Арабский Халифат 3
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание 1. Арабский Халифат: возникновение, общественный и государственный строй, основные черты права 3 2. Первая французская Конституция 1791 г. 9Содержание
1. Арабский Халифат: возникновение, общественный
и государственный строй, основные черты права............................ 3
2. Первая французская Конституция 1791 г..................................... 9
3. Основные тенденции государственно-правового развития
США и Новейшее время..................................................................... 13
Задача ................................................................................................. 17
Список литературы............................................................................ 18
1. Арабский Халифат: возникновение, общественный и государственный строй, основные черты права
Арабский халифат (араб. ) - теократическоеарабо-мусульманскоегосударство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв. и возглавлявшееся халифами.
Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его преемниках, на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов («заместителей пророка»).
Под их руководством в VII-VIII вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков [7, c. 123].
В итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство — Арабский Халифат. В его состав вошла и Аравия.
Дав своей новой родине новую религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой ступени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию, Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма. Под воздействием этого процесса разложение первобытно-общинного строя у арабов быстро завершилось [1, c. 77].
Для арабского феодализма наряду с главными чертами, общими для феодального общества любой страны, были характерны важные особенности.
Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата была неодинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились значительные пережитки родоплеменного строя.
Государственный аппарат Халифата был достаточно централизованным. Этому во многом способствовала концентрация в руках главы государства, значительной части земельного фонда страны. Высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират) - принадлежала халифу. Первые халифы избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Власть халифа в принципе признавалась неограниченной, но в действительности он должен был считаться с крупнейшими феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей [7, c. 124].
Центральными органами государственного управления являлись следующие ведомства (диваны):
1) диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники, составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты и земельных пожалований за службу;
2) диван-ал-харадж, контролировавший деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных поступлений в казну;
3) диван-ал-барид, занимавшийся дорогами и почтой, руководивший строительством дорог, колодцев и т. д. Являясь фактически единственной организацией, способной весьма быстро обеспечить передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало везиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, везиры постепенно сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной мере халифов от реальной власти [5, c. 100].
Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право - шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:
Коран - главная священная книга ислама. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной части содержат предписания относительно семейно-наследственного исудебного права. Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначном: мусульмане-шииты признают не все хадисы [1, c. 79].
Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в названных выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что Мухаммед при названных условиях поощрял свободное усмотрение судей (иджти-хад). По преданию, Мухаммед сказал: «Если судья вынес решение по своему усмотрению и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если он судил по своему усмотрению и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере» [5, c. 102].
Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
В дальнейшем по мере распространения ислама появились и другие источники права - указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и некоторые другие. Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись в данном регионе доминировавшим там направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Но в то же время наметилась тенденция к теоретическому обобщению правовых норм [2, c. 237].
Мусульманское право изначально исходило из того, что деятельность людей в конечном итоге определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Поэтому отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, влекущий высшее возмездие. Действия мусульманина различаются следующим образом: 1) строго обязательные, 2) желательные, 3) разрешаемые, 4) нежелательные, но ненаказуемые, 5) запрещенные и строго наказуемые [7, c. 126].
Эта дифференциация особенно важна применительно к главным защищаемым исламом ценностям: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности. По сущности посягательства на них, а также по характеру наказания все преступления в основном сводятся к трем видам:
1) преступления, направленные против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд;
2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные санкции;
3) правонарушения, включая преступления, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду.
К преступлениям хадд относились, прежде всего, вероотступничество и богохульство, наказывавшиеся смертной казнью. Впрочем, по мнению многих видных правоведов, раскаяние вероотступника допускает его прощение. Смертной казнью наказывались и все выступления против государственной власти.
Среди преступлений против отдельных лиц • право наибольшее внимание уделяло умышленному убийству, причем предусматривалось альтернативное наказание. По преданию, Мухаммед предлагал родственникам убитого выбрать одно из трех: смертную казнь, прощение убийцы, принятие выкупа за кровь (дийа). Размер выкупа обычно определялся как стоимость 100 верблюдов. Учитывалась субъективная сторона преступления. Лицо, совершившее неумышленное убийство, платило выкуп и несло религиозное искупление (каффара) [2, c. 239].
Нанесение телесных повреждений в основном наказывалось по талиону.
Кража как посягательство на одну из основных ценностей, охраняемых религией, преследовалась весьма сурово: осужденному похитителю отсекалась рука. Такая санкция применялась, если похищенное оценивалось, не ниже определенной стоимости и было разрешено для мусульман (поэтому такой санкции не предусматривалось, например, за кражу вина или свинины). Были и другие ограничения.
Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на другую важную ценность, защищаемую правом,— разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяниц 40 ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев [5, c. 105].
В праве времен Халифата получили некоторое развитие и нормы, регулирующие отношения собственности. Было положено начало формированию основных правовых земельных статусов. Это:
1) хиджаз - земли, где по приданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;
2) вакуф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогообложения и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог состоять и из другого недвижимого и движимого имущества;
3) мульк - земли, которые по характеру правомочий их обладателей могли быть отождествлены с частнособственническими;
4) иктпа - временные пожалования земли вместе с проживавшим на ней крестьянским населением за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян [1, c. 82].
Обязательственное право еще не сложилось в полном объеме, но в подходе к решению ряда конкретных споров определялись некоторые важные принципы — запрещение обращать должников в рабство, осуждение ростовщичества. Имелись некоторые различия в подходе авторитетных правоведов к основаниям возникновения и содержанию обязательств. Хотя в главном они были едины. Основаниями возникновения обязательств считались: волеизъявление двух сторон, т. е. договор; одностороннее волеизъявление, например обещание или обет; проявление недобросовестной воли, например умышленное повреждение чужого имущества. Предметом договора не должно было быть действие, в чем-либо нарушавшее шариат. Договоры делились на необменяемые и обменяемые (по воле одной из сторон). Так, договор купли-продажи в принципе признавался необменяемым, но мог быть обменен в семи случаях (например, односторонне расторгнут, пока продавец и покупатель не разошлись). Заключение договора не требовало особой формы. Исключение составляли два контракта: заключение брака и договор купли-продажи с доставкой товара спустя определенное время. В этих случаях необходимо было присутствие свидетелей или письменное оформление [2, c. 241].
2. Первая французская Конституция 1791 г.
Первая Конституция королевства Франции от 3 сентября 1791 г. В конституциях периода революции содержались установления об основах государственного устройства и форме правления, о способах обеспечения естественных и гражданских прав и о государственных властях – законодательной, исполнительной и судебной. Принятие Национальным собранием первой писаной Конституции от 3 сентября 1791 г. приходится на относительно мирный и легальный (конституционный) период течения конфликта между королем и собранием сословий, провозгласившим себя собранием представителей нации. Характерно, что законодательное собрание присягало в этот период «поддерживать Конституцию королевства, изданную Национальным собранием в течение 1789, 1790 и 1791 годов» (ст. 5, разд. 11) [3, c. 271].
В преамбуле Конституции говорилось о направлении перемен в общественном и политическом устройстве нации.
Обеспечение естественных и гражданских прав Конституция провозглашала и обеспечивала следующие естественные и гражданские права:
- доступ всем гражданам к местам и должностям с учетом и добродетелей и способностей;
- равномерную раскладку всех налогов согласно имущественному положению граждан;
- равное наказание за равное правонарушение независимо от каких-либо личных различий;
- свободу передвижения без опасения подвергнуться задержанию или заключению; свободу устного и письменного слова без предварительной цензуры; свободу собраний (за исключением собраний рабочих и ремесленников для обсуждения «общих вопросов» или собраний, нарушающих полицейские законы о поддержании порядка и общественного спокойствия); свободу отправления своих вероисповедных обрядов; свободу обращения с петициями, подписанными отдельными гражданами;
- запрет издавать законы, препятствующие осуществлению перечисленных естественных и гражданских прав или нарушающих эти права;
- право граждан избирать и назначать служителей культа; брак признавался законом лишь в качестве гражданского договора [4, c. 430].
Под свободой понималась возможность делать все, что не наносит ущерба правам других или общественной безопасности (некоторое уточнение Декларации с упоминанием об интересах общественной безопасности). Конституция гарантировала заботу о призрении покинутых детей, убогих и приискание работы здоровым неимущим (эту тему поддержат и расширят затем якобинцы). Народное образование объявлялось общим для всех граждан и отчасти бесплатным.
Для поддержания «братства между гражданами, преданности родине, конституции, законам» будут установлены, говорилось в Конституции, национальные празднества в ознаменование памяти Французской революции.
О государственных властях
Суверенитет принадлежит нации, он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем. Королевство состоит из 83 департаментов, которые делятся на дистрикты и кантоны. В городах и сельских округах образуются коммуны. Законодательная власть вверяется депутатам Национального собрания, избранным народом на определенный срок. [2, c. 491]
Форма правления, в стране – конституционная монархий при которой исполнительная власть вверена королю.
Законодательная власть принадлежит только законодательному корпусу. Исполнительная власть лишена этой возможности, она может издавать предписания и обращения лишь на основе законов во имя их реализации.
Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок. Она не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем, ни народом. Таковы особенности французской модели обособления властей в условиях конституционной монархии.
Активность граждан-избирателей ограничена мужеским полом и возрастом 25 лет, сроком проживания в городе или кантоне, исправностью в уплате налога, независимым личным положением (домашней прислуге нельзя было участвовать в выборах), принадлежностью к составу национальной гвардии. Наконец, оставшиеся 249 представителей избиралив соответствии с прямым налогообложением (вся сумма прямых королевских налогов также делилась на 249 частей, и каждый департамент избирал представителей в соответствии с количеством уплачиваемых им налогов). Отныне депутаты должны были избираться всеми налогоплательщиками (к большой выгоде буржуазии) Избиратели, преодолевшие цензовый имущественный барьер, теперь получили также право избирать судей и местную администрацию [4, c. 432]
В разделе «О пересмотре конституционных постановлений» было записано: «Национальное учредительное собрание объявляет, что нация обладает неотъемлемым правом изменять свою Конституцию». Далее следовало перечисление процедурных и иных требований к пересмотру Конституции специальным собранием по пересмотру Конституции. В ст. 9 этого раздела было также записано весьма своеобразное положение о гарантиях и гарантах соблюдения данной Конституции: «Национальное учредительное собрание вверяет соблюдение Конституции добросовестности законодательного корпуса, короля и судей, бдительности отцов семейства, супруга и матерей, преданности юных граждан и мужеству всех французов».
Конституция 1791 г. была утверждена королем под угрозой низложения. Согласно положениям Конституции, из 24 млн. населения только 4,3 млн. получили статус активных граждан, а все остальные пребывали в разряде пассивных граждан. Эту ситуацию вполне реалистично резюмировал депутат Дюпон де Немур: «У кого ничего нет, тот не член общества... Управление и законодательство – дело собственности, а потому только собственники действительно заинтересованы в них». Еще в декабре 1789 г., после введения имущественного ценза, устранившего радикальных участников событий из числа санкюлотов, адвокат Камилл Демулен уверенно предположил, что такой ценз создаст в стране аристократическую власть. Если бы были живы Руссо, Корнель или Мабли, никто из них не стал бы депутатом. Из числа избирателей исключены все женщины и мужчины моложе 25 лет.
Для избрания выборщиком (по 1 от 100 активных граждан) необходимо дополнительно к перечисленному иметь доход, равный стоимости 200 рабочих дней, или жилое помещение, приносящее доход, а также владение на праве собственности с различиями для городов (свыше 6 тыс. жителей) или для сельской местности (менее 6 тыс. жителей) [2, c. 993].
Выборщики, отобранные по каждому департаменту, избирали затем представителей в собрание нации в количестве, установленном для их департамента. В Национальное собрание могли быть избраны все активные (т.е. имеющие право голоса) граждане независимо от их общественного положения, профессии или размера уплачиваемых налогов.
Число представителей в Национальном законодательном собрании было установлено в 745 депутатов на 83 департамента. Они избирались каждые два года и заседали в составе одной палаты. Однако число представителей от департаментов распределялось в зависимости и с учетом трех параметров: территории, населения, прямого налогообложения.
Таким образом, примерно одна треть законодателей (247 человек) избиралась в соответствии с размерами территории (от каждого департамента по 3 представителя, от департамента Парижа только 1 представитель); другая треть – с количеством населения: вся масса активных граждан королевства делилась на 249 частей [3, c. 274].
3. Основные тенденции государственно-правового развития США и Новейшее время
В послевоенный период изменилась структурная композиция многих конституций либерально-демократической ориентации. Отныне конституции не просто регулируют организацию и распределение власти, но одновременно более широко закрепляют устоявшуюся систему ценностей, принципов права и справедливости, т.е. содержат элементы политико-философского мировоззрения. Так, например, они включают в себя характеристику политических и идеологических основ организации общества и места и роли в нем политических партий [2, c. 687].
Весьма существенными для организации и функционирования конституционных учреждений становятся в послевоенный период некоторые важные перемены в режиме властвования и в политической системе в целом. Политическая организация современного либерально-демократического общества, его политическая система, которую можно назвать еще и политической конституцией, есть, прежде всего форма легитимного (основанного на авторитете закона) распределения власти в обществе и государстве. Она включает в себя помимо государства также политические партии, массовые религиозные и иные общественные организации, другие учреждения группового либо индивидуального участия в политической жизни, в выработке важных политических решений и контроле за их осуществлением и т. д. [7, c. 500]
В США вплоть до начала 50-х гг. существовала и защищалась расовая сегрегация, несмотря на провозглашенное во второй половине XIX в. расовое равноправие. Официальное истолкование этой практики сводилось к тому, что расовые различия заложены природой, они столь же фундаментальны, как различия между мужчиной и женщиной, и с этим надо считаться. Формально все равны перед законом, но каждая раса должна практиковать равное обращение по отдельности. Только в 1954 г. Верховный суд признал расовые различия не столь фундаментальными, а сегрегацию противоречащей Конституции страны. В 1957 г. был принят Закон о гражданских правах, на основе которого возникла Комиссия по гражданским правам, принимавшая к рассмотрению жалобы и заявления о дискриминации граждан по расовому, религиозному и другим мотивам.
В развитие и обеспечение пользования гражданскими правами в 1964 г. принимается очередной Закон о гражданских правах, в котором гарантируется равное участие негров в избирательных кампаниях по принципу «один человек – один голос», а также равенство возможностей при поступлении на работу, в повседневной жизни. «Ни один штат... и ни один его служащий... не станет использовать признак расовой принадлежности, пола, цвета кожи, этническую принадлежность или национальное происхождение в качестве критерия для дискриминации или дарования привилегированного обращения с индивидом или группой» [2, c. 688].
Закон о свободе информации 1967 г. предоставил право требовать и получать информацию о деятельности государственных органов по наблюдению за частной жизнью граждан, вторжение в которую без разрешения считалось отныне незаконным правом воспользовались лишь некоторые политические ассоциации (например, троцкисты), и они получили такой доступ, поскольку отказ в предоставлении подобной информации можно обжаловать в суде. В 1971 г. согласно XXVI поправке возрастной избирательный ценз был снижен до 18 лет, но это снижение не дало ожидаемого эффекта, и молодежь по-прежнему осталась равнодушной к избирательным кампаниям. В 1972 г. началась ратификация принятой конгрессом поправки о признании равноправия мужчин и женщин, но в отпущенный 10-летний срок штаты не уложились, и поправка в 1982 г. была снята с ратификации. Правда, равноправие мужчины и женщины было закреплено в основных законах 17 из 50 штатов. Самой трудной для ратификации стала принятая в 1992 г. XXVII поправка о запрете членам Конгресса делать прибавки к депутатскому жалованью и получать их в период срока своих депутатских полномочий. На ее утверждение потребовалось 203 года, начиная с 1790 г. [4, c. 600]
Законом 1974 г. было сформулировано положение об охраняемой от внешнего вторжения области частной жизни (privacy), которая включала в себя сферу семейной жизни, состояние здоровья, интимные отношения и связи. Этот закон нанес сильный урон той сфере деятельности средств массовой информации, которые специализировались на сборе и своекорыстном использовании материалов, относящихся к сфере частной жизни. Судебная практика частично пошла на уступки этой традиции, когда признала абсолютно неприкосновенной частную жизнь только граждан, не занимающих публичных должностей [7, c. 502].
Отметим наиболее важные общественно-политические события этого времени. «Вторая реконструкция Уоррена». В 50-е годы в США развернулось массовое движение негритянского населения против практики сегрегации. Его самым известным лидером стал священник М. Л. Кинг. Движение за гражданское равноправие афроамериканцев вызвало адекватную реакцию председателя Верховного суда Э. Уоррена, возглавившего высшую судебную коллегию в 1953 г. По его инициативе суд последовательно признал неконституционными те многочисленные законы штатов, которые закрепляли практику «раздельного сосуществования рас». Так в основном был завершен процесс, начатый за 100 лет до этого Линкольном. С деятельностью Уоррена связано и возникновение современной практики деятельности правоохранительных органов США. Верховный суд стремился укрепить в их деятельности начало законности, защитить от полицейского произвола задерживаемых лиц. Именно в это время появляется «правило Миранды»: полиция обязана предупреждать задержанного о его праве молчать, иметь адвоката и о том, что все сказанное может быть обращено против него. Реализация программ «Новые рубежи» президента Д.Ф. Кеннеди (1961-1963) и «Великое общество» Л.Б. Джонсона (1963-1969). Федеральное правительство инициировало масштабные социальные программы, направленные на создание доступных образовательной, медицинской и пенсионных систем, помощь бедным, поддержку городов, строительство дешевого жилья, охрану окружающей среды и т.д. Расходы штатов и федерации на эти нужды выросли многократно. Это был окончательный разрыв с традиционным американским социальным индивидуализмом. Президенты 70-х годов (Р. Никсон, Д. Форд, Д. Картер) продолжили политику своих предшественников. Исторически оправданная, она постепенно обнаружила свои слабости. Постоянный рост расходов на социальные программы вел к росту налогов, государственного долга, поощрял социальный паразитизм [4, c. 602].
Политика 70-х годов подготовила «консервативную революцию» Р. Рейгана (1981-1989). Она была направлена на снижение налогов и одновременное сокращение социальных программ федерального правительства. Это должно было вывести страну из полосы экономических трудностей 70-х годов, уменьшить колоссальный государственный долг. Одновременно ставилась задача создать новые федеративные отношения: резко сократить федеральную помощь штатам, передать им ответственность за основные социальные программы, одновременно оставляя за ними большие финансовые ресурсы. Программа Рейгана, встретившая сильное противодействие в обществе и Конгрессе, удалась только частично, однако она поставила предел политике постоянного расширения масштабов государственного вмешательства в сферу экономики и социальных отношений. Завершение «холодной войны» привело к сосредоточению американского общества на своих внутренних проблемах. В нем вырабатывается определенный консенсус по основным вопросам внутренней политики, что привело к сближению программ демократической и республиканской партий. Одновременно американцы большее внимание начинают обращать на менеджерские способности своих президентов. Именно в этом специалисты видят значение президентства У. Клинтона (1993-2001 [7, c. 504]
Задача
Тамкар Курди-Иштар продал двух взрослых сыновей должника Шамаш-Гамиля, отрабатывавших долг своего отца в хозяйстве тамкара. По прошествии трех лет Шамаш-Гамиль узнал об этом и потребовал их возврата. Поскольку тамкар отказался выполнить требование, Шамаш-Гамиль обратился в суд.
Каково должно быть решение судьи на основании Законов Хаммурапи?
Решение:
Согласно ст. 117 Законов Хаммурапи «Если долг одолел человека, и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода».Смысл статьи: «человек» находится в долгу, который он не имеет ни надежды, ни возможности заплатить. В этой ситуации он может погасить долг, используя члена своей семьи, находящегося под его патриархальной властью, как собственность: либо он продает его третьему лицу «за серебро» и этим серебром уплачивает долг заимодавцу, либо он отдает его в услужение («кабалу») самому заимодавцу в качестве уплаты долга (возможно, потом, раздобыв средства, он имел бы право выкупить члена своей семьи обратно).Согласно этой статье суд должен вынести решение о выполнении требования Шамаш-Гамиля.Список литературы
1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра – М.: Юристъ, 1996 г. – 418 стр.;
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство «НОРМА», 2001 г. – 744 стр.;
3. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общей ред. д.ю.н. проф. А.О. Жидкова. 2-е изд., стер. – М.: НОРМА, 2004 г. – 624 стр.;
4. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / Под общей ред. д.ю.н. проф. А.О. Жидкова. 2-е изд., стер. – М.: НОРМА, 2004 г. – 720 стр.;
5. Косареы А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002 г. – 464 стр.;
6. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / под ред. В.М. Корецкого – М.: Государственное из-во юридической литературы, 1961 г. – 952 стр.;
7. Черниловский З.М. всеобщая история государства и права. Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2002 г. – 592 стр.