Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями
СОДЕРЖАНИЕ: В современных социально-экономических условиях отлаженная система управления физкультурно-спортивными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности приобретает особую значимость.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В современных социально-экономических условиях отлаженная система управления физкультурно-спортивными организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности приобретает особую значимость [5]. Совершенствование этой деятельности тесно связано с использованием социальной информации, в частности с таким ее видом, как правовая. В последнее время в стране разработаны различные нормативные документы, регулирующие вопросы взаимодействия субъектов социально-правовых отношений в отрасли физическая культура и спорт. Законодательные акты приняты как на федеральном уровне, например закон О физической культуре и спорте в Российской Федерации, так и на региональных. Учеными активно анализируется правовая база физической культуры [1, 2, 4].
Особое значение приобретают нормативные акты, принимаемые в самих физкультурно-спортивных организациях. Использование на практике разнообразной правовой информации заставляет руководителей всех уровней искать оптимальные пути по ее сбору, обработке, хранению и использованию. В этой связи возникает ряд вопросов, которые пока не нашли своего решения в спортивной науке. Прежде всего, какая правовая информация необходима, каким специалистам физкультурно-спортивной организации она нужна, каким образом доставлять информацию, каким требованиям она должна отвечать?
В данной статье представлены результаты исследования роли правовой информации в процессе управления в различных физкультурно-спортивных организациях разнообразных организационно -правовых форм и форм собственности. Возможные их виды мы рассмотрели ранее [3]. Исследование проводилось в Санкт-Петербур ге, в нем приняли участие представители физкультурно-спортивно го общества профсоюзов Россия, физкультурно-спортивного общества Юность России, работники районных спорткомитетов города, председатели городских федераций по различным видам спорта, педагоги детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), сотрудники частных физкультурно-спортивных организаций. Всего было опрошено 108 человек.
Все физкультурно-спортивные организации, сотрудники которых приняли участие в исследовании, были разбиты на три группы: государственные, общественные и частные организации (табл. 1).
Таблица 1. Контингент опрошенных специалистов, %
Респонденты | Физкультурно-спортивные организации | ||
государственные, n=43 | общественные, n=34 | частные, n=31 | |
Всего | 39,8 | 31,5 | 28,7 |
Женщины | 34,9 | 29,4 | 35,5 |
Мужчины | 65,1 | 70,6 | 64,5 |
Кроме изучения роли правовой информации в управлении конкретными физкультурно-спортивными организациями мы посчитали важным выделить соответствующие категории специалистов, непосредственно участвующих в процессе управления. Поэтому мы распределили их по трем группам соответствующего управленческого уровня (табл. 2): а) высший уровень - руководители организаций (в эту группу вошли директора ДЮСШ, председатели федераций по видам спорта, председатели районных спорткомитетов, руководите ли частных физкультурно-спортивных организаций); б) средний уровень - специалисты, у которых в подчинении есть работники этих организаций (в эту группу вошли заместители директоров ДЮСШ, заместители председателей федераций по видам спорта, заместители руководителей частных физкультурно-спортивных организаций); в) низший уровень - специалисты, у которых работников этих организаций в подчинении нет (в эту группу вошли тренеры по видам спорта; преподаватели; массажисты, то есть специалисты, которые непосредственно занимаются с различными категориями населения физкультурно-оздорови тельной и спортивной работой).
Такой подход к изучению использования правовой информации в управлении позволил уточнить: существует ли влияние статуса как физкультурно-спортивной организации, так и должностного положения специалиста в структуре управления на указанные информационные процессы.
В табл. 3 представлены результаты, отражающие оценки значимости для профессиональной деятельности респондентов конкретных видов правовой информации. В данном вопросе содержится отношение специалистов к конкретным законодательным и нормативным актам федерального, регионального и отраслевого характера.
Специалистам предлагалось оценить виды правовой информации по 3-балльной шкале. Оценочная шкала включала: 1 балл - информация незначима; 2 балла - информация используется иногда; 3 балла - информация значима.
Анализ полученных результатов показал следующее. Для государственных физкультурно -спортивных организаций большое значение имеет блок нормативных документов, регламентирующий спортивную деятельность.
Первый ранг, согласно данным результатам, у документа Положение о спортивных соревнованиях - 2,77 балла; 2-й - у документов Правила соревнований по видам спорта и Календарный план соревнований, массовых мероприятий - по 2,56 балла.
С 4-го по 6-й ранг в этой группе физкультурно-спортивных организаций занимают нормативные документы отраслевого характера: Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму и Городского комитета по физической культуре и спорту (см. табл. 3).
Практически такое же положение зафиксиро вано и в данных общественных физкультурно -спортивных организаций, только с перераспределением ранговых позиций у некоторых нормативных документов.
Несколько иные итоги получены при анализе данных частных физкультурно-спортивных организаций. Респонденты этих организаций также считают для себя значимыми нормативные документы отраслевого характера (Календарный план соревнований, массовых мероприятий - 2-й ранг (2,44 балла); Правила соревнований по видам спорта - 3-й ранг (2,41 балла).
Таблица 2. Контингент опрошенных специалистов в зависимости от занимаемой должности, %
Респонденты | Высший уровень, n=30 | Средний уровень, n=38 | Низший уровень, n=40 |
Всего | 27,8 | 35,2 | 37,0 |
Женщины | 16,7 | 39,5 | 40,0 |
Мужчины | 83,3 | 60,5 | 60,0 |
Физкультурно-спортивные организации
Государственные | 13,3 | 73,6 | 27,5 |
Общественные | 33,3 | 13,2 | 47,5 |
Частные | 53,4 | 13,2 | 25,0 |
Таблица 3. Оценки значимости различных видов правовой информации для специалистов физкультурно-спортивных организаций, баллы
Наименования документов | Государственные | Частные | Общественные | Средний балл | ||||
балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | |
1. Указы и распоряжения Президента РФ | 2,21 | 7 | 2,24 | 6 | 1,84 | 11 | 2,11 | 9 |
2. Распоряжения Правительства РФ | 2,09 | 11 | 2,38 | 4 | 2,06 | 9 | 2,18 | 8 |
3. Федеральные законы | 2,35 | 6 | 2,56 | 1 | 2,19 | 7 | 2,37 | 5 |
4. Нормативные акты Министерства образования РФ | 2,12 | 9 | 1,94 | 11 | 1,61 | 12 | 1,92 | 11 |
5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму | 2,51 | 4 | 2,38 | 4 | 2,42 | 3 | 2,44 | 3 |
6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб | 1,79 | 13 | 1,88 | 12 | 1,94 | 10 | 1,86 | 12 |
7. Нормативные акты Правительства СПб | 2,12 | 9 | 1,97 | 10 | 2,13 | 8 | 2,07 | 10 |
8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб | 2,05 | 12 | 1,76 | 13 | 1,45 | 14 | 1,79 | 13 |
9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту | 2,49 | 5 | 2,09 | 9 | 2,23 | 6 | 2,29 | 6 |
10. Нормативные акты других организаций | 1,42 | 14 | 1,50 | 14 | 1,48 | 13 | 1,46 | 14 |
11. Правила соревнований по видам спорта | 2,56 | 2 | 2,41 | 3 | 2,26 | 5 | 2,43 | 4 |
12. Положение о спортивных соревнованиях | 2,77 | 1 | 2,24 | 6 | 2,32 | 4 | 2,47 | 2 |
13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий | 2,56 | 2 | 2,44 | 2 | 2,61 | 1 | 2,57 | 1 |
14. Всероссийская спортивная классификация | 2,16 | 8 | 2,24 | 6 | 2,48 | 2 | 2,28 | 7 |
Вместе с тем Федеральные законы для этой группы специалистов оказались самыми значимыми - 1-й ранг (2,56 балла). Распоряжения Правительства РФ - 4-й ранг (2,38 балла) и Указы и распоряжения Президента РФ - 6-й ранг (2,24 балла) (cм. табл. 3). Иначе говоря, деятельность частных физкультурно-спортивных организаций требует учета не только отраслевых нормативных документов, но и федеральных законов и подзаконных актов.
Анализ содержания табл. 3 показывает также, что из предложенных в анкете 14 видов правовой информации в группе государственных физкультурно-спортивных организаций 12 получили оценку более 2 баллов, а в группе частных и общественных физкультурно-спортивных организаций таких документов оказалось 9. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что практически все названные виды правовой информации значимы и используются в деятельности физкультурно -спортивных организаций различных организаци онно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем видно и различие в использовании правовой информации, которое определяется видом физкультурно-спортивной организации.
На наш взгляд, использование правовой информации в значительной степени зависит от того, какое место в управленческой иерархии занимает специалист. В табл. 4 приведены итоги оценок значимости различных видов правовой информации в зависимости от должностного положения специалистов.
Таблица 4. Оценки значимости видов правовой информации для специалистов различных уровней, баллы
Наименование документов | Высший | Средний | Низший | |||
балл | ранг | балл | ранг | балл | ранг | |
1. Указы и распоряжения Президента РФ | 2,23 | 10 | 2,18 | 10 | 1,95 | 8 |
2. Распоряжения Правительства РФ | 2,50 | 5 | 2,18 | 10 | 1,93 | 9 |
3. Федеральные законы | 2,80 | 1 | 2,37 | 5 | 2,05 | 6 |
4. Нормативные акты Министерства образования РФ | 1,83 | 12 | 2,21 | 8 | 1,70 | 12 |
5. Нормативные акты Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму | 2,80 | 1 | 2,42 | 4 | 2,20 | 5 |
6. Нормативные акты Законодательного собрания СПб | 2,33 | 8 | 1,74 | 13 | 1,63 | 13 |
7. Нормативные акты Правительства СПб | 2,23 | 10 | 2,29 | 7 | 1,75 | 10 |
8. Нормативные акты Комитета по образованию СПб | 1,53 | 14 | 2,05 | 12 | 1,73 | 11 |
9. Нормативные акты Комитета по физической культуре и спорту СПб | 2,57 | 3 | 2,34 | 6 | 2,03 | 7 |
10. Нормативные акты других организаций | 1,67 | 13 | 1,39 | 14 | 1,38 | 14 |
11. Правила соревнований по видам спорта | 2,33 | 8 | 2,53 | 1 | 2,40 | 3 |
12. Положения о спортивных соревнованиях | 2,47 | 6 | 2,45 | 3 | 2,50 | 2 |
13. Календарный план соревнований, массовых мероприятий | 2,53 | 4 | 2,53 | 1 | 2,55 | 1 |
14. Всероссийская спортивная классификация | 2,43 | 7 | 2,21 | 8 | 2,23 | 4 |
Из табл. 4 видно, что группа респондентов высшего управленческого уровня в своей деятельности прежде всего опирается на нормативную базу, включающую в себя акты федеральных органов, подзаконные федеральные акты, подзаконные акты субъекта Федерации. Определенное значение для них имеют и нормативные документы отрасли, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность. Обращают на себя внимание высокие оценки различных видов правовой информации, подтверждающие их высокую значимость для респондентов. Так, документ, получивший 1-й ранг, имеет среднюю оценку в 2,80 балла (самую высокую), а документ, имеющий 10-й ранг, - 2,23 балла. Всего три документа, включенные в анкету, имеют оценку ниже 2 баллов.
Оценки респонденов, представляющих средний и низший управленческие уровни, оказались очень схожими. Наиболее значимые виды правовой информации для них - Календарный план соревнований, массовых мероприятий, Положения о спортивных соревнованиях и Правила соревнований по видам спорта. Перечисленные документы заняли первые три места с незначительной разницей в баллах ( см. табл. 4). Значимы для респондентов также федеральные законы и отраслевые нормативные акты. У респондентов среднего управленческого уровня только два документа получили среднюю оценку меньше 2 баллов, в то время как у их коллег, представляющих низший управленческий уровень, таких документов семь.
Материалы табл. 4 позволяют утверждать, что на значимости различных видов правовой информации сказывается должностное положение специалистов в системе управления физкультурно -спортивной организации.
Полученные в ходе исследования данные могут использоваться при создании системы правовой информации в отрасли Физическая культура и спорт, поскольку дают четкое представление о значимых для специалистов различных физкультурно-спортивных организаций видах правовой информации.
Список литературы
1. Воронин С.Э. Автореф. канд. дис. СПб, 1999.
2. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Правовая информация в управлении физкультурно-спортивными организациями. СПб., 2000. - 206 с.
3. Воронин С.Э., Филиппов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4.
4. Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 59.
5. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью Физическая культура и спорт в России в рыночных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 56.
6. С.С. Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, С.Э. Воронин, кандидат педагогических наук. Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организациями.