Анализ стихотворения Дума.
СОДЕРЖАНИЕ: Анализ стихотворения Дума. Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение Дума было опубликовано в январском номере Отечественных записок за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.Анализ стихотворения Дума.
Автор: Лермонтов М.Ю.
Стихотворение Дума было опубликовано в январском номере Отечественных записок за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Время написания стихотворения - одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.
Стихотворение не зря названо Дума. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - постоянная мысль, не дающая покоя человеку.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно…
Как это страшно осознавать, что не только твоя жизнь, но и жизнь всего поколения пройдет
…без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит мы, испытывая горечь от того, что его поколение:
К добру и злу постыдно равнодушны… и Перед опасностью позорно малодушны…
Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение отцов, прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения детей, в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.
Лингвистический анализ стихотворения.
Автор стихотворения Дума - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику (Дума, Пророк, И скучно и грустно; поэма Мцыри). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения - Дума. В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо Дума. Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: печально, томит, вянем, познанья, сомненья, добру, злу и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: постыдно, позорно. Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: ненавидим - любим, холод - огонь.
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: ни мысли плодовитой, судьи, гражданина и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов я и вы, но есть слово мы. Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.