Анализ романа Преступление и наказание
СОДЕРЖАНИЕ: Карточка 1. Первая встреча преступника и следователя построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении.Карточка 1.
Первая встреча преступника и следователя построена как идейный диспут и психологический поединок. Ведь Порфирий Петрович уже догадался, кто убил старуху-процентщицу и ее убогую сестру Лизавету, но, поскольку доказательств у него нет, он хочет вынудить Раскольникова признаться в преступлении. Нервы Раскольникова на пределе, но сознание точно фиксирует все то, что грозит ему опасностью. Идя на встречу с Порфирием Петровичем, он готов угадывать ловушки и западни, которые следователь действительно расставляет для своей жертвы. Так, в конце их беседы он чуть не «подловил» Раскольникова на вопросе о малярах, которых убийца мог видеть только в день преступления.
Порфирий Петрович сознательно провоцирует подозреваемого, огрубляя основные мысли этой статьи, чтобы вызвать Раскольникова на подробное объяснение своей позиции и спровоцировать его признание.
Человек образованный и умный, Порфирий Петрович легко обнаруживает логическую несостоятельность теории. Он задает Раскольникову самый опасный для носителя «идеи» вопрос: как отличить, к какой категории принадлежит человек, и что будет, если люди перепутают свою принадлежность тому или другому «типу» и начнут «устранять все препятствия»? Отвечая на этот вопрос, Раскольников должен был бы рассказать о своем преступлении. Пока он просто уходит от ответа, но спор следователя и преступника на этом не закончен.
- см. учебник
Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Его теория выработана им в зловещей тишине глубокого и утомительного уединения; на этой теории лежит печать его личного характера и исключительного положения. Раскольников написал свою статью о преступлении за полгода до убийства старухи. Мысли, которые выразились в его статье, были продуктами его угнетённого положения, которое позже заставило тщательно приготовить и успешно выполнить грязное преступление.
Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления. Теория Раскольникова составляет только ту форму, в которой выразилось у него ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тяжёлых обстоятельств, с которыми Раскольников встретился. Единственной причиной убийства являются тяжёлые обстоятельства, с которыми столкнулся герой. Преступление было совершено из-за того, что Раскольников сам убедил себя в том, что обстоятельства натолкнули его на преступление.
Теория Раскольникова противопоставляется христианской идеи искупления своих и чужих грехов страданием. Именно когда для героя открывается мир христианских духовных ценностей, он окончательно воскресает к жизни.
- П.П видит главную причину преступления Раскольникова в желании власти:
- Раскольников выступает заступником униженных и оскорблённых.
Причины убийства:
- захотел осмелиться и убил
-считает, что имеет права убить такую тварь, как старуха
- самопроверка героя
- тяжёлые обстоятельства жизни
Карточка 2
- см. учебник
Признавшись Соне в преступлении, Родион говорит о причинах его «социально-семейных» (старуха – «вошь», «бесполезная, гадкая, зловредная», на её деньги он мог бы устроить жизнь матери, сестры, свою) – но тут же отметает их: «совсем тут другие причины!..»
Раскольников объясняет Соне:
«Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил... ……Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею...»
О власти Родион в разговоре Соне сказал так: «Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!»
Власть нужно наклониться и взять.
И ориентир для Раскольникова тут – Наполеон, признанно «необыкновенный» человек.
Который, если ему надо, подобную старушонку «задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, безвсякой задумчивости!.. Ну и я... вышел из задумчивости... задушил... по примеру авторитета...»
Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду он принадлежит. Убийство старухи - самопроверка героя.
Убийство-это грех, и для того, чтобы пробиться в разряд «необыкновенных» людей, он убивает старуху (пример-Наполеон).