Английское чаепитие

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3 1. Исторические традиции английского чаепития 4 2. Чайные традиции в Англии в XIX веке 9 3. Чайные традиции в Англии на современном этапе 13

Содержание

[1] .

Восемнадцатый век развил и закрепил традиции чаепития в Англии, начало которым было положено в XVII веке, и которые в последующем времени приняли форму устойчивого и неизменного ритуала. Наш соотечественник Н.М. Карамзин, посетивший страну в 1790 году, писал об английском чаепитии как о чем-то само собой разумеющем­ся и сложившемся, хорошо известном и в далекой России.

В конце XVIII века некоторые ари­стократические дома, а также сам король Георг III с семейством начали пропаганду чая. Существовали и свои, впоследствии ушедшие, знаки и символы. Так, большую роль играли чайные ложечки - на некоторых из них стояли номера, чтобы хозяйка не перепутала, кому она наливает добавку. Положенная поперек чашки ложка означала конец чаепития. Ходило множество анекдотов, прежде всего о приезжих французах, которые, будучи незнакомыми с английской традицией, вынуждены были выпивать по 13 чашек чая, не догадываясь о том, что остановить угощение можно, положив нужным образом ложку[2] .

Чайный ритуал требовал и специального оборудования для хранения, приготовления и приема напитка Чайные комнаты в больших поме­стьях, чайные домики в парках, чайная мебель, чайные сервизы, чайные дамские туалеты — чайная атрибутика заполонила страну.

Англичане к этому моменту уже давно приобрели вкус к предметам обихода из далеких стран. По мере расширения и укрепления англий­ского влияния в мире в английском обществе все прочнее приживалась различная, прежде всего восточная, экзотика. Коллекции восточных редкостей становились модными среди аристократии. Устраивались восточные комнаты, уголки, кабинеты, основу которых составляли привезенные с Востока мебель, украшения, ткани и посуда.

Изначально чайная посуда прибывала вместе с чаем из Китая. Спрос на нее был огромен. Чай пили из крошечных китайских чашек и таких же блюдечек, наливая из маленького китайского чайника. По мере развития торговли китайцы стали изготавливать специальную посу­ду для европейцев, прежде всего англичан, - большего размера и с ручками. Можно было даже заказать рисунок, например, фа­мильный герб.

Английские «умельцы» очень рано научились подделывать керамиче­ские изделия под китайский стиль. В стране открывались фабрики, вы­пускавшие чайную посуду. Одновременно с этим в Европе не прекра­щались попытки открыть секрет китайского фарфора. В 1708 году в этом преуспел немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бегтгер, тщетно пытавшийся изготовить золото, но оказавшийся более лов­ким в вопросе фарфора. С этого момента фарфоровые фабрики рас­пространились по Европе - Мейсенская мануфактура под Дрезденом в 1710 году. Севрская - во Франции в 1738-м и многие другие.

Изначально европейские художники копировали китайские и япон­ские сюжеты на своих фарфоровых изделиях, воспроизводя тради­ционные рисунки и цветовые сочетания. Изделия китайцев были одно-или двухцветные. Особой популярностью в Европе пользовалась си­не-белая посуда. Интересно, что до сих пор некоторые традиционные и очень распространенные английские сервизы сохраняют и первона­чальный цвет, и рисунок. Много позже входит в моду европейский рисунок, пришедший в Ан­глию с континента и распространившийся здесь[3] .

Так чай стал мощным фактором развития предпринимательства в от­дельных сферах экономики страны, например в развитии гончарного дела.

Чай повлиял не только на развитие английской промышленности, но и на уклад, порядок и ритм жизни. Теперь на завтрак всегда пили чай, который полностью вытеснил традиционный до этого времени эль (на­до отметить, что эль в то время был значительно слабее и чище совре­менного пива, но все равно его утреннее потребление вызывало озабо­ченность у медиков и различных общественных деятелей). Его пили по­сле обеда, а в бедных семьях он нередко являлся теперь основой глав­ной вечерней пищи. Людям состоятельным «чайный» полдник позволял перенести обед на более позднее время.

В этот же период окончательно сложился порядок званых приемов: совместный обед, после которого дамы удаляются пить чай, а мужчи­ны остаются за чистым столом, уставленным бутылками. Заключи­тельным аккордом все собираются вместе за чашкой чая. Этот поря­док, остававшийся неизменным в английском обществе на протяже­нии нескольких эпох, не слишком нравился приезжим иностранцам, находившим его скучным и однообразным. Разнообразные карикату­ры, прежде всего, французского происхождения, изображают развяз­ных пьяных англичан за бутылкой и их дам, чинно и уныло попиваю­щих чай в соседней комнате.

Чай пили в самых различных ситуациях: не только традиционно по­сле обеда, на завтрак и во время приемов, но и в перерыве между работой, во время лечения на водах, в дороге во вре­мя путешествия, перед сном, сразу после сна, в детс-

кой, и т.д.

В XVIII веке все большее распространение в обществе получают чай­ные, вытесняющие постепенно кофейни с английских улиц. Атмосфера в них совершенно другая, прежде всего благодаря тому, что здесь цар­ствуют женщины. В то время было не так много мест, куда женщина из приличного общества могла пойти, чтобы посидеть, перекусить, пооб­щаться со знакомыми. К тому же в чайные можно было зайти всей се­мьей, во время путешествий или поездок в Лондон по магазинам.

Еще большей в разных слоях общества популярностью поль­зовались появившиеся в начале XVIII века «чайные са­ды», так как они объединяли две все нараставшие националь­ные страсти. В таких садах прогуливались, дышали свежим воздухом, любовались цветами и аккуратно рассаженными растениями, пили чай с булочками и сэндвичами. Здесь устраивали концерты, слушали музы­ку, проводили литературные вечера. Это были общественные места, ку­да могла выйти вся семья: женщины, мужчины, дети, — что было очень важно для такой страны, как Англия, в которой женщины играли боль­шую роль в жизни общества и важное место занимала семья.

Чаепития стали важной частью входивших все больше в моду англий­ских водных курортов. Главной целью подобного рода сборищ было «себя показать и людей посмотреть», подобрать хорошего жениха доче­ри, завести нужные связи в обществе, просто развлечься после деревен­ской скуки. Помимо приема вод, в которых нуждались далеко не все, и знаменитых балов, ради которых и съезжались в подобные места, чае­питие было очень правильным и благопристойным времяпрепровожде­нием. Оно требовало большого количества свободного времени, кото­рого у посетителей вод было в избытке, что позволяло находиться в об­щественном месте довольно длительное время.

Чайные сады постепенно закрылись в первой половине XIX века. Но традиция продолжала жить, например, в парках богатых людей, где ле­том были приняты чаепития на лоне природы. А чтобы не лишать себя удовольствия и в другие сезоны, многие строили чайные беседки и да­же домики. И сегодня высшая степень английского счастья — это чай в саду. Когда эти две страсти сливаются в одну, на земле (английской) временно воцаряются мир и покой. Большинство открытых для публи­ки усадебных парков и садов имеет непременную чайную, что обяза­тельно указывается во всех справочниках и является непременным ат­рибутом подобного рода музеев. Столики расставлены прямо в саду, на зеленых лужайках, под вьющимися кустарниками или рядом с клумбами, так что в сезон цветения все вокруг благоухает. И ни внезапно на­чавшийся дождь, ни снег, ни ураган не могут испортить радости посети­телям, выпивающим свою традиционную чашку чая с молоком в этом райском окружении.

Значение чая в Англии росло год от года. Теперь он стал не просто коммерческим продуктом, приносившим большие доходы, но и факто­ром экономической, культурной, общественной и даже политической жизни страны. Один из современных английских авторов даже полага­ет и доказывает, что процветание страны было связано именно с вне­дрением чая. Бурное развитие капитализма, индустриальная револю­ция, неудержимый рост имперских владений, укрепление военной и по­литической мощи — все это, по его мнению, в своей основе имеет чай, открывший стране новые возможности.

2. Чайные традиции в Англии в XIX веке

В XIX веке чайные традиции в Англии приняли формы незыблемых за­конов. Теперь это уже не просто и не только чашка горячего напитка, это еще и культура питания и поведения. Послеполуденный чай (afternoontea), пятичасовой чай (знаменитый «файф-о-клок» - five-o-clock), чай на двоих (tea-for-two), «большой чай» (hightea) - все это очень важные общественные действа, часть английской истории и культуры. Для того чтобы что-нибудь не перепутать и не ошибиться, ритуалы закрепляются в книгах хороших манер, число которых неуклонно растет и пользуется неизменным спросом на протяжении всего девятнадцатого столетия[4] .

Согласно этим «законодательным» документам, чай разливает соб­ственноручно хозяйка дома, чашки и угощения раздает джентльмен, если таковой присутствует в компании, или юные девушки. Книги пре­дусматривают самые разные возможные ситуации и положения. Например, в холодную погоду чай рекомендуется серви­ровать около горящего камина, в теплую — в саду. Перчатки во время еды можно не снимать. Бутерброды, если масло не выступает, тоже бе­рут руками в перчатках, но многие боятся испачкаться и пьют чай пу­стой, что, по мнению докторов, очень вредно для здоровья. Поэтому так незаменимы в этом случае сухие бисквиты. Юные девушки, уже взро­слые для нахождения в детской, но слишком юные для участия в общем разговоре, могут занимать себя сервировкой стола или жареньем то­стов в камине специальной вилкой — автор книги совершенно уверена, что это вызовет много радости и смеха.

Еще больше внимания уделяется разговору во время чаепития. Здесь законы и правила так же незыблемы, как и в вопросах сервировки. Бе­седа - ключевая составляющая английской «чайной церемонии», и ее никак нельзя было пускать на самотек. Особые рекомендации даются хозяйкам на те случаи, если беседа пойдет в ненужном, слишком легкомысленном направлении. Интересно, что один из авто­ров книги об этикете рекомендует даже составить своеобразные «ме­ню для беседы» и разложить их около тарелок гостей. Это позволит поддержать правильный разговор в случае затянувшейся паузы. Сегод­ня все это кажется смешным и наивным, но главное - за этим скры­вается важнейшая функция чая, как части общественной жизни, непре­менной составляющей общения.

Считается, что традиция пить послеполуденный чай в пять часов рас­пространилась в середине ХIX века в высшем английском обществе в связи с тем, что обеды, раньше приходившиеся на дневное время, по ме­ре развития и усложнения светских ритуалов все больше отодвигались на вечернее время. Теперь было необходимо перекусывать между лан­чем и обедом. Честь по внедрению подобных чайных перекусов леген­да приписывают Анне, седьмой герцогине Бедфордской, которая якобы первая придумала таким образом утолять голод свой и своих гостей в ожидании обеда. Это был не просто чай, к нему подавали булочки, сэн­двичи, холодное мясо, свежие ягоды со сливками, кексы, пирожные.

Постепенно из необходимости послеполуденный чай в пять часов пе­рерос в целое искусство. Церемония предполагала не только опреде­ленное поведение и разговоры, но и антураж. Все должно было быть гармонично — чайная мебель, скатерти и салфетки, цветы в вазе, посу­да и даже, в идеале, закуски. Вот как выглядел модный в XIX веке сливочно-абрикосовый чай. На столе расстилалась скатерть сливочного цвета, расшитая шелком соответственно абрикосового цвета, и подходя­щие салфетки. В центр стола ставились цветы сливочного или абрико­сового оттенка, например бегония. Рекомендовалось также расставить стаканы с плавающими в них абрикосовыми цветками. Чайный сервиз должен быть либо подходящего цветового сочетания, либо просто глад­кого сливочного цвета. Вся еда, находящаяся на столе, должна была со­ответствовать заданной цветовой гамме. Рекомендовались следующие фрукты: абрикосы, белая малина, очищенные бананы и апельсины, по­сыпанные сахаром, дыня абрикосового цвета, а также, естественно, густые жирные сливки. Булочки, печенья, варенья и даже начинка для сэндвичей должны были быть также подобраны по цвету. Не чай, а про­сто произведение искусства. Интересно, что любовь к красивой посуде сохранилась и в современной Англии: чай, который вам подадут не только в чайной, но и в любой гостинице, будет, как правило, очень гар­монично сервирован множеством подходящих по цвету предметов, ва­зочкой с цветочком и т.п.

Близко к послеполуденному чаю в пять часов и понятие «большого» чая (hightea), нередко их используют как синонимы. Но «большой» чай - это чаще всего ранний ужин, особенно в бедных семьях, когда подоб­ное чаепитие устраивалось после возвращения мужчин с работы. По­клонники чая считают, что это было очень полезно и положительно сказалось на здоровье английского рабочего класса, так как та еда, ко­торую раньше ели всухомятку или с пивом, теперь запивалась горячим полезным чаем.

В ХIХ веке уже никто не сомневался в полезном воздействии чая на организм человека. Главным его свойством теперь считался бодрящий и оживляющий организм эффект[5] .

Пишут о том, что чай преобразовал Англию, как до этого Ки­тай и Японию. Чай, считают некоторые исследователи, несет с собой спокойствие, любовь к порядку и семейным устоям. Англичане, желез­ной рукой правившие половиной мира в XIX веке, мало подходят под этот идеальный образ. Может быть, дело все-таки в том, что народы, обладающие определенными национальными особенностями, выбира­ют чай, а не чай формирует их характер?

Настоящий переворот, своего рода чайная революция, произошел в XIX веке в вопросах производства и продажи чая. До этого времени, несмотря на все более широкое распространение, чай оставался про­дуктом довольно дорогим.

В середине XIX века чайные плантации возникали од­на за другой, фермеры-добровольцы отправлялись в индийские джун­гли, жили в труднейших условиях, умирали от незнакомых болезней, но дикий индийский чай был приручен и вскоре появился на лондонских рынках и вытеснил китайский. Это был свой, английский (Индия была частью Британской империи, а, следовательно, своей территорией) чай, который немедленно завоевал сердца патриотически настроенных ан­гличан. К тому же он был гораздо дешевле китайского.

Вытеснил китайский чай, также принадлежащий Британской империи остров Цейлон, где с 1860-х годов посаженные индийские сорта стали приносить неслыханные урожаи. С этого момента чай стал массовым напитком Англии, а Англия превратилась в величайшую чайную держа­ву, диктовавшую моду на этот напиток всему миру.

3. Чайные традиции в Англии на современном этапе

Сегодня чай в Англии по-прежнему пьют все и повсеместно.

Сегодня англичане предпочитают индийский черный чай всем осталь­ным сортам. И это несмотря на то, что общепризнанным является тот факт, что индийский чай значительно уступает китайскому в качестве. Он продается всегда в измельченном виде, с добавлением низкока­чественной досыпки и пыли. Причины его популярности самые разные. Конечно, сказывается многолетняя привычка считать индийский чай своим, а свое, как известно, всегда вкуснее. К тому же индийский чаи быстро заваривается, дает насыщенный цвет и терпковатый вкус. Его хорошо пить с молоком и сахаром, то есть как раз так, как любят англи­чане. Особняком стоит индийский чай Дарджелинг из посаженных ки­тайских чайных растений, менее урожайный, растущий высоко в горах. Его называют «шампанским среди чаев», подчеркивая тем, видимо, его изысканность и тонкий вкус. Много чая завозят и из африканских стран, прежде всего Кении, а также из Шри Ланки (бывший Цейлон)[6] .

Китайский чай по своим вкусовым качествам продолжает оставать­ся вне конкуренции. Пьют его ценители и знатоки, сегодня он все боль­ше вновь входит в моду. Некоторые магазины, например Фортнум и Мэйсон, стали выпускать в продажу специальные серии «Редкие чаи» или «Эксклюзивные чаи», сырье для которых выращивают, как и преж­де, на маленьких китайских фермах и обрабатывают традиционными способами.

Сегодня принято говорить о том, что царство чая к Англии подошло к концу. Ссылаются при этом на снижение качества чая, на массовое предпочтение пакетиков настоящей заварке, на популярность кофе, особенно среди молодежи.

Качество чая упало во всем мире, и перелом наступил в тот момент, когда количество произ­водимого продукта стало массовым. Массовое производство практиче­ски всегда сопровождается снижением качества. Пакетики удобны и практичны, что очень важно для современного человека. Но ведь зна­чение и особенности чайной культуры в Англии совсем не в качестве продукта. Оно всегда было разным, вспомним хотя бы осиновые и бе­резовые листья, подкрашенные медным купоросом, которые добавля­ли в дешевый чай в XVIII веке. Дорогой и качественный чай всегда был достоянием только состоятельных людей.

Главное же сохранилось. Чаепитие, как и прежде, представляет со­бой определенное действо. По-прежнему живы важнейшие принципы чаепития: чай надо пить с молоком, лучше всего из фарфоровой чашки, обстановка чаепития важнее состава содержания, то есть качества еды и чая, наконец, чай не терпит спешки и очень любит дружескую беседу. Не случайно автор одной из книг по культуре Англии назвала послепо­луденный чай «антитезой фаст-фуда».

Сохраняются и чувства, испытываемые к этому напитку. После рабо­ты, долгой дороги, утомительной экскурсии или похода по магазинам англичане выпивают оживляющую- (reviving) или «освежающую» (re­freshing) , в зависимости от степени усталости, чашку чая. Обнаружив в чайной настоящую заварку в чайнике, они восклицают: «О, это так не­типично!» И сияют от радости. В Англии, даже в самом дешевом заве­дении, вам никогда не подадут чай в бумажном стаканчике, это просто кощунство (единственное исключение, если вы берет чай «на вынос»). Многое сегодня делается и для возрождения старых традиций.

Чайные за последние несколько лет вновь, как когда-то, распростра­нились по провинции с неимоверной скоростью.

Сегодня даже в Лондоне сохранились свои чайные традиции, хотя и, вполне в духе этого места, в очень светском и дорогом виде. Шикар­ные отели, которые обыватель может увидеть в обычной жизни толь­ко в кинофильмах про аристократическую жизнь, предлагают сегодня всем желающим послеполуденный чай. Это целое действо, событие, к которому надо заранее готовиться, во многих местах заказывать задол­го столик и приходить только очень строго одетыми, что предполагает пиджак и галстук у мужчин. Каждое место предлагает свою обстанов­ку — от уютно-классической, с мягкими диванами, камином и свеча­ми, до стиля модерн с танцами. Во многих местах играют пианисты, и мягкая спокойная музыка сопровождается легким звоном ложечек в изысканных чашках.

Самым известным является чай в отеле Риц. Рекламный буклет рекомендует заказывать места не меньше чем за шесть недель, а о популярности места свидетельствует тот факт, что послеполуден­ный чаи здесь подают три раза в день. Одеваться надо прилично, джин­сы категорически неприемлемы, что особо подчеркивается при входе. Приходят сюда, прежде всего, туристы, стремящиеся прикос­нуться к настоящей английской жизни, а также и сами англичане, отме­чающие какое-нибудь важное событие.

Приведем меню подобного «чая» в отеле Риц, чтобы дать примерное пред­ставление о том, что вкладывается в это понятие. Сэндвичи: с копченым лососем, с жареной индейкой, со сливочным сыром и диким луком, с яйцом с горчичным соусом, с огурцом, с вареным лососем с зеленью, с ростбифом с чесноком; свежеиспеченные булочки с домашним клубничным джемом и взбитыми сливками; фирменные пирожные и кексы; чай. Все это подается на очень красивом тонком фарфоре. Сто­имость - 29 фунтов с человека, что очень дорого для обычного тури­ста, но голодным вы, как видно из меню, не уйдете. Меню варьируется от места к месту, везде есть свои особенности, но в целом выбор при­мерно одинаков и цены довольно высоки везде. За прикосновение к культурным ценностям надо хорошо платить.

На юго-западе Англии традиционными являются, так называемые, creamteas (буквально «сливочный чай»), сегодня ставшие своеобраз­ным символом туристического бизнеса и распространившиеся по всей стране. В состав «сливочного чая» обычно входят горячие булочки, сливки, пригото­вленные особым способом, так что по консистенции они скорее похо­жи на масло и хорошо мажутся, а также джем, часто двух видов, напри­мер клубничный и сливовый. Ну и, конечно, чайник с чаем по выбору гостя. В последнее время англичане стали увлекаться травяными чая­ми, но все-таки, лидирует пока обычный черный.

Наконец, только в Англии повсеместно распространены чайные на­боры в каждом гостиничном номере. Даже в самой дешевой провинциальной гостинице, где не будет эле­ментарного мыла и один общий туа­лет на весь коридор, непременно по­ставят хотя бы самый простой чайник с принадлежностями

Заключение

На основе проведенного анализа сделаем выводы по работе.

Восемнадцатый век развил и закрепил традиции чаепития в Англии, начало которым было положено в XVII веке, и которые в последующем времени приняли форму устойчивого и неизменного ритуала. Именно Англии суждено было на несколько веков стать законода­тельницей чайной моды и хранительницей чайной традиции, именно здесь чай стал частью не только быта, но и культуры в самом широком значении, повлиял на традиции, искусство, нравы, а возможно, и на ха­рактер народа.

Значение чая в Англии росло год от года. Теперь он стал не просто коммерческим продуктом, приносившим большие доходы, но и факто­ром экономической, культурной, общественной и даже политической жизни страны. В XIX веке чайные традиции в Англии приняли формы незыблемых за­конов. Теперь это уже не просто и не только чашка горячего напитка, это еще и культура питания и поведения.

Послеполуденный чай (afternoontea), пятичасовой чай (знаменитый «файф-о-клок» - five-o-clock), чай на двоих (tea-for-two), «большой чай» (hightea) - все это очень важные общественные действа, часть английской истории и культуры. Для того чтобы что-нибудь не перепутать и не ошибиться, ритуалы закрепляются в книгах хороших манер.

Еще больше внимания уделяется разговору во время чаепития.

Постепенно из необходимости послеполуденный чай в пять часов пе­рерос в целое искусство. Церемония предполагала не только опреде­ленное поведение и разговоры, но и антураж. Все должно было быть гармонично — чайная мебель, скатерти и салфетки, цветы в вазе, посу­да и даже, в идеале, закуски.

С 1860-х годов посаженные индийские сорта в колониях Англии стали приносить неслыханные урожаи, и с этого момента чай стал массовым напитком Англии, а Англия превратилась в величайшую чайную держа­ву, диктовавшую моду на этот напиток всему миру.

В XIX веке многое делается и для возрождения старых традиций. Чайные за последние несколько лет вновь, как когда-то, распростра­нились по провинции с неимоверной скоростью. Сегодня даже в Лондоне сохранились свои чайные традиции, хотя и, вполне в духе этого места, в очень светском и дорогом виде. Шикар­ные отели, которые обыватель может увидеть в обычной жизни толь­ко в кинофильмах про аристократическую жизнь, предлагают сегодня всем желающим послеполуденный чай.

На юго-западе Англии традиционными являются, так называемые, creamteas (буквально «сливочный чай»), сегодня ставшие своеобраз­ным символом туристического бизнеса и распространившиеся по всей стране.

Список литературы

1. Бажанова В.А. Национальные формы этикета. М-во образования РФ, Казанский гос.техн.университет. им.Туполева- Казань, 2005- 86 с.

2. Кибанов В.И., Захаров М.В.Этика деловых отношений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 456 с.

3. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности Менеджмент. 2-е изд., с изм. и доп. — М: Издательство НОРМА (НОРМА—ИНФРА - М), 2001. — 528 с.

4. Павловская А.В. Англия и англичане. — М.: Издательство Московского университета; Триада, ЛТД, 2004. — 264 с.

5. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. Учебное пособие / Под ред. Печенова О. - М.: ФАИР, 2001. -400с.


[1] Бажанова В.А. Национальные формы этикета. М-во образования РФ, Казанский гос.техн.университет. им.Туполева- Казань, 2005-С.23.

[2] Павловская А.В. Англия и англичане. — М.: Издательство Московского университета; Триада, ЛТД, 2004-С.121.

[3] Павловская А.В. Англия и англичане. — М.: Издательство Московского университета; Триада, ЛТД, 2004-С.122.

[4] Павловская А.В. Англия и англичане. — М.: Издательство Московского университета; Триада, ЛТД, 2004-С.132.

[5] Павловская А.В. Англия и англичане. — М.: Издательство Московского университета; Триада, ЛТД, 2004-С.133.

[6] Павловская А.В. Англия и англичане. — М.: Издательство Московского университета; Триада, ЛТД, 2004-С.134.

Скачать архив с текстом документа