Антиинфляционная политика государства 10
СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ кафедра мировой экономики АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра мировой экономики
АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки заочного отделения
группа №100853
Тишиной З.М.
Научный руководитель:
Логвиненко Е.А.
Белгород, 2009
План:
Введение.
1. Основные понятия инфляции…………………………………………….5
1.1 Сущность и причины инфляции……………………………………..5
1.2 Виды инфляции…………………………………………………….…7
1.3 Последствия инфляции………………………………………………10
2. Антиинфляционная политика государства и ее эффективность………12
2.1 Цели и задачи антиинфляционной политики……………………….12
2.2 Инструменты борьбы с инфляцией………………………………….15
2.3 Политика цен и доходов как метод борьбы с инфляцией………….17
3. Анализ антиинфляционной политики в России………………………...19
3.1 История развития и регулирования российской инфляции………..19
3.2 Эффективность российской антиинфляционной политики………..25
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Понятие «инфляция» неотделимо от понятия «деньги». В современном рыночном хозяйстве жизнь отдельных людей и человечества в целом в еще большей степени зависит от денег, чем в древности, средневековье или в период капитализма и свободной конкуренции. Именно деньги противостоят миру товаров и услуг, а соответствие между денежными и товарными мирами является одной из характеристик благополучия общества – состояние динамического макроэкономического равновесия. Как и сами деньги, процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен.
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX века не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать,— циклическим кризисам. Очень остра сегодня проблема инфляции для России.
Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия этого процесса. Для того чтобы понять, что делает государство, чтобы регулировать этот процесс, какие меры ему еще надо принимать, необходимо разобраться в самом понятии инфляции и причинах возникновения.
Инфляция является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть стратегию и тактику инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
1. Основные понятия инфляции.
1.1 Сущность и причины инфляции.
Инфляция – это долговременный процесс снижения покупательской способности денег. Различают открытую и скрытую (подавленную) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, скрытая – в усилении товарного дефицита. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией . Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию , при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается. Некоторые экономисты считают, что инфляция не может быть сбалансированной в силу того, что разные рынки обладают разной скоростью приспособленности, так, самым мобильным является фондовый рынок, наиболее ригидным – рынок труда.
Различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
Кратко о причинах, вызывающих инфляцию. Во-первых, это диспропорциональность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета, финансируемом за счет займов. Во-вторых, общее повышение уровня цен связывается с изменениями в структуре рынка, приобретение им олигополистического характера. Производители – олигополисты длительное время поддерживают несоответствие совокупного спроса и предложения в целях обеспечения своего контроля над ценообразованием. В-третьих, существует такой феномен, как «импортируемая инфляция» , связанный с ростом открытости национальных экономик и увеличением взаимозависимости между ними. Кризисы, стихийные бедствия, войны, инфляционные процессы в одних странах могут вызвать резкий скачок цен на какие-то импортируемые товары, и по цепочке – инфляцию в масштабах всей страны. Еще одна причина – инфляционные ожидания, выраженные в раскручивании темпов роста общего уровня цен по спирали: зарплата – цены исырье – товары .
Можно выделить внешние и внутренние причины инфляции. К внешним причинам относятся[1] :
1. Интернационализация хозяйственных связей. Так, наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Кроме того, центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении;
2. Падение курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран. В результате этого, во-первых, растут внутренние цены на импортируемые товары, во-вторых, обмен иностранной валюты требует дополнительной денежной эмиссии;
3. Мировые экономические кризисы;
4.Состояние платежного баланса страны, ее валютная и внешнеторговая политика.
Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить[2] :
1. Несбалансированность государственных расходов и доходов - т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что как следствие приводит к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.
4. Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров, прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачивают тем самым маховик инфляции.
1.2 Виды инфляции.
В зависимости от причин возникновения роста цен и обесценивания денег можно выделить следующие виды инфляции: инфляция спроса; инфляция издержек; инфляция спирали цен и зарплат; «административная инфляция».
Инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост заработной платы в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров. Инфляцию спроса можно проиллюстрировать графически (рис. 1). Увеличение денежной массы по указанным выше причинам в течение короткого промежутка времени сдвигает кривую совокупного спроса вправо (AD1 -AD2 ), и если экономика находится на промежуточном (2) или классическом (3) отрезках кривой совокупного предложения, то это ведет к росту цен, что представляет инфляцию спроса.
Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.
Инфляция издержек может быть изображена графически (рис. 2). Смещение кривой совокупного предложения влево (AS1 -AS2 ) в результате действия указанных причин отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены, сокращается реальный объем производства или реальный ЧНП.
Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так как растут издержки предпринимателей на заработную плату. При этом успешная государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев населения или одинаковыми для работников различных отраслей экономики.
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек.
Структурная инфляция вызывается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью. Несогласованность действия отраслей приводит к тому, что часть их не может насытить рынок товарами, соответственно спрос не удовлетворяется и цены растут. Структурная инфляция считается труднопреодолимой, поскольку для борьбы с ней требуются значительные инвестиции в такие отрасли.[3]
В международной практике в зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на следующие виды:
Нормальная инфляция (рост цен сопровождает рост совокупного спроса и экономики, поэтому незначительное ежегодное повышение цен, примерно, на 3-5% не вызывает беспокойства).
Ползущая инфляция - это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают 10% в год. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
Галопирующая инфляция . Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен. Деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен.
Гиперинфляция . Для нее характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достигал 33 000% . В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества.
Приведенное определение инфляции как процесса обесценения денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики.
1.3 Последствия инфляции.
1) Снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
2) обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
3) потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
4) усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
5) ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
6) ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп, с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).
Если экономика страны поражена инфляцией, то ее первыми жертвами становятся потребители.
И открытая, и подавленная инфляция негативно влияют на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и через текущее потребление, т. е. социально-экономические последствия инфляции, связаны, прежде всего, с изменением доходов. Происходит перераспределение доходов между частным сектором и государством, между участниками производства и получателями трансфертных выплат, между трудом и капиталом.
Люди, зная, что цены постоянно растут, пытаются добиться повышения своей заработной платы, с другой стороны и производителя, предполагая рост цен на сырье, энергоресурсы, тоже увеличивают цены на свои товары. В итоге, все это еще более подстегивает инфляционные процессы.
2. Антиинфляционная политика государства и ее эффективность.
2.1 Цели и задачи антиинфляционной политики.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:
· сокращение инфляционного потенциала
· предсказуемость динамики инфляции.
· снижение темпов инфляции
· стабилизация цен
Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом ростаВВП).
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств, служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.[4]
Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:
* сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
* повышение налогов;
* снижение объемов кредитования коммерческих банков;
* увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
* повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
* фиксация обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержки у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции,выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике.
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или не оправданным снятием, ограничений на регулируемые цены, так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.
Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвя занных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно ут очняются, и корректируются.
2.2 Инструменты борьбы с инфляцией.
Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости.
Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые, в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.
Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной инфляции к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.
При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.
Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости. Выбор между шоковой терапией и градуированием осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.
2.3 Политика цен и доходов.
Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов . Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов оплаты труда. Сторонники такой политики считают, что контроль над ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в «подавленную». Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля, над уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случаи при высоком уровне инфляции.
3. Анализ антиинфляционной политики в России.
3.1 История развития и регулирования российской инфляции.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годов, в период экономической трансформации от централизованно-планируемой к рыночной экономике. Для России важнейшей причиной инфляции в 90-е можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Система планового ценообразования, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.
Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен в России являлась одной из задач правительственной программы 1991 года. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результат этого, стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля над ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Начиная реформировать экономику, правительство полагало, что освобождение цен на большинство товаров при ограничении в денежно-кредитной сфере и налоговой реформе позволит ликвидировать бюджетный дефицит, а либерализация внешнеэкономической деятельности приведет к насыщению внутреннего рынка и снижению взлетевших цен. До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключалась в том, что антиинфляционную политику в России нельзя было свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Нарушение пропорций в народном хозяйстве можно было устранить при помощи структурной политики государства и прямыми административными методами, которые необходимо было дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.
В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. В основу экономической программы правительства года была положена монетаристская концепция борьбы с инфляцией. Правительство России начало проводить финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.
Либерализация цен создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция превратилась в открытую. Пик инфляции в России пришелся на 1992 год, когда цены за год выросли в среднем на 2508%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 году в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1993 году цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). [5] Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.
В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0 и 131,3%. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада (стагнации с высоким уровнем инфляции). В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. На период 1995-1998 г.г. ключевой целью антиинфляционной политики стало снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих был осуществлен следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
· Регулярная установка ориентиров (коридор) инфляции денежной массы.
· Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
· Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции с целью замедления оборота денежной массы.
· Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности, которые стимулируют инфляционные процессы.
· Политика стабилизации реального валютного курса, сохранение валютного коридора.
Конечной целью было сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо было проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 году правительству удалось снизить уровень инфляции до 21.9%, и в 1997 г. до 11%. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными ценами в первом полугодии. В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998, до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 года и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.[6]
Причина краха была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета. Стабилизировать курс рубля приходилось за счет значительных трат центральным банком на поддержание валютного коридора. Недостаток золотовалютных средств компенсировался займами в виде государственных краткосрочных бумаг и международных кредитов. С учетом поступлений от них строились бюджеты. В итоге возник огромный государственный долг. Государство стало неспособным выплатить по внутренним долгам. Немаловажная причина была в общем мировом кризисе и мировом падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Россия в своем экономическом развитии была отброшена на годы назад.
В бюджете РФ на 1999 год рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В реальности по официальным данным, уровень инфляции в России составил 36 %. С 2000 по 2004 год с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен данный показатель уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%.[7] Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%. В 2006 г. официальный уровень инфляции составил 9%. [8]
Доктор экономических наук М.Ю. Малкина обнаруживает «закономерность инфляционного процесса в России – его цикличность, имеющая естественное происхождение и никаким образом не связанная с цикличностью денежно-кредитного регулирования».[9] М.Ю. Малкина выделяет три случая усиления инфляционного процесса. Взрыв 1992-1993 г.; инфляционный процесс, инициированный кризисом августа 1998 г.; увеличение темпов инфляции на рубеже 2004-2005 г. Все три случая усиления инфляционного процесса связаны с предшествующим накоплением дисбаланса в той или иной системе. Цикличность инфляционных процессов в российской экономике (1992, 1998, 2004 гг.) говорят о том, что в экономике действуют свои механизмы накопления скрытой инфляции, которая достигнув границы меры, превращается в открытый инфляционный процесс. В современной России стала преобладать инфляция, вызванная чрезмерными издержками (по сравнению с инфляцией спроса). В России цены растут по разным поводам: изменение курса рубля к доллару и евро (в любом направлении вопреки логике), увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания.
3.2 Эффективность российской антиинфляционной политики.
Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики над процессами в реальной экономике.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает, весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства. Рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средствами производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управления этими отношениями.
История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.
В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.
1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:
· введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;
· поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;
· либерализация деятельности предприятий;
· постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);
2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:
· регулирование внешней торговли и валютных операций;
· стимулирование предпринимательства;
· стимулирование накоплений населения;
· развитие инфраструктуры рынка;
· поддержка жизненно важных отраслей и производств;
· замораживание роста цен и зарплаты;
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:
· необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы;
· целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.
Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».
Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.
Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.
Заключение.
Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Как же бороться с инфляцией? Если полностью избавиться от инфляции нельзя, то нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Методы борьбы с открытой инфляцией зависят от характера инфляции, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.
Необходима и профилактика инфляции. Веще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе и т. д.
В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает, весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства. Рост цен, оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средствами производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Список литературы:
Официальные законодательные документы
1. Государственный комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен”.
Информация из ежегодников
2.Россия в цифрах. Статистический сборник.-2006 г.
Журналы и газеты
3.Андрианов В. «Инфляция и методы и ее регулирования»// Маркетинг-2006- № 3-С.3-13
4.Красавина Л. Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России»// Деньги и кредит-2006-» № 9-С.12-20.
5.Малкина М. Ю. «Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики»// Экономический анализ: теория и практика»-2006-№ 5, С.14-25.
6.Пашковский В. С. «Особенности инфляционных процессов в России»// Деньги и кредит.-2006-№ 10-С.49-54.
7.Реботенко С.О. «Таргетирование инфляции как новый инструмент регулирования финансового рынка»//Финансы. Деньги. Инвестиции-2006-№2-С.15-22.
8.Улюкаев А.В. «Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты»//Деньги и кредит -2006 г. -№ 5-С.3-8.
Монографии, учебники, пособия.
9.Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория./Учебник- М: 2001.
10. Курс экономической теории: Учебник/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –Киров: «АСА», 1997.
11. Экономика: Учебник/под ред. Булатова А.С.- 2-е изд., перераб. и доп. М: БЕК -1997.
12. Любимов Л., Липсиц И. Основы экономики: Учебник-Москва Просвещение, 1994 г.
13. Деньги, кредит, банки: Справочное пособие/под редакцией Г.И. Кравцовой- 1994г.
14. Сидорович А.В. «Курс экономической теории»: Учебник/-М:Дис-1997.
Электронные ресурсы удаленного доступа
15. Смирнов Е.Е. «Денежно-кредитная политика в 2007 году: с учетом требований закона и рынка»// Управление в кредитной организации-2006-,№ 6// Консультант Плюс: 3000(Электронный ресурс)/«Консультант Плюс» - М -2007.
16. Федеральная служба государственной статистики/ (Электронный ресурс)/ Режим доступа:/http//gks/ru/wps/portal.
17. Электронный ресурс/ Режим доступа:/http//www.bfm.ru/news
[1] Тарасевич Л.С., Гребенников П. Макроэкономика: Учебник. -М.: Высшее образование, 2005.- с.155
[2] Курс экономики / под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2001.- с.460
[3] Макроэкономика / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – c.225
[4] Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. -C.95-105.
[5] В.Андрианов «Инфляция и методы ее регулирования»// Маркетинг-2006-№3-С.12.
[6] В.Андрианов «Инфляция и методы ее регулирования»// Маркетинг-2006-№3-С.12.
[7] В.Андрианов «Инфляция и методы ее регулирования»// Маркетинг-2006-№3-С.12.
[8] В.Андрианов «Инфляция и методы ее регулирования»// Маркетинг-2006-№3-С.13.
[9] М.Ю.Малкина «Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов Российской экономики»// Экономический анализ: теория и практика-2006-№5-С.15-16.