Анализ кредитоспособности заемщика 5

СОДЕРЖАНИЕ: ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5

ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 5

1 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА......................... 6

2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА..................................................... 11

2.1 Анализ ликвидности баланса..................................................................................... 11

2.2 Оценка платежеспособности организации.............................................................. 12

2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия.................................................... 14

2.4 Оценка рентабельности.............................................................................................. 14

2.5 Определение рейтинга заемщика.............................................................................. 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................................. 20


ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы легко адаптировать­ся к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы, специалисты экономического профиля должны в совершенстве владеть современными методами экономического анализа.

Цель контрольной работы - изучение основных методов анализа и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, применение полученных знаний на различных стадиях разработки и принятия управленческих решений.

Задачи контрольной работы: научиться решать задачи по теории экономического анализа основными методами факторного анализа; научиться проводить анализ кредитоспособности заемщика и делать соответствующие вводы.


1 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Задача 1. Определить влияние трудовых факторов на объем выпуска продукции. Исходные данные объема выпуска продукции, средней численности рабочих, количества дней отработанных за год представлены в таблице 1. Решить задачу методом цепных подстановок.

1 Составим факторную модель.

Количественными факторами считаются факторы, которые определяют количественную сторону изучаемых явлений. Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений, они являются производными от количественных показателей, характеризуют размер признака, приходящийся на единицу совокупности.

Зависимость объема выпуска продукции от трудовых факторов можно определить по формуле: Ов = Ч*Д*Вр , (1)

где Ов - объем выпуска продукции, тыс.руб.;

Ч - средняя численность рабочих, чел;

Д - количество дней, отработанных за год;

Вр - средняя выработка на одного рабочего за день, руб.

2 Определим величины фактических и базисных показателей. Выработка на одного рабочего за день определяется по следующей формуле:

Вр = Ов / Ч*Д, (2)

Установим отклонение фактической величины от базисной. Результаты расчета отобразим в таблице 1.

Таблица 1 - Исходные данные для анализа объема выпуска продукции

Показатель

План

(0)

Факт (1)

Отклонение

1.Объем выпуска продукции (Ов), тыс.руб.

7100

6800

-300

2.Средняя численность рабочих (Ч), чел.

35

36

+1

3.Количество дней, отработанных за год (Д), дней

295

296

+1

4.Средняя выработка на одного рабочего (Вр ), руб., (стр. 1/ (стр.2·стр.3)

0,687

0,638

-49 (-50)

Рассчитаем размер влияния каждого фактора на изменение результативного показателя.

Ов0 = Ч00р0 = 35*295*0,687 = 7093 тыс.руб., базисная величина результативного показателя.

Ов(ч) = Ч10р0 = 36·295·0,687 = 7296 тыс. руб., условная величина результативного показателя.

Ов(ч) = Ов(ч) - Ов0 = 7296 - 7093 = 203 тыс.руб., изменение объема выпуска за счет изменения численности рабочих.

Ов(д) = Ч11р0 = 36*296·0,687 = 7320 тыс.руб., условная величина результативного показателя.

Ов(д) = Ов(д) - Ов(ч) = 7320 – 7296 = 24 тыс.руб., изменение объема выпуска продукции за счет изменения количества отработанных дней за год.

Ов(в) = Ч11р1 = 6793 тыс.руб., условная величина результативного показателя.

Ов(в) = Ов(в) - Ов(д) = 6793 – 7320 = -527 тыс.руб., изменение объема выпуска продукции за счет изменения однодневной выработки рабочего.

Выполним проверку правильности расчетов (сумма размеров влияния всех факторов должна быть равна общему отклонению результативного показателя).

Ов = Ов(ч) + Ов(д) + Ов(в) (3)

Ов= -300 тыс.руб.

Выпуск продукции по сравнению с базисным периодом уменьшился на 300 тыс. руб., в основном, из-за уменьшения средней выработки одного рабочего.

Определение влияния факторов на результативный показатель представим в таблице 2.

Таблица 2 - Определение влияния факторов на объем выпуска продукции

Показатель

Средняя числ-ть

рабочих, чел.

Количество, отработан-ных дней за год

Средняя выработка на одного рабочего, руб.

Объем выпуска

продук-ции, тыс.руб.

Откло-нение

тыс.руб.

Базисный период

35

295

688

7100

-300

Отчетный период

36

296

638

6800

Подстановка

Средняя численность рабочих , чел.

36

295

688

7296

+203

Количество, отработанных дней за год

36

296

688

7320

+24

Средняя выработка на одного рабочего, руб.

36

296

638

6793

-527

Задача 2. Фирма продает товары двух видов. На основе данных, приведенных в таблице 3, проанализировать изменения товарооборота в отчетном году и определить правильную ли политику цен вели менеджеры фирмы.

Таблица 3- Исходные данные для решения задачи

Товары

Количество проданных товаров,

шт.

Цена товаров,

руб.

предыдущий год(g0 )

отчетный год(g1 )

предыдущий год(p0 )

отчетный год(p1 )

1

120

130

60

61

2

250

300

42

40

Для проведения анализа определим величину товарооборота в базисном периоде:

Т0 =g0 p0 = 120*60 + 250*42 = 17,7 тыс. руб.

Величина товарооборота в отчетном периоде:

Т1 = g1 p1 = 300*40+130*61=19,93 тыс.руб.;

Величина товарооборота в ценах базисного периода:

Т2 = g1 p0 = 130*60 + 300*42 = 20,4 тыс.руб.;

Индивидуальные индексы количества и цен:

по товару 1 ig = g1 /g0 = 130/120 = 1,08; ip = p1 / p0 =61/60=1,02

по товару 2 ig = g1 /g0 = 300/250 =1,2; ip = p1 / p0 =40/42=0,95

Исходные и расчетные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Данные для анализа товарооборота

Товар

Количество, шт

Цена, руб.

Товарооборот, тыс.руб

Индивидуальные индексы

g0

g1

p0

p1

g0 p0

g1 p1

g1 p0

ig = g1 /g0

ip = p1 / p0

1

120

130

60

61

7,2

7,93

7,8

1,08

1,02

2

250

300

42

40

10,5

12

12,6

1,2

0,95

Итог

х

х

х

х

17,7

19,93

20,4

х

х

Менеджеры фирмы вели правильную ценовую политику, так как, цена на товар 1 увеличилась на 2%, а объем его продаж незначительно увеличился (на 8%). Цена на товар 2 снизилась на 5% , и продажи выросли, но незначительно (на 2%). Определим общий индекс товарооборота:

Igp =g1 p1 /g0 p0 =19,93/17,7 =1,13

Тgp = g1 p1 - g0 p0 = 19,93-17,7 = 2,23 тыс. руб.

В отчетном периоде по сравнению с предыдущим товарооборот увеличился на 13 % за счет изменения количества и цены проданных товаров.

Определим общий индекс физического объема.

Ig =g1 p0 /g0 p0 =20,4/17,7 =1,15

Тg = g1 p0 - g0 p0 = 20,41-17,7 = 2,71 тыс. руб.

Количество проданного товара увеличилось на 15%. За счет чего фирма дополнительно получила 2,71 тыс. руб. выручки.

Определим общий индекс цен:

Ip =g1 p1 /g1 p0 =19,93/20,41 = 0,98;

Тp =g1 p1 - g1 p0 = 19,93-20,41 = -0,48 тыс. руб.

Снижение цен товаров в среднем на 2%, привел к уменьшению товарооборота на 0,48 тыс. руб.

Проверка расчетов:

- в относительных величинах 1,15·0,98= 1,13

- в абсолютных величинах 2,71-0,48=2,23 тыс. руб.


2 АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных (наиболее представительных) показателей, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия.

Особое значение в современных условиях развития рыночных отношений приобретает анализ кредитоспособности, выступающий в виде отдельного блока финансового анализа и требующий серьезного внимания не только со стороны кредитора, но и со стороны самого заемщика.

В настоящее вре­мя кредитоспособность заемщиков определяется по системе оп­ределенных показателей, рассчитываемых по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. К числу таких показателей относятся: ликвидность баланса, плате­жеспособность предприятия, финансовая устойчивость и рентабельность.

В зависимости от значения рассматриваемых показателей и отраслевой принадлежности предприятия заемщик может быть отнесен к одному из следующих классов:

-кредитоспособное предприятие (имеющее высокий уровень ликвидности и обеспеченности собственными средствами);

-предприятие, имеющее достаточную степень надежности;

-некредитоспособное предприятие (имеющее неликвидный баланс и низкую обеспеченность собственными средствами).

2.1 Анализ ликвидности баланса

Используя исходные данные, сгруппируем статьи активов и пассивов баланса, заполнив таблицу 5.

Таблица 5 -Анализ ликвидности баланса предприятия. в млн.руб.

АКТИВ

На

начало

года

На конец года

ПАССИВ

На начало года

На конец года

Платежный излишек (+) или дефицит (-)

на начало года

на

конец года

Наиболее ликвид­ные активы (A1)

27

1

Наиболее срочные обязательства (П1)

100

126

-73

-125

Быстро реализуе­мые активы (А2)

80

50

Краткосрочные пас­сивы (П2)

20

-0

+60

+50

Медленно реали­зуемые активы (А3)

85

51

Долгосрочные пасси­вы (П3)

0

0

+85

+51

Трудно реализуе­мые активы (А4)

133

270

Постоянные пассивы (П4)

205

246

-72

-24

Всего

325

372

Всего

325

372

Из расчетов таблицы видим, что срочные обязательства перекрывают ликвидные активы. Имеет место платежный дефицит. Медленно реализуемые активы равны долгосрочные пассивам, что говорит о перспективной платежеспособности предприятия.

Постоянные пассивы перекрывают труднореализуемые активы, что свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств, но только на начало года.

2.2 Оценка платежеспособности организации

Используя исходные данные, произведем оценку ликвидности баланса заемщика, рассчитав коэффициенты ликвидности. Результаты расчетов отобразим в таблице 6.

Таблица 6 - Расчет коэффициентов платежеспособности предприятия

Показатель

Нормативные

значения

На начало года

На конец года

1.Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, млн. руб.

X

27

1

2.Дебиторская задолженность, млн. руб.

X

80

50

3.Оборотные активы, млн. руб.

X

192

103

4.Кредиторская задолженность, млн. руб.

X

100

126

5.Краткосрочные кредиты и займы,

млн. руб.

X

20

-

6. Краткосрочные обязательства, млн. руб. (стр.4+стр.5)

X

120

126

7.Коэффициент абсолютной ликвидности К1, (стр. 1 /стр. 6)

0,20…0,25

0,22

0,008

8.Коэффициент срочной ликвидности К2, [(стр.1 + стр.2) /стр.6]

1

0,89

0,40

7. Общий коэффициент покрытия К3, (стр.3/стр.6)

1...2

1,6

0,82

Из таблицы видим:

1) коэффициент абсолютной ликвидности К1 на начало года в рамках нормативного значения. Получаем, более 20 % краткосрочных долговых обязательств может быть при необходимости погашена за счет имеющихся наиболее ликвидных активов. На конец года, этот коэффициент ниже нормы и составляет 0,008, то есть только 0,8% краткосрочных долговых обязательств будут при необходимости погашенными за счет имеющихся наиболее ликвидных активов.

2) коэффициент срочной ликвидности К2 на начало и конец года меньше нормы, это говорит о том, что в прогнозе на будущее предприятие имеет недостаточные платежные возможности в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами.

3) Общий коэффициент покрытия К3 на начало года в пределах нормы, что характеризует достаточную обеспе­ченность предприятия оборотными средствами для ведения текущей деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия, а на конец года – меньше нормы, поэтому текущих активов не будет достаточно для покрытия краткосрочных обязательств.

2.3 Оценка финансовой устойчивости предприятия

Для анализа финансовой устойчивости предприятия необходимо рассчитать коэффициент независимости (автономии), сравнить его с нормативными значениями. Расчеты занесем в таблицу 7.

Таблица 7- Расчет коэффициента независимости предприятия

Показатель

Нормативное

значение

На начало

года

На конец

года

1 .Собственный капитал, млн. руб.

X

205

246

2.Активы, млн. руб.

X

325

372

3.Коэффициент независимости (К4) (стр.1/стр.2).

0,5

0,63

0,66

Из таблицы видим, что значение коэффициента независимости соответствует нормативу, это означает, что у организации достаточно собственного капитала для покрытия своих обязательств, это свидетельствует о ее устойчивом финансовом состоянии.

2.4 Оценка рентабельности

Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля продаж.

Рентабельность активов показывает, какую прибыль получает организация с каждого рубля, вложенного в имущество.

Нормативные значения у данных коэффициентов отсутствуют, поэтому при анализе отчетные показатели сравнивают с базисными, увеличение их оценивается положительно, снижение отрицательно.

Определим эффективность деятельности предприятия по данным формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Расчет представим в таблице 8.

Таблица 8 - Расчет показателей рентабельности предприятия

Показатель

Предыдущий

год

Отчетный

год

Изменение

1. Активы, млн.руб.

325

372

+47

2. Прибыль от продаж, млн. руб.

70

125

+55

3.Выручка от продажи, млн. руб.

325

520

+195

4.Чистая прибыль, млн. руб.

32

86

+54

5.Рентабельность продаж, % (К5)

21,5

24,03

+2,53

(стр2: стр.3·100)

6. Рентабельность активов, % (К6)

9,9

23,1

+13,2

(стр.4:стр.1·100)

По результатам расчетов видно, что рентабельность продаж в отчетном году по сравнению с базисным периодом, повысилась на 2,53 %, то есть предприятие стало больше получать прибыли с каждого рубля продаж. При этом, рентабельность активов по сравнению с предыдущим годом, увеличилась на 13,2 %, что говорит о том, что организация стала получать большую прибыль с каждого рубля, вложенного в имущество.

2.5 Определение рейтинга заемщика

Для определения кредитоспособности клиента устанавливается критериальный уровень оценочных показателей и их классность (рейтинг). Исходя, из класса кредитоспособности заемщика выявляются условия предоставления кредита (размер ссуды, срок выдачи, форма обеспечения, процентная ставка). Клиенты по характе­ру кредитоспособности делятся банками, как правило, на три класса. Критериальные показатели на уровне средних величин являются основани­ем отнесения заемщика ко второму классу, выше средних - к первому, а ниже средних - к третьему классу.

Рейтинг, или значимость, показателя в системе устанавливается специалистами банка для каждого заемщика в отдельности, исходя из кредитной политики банка и ликвидности баланса предприятия.

Основными оценочными показателями являются коэффициенты К1, К2, КЗ, К4, К5 и К6.

Оценка значений указанных шести коэффициентов заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными (приведены в таблице 9). Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Таблица 9 - Определение категории заемщика

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

1

2

3

4

К1

0,25 и выше

0,2-0,25

менее 0,2

К2

1,0 и выше

1,0

менее 1,0

КЗ

выше 2,0

1,0-2,0

менее 1,0

К4

выше 0,5

0,5

менее 0,5

К5

0,10 и выше

менее 0,10

низкорентабельно

К6

0,06 и выше

менее 0,06

низкорентабельно

Общая оценка кредитоспособности проводится в баллах. Они пред­ставляют собой сумму произведений веса каждого показателя на класс кредитоспособности. Формула расчета суммы баллов S имеет вид:

S = 0,05 * Категория + 0,10 * Категория + 0,40 * Категория + 0,20* *Категория+0,15 * Категория + 0,10 * Категория (4)

Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга (класса) заемщика.

Sконец года=0,05*3+0,1*3+0,4*3+0,2*1+0,15*1+0,1*1=2,1

Определение класса кредитоспособности приведено в таблице 10.

Таблица 10 - Определение класса кредитоспособности

Показатель

Норма

Значение

Вес

На начало

года

На конец года

На начало года

На конец года

кате-гория

балл

кате-гория

балл

Коэффициент абсолютной ликвидности, (К1)

0,2-0,25

0,22

0,008

0,05

2

0,1

3

0,15

Коэффициент срочной ликвидности, (К2)

1,0

0,89

0,40

0,10

3

0,3

3

0,3

Коэффициент текущей ликвидности, (К3)

1-2

1,6

0,82

0,40

2

0,8

3

1,2

Коэффициент независимости, (К4)

0,5

0,63

0,66

0,20

1

0,2

1

0,2

Рентабельность продаж, (К5)

0,10

21,5

24,03

0,15

1

0,15

1

0,15

Рентабельность активов, (К6)

0,06

9,9

23,1

0,10

1

0,1

1

0,1

Интегральная сумма,(S)

1,00

1,65

2,1

Рейтинг заёмщика (I, II, III)

II

II

Устанавливается 3 класса заемщиков:

- первоклассные - кредитование которых не вызывает сомнений;

- второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;

- третьего класса - кредитование связано с повышенным риском.

Сумма баллов S влияет на рейтинг заемщика следующим образом:

1 класс кредитоспособности: S = 1,25 и менее. Обязательным условием отнесения заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для 1-го класса кредитоспособности.

2 класс кредитоспособности: значение S находится в диапазоне [1,25; 2,35]. Обязательным условием отнесения заемщика к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже чем для второго класса кредитоспособности.

3 класс кредитоспособности: значение S больше 2,35.

Данное предприятие относится ко второму классу заемщиков, так как сумма балов S лежит в диапазоне [1,25;2,35], при этом значение коэффициента К5 относится к 1 классу.

С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки стро­ят свои кредитные отношения по-разному.

Кредитование заемщиков второго класса осуществляется на обыч­ных условиях, то есть при наличии соответствующих форм обеспечения (залога имущества, поручительства, гарантии, страхования риска не­погашения кредита и т. д.). Процентные ставки зависят от вида обеспе­чения, спроса на кредиты на рынке ссудного капитала, учетной ставки Центрального банка России и других факторов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономический анализ способствует выявлению связей между отдельными объектами управления, правильному обоснованию цели и отбору эффективного варианта решения. В процессе при­нятия решения экономический анализ уменьшает неопределенность исходной ситуации и риск, связанный с выбором правильного решения.

Говоря о роли экономического анализа в управлении органи­зацией, следует отметить, что он: позволяет установить основные закономерности развития организации, выявить внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность деятельности организации, стабильный или случайный характер их изменения и является инструмен­том обоснованного планирования; способствует лучшему использованию ресурсов, выявляя неиспользованные возможности, указывая направления поиска ре­зервов и пути их реализации; воздействует на совершенствование механизма самоокупае­мости предприятия, а также самой системы управления, вскрывая ее недостатки, указывая пути совершенствования организации управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Экономический анализ: Методические указания и задания к контрольной работе / Л.В. Никитина, Ю.С. Лобанова. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2007. – 48 с.

2. Работы студентов. Общие требования и правила оформления. Стандарт организации. СТО 01.04 – 2005. – Архангельск: Архангельский государственный технический университет, 2006. – 104с.

3. Бочаров, В.В. Финансовый анализ [текст]: учебник/ В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2001.-240с.

4. Ендовицкий, Д.А. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика [текст]: учеб. Пособие/ Д.А. Ендовицкий, И.В. Бочаров. – М. КНОРУС, 2005 – 272с.

5. Ефимова М.Р. Финансово-экономические расчеты: учебное пособие/М.Р. Ефимова- М.:ИНФРА-М,2004.-180с.

Скачать архив с текстом документа