов обычно состоит из высшего коллективного и единоличного исполнительного. Руководители фондов назначаются Правительством РФ, в состав коллегиальных органов как правило входят представители законодательной власти и общественных организаций.
Имущество и средства каждого из них являются государственной собственностью, не подлежат изъятию в бюджет и находятся в оперативном управлении органов управления фондов. Основным доходным источником для всех фондов являются обязательные страховые взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной оплаты труда, а в Пенсионный фонд страховые взносы уплачивают и граждане. Бюджеты фондов и отчеты об их исполнении ежегодно утверждаются в форме федерального закона. Самостоятельно (на основании утвержденных бюджетов) фонды производят и расходование средств. Временно свободные средства фондам разрешено помещать на депозит в учреждениях Центрального банка и инвестировать в государственные ценные бумаги. Контроль за исполнением бюджетов Фондов осуществляют их ревизионные комиссии, формируемые либо исполнительными органами государственной власти (Государственный фонд занятости), либо высшими коллегиальными органами самих фондов (Пенсионный фонд). Кроме того, для всех фондов предусмотрены обязательные ежегодные аудиторские проверки.
Пенсионный фонд
Пенсионное обеспечение – это базовая и наиважнейшая социальная гарантия развития общества, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (а это свыше 25-30 % населения), а косвенно практически все трудоспособное население.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России. Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2009 году составил более 1,9 триллиона рублей.
За счёт средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту по месту их постоянного проживания в 63 государствах. В системе индивидуального (персонифицированного) учёта ПРФ по итогам 2009 года зарегистрировано более 129,6 млн. застрахованных работников, в том числе свыше 38 миллионов пенсионеров. С фондом сотрудничает 6,2 млн. работодателей – страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними.
Принятый 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР», заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – переходя от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы.
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако это самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Пенсионный фонд мобилизует и использует средства фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения.
При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика, являются его личной собственностью, которая обеспечивает выплату пенсии. Смотри приложение № 3
Фонд социального страхования (ФСС)
Фонд социального страхования является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.
ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
Основными задачами ФСС являются:
1. обеспечение гарантированных государством пособий;
2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
3. осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
4. частичное содержание санаториев – профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
5. разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на социальное страхование.
За счет средств Фонда социального производится:
1. выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»)4
2.обеспечение льготных категорий граждан путевки на санитарно – курортное лечение;
3.обеспечение инвалидов техническими средствами и протезами;
4. оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком, до достижении возраста полутора лет;
5.оплата родовых сертификатов;
6. доплата (25%) за первичную медико – санитарную помощь работающим гражданам;
7. доплата за диспансеризацию работающих граждан;
8. оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
9. оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевой в расположенные на территории Российской Федерации, санитарно – курортные и оздоровительные организации и др.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральним законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программе обязательного медицинского страхования. (ст.1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации )
ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование – составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Основными задачами Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:
1. обеспечение реализации Закона «об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;
2. обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
3. участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
4. обеспечение её финансовой устойчивости.
2. Совершенствование системы социальной защиты населения
В последнее время все большую популярность, как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения. Понятие «социальная защищенность» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих категорий граждан. Социальная защита в целом осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.
Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан.
Системный кризис в российском обществе требует и системного перехода к анализу его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения обслуживания на первое место. Нужна система государственных гарантий, подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в силу обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.
В период социальных преобразований особенно, приобретает важнейшее значение социальная защита. Социальная защита -- необходимый элемент любого развитого государства. Социальная защита обеспечивается государством путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации и функций предоставления социальной поддержки. Социальная защита населения обеспечивается также предприятиями или предпринимателями и непосредственно наемными работниками через свои профсоюзные организации.
В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 миллионов человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.
2.1 Социальная защита малообеспеченных слоев населения
Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения.
В Концепции социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других нуждающихся в социальной поддержке групп населения, разработанной Минсоцзащиты России при участии других заинтересованных министерств, дано следующее понятие социальной защиты: «Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения». Это «ведомственное» понятие социальной защиты не содержит каких-либо сущностных признаков, позволяющих сопоставить или отграничить социальную защиту населения от его социального обеспечения. Не позволяет это сделать и сформулированная в Концепции основная цель соцзащиты : «Социальная защита населения в нынешней кризисной ситуации преследует избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, вызываемых проводимой экономической реформой, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики». Многофункциональность указанной цели дает основание предположить, что авторы Концепции понимали социальную защиту населения как более универсальную, чем социальное обеспечение, систему поддержки населения, сориентированную не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и др.), но и на риски, привнесенные в жизнь общества своеобразием переходного периода, который связан с формированием в стране иной экономической системы.
Социальная защита является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Некоторые авторы под социальной защитой понимают всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, по выявлению и нейтрализации негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни, либо как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. В специальных работах дается обоснование социальной защиты как одной из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную. Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной - специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие. Их социальная защита -- это совокупность социальных механизмов, направленных на устранение или сведение до минимума дискомфорта по поводу их положения в обществе, социальной организации, обеспечивающая полноценное включение личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого социального статуса.
Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее понятием собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства.
2.2 Перспективы развития социальной защиты населения
Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.
В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:
1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств.
Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.
Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.
Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.
Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.
2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.
В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.
Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.
3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.
Некоторые из этих предложений включены в План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.
Сокращаются только так называемые социально неоправданные льготы, часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.
Заключение
Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.
Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.
С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.
Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.
Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.
Список используемой литературы
1. Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «МарТ», 2005.
2. Трубин В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2000
3.Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Тетерский И. О. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - 4-е изд. – М.: Академический проект, 2004
5. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
6. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.;
7. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ. 2000. № 83. 12 мая
8. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001
9. Кузьмен О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002.
10. 3. Роик В. Социальная защита: содержание понятия// Человек и труд. – 2000. - №11. – С. 42 – 44.
11. http://www.iligent.ru/obzor/klerk.shtml www.klerk.ru
12. Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003. с.92-94
13. Федеральный закон № 183 – ФЗ « О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007
Приложение № 1
Государственный социальный заказ | Принципы, правила и положения формирования, размещения и исполнения на конкретной основе заказов на социальные программы предприятиями независимо от форм собственности через конкурсный механизм | Закон проект «О государственном социальном заказе» |
Социальное обслуживание | Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицина, образование) | ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 24 |
Государственное социальное спонсорство |
Предоставление льгот некоммерческим благотворительным организациям | ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 31, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17 |
Лоббирование | Легализация и правовое регулирование лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами власти, а также для обеспечения большей гласности в работе этих органов. | Законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» |
Стимулирование финансовой активности прямым финишированием | Прямое, контрактно-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ. | ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 13, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17 |
Социальное побуждение негосударственных спонсоров | Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов. |
Приложение № 2
Размеры денежных пособий для граждан, имеющих детей, в 2008-2010 гг
Период | Размер индексации | Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беремен-ности1 , руб. | Единовременное пособие при рождении ребенка (а также при передаче ребенка в семью),2 руб. | Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет3 | ||
Минимальный размер | Максимальный размер, руб. | |||||
За первым ребенком, руб. | За вторым и последующими детьми, руб. | |||||
Базовый размер | - | 300 | 8 000 | 1 500 | 3 000 | 6 000 |
с 01.01.2008 по 30.06.2008 | 1,085 * | 325,50 | 8 680 | 1 627,50 | 3 255 | 6 510 |
с 01.07.2008 по 31.12.2008 | 1,0185 * | 331,52 | 8 840,58 | 1 657,61 | 3 315,22 | 6 630,44 |
с 01.01.2009 | 1,085 ** | 359,70 | 9 592,03 | 1 798,51 | 3 597,01 | 7 194,02 |
с 01.01.2009 | 1,13 *** | 374,62 | 9 989,86 | 1 873,10 | 3 746,20 | 7 492,40 |
с 01.01.2010 | 1,10 **** | 412,08 | 10 988,85 | 2 060,41 | 4 120,82 | 13 833,33 |
* ч. 2.1 статьи 11 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 122-ФЗ). ** ч. 2 статьи 11 Федерального закона РФ от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». *** Федеральный закон от 28.04.2009 N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» **** п. 2 статьи 10 Федерального закона РФ от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
1 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности. 2 Единовременное пособие при рождении ребенка (а также при передаче ребенка в семью). 3 Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Максимальный размер пособия по беременности и родам
Период, на который установлен размер пособия | Максимальный размер пособия за полный календарный месяц | Примечание |
с 1 сентября 2007 года | 23 400 рублей | Федеральный закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» (в ред. Федерального закона от 23.11.2007 N 266-ФЗ) |
2008 год | 23 400 рублей | Федеральный закон от 21.07.2007 N 183-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (в ред. От 22.07.2008 № 154-ФЗ) |
2009 год | 25 390 рублей | Федеральный закон от 25.11.2008 N 216-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов |
2010 год | Ограничивается максимальным средним дневным заработком 1136,99 руб. (для 31-дневного месяца: 35 246,69 руб, для 30-дневного месяца: 34 109,70 руб, 28-дневного: 31 835,72 руб. В среднем: 34 583 руб.) |
Зависит от предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы. Согласно п.4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов установлена в сумме, не превышающей 415 000 в год. Согласно ч. 3.1 ст. 14 N255-ФЗ максимальный средний средний дневной заработок определяется делением 415000 на 365 и составляет 1136,99 рублей. |
Расчёт пособия по беременности и родам. (Калькулятор) Расчёт ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет. (Калькулятор)
Размер материнского капитала
Период, на который установлен размер материнского капитала | Размер материнского капитала | Номер закона |
c 1 января 2007 | 250 000 рублей | Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей |
2008 год | 276 250 рублей | Федеральный закон от 22.07.2008 N 122-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов |
с 1 января 2009 | 299 731,25 рублей | Федеральный закон РФ от 24.11.2008 № 204-ФЗ О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. |
с 1 января 2009 | 312 162,50 рублей | Федеральный закон от 28.04.2009 N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» |
с 1 января 2010 | 343 378,80 рублей | п. 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» |