Анализ и оценка кредитоспособности заемщика

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие кредитоспособности и специфика ее определения. Характеристика эффективных методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемых коммерческими банками в процессе кредитного анализа. Содержание кредитной заявки и значение кредитной истории.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Кредитный менеджмент в банке»

на темуАнализ и оценка кредитоспособности заемщика

Выполнил: студент экстерн

Литвиненко В.А.

Научный руководитель:

Дорофеева Т. М.

2010

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание анализа кредитоспособности заемщика

1.1 Понятие кредитоспособности и специфика ее определения

1.2 Этапы анализа кредитоспособности заемщиков

1.3 Организационный механизм анализа кредитоспособности заемщиков

Глава 2. Современные концепции анализа кредитоспособности заемщиков

2.1 Классификационные модели оценки кредитоспособности заемщиков

2.2 Модели оценки кредитоспособности заемщиков, основанные на методах комплексного анализа

2.3 Методики определения кредитоспособности заемщиков, применяемые российскими банками

Заключение

Список используемых источников


Введение

Актуальность исследования: в современных условиях хозяйствования финансовый сектор, в том числе такая его составляющая, как кредитные институты (банки), является важнейшим инфраструктурным элементом, способствующим укреплению и всестороннему развитию рыночной экономики. Перемены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и субъектами хозяйствования. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов. Кредитные операции банка являются ведущими среди прочих как по прибыльности, так и по масштабности размещения средств. В нынешних условиях хозяйствования коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они оказались в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в настоящий момент особенно важное значение приобретают методики оценки качества потенциальных клиентов. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им. Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Эффективная организация процесса оценки кредитоспособности заемщика позволяет снизить уровень кредитных рисков банка и создать необходимые условия для качественного обслуживания клиентов банка, предъявляющих спрос на кредитные продукты.

Объект исследования : кредитоспособность заемщика.

Предмет исследования: модели анализа кредитоспособности заемщика.

Цель исследования: выявление эффективности методик оценки качества потенциальных заемщиков, применяемые коммерческим банками в процессе кредитного анализа.

Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:

1. Дать понятие кредитоспособности заемщика, охарактеризовать её основные черты.

2. Рассмотреть этапы анализа кредитоспособности заемщика, требования, предъявляемые к заемщику, содержание кредитной заявки.

3. Рассмотреть основные методики анализа кредитоспособности, применяемые кредитными организациями.

Источниковая база: материалами для исследования послужили монографии, научные статьи, периодические издания.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Содержание анализа кредитоспособности заемщика

1.1 Понятие кредитоспособности и специфика ее определения

Проблема оценки кредитоспособности заемщика банка не относится к числу достаточно разработанных. Прежде всего, в уточнении нуждается сам термин «кредитоспособность». Распространенным является такое его определение (способность лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам), которое делает его неотличимым от другого термина – «платежеспособность».

Однако в определении понятия «платежеспособность» и «кредитоспособность» существуют различия. Платежеспособность предприятия – это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности. В то же время кредитоспособность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить кредиторскую задолженность. Кредитоспособность – понятие более узкое, чем платежеспособность. Следовательно, банку, чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком аспекте (хотя если заемщик платежеспособен, то это включает в себя и его кредитоспособность). Между платежеспособностью и кредитоспособностью имеется еще одно различие. Предприятие обычную свою задолженность (кроме ссудной) должно погашать, как правило, за счет выручки от реализации своей продукции (работ, услуг). Что же касается ссудной задолженности, то она, помимо названного, имеет еще три источника погашения (не всегда, правда, надежных):

· выручка от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде;

· гарантия другого банка или другого предприятия;

· страховые возмещения.

Следовательно, банк, грамотно дающий ссуды, может рассчитывать на полное или хотя бы частичное их возмещение даже в том случае, когда заемщик оказывается неплатежеспособным в обычном смысле этого слова[1] .

Применяемые в настоящее время и рекомендованные способы оценки кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о деятельности заемщика в предшествующем периоде. При всем значении такой оценки она не может исчерпывающем образом характеризовать кредитоспособность заемщика в предстоящем периоде. При использовании главным образом данных отчетности оценка платежеспособности и финансовой устойчивости ссудозаемщика рассматривается лишь как предварительная. При оценке кредитоспособности нужно учитывать предстоящие изменения конъюнктуры, в том числе наличие реальных условий поступления средств заемщику от реализации продукции, принимая во внимание возможность реализации с учетом намечаемого уровня цен и предстоящих изменений платежеспособного спроса на соответствующие виды продукции. Значительные размеры процентных ставок сказываются на увеличении расходов заемщиков, а соответственно и на их кредитоспособности и это необходимо учитывать при оценке кредитоспособности. Состояние платежной дисциплины заемщика имеет немаловажное значение для характеристики его кредитоспособности. При оценке кредитоспособности предприятия следует рассматривать неплатежи, в том числе суммы просроченных платежей – поставщикам, банку, финансовым органам – как самостоятельную группу, а не распределять их в различные виды кредиторской задолженности. Повышение уровня кредитоспособности заемщиков связано с повышением их ответственности за своевременное погашение ссуд и вместе с тем ужесточение требовательности банков при кредитовании[2] .

Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов. Уже это само по себе означает трудность, поскольку каждый фактор (для банка – факторы риска) должен быть оценен и рассчитан. К этому следует добавить необходимость определения относительного «веса» каждого отдельного фактора для состояния кредитоспособности, что также чрезвычайно непросто. Еще сложнее оценить перспективы изменений всех тех факторов, причин и обстоятельств, которые будут определять кредитоспособность заемщика в предстоящий период. Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь морального облика, репутации заемщика, хотя не только их. Соответствующие выводы не могут быть признаны неопровержимыми. В дореволюционное время для учета морального облика клиента предполагалось принимать во внимание даже прошлое заемщика и прошлое его компаньонов в деле, а равно и тех фирм, в зависимости или в тесной деловой связи с которыми он состоял. Также значительные сложности порождаются инфляцией, искажающей показатели, характеризующие возможности погашения ссудной задолженности (это относится, например, к показателям оборачиваемости капитала и отдельных его частей – активов, основного капитала, запасов), и неодинаковой динамикой объема оборота (из-за опережающего роста цен на реализуемую продукцию) и оценкой остатков (основных средств, запасов). Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль. По данным американских аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров.

Таким образом, следует отметить, что процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение. Цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные ему ресурсы и предполагает решение следующих задач:

обоснование оптимальной величины предоставляемых кредитором финансовых ресурсов и способов их погашения;

определение эффективности использования заемщиком кредитных ресурсов;

осуществление текущей оценки финансового состояния заемщика и прогнозирование ее изменения после предоставления кредитных ресурсов;

проведение текущего контроля (мониторинга) со стороны кредитора за соблюдением заемщиком требований в отношении показателей его финансового состояния;

анализ целесообразности и результативности принимаемых менеджментом решений по достижению и поддержанию на приемлемом уровне кредитоспособности организации-заемщика,

выявление факторов кредитного риска и оценка их влияния на принятие решений о выдаче кредита заемщику;

анализ достаточности и надежности предоставленного заемщиком обеспечения[3] .

Нельзя получить единую, синтетическую оценку кредитоспособности заемщика с обобщением цифровых и нецифровых данных. Для обоснованной оценки кредитоспособности помимо информации в цифровых величинах нужна экспертная оценка квалифицированных аналитиков. В то же время сложность оценки кредитоспособности обусловливает применение разнообразных подходов к такой задаче – в зависимости как от особенностей заемщиков, так и от намерений конкретного банка-кредитора. Различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга, применять их следует в комплексе. Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу[4] .

Таким образом кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) – его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.

1.2 Этапы анализа кредитоспособности заемщик ов

Анализ кредитоспособности заемщика должен осуществляться согласно принципам системности и комплексности. При изучении структуры, элементов и системы анализа кредитоспособности заемщика следует обеспечить проведение всех необходимых этапов исследования, причем на всех стадиях анализа кредитоспособности, т.е. на стадиях предварительного, оперативного и ретроспективного анализа.

В связи с этим предварительный анализ кредитоспособности заемщика должен включать следующие этапы:

1) формирование информационной базы анализа кредитоспособности;

2) оценка достоверности представленной информации;

3) предварительная оценка потенциального заемщика;

4) обработка полученной информации;

5) сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;

6) качественный анализ финансовых коэффициентов;

7) определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;

8) расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика;

9) присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;

10) анализ нефинансовых (качественных) показателей;

11) заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита[5] .

Условия, при которых был предоставлен кредит, изменяются во времени и это имеет определенные последствия, влияющие на финансовое положение заемщика и его возможность расплачиваться по кредиту. В условиях экономического спада или возникновения определенных проблем в тех отраслях, где работает заемщик, необходимо наиболее часто и тщательно проводить оперативный мониторинг. Поэтому в банке должен осуществляться периодический мониторинг кредитоспособности каждого заемщика. В ходе такого мониторинга регулярно оценивается изменение уровня кредитного риска, и по итогам определения его уровня подготавливается и применяется система адекватных мер. В каждом банке должна действовать эффективная система внутреннего контроля, как на уровне отдельных кредитов, так и на уровне кредитного портфеля. Эта система должна обеспечить качественное управление операциями по кредитованию, установление уровня кредитных требований по отдельным кредитам и кредитному портфелю в целом, определение достаточности резервов на возможные потери, своевременное обновление информации о заемщике, контроль за уровнем кредитного риска.

Таким образом, на стадии оперативного мониторинга кредитоспособности необходимо проводить экономический анализ по следующим этапам:

1) разработка графика и периодичности мониторинга по каждому заемщику, отдельно – по крупным, средним, мелким, проблемным кредитам;

2) сбор (в соответствии с графиком мониторинга) и анализ финансовой информации о заемщике;

3) оценка изменений финансового состояния заемщика и прогноз влияния различных факторов на выполнимость условий кредитного договора в будущем;

4) контроль исполнения заемщиком условий договора, в том числе проверка соответствия реального графика платежей по кредиту графику, предусмотренному кредитным договором;

5) оценка изменения уровня кредитного риска;

6) оценка состояния обеспечения, предоставленного по кредиту;

7) проверка полноты соответствующей документации, касающейся обеспечения и возможности распоряжаться кредитом в случае возникновения у заемщика проблем с его погашением;

8) оценка соответствия выданного кредита кредитной политике банка и требованиям, предъявляемым со стороны контролирующих органов[6] .

Ретроспективный анализ кредитоспособности заемщика базируется на всей информации, содержащейся в кредитном досье заемщика и собранной за время действия кредитного договора. Главными задачами ретроспективного анализа кредитоспособности являются объективная оценка результатов взаимодействия кредитора и заемщика, выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора, выявление неэффективности и недочетов в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора, определение величины убытков кредитора вследствие невыполнения заемщиком кредитных обязательств.

В процессе ретроспективного анализа кредитоспособности в качестве основных этапов можно выделить следующие:

1) обобщение информации, касающейся взаимодействия кредитора и заемщика в период действия кредитного договора;

2) анализ тенденций изменения финансового состояния заемщика и его влияние на изменение уровня кредитного риска;

3) анализ тенденций изменения качества и стоимости обеспечения в течение срока действия кредитного договора;

4) анализ тенденций изменения нефинансовых показателей заемщика;

5) присвоение заемщику класса кредитоспособности по итогам выполнения кредитного договора с учетом тенденций изменения всех количественных и качественных характеристик заемщика;

6) внесение корректировок в кредитную историю заемщика.

На основе информации ретроспективного анализа кредитоспособности заемщика возможно формирование его кредитной истории, которая может быть использована в целях предварительного анализа кредитоспособности в случае последующего обращения заемщика за новым кредитом. Таким образом, все три стадии анализа кредитоспособности заемщика взаимосвязаны и образуют замкнутый цикл, в котором выходная информация на одной стадии анализа является входной на следующей стадии[7] .

После изучения кредитным подразделением всех представленных заемщиком (поручителем, гарантом, залогодателем) документов, установления юридическим подразделением правовой силы этих документов, их проверки службой безопасности на предмет наличия негативной информации о деловой репутации организации и руководства заемщика (поручителя, гаранта, залогодателя) составляется мотивированное заключение, содержащее анализ возможности и условий предоставления кредита, которое передается на рассмотрение Кредитному комитету банка. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении кредита принимает Кредитный комитет.

При принятии решения об отказе в выдаче кредита или в случае положительного решения работник кредитного подразделения направляет в адрес клиента письменное уведомление за подписью руководителя кредитующего подразделения. При положительном решении помимо этого вся исходная информация о заемщике вносится в базу данных кредитора, определяется точный срок привлечения заемщиком кредитных ресурсов в рамках заключаемого кредитного договора и начинается оформление всей кредитной документации. На основании письменного запроса кредитующего подразделения подразделение, ведущее учет кредитных операций, резервирует номер ссудного счета. Одновременно с оформлением кредитного договора работник кредитующего подразделения оформляет с заемщиком дополнительное соглашение к договору банковского счета о праве банка на безакцептное списание средств, а также договор поручительства, залога и другие необходимые договоры[8] .

При оформлении договора залога в нем указываются: предмет залога; его оценочная стоимость с учетом поправочных коэффициентов; предмет, размер и сроки исполнения обязательств по кредитному договору; у какой из сторон находится предмет залога; местонахождение предмета залога. Далее кредитный договор, завизированный кредитным работником, согласованный с юридическим подразделением и руководителем кредитующего подразделения, направляется на подпись заемщику, а затем визируется юридическим подразделением и руководителем кредитующего подразделения и передается на подпись руководителю банка. После подписания договора всеми сторонами один экземпляр передается заемщику, а работник кредитующего подразделения регистрирует его в журнале регистрации кредитных договоров.

После оформления договоров (кредитного, залога, поручительства и пр.) работник кредитующего подразделения: начинает формировать кредитное дело, куда подшивается полный пакет документов, послуживших основанием для выдачи кредита; передает в подразделение, сопровождающее кредитные операции, оригиналы кредитной документации (для учета, регистрации, хранения, передачи другим подразделениям), карточки с образцами подписей заемщика, копии дополнительных соглашений к договорам банковского счета о праве на безакцептное списание средств со счетов заемщика (поручителя) в случае возникновения просроченной задолженности, копию страхового полиса и другие документы. Подразделение, ведущее учет кредитных операций, открывает заемщику ссудный счет и другие необходимые счета на основании распоряжения и кредитной документации, переданных подразделением, сопровождающим кредитные операции.

Получив от кредитующего подразделения распоряжение о предоставлении кредита и платежные документы заемщика, подразделение, сопровождающее кредитные операции, осуществляет контроль соответствия поступивших распоряжений условиям кредитного договора, проверку подписей на платежных документах, дает распоряжение подразделению, учитывающему кредитные операции, отразить в балансе ссудную задолженность по кредиту. В течение срока действия кредитного договора работник кредитующего подразделения: контролирует исполнение заемщиком условий договора, целевое использование кредита, финансовое состояние заемщика (запрашивает бухгалтерскую отчетность и другие необходимые документы); проводит оценку кредитных рисков; выявляет признаки проблемной задолженности и принимает меры к погашению просроченной задолженности; осуществляет мониторинг текущего состояния заемщика, поручителя, гаранта, залогодателя; вносит на рассмотрение Кредитного комитета предложения по изменению условий кредитного договора с последующим оформлением дополнительных соглашений; совершает другие необходимые действия. После окончательного погашения заемщиком всех обязательств кредитное дело закрывается и через определенное время передается в архив.

Одним из определяющих условий качественной организации работы по анализу кредитоспособности потенциального заемщика является закрепление в нормативных документах банка всего комплекса выполняемых работ. Данный подход позволяет работникам банка, относящимся к разным структурным подразделениям или к одному подразделению, четко выполнять все требующиеся процедуры и обязанности в соответствии с необходимой последовательностью действий. Грамотно составленные внутренние документы дают возможность с наименьшими издержками и более эффективно применять механизм кредитования, а также минимизировать кредитный риск[9] .

1.3 Организационный механизм анализа кредитоспособности заемщиков

В процессе организации работы по кредитованию юридических лиц, как правило, принимает участие не только кредитное подразделение, но и другие службы: юридическое подразделение; подразделение, отвечающее за безопасность; подразделение, осуществляющее оперативный учет кредитных операций; подразделение, проводящее расчетно-кассовое обслуживание; при необходимости другие подразделения (по работе с ценными бумагами, бухгалтерское, экономическое и т.д.). При обращении заемщика в банк сотрудник кредитного подразделения принимает и собирает все необходимые документы. В перечень основных документов, поступающих в банк от потенциального заемщика, входят:

1) кредитная заявка;

2) нотариально заверенные копии учредительных документов;

3) финансовые отчеты (бухгалтерский баланс и отчет о прибыляхи убытках);

4) отчет о движении кассовых поступлений;

5) внутренние финансовые отчеты;

6) данные внутреннего оперативного учета;

7) прогнозные финансовые отчеты;

8) бизнес-план;

9) хозяйственные договоры, являющиеся основой для заключения кредитной сделки;

10) сведения о кредитах, полученных в других банках;

11) сведения о конъюнктуре рынка и основных конкурентах;

12) информация об аффилированных лицах;

13) налоговые декларации.

После приема документов от заемщика кредитный инспектор тщательно изучает кредитную заявку и рассматривает остальной пакет документов для предварительного определения основных условий кредитования, суммы и срока кредита, обеспечения по кредиту[10] . Одной из важнейших целей создания кредитной заявки является более наглядное представление информации о заемщике для членов Кредитного комитета. Привлекательность кредитной заявки для банка состоит в способности заемщика выполнять в будущем условия кредитного договора. А для кредитного работника банка важно количественно оценить эту привлекательность, чтобы классифицировать все множество поступающих кредитных заявок.

Показатели, характеризующие рейтинг кредитной заявки, должны соответствовать следующим условиям:

- простота интерпретации значений показателей кредитной заявки;

- возможность присвоения показателям количественных значений по разработанной балльной системе;

- объективность оценки показателей вне зависимости от субъективного мнения лица, анализирующего заявку;

- достоверность получаемой при анализе информации;

- отсутствие какого-либо дублирования данных, содержащихся в заявке;

- достаточный уровень ценности и информативности для пользователей полученного интегрального значения[11] .

В кредитной заявке содержатся две группы показателей: внешние и внутренние. Внешние описывают зависимость будущего проекта от влияния извне, а внутренние – от факторов, действующих внутри организации. Среди внешних показателей, характеризующих успех реализации проекта, выделяют те, на которые влияют такие факторы, как налоговые реформы, денежно-кредитная политика, реформирование таможенного законодательства и валютные риски. К внутренним показателям, характеризующим проект, относятся: конкурентоспособность продукции, кредитная история и деловая репутация заемщика, прогнозные показатели объемов производства и продаж, обеспечение кредита, период окупаемости проекта, финансовое состояние заемщика, источники погашения кредита и процентов по нему и т.д. Учет всех перечисленных факторов позволяет банку сформировать надежный кредитный портфель[12] .

Для объективной оценки достоверности представленной информации кредитному инспектору целесообразно запросить у потенциального заемщика независимое аудиторское заключение (выданное аудиторской фирмой с безупречной репутацией) по итогам отчетных периодов, по которым представлены финансовые отчеты. При анализе учредительных документов инспектор устанавливает круг лиц, имеющих полномочия подписывать кредитный договор, изучает договор обеспечения и представленную финансовую отчетность. Представленные организацией-заемщиком налоговые декларации должны содержать отметки налоговых органов о сдаче этих деклараций в предусмотренные законодательством сроки. Кроме того, кредитный инспектор должен проверить комплектность документов, необходимых для выдачи кредита, и в случае необходимости затребовать недостающие или дополнительные документы.

Для предварительной оценки кредитоспособности потенциального заемщика кредитный инспектор лично беседует с ним с целью более детального выяснения важных сторон кредитной сделки, на которых нужно сконцентрировать внимание (цель кредита, планируемые источники его погашения, методика расчета запрашиваемой суммы кредита), а также для составления психологического портрета заемщика, формирования видения и оценки положения организации и перспектив ее развития.

При ознакомительной беседе с потенциальным заемщиком кредитному инспектору для более полного и объективного анализа кредитоспособности необходимо уделить внимание следующим вопросам:

- сведения о клиенте и его организации: правовая форма организации; дата ее учреждения; способ оценки имущества, выступающего в качестве обеспечения; кому принадлежит основной пакет акций или наибольшее количество акций организации; основной вид продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) организацией; основные поставщики и покупатели организации; квалификация, опыт и навыки менеджеров организации;

- взаимоотношения потенциального заемщика с другими банками в каких еще банках организация имеет счета и обращалась ли за кредитом в другие банки; почему обратилась именно в этот банк; имеются ли непогашенные кредиты;

- сведения о запрашиваемом кредите: цель кредита; планируемые источники его погашения; сумма кредита и методика ее определения заемщиком; соответствие срока предоставления кредита сроку службы активов и жизненному циклу продукции, финансируемых за счет кредитных ресурсов;

- информация о погашении кредита: сроки погашения основной суммы долга и процентов по нему; способы погашения кредита; уровень денежной наличности, поступающей в организацию в течение операционного цикла; наличие у организации гаранта по кредиту; финансовое состояние организации;

- характеристика предлагаемого обеспечения: вид обеспечения; собственник; сведения об обременении этого имущества; возможность потери этим имуществом каких-либо качественных характеристик при длительном хранении; издержки транспортировки и хранения имущества, выступающего в виде обеспечения[13] .

По результатам такой беседы кредитный инспектор может предварительно оценить серьезность, надежность, репутацию потенциальных заемщиков, особенно тех из них, кто впервые обращается в данный банк за кредитом, а также обоснованность кредитной заявки, степень обеспечения кредитными ресурсами, влияние последствий выдачи кредита на кредитный портфель банка и в целом его соответствие кредитной политике банка.

В ходе анализа кредитоспособности на этапе обработки полученной информации проводится непосредственный анализ финансовых документов, представленных заемщиком по методике, применяемой в конкретном банке. Сравнение полученных значений финансовых показателей с применяемыми банком нормативными значениями является одним из наиболее трудных этапов, так как на сегодняшний день нет системы отраслевых нормативных значений и применение тех или иных нормативных значений порой неоправданно для специфики деятельности организации.

Качественный анализ финансовых коэффициентов заключается в необходимости определить для каждого из них ограничения, отклонение от которых в ту или иную сторону не является положительным моментом в деятельности организации, или такой анализ вообще невозможен в силу объективных причин. Например, для коэффициента независимости, рассчитываемого как отношение собственных средств к валюте баланса, нормативное значение в разных отраслях экономики может колебаться от 0,3 до 0,9, а значения, ограничивающие этот показатель, составляют 0 и 1; для коэффициента ликвидности, рассчитываемого как отношение оборотных активов к сумме краткосрочных обязательств, ограничениями показателя могут быть значения 1 и 2 (нижняя граница обусловлена тем, что оборотных активов должно хватить для покрытия заемщиком обязательств, а превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза может свидетельствовать о нерациональном вложении средств и об их неэффективном использовании).

Для расчета веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе необходимо:

- определить группу финансовых коэффициентов, используемых для расчета рейтингового показателя;

- установить степень значимости каждого финансового коэффициента для оценки кредитоспособности заемщика;

- определить рекомендуемые нормативные (критические) значения каждого финансового показателя и его возможные границы в зависимости от отрасли деятельности организации;

- уточнить вес каждого финансового коэффициента на основе анализа финансовой отчетности и информации об отрасли деятельности организации.

Рейтинговый показатель организации-заемщика, как правило, рассчитывается по формуле, в которой учитываются вес финансового показателя, его категория в зависимости от полученного значения и границ применения, а также количественное значение показателя. В соответствии с полученной суммой баллов заемщику присваивается определенный класс, который позволяет сделать заключение о возможности предоставления кредитных ресурсов.

Однако анализ кредитоспособности заемщика лишь на основе количественных показателей не дает его точной оценки, так как неизученными остаются качественные показатели. Учет только количественных показателей приводит к нивелированию особенностей, присущих конкретному заемщику, которые также влияют на его кредитоспособность и на решение о выдаче ему кредита[14] .

Глава 2. Современные концепции анализа кредитоспособности заемщиков

2.1 Классификационные модели оценки кредитоспособности заемщиков

Среди подходов к оценке кредитоспособности заемщиков можно выделить две группы моделей:

1) Классификационные модели;

2) Модели на основе комплексного анализа.

Классификационные модели дают возможность группировать заемщиков: прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства; рейтинговые – в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости. К классификационным моделям относятся следующие методы:

1. Рейтинговая оценка(общая сумма баллов) рассчитывается путем умножения значения показателя на его вес (коэффициент значимости) в интегральном показателе. В мировой практике при оценке кредитоспособности на основе системы финансовых коэффициентов применяются в основном следующие пять групп коэффициентов: ликвидности, оборачиваемости, финансового рычага, прибыльности, обслуживания долга.

Американский ученый Э. Рид предложил следующую систему показателей, определяющих различные характеристики кредитоспособности предприятия: ликвидности, оборачиваемости, привлечения средств, прибыльности. Эта система позволяет прогнозировать своевременность совершения будущих платежей, ликвидность и реальность оборотных активов, оценить общее финансовое состояние фирмы и ее устойчивость, а также возможность определить границы снижения объема прибыли, в которых осуществляется погашение части фиксированных платежей.

Другая группа ученых (Дж. Шим, Дж. Сигел, Б. Нидлз, Г. Андерсон, Д. Колдвел) предложила использовать группы показателей, характеризующих ликвидность, прибыльность, долгосрочную платежеспособность и показатели, основанные на рыночных критериях. В отличие от методики Э. Рида этот подход позволяет прогнозировать долгосрочную платежеспособность с учетом степени защищенности кредиторов от неуплаты процентов (коэффициента покрытия процента). Коэффициенты, основанные на рыночных критериях, включают отношение цены акции к доходам, размер дивидендов и рыночный риск. С их помощью определяются отношение текущего биржевого курса акций к доходам в расчете на одну акцию, текущая прибыль их владельцев, изменчивость курса акций фирмы относительно курсов акций других фирм. Однако расчет некоторых коэффициентов сложен и требует применения специальных статистических методов. На практике каждый коммерческий банк выбирает для себя определенные коэффициенты и решает вопросы, связанные с методикой их расчета. Этот подход позволяет охарактеризовать финансовое состояние заемщика на основе синтезированного показателя-рейтинга, рассчитываемого в баллах, присваиваемых каждому значению коэффициента. В соответствии с баллами устанавливается класс организации: первоклассная, второклассная, третьеклассная или неплатежеспособная. Класс организации принимается банком во внимание при разработке шкалы процентных ставок, определении условий кредитования, установлении режима кредитования (форма кредита, размер и вид кредитной линии и т.д.), оценке качества кредитного портфеля, анализе финансовой устойчивости банка[15] .

2. Кредитный скоринг – технический прием, являющийся модификацией рейтинговой оценки и предложенный в начале 40-х годов XX в. американским ученым Д. Дюраном для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Отличие кредитного скоринга заключается в том, что в формуле рейтинговой оценки вместо значения показателя используется его частная балльная оценка. Для каждого показателя определяется несколько интервалов значений, каждому интервалу приписывается определенное количество баллов или определяется класс. Если полученный заемщиком рейтинг ниже значения, заранее установленного сотрудниками банка, то такому заемщику будет отказано в кредите, а если соответствует нормативам, то кредитная заявка будет удовлетворена. Преимуществами рейтинговой модели являются простота (так как достаточно рассчитать финансовые коэффициенты и, приняв во внимание коэффициенты их значимости, определить класс заемщика), возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (так как используются показатели, отражающие различные стороны деятельности организации). Однако при использовании данной методики следует учитывать ряд проблем:

- необходимость тщательного отбора финансовых показателей (требуется использовать показатели, описывающие разные стороны работы заемщика, с тем, чтобы более полно охарактеризовать его положение);

- важность обоснования пороговых значений показателей (в нашей стране довольно сложно осуществить подобный подход, так как недостаточно сведений о фактическом состоянии и уровнях данных показателей в экономике России, а также мала степень участия банков в формировании такой базы данных);

- необходимость обоснования коэффициентов значимости для каждой группы показателей в соответствии с отраслью деятельности конкретного заемщика;

- определение величины отклонений в пограничных областях, относящих заемщиков к разным классам;

- при рейтинговой оценке учитываются уровни показателей только относительно оптимальных значений, соответствующих определенным установленным нормативам, но не принимается во внимание степень их выполнения или невыполнения;

- финансовые коэффициенты отражают положение дел в прошлом на основе данных об остатках;

- рассчитываемые коэффициенты показывают лишь отдельные стороны деятельности;

- в системе рассчитываемых коэффициентов не учитываются многие факторы – репутация заемщика, перспективы и особенности рыночной конъюнктуры, оценки выпускаемой и реализуемой продукции, перспективы капиталовложений и т.д[16] .

3. Прогнозные модели,получаемые с помощью статистических методов, используются для оценки качества потенциальных заемщиков. При множественном дискриминантном анализе (МДА) используется дискриминантная функция (Z), учитывающая некоторые параметры (коэффициенты регрессии) и факторы, характеризующие финансовое состояние заемщика (в том числе финансовые коэффициенты). Коэффициенты регрессии рассчитываются в результате статистической обработки данных по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо выжили в течение определенного времени. Если Z-оценка фирмы находится ближе к показателю средней фирмы-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если менеджеры фирмы и банк предпримут усилия для устранения финансовых трудностей, то банкротство, возможно, не произойдет. Таким образом, Z-оценка является сигналом для предупреждения банкротства фирмы. Применение данной модели требует обширной репрезентативной выборки фирм по разным отраслям и масштабам деятельности. Сложность заключается в том, что не всегда можно найти достаточное число обанкротившихся фирм внутри отрасли для расчета коэффициента регрессии.

Наиболее известными моделями МДАявляются модели Альтмана и Чессера, включающие следующие показатели: отношение собственных оборотных средств к сумме активов; отношение реинвестируемой прибыли к сумме активов; отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу; отношение объема продаж (выручки от реализации) к сумме активов; отношение брутто-прибыли (прибыли до вычета процентов и налогов) к сумме активов.

Организацию относят к определенному классу надежности на основе значений Z-индекса модели Альтмана. Пятифакторная модель Альтманапостроена на основе анализа состояния 66 фирм и позволяет дать достаточно точный прогноз банкротства на два-три года вперед. В более поздних работах ученый изучил такие факторы, как капитализируемые обязательства по аренде, применил сглаживание данных для устранения случайных колебаний. Новая модель с высокой с степенью точности предсказывает банкротство на два года вперед и с меньшей вероятностью (примерно 70%) – на пять лет вперед. Построение в российских условиях подобных моделей достаточно сложно из-за отсутствия статистических данных о банкротстве организаций, постоянного изменения нормативной базы в области банкротства и признания банкротства организации на основе данных, не поддающихся учету.

Модель Чессера позволяет прогнозировать невыполнение клиентом условий договора о кредите. Невыполнение подразумевает не только непогашение кредита, но и любые другие отклонения, делающие отношения между кредитором и заемщиком менее выгодными по сравнению с первоначальными условиями. Используемая линейная комбинация независимых переменных (Z) включает: отношение кассовой наличности и стоимости легко реализуемых ценных бумаг к сумме активов; отношение чистой суммы продаж (без учета НДС) к сумме кассовой наличности и стоимости легко реализуемых ценных бумаг; отношение брутто-дохода (прибыли до вычета процентов и налогов) к сумме активов; отношение совокупной задолженности к сумме активов; отношение основного капитала к величине чистых активов (или применяемого капитала, равного акционерному капиталу и долгосрочным кредитам); отношение оборотного капитала к нетто-продажам (чистой сумме продаж). Получаемый показатель может рассматриваться как оценка вероятности невыполнения условий кредитного договора. Чессер использовал данные ряда банков по 37 «удовлетворительным» и 37 «неудовлетворительным» кредитам и для расчета взял показатели балансов фирм-заемщиков за год до получения кредита. Подставив расчетные показатели модели в формулу вероятности нарушения условий договора, Чессер правильно определил три из каждых четырех исследуемых случаев[17] .

Отечественные дискриминантные модели прогнозирования банкротства представлены двухфакторной моделью М. Федотовой и пятифакторной моделью Р. Сайфулина, Г. Кадыкова. Модель оценки вероятности банкротств Федотовой опирается на коэффициент текущей ликвидности (Х{ ) и долю заемных средств в валюте баланса (Х2 ).

В уравнении Сайфулина, Кадыкова используются следующие коэффициенты: коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значение Х1 0,1); коэффициент текущей ликвидности (Х2 2); интенсивность оборота авансируемого капитала, характеризующая объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность организации (Х3 2,5); рентабельность продаж, рассчитываемая как отношение прибыли от продаж к выручке (для каждой отрасли индивидуальная); рентабельность собственного капитала (Х5 0,2). При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням Z= 1 финансовое состояние заемщика с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

Помимо МДА-моделей прогнозирования вероятного банкротства заемщика могут использоваться и упрощенные модели, основанные на системе определенных показателей. К примеру, система показателей Бивера включает: коэффициент Бивера (КБивера ); рентабельность активов; финансовый рычаг; коэффициент покрытия активов собственным оборотным капиталом; коэффициент покрытия краткосрочных обязательств оборотными активами. Коэффициент Бивера равен отношению разницы чистой прибыли и амортизации к сумме долгосрочных и краткосрочных обязательств. Значение КБивера - 0,15 свидетельствует о неблагополучном финансовом состоянии за год до банкротства, как и значение коэффициента покрытия активов чистым оборотным капиталом меньше 0,06, а коэффициента покрытия краткосрочных обязательств меньше 1[18] .

4. Модель CART (Classificationandregressiontrees – «классификационные и регрессионные деревья») – непараметрическая модель, основные достоинства которой заключаются в возможности широкого применения, доступности для понимания и легкости вычислений, хотя при построении применяются сложные статистические методы. В «классификационном дереве» фирмы-заемщики расположены на определенной «ветви» в зависимости от значений выбранных финансовых коэффициентов; далее идет «разветвление» каждой из них в зависимости от следующих коэффициентов. Точность классификации при использовании данной модели – около 90%.

5. Методика на основе анализа денежных потоков позволяет использовать не данные об остатках по статьям активов и пассивов, а коэффициенты, определяемые по данным об оборотах ликвидных активов, запасах и краткосрочных долговых обязательствах, посредством расчета чистого сальдо различных поступлений и расходов денежных средств за определенный период. Разница между притоком и оттоком средств показывает величину общего чистого денежного потока. Кратковременное превышение оттока над притоком говорит о дефиците денежных средств (более низком рейтинге клиента). Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя величина общего денежного потока может устанавливаться в качестве предела выдачи новых кредитов, так как показывает размер средств, с помощью которых клиент имеет возможность погашать долговые обязательства. На основе соотношения величины общего денежного потока и размера долговых обязательств клиента определяется его класс кредитоспособности. Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых сторонах управления предприятия. При решении вопроса о выдаче кредита на длительный срок анализ денежного потока проводится не только на основе данных за истекший период, но и на основе прогнозных данных на планируемый период[19] .

2.2 Модели оценки кредитоспособности заемщиков, основанные на методах комплексного анализа

В случае использования математических моделей не учитывается влияние «качественных» факторов при предоставлении банками кредитов. Эти модели лишь отчасти позволяют кредитным экспертам банка сделать вывод о возможности предоставления кредита. Недостатками классификационных моделей являются их «замкнутость» на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. Можно выделить следующие методы:

1. Правило «шести Си», применяемый банками США. В его основе лежит использование шести базовых принципов кредитования, обозначенных словами, начинающимися с английской буквы «Си» (С): Character, Capacity, Cash, Collateral, Conditions, Control.

Характер заемщика (Character): ответственность, надежность, честность, порядочность и серьезность намерений клиента.

Способность заимствовать средства (Capacity): кредитный инспектор должен быть уверен в том, что клиент, испрашивающий кредит, имеет юридическое право подавать кредитную заявку и подписывать кредитный договор, т.е. в том, что руководитель или представитель компании (банка), обращающийся за кредитом, имеет соответствующие полномочия, предоставленные ему учредителями или советом директоров, на проведение переговоров и подписание кредитного договора от имени компании (банка).

Денежные средства (Cash): важным моментом любой кредитной заявки является определение возможности заемщика погасить кредит за счет средств, полученных от продажи или ликвидации активов, потока наличности или привлеченных ресурсов.

Обеспечение (Collateral): при оценке обеспечения по кредитной заявке необходимо установить, располагает ли заемщик достаточным капиталом или качественными активами для предоставления необходимого обеспечения по кредиту; необеспеченные кредиты предоставляются первоклассным заемщикам, имеющим квалифицированное руководство и отличную кредитную историю.

Условия (Conditions): кредитный инспектор должен знать, как идут дела у заемщика, каково положение, складывающееся в соответствующей отрасли, а также то, как изменение экономических и других условий в стране может повлиять на процесс погашения кредита.

Контроль (Control) сводится к выяснению, насколько изменение законодательства, правовой, экономической и политической обстановки может негативно повлиять на деятельность заемщика и его кредитоспособность.

2. Методика «CAMPARI» заключается в поочередном выделении из кредитной заявки и прилагаемых финансовых документов наиболее существенных факторов, определяющих деятельность клиента, в их оценке и уточнении после личной встречи с клиентом. Название CAMPARI образуется из начальных букв следующих слов: С (Character) – репутация, характеристика клиента; A (Ability) – способность к возврату кредита; М (Margin) – маржа, доходность; Р (Purpose) – целевое назначение кредита; A (Amount) – размер кредита; R (Repayment) – условия погашения кредита; I (Insurance) – обеспечение, страхование риска непогашения кредита.

3. Методика «PARTS» применяется банками Великобритании и расшифровывается: P (Purpose) – назначение, цель получения кредита; A (Amount) – сумма, размер кредита; R (Repayment) – оплата, возврат (долга и процентов); Т (Term) – срок предоставления кредита; S (Security) –обеспечение погашения кредита. Комплексные методики оценки кредитоспособности заемщика применяются многими коммерческими банками, однако эти методики недостаточно теоретически проработаны и в них мало использован математический аппарат.

Основными недостатками системы отбора заемщиков коммерческими банками на сегодняшний день являются:

- субъективизм – зачастую решения, принимаемые кредитными инспекторами, основаны только на интуиции и личном опыте;

- негибкость и нестабильность – качество оценки является случайной величиной, которую невозможно улучшить или ухудшить, и зависит от эмоционального состояния и предпочтений эксперта;

- отсутствие системы обучения, передачи знаний и повышения квалификации – прежде чем стать высококвалифицированным специалистом, необходимо накопить определенный уровень знаний, основанный на приобретении достаточного опыта в данной сфере, а обучение кредитных аналитиков находится, как правило, на недостаточно высоком уровне вследствие отсутствия эффективных методик анализа и технологий обучения;

- ограничение числа рассматриваемых заявок, которое обусловлено ограниченными физическими ресурсами человека, в результате этого – упущенная выгода от ограничения числа рассматриваемых заявок[20] .

4. Методика, основанная на анализе делового риска использует качественные факторы при оценке заемщика. Деловой риск связан с непрерывностью кругооборота оборотных средств, с вероятностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность источников погашения заемных средств.

Можно выделить следующие основные факторы делового риска: надежность поставщиков; диверсифицированность поставщиков; сезонность поставок; длительность хранения сырья и материалов; наличие складских помещений и необходимость в них; порядок приобретения сырья и материалов; экологические факторы; мода на сырье и материалы; уровень цен на приобретаемые ценности и их транспортировку; соответствие транспортировки характеру груза; риск ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов. Кроме того, деловой риск связан с недостатками законодательной основы для совершения и завершения кредитуемой сделки, а также со спецификой отрасли заемщика. Необходимо учитывать влияние на развитие данной отрасли смежных отраслей, систематического риска по сравнению с ситуацией в экономике в целом, подверженность отрасли цикличности спроса, постоянство результатов в деятельности отрасли и т.д. Большая часть перечисленных факторов может быть формализована, т.е. для этих факторов могут быть разработаны балльные оценки[21] .

5. Методика, разработанная специалистами Ассоциации российских банков (АРБ) получила распространение в последние годы. По этой методике оценка деятельности заемщика и условий его кредитования предполагает анализ его кредитоспособности по следующим направлениям: «солидность» – ответственность руководства, своевременность расчетов по ранее полученным кредитам; «способность» – производство и реализация продукции, поддержание ее конкурентоспособности; «доходность» – предпочтительность вложения средств в данного заемщика; «реальность» достижения результатов проекта; «обоснованность» запрашиваемой суммы кредита; «возвратность» за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполнится; «обеспеченность» кредита юридическими правами заемщика. Оценку последних четырех пунктов рекомендуется выполнять на основе анализа сгруппированных статей баланса по направлениям: прибыльность, ликвидность, оборачиваемость внеоборотных и оборотных активов, обеспеченность. Из каждой группы необходимо выбрать по одному показателю, наиболее характерному для анализируемой организации, и собрать по ним статистику. Недостатками методики являются невозможность ее использования для оценки кредитоспособности при длительном кредитовании и то, что не учитываются многие факторы риска, действие которых может сказаться через определенное время.

В большинстве случаев российские банки на практике применяют методы оценки кредитоспособности на основе совокупности финансовых коэффициентов, характеризующих финансовое состояние заемщика. Главной проблемой при этом является разработка нормативных значений для сравнения, так как существует разброс значений, вызванный отраслевой спецификой хозяйствующих субъектов, а приводимые в экономической литературе приемлемые нормативные уровни финансовых показателей рассчитаны без учета этого. Из-за отсутствия единой нормативной базы в отраслевом разрезе объективная оценка финансового состояния заемщика невозможна, так как нет сравнительных среднеотраслевых, минимально допустимых и наилучших для данной отрасли показателей[22] .

2.3 Методики определения кредитоспособности заемщиков, применяемые российскими банками

Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. С этой целью анализируются динамика оценочных показателей, структура статей баланса, качество активов, основные направления финансово-хозяйственной политики заемщика. При расчете показателей (коэффициентов) применяется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основе экспертной оценки. Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей: коэффициенты ликвидности (К12 , К3 ); коэффициент соотношения собственных и заемных средств (КА ); показатель оборачиваемости и рентабельности (К5 ). Согласно Регламенту Сбербанка России основными оценочными показателями являются коэффициенты К1 К2 , К3 , КА , К5 , а остальные показатели (оборачиваемости и рентабельности) необходимы для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти коэффициентам. По результатам анализа пяти коэффициентов заемщику присваивается категория, представленная в таблице 1, по каждому из этих показателей на базе сравнения полученных значений с установленными (достаточными).

Таблица 1. Категории показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с методикой Сбербанка России

Коэффициент I категория II категория III категория
К1 0,2 и выше 0,15-0,2 Менее 0,15
К2 0,8 и выше 0,5-0,8 Менее 0,5
К3 2,0 и выше 1,0-2,0 Менее 1,0
К4 , кроме торговли 1,0 и выше 0,7-1,0 Менее 0,7
К4 , для торговли 0,6 и выше 0,4-0,6 Менее 0,4
К5 0,15 и выше Менее 0,15 Нерентабельные

Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Следующий шаг – расчет общей суммы баллов (S) с учетом коэффициентов значимости каждого показателя, имеющих следующие значения: K1 = 0,11; К2 = 0,05; К3 = 0,42; К4 = 0,21; К5 = 0,21. Значение Sнаряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.

Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики хозяйствующего субъекта, его отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Осуществляется сравнительный анализ этих показателей и оценивается их динамика.

Качественный анализ базируется на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения такого анализа применяются сведения, представленные заемщиком, подразделением безопасности, и информация базы данных. На этом этапе оцениваются риски отраслевые, акционерные, регулирования деятельности хозяйствующего субъекта, производственные и управленческие.

Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика, или класса. Устанавливаются три класса заемщиков: первоклассные, кредитование которых не вызывает сомнений; второклассные – кредитование требует взвешенного подхода; третьеклассные – кредитование связано с повышенным риском. Рейтинг определяется на основе суммы баллов по пяти основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков. Сумма баллов (S) влияет на рейтинг заемщика следующим образом: S=1 или 1,05 – заемщик может быть отнесен к первому классу кредитоспособности; 1,05 S 2,42 соответствует второму классу; S 2,42 соответствует третьему классу. Далее определенный таким образом предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки заемщика. При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс. Первоклассные заемщики кредитуются на льготных условиях, второклассные (к которым относится анализируемое предприятие) – на обычных. Выдача же кредитов предприятиям 3 класса связанно с риском[23] .

В КИБ «Альфа-Банк» с целью выяснения уровня кредитоспособности хозяйствующего субъекта используется Инструкция по определению кредитоспособности заемщика, в которой установлены общие требования и порядок анализа финансово-хозяйственного положения заемщика. Финансовое состояние заемщика при этом оценивается с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерием оценки являются ликвидность и платежеспособность заемщика, во втором – структура источников средств. В рамках анализа финансового состояния и кредитоспособности заемщика оцениваются платежеспособность заемщика, его имущественное положение, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность деятельности.

Платежеспособность. О неплатежеспособности, как правило, свидетельствуют непокрытые убытки прошлых лет, непокрытый убыток отчетного года, краткосрочные и долгосрочные кредиты банков, не погашенные в срок, прочие краткосрочные и долгосрочные займы, не погашенные в срок, просроченная краткосрочная и долгосрочная кредиторская задолженность, кредиты банков для работников, не погашенные в срок, и т.д.

Имущественное положение. В рамках анализа имущественного положения заемщика проводится вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, который позволяет составить наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также о динамике их изменений. Имущественное положение, наличие и качество внеоборотных активов заемщика характеризуются следующими показателями: сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия (авансированный капитал); доля активной части внеоборотных активов; коэффициент износа основных средств; коэффициент обновления; коэффициент выбытия.

Ликвидность. Оценка ликвидности состоит в определении объемов и источников средств, используемых для покрытия различных видов активов организации. В зависимости от соотношения показателей собственных оборотных средств и источников финансирования запасов определяется с некоторой долей условности тип текущей финансовой устойчивости заемщика: абсолютная финансовая устойчивость; нормальная финансовая устойчивость; неустойчивое финансовое положение; критическое финансовое положение. В рамках анализа в дополнение к абсолютным показателям рассчитывается ряд относительных аналитических значений: маневренность собственных оборотных активов; доля собственных оборотных активов в текущих активах; коэффициент покрытия; коэффициент быстрой ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; доля оборотных активов в валюте баланса; коэффициент покрытия запасов.

Оценка финансовой устойчивости состоит в расчете доли каждого вида источника средств в общей сумме авансированного капитала. Финансовая устойчивость характеризуется соотношением собственных и заемных средств, и при этом согласно Инструкции рассчитываются следующие коэффициенты: концентрации собственного капитала; финансовой зависимости; маневренности собственного капитала; концентрации привлеченного капитала; структуры долгосрочных вложений; долгосрочного привлечения заемных средств; соотношения привлеченных и собственных средств.

Оценка деловой активности заключается в расчете показателей, характеризующих эффективность текущей (основной, производственной) деятельности организации: производительность труда; фондоотдача; оборачиваемость дебиторской задолженности; оборачиваемость производственных запасов; оборачиваемость кредиторской задолженности; оборачиваемость собственного капитала; оборачиваемость основного капитала (ресурсоотдача); период окупаемости собственного капитала.

Оценка на качественном уровне проводится в сравнении деятельности заемщика и родственных по сфере приложения капитала предприятий; в этом случае учитываются следующие критерии: емкость рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт. Далее осуществляется формализованная оценка производства на основании кредитной заявки и оценки финансового состояния заемщика, предназначенной для повышения объективности балльной системы. Позиции разделов кредитной заявки оцениваются по пятибалльной шкале. Каждая оцениваемая позиция кредитной заявки имеет вес, представленный в таблице 2.

Таблица 2. Шкала весов оцениваемых позиций при анализе кредитоспособности заемщика в КИБ «Альфа- Банк»

Оцениваемая позиция Вес позиции
Обеспечение 15
Оценка финансового состояния 10 (по 2)
Прибыль/убытки 5
Выручка от продаж 5
Обороты по счетам в банках 15
Дебиторская задолженность 5
Прочие кредиторы 5
Кредиты в банках 10
Качество управления 5
Положение на рынке 5
Основные поставщики/покупатели 5
Денежный поток (Cash flow) 15
Итого 100

Рейтинг вычисляется путем умножения балла, выставленного по каждой оцениваемой позиции, на ее вес. Кредит классифицируют исходя из соотношения рейтинга заемщика и рейтинга обеспечения в соответствии с таблице 3.

Таблица 3. Оценка класса заемщика при классификации кредита по методике КИБ «Альфа-Банк»

Рейтинг заемщика Рейтинг обеспечения 75-60 59-45 44-30 29-15 Ниже 15
425—340 IA IB IB II II
339-255 IB II II III III
254—170 IB III III IV IV
169-85 II III IV IV V
Ниже 85 III IV V V V

Классы кредита характеризуются следующим образом: IA «Лучший» – клиент первоклассной кредитоспособности; IB «Хороший» – кредит высокого качества; II «Удовлетворительный» – кредит удовлетворительного качества; III «Приемлемый» – кредит приемлемого качества; IV «Проблемный» – проблемный кредит; V «Худший» – кредит крайне низкого качества.

После этого проводится окончательная оценка кредитоспособности хозяйствующего субъекта, являющаяся основанием для принятия оптимального управленческого решения о желательности (или нежелательности) кредитных взаимоотношений с организацией на определенных условиях[24] .

Заключение

Кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) – это его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика. Цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в комплексном изучении его деятельности для обоснованной оценки возможности вернуть предоставленные ему ресурсы. Применяемые в настоящее время и рекомендованные способы оценки кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о деятельности заемщика в предшествующем периоде. При всем значении такой оценки она не может исчерпывающем образом характеризовать кредитоспособность заемщика в предстоящем периоде. Среди подходов к оценке кредитоспособности заемщиков можно выделить две группы моделей: 1) классификационные модели; 2) модели на основе комплексного анализа. Классификационные модели дают возможность группировать заемщиков: прогнозные модели позволяют дифференцировать их в зависимости от вероятности банкротства; рейтинговые – в зависимости от их категории, устанавливаемой с помощью группы рассчитываемых финансовых коэффициентов и присваиваемых им уровней значимости. Недостатками классификационных моделей являются их «замкнутость» на количественных факторах, произвольность выбора системы количественных показателей, высокая чувствительность к недостоверности исходных данных, громоздкость при использовании статистических межотраслевых и отраслевых данных. В рамках комплексных моделей анализа возможно сочетание количественных и качественных характеристик заемщика. Предварительный анализ кредитоспособности заемщика должен включать следующие этапы: формирование информационной базы анализа кредитоспособности; оценка достоверности представленной информации; предварительная оценка потенциального заемщика; обработка полученной информации; сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями; качественный анализ финансовых коэффициентов; определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе; расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика; присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя; анализ нефинансовых (качественных) показателей; заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита. В современных условиях коммерческие банки разрабатывают и используют собственные методики оценки кредитоспособности заемщиков с учетом интересов банка. Сбербанк России разработал и применяет методику определения кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. В КИБ «Альфа-Банк» с целью выяснения уровня кредитоспособности хозяйствующего субъекта используется Инструкция по определению кредитоспособности заемщика, в которой установлены общие требования и порядок анализа финансово-хозяйственного положения заемщика. Финансовое состояние заемщика при этом оценивается с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив.

Список используемых источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2004. –416 с.

2. Балабанов И. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта [Текст] / И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. –410 с.

3. Банковское дело [Текст] / Г. Белоглазова, Л. Кроливецкая. – СПб: Питер, 2004. – 384 с.

4. Банковское дело [Текст]: Учебник. /В. Колесникова, М. Криловецкая. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 578 с.

5. Банковское дело: современная система кредитования [Текст]: учеб. пособ. / О. Лаврушин, О. Афанасьева, Л. Корниенко.– М.: КНОРУС, 2006. – 256 с.

6. Банковское дело: управление и технологии [Текст]: учеб. пособ. для вузов. – 2-е изд. / A. Тавасиев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 671 с.

7. Банковское дело: стратегическое руководство [Текст] – 2-е изд./А. Шеремет. – М.: Консалтбанкир, 2001. – 432 с.

8. Баранов П., Лунева Ю. Принципы формирования методики оценки кредитования заёмщика [Текст] // Аудитор. – 2004. – № 9. – 48 с.

9. Выборова Е. Особенности диагностики кредитоспособности субъектов хозяйствования [Текст] // Финансы и кредит. – 2004. – № 1. – 84 с.

10. Герасимов Б. Качество методов оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка [Текст] / Б. Герасимов, Ю. Лаута, Е. Герасимова. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. – 126 с.

11. Грачев В. Оценка платежеспособности предприятия за период [Текст] // Финансовый менеджмент. – 2008. – № 6. – 144 с.

12. Гусева И. Анализ кредитоспособности предприятия [Текст] // Справочник экономиста. – 2005. – № 4. – 136 с.

13. Ендовицкий Д. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика [Текст]: учебно-практич. пособ. /Д. Ендовицкий, И. Бочарова. – М.: КНОРУС, 2005. – 272 с.

14. Казьмин А. Банковская система и Сбербанк России: новые вызовы и импульсы роста [Текст] // Деньги и кредит. – 2006. – № 10. – 120 с.

15. Килзер Дж. Р. Качество кредитов – залог успеха банков [Текст] // Финансовый менеджмент. – 2008. –№ 6. – 144 с.

16. Кирисюк Г., Ляховский В. Оценка банком кредитоспособности заемщика [Текст] // Деньги и кредит. – 2000. – № 7. – 120 с.

17. Козлова О. Оценка кредитоспособности предприятий [Текст] / О. Козлова, М. Сморчкова, А. Голубович. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 358 с.

18. Маркова О. Коммерческие банки и их операции [Текст] / О. Маркова, Л. Сахарова, В. Сидоров. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 288 с.

19. Ольшаный А. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт [Текст] / А. Ольшаный. – М.: Русская деловая литература, 2004. – 450 с.

20. Панова Г. Кредитная политика коммерческого банка [Текст] /

Г. Панова. – М.: ИКЦ Дис, 2006. – 464 с.

21. Пещанская И. Организация деятельности коммерческого банка [Текст] / И. Пещанская. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 320 с.

22. Цветкова Е. Кредитная работа банка (общие положения) [Текст] / Е. Цветкова. – М.: Издательство «Посев», 2006. – 108 с.


[1] Пещанская И. Организация деятельности коммерческого банка [Текст]: учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 156-157.

[2] Балабанов И. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта [Текст] / И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 48.

[3] Килзер Дж. Р. Качество кредитов – залог успеха банков [Текст] // Финансовый менеджмент. – 2008. –№ 6. – С. 27-28.

[4] Балабанов И. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта [Текст] / И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 53.

[5] Грачев В. Оценка платежеспособности предприятия за период [Текст] // Финансовый менеджмент. – 2008. – № 6. – С. 27-28.

[6] Баранов П., Лунева Ю. Принципы формирования методики оценки кредитования заёмщика[Текст] // Аудитор. – 2004. – № 9. – С. 32-37.

[7] Панова Г. Кредитная политика коммерческого банка [Текст] / Г. Панова. – М.: ИКЦ Дис,2006. – С. 145-146.

[8] Гусева И. Анализ кредитоспособности предприятия[Текст] // Справочник экономиста. – 2005. – № 4. – С. 64-66.

[9] Кирисюк Г., Ляховский В. Оценка банком кредитоспособности заемщика [Текст] // Деньги и кредит. – 2000. – № 7. – С. 34-37.

[10] Панова Г. Кредитная политика коммерческого банка [Текст] / Г. Панова. –

М.: ИКЦ Дис,2006. – С. 153-155.

[11] Ендовицкий Д. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика [Текст]: учебно-практич. пособ./ Д. Ендовицкий, И. Бочарова. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 95-97.

[12] Козлова О. Оценка кредитоспособности предприятий [Текст] / О. Козлова, М. Сморчкова, А. Голубович. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 178-180.

[13] Ольшаный А. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт [Текст] / А. Ольшаный. – М.: Русская деловая литература, 2004.- С. 234-236.

[14] Маркова О. Коммерческие банки и их операции [Текст] / О. Маркова, Л. Сахарова, В. Сидоров. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – С. 87-89.

[15] Герасимов Б. Качество методов оценки кредитоспособности заемщика коммерческого банка [Текст] / Б. Герасимов, Ю. Лаута, Е. Герасимова. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. – С. 54-55.

[16] Выборова Е. Особенности диагностики кредитоспособности субъектов хозяйствования[Текст] // Финансы и кредит. – 2004. – № 1. – С. 19-21.

[17] Банковское дело [Текст]: Учебник. /В. Колесникова, М. Криловецкая. – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 352-354.

[18] Цветкова Е. Кредитная работа банка (общие положения) [Текст] / Е.Цветкова. – М.: Издательство «Посев», 2006. –C. 73-74.

[19] Ендовицкий Д. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика [Текст]: учебно-практич. пособ./ Д. Ендовицкий, И. Бочарова. – М.: КНОРУС, 2005. – С. 68-70.

[20] Банковское дело: современная система кредитования [Текст]: учеб. пособ. – 2-е изд./ О. Лаврушин, О. Афанасьева, Л. Корниенко. – М.: КНОРУС, 2006. – С.143-145.

[21] Банковское дело [Текст] / Г. Белоглазова, Л. Кроливецкая. – СПб: Питер, 2004. –С.77-78.

[22] Банковское дело: управление и технологии [Текст]: учеб. пособ. для вузов. – 2-е изд./ A. Тавасиев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С.387-389.

[23] Казьмин А. Банковская система и Сбербанк России: новые вызовы и импульсы роста [Текст] // Деньги и кредит. – 2006. – № 10. – С. 3-9.

[24] Банковское дело: стратегическое руководство [Текст]: – 2-е изд./А. Шеремет. – М.: Консалтбанкир, 2001. – С. 147-151.

Скачать архив с текстом документа