Андреев Даниил Леонидович

СОДЕРЖАНИЕ: Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства.

(1906 - 1959)

Андреев Даниил Леонидович- религиозный философ, писатель, поэт. Окончил Высшие литературные курсы (в конце 20-х гг.). Участник Великой Отечественной войны. В 1947 арестован и осуждён на 25 лет за антисоветскую деятельность. Провёл в заключении 10 лет. Главные идеи развил в Розе Мира, они получили поэтическое переложение в Русских богах и Железной мистерии. Андреев - сторонник религиозного спиритуализма, самобытный представитель мифологической ветви русского космизма со своеобразным символичеким языком. В центре воззрений Андреева - устройство Вселенной, жизнь которой наполнена борьбой Сил Света с Силами Зла, получающих свою персонификацию. История - отражение взаимоотношения неземныйх Сущностей. Андреев использовал античное понятие эона (века жизни )для обозначения мировых периодов. Мистерия первого эона завершается гибелью Антихриста и спасением немногих, во втором эоне произойдёт спасение всех без исключения и прекращение излучения злобы. В третьем - свершится искупление самого Демона.

Андреев непосредственно продолжал традиции философии всеединства Соловьева, развивая их на основе сложного соотношения принципов толстовства и классического славянофильства.

Вглядываясь в реалии ХХ в., Андреев приходил к апокалиптическому ощущению времени: .. я принадлежу к тем, кто смертельно ранен двумя великими бедствиями: мировыми войнами и единоличной тиранией. Его особенно удручало то, что человеческая культура, даже в своих высочайших проявлениях, как религия и наука, бессильна противостоять необычайно возросшей мощи зла, его способности маскироваться, подменять добро. В людях постепенно угасает стремление к всемирному, они всё более разобщаются на враждебные сообщества, усиливая деспотические образования, т.е. государства. Конечно, сущность государства не сводится к одной только тирании. На протяжении целых веков оно выступало единственной неуклонной объединительницей людей, предотвращая от них опасность хаоса и войн. Но государство цементировало общество на принципах насилия, вовсе не заботясь о нравственном содержании своих деяний. В результате восторжествовало властное, деспотическое начало.

Так возникли современные государственные громады, хищные по своей природе, чуждые идеалам мира и социальной гармонии. В их распоряжении оказались наука и техника, служащие им с такой же покорностью, с какой церковь служила феодальным владыкам. Каждое их достижение, каждый успех немедленно обращается против подлинных интересов человечества, отдаляет путь ко всемирному единению. И не благо общества, а единоличная диктатура становится целью политики. Всё это, полагал Андреев, делало очевидным, что выход из кризиса может быть достигнут не развитием науки и техники самих по себе, не переразвитием государственного начала, не диктатурой сильного человека, не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократического типа, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево, а исключительно с помощью установления над всеми государствами некой единой, всеобъемлющей этической инстанции, или, иначе, интеррегилиозной, всечеловеческой церкви, Розы Мира.

Роза Мира явится своего рода религией итога, соборным творчеством, в котором все прежние религии превратятся в отражения различных пластов духовной деятельности, различных рядов иноматериальных фактов, различных сегментов планетарного космоса. Благодаря своему универсализму и динамичности, Роза Мира сможет впервые объединить земной шар в Федерацию государств во главе с этической контролирующей инстанцией, распространить материальный достаток и высокий культурный уровень на население всех стран, воспитать поколение облагороженного образа, восстановить христианские церкви, словом, осуществить превращение планеты - в сад, а государств - в братство. В свою очередь, реализация этих задач откроет путь к разрешению задач более высоких: к одухотворению природы. России здесь предуказана особая роль, если только её не погубит тоталитарное насилие.

Главные сочинения:

Роза мира.Философия истории, Железная мистерия.

Скачать архив с текстом документа