Архаическая Греция
СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Периодизация 2 Общество 2.1 Города 3 Искусство 3.1 Керамика 3.2 Архитектура 3.3 Скульптура 3.4 Примеры архаического греческого искусства
План
Введение
1 Периодизация
2 Общество
2.1 Города
3 Искусство
3.1 Керамика
3.2 Архитектура
3.3 Скульптура
3.4 Примеры архаического греческого искусства
4 История
4.1 Конфликты
5 Важные деятели архаического периода
5.1 Государственные деятели
5.2 Эпические поэты
5.3 Философы
5.4 Лирические поэты
5.5 Логографы
5.6 Баснописцы
Список литературы
Архаическая Греция
Введение
Архаический период в истории Греции (650—480 гг. до н. э.) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).
Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой.[1] Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо — это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.[2]
По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры.[3] Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.
1. Периодизация
1. Архаический период — 7 в. до н. э.— нач. 5. в. до н. э.
1. Ранняя архаика — нач. 7 в. до н. э. — 570-е гг. до н. э.
2. Зрелая архаика — 570-е гг. до н. э. — 525-е гг. до н. э.
3. Поздняя архаика — 525-е гг. до н. э. — 490-е гг. до н. э.
2. Общество
2.1. Города
Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели-акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.
Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.
Маргалит Финкельберг[4] посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте, очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».
К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами, появился новый вид правительства- город-государство, также называемый полисом. Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм , который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов. Типичным публичным зданием становится акрополь.[5]
3. Искусство
Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.
3.1. Керамика
В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль.
В керамике ориентализирующий стиль, в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль.
С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».
3.2. Архитектура
Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера,
3.3. Скульптура
В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
3.4. Примеры архаического греческого искусства
· Архаический курос
· Ориентализирующий стиль
· Чернофигурная керамика
· Реконструированная раскраска Коры архаического периода
4. История
4.1. Конфликты
· Аркадийские войны
· Афинские республиканские войны
· Первая мессенская война (ок. 750—730 гг. до н. э.)
· Первая священная война (595—585 гг. до н. э.)
· Лелантинская война (конец VIII века до н. э.)
· Разрушение Эпидавра Периандром (около 600 г. до н. э.)
· Вторая мессенская война (640—620 гг. до н. э.)
· Спартанская экспедиция против Поликрата Самосского (529 г. до н. э.)
· Тирейская война (середина 6 в. до н. э.)
Смотрите также:
· Войны Древней Греции
· Войны Древнего Мира
5. Важные деятели архаического периода
Государственные деятели Эпические поэтыГесиод Философы
· Анаксимандр
· Анаксимен
· Гераклит
· Пифагор
· Фалес
· Ксенофан
Лирические поэтыАлкейАнакреонСапфоСтесихор ЛогографыКадм МилетскийГекатей Милетский Баснописцы
· Эзоп
Список литературы:
1. Snodgrass, p. 13.
2. Grant Michael The Rise of the Greeks. — New York: Charles Scribners Sons.
3. Snodgrass, pp. 13, 23.
4. Margalit Finkelberg, «Royal Succession in Heroic Greece» The Classical Quarterly , New Series, 41 .2 (1991:303-316)
5. Snodgrass, pp. 28-34.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Архаическая_Греция