Античная культура
СОДЕРЖАНИЕ: Культура Древней Греции: Крито-микенский период и Темные века, архаика, классика, эпоха эллинизма. Древний Рим: этрусский и царский периоды, Республика, Империя. Влияние христианства и роль античных государств в становлении европейской цивилизации.Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
Кафедра философии, истории и права
«Античная культура»
Выполнил: Студент 1 курса
Специальность: финансы
и кредит (день)
Решетняк Т.И.
08ФФБ02407
Проверил: Шумилов А.И.
Омск - 2008
План:
1. Культура Древней Греции
2. Культура Древнего Рима
3. Влияние христианства на мировую культуру
Культура Древней Греции
Древне-греческую историю специалисты делят на несколько условных периодов:
1. Крито-микенский период и Темные века (3000 -1100 гг. до н.э. – 1100 – 800 гг. до н.э.);
2. Период архаики – 800 – 500 гг. до н.э.;
3. Классический период (500 – 336 гг. до н.э.);
4. Эпоха эллинизма (336 – 30 гг. до н.э.).
Крито–микенская культура
Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и город Микены в материковой Греции. Время возникновения критской культуры - рубеж III – II тыс. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В результате археологических раскопок, первым был открыт Дворец Миноса. Именно он был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре. Дворцы Крита были действительно похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, «игры с быками». Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.
Микенская (ахейская) культура сформировалась около 1700г. до н.э. Наиболее ранний памятник этой культуры - шахтные гробницы в Микенах, вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски. Основными центрами культуры были дворцы. В отличие от критских почти все ахейские дворцы укреплены, их мощные стены сооружены из огромных каменных глыб без всякого связующего материала. Дворцы были украшены фресками со сценами войны и охоты. Позже на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы – толос (купольная гробница). Самый большой из них – гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. До н.э. Крит, переняли письменность (линейное слоговое письмо) и приспособили его для передачи своего языка.
К 1100г. до н.э. крито–микенская цивилизация исчезла совсем. Искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100 – 800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками.
Культура периода архаики
В это время проходила Великая колонизация – освоение греками побережий Черного, Средиземного и Мраморного морей. Греки многому научились у других народов: чеканке монет, алфавитному письму. В период архаики происходит формирование античного полиса – города-государства (Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы). Важными центрами экономических, политических и культурных связей между полисами становятся обще-греческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога – покровителя. Важным фактором культурного развития Греции были игры (Олимпийские, Пифийские). Наиболее развитой областью Греции была Иония, именно там возникла первая философская система – натурфилософия. Пифагор и его последователи верили в родство душ, внесли значительный вклад в развитие математики и астрономии. Литературное творчество издавна существовало в Греции в устной форме: эпос, трудовые песни, басни и пр., что подготовило появление поэм «Илиада» и «Одиссея» (о Троянской войне), написанных Гомером , а так же поэмы «Теогония» (о происхождении богов), которую написал Гесиод . К VI в. относится возникновение греческого театра – сцена под открытым небом, окруженная с трех сторон зрительскими местами, поднимавшимися ступенями кверху. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры – обнаженного юноши (куроса) и задрапированной женщины (коры). Главными элементами градостроительной структуры были акрополь (святилище) и агора (торговый центр). Центральное место в застройке городов занимали храмы, снаружи их украшали рельефами, внутри ставились статуи божества, которому посвящен храм. Греческая керамика эпохи архаики поражает богатством и разнообразием форм, красотой живописного оформления (коринфские и краснофигурные вазы). В 621г. до н.э. был создан первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической.
Культура в классический период (период расцвета).
В классический период науке и искусству придавали серьезное значение. Первым ввел в науку понятие атомов Демокрит . Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ . Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному и его лечению – вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он – автор текста кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»). В литературе основными жанрами стали трагедия и комедия. Активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота «отцом истории». Он написал «Историю» сюжетом, которой были греко-персидские войны. Главной задачей искусства было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил. Расцвета достигает реалистическая скульптура из мрамора и бронзы. В лицах статуй начинают отражаться чувства и внутренний мир. Среди греческих живописцев следует отметить Полиглота и Аполлодора . Основной памятник живописи этого периода – вазовая роспись. Основным типом здания по-прежнему оставался храм. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Платон и Аристотель оказали громадное влияние на развитие философии, а также христианской теологии.
Культура эпохи эллинизма
Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского, подчинившего себе Грецию. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры. Архимед создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву , открыл гидравлический закон, стал основоположником теоретической механики. Успешно развивалось естествознание, особенно медицина. В ряде городов создаются библиотеки. Развивается новая отрасль знания – филология (грамматика, критика текста, литературная критика т.п.). Эпоха эллинизма принесла в религию ряд новых явлений. Это культ монархов – обожествление личности царя. Царствующие монархи и их жены признавались богами, в их честь воздвигались храмы. Другая характерная черта эллинистической религии – культ судьбы, она приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным является синкретизм – смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений. Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап – изучение языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики. Строительство новых городов, а также перепланировка старых осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани и т.д. В столицах воздвигаются дворцовые постройки. Широко используются мозаичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях. Стены украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи.
2. Культура Древнего Рима
Историю Древнего Рима можно разделить на следующие периоды:
1.Царский период (753 – 510гг. до н.э.);
2.Период Республики (510 – 31гг. до н.э.);
3.Период Империи (31г. до н.э. – 476г. н.э.).
Эллинистические государства, возникшие в IX в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II – I вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии.
Этрусская культура
В начале I тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки – на юге, финикийцы – на острове Сицилия. Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. Этруски создали федерацию городов – государств. Каменные стены и здания с купольным сводом, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированным по странам света. Многочисленные памятники культуры этрусков – гробницы, украшенные многоцветными росписями со сценами повседневной жизни и религиозными мотивами. Этруски освоили искусство обработки камня, металла, терракоты. Высокого уровня достигала и керамика – это «зачерненные» при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла. Для изобразительного искусства характерен реализм – стремление передать наиболее существенные черты человека. Пантеон богов в основном соответствовал греческому. Жрецы проводили особые ритуалы гадания: по печени приносящихся в жертву животных, полету птиц, по направлению удара молнии и т.д. Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII – VI вв. до н.э.).
Культура Рима в царский период
Начало римской истории по традиции относят к 753г. до н.э. – времени основания города Рима. Город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры. Религия была анимистической – признавала существование возможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшееся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема – основателей города. Первый в Риме храм – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами.
Культура Рима в период республики
Этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н.э. – восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи (бритье бороды, короткая стрижка волос). Происходит замена старого этрусского алфавита греческим. Вводится медная монета по греческому образцу. Возникло ораторское искусство. Римские боги отождествляются с греческими, в богах римляне персонифицировали природные и общественные явления. Первыми произведениями на латыни были переводы с греческого. Среди многих поэтов того времени особое место занимают Лукреций и Катулл . Наиболее выдающимися писателями, мастерами прозы были Варрон и Цицерон . Римская историография служила, прежде всего, целям политической пропаганды, разъяснению и оправданию внешней и внутренней политики Рима. Римская архитектура испытала сильное влияние этрусской и особенно греческой культур. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд. Широко применялись арки, своды и купола, наряду с колоннами использовались столбы и пилястры. Начинают широко применять бетон. Появляются новые типы зданий: базилики, амфитеатры, цирки, термы. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Происходит активное возведение акведуков, мостов. Большое развитие получила юриспруденция – наука о праве.
Культура Рима в период Империи
Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Для религии характерно установление новых культов – почитание императоров, объявляющихся после смерти божественными. Больших успехов добилась медицина, врач Гален производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей. Два самых известных римских архитектурных памятника того времени: Колизей (самый большой амфитеатр античного мира) и Пантеон (храм во имя всех богов). Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных улиц украшались росписью или мозаикой. Особое распространение получила портретная скульптура. В конце II в. н.э. в Римской империи начинается кризис, который в конце III в. охватывает все государство. Характерные признаки кризиса античной культуры – низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. В это время изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату – неограниченной монархии, лишенной всяких республиканских примет. В 395г. Империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Восточная Римская империя существовала до 1453г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности.
3. Влияние христианства на мировую культуру
Христианство зародилось в I в. н.э. на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи ожидания мессии – спасителя. В своем дальнейшем развитии оно воспринимает элементы восточных религий и культов, эллинистической философии и социальных утопий. В центре христианской системы находилось убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. Образ мессии Христа первоначально упоминался в самой общей форме и лишь несколько позже появились жизнеописания основоположника новой религии - евангелия.
Рим всегда был открыт новым богам: в римский пантеон легко включались боги Греции и покоренных стран Востока. Но христианство было своего рода потрясением духовных основ жизни Рима. Христианство принесло принципиально новые идеалы, иные нормы поведения. Оно проложило четкую грань между миром небесным, воплощающим высшую справедливость, и земным. Христианство ориентировало человека на самосовершенствование и переустройство земной жизни в соответствии с божественным идеалом. Оно обращалось к любому человеку, независимо от его социального положения или национальности, открывая перед ним огромные возможности. Осознание несовершенства мира порождало отчуждение от государства. В первый период своего существования христианство вызывало лишь подозрение и неприязненное отношение со стороны имперских властей, в середине III в. оно было запрещено, начались преследования христиан по всей Римской империи. Христианство, охватившее вначале низы общества, несмотря на преследования, постепенно завоевывало популярность в боле широких кругах, порождая духовный раскол. Наконец, в 313г., в эпоху правления императора Константина, христианство было признано как одна из государственных религий империи.
Начался разгром языческих храмов, на время были запрещены Олимпийские игры. Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. Началось строительство христианских храмов – базилик. Существовали различные формы базилик, одной из них была крестообразная. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались культовые здания центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Новые художественные черты яснее всего выступают в христианской живописи и росписях римских катакомб (подземные помещения искусственного или естественного происхождения, использовавшиеся для погребения христиан и иудеев). Христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывала основы средневековой схоластики и богословия. Выдающиеся поэты того времени – Авзоний и Клавдиан и знаменитый историк – Аммиан Марцелин .
После того как христианство в 313г. было признано государственной религией, церковь перестала быть только духовной общиной, объединяющей собратьев по вере. В ту эпоху, когда Римская империя стояла на краю гибели, начался процесс превращения церкви в политическую силу, «государство в государстве». Церковь получала в дар от императоров и римской знати земельные владения; оформлялась ее внутренняя организация.
После распада Римской империи на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (Византийская империя), в Византии в коне IV в. христианство также было признано государственной религией.
В IV-V вв. начались расхождения между западной (католической ) и восточной (православной ) церквями. С течением времени они возрастали, сопровождаясь борьбой между папой римским и константинопольским патриархом во имя политического и религиозного первенства за сферы влияния.
По мере того как росли разногласия в догматике и обрядах западной и восточной церквей, Рим превращался в центр западного христианства. Римские епископы присвоили себе право называться папами, т.е. главами церкви. В результате несколько позже, в VIII в., образовалось Папское государство. Экономическая мощь церкви возрастала. Она представляла собой гораздо большую силу, чем молодая, только зарождающаяся государственность. Светская власть использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Церковь, видя в государстве свою опору, тем не менее претендовало на политическое лидерство. Светская власть стремилась подчинить себе папство. В X в. началась борьба за «очищение», за освобождение от влияния государственной власти. Одерживая победы в политической жизни, церковь теряла свой духовный авторитет. Догматы церкви оспаривались еретиками, которые считали земной мир творением не Бога, а дьявола, обителью зла. Отрицая его ценность, еретики отвергали установления общества, государства и церкви, призывали к духовному совершенствованию и полному преодолению плотских желаний. В XII-XIII вв. ереси достигли такого размаха, охватив низы, и верхи общества, что церковь учредила инквизиционные суды – священные трибуналы, подчиненные папе римскому. Политическое могущество церкви было не слишком долгим. В XIV в. ослабление папства довершилось великой схизмой. Католическая и православная церкви превратились в два независимых и даже враждебных ответвления христианства. Произошел раскол, который на многие века предопределил отъединенность от западного христианства не только самой Византии, но и ее религиозной преемницы – России.
Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.
Список литературы:
1. Культурология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 319с.
2. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496с.
3. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И.Уколовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 200. – 512с.