Социальная ответственность российских компаний

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ 4 СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 4 1.1. Социальная активность, ответственность и ожидания 4 1.2. Подходы к социальной ответственности. 6

СОДЕРЖАНИЕ

[1]

Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответственно действовать в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Бизнес обязан быть активно социально ответственным по причине «железного закона ответственности», «в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет»[2] .

Всем известно, что социальные ожидания в отношении бизнеса с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление общества о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а что не должна делать организация. По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов, - к примеру, сколько токсичных веществ может содержаться в промышленных стоках; как исключить дискриминацию при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать другим странам. Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако, она не обязательно будет также считаться и социально ответственной.

1.2. Подходы к социальной ответственности.

Некоторые люди выступают в защиту увеличения социальной ответственности, в то время как другие приводят доводы в пользу того, что социальная роль компаний и так уже достаточно велика. Неудивительно, что и сами компании занимают разные позиции в отношении социальной ответственности.

Рис.2 Типы отношения к социальной ответственности.[3]

Минимальный уровень Максимальный уровень

соц. ответственности соц. ответственности

Обструкционистская Оборонительная Позиция Активная

позиция позиция приспосабливания позиция

Обструкционистская позиция. Компании, которые занимают обструкционистскую позицию по отношению к социальной ответственности, в большинстве случаев направляют минимум усилий на решение социальных проблем. Когда такие компании переходят этическую или правовую черту, отделяющую приемлемые действия от неприемлемых, их типичная реакция сводится к отрицанию или к неприятию ответственности за свои действия.

Например, в адрес некоторых представителей высшего руководства зарубежных предприятий шведской компании Astra поступило обвинение в нарушении профессиональной этики. Этих менеджеров обвиняли в сексуальных домогательствах на рабочем месте и использовании средств компании в личных целях. Когда эти информация всплыла на поверхность, руководство компании ее отрицало и не стало проводить расследование. Такой же была реакция компаний Danon и Nestle, которые обвинялись в нарушении международных соглашений 1981, обеспечивающих контроль над продажами смесей, заменяющих материнское молоко.[4]

Оборонительная позиция. Оборонительная позиция компания в плане ее обязанностей перед обществом состоит в том, что компания делает все, что от нее требуется по закону, но не предпринимает никаких дополнительных действий. Руководство компаний, характеризующихся таким отношением к социальной ответственности, настаивают на том, что их работа- генерирование прибылей и ничего более.

Компании, выпускающие табачные изделия, такие как PhilipMorris, занимают именно такую позицию, проводя маркетинг своих изделий. В США закон требует от компаний, чтобы они размещали на пачках сигарет предупреждающие надписи о вреде курения и ограничивали рекламу только определенным кругом СМИ. На рынке США компании придерживаются закона, но, например, на рынки стран Африки, где не действует данное законодательство, продвигают сигареты, на упаковке которых практически нет предупреждений о вреде курения. А также в изготовление этих сигарет используется больше смолы и никотина, по сравнению с сигаретами, продаваемыми в США.[5] Компании, занимающие оборонительную позицию не склонны покрывать правонарушения.

Позиция приспосабливания. Компании, занимающие позицию приспосабливания по отношению к соц. ответственности выполняют все правовые и этические требования, а также добровольно соглашаются принять участие в социальных программах, однако, только после представления убедительных доводов в пользу того, что та или иная программа заслуживает участия компании. Компании, занимающие данную позицию, выделяют благотворительные взносы на определенные, специально выбранные цели. Однако проблема состоит в том, что кто-либо должен “постучать в дверь” и попросить о помощи, - сами компании не проявляют особой активности в поиске объектов для благотворительности.

Активная позиция. Самую высокую степень социальной активности демонстрируют компании, занимающие активную позицию по отношению к своим обязательствам перед обществом. Они считают себя неотъемлемой частью общества и ищут возможность внести свой вклад в общественное благосостояние. Прекрасным пример активной позиции представляет собой программа “Дом Рональда Макдонольда”, реализуемая корпорацией McDonald’s. В Домах Рональда Макдональда, расположенных поблизости от основных медицинских центров, за минимальную плату могут жить члены семей больных детей, которые проходят лечение в ближайших медицинских центрах. Так же активную позицию по отношению к социальной ответственности заняла Габриэла Мелчионда, владелица косметической компании MadGab’s. Ей предложили заключить весьма выгодный контракт об экспорте продукции компании в Турцию. Но она отказалась от этого предложения, узнав, что будущий экспортер ее продукции также занимается торговлей оружием.[6] Такие поступки и программы подобного рода свидетельствуют об искренней и действенной заботе о повышении уровня общественного благосостояния.

Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х годов. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.[7]

Аргументы против социальной ответственности

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции.

3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.[8]

Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность тесно связаны. Едва ли не все сферы бизнес-активности в большей или меньшей степени включают социально-значимые компоненты. Ниже приведен список основных функций бизнеса, имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности:

1. Общая политика и стратегия: насколько политика и стратегия компании служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам;

2. Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;

3. Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;

4. Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;

5. Продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами;

6. Развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников (в том числе представителей меньшинств), охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д.;

7. Финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям;

8. Проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков;

9. Отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.;

10. Отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения;

11. Меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду.

12. Поддерживает образовательные и исследовательские программы.

13. Оказывает местным организациям поддержку, предлагая им товары и услуги.

14. Спонсирует мероприятия, проводимые местными организациями.

15. Поддерживает искусство.

Недавние социологические исследования показывают, что российские граждане ждут от бизнеса примерно того же.

1.3. Экономический эффект и оценка социальных программ

Несмотря на то, что социальные программы, как правило, благотворительны и не направлены на получение дополнительной прибыли, в социальной деятельности компании все же присутствует экономическая составляющая. При этом наличие экономического эффекта[9] не противоречит сути благотворительности и не умаляет эффекта социального, получаемого местными сообществами. Более того, это свидетельствует о росте качества и эффективности социальных программ корпорации.

После проведенных маркетинговых исследований было выявлено следующее:

· Стратегия социально ответственного маркетинга помогла компании AmericanExpress в первый месяц на 28% увеличить использование карт компании и на 45% количество новых пользователей. Процент при совершении расчета картой AmericanExpress шел на ремонт Статуи Свободы[10] .

· 78% покупателей охотно купят продукцию, если часть средств от покупки пойдет на благотворительность.

· 66% охотно сменят торговую марку на марку той компании, которая поддерживает социальные проекты.

· Значительная часть покупателей готова сменить торговую марку на ту, которая больше ассоциируется с благими делами: Великобритания – 86%, Италия – 75%, Австралия – 73%, Бельгия – 65%.

· Определен коэффициент влияния компонентов социальной ответственности компании на преданность торговой марке, Коэффициент влияния показывает, насколько изменяется значение одного фактора деятельности компании при изменении другого. Например, для промышленной компании увеличение показателя репутации на 1 единицу приведет к увеличению преданности тор­говой марке на 0,42 единицы[11] .

Социальные программы являются основой преданности компании конечного потребителя. Они влияют на репутацию фирмы в целом и, соответственно, имеют отдачу в виде экономического эффекта.

Схема 1.

Преданность торговой марке


Репутация компании


Экономическая значимость Социальная значимость


Социальная ответственность

Западными специалистами было разработано несколько методов оценки социальных программ бизнеса:

· Метод тройного итога.

· Метод сбалансированной карты оценки.

· Метод Лондонской группы сравнительного анализа.

· Европейская модель качества.

· Метод расчета индекса корпоративной благотворительности.

· Индекс Dow Jones Sustainability.

· Индекс FTSE4Good.

· Индекс Domini Social Investment.

Сферы получения экономического эффекта:

· Создание стабильной бизнес-среды.

· Капитализация и финансовая политика.

· Комплекс маркетинга.

· Управление имиджем и ситуацией.

· Управление персоналом.

· Управление рисками.

· Развитие инноваций, способствующих расширению рынка.

Некоторые примеры экономического эффекта социальных программ:

· В США на решение об инвестировании каждого восьмого доллара влияет уровень социальной ответственности компании.

· У компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, финансовые показатели были выше, чем у социально не ответственных, а именно[12] :

– доход на инвестированный капитал –на 9,8%;

– доход с активов – на 3,55%;

– доход с продаж – на 2,79%;

– прибыль – на 63,5%

· Согласно исследуемой выборке доход акционеров социально ответственных компаний в 2 раза выше среднего (43% и 19% соответственно).

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КОРПОРАЦИ Й

Социальная политика корпорации предназначена чтобы творить добро людям, тем самым повышая свой социальный статус. Внешняя и внутренняя социальная политика в равной степени важны, но исходя из широты тематики, в данной работе я ограничусь рассмотрением исключительно внешней социальной политики.

Единых методологических посылок в области социальной активности компании не существует. Каждый субъект бизнеса действует по-своему, исходя из своих возможностей и потребностей его окружения.

Различные примеры социальных программ и действий компаний будут рассмотрены ниже, на практических результатах их деятельности.

2.1. Корпорация Профайн Рус

1. Экологичный профиль КБЕ.

В настоящее время европейские экологи озабочены использованием стабилизаторов на основе тяжелых металлов ПВХ индустрии. Особое беспокойство у них вызывает вопрос вторичной переработки материалов. Комиссия по охране окружающей среды Евросоюза предложила производителям сократить использование свинца. Было принять соглашение “Винил 2010”, целью которого стало увеличение объемов вторичной переработки и поэтапное сокращение свинец-содержащих стабилизаторов.

Одним из лидеров в вопросе экологичного производства ПВХ-профиля стал концерн Profinegroup. Уже в 2004 году все марки, входящие в состав Profinegroup полностью перешли на экологичную рецептуру производства. Вместо солей и свинца на всех предприятиях концерна при производстве профиля применяется экологичное соединение кальция и цинка. Новая рецептура получила название greenline. Благодаря этой рецептуре Profinegroup заботится о человеке и окружающей среде. До настоящего времени рецептура greenline остается уникальной и не внедрена ни на одном производстве в России, кроме заводов Profinegroup.

2. Компания «профайн РУС» инициирует на всей территории России масштабный социальный проект, поддержку которому оказал известный футболист Андрей Аршавин. Компания «профайн РУС», ведущий поставщик и производитель профильных систем из ПВХ, в 2009 году объявил о старте Всероссийской инициативы по обновлению окон в детских учреждениях «Новые окна - новому поколению». Торжественная церемония запуска проекта проходила 1 июня 2009 года - в Международный день защиты детей. Цель программы - улучшение качества жизни российских детей, создание благоприятных и комфортных условий для их учебы и развития. Новые окна из профиля KБЕ будут установлены в школах и детских домах в различных регионах страны. Компания «профайн РУС» намерена привлечь к участию в реализации проекта своих российских партнеров.

В рамках события «профайн РУС» представит первый объект - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, где будут установлены пластиковые окна КБЕ.[13]

«Сегодня решение многих социальных задач лежит в плоскости взаимодействия бизнес-сообщества и государственных структур, - комментирует Андрей Дасковский, генеральный директор компании «профайн РУС». - Поэтому для успешной реализации нашей социальной программы, мы планируем активно сотрудничать с государственными структурами в каждом регионе, и рассчитываем стать примером подобного сотрудничества на своем рынке». [14]

Во множестве детских учреждений на территории России, особенно в небольших населенных пунктах сегодня остро стоит вопрос проведения ремонта и обновления зданий: денег, выделенных из муниципальных бюджетов, часто не хватает на то, чтобы поддерживать здания и мебель в удовлетворительном состоянии. Например, в бюджете Вологодской области на 2009 год средств на плановый ремонт учебных заведений вообще не предусмотрено. В Тульской области 70% школ расположены в зданиях, срок эксплуатации которых превысил 30 лет, 10% школ находятся в ветхих зданиях. В Татарстане в марте этого года приостановлена деятельность начальной школы и детского сада, нуждающихся в срочном ремонте. В Липецкой области по той же причине в 2008 году на полгода была приостановлена работа двух школ.

Привлекать к ремонту детских учреждений бизнес-структуры предложил осенью 2008 года на заседании Совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ Дмитрий Медведев. Глава государства поручил тогда ответственным лицам в течение двух недель подготовить план по приведению всех аварийных школ в надлежащий вид. Президент подчеркнул остроту проблемы, сообщив, что в срочном ремонте в стране нуждаются около 1 тыс. школ, и отметил, что необходимые средства нужно изыскать, несмотря на кризис. Сейчас в разных точках России корпорация «профайн РУС» и ее партнеры осуществляют отдельные проекты по обновлению окон в детских учреждениях. «Сегодня в наше общество все больше приходит понимание того, что ответственность за происходящее в стране несет каждый из нас, а не только федеральные и местные власти, - отмечает Андрей Дасковский, генеральный директор компании «профайн РУС». - И наибольшую ответственность несет сильнейший - тот, кто способен решать самые масштабные задачи. «профайн РУС» намерена внести свой вклад в решение задачи по укреплению материальной базы российских школ и детских домов. Для этого нам необходимо объединить усилия с нашими партнерами, тогда социальная активность будет приумножена». [15]

В рамках социальной инициативы «Новые окна - Новому поколению» компания «профайн РУС» объявляет о начале сотрудничества с благотворительным фондом «Покровский», инициировавшим на юге России социальный проект «Православная деревня».
Проект «Православная деревня» реализуется при поддержке администрации Ростовской области, Ростовской епархии и направлен на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей.
В Ростовской области возводятся двухэтажные дома площадью 150-200 кв.м. для семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Строительство домов и подведение инженерной инфраструктуры осуществляется за счет внебюджетных источников, к работе над проектом привлечен целый ряд социально ответственных компаний, в том числе и компания “Профайн Рус”
Открытие уникальной «Православной деревни» для семей, решивших воспитать чужих детей, привлекло внимание представителей власти, Церкви, руководителей компаний. На торжественной церемонии открытия присутствовал губернатор Ростовской области Владимир Чуб, областные министры, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. В просторных, комфортных, технологичных домах уже начали новую жизнь 23 приёмных ребенка, которые благодаря усилиям многих взрослых перестали быть сиротами. Заметим, что без участия социально ответственных компаний, которым небезразлична жизнь российских семей, которые готовы вкладывать время и средства в создание комфортных жилищных условий, реализация проекта была бы невозможна.
Сотрудничество «профайн РУС» и благотворительного фонда «Покровский» будет продолжено: в рамках проекта «Новые окна - новому поколению» планируется остеклить следующие три дома, возведение которых начнется в ближайшее время.

2.2. Балтика .

В течение нескольких лет пивоваренная компания «Балтика» реализует национальную программу «Балтика – России!». Основные задачи программы: поддержка проектов в сфере здравоохранения, культуры, образования, экологии и оказание помощи социально-незащищенным слоям общества.

Участвуя в общественно значимых событиях и социальных проектах национального и регионального масштаба, компания «Балтика» традиционно поддерживает:

· некоммерческие лечебные учреждения;

· некоммерческие организации, осуществляющие поддержку социально незащищенных слоев населения;

· культурные, религиозные, научные и образовательные учреждения;

· спортивные организации и соревнования, программы по развитию массового спорта;

· региональные проекты в сфере здравоохранения, социальной защиты, науки, культуры и образования; [16]

Кроме того, компания осуществляет экологические программы по трем направлениям: мероприятия по охране атмосферного воздуха, водоохранные проекты и мероприятия, направленные на оптимизацию обращения с отходами.

Любой из перечисленных пунктов не просто декларируется как некая абстрактная концепция, но находит выражение в ряде конкретных мероприятий. Можно говорить о нескольких крупных направлениях данного проекта. Рассмотрим каждое из таких направлений в отдельности.

1. Благотворительность

На уровне компании, благотворительность – это добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.

Крупные предприятия способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций .

Одним из приоритетных направлений программы «Балтика – России!» является именно благотворительность. Базовые принципы благотворительных проектов компании «Балтика», во-первых, в том, что помощь должна идти напрямую людям и учреждениям, которые в ней нуждаются; во-вторых, - помощь должна осуществляться под гарантией властей. Территориальное распространение филиалов «Балтики», позволяет ей осуществлять социально-ориентированные проекты по всей стране.

Приоритетным направлением в благотворительной деятельности компании является содействие в реализации национального проекта «Здоровье». В числе некоммерческих лечебных учреждений, получивших поддержку «Балтики»: НИИ детской ортопедии им. Турнера, детская поликлиника №63 и детский хоспис в Санкт-Петербурге, центр реабилитации больных алкоголизмом «Дом Надежды на Горе» в Ленинградской области, детский санаторий и травматологическое отделение городской больницы скорой помощи Ростова-на-Дону, детский кардиологический санаторий в Туле, клиническая больница в Воронеже.

Особую категорию составляют учреждения для детей-сирот, детей из неблагоприятных семей и нуждающихся в социальной адаптации. В 2007 году «Балтика» финансировала капитальный ремонт детского дома-интерната №5 в Санкт-Петербурге, оказала поддержку детскому дому №8, детскому саду №99 в Туле, Павловскому специализированному дому ребенка и Таловской школе-интернату для детей-сирот в Воронеже. В Красноярске были выделены средства для дома ночного пребывания «Родник» и благотворительной столовой «Милосердие».

Совсем недавно, 29 сентября 2009 года, в специальной (коррекционной) школе № б для детей с нарушениями речи Выборгского района Санкт-Петербурга состоялся праздник по случаю открытия детской игровой площадки. Подарок ребятам сделала компания «Балтика». Объем благотворительной помощи составил 200 тысяч рублей. Школа № 6 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья занимается обучением, коррекцией и социальной адаптацией учащихся с тяжелыми нарушениями речи. Для таких детей важно создать атмосферу сотрудничества, чтобы максимально раскрыть творческую индивидуальность каждого ребенка.[17]

Компания «Балтика» – давний участник Петербургской программы «Долг», оказывающей поддержку ветеранам Великой Отечественной войны.

Благотворительная программа не несёт прямой финансовой прибыли организаторам, но это не значит, что выгода для них в данном случае отсутствует вовсе. Прямые инвестиции в общество, адресная помощь нуждающимся, в широком смысле – это шаг навстречу повышению уровня жизни в стране, что, безусловно, входит в интересы зрелого бизнеса.

2. Экологические проекты

Располагая современными производственными мощностями в разных регионах страны, пивоваренная компания «Балтика» уделяет внимание экологической ситуации в районах расположения своих заводов и предъявляет самые высокие требования к экологической безопасности производства. Предприятие активно вкладывает средства в проекты по уменьшению вмешательства промышленности в экосистему – строит современные пыле и газоочистные сооружения, использует оборотную тару, а также экономит природные ресурсы.

Так на дальневосточном заводе запущен уникальный экологический проект по сжиганию биотоплива. В качестве альтернативного источника энергии «Балтика-Хабаровск» использует биогаз, образующийся при очистке сточных вод. На филиалах «Балтика-Ярославль», «Балтика-Самара» реконструированы имеющиеся или построены новые очистные сооружения. На филиале «Балтика-Тула» запущена в эксплуатацию установка для сушки пивной дробины и отработанных дрожжей.[18]

Наиболее важные проекты, реализуемые компанией «Балтика»: строительство первой ступени сооружений очистки сточных вод завода «Балтика-Санкт-Петербург»; модернизация насосной станции подачи сточных вод на станцию нейтрализации на заводе «Вена» в Санкт-Петербурге; начало строительства II-ой очереди биологических водоочистных сооружений в Самаре; модернизация существующих биологических очистных сооружений в Хабаровске с целью создания отдельной зоны денитрификации; строительство водоочистных сооружений детского оздоровительного лагеря «Балтика» в поселке Молодежное Ленинградской области.

В 2007 году компания вложила более 450 млн. рублей в экологические проекты.

2.3. ОАО “УРАЛСИБ Банк”

Финансовая корпорация УРАЛСИБ совместно с государственными структурами, общественностью и коллегами по бизнесу стремится создать общество, в котором благоприятная и комфортная для жизни социальная среда с каждым годом будет доступна все большему числу наших сограждан. С этой целью был создан Корпоративный благотворительный фонд Финансовой Корпорации УРАЛСИБ, основное направление деятельности которого - помощь детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Все проекты Фонда реализуются в рамках Федеральной целевой программы Дети России.

Попечительским Советом Фонда были утверждены 3 стратегических направления благотворительной деятельности:

Федеральная программа Здоровое поколение, направленная на физическое, культурно-образовательное и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения.
Совместные программы с Детским Фондом Виктория в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве.
Корпоративное волонтерство.

Здоровое поколение - это ключевая благотворительная программа Фонда, которая нацелена на физическое, культурно-образовательное и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. В рамках программы действуют три направления: Физическое развитие, которое включает в себя оздоровительные программы, приобретение и передачу медицинского оборудования и оснащение детских учреждений, адресную помощь больным детям; Культурно-образовательное развитие - это проект УРАЛСИБ дает надежду: Образование. Работа. Жилье; УРАЛСИБ - за равные возможности, помощь талантливой молодежи; Духовно-нравственное развитие - помощь детям военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга; помощь детям, находящимся в воспитательных и исправительных колониях. В 2007-2008 гг. в рамках программы УРАЛСИБ - за здоровое поколение было реализовано более 500 проектов на всей территории России. Наиболее крупные из них - УРАЛСИБ дает надежду: образование, работа, жилье (Санкт-Петербург, Уфа, Петрозаводск) и УРАЛСИБ - за равные возможности (Челябинск и Москва).[19]

Проект УРАЛСИБ дает надежду: образование, работа, жилье направлен на комплексную долговременную помощь детям-сиротам в получении профессионального образования, дальнейшем трудоустройстве и получении жилья. Этот проект уникален, аналогов в России не имеет. Проект УРАЛСИБ - за равные возможности направлен на создание возможностей и дополнительных стимулов у детей-инвалидов к получению высшего образования и престижных профессий. Проект реализуется совместно с Челябинским Государственным Университетом и Российским Государственным Гуманитарным Университетом. Оба проекта предполагают финансирование дополнительных образовательных услуг для детей-сирот и детей-инвалидов, систему именных стипендий, закупку специализированного оборудования для обучения детей-инвалидов. Новаторство проектов - в волонтерской деятельности сотрудников, посещающих детские учреждения с общеобразовательными и познавательными лекциями и экскурсии детей в филиалы БАНКА УРАЛСИБ. Таким образом, данные проекты реализуются в рамках концепции венчурной филантропии: УРАЛСИБ вкладывает не только значительные средства, но также время и интеллектуальные ресурсы в долгосрочные отношения с учебными заведениями для достижения конкретных измеримых результатов в обозримом будущем.

Наряду с этими программами, КБФ ФК УРАЛСИБ совместно с Детским Фондом Виктория реализуют ряд крупных проектов в регионах присутствия Корпорации, которые нацелены на оказание всесторонней помощи осиротевшим детям. На сегодняшний день большинство проектов инициировано волонтерами-сотрудниками Корпорации.

В ближайшие годы планируется привлекать к участию в корпоративной благотворительности 100 % филиальной сети Корпорации, увеличивать количество благополучателей, повышать эффективность программ в регионах присутствия УРАЛСИБА, а также тиражировать лучшие проекты и укрупнять их до федерального уровня.[20]

В 2008 году УРАЛСИБ подписал ряд соглашений о социальном партнерстве и социально-экономическом сотрудничестве с администрациями Волгоградской, Томской. Курганской областей, Правительством Свердловской и Иркутской областей и губернатором Ставропольского края. В рамках уже заключенных соглашений о сотрудничестве Банка с Администрациями Краснодарского края, Воронежской и Оренбургской областей запланировано совместное участие в социальных проектах в 2009 году.

В 2008 году социальной деятельностью было охвачено 47 регионов при участии 43 филиалов Банка УралСиб.[21]

В феврале 2008 года стартовал первый социальный проект международного уровня, реализуемый фондом Гейдара Алиева (республика Азербайджан) совместно с ОАО “УРАЛСИБ”. Банк финансировал строительство детского реабилитационного центра “Оригами” для детей с ограниченными возможностями.

Банк как часть социума живо реагирует на все события, происходящие в мире. В связи с августовскими событиями в Южной Осетии и Грузии руководством ОАО “УРАЛСИБ” было принято решение о выделении внепланового финансирования для оказания помощи беженцам Южной Осетии.

еще одним подтверждением активной позиции Банка в жизни страны является организация федеральной компании социальной рекламы при поддержке Министерства Финансов РФ, направленной на повышение финансовой грамотности населения и способствующий стабилизации настроения общества в условиях экономического кризиса.

Несмотря на экономический кризис, УРАЛСИБ в полном объеме выполнил все взятые на себя социальные обязательства. В том числе и путем перераспределения средств, зарезервированных на изготовление новогодней сувенирной продукции на благотворительные цели. Всего сумма инвестиций в благотворительные проекты достигла в 2008 году 108,9 млн рублей.

Проекты федеральной благотворительной программы УРАЛСИБа “Здоровое поколение” были продолжены в 2008 году при участии более 2000 волонтеров – сотрудников Банка. помощь в рамках программы получили 34 138 благополучателей, было спасено 47 детских жизней.

Результаты социальной деятельности банка заслужили высокую общественную оценку: в 2008 году в рамках Национальной премии “Финансовая Россия” Банк “УРАЛСИБ” стал обладателем диплома за лучший благотворительный проект в России.[22]

Следует отметить, что в мировой практике ключевым фактором при принятии решения о внедрении процесса социальной отчетности является ее влияние на прибыль. Компании давно убедились в том, что если корпоративной социальной отчетности уделяется должное внимание, то лояльность общества к предприятию и его продукции заметно возрастает. Еще в 1999 году американская аналитическая организация Conference Board привела данные, согласно которым у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, доход на инвестированный капитал на 9,8 процента выше, чем у игнорирующих ее конкурентов, доход с активов больше на 3,55 процента, а прибыль — на 63,5 процента. Индексирование нематериальных активов является уже неотъемлемой частью биржевых сделок, ведущие рейтинговые агентства вводят в свой набор услуг составление рейтингов социальной ответственности. По данным Фонда социальных инвестиций, в США на решение об инвестировании каждого восьмого доллара влияет именно уровень социальной ответственности компании.
Результаты дальнейших маркетинговых исследований и опросов населения демонстрируют влияние социальной и экологической политики, проводимой компанией, на объем ее продаж, на укрепление репутационных факторов. Российские предприятия, реализующие принципы социальной ответственности, строго следуют нормам трудового законодательства, следят за соблюдением прав человека, внимательно изучают те риски и возможности, которые уже проглядывают на социальном горизонте, активно продвигают экологическую политику и открыто строят равноправный диалог со всеми заинтересованными сторонами.
В этом смысле показательным является опыт ФК «УРАЛСИБ». Публикацией официальных корпоративных социальных отчетов, подготовленных по международным стандартам, корпорация совершила качественный переход в сторону стратегического видения задач и методов в области социальной ответственности. Социальная отчетность, подготовка которой входит уже в регулярную практику, предоставляет компании весомое преимущество на инвестиционном и отраслевых рынках, а также на рынке труда. Появление социальной отчетности стало крайне важным этапом развития корпоративной культуры «УРАЛСИБа»: сотрудники проявляют больший интерес к проектам организации, участвуют в благотворительных инициативах в качестве волонтеров. Более того, на сегодня компания входит в двадцатку лидеров в рейтинге самых привлекательных российских работодателей, составляемом консалтинговой компанией Graduate.[23]

2.4.Аэрофлот

1. Экологическая политика.

Являясь бесспорным лидером гражданской авиации России и осознавая свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, «Аэрофлот» стремится к обеспечению устойчивого экологического равновесия во всех сферах своей деятельности, что органично вписывается в масштабную программу социальной ответственности, которая является одним из основополагающих принципов деятельности авиакомпании.

Для достижения целей экологической политики «Аэрофлот» решает следующие задачи:

· Модернизация парка воздушных судов посредством замены устаревших энергоемких типов ВС на топливоэффективные

· Сокращение энергоемкости операционной деятельности путем внедрения ресурсосберегающих процессов и технологий

· Оптимизация маршрутной сети и применение новых технологий пилотирования, способствующих снижению шума и выбросов загрязняющих веществ от двигателей воздушных судов в атмосферу

· Внедрение передовых и совершенствование существующих технологий и материалов, обеспечивающих наиболее экологически безопасное техническое обслуживание воздушных судов

· Управление отходами с целью минимизации их воздействия на окружающую среду с акцентом на вторичную переработку сырья, как наиболее эффективный метод утилизации отходов.

· Мониторинг и анализ операционной деятельности и технологических процессов с целью выявления новых возможностей повышения своих экологических показателей

· Использование показателей экологической эффективности деятельности в качестве одного из ключевых критериев при выборе поставщиков и подрядчиков

· Приведение производственных объектов и операционной деятельности в соответствие с самыми высокими международными стандартами в области защиты окружающей среды

· Повышение уровня информированности работников Общества в области охраны окружающей среды, мотивация их к бережному расходованию всех видов ресурсов, воспитание культуры утилизации отходов.[24]

Для решения указанных задач внедрена и постоянно совершенствуется система экологического менеджмента. Будучи полноправным членом глобального альянса SkyTeam, при разработке своей экологической политики ОАО «Аэрофлот» руководствовалось Заявлением о корпоративной социальной ответственности – документом, принятым альянсом на Генеральной конференции Международной ассоциации воздушных перевозчиков в июне 2008 года. Этот документ задал передовые для отрасли стандарты в области защиты окружающей среды, усиления социальной ответственности и обеспечения справедливого экономического процветания.

Экологическая политика ОАО «Аэрофлот» полностью отвечает стратегии ИАТА, направленной на снижение негативного воздействия авиатранспортной отрасли на окружающую среду.

В развитие стратегии ИАТА и собственной экологической политики в 2007 году в ОАО «Аэрофлот» внедрена система экологического управления и осуществления производственного экологического контроля. Практически весь парк воздушных судов соответствует нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по шуму и выбросам загрязняющих веществ в атмосферу. [25]

Авиакомпания завершает программу внедрения электронного авиабилета, позволяющую уйти от бумажной технологии выписки полетного документа, экономя при этом кубометры лесного массива. ОАО «Аэрофлот» разработаны мероприятия по переходу на использование экологически чистых и легко утилизируемых материалов при обслуживании пассажиров.

Разработанный и внедряемый комплекс мероприятий по энергосбережению позволит ОАО «Аэрофлот» экономить до 1,5 млн. тонн авиатоплива в год и снизить его удельный расход за период с 2007 по 2020 год на 43,6 %. Авиакомпания проводит политику открытости о своих намерениях, усилиях и достижениях в области охраны окружающей среды. Доведение положений экологической политики до каждого работника ОАО «Аэрофлот» осуществляется посредством корпоративных информационных источников и внутренних нормативных документов.

Аэрофлот - победитель исследования “Марка Доверия. Зеленая планета 2009”. В рамках независимого европейского исследования Марка Доверия журнал Ридерз Дайджест (Readers Digest) провел опрос респондентов о торговых марках, имеющих лучшую репутацию в области охраны окружающей среды. Эта часть исследования получила название «Марка Доверия. Зеленая планета». Авиакомпания Аэрофлот - российские авиалинии признана читателями компанией, отвечающей самым высоким экологическим стандартам, заслуживающей наибольшего доверия в области охраны окружающей среды в категории Авиакомпания. [26]

Социальная политика

Аэрофлот играет активную роль в жизни общества, оказывая постоянную поддержку благотворительным организациям и содействуя проведению социально значимых акций. К числу подобных программ и акций с участием Аэрофлота относятся следующие:

1.Благотворительный Фонд «Даунсайд Ап» распространяет в регионах передовые зарубежные технологии по поддержке семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Аэрофлот планирует и в дальнейшем поддерживать мероприятия этого фонда по организации поездок детей с синдромом Дауна не только по России, но и в другие страны, дарить возможность детям с особенностями в развитии открывать для себя мир. [27]

2.Аэрофлот имеет опыт сотрудничества с благотворительной гуманитарной организацией Kidsave International, основная цель деятельности которой - содействие переводу детей из приютов в лоно семьи, под опеку приемных родителей. В отличие от других подобных организаций, ориентированных на усыновление российских детей иностранцами, Kidsave International кроме того ведет большую работу, суть которой в том, чтобы оказать влияние на общественное мнение в России и стимулировать процесс усыновления сирот российскими семьями.[28]

3.«Встреча боевых друзей» – эту акцию в честь Дня Победы Аэрофлот проводит ежегодно с начала десятилетия, помогая ветеранам встретиться со своими боевыми товарищами. В рамках этой программы им предоставляется возможность совершить бесплатные полеты в Европу и самые отдаленные российские города. Чтобы донести наиболее полную информацию о возможностях участия в акции до всех её адресатов – ветеранов Великой Отечественной войны, узников фашистских концлагерей, блокадников, по всей России регулярно проводится широкая информационная кампания.[29]

4.ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», Научный Центр сердечнососудистой хирургии им. А.Н.Бакулева и Благотворительный общественный фонд «Детские сердца» разработали совместную программу помощи детям российских регионов, страдающих заболеваниями сердечнососудистой системы. Программа, получившая название «Крылья Надежды», направлена на оказание эффективной диагностической и медицинской помощи детям с кардиологическими заболеваниями, проживающим в российских регионах.

5.Аэрофлот традиционно оказывает всестороннюю поддержку спорту, в том числе Олимпийскому движению. Он стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Олимпийского партнера Олимпийских зимних Игр в Сочи 2014 ода в категории Пассажирские авиаперевозки - соответствующее соглашение подписано с Оргкомитетом Сочи 2014. Общая сумма спонсорского вклада Аэрофлота составляет более 100 млн. долл. США Часть его составляет авиаперевозки пассажиров собственными регулярными и чартерными рейсами. Конкурсное предложение Аэрофлота включает авиаперевозки олимпийской и паралимпийской сборных команд, а также официальных делегаций в период с 2009 по 2016 годы.

6.Аэрофлот приходит на помощь своим гражданам, оказывающимся в чрезвычайной ситуации в результате вооруженных конфликтов и стихийных бедствий в самых разных районах земного шара. Воздушные суда авиакомпании, наряду с самолетами МЧС, неоднократно осуществляли вывоз пассажиров из горячих точек.[30]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера корпоративной социальной политики включает управление деятельностью компании в области экологии, промышленной безопасности, охраны труда и развития персонала; управление внешней социальной деятельностью; взаимоотношения компании со всеми группами общественности. Корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни. Приятно, что подобные фразы (с поправкой на то, что речь идет о жизни россиян) все чаще звучат от российского президента. Тратя деньги на социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Социально ответственное поведение - это возможность для корпорации реализовать свои основные потребности в выживании, безопасности и устойчивости.

В мировой практике благотворительность составляет малую долю (около 3%) социально-ответственного поведения компаний. Во всем мире бизнес берется за решение злободневных социальных проблем и действительно решает их, укрепляя доверие населения и своих клиентов. Народ в целом, хочет, чтобы бизнес оправдывал их социальные ожидания, такие как защита окружающей среды, борьба с бедностью; «непричастность» к любым формам взяточничества и коррупции. Замыкают список предоставление индивидуальной социальной помощи, поддержка благотворительных организаций, поддержка искусства и культуры.

Как мне кажется, в России компании уделяют мало внимания вопросу социальной ответственности. Движение бизнеса навстречу обществу в России является изъявлением доброй воли. В то время как некоторые страны уже превратили корпоративную социальную ответственность и отчетность в открытый и весьма эффективный инструмент государственной политики. Соответствующее законодательство уже существует в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании. В настоящий момент система подготовки социальной отчетности пока недостаточно распространена в России не только в силу небольшого интереса бизнеса к проблемам социальной отчетности, но также из-за элементарной нехватки опыта и специалистов. В 2004 году только 5 компаний в России представили социальную отчетность.[31]

Хотя я, проанализировав практику российских компаний, вижу многие предпосылки для социальной активности компаний и афишированию ее действий.

Во-первых, социальная активность приводит к повышению уровня жизни в стране, что, безусловно, входит в интересы зрелого бизнеса.

Во-вторых, участие компании в жизни общества влияет на доверие потребителей к компании. Аэрофлот наградили маркой доверия, Банк УралСиб стал обладателем диплома за лучший благотворительный проект в России и входит в двадцатку лидеров в рейтинге самых привлекательных российских работодателей, составляемом консалтинговой компанией Graduate.[32] Стоит отметить, что социально ответственные компании, в том числе и те, которые я рассматривала в данной курсовой работе, являются лидерами в своих отраслях.

В мировой практике ключевым фактором при принятии решения о внедрении процесса социальной отчетности является ее влияние на прибыль. Компании давно убедились в том, что если корпоративной социальной отчетности уделяется должное внимание, то лояльность общества к предприятию и его продукции заметно возрастает. Еще в 1999 году американская аналитическая организация Conference Board привела данные, согласно которым у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, доход на инвестированный капитал на 9,8 процента выше, чем у игнорирующих ее конкурентов, доход с активов больше на 3,55 процента, а прибыль — на 63,5 процента. Индексирование нематериальных активов является уже неотъемлемой частью биржевых сделок, ведущие рейтинговые агентства вводят в свой набор услуг составление рейтингов социальной ответственности. По данным Фонда социальных инвестиций, в США на решение об инвестировании каждого восьмого доллара влияет именно уровень социальной ответственности компании.[33]
Результаты дальнейших маркетинговых исследований и опросов населения демонстрируют влияние социальной и экологической политики, проводимой компанией, на объем ее продаж, на укрепление репутационных факторов. Поэтому я надеюсь, что руководства российских компаний обратят большее внимание на развитие социальной ответственности, к тому же в нашей стране этот особенно важно, потому что социальные условия россиян хорошими назвать трудно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банк “УРАЛСИБ”, годовой отчет, 2008

2. Гриффин Р., Пистей М. Международный бизнес, 4-е издание/Перевод с англ. под ред. А.Г. Медведева-СПб: Питер, 2006.

3. Лафта Дж.К. Теория организации: учебное пособие - М : Проспект, 2005

4. «Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка»- М., «Ассоциация менеджеров», 2003.

5. Туркин С.В. Социальные инвестиции, «Управление компанией» №7/2004.

6. Уткин Э.А. Этика бизнеса

7. Corporate Citizenship Washington, DC.: Council on Foundations, Inc. 2001. p. 13-201).

8. Gorodnitsky, L. В. Best Practices in Corporate, Community Regions, PAG, 2002

9. “Gifts ot Gab”, Busines week, февраль 5, 2001. С.38

10. “Inside America’s Most Reviled Company ”, Busines week, ноябрь 29, 1999, С.176-192

11. “Milk Powder Makers Accused over Africa”, financial Times, январь 28-19, 2003, С.4

12. Walker Information Council on Foundation, 2001 (Measuring the Value of Waddok Graves, 2002 (Weiser, J. and Zadek, S., p. 39-40).

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

1. Официальный сайт компании “Аэрофлот” http://www.aeroflot.ru

2. Официальный сайт компании “Балтика” http://corporate.baltika.ru

3. Официальный сайт журнала “Корпоративная социальная ответственность” http://www.csrjournal.com

4. Официальный сайт исследования “Марка Доверия” http://www.doverie.rd.ru

5. Официальный сайт благотворительного фонда “Даунсайд Ап” http://www.downsideup.org

6. Официальный сайт благотворительной организации “Kidsave’

http://www.kidsave.org

7. Медиа-портал OknaMedia.ru.

8. Официальный сайт концерна “Профайн Рус” http://www.profine-group.com/

9. Официальный сайт ОАО Банк “УРАЛСИБ” http://www.uralsib.ru


[1] Лафта Дж.К. Теория организации: учебное пособие - М : Проспект, 2005, С.314

[2] Туркин С. «Социальные инвестиции»- «Управление компанией» №7/2004.

[3] Гриффин Р., Пистей М. Международный бизнес, 4-е издание/Перевод с англ. под ред. А.Г. Медведева-СПб: Питер, 2006, С.239

[4] “Milk Powder Makers Accused over Africa”, financial Times, январь 28-19, 2003, С.4

[5] “Inside America’s Most Reviled Company ”, Busines week, ноябрь 29, 1999, С.176-192

[6] “Gifts ot Gab”, Busines week, февраль 5, 2001. С.38

[7] Уткин Э.А. Этика бизнеса. С.114

[8] Уткин Э.А. Этика бизнеса. С.118

[9] Определяется как польза, которую социальные программы приносят основной деятельности компании.

[10] Gorodnitsky, L. В. BestPractices in Corporate, Community Regions, PAG, 2002, p. 561.

[11] Walker Information Council on Foundation, 2001 (Measuring the Value of Corporate Citizenship Washington, DC.: Council on Foundations, Inc. 2001. p. 13-201).

[12] Waddok Graves, 2002 (Weiser, J. and Zadek, S., p. 39-40).

[13] OknaMedia.ru.

[14] http://www.profine-group.com/

[15] http://www.profine-group.com/ecomaXL/index.php?site=PROFINE_RU_news_pressreleases_detailudtxitem=2431

[16] http://corporate.baltika.ru/m/78/society_and_us.html

[17] Санкт-Петербургcкие Ведомости, №184 - 1 октября 2009 г.

[18] http://corporate.baltika.ru/m/78/society_and_us.html

[19] http://www.uralsib.ru/about/kbf/about.wbp

[20] http://www.uralsib.ru/about/kbf/about.wbp

[21] Банк “УРАЛСИБ”, годовой отчет, 2008

[22] Корпоративный социальный отчет ОАО УРАЛСИБ за 2008 год

[23] http://www.csrjournal.com/lib/networkoverview/174-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-v-rossii.html

[24] http://www.aeroflot.ru/about.aspx?ob_no=23456

[25] http://www.aeroflot.ru/about.aspx?ob_no=23456

[26] http://www.doverie.rd.ru

[27] http://www.downsideup.org/

[28] http://www.kidsave.org

[29] http://www.aeroflot.ru/about.aspx?ob_no=427d_no=22422

[30] http://www.aeroflot.ru/about.aspx?ob_no=23456

[31] http://www.csrjournal.com/lib/networkoverview/174-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-v-rossii.html

[32] http://www.csrjournal.com/lib/networkoverview/174-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-v-rossii.html

[33] http://www.csrjournal.com/lib/networkoverview/174-korporativnaja-socialnaja-otvetstvennost-v-rossii.html

Скачать архив с текстом документа