Андреев Николай Андреевич
СОДЕРЖАНИЕ: Скульптуры этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев — талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого было близко к передвижникам.(1873 — 1932)
Скульптуры этого знаменитого русского художника — украшение Москвы. Н. А. Андреев — талантливый ученик известного скульптора С. М. Волнухина, творчество которого было близко к передвижникам, самому интересному и самобытному течению в русском реалистическом искусстве 19-го в.
Н. А. Андреев еще в начале века был известен как автор портретов деятелей русской культуры — Л. Н. Толстого, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. В портретах были точно переданы характеры героев. Андреевские портретные статуи знаменитых русских мыслителей А. И. Герцена и Н. П. Огарева украшают уютный дворик старого здания Московского университета. Признанные шедевры мастера — памятники Н. В. Гоголю и А. Н. Островскому. Кропотливой была работа над образом Гоголя. Скульптор выезжал на Украину, много рисовал с натуры, изучал местные типы, собирал материал для барельефов памятника, запечатлевших знакомых каждому гоголевских персонажей из Миргорода и Вечеров на хуторе близ Диканьки, из Мертвых душ и Ревизора. Поэтому памятник великому писателю на Суворовском бульваре непременно останавливает внимание прохожих — так ярко и верно изображение. Образ Гоголя правдив и поэтичен. Никаких преувеличений и деформаций. Поза, движение, мимика просты и естественны. Форма воплощения образа монолитна, силуэт ее выразителен.
В 1910 г. был сооружен памятник доктору Ф. П. Гаазу как дар Андреева городу Москве. Скромный скульптурный бюст с надписью на пьедестале: Спешите делать добро — напоминал о деяниях врачагуманиста, помогавшего людям в бедах и болезнях. Андреев работал над рельефами для гостиницы Метрополь и фасада Третьяковской галереи. Значительное место в творчестве скульптора занимают статуэтки, в которых он обращается к традиции народной игрушки, яркой по цвету и лаконичной по форме. Среди произведений этой серии особенно выделяется Панька (1912—1913). Девушка сидит на земле. На голове — венок из васильков. Подтянув колени к груди, она мечтательно смотрит вдаль. Андреева связывала тесная дружба с руководителями и артистами Московского Художественного театра. Он работал над оформлением постановок, делал шутливые панно, карикатурные куклы и т. д. Темой всего послеоктябрьского творчества Андреева стала Лениниана — серия скульптурных и графических портретов В. И. Ленина. Словом, творческое наследие Николая Андреевича Андреева велико, и оно продолжает служить людям.