Анализ процесса приватизации Украины
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность разгосударствления и приватизации. Разгосударствление. Принципы и модели приватизации. Законодательная база и принципы приватизации. Бесплатная и платная приватизация. Основные цели и направления приватизации Украины, ее єффективность.Содержание
Введение
1. Сущность разгосударствления и приватизации
1.1. Разгосударствление
1.2. Приватизация
2. Принципы и модели приватизации
2.1. Законодательная база и принципы приватизации
2.2. Бесплатная и платная приватизация
3. Основные цели и направления приватизации Украины
3.1. Организация и ход приватизации в Украине
3.2. Эффективность приватизации в Украине
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей курсовой работы «Анализ процесса развития приватизации в Украине». Я выбрала данную тему, т. к. считаю, что в настоящее время она очень актуальна. В процессе приватизации был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Украины большое значение играет реформация отношений собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности, что будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис, в котором находится Украина. Поэтому в работе я хочу раскрыть ряд вопросов:
1. Сущность разгосударствления и приватизации
2. Принципы и модели приватизации
3. Основные цели и направления приватизации Украины
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе я решила рассмотреть понятие разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Однако разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются лишь масштабы государственного предпринимательства, а государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Также необходимо сказать, что в настоящее время в экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Во второй главе говориться о подходах к рассмотрению приватизации, принципах, моделях и сроках приватизации.
Возможны несколько подходов к рассмотрению приватизации: традиционный, «трудовой», «субъектный», «западный». Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – «не навреди!». Но также существует еще 6 принципов приватизации. Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий.
В третьей главе описана приватизация в Украине. А именно, организация, ход и эффективность приватизации в Украине.
1. Сущность разгосударствления и приватизации
В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы[1] .
Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.
Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.
1.1. Разгосударствление
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике[2] .
Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.
Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
Процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники – за частный.
Основными способами разгосударствления являются: либерализация рынков; коммерциализация; стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных); денационализация.
Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:
1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;
2) о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.
Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной собственности, которая в подавляющей своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
1.2. Приватизация
В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц[3] .
Приватизация выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются: сокращение задолженности государственного сектора; развитие рынка; стимулирование предпринимательства; формирование слоя мелких и средних собственников; расширение индивидуальных свобод; развитие народного капитализма; ослабление профсоюзов.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе: бесплатной передачи собственности; выкупа предприятий на льготных условиях; продажи акций; сдачи предприятий в аренду; продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него.
Формы приватизации в развитых странах: продажа предприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций государственных предприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятий; распространения акций предприятия среди населения; сдача государственных предприятий в аренду; заключение контракта на управление предприятием.
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.
Преодолеть этот недостаток аукционных торгов можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды.
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятий.
Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.
Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих.
Приватизация не всегда сопровождается продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавляется» частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта представляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.
Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.
При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.
Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.
2. Принципы и модели приватизации
2.1. Законодательная база и принципы приватизации
Процесс разгосударствления в Украине принципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночной экономикой[4] .
Это прежде всего связано с очень сжатыми сроками перехода собственности из государственной в частную, а также с тем обстоятельством, что преобладающая часть населения в Украине практически не имеет средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этого обстоятельства в особенности усилилось после либерализации цен, в результате которой большая часть населения лишилась своих трудовых сбережений.
Другое принципиальное отличие, по оценкам некоторых специалистов, состоит в том, что экономика Украины достаточно централизованна и монополизированна, что делает простую передачу промышленных гигантов из государственных рук в частные неэффективной и даже опасной.
Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине, являются Законы Украины О приватизации имущества государственных предприятий (от 15 июня 1993 г.), О приватизации небольших государственных предприятий, О приватизации государственного жилого фонда, Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе и О приватизационных бумагах. В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами. Ежегодно Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи по объемам приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполнения Программы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия.
В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Он подотчетен Верховной раде Украины.
Вместе с Фондом госимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества, Министерство демонополизации и разгосударствления , Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд
Покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств.
Не имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством.
Виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты; компенсационные сертификаты; жилые чеки; земельные боны.
Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги.
2.2. Бесплатная и платная приватизация
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.
Основные доводы бесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами»[5] .
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы, они предлагают другую модель – платную приватизацию.
В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета[6] .
Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.
3. Основные цели и направления приватизации Украины
3.1. Организация и ход приватизации в Украине
Приватизацию можно разделить на несколько этапов[7] .
Первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – образование и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов.
Второй – 1992-1994 гг. характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали, в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом.
Среди первых и наиболее удачных примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО “Oболонь”, львовскую кондитерскую фабрику “Свиточ”, СП «Кофейная фабрика ”Галка», АО “Электрон”, металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь” (г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.
Однако практика показала, что внедрение аренды с выкупом вызывало конфликт интересов арендаторов и большинства населения .
Проявились также недостатки коллективной формы собственности арендаторов – нехватка инвестиционных ресурсов, инертность в организации и управлении производством. Возникла необходимость внедрения новых способов приватизации. Одним из них стала корпоратизация, которая представляла собой превращение крупных и средних государственных предприятий и закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества.
Третий этап приватизации проходил с 1995 по 1998 год. Он обуславливал проведение массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги с привлечением широких кругов населения. Был заложен фундамент для проведения индивидуальных процедур приватизации крупных предприятий.
В этот период население страны получило 46 млн. приватизационных имущественных сертификатов и на 1 млрд. гон. компенсационных сертификатов. В процессе малой приватизации в руки частных собственников перешло более 50 тыс. объектов промышленности, торговли, общественного питания и т.п.
С 2000 г. начался четвертый этап приватизации – преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенного совершенствования и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительной мере решен в Государственной программе приватизации на 2000-2002 гг., принятой Верховной радой Украины 18 мая 2000 г.
Индивидуальная приватизация предусматривает, что целью продажи целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятий группы Г (предприятия-монополисты и предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства) является концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятия в послеприватизационный период.
3.2. Эффективность приватизации в Украине
Оценивая результаты приватизации на Украине за весь период ее осуществления, следует отметить, что этот процесс был наиболее динамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия и стал основой экономических реформ в стране.
Для более точного представления о выполнения приватизации на Украине в 2002-2004 гг. далее будет представлена таблица 1[8] .
Таблица 1
Выполнение планов по приватизации в Украине в 2002-2004 гг., млн грн.
Год | План | Поступления % | Выполнения |
2002 | 3160,04 | 66,59 | 19,1 |
2003 | 2152,79 | 2175,11 | 100,6 |
2004 | 5215,58 | 9559 | 183,98 |
2005 | 4933,95 | 38,08 (нa 21.01.05 г.) | 1,79 |
Также будет представлена таблица 2[9] . В ней будут отображены крупнейшие приватизационные сделки Украине за 2002-2004 гг.
Таблица 2
Крупнейшие приватизационные сделки в Украине в 2002-2004 гг.
Предприятие | Пакет, % | Сумма, млн грн. |
“Криворожсталь” | 93,02 | 4260 |
Центральный ГОК | 50+1 акция | 106 |
Северный ГОК | 50+1 акция | 207,6 |
“Павлоградуголь” | 92,11 | 1400 |
“Краснодонуголь” | 60 | 770,3 |
“Комсомолец Донбасса” | 33,27 | 25,6 |
ДМК им.Дзержинского | 98,81 | 712 |
Алчевский металлургический комбинат | 13,86 | 5,5 |
ДМЗ им.Петровского | 42,26 | 65,8 |
Коминмет | 59,49 | 10,81 |
Южный ГОК | 25,78 | 60 |
“Сухая балка” | 37,57 | 162,9 |
Криворожский железорудный комбинат | 93,07 | 689,42 |
Никопольский завод ферросплавов | 50+1 акция | 410,5 |
Запорожский алюминиевый комбинат | 25 | 38,92 |
“Ривнеазот” | 53,86 | 48 |
Крымский содовый завод | 89,48 | 346,7 |
ГАК “Титан” | Нет данных | 368 |
Черноморский судостроительный завод | 90,25 | 119,35 |
Интересным фактом также являются самые громкие процессы реприватизации на Украине.[10] Например, это:
ОАО Криворожсталь. 16 февраля 2005 года Кабмин отменил ряд принятых предыдущим правительством в 2003-2004 годах документов, касающихся подготовки к приватизации Криворожстали. А уже на следующий день Печерский районный суд Киева отменил свое решение о признании законной продажи 93,02% Криворожстали Инвестиционно-металлургическому союзу (ИМС) за $804 млн, принятое 25 августа 2004 года. 22 апреля 2005 года Хозяйственный суд Киева признал незаконной продажу Фондом госимущества 93,02% акций комбината Криворожсталь консорциуму ИМС и постановил расторгнуть сделку. 24 октября 2005 года крупнейшая сталелитейная корпорация Mittal Steel (сейчас Arcelor Mittal) приобрела 93,02% акций Криворожстали за $4,8 млрд.
ЗАО Северодонецкое объединение Азот. 24 декабря 2004 года Фонд госимущества (ФГИ) и компания Worldwide Chemical LLC создали совместное предприятие – ЗАО Северодонецкое объединение Азот (60% акций подконтрольно WSL, 40% – государству). Через два месяца ФГИ оспорил в суде создание ЗАО. 17 марта 2005 года Печерский райсуд Киева признал создание СП незаконным, постановив возвратить производственные мощности ЗАО в госсобственность. Впрочем, 22 июня 2005 года Генпрокуратура подтвердила законность создания СП и закрыла уголовное дело, возбужденное в феврале 2005 года. 7 сентября 2005 года передача имущества ЗАО Северодонецкое объединение Азот в госсобственность была приостановлена.
ОАО Никопольский завод ферросплавов. В апреле 2005 года Генпрокуратура подала иск в Хозяйственный суд Киева о признании приватизации 50%+1 акции НЗФ незаконными. 25 июля 2005 года Апелляционный хозяйственный суд Киева удовлетворил иск Генпрокуратуры о признании незаконной приватизации консорциумом Приднепровье (подконтрольно группе Интерпайп) контрольного пакета акций НЗФ. 20 января 2006 года палата по административным делам Верховного суда окончательно вернула акции в собственность государства.
Заключение
В своей работе я рассмотрела такие вопросы, как сущность приватизации, т.е. разгосударствление и приватизация. Существуют несколько способов разгосударствления, но все эти способы переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе: бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.
Также были описаны принципы и модели приватизации: законодательная база, бесплатная и платная приватизация. На основе законодательной базы покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств. Существуют такие виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты, компенсационные сертификаты, жилые чеки, земельные боны. Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги.
Что касается платной и бесплатной приватизации, то можно сказать, что каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.
Ну и конечно, в работе шла речь об организации, ходе и эффективности приватизации на Украине.
Подводя итоги хочется сказать, что результатом перехода на новые формы хозяйствования в Украине должно стать создание многоукладной экономики, отказ от государственного монополизма на собственность и создание условий для их равноправного существования различных форм собственности. Необходимо развивать частную и коллективную формы собственности, образно говоря, с нуля и путем разгосударствления и приватизации, которые должны вылиться в ломку и трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье формировать качественно новую общественную (государственную и муниципальную) собственность, но при этом нельзя не учитывать интересы трудовых коллективов, для которых аренда на данном этапе означает наиболее приемлемый вариант перехода к рыночной системе хозяйствования.
Список литературы
1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, стр. 82
2. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 57
3. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 85
4. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 340
5. www.business.ua (Международный журнал Проблемы теории и практики управления №4/02)
6. www.business.ua
7. www.ukraine.ru
8. www.ugmk.info
[1] Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М.: 1997, стр. 82
[2] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 57
[3] Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: 1997, стр. 85
[4] www.ukraine.ru
[5] ,6 Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: 1998, стр. 340
[7] www.business.ua (Международный журнал Проблемы теории и практики управления №4/02)
[8] www.business.ua
[9] www.business.ua
[10] www.ugmk.info