Анализ особенностей регулирования труда работников автотранспорта
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. Особенности регулирования труда работников транспорта. Использование труда водителя. Трудовой договор с водителем. Нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.Содержание
Введение
1. Особенности регулирования труда работников транспорта
2. Особенности использования труда водителей
3. Трудовой договор с водителем
4. Рабочее время и время отдыха водителей
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Трудовое право является важной основой для формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. Являясь результатом компромисса между интересами работников и работодателей, ТК РФ направлен на достижение между ними социального партнерства, обеспечение условий для эффективного, творческого труда. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению нормативных правовых актов о труде и преодолению неполноты в правовом регулировании отношений в сфере труда.
В настоящее время трудовое право решает сложные и ответственные задачи, касающиеся реализации Трудового кодекса РФ, в известной мере учитывающего реалии и потребности сегодняшнего дня и нацеленного на перспективу.
Государство уделяет большое внимание регулированию труда, закрепляя в законах и иных нормативных правовых актах условия и порядок его применения и использования, гарантии прав и интересов сторон трудовых отношений, прежде всего работников как основных носителей способности к труду.
Современный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) невозможен без использования транспорта. Нередко именно от него зависит конечный финансовый результат работы организации.
Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.
В условиях перехода к рыночной экономике отношения, связанные с транспортом, приобретают важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция - деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.
Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.
К гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.
Транспортные средства - это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
Регулирование труда работников транспорта имеет свою специфику.
Вышесказанное определяет актуальность темы курсового исследования.
Цель данной курсовой работы - провести комплексное исследование вопросов, касающихся особенностей регулирования труда работников автотранспорта.
Задачи курсового исследования. Поставленная цель определила выполнение следующих задач:
1) показать особенности регулирования труда работников транспорта;
2) исследовать особенности использования труда водителей;
3) рассмотреть трудовой договор с водителем;
4) изучить рабочее время и время отдыха водителей.
Методы исследования:
1) аналитический;
2) логический;
3) анализ и синтез полученной информации;
4) обобщения полученных данных.
Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, учебная литература, материалы по теме, опубликованные в периодической печати таких авторов, как: Анисимов Л.Н., Батяев А.А., Ершова Е.А., Корнийчук Г.А., Филина Ф.Н., Харитонова Ю.В. и др.
Структура работы определена содержанием темы, задачами и целью курсового исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Особенности регулирования труда работников транспорта
Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Цель этих требований - свести к минимуму возможность причинения ущерба лицам, пользующимся транспортными средствами, иным лицам и окружающей среде. Необходимостью обеспечения круглосуточной деятельности соответствующих служб, разъездным характером работы, невозможностью ежедневного возвращения к месту постоянного жительства, а также особенностями условий труда обусловлено введение особых режимов труда для данной категории работников.
В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.
Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития[1] .
Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.
В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения[2] .
Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности установлен Положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на российских железных дорогах. Вопросы профессионального отбора и профессиональной подготовки работников авиационного транспорта решаются Воздушным кодексом РФ и системой подзаконных нормативных актов, изданных в развитие положений Кодекса.
Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.
Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра, в соответствии со статьями 69, 213 ТК РФ.
Лица, не прошедшие предварительный медицинский осмотр в установленном порядке, не могут быть допущены к работе, непосредственно связанной с движением транспортных средств.
2. Особенности использования труда водителей
Важнейшей функцией руководителя любой организации являются правильный подбор персонала, грамотное и полное документирование трудовых отношений с работниками.
При приеме на работу работодатель имеет право требовать только те документы, которые указаны в ТК РФ или в иных законодательных актах. Запрещается требовать предъявления документов, не предусмотренных трудовым законодательством.
Согласно ст.65 ТК РФ работник при приеме на работу предъявляет следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении для лиц, не достигших 16 лет; удостоверение личности или военный билет - для военнослужащих);
- трудовую книжку;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Кроме того, военнообязанные лица и лица, подлежащие призыву на военную службу, обязаны предъявить документы воинского учета (военный билет, удостоверение призывника).
Если работа требует от работника определенных специальных знаний, специальной подготовки (например, водители ТС), то предъявляются также документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.
Если лицо поступает на работу впервые, то трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.
Если работник устраивается на работу по совместительству и не желает вносить в трудовую книжку сведения о такой работе, то он может ее и не предъявлять.
Транспортные средства - это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
В главе 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта. Статьей 328 ТК РФ установлено, что к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение и т.д.). Кроме того, администрации любого предприятия (организации) в обязательном порядке необходимо при приеме на работу кандидатов на должность водителей потребовать от них представления медицинской справки о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением ТС.
Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ О безопасности дорожного движения (ст. ст.25 - 27).
Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам РФ, достигшим установленного возраста, не имеющим ограничений к водительской деятельности, после получение права на управление транспортными средствами.
В зависимости от вида транспортного средства, допускаются к управлению:
- мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория А) - лица, достигшие 16-летнего возраста;
- автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория В), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории Д (категории С), - лица, достигшие 18-летнего возраста;
- автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория Д), - лица, достигшие 20-летнего возраста;
- составами транспортных средств (категория Е) - лица, имеющие право на управление транспортными средствами категорий В, С или Д, - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
- трамваями и троллейбусами - лица, достигшие 20-летнего возраста[3] .
К сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами допускаются граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории. Допускается также самостоятельная подготовка водителей на получение права на управление транспортными средствами категорий А и В в объеме соответствующих программ.
Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ на основании соответствующих государственных образовательных стандартов (ст. ст.25, 26 Закона о безопасности дорожного движения).
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
- истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
- ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
- лишение права на управление транспортными средствами.
3. Трудовой договор с водителем
Основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем, то есть взаимных прав и обязанностей, является трудовой договор. Согласно ст.67 ТК РФ трудовой договор должен быть обязательно заключен в письменной форме и составлен в двух экземплярах, каждый из которых подписывается обеими сторонами. При этом один экземпляр передается работнику, а второй - остается у работодателя. В тех случаях, когда трудовой договор не оформлен, а работник фактически приступает к работе с ведома или по поручению работодателя, работодатель все равно обязан письменно составить с таким работником трудовой договор в срок не более трех дней с момента начала работы.
В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.
Законодательство не устанавливает единой обязательной формы трудового договора. В соответствии со ст.57 ТК РФ трудовой договор должен содержать следующие обязательные условия: наименование организации, структурное подразделение (например, отдел, цех), в котором будет работать работник; дату начала работы (в случае заключения срочного трудового договора этот пункт должен содержать также дату прекращения действия трудового договора, а также нужно указать обстоятельство, явившееся основанием заключения срочного трудового договора; наименование должности, специальности, профессии или конкретной трудовой функции в соответствии со штатным расписанием; права и обязанности как работника, так и работодателя (объем прав работника не может быть ниже, чем установленный ТК РФ, а объем обязанностей соответственно не может быть выше); характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он отличается от общего режима, установленного для всех работников, например работнику установлен сокращенный или неполный рабочий день, дополнительный отпуск и т.п.); условия оплаты труда (размер тарифной ставки или должностного оклада, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты), а также дату получения заработной платы (в соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата должна выплачиваться два раза в месяц), порядок оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных условий (сверхурочная работа, работа в ночное время, работа в выходные и праздничные дни), основания и порядок премирования[4] .
Кроме того, в трудовом договоре указываются виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Помимо обязательных условий (без которых договор недействителен), трудовой договор может содержать иные условия, не являющиеся обязательными, но которые работник и работодатель вносят в трудовой договор по взаимной договоренности. Такие условия не должны ухудшать положение работника по сравнению с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст.9 ТК РФ). Добровольное согласие работника на условия, ухудшающие его положение, не освобождает работодателя от ответственности за нарушение законодательства о труде.
Примерный перечень дополнительных условий установлен в ч.4 ст.57 ТК РФ; это условие: об испытательном сроке; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производится за счет средств работодателя, и т.п.
Испытание при приеме на работу.
Максимальная продолжительность испытательного срока составляет три месяца (ст.70 ТК РФ). В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытательном сроке означает, что он работнику не установлен.
Испытание не устанавливается для: беременных женщин; несовершеннолетних; лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности; лиц, приглашенных на работу в порядке перевода по согласованию между работодателями; в иных случаях. ТК РФ не предусмотрено установление испытания работнику в случае его перевода на другую должность внутри одной организации.
При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником (без выплаты выходного пособия), предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.
В отличие от ранее установленного порядка, испытание при приеме сезонного работника устанавливаться может (в отношении временных работников не устанавливается вовсе), но не должно превышать двух недель (ст.294 ТК РФ).
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях. Работник в период испытательного срока имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.
Предварительный медицинский осмотр.
В ч.2 ст.328 ТК РФ в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.
Цель обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств и кандидатов в водители - определить у них медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом (ст.23 Федерального закона О безопасности дорожного движения).
Лица, не прошедшие обязательный медицинский осмотр или имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.
Трудовым кодексом РФ (ст.213) установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Лица в возрасте до 21 года должны проходить ежегодные медицинские осмотры. Обязательные медицинские осмотры разделяются на предварительные, периодические и предрейсовые[5] .
Предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры согласно ст.23 ФЗ О безопасности дорожного движения являются частью медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и соответственно проводятся только медицинскими работниками. Ранее такое право предоставлялось и инспектору по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств.
Так как средства автомобильного транспорта являются источниками повышенной опасности, работники, их эксплуатирующие, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет за счет средств работодателя (ст.213 ТК РФ).
Работодатели обязаны не только организовать обязательные медицинские осмотры водителей, но и проводить с участием медицинских работников мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров установлен и Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии[6] .
Предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником данной организации. При отсутствии медперсонала на предприятии работодатель обязан заключить договор на проведение всех видов медосмотра либо у себя, предоставляя медикам спецпомещение, либо это делать в лечебно-профилактическом учреждении.
Подписывая вместо медработника путевой лист водителю, работодатель превышает имеющиеся у него полномочия и нарушает российское законодательство.
При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей и отстранить от работы (ст.76 ТК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей[7] .
Эта статья применяется к организациям, чья предпринимательская деятельность основана на эксплуатации транспортных средств, для осуществления которой требуется получение соответствующей лицензии. В числе лицензионных требований для осуществления таких видов деятельности названо выполнение требований, установленных федеральными законами, в частности Законом О безопасности дорожного движения.
Поэтому, если предприятие, имеющее соответствующую лицензию, нарушит требования, установленные Законом О безопасности дорожного движения, в частности требование о проведении обязательных (предварительных, периодических и предрейсовых) медицинских осмотров, на само предприятие и его должностных лиц может быть наложен административный штраф в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
А если за время работы предприятия с нарушением перечисленных правил оно извлекло доход в сумме свыше 250 тысяч рублей, руководитель предприятия и (или) специально назначенное ответственное должностное лицо подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст.171 УК РФ.
4. Рабочее время и время отдыха водителей
К лицам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся как профессиональной подготовки, так и состояния здоровья, эти требования вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения за счет значительного роста количества автотранспортных средств предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья. Своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей возможно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Кроме того, необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы работников, эксплуатирующих ТС, является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.
Работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником (ст.91 ТК РФ). Такой учет может быть ежедневным, еженедельным и суммированным.
Ежедневный учет рабочего времени осуществляется при равной продолжительности ежедневной работы. Если продолжительность ежедневной работы определяется графиком в пределах нормальной продолжительности рабочей недели, которая составляет 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ), применяется еженедельный учет рабочего времени.
В тех организациях, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная в ТК РФ для данной категории работников ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с целью контроля за соблюдением установленной трудовым законодательством нормы рабочего времени. При этом такой учет ведется не в течение недели, а в течение более длительного периода - месяца, квартала и др. Такой период именуется учетным и не может превышать одного года (ст.104 ТК РФ).
Суммированный учет рабочего времени может использоваться в тех организациях, где применяется вахтовый метод организации работ, в организациях с непрерывным производственным циклом, а также на транспорте. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ (в настоящее время - Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Такие правила установлены для отдельных категорий работников водного транспорта, связи, авиации, железнодорожного транспорта, водителей автомобилей.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение) [8] . Положение вступило в силу 20 ноября 2004 года. Этот документ адресован водителям и работодателям, осуществляющим перевозочную деятельность на территории РФ[9] . Положением установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам. Данные особенности режима рабочего времени и времени отдыха являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.
Положение не распространяется на труд водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Положением установлено, что рабочее время водителя (за которое он имеет право на получение заработка) состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Норма рабочего времени.
Норма рабочего времени для водителей, как и для всех других категорий работников, не может превышать 40 часов в неделю. При этом для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Суммированный учет рабочего времени устанавливается водителям в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена 40-часовая рабочая неделя либо нормальная продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей недели. Положением предусмотрено, что при наличии в организации представительного органа работников (первичной профсоюзной организации и т.п.) суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения такого органа.
При этом продолжительность учетного периода составляет один месяц, то есть продолжительность рабочего времени в течение месяца не должна превышать нормального числа рабочих часов при 40-часовой пятидневной рабочей неделе. Так, в декабре 2007 г. нормальная продолжительность рабочего времени составляет 176 часов (22 рабочих дня x 8 часов). В случае превышения нормального числа рабочих часов в течение месяца работа в такие часы является сверхурочной. Если в декабре 2007 г. водителем отработан, например, 181 час, то 5 часов из них являются сверхурочной работой (181 ч - 176 ч) и подлежат оплате в повышенном размере. Статьей 152 ТК РФ предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Положением предусмотрено (п.8), что на перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Так, если в организации сезон составляет период с мая по сентябрь и учетный период равен сезону, то есть составляет 5 месяцев, то в 2008 году норма рабочего времени за этот период составит 848 часов.
Положение содержит императивную норму (п.4) о том, что работодатель обязан (!) ежемесячно составлять для всех водителей графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее, чем за 1 месяц до введения в действие. Так, график сменности на январь 2008 г. должен быть доведен до сведения водителей не позднее 30 ноября 2007 года.
Графики работы (сменности) регламентируют время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, если он создан в организации.
Как правило, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Положением предусмотрен ряд исключений из этого правила. Так, на междугородных перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. В Положении предусмотрено (п.10), что при этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя[10] .
Сверхурочные работы (при суммированном учете рабочего времени) в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должны превышать 12 часов (п.23). Исключение предусмотрено для работ, выполнение которых необходимо для обороны страны, предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия, а также, если необходимо закончить начатую работу, незавершение которой может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей. В соответствии со ст.99 ТК РФ продолжительность сверхурочных работ не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Таким образом, ТК РФ допускает привлечение водителей к сверхурочным работам более чем на 2 часа в день. Например, в один день продолжительность сверхурочных работ может составлять 3 часа 30 минут, а на следующий день - не более 30 минут.
При этом привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия работника. Работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.
Перерывы, выходные.
При суммированном учете рабочего времени и при продолжительности рабочей смены более 8 часов водителю по усмотрению работодателя могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Конкретное время предоставления таких перерывов и их конкретная продолжительность устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем (п.24).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (то есть междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п.25). Так, если смена у водителя закончилась в 20.00, то на следующий день его смена может начаться не ранее 8 часов утра.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены (п.25).
К примеру, если продолжительность смены у водителя составляет 10 часов, то и междусменный отдых не может быть менее 10 часов. Если смена у него закончилась в 20.00, то на следующий день смена не может начаться ранее 6 часов утра.
Если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, то междусменный отдых должен составлять не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Так, если у водителя, которому установлена продолжительность рабочей смены 10 часов, смена завершилась в 17.00, то следующая его смена может начаться не ранее чем в 22.00. В данном случае по возвращении из рейса к времени еженедельного отдыха (выходным дням) должно быть обязательно добавлено еще 5 часов.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п.27). Например, в ноябре 2004 г. число выходных дней не может быть менее 4, в декабре 2004 г. - менее 3.
В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. Если смена накануне выходных дней завершилась в 20.00 субботы, то следующая смена может начаться не ранее 14.00 понедельника. При этом на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращен, но не менее чем до 29 часов (п.28).
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода. Так, если в декабре 2004 г. у водителя смена приходилась на 12 декабря (праздничный день - День Конституции РФ), то она включается в норму рабочего времени на декабрь 2004 г., которая составляет 176 часов. В соответствии со ст.153 ТК РФ работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, работа в праздничный день оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки.
Таким образом, в случае, если при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) у водителей превышает 8 часов, для того чтобы в течение месяца (учетного периода) не превысить норму рабочего времени, при составлении графиков сменности следует увеличивать продолжительность междусменного и еженедельного отдыха (выходных дней).
Для фиксации времени работы и отдыха водителей работодатели могут использовать тахографы. В соответствии с требованием Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения[11] (ст.8), с 1 января 2005 г. установка на транспортных средствах российских перевозчиков и использование контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств являются обязательными при осуществлении международных автомобильных перевозок на территориях государств, не являющихся участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а равно с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей, влечет наложение на водителя административного штрафа в размере до 2500 рублей.
Кроме того, нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, может повлечь наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей (ст.11.23 КоАП РФ).
Инструкции по охране труда
Работодатель должен знать, что для всех категорий работников должны быть разработаны инструкции по охране труда, которые составляются с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками органа (ст.212 ТК РФ).
При разработке инструкций по охране труда работников автотранспорта необходимо выявить опасные и вредные производственные факторы, которые могут влиять на труд работников. К таким факторам относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; повышение или понижение температуры воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (места).
В инструкциях необходимо предусмотреть действия работников и работодателя по устранению (или минимизации) влияния опасных и вредных факторов на работников при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Вопросы охраны труда работников должны быть отражены и в правилах внутреннего трудового распорядка организации, в частности в разделе, посвященном режиму труда и отдыха работников.
Режим труда и отдыха некоторых работников автотранспорта отличается от общего режима работы (ст.329 ТК РФ). Например, для водителей режим труда и отдыха определен Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.
При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.
Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.
Межотраслевые правила предусматривают несколько видов инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой, которые, впрочем, почти ничем не отличаются от правил проведения инструктажа всех других работников.
Заключение
Итак, к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и иных нормативных правовых актов.
Транспортные средства - это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
Порядок профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.
Работодатель обязан, при приеме на работу, связанную с движением транспортных средств потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.
Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра.
В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.
В ч.2 ст.328 ТК РФ в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.
Трудовым кодексом РФ (ст.213) установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Лица в возрасте до 21 года должны проходить ежегодные медицинские осмотры.
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя.
Необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы работников, эксплуатирующих ТС, является одним из ключевых звеньев профилактики дорожно-транспортных происшествий.
При заключении трудовых договоров с работниками должны учитываться нормы, устанавливающие режим труда и отдыха водителей.
Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы.
труд водитель режим отдых
Список использованных источников и литературы
Нормативные акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч.1). - ст.1; Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 1. - ст.17.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // СЗ РФ. - 2002. - №1 (ч.1). - ст.3; Российская газета. - 2008. - 31 дек.
3. О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // СЗ РФ. - 1995. - №50. - ст.4873; СЗ РФ. - 2009. - №1. - ст.21.
4. О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения: ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - ст.3805; Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 1. - ст.17.
5. О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии: приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 [ред. от 06.02.2001] // Здравоохранение. - 1996. - N 11; Здравоохранение. - 2001. - N 4.
6. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004. №15 // Российская газета. - 2004. - 21 авг.
Литература
7. Анисимов, Л.Н. Новое в трудовом законодательстве /Л.Н. Анисимов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 187 с.
8. Батяев, А. А.1001 договор на все случаи бизнеса /А.А. Батяев и [др.]. - М.: ИД РАВНОВЕСИЕ, 2008. - 237 с.
9. Бриллиантова, Н.А. Необходимые условия трудового договора: проблемы их отражения в трудовом договоре /Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // Современное право. - 2007. - N 4. - С.9-12.
10. Егоров, В.И. Трудовой договор: учебное пособие /В.И. Егоров, Ю.В. Харитонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 395 с.
11. Ершова, Е.А. Трудовое право в России /Е.А. Ершова. - М.: Статут, 2007. - 405с.
12. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред.Е.Н. Сидоренко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 264 с.
13. Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук. - М.: Статут, 2007. - 154 с.
14. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /под ред.Ф.Н. Филиной. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - 295 с.
15. Трудовое право России: учебное пособие для вузов /ред. С.В. Колобова. - М.: Юстицинформ, 2005. - 216 с.
[1] Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /под ред. Ф.Н. Филиной.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.-С.153.
[2] О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-1995.- №50.- ст.4873; СЗ РФ.-2009.- №1.- ст.21.
[3] Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.41.
[4] Батяев, А.А. 1001 договор на все случаи бизнеса /А.А. Батяев и [др.].- М.: ИД РАВНОВЕСИЕ, 2008.-С.57.
[5] Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.45.
[6] О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии: приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 [ред. от 06.02.2001] // Здравоохранение. – 1996. - N 11; Здравоохранение. – 2001. - N 4.
[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. – 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 1. - ст. 17.
[8] Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004.№15 //Российская газета.-2004.- 21 авг.
[9] Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.71.
[10] Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-С.97.
[11] О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения: ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. – 1998. - N 31. - ст. 3805; Собрание законодательства РФ. – 2009. - N 1. - ст. 17.