Антиинфляционная политика Республики Беларусь на современном этапе. Роль банковской системы в ее
СОДЕРЖАНИЕ: КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету: Денежно-кредитное регулирование на тему: Антиинфляционная политика Республики Беларусь на современном этапе. Роль банковской системы в ее реализации.КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету:
Денежно-кредитное регулирование
на тему:
Антиинфляционная политика Республики Беларусь на современном этапе. Роль банковской системы в ее реализации.
ПИНСК 2009
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 37 с., 6 табл., 10 источников.
Понятие и виды инфляции, ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ, Антиинфляционная политика
Объектом и предметом исследования является антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Цель работы: Изучение природы возникновения инфляционных процессов, анализ проводимой антиинфляционной политики в Республике Беларусь, изучение роли банковской системы в реализации антиинфляционной политики.
При выполнении работы использованы методы сравнения и анализа.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_____________
THE ABSTRACT
Term paper: 37 with., 6 tab., 10 sources.
CONCEPT AND KINDS OF INFLATION, INFLATION CONSEQUENCE, ANTI-INFLATIONARY POLICY
Object and object of research is the anti-inflationary policy in Byelorussia
The work purpose: Studying of the nature of occurrence of inflationary processes, the analysis of a spent anti-inflationary policy in Byelorussia, studying of a role of bank system in anti-inflationary policy realization.
At work performance comparison and analysis methods are used.
The author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of investigated process, and all borrowed of literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.
____________
ВВЕДЕНИЕ ………………………...…………………………………. ………5
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ ………………………………............. 6
1.1 Понятие инфляции………………………………………7
1.2 Измерение инфляции ………………………….……..…8
1.3 Классификация инфляции ……………………………. 10
1.4 Особенности инфляции в Республике Беларусь………15
2. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ……………………………………………21
3. Антиинфляционная политика………… …………………….... 24
3.1 Причины инфляции ……………………………………24
3.2 Антиинфляционная политика государства …………..26
3.3 Антиинфляционная политика Республики Беларусь...30
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..36
ВВЕДЕНИЕ
Само явление инфляции возникло ещё в древнем Риме и древнем Китае и связано с введением в оборот денежных знаков с установленным государством номиналом. Необходимо отметить, что для металлических денежных систем инфляция была нетипична, носила, как правило, эпизодический характер. Нарушения устойчивости денежных единиц приходились в основном на периоды войн и социальных катаклизмов, с окончанием которых восстанавливалась характерная для домонополистической стадии тенденция относительного снижения уровня цен.
В то время инфляция развивалась под воздействием только денежных факторов. В частности, причинами инфляционного роста цен выступали:
· чеканка государством или фальшивомонетчиками избыточного количества монет, которые вследствие отклонения в весе или составе металла не соответствовали по стоимости указанному на них номиналу;
· чеканка избыточного количества монет из недрагоценных металлов с сохранением номинала полноценных денег (к примеру, выпуск медных денег по номиналу серебряных.);
· выпуск в обращение чрезмерного количества бумажных денег, неразменных на золото;
· чрезмерный выпуск в обращение банкнот при прекращении или ограничении размена их на золото.
С демонетизацией золота функции денег стали выполнять денежные знаки, которые представляют уже не стоимость золота как денежного товара, а стоимость всей товарной массы. Соответственно на покупательную способность современных денег воздействуют не только денежные факторы, но и факторы, связанные с движением воспроизводственного цикла и государственным регулированием экономических процессов. Инфляция стала носить хронический характер, ей подвержено в той или иной степени денежное обращение практически во всех странах мира.
Как уже отмечалось, инфляция чаще всего проявляется в росте цен. Однако не любое повышение цен является выражением инфляционного процесса. К примеру, рост цен на товары в результате улучшения их потребительских свойств, повышения качества не является инфляционным, так как в этом случае он отражает увеличение стоимости товаров.
Исходя из особенностей проявления инфляции в качестве показателей уровня и динамики её развития, используются индексы цен. Они могут рассчитываться по определённым группам товаров (например, индекс стоимости жизни семьи с двумя детьми, определяемый на основе потребительской корзины), по видам цен (розничным, оптовым и другим) и т.п. Чаще всего в развитых странах применяются следующие показатели: индекс потребительских цен, индекс оптовых цен и так называемый дефлятор валового национального или внутреннего продукта , показывающий увеличение общего уровня цен в экономике.
С середины ХХ в. в мировом экономическом хозяйстве наблюдается специфическое протекание инфляционного процесса, получившее название стагфляции и представляющее собой сочетание стагнации и инфляции. Если раньше уровень цен, как правило, повышался при оживлении и подъёме экономики и снижался в фазе кризиса, то после Второй мировой войны развитие инфляции происходит и на фоне замедления темпов роста или кризисного падения производства, т.е. во всех фазах экономического цикла. Это обусловлено изменениями в циклических процессах, произошедшими под воздействием деятельности монополий, государственного регулирования экономики, возрастания государственного долга и т.д.
Следует отметить, что в зависимости от причин возникновения в западной экономической литературе выделяют множество видов инфляции, например, инфляцию бюджетную, денежную, цен, доходов, сбережений кредитов, инвестиций и т.д. Однако современная инфляция является, как правило, результатом действия множества факторов, степень влияния которых существенно меняется в зависимости от конкретных экономических условий, поэтому обычно одновременно развиваются несколько видов инфляции, образуя во взаимодействии полномасштабный инфляционный процесс.
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Понятие инфляции
Замена полноценных денег бумажными деньгами породила явление в сфере товарно-денежных отношений, называемое инфляцией.
Впервые термин «инфляция» стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс перенасыщения рынка знаками стоимости, разбухания бумажно-денежного обращения. Инфляция от латинского inflatio – вздутие. Она представляет собой процесс обесценивания бумажных денег, проявляющихся в общем, неуклонном росте цен на товары и услуги. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.
Давая определение инфляции, следует уяснить два момента:
а) обесценению подвергаются только бумажные деньги, ибо в условиях золотомонетного обращения количество денег всегда соответствует потребности в них;
б) проявляется инфляция только в общем, повышении цен, так как частные колебания их – это явление в экономике обыденное и регулируется законом стоимости.
Бумажные деньги – это «фальшивые» деньги, выпускаемые государством в качестве принудительного средства обращения. Причем функцию эмиссии денег (выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения) монополизирует государство. И если в товарном обмене (Т-Т) участвуют только продавец и покупатель, то в условиях товарно-денежных отношений (Т-Д-Т) в этот процесс как невидимый призрак вклинивается государство. Увеличивая или сокращая массу бумажных денег в обращении, оно воздействует на уровень цен, а соответственно увеличивает или сокращает количество товара, приобретаемого покупателем. Если государство наводняет экономику излишней денежной массой, то в соответствии с законом денежного обращения должны расти цены, что в конечном итоге приводит к уменьшению объема товаров, приобретаемых покупателями. В этом и проявляется инфляция.
Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.
1.2. Измерение инфляции
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
цена «рыночной корзины» в отчетном периоде
ИПЦ в отчетном периоде = цена аналогичной «рыночной корзины»
в базовом периоде
Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Анализ индексов потребительских цен за 1995-2008 г.г. по данным Минстата в целом и по отраслям позволяет увидеть следующую картину:
Таблица 1.Индексы потребительских цен
(в процентах к предыдущему году)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Товары и услуги |
809,3 |
268,6 |
161,1 |
142,6 |
128,4 |
118,1 |
110,3 |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
товары |
764,2 |
262,2 |
155,5 |
135,8 |
121,6 |
117,4 |
109,9 |
105,4 |
108,4 |
113,9 |
продовольственные |
761,8 |
264,9 |
156,8 |
138,9 |
122,8 |
119,6 |
111,9 |
106,1 |
109,8 |
117,7 |
непродовольственные |
772,9 |
252,2 |
151,1 |
124,9 |
119,0 |
111,2 |
104,5 |
103,4 |
105,5 |
106,9 |
услуги |
1349,5 |
354,6 |
216,8 |
193,5 |
162,0 |
121,2 |
112,1 |
113,2 |
108,8 |
118,2 |
Таблица 2.Индексы потребительских цен на основные непродовольственные товары
(в процентах к предыдущему году)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Одежда |
740,5 |
217,7 |
147,3 |
123,1 |
113,7 |
106,5 |
102,2 |
101,6 |
102,0 |
102,4 |
Обувь |
743,7 |
225,3 |
142,6 |
116,5 |
109,4 |
104,5 |
101,0 |
101,2 |
100,6 |
102,0 |
Ковры и ковровые изделия |
621,0 |
276,8 |
157,7 |
136,3 |
120,7 |
109,2 |
109,3 |
103,0 |
102,3 |
102,9 |
Мебель |
703,7 |
209,0 |
145,0 |
120,6 |
113,3 |
110,0 |
105,1 |
104,8 |
104,7 |
105,5 |
Бытовые электроприборы |
522,8 |
237,1 |
150,1 |
128,4 |
121,3 |
114,6 |
105,1 |
102,3 |
102,6 |
103,5 |
Медикаменты |
1144,2 |
265,9 |
138,3 |
132,9 |
113,5 |
109,4 |
99,3 |
96,2 |
104,7 |
110,7 |
Табачные изделия |
685,7 |
225,9 |
135,0 |
121,2 |
129,8 |
116,2 |
104,4 |
102,2 |
108,1 |
107,8 |
Автомобили легковые |
453,2 |
192,8 |
147,8 |
118,4 |
127,0 |
114,7 |
107,4 |
103,8 |
105,7 |
110,2 |
1) По данным Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
ИПЦ в отчетном периоде - ИПЦ в базовом периоде
темп инфляции = ИПЦ в базовом периоде *100%
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность
количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро
подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество
лет, необходимых для удвоения 70 .
темпов инфляции = темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или Ваши личные сбережения удвоились.
Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых в российских академических и вузовских кругах добавляют к этому перечню (т.е. товарам и национальным валютам) еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту, предполагает, что этими учеными золото по-прежнему рассматривается как всеобщий эквивалент, как деньги.
1.3. Классификация инфляции
Различают инфляцию:
а) по причинам возникновения:
· инфляцию спроса
· инфляцию издержек
Инфляция спроса (demand-pull inflation) означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить, она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства (Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы.), производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Иными словами, избыток в обращении платежных средств наталкивается на ограниченное предложение товаров, и это выражается в росте общего уровня цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров ».
Инфляция издержек (cost-push inflation) означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Инфляция может также возникнуть в результате уменьшения совокупного предложения.
Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть
общие затраты
издержки на единицу продукции = кол-во единиц продукции
Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.
Поскольку общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов населения, то неизбежны, как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения доходов населения, что, в свою очередь, приводит к новому скачку цен, так как растут издержки предпринимателей на заработную плату. При этом успешная государственная антиинфляционная политика предполагает, что программы индексации доходов не могут быть полностью исчерпывающими для всех слоев населения или одинаковыми для работников разных отраслей экономики.
На практике нелегко отличить один тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост зарплаты, например, может выглядеть и как инфляция спроса и как инфляция издержек. Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышением они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен. Поскольку виновником является чрезмерное повышение номинальной заработной платы, этот тип инфляции называется инфляцией, вызванной повышением заработной платы, которая представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек.
Другая основная разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек, обычно называется инфляцией, вызванной нарушением механизма предложения. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Убедительным примером служит значительное повышение цен на импортируемую нефть в 1973-1974 гг. ,в 1979-1980 гг, 2004-2008гг. Поскольку за это время цены на энергию возросли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличением издержек.
Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране одновременно не наблюдались во второй половине ХХ в. длительное время полная занятость, свободный рынок и стабильность цен. Цены росли постоянно, а с конца 60-х гг. - даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. А ведь рост цен в фазе кризиса - явление невероятное для циклов ХIХ - первой половины ХХ веков. Такое явление получило название стагфляции , что означает инфляционный рост цен в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.
В экономике многих стран иногда возникают ситуации, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением объемов производства. Такое состояние экономики называется стагфляцией.
Наиболее очевидной причиной стагфляции служит уменьшение совокупного предложения, то есть инфляция издержек производства. Чаще всего резкое повышение совокупных издержек производства возникает под воздействием экзогенных факторов (неурожай, стихийное бедствие или, например, подорожание нефти в 70-е годы). Однако эти причины носят временный характер, кроме того, их роль в стагфляционных процессах оспаривается многими исследователями, которые полагают, что они могут инициировать стагфляцию, но не в состоянии длительное время оказывать влияние на экономику страны. Хотя и эти утверждения не всегда подтверждаются, особенно в свете мирового финансового кризиса, начавшегося в США и распространившегося на мировую экономику.
б) по способам воздействия на цены:
· открытую,
· скрытую, или подавленную
При ОТКРЫТОЙ инфляции цены регулируются спросом и предложением и их рост очевиден для покупателя.
СКРЫТАЯ , или ПОДАВЛЕННАЯ , инфляция не видна невооруженным глазом, ибо жесткий контроль над ценами со стороны государства не позволяет ей открыто проявиться в единственно доступной ей форме – росте цен. В этом случае инфляция принимает скрытый характер: внешние цены стабильны, но поскольку денежная масса превышает товарную, то избыток денег трансформируется в товарный дефицит. Превратить бумажные деньги в реальный товар становиться трудно или не возможно. Государство в этих условиях прибегает к административным методам регулирования товарного рынка: вводит нормы отпуска товаров. В результате подавленной инфляции происходит государственное насилие над экономикой, спрос и предложение принимают уродливый характер.
Для рыночной экономики характерна открытая форма инфляции, обеспечивающая свободное взаимодействие спроса и предложения. За ценами здесь сохраняется роль регулирующего инструмента.
в) по темпам роста цен:
· умеренную, ползучую,
· галопирующую,
· гиперинфляцию
УМЕРЕННАЯ , ползучая инфляция постоянно сопровождает товарное хозяйство. Это обусловлено тем, что с развитием товарного производства увеличивается спрос на сырьевые ресурсы, предложение которых в связи с истощением природных запасов сокращается. При увеличении спроса и сокращении предложения на сырье, цены на них, а значит и на готовую продукцию, будут постоянно расти. Многие современные экономисты, в том числе современные последователи экономического учения Кейнса считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса. В мировой практике инфляция, при которой среднегодовые темпы роста цен составляют не более 10%, считается нормальной, и получила название ПОЛЗУЧЕЙ .
Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20 % до 200 % в год, является уже серьёзным напряжением для экономики, хотя рост цен ещё не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.
Наиболее губительна для экономики гиперинфляция , представляющая собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективную формы расчёта, например – бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000 % - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако новейший пример с Сербией показал, что это ещё далеко не предел. В результате экономического эмбарго мирового сообщества против этой бывшей союзной республики Югославии годовой рост цен составляет 3.000.000.000 %, а, к примеру, средняя заработная плата составляет сумму равную 1 DM притом, что цены выросли ещё значительнее, а многие промышленные товары просто исчезли из предложения. Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте оборот денег чрезвычайно увеличился, что в данном случае равносильно увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше, чем количество наличных денег в обороте. В раскручивании спирали гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.
г) по соотносительности роста цен по различным группам товаров и услуг:
· сбалансированную,
· несбалансированную.
При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами.
В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и по-разному на каждый тип товара.
д) по ожидаемости и предсказуемости:
· ожидаемую,
· неожидаемую.
Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени, и она зачастую является прямым результатом действий правительства.
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создаёт трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведёт к сбою в прогнозирование тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства ещё сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не заражённой инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу” – резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становится, вынужден снижать цену, и всё возвращается в состояние равновесия.
1.4 Особенности инфляции в РБ
Для Беларуси характерны многогранность и масштабность протекающих инфляционных процессов в период с 1995-2001гг. и постепенная стабилизация ситуации в периоде 2002-2008гг с поправкой на ситуацию с введением РФ экспортной пошлины на нефть и влияние мирового экономического кризиса. В начале 90-х годов наблюдались высокие темпы роста цен, какие практически присущи гиперинфляции. Этот этап берет свое начало с 1992 г., когда либерализация цен в России не могла не коснуться и Беларуси, где индекс потребительских цен за год возрос в 13,6 раза, а в 1993 г. - в 21 раз, в 1994 г. - в 20,6 раза (таблица 1). За 1992-2001 гг. розничные цены в стране выросли примерно в 1,7 млн. раз, а обменный курс белорусского рубля упал почти в 10 млн. раз.
Таблица 3. Индексы потребительских цен
Индексы потребительских цен
(в процентах к предыдущему году)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Товары и услуги |
809,3 |
268,6 |
161,1 |
142,6 |
128,4 |
118,1 |
110,3 |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
товары |
764,2 |
262,2 |
155,5 |
135,8 |
121,6 |
117,4 |
109,9 |
105,4 |
108,4 |
113,9 |
продовольственные |
761,8 |
264,9 |
156,8 |
138,9 |
122,8 |
119,6 |
111,9 |
106,1 |
109,8 |
117,7 |
непродовольственные |
772,9 |
252,2 |
151,1 |
124,9 |
119,0 |
111,2 |
104,5 |
103,4 |
105,5 |
106,9 |
услуги |
1349,5 |
354,6 |
216,8 |
193,5 |
162,0 |
121,2 |
112,1 |
113,2 |
108,8 |
118,2 |
Наряду с этим существовала и скрытая инфляция, выражавшаяся в остром дефиците тех потребительских товаров и услуг, цены на которые были искусственно занижены. Как следствие, денежные средства населения теряли покупательную способность и обесценивались. Имевшие место многочисленные негативные явления и процессы в экономике страны нельзя объяснить исключительно инфляцией, так как действовало и действует множество других факторов, нарушающих равновесие в экономической системе. Однако можно утверждать, что все дисбалансы (как материально-вещественные, так и финансово-денежные) ведут или к открытой, или к скрытой инфляции. Более того, инфляция, переходя из стадии умеренной в гиперинфляцию, не способствует ликвидации дисбалансов, а, наоборот, их стимулирует. Поэтому спад производства, снижение уровня и качества жизни народа, другие негативные процессы не удавалось остановить без устранения факторов, лежащих в основе гиперинфляции. Правда, при рассмотрении причин высокого уровня инфляции далеко не всегда дается объективная оценка происходящих процессов, волей или неволей искажается истинная картина, преобладает субъективизм в выводах
Решение этих проблем путем кредитных вливаний, как показал отечественный опыт, носило исключительно временный характер, ибо падение происходило вследствие структурных сдвигов, а потому не могло быть предотвращено стандартными мерами государственного вмешательства. На начальном этапе после либерализации цен сжатие спроса было усилено нарушением привычных хозяйственных связей, приведших к резкому сокращению предложения. Но их разрыв был неизбежен из-за отсутствия развитых рыночных механизмов поиска и координации действий участников, да к тому же многие руководители предприятий и не прилагали особых усилий к установлению связей с новыми партнерами. Характерно, что во многих случаях поставки продолжались потребителям без учета целесообразности продолжения традиционных хозяйственных связей. В целях сохранения статус-кво ряд руководителей предприятий (особенно худших) широко использовал в своих интересах и возможности, открываемые чрезмерно мягкой бюджетной и денежно-кредитной политикой. Поскольку государство, стремясь не допустить банкротства убыточных предприятий, оказывало им финансовую помощь, в том числе косвенно, через индивидуальные налоговые льготы и списание недоимок, то они не стали заботиться о реструктуризации производства и продолжали выпускать устаревшую продукцию, не выдерживающую конкурентной борьбы, которая, в конечном счете, могла реализоваться в основном в сфере внеденежных отношений обмена. Следствием либерализации цен стало:
- увеличение бартерных сделок. Следует подчеркнуть, что бартер был привычной формой обмена в условиях дефицитной экономики 80-х годов, дополняя ненадежные централизованные поставки материально-технических ресурсов. В дальнейшем же рост бартерных сделок происходил не только в связи с нехваткой денежных средств, но нередко и в целях уклонения от налогов, что привело к постоянному росту недоимок в бюджет. В свою очередь, искажения цен, используемых при осуществлении зачетов между налогоплательщиками, бюджетом и получателями бюджетных средств, ведут к сужению налоговой базы и углублению фискального кризиса, что, в конечном счете, оборачивается инфляционным финансированием дефицита бюджета;
- либерализация цен и мягкая денежно-кредитная и бюджетная политика создали одновременно благоприятные условий для проявления монопольных действий в сфере ценообразования. Монопольная цена, хотя и выше конкурентной, однако имеет естественное ограничение - платежеспособный спрос. По сути уже в 1992 г. предприятия-монополисты своими ценами вплотную подошли к пределам спроса - появились трудности с реализацией продукции, встала необходимость в условиях возросших ее запасов снижать цену или перестраивать структуру производства. Однако инфляционные вливания денежных средств в экономику снова подняли планку платежеспособного спроса, что в условиях слабого регулирования монопольных действий создало благоприятные условия для дальнейшего роста цен. Эмиссия наличных и безналичных денег, рост цен, инфляционные ожидания сразу сказались на курсе рубля - начиная с июля 1992 г. он стал постоянно падать. Изменение цен товаров и курса рубля, фактически являясь отражением одного и того же инфляционного процесса, одновременно воздействовали друг на друга - рост цен стимулировал падение курса рубля, падение его способствовало росту цен.
Интенсивность инфляционных процессов в Беларуси можно проследить по тем акцентам экономической политики, которые делались на том или ином этапе. В результате осуществления с 1 января 1992 г. либерализации основной массы цен и введения новой налоговой системы в сочетании пусть даже с едва заметным ужесточением бюджетной и денежно-кредитной политики появились признаки изменения экономической ситуации:
1. Скачок цен резко ограничил спрос и способствовал более равновесному состоянию экономики.
2. Инфляция приняла в основном открытую форму, хотя сохранялась и скрытая ее часть, связанная с дефицитом некоторых видов продукции.
3. Низкий уровень платежеспособного спроса существенно подорвал произвол предприятий-монополистов, для них начали действовать факторы поиска сбыта продукции и снижения издержек.
4. Происходило постепенное сокращение материала - и энергоемких производств.
5. Появились первые признаки конкуренции.
Вместе с тем эти тенденции не стали определяющими и не оказывали существенного влияния на уровень инфляции.
По-прежнему главными источниками инфляционного давления оставались:
1. Рост цен на энергоносители.
2. Рост цен на промышленное сырье.
3. Рост издержек на оплату труда. Вследствие социальных ориентиров экономической политики, не позволявшей снижать уровень заработной платы, а также из-за высокого уровня социальных отчислений резко возросли затраты на оплату труда работающих в расчете на единицу продукции.
4. Множество налогов, как относимых на затраты, так и включаемых в отпускную цену.
Таким образом, главные антиинфляционные меры в производственной сфере должны были направляться на снижение давления издержек (как материальных, так и на оплату труда) на повышение цен. Правительством в краткосрочном периоде намечалось упор сделать на изменение структуры собственности (коммерциализация и приватизация), особенно в легкой и пищевой промышленности.
Ожидалось, что реформирование отношений собственности позволит:
- снизить материальные издержки;
- увеличить выпуск продукции;
- повысить эффективность производства;
- получить положительный эффект в связи с переориентацией части средств населения и предприятий, оказывающих давление на спрос, на приобретение государственного имущества.
В то же время в долгосрочном плане мероприятия по структурной перестройке промышленности должны были оказать решающее влияние на подавление инфляционного потенциала. Ставилась цель реализовать весь комплекс мер, обеспечивающих преференциальный режим развития приоритетных отраслей, выбор которых (учитывая опыт других стран с ограниченными сырьевыми ресурсами) подчинен задачам расширения экспорта и замещения импорта отечественной продукцией, реконструкции и повышения конкурентоспособности всей промышленности.
Иначе говоря, в результате этих и других мер со стороны государства значительная часть инфляции носила скрытый характер. Если бы вместо жестких административных методов необоснованного сдерживания цен, а также удержания курса белорусского рубля на отметке, далекой от той, которая сложилась бы на рынке под воздействием спроса и предложения валюты, применялись экономические методы регулирования, то уровень инфляции был бы выше. Завышенный курс национальной валюты во многом способствовал насыщению отечественного рынка относительно дешевыми импортными товарами, что и отразилось на динамике цен. Так, объем импорта товаров в долларовом эквиваленте увеличился за 1996-2007, что опять же усилило финансовые трудности отечественных предприятий, вызывая новую потребность в их финансовой поддержке и соответственно провоцируя новую инфляционную волну.
Представление о том, какие изменения происходили в ценообразовании на потребительском рынке и рынке услуг, дают данные таблицы 2.
Таблица 4. Индексы потребительских цен (в % к предыдущему году)
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Товары и услуги |
809,3 |
268,6 |
161,1 |
142,6 |
128,4 |
118,1 |
110,3 |
107,0 |
108,4 |
114,8 |
товары |
764,2 |
262,2 |
155,5 |
135,8 |
121,6 |
117,4 |
109,9 |
105,4 |
108,4 |
113,9 |
продовольственные |
761,8 |
264,9 |
156,8 |
138,9 |
122,8 |
119,6 |
111,9 |
106,1 |
109,8 |
117,7 |
непродовольственные |
772,9 |
252,2 |
151,1 |
124,9 |
119,0 |
111,2 |
104,5 |
103,4 |
105,5 |
106,9 |
услуги |
1349,5 |
354,6 |
216,8 |
193,5 |
162,0 |
121,2 |
112,1 |
113,2 |
108,8 |
118,2 |
Даже самое общее ознакомление с приведенными цифрами повергает чуть ли не в шоковое состояние касательно периода 1995-2001гг, и более успокаивающие цифры мы видим, начиная с 2002 года до сегодняшнего дня . Это значит, что в целом антиинфляционная политика с 2002г. проводится правильно, и объективные причины повышения инфляции чаще всего носили внешний характер, в связи с энергетическими, продовольственными «войнами» с Российской Федерацией и влиянием мирового экономического кризиса.
Данные об индексах цен в разрезе основных товарных групп и видов услуг, промышленной продукции приведены в таблицах 3 и 4.
Таблица 5. Индексы потребительских цен на основные продовольственные товары (в процентах к предыдущему году)
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Продукты питания |
764,1 |
256,4 |
139,2 |
119,0 |
120,0 |
113,0 |
106,7 |
110,1 |
119,7 |
говядина |
691,8 |
274,0 |
149,4 |
114,1 |
135,1 |
120,7 |
108,4 |
111,4 |
118,6 |
свинина |
663,2 |
278,8 |
137,6 |
109,3 |
133,4 |
124,8 |
106,2 |
108,6 |
121,3 |
мясо птицы |
732,2 |
238,1 |
134,8 |
117,0 |
117,2 |
110,6 |
105,7 |
112,0 |
115,0 |
молоко |
1179,4 |
322,8 |
153,4 |
118,7 |
124,2 |
111,2 |
105,9 |
114,2 |
128,2 |
сметана |
937,7 |
323,3 |
149,3 |
117,1 |
122,5 |
109,0 |
106,6 |
116,5 |
129,7 |
творог жирный |
1149,1 |
334,9 |
155,0 |
121,5 |
125,8 |
112,0 |
107,6 |
117,2 |
132,7 |
сыр твердый |
1202,4 |
288,2 |
138,6 |
116,0 |
117,2 |
107,2 |
103,0 |
108,6 |
123,7 |
яйца |
722,9 |
272,9 |
145,7 |
117,6 |
121,2 |
113,2 |
103,1 |
109,1 |
113,1 |
масло животное |
916,8 |
272,0 |
175,4 |
123,7 |
120,8 |
105,3 |
107,1 |
108,0 |
130,2 |
масло растительное |
580,8 |
161,0 |
148,8 |
117,2 |
108,3 |
105,9 |
100,0 |
122,2 |
151,0 |
хлеб и хлебопродукты |
763,7 |
281,3 |
121,2 |
120,9 |
125,5 |
106,1 |
104,0 |
108,1 |
116,9 |
сахар-песок |
708,0 |
239,1 |
124,6 |
153,2 |
105,7 |
104,9 |
121,7 |
105,5 |
104,9 |
картофель |
668,9 |
198,6 |
214,8 |
119,2 |
77,1 |
136,6 |
149,5 |
97,8 |
112,4 |
овощи и фрукты |
674,5 |
223,3 |
155,5 |
128,1 |
113,0 |
114,8 |
110,0 |
115,5 |
124,5 |
алкогольные напитки |
710,3 |
360,8 |
135,8 |
143,6 |
119,7 |
107,5 |
103,9 |
109,1 |
111,2 |
Таблица 6 . Индексы цен производителей промышленной продукции
(в процентах к предыдущему году)
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Промышленность - всего |
561,5 |
285,6 |
140,4 |
137,5 |
124,1 |
112,1 |
108,3 |
116,3 |
114,7 |
в том числе: |
|||||||||
продукция производственно-технического назначения |
513,5 |
281,1 |
142,2 |
143,8 |
125,4 |
112,9 |
109,1 |
119,3 |
114,8 |
потребительские товары |
698,4 |
297,3 |
134,8 |
122,2 |
121,5 |
110,4 |
106,5 |
108,3 |
114,3 |
по отраслям промышленности |
|||||||||
электроэнергетика |
487,2 |
293,9 |
115,7 |
129,5 |
131,1 |
111,5 |
114,8 |
130,8 |
115,0 |
топливная |
441,1 |
375,2 |
127,7 |
131,6 |
125,5 |
105,4 |
110,8 |
133,6 |
110,6 |
черная металлургия |
522,2 |
270,4 |
136,9 |
144,4 |
143,9 |
123,1 |
107,0 |
108,5 |
128,6 |
химическая |
514,5 |
273,6 |
202,6 |
189,0 |
119,0 |
109,2 |
105,3 |
109,8 |
115,3 |
нефтехимическая |
550,7 |
230,8 |
117,9 |
119,5 |
127,0 |
120,5 |
113,4 |
106,3 |
107,6 |
машиностроение и металлообработка |
567,41) |
256,5 |
131,0 |
121,3 |
124,0 |
114,1 |
108,2 |
107,4 |
109,3 |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
590,3 |
286,2 |
128,0 |
125,5 |
122,9 |
119,6 |
107,9 |
112,6 |
117,4 |
промышленность строительных материалов |
648,3 |
301,0 |
127,9 |
129,3 |
124,5 |
112,9 |
107,5 |
115,2 |
128,8 |
стекольная, фарфоро-фаянсовая промышленность |
564,12) |
295,7 |
132,1 |
125,6 |
139,8 |
112,4 |
108,5 |
114,3 |
118,6 |
легкая |
664,8 |
276,5 |
129,0 |
119,5 |
115,9 |
109,2 |
105,3 |
106,6 |
108,5 |
пищевая |
705,5 |
313,5 |
140,4 |
124,3 |
121,8 |
110,7 |
107,3 |
109,4 |
116,6 |
мукомольно-крупяная и комбикормовая |
618,23) |
396,8 |
116,5 |
109,8 |
137,9 |
104,5 |
102,5 |
112,0 |
123,4 |
_______________________________
1) Машиностроение
2) Стекольная
3) Мукомольно-крупяная промышленность
Несомненно, позитивные изменения есть результат прежде всего ужесточения денежно-кредитной политики по сравнению с предыдущими годами, что нашло отражение в Основных направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004-2009 годы.
2.Последствия инфляции
Попытки сохранить элементы командной социалистической системы, отсутствие достаточной внутренней и внешней либерализации экономики, замораживание процесса приватизации и популистские макроэкономические подходы, ориентированные на искусственное поддержание спроса и поддержку неэффективных традиционных производств мешали стабилизации экономики Беларуси. Хотя это притом, что Беларусь одной из первых бывших советских республик в начале 90-х годов встала на путь рыночных преобразований. Как нам представляется, одна из причин подобного поворота находится в следующей плоскости. Как показал предыдущий анализ, на разных этапах экономической истории современной Беларуси имели место далеко неодинаковые подходы со стороны государства к решению важнейших социально-экономических задач. Это различие определялось набором форм и методов государственного регулирования экономики, в основе которых преобладали либо антиинфляционистские, либо проинфляционистские меры. Цель первых - институциональные реформы и макроэкономическая стабилизация, что предполагает:
- осуществление жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики;
- либерализацию валютного рынка и внешней торговли;
- приватизацию;
- широкое развитие предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса.
В такой политике заинтересованы прежде всего, те хозяйственные структуры, которые на основе повышения деловой и инвестиционной активности, перестройки и модернизации производства готовы повышать конкурентоспособность продукции и продвигать ее не только на внутреннем, но и на внешних рынках.
Что касается проинфляционистского курса, то основными элементами его в Беларуси являются:
- массированные финансовые вливания в экономику через кредитную и бюджетную системы с целью поддержки экономически слабых, неконкурентоспособных предприятий и целых отраслей;
- попытки «усиления управляемости» экономикой посредством восстановления властных полномочий центра по отношению к предприятиям государственного сектора;
- ужесточение контроля за экспортно-импортной деятельностью и явный протекционизм. Одно из важнейших условий для проведения этого курса - наличие и дальнейшее развитие разветвленной административной инфраструктуры, обеспечивающей руководство деятельностью субъектов хозяйствования через государственные органы управления (министерства, отраслевые комитеты) или через создаваемые «сверху» крупные монополистические структуры (концерны), находящиеся под полным контролем исполнительной власти. Естественно, в проведении такого экономического курса заинтересованы определенные группы субъектов хозяйствования и управленческих структур.
Между этими двумя прямо противоположными направлениями экономического курса и структурами, экономическими агентами, их представляющими, постоянно существует конфликт, в основе которого - перераспределение финансовых ресурсов.
Соотношение сил и влияния противоборствующих сторон, выигрыш или поражение той или иной из них определялись степенью развития или свертывания рыночных начал в экономике. Характерно, что с момента принятия Программы перехода Беларуси к рынку в 1991 г. на первоначальном этапе политика либерализации и стабилизации одобрялась практически всеми. Но как только был сделан первый шаг к намечавшимся преобразованиям - освобождены цены, столь же адекватно и массово стала вестись борьба против реформ. Такой резкий поворот в сознании руководителей предприятий и других структур, очевидно, можно объяснить их неготовностью к открытой конкурентной борьбе и даже боязнью ее, так как директора советских времен привыкли работать в условиях тотального товарного дефицита, а подходы, когда спрос и предложение должны уравновешиваться на рынке, в их практике по существу не встречались. Поэтому резкое сокращение спроса на выпускаемую продукцию, а отсюда появившиеся огромные суммы неплатежей вызвали протест против либерализации, многие стали требовать возврата к старым методам, когда государство в плановом порядке обеспечивало всех материальными и финансовыми ресурсами, брало на себя заботы по реализации (т.е. распределению) неконкурентоспособной продукции. Начавшиеся попытки противодействовать таким настроениям и требованиям посредством приватизации, которая позволяла решить задачи укрепления социально-политической базы курса на либерализацию экономики, успеха не имели, так как приватизационные процессы вскоре были вообще приостановлены. Поэтому проинфляционно настроенные экономические агенты добились безраздельного господства.
Отсюда и вытекают основные последствия инфляции:
- бюджетная система не может эффективно функционировать в условиях, размытого механизма распределения денежных ресурсов;
- налоговая система служит только для улавливания «свободных средств» предприятий, совершенно не выполняя свою стимулирующую функцию. Получается, что прибыльно работающие предприятия оказываются в гораздо более сложной ситуации, чем убыточные, так как при наличии положительного финансового результата резко возрастает налоговая нагрузка, причем не за счет налога на прибыль, а за счет целевых платежей и ресурсных налогов. В этих условиях работает то же инфляционное правило: проигрывает в условиях инфляции тот, кто держит наличные деньги; выигрывает тот, кто может отсрочить платежи или долги на неопределенный срок. Иными словами, белорусским предприятиям выгодно быть убыточными.
- с течением времени механизм субсидирования и кредитования предприятий непоправимо искажает систему экономических стимулов, а также истощает государственные ресурсы, что в свою очередь стимулирует дальнейшую инфляционную эмиссию. В результате предприятия сталкиваются с дефицитом средств на социальные цели, и государство вынуждено снова искать инфляционные источники их финансирования, так как неинфляционные источники в виде постоянных налоговых поступлений мизерны. Огромную выгоду, особенно на начальном этапе, в результате инфляционистской политики получили банки. Их финансовое благополучие, а иногда и само существование в значительной мере было обусловлено выделяемыми большими суммами льготных кредитов и бюджетных субсидий. К тому же следует подчеркнуть, что банки, в отличие от других секторов, заинтересованных в инфляции, в основном накапливали получаемые через инфляционные процессы ресурсы, что во многом помогло им на начальном этапе стать наиболее сильными участниками среди экономических агентов. Многие из них и существовали именно за счет доступности к «дешевым деньгам». В дальнейшем же произошел раскол между интересами крупных и мелких коммерческих банков, а после значительного снижения процентной ставки некоторые из них не смогли выжить, и были поглощены более сильными структурами.
- практика финансирования дефицита государственного бюджета за счет кредитной эмиссии Национального банка, централизованного кредитования реального сектора, хотя в течение ряда лет и способствовала увеличению объемов производства в промышленности, тем не менее, не привела к решению долговременных структурных проблем, без которых банкам невозможно приступить к налаживанию кредитных отношений с предприятиями на рыночных началах.
3. Антиинфляционная политика
3.1. Причины инфляции
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые учёные добавляют к этому перечню ещё и золото, придавая ему по-прежнему роль всеобщего эквивалента, наряду с деньгами.
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример – энергетический кризис 70-х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а другие товары и услуги в то время возросли на 7-9 %.
Независимо от состояния денежной сферы, товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введение новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействие внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Очевидно, что не всякий рост цен – инфляция и поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные процессы.
Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла – особенно при иногда имеющей место их «нестандартной» растянутости заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса.
Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае – т.н. инфляции издержек повышение заработной платы в какой-то отрасли действительно сопровождается повышением общего уровня цен.
Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на территории какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объёмов производства и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.
Инфляция – это раковая опухоль хозяйственного организма. Если не лечить ее, она разъедает весь организм. Однако прежде чем бороться с инфляцией, надо знать причины, ее порождающие. Как подсказывает определение инфляции, их надо искать среди факторов, дезорганизующих равновесие товарного и денежного рынков. К таким факторам можно отнести:
1. Диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов – т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счёт использования «печатного станка» что приводит к увеличению денежной массы и как следствие – инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платёжеспособного спроса, а как следствие – увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен.
3.2. Антиинфляционная политика государства
Главная задача Национального банка любой страны должна состоять в том, чтобы снабдить экономику нужным количеством денег, создать долговременные условия для ее неинфляционного развития. Вместе с тем Национальному банку приходится решать другие экономические проблемы, прямо не связанные с инфляцией, но которые могут ее провоцировать. Так, если взять страны с развитыми рыночными отношениями, то здесь для предотвращения надвигающегося спада производства Национальный банк может использовать имеющиеся в его распоряжении сильно действующие инструменты денежной политики. В этой ситуации Национальный банк, как правило, начинает увеличивать предложение денег. Денежный рынок на это реагирует понижением их цены, то есть ставок банковского процента. Происходит удешевление кредита, и они становятся доступными для производителей, которые, одолжив денег у банков, направляют их на финансирование капитальных вложений, увеличивают производство и предложение товаров и услуг.
Национальному банку приходится наращивать объем денежной массы и в том случае, когда у него взаймы берет правительство, покрывающее таким способом дефицит государственного бюджета.
В указанных ситуациях количество денег, находящихся в обращении, возрастает. Если скорость, с которой увеличивается денежная масса, не выходит за рамки условия долгосрочного равновесия денежного рынка, то инфляции не будет, ибо в экономику вливается столько денег, сколько необходимо для обслуживания более обильного потока товаров и услуг. Такую политику банка можно считать не инфляционной.
Но это бывает далеко не всегда. Гораздо чаще государство, стараясь подстегнуть производство, закрыть дыры в бюджете или преследуя иные цели, прибегает к экономически необоснованной денежной экспансии. Стремление побыстрее покончить с сиюминутными текущими проблемами с подключением к этому Национального банка, государство наводняет экономику излишними денежными знаками и способствует ускорению инфляции.
Как же остановить инфляцию?
Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо определить, какие именно действия государства отнести к антиинфляционным и какую инфляцию оно способно победить.
Как показывает мировая практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
а) рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;
б) борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания, которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.
Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.
Мировая практика знает немало эффективных методов, используя которые, можно успешно бороться с инфляцией.
В стратегическом плане ПЕРВАЯ и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания, скорее всего, преодолевались там, где выполнялись, по крайней мере, два условия. Первое – всемерно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся малый бизнес; проводилась либерализация цен; осуществлялся контроль з0а состоянием рынков и своевременно пресекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др. Второе – существовало правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и неуклонно добивается их решения.
ДРУГИМ неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.
Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.д. Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.
Режим жестких денежных ограничений относится к разряду сильнодействующих регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничения хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Национальном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования.
ТРЕТЬЯ задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства.
Решая эту проблему, следует заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового пресса может принести лишь сиюминутный результат, а в долгосрочном плане такая политика оборачивается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а, следовательно, и сокращение поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства, собравшегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.
ЧЕТВЕРТАЯ задача антиинфляционной политики – свести к минимуму воздействие на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.
Поскольку движение капиталов получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект, т.е. вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие валютные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.
Таковы основные направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.
Методы краткосрочной антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время умерить инфляционное напряжение.
Поскольку инфляция проявляется в темпах роста цен, обусловленных разрывом между спросом и предложением, то антиинфляционная тактика может дать максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг, либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство применяет такие методы, как:
· проведение разумной приватизации государственной собственности;
· массированный импорт потребительских товаров и частичная реализация государственных стратегических запасов;
· установление повышенных процентных ставок по срочным вкладам с целью ограничить текущий спрос;
· и другие методы.
Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты. Однако следует заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь монетарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую и валютную политику.
3.3. Антиинфляционная политика Республики Беларусь
Именно на период 1991-1999гг. экономике РБ, ставшей суверенным государством, выпало тяжелейшее испытание на устойчивость и жизнеспособность.
Разрушительные тенденции, обусловленные распадом СССР, и крайним несовершенством и неэффективностью хозяйственного прежнего механизма, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались.
В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. , а затем и на весь период 2001-2009г . которые не только вооружили общество стратегией преодоления кризисных явлений, создания условий для микроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста, но и содержали конкретные практические меры по решению поставленных задач. Сейчас, с высоты прошедших лет, можно констатировать, что стратегическая линия, определенная Основными направлениями, в целом оказалась верной. Все годы кряду экономика страны прирастала, а не падала, как это было в первой половине 90-х.
Разумеется, издержек, в том числе и весьма ощутимых, избежать не удалось.
Набранный к середине 1998г. отечественной экономикой поступательный ход имел под собой достаточно устойчивую базу, что даже в условиях мощного негативного воздействия последствий финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998г. у нашего главного экономического партнера – России, позволило сохранить положительные тенденции в динамике основных макроэкономических параметров. И все же российский кризис в сочетании с собственными ошибками, в первую очередь в проведении денежно-кредитной политики, привел к очевидным негативным последствиям для белорусской экономики. Прежде всего, это проявилось в развитии инфляционных процессов.
Анализ макроэкономической ситуации республики за прошлый год показывает, что директивное кредитование экономики обусловило ее определенный «перегрев», что в конечном итоге негативно отразилось на социально-экономической ситуации в стране. Разовая девальвация рубля на 25% 01.01.2009 года еще сильнее пошатнула экономику Беларуси.
Основной задачей государственной экономической политики в настоящее время является устранение имевших место в прошлом году в экономике отрицательных процессов, факторов и причин, не позволивших вывести народное хозяйство на уровень намеченных важнейших параметров прогноза социально-экономического развития РБ на 2008 г.
В январе-июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась поддержанием высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных доходов населения, а также ускорением инфляционных процессов, существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций. В соответствии с прогнозом в качестве одного из ключевых направлений в 2009году было определено сдерживание инфляции , в первую очередь за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики; совершенствование валютного регулирования в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразовании РБ основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения.
Основными направлениями по осуществлению программы антиинфляционных мер в Республике Беларусь на 2009 год было:
- обеспечение краткосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджета в целях избежания кассовых разрывов без привлечения ресурсов Национального банка;
- проведение работы по поэтапному сокращению перечня товаров ( работ, услуг ), в отношении которых осуществляется регулирование цен ( тарифов);
- обеспечение параметров роста денежного предложения в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики;
- поддержание базовой ставки рефинансирования на уровне, обеспечивающем положительную реальную ставку на денежном рынке;
- обеспечение контроля за выполнением мероприятий Национальной программы развития экспорта по сокращению отрицательного сальдо внешней торговли и мероприятий Государственной программы импортозамещения;
- расширение рынка ценных корпоративных бумаг за счет разгосударствления по решению Правительства Республики Беларусь юридических лиц, находящихся в собственности государства;
- реализация отраслевых, региональных и республиканской программы энергосбережения;
- развитие системы адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц.
Важнейшее место в прогнозе на 2009г. отведено денежно-кредитной и валютной политике. Монетарная политика будет направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, создание условий для финансовой и ценовой стабилизации в условиях влияния мирового финансового кризиса.
Процентная политика будет направлена, прежде всего, на дальнейшее укрепление белорусского рубля как средства сбережения.
Что касается валютной политики, то ее основная задача – максимально возможное изъятие валюты из обращения.
Привлечение внешних источников финансирования будет проводиться в 2009 г. всеми разумными способами, которые необходимо чтобы исполнить запланированный рост экономики и рассчитаться за энергоносители.
Значимая роль в ближайшей перспективе отводится и ценовой политике. В 2009 г. она направляется на реализацию принятых в Концепции ценообразования Республики Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования системы ценообразования.
Будет продолжена политика сдерживания роста цен на газ, электрическую и тепловую энергию для промышленных потребителей, преодоление сложившихся диспропорций в уровнях цен и тарифов и снижения объемов перекрестного субсидирования.
По продовольственным товарам политика ценообразования будет направлена на сокращение ценовых перекосов, насыщение потребительского рынка, обеспечение рентабельного производства продуктов за счет поэтапного изменения цен на них, имеющего целью компенсацию обоснованного удорожания сельхозсырья и топливно-материальных затрат при нормированных производственных издержках.
Государственное регулирование цен и тарифов предполагается осуществлять преимущественно экономическими методами с использованием налоговых, амортизационных, таможенных регуляторов, направленных на стимулирование роста производства, снижение затрат и формирование на этой базе экономически обоснованных цен. В то же время оно будет осуществляться в таком направлении, чтобы обеспечить покрытие за счет цен экономически оправданных издержек производства и обращения.
В целях ликвидации условий для недобросовестной конкуренции и в целом злоупотреблений доминирующим положением посредством установления монопольно высоких цен или других видов проявлений монополистической деятельности предполагается усилить контроль за нормированием затрат и ужесточить при этом политику в отношении включения в цены необоснованных затрат.
Таким образом, ценовая политика, одной стороны, будет способствовать свободному формированию цен, с другой – нейтрализовывать последствия роста цен мерами адресной социальной поддержки населения. Кроме того, она будет ориентирована на пресечение необоснованного роста цен и преодоление сложившегося межотраслевого и внутриотраслевого диспаритета.
ВЫВОДЫ
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему любого государства в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
Итоги социально-экономического развития страны за 2008 год свидетельствуют о ускорении инфляционных и девальвационных процессов, увеличения темпов роста производства промышленной продукции, товаров народного потребления и валового внутреннего продукта.
Курсовая политика сохранила роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Произошла привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США установлено изначально в пределах плюс/минус 5 процентов, затем расширено до 10 процентов.
В январе-ноябре 2009 г. проводился широкий круг мероприятий по государственному повышению цен. Это, с одной стороны, продиктовано необходимостью устранения базовых диспропорций в структуре цен, а с другой стороны – направлено на повышение рентабельности, а в ряде случаев – на устранение убыточности производства товаров и услуг, Так, в целях перекрестного субсидирования и увеличения доли оплаты населением стоимости предоставляемых услуг были повышены тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, проводилось повышение цен на ряд социально значимых продовольственных товаров и услуги транспорта.
Проводимая Национальным банком в январе-ноябре 2009 года процентная политика была ориентирована на поддержание положительных значений реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и увеличение доступности кредитов банков для предприятий реального сектора экономики. Данный ориентир обеспечивался, прежде всего, посредством регулирования величины базовой ставки рефинансирования. Национальный банк ,учитывая темпы инфляции в январе-ноябре осуществил с 01.12.2009 снижение ставки рефинансирования с 14 % годовых на начало года до 13,5%годовых. Таким образом , среднее значение ставки рефинансирования в январе-ноябре 2009 года сложилось на уровне 14% годовых.
Исходя из Основных направлений денежно – кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, в следующем году сохранится преемственность целей денежно – кредитной политики, сложившейся в предыдущие годы.
Достижение поставленных параметров будет обеспечено, прежде всего, за счет:
- улучшения качественных параметров функционирования экономики на основе разработки и реализации программ структурной перестройки и повышения конкурентоспособности белорусской экономики;
- обеспечений привлечений иностранных инвестиций;
- усиления инвестиционной ориентации банковской системы, развития лизинга;
- активизации процессов комплексной реструктуризации, акционирования и приватизации крупных и средних предприятий с привлечением иностранных инвесторов ;
- повышения производительности труда, сокращения излишней численности занятых на производстве и совершенствования механизма распределения доходов ;
- закрепление положительных тенденций, достигнутых в денежно – кредитной сфере и на валютном рынке
- уровень обменного курса белорусского рубля к валютам других стран будет определяться на основе корзины валют
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, поддержание приемлемого обменного курса белорусского рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов, наращивание ресурсной базы коммерческих банков, снижение нормативных требований к резервам. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь. И поскольку Республика Беларусь и весь окружающий мир находится в состоянии финансового кризиса, от руководства страны, вернее от их слаженных действий, зависит то, с какими показателями мы вступим в новый, «посткризисный» период. Остается надеяться, что создание таможенного союза и получение уступок по транзитным пошлинам на нефть сможет покрыть недостаток бюджета от директивного кредитования и увеличившейся нагрузки по внешним займам.
Библиографический список:
1. Борисов Е., Волков Ф. Основы экономической теории, М. 1991г.
2. Белорусский экономический журнал ,№10 2009 г.
3. Белорусский экономический журнал ,№10 2009 г.
4. Белорусская деловая газета № 9 2009 г.
5. ,,Деньги, кредит, банки” под общей редакцией проф. Г. И. Кравцовой, ООО “МИСАНТА”, Мн. 1997г
6. П.А. Самуэльсон, В.Д. НордхаусЭкономика, “Бином-КноРус”, М. 1997 г.
7. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Экономикс” реферат-дайжест учебника, “Хагар-Демос”, Киев 1993 г.
8. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год.
9. Официальный сайт НБРБ www.nbrb.by
10. Официальный сайт Министерства статистики .
Статистические данные.