Архитектура и искусство Казани
СОДЕРЖАНИЕ: Архитектура Казани. Казанский Кремль. Изобразительное искусство. Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России. Нам не кажутся необычными ни стройность башни Сююмбике, ни многоцветность Петропавловского собора, ни арабесковые орнаменты.Сообщение на тему:
Архитектура и искусство Казани .
Выполнила:
ученица 11 «В» класса
средней школы №49
Якимова Екатерина
«Архитектура Казани»
Казань - экзотический цветок Востока на европейском поле России. Живя всю жизнь здесь, мы как-то свыклись с ней и мало задумываемся о том, чем же она отличается от других городов. Нам не кажутся необычными ни стройность башни Сююмбике, ни многоцветность Петропавловского собора, ни арабесковые орнаменты кованых решеток, ни узорочье домов Татарской слободы.
Мало найдется городов, равных Казани по единству своего образа, сохранивших столетние традиции российского и тысячелетние - местного зодчества: булгарского, золотоордынского,татарского.
Волго-Камье издревле является стратегическим перекрестком, где встретились Восток и Запад, сплелись интересы многих цивилизаций, сосуществовали многие культурные традиции и конфессии.
Российская архитектура богата и сложна, она вобрала в себя так много нерусского, в том числе и татарского! Примерами тому - чисто мусульманские детали в оформлении официальных въездов в административный центр Казанской губернии - на башнях Спасской и Сююмбике, Казанского Кремля, их образные черты, почерпнутые из булгарской и татарской традиций. Это было сделано сознательно и намеренно, дабы подчеркнуть факт единения всех народов края под властью московского царя. А магометанские маковки Благовещенского собора, многоцветность стен собора Петра и Павла, роднящая его с татарской и среднеазиатской полихромной традицией! Одни и те же символические мотивы украшают колокольню Богоявленской церкви и минарет Азимовской мечети, а декор мечетей Марджани и Апанаева сближает их как с памятниками Стамбула, так и с церковной архитектурой Казани XVIII века.
На всей Волге нет более выгодного места для того, чтобы, оседлав великую реку, контролировать любое продвижение по ее руслу или вдоль берегов. Именно здесь, где река делает резкий поворот на юг, а сплошные леса переходят в ковыльную степь, в X - начале XI вв. появился город Керман (с XIV века - Казан), укрепленный форпост на северных окраинах Булгарского государства.
Средневековые рисунки донесли до нас образ необычайно своеобразной, ни на что не похожей Казани. На них можно увидеть многочисленные остроконечные башни-минареты, величественный белокаменный укрепленный дворец казанского хана, многокупольные каменные бани и многобашенную мечеть - прообраз будущего храма Василия Блаженного в Москве, памятника, сооруженного в честь захвата русскими Казани. Археологические исследования вскрывают многочисленные остатки срубных построек, белокаменные фундаменты мавзолеев и мечетей, изразцовые и гипсовые облицовочные детали зданий.
Развиваясь на границах мусульманского мира, болгаро-казанская архитектура являла собою северную ветвь средневекового мусульманского зодчества. Время не пощадило средневековые постройки татарской столицы: до нас не дошло ни одно здание того периода, кроме некоторых башен Кремля.
Русская дореволюционная Казань предстает перед нами вереницей ярко расцвеченных стройных колоколен, блистающих на солнце голубых, зеленых, золоченых шатров и маковок, парящих над бесчисленными деревянными и каменными домами в зелени садов и парков. Среди них сияли белизной стены и колоннады общественных зданий, резиденций губернских властей, учебных заведений. Словно мачты кораблей, взметались над городом башни и колокольни Кремля, окруженные цепочкой крепостных стен. Как бы дополняя этот образ, десятки колоколен и минаретов нижнего города отражались в зеркалах Казанки и Кабана, складывая неповторимый силуэт цветущей губернской столицы.
До настоящего времени сохранили архитектурный облик середины XIX века торговые улицы Большая Проломная (ул.Баумана), Воскресенская (ул.Кремлевская), Московская (ул.Кирова), Татарская (ул.Парижской Коммуны) и другие, застроенные двух-, трехэтажными зданиями с жилыми помещениями на верхних этажах и неизменными магазинами внизу. Средоточием финансовой и деловой жизни города являлась улица Банковская (Джалиля) с прилегающими кварталами, где были сконцентрированы специализированные здания банковских правлений, частично выполняющие свои функции и по настоящее время (Крестьянский банк, Купеческий банк).
Центром деловой и общественной жизни татарской части города был Сенной базар, сформировавшийся как большой и сложный архитектурный организм вокруг базарной площади по всем правилам традиционного восточного общественно-торгового центра XVIII-XIX вв. Здесь, вокруг Сенной мечети, группировались доходные дома с магазинами и караван-сараи, торговые и ремесленные лавки, бани, закусочные, типографии и издательства, театр и т.д.
Советская власть снесла колокольни и минареты, прорубила широкие парадные проспекты через когда-то живописные деревянные кварталы, насыпала многокилометровые дамбы, украсила город садами, скверами, памятниками героям и писателям. На месте засыпанных болот и оврагов появились обширные спальные районы (Соцгород, Дербышки, Жилплощадка, Танкодром, 39-й квартал, Горки, Азино и др.); в центре города, сохранявшем облик прошлого столетия, к концу XX века из гущи узорчатых купеческих кирпичных домов все в большем количестве начали прорастать уродливые кристаллы новых административных и учебных зданий.
Процесс суверенизации Татарстана всколыхнул творческую мысль архитекторов. Массовое жилое строительство обрело формы разнообразные, в том числе и отражающие тысячелетние местные традиции; силуэт Казани заиграл многочисленными остроконечными голубыми башенками и зелеными куполами. Забурлила жизнь на казанском броде - улице Баумана, появились новые монументы в честь знатных казанцев: Урманче, Шаляпина, Фукса. Вновь поднялись когда-то разрушенные многочисленные минареты и колокольни, безликие районы новостроек украсились силуэтами мечетей.
Центр Кремля увенчала гордость казанцев - многоминаретная красавица-мечеть Кул-Шариф.
Сегодняшняя Казань хранит в своем облике воспоминания о тысяче лет своей истории. Органично сочетаются в ее силуэте маковки древних Благовещенского и Петропавловского соборов и белоснежные минареты Кул-Шарифа. Под охраной государства находится 759 памятников истории и культуры: седой тысячелетний Кремль и красавец-университет, готовящийся отметить в 2004 году свое 200-летие, дом Михляева-Дряблова, который посещал Петр I, и построенная с личного разрешения Екатерины II мечеть Марджани.
Вечным напоминанием о бренности жизни стоит посреди глади Казанки монументальная часовня над курганом, где похоронены 53 тысячи воинов Ивана Грозного, пришедших под стены татарской столицы. А на Кремлевском холме ставится монумент, увековечивающий память ее защитников. На всегда шумной улице Баумана вы увидите и старинные церкви, и закусочную Макдоналдс, и серую громаду Дома печати, и изящную Русалку посреди фонтана, и часы-минарет, покрытые арабской вязью.
Казань на пороге нового тысячелетия и своего дня рождения меняется на глазах. Каждый, кто хоть однажды посетил Казань, по-своему открывает для себя сокровенную суть и очарование волжской красавицы, города, который является сплавом великого исторического прошлого, славного настоящего и прекрасного будущего.
«Казанский Кремль»
Казанский Кремль - один из красивейших архитектурных ансамблей России. Его стены и башни помнят еще булгарских князей, воинов Чингис-хана, ханов Золотой Орды, русских царей. Уже издали, с просторов Волги, виден на фоне неба затейливый силуэт древней казанской цитадели, раскинувшейся на обрывистом берегу Казанки. Именно сюда пришли в том далеком двенадцатом столетии булгарские строители, именно здесь, на высоком утесе у слияния Казан-су и Булака, заложили небольшую, но мощную каменную крепость. Она была разрушена в конце XIV столетия ордынцами и спустя несколько десятилетий восстановлена новыми казанскими правителями - чингизидами Улуг-Мухаммедом и Махмутеком.
Находки же уводят нас еще дальше в глубь веков: в девятое или десятое столетие, в поселение салтово-маяцкой культуры, находившееся здесь же, на этом холме. Уже тогда здесь процветала международная торговля.
Кремль - гордость столицы Татарстана. Это единственная в мире живущая татарская крепость, и сегодня служащая центром государственности, а также самый южный образец псковского стиля в России. В камне его сооружений мы найдем следы всех эпох, труды многих поколений зодчих, напластования столетий. Глубоко под землей лежат сегодня древние рвы и валы, остатки деревянных стен древнейшей Казани, пережившей новый расцвет в XV-XVI веках, когда у руля управления государством встали ханы распадавшейся Золотой Орды. Татарская столица, раскинувшаяся вокруг высокого мыса Казанки, была одним из красивейших городов Поволжья, а Керман (так называлась тогда крепость) - ее неприступным оплотом. Это было мощное сооружение, надежно защищенное высокими стенами, башнями, со многими рубежами обороны. Здесь размещались правительство и религиозные лидеры государства, а в северной части возвышался Арк (Ханская цитадель) с площадью перед ним.
Окруженный несколькими рядами каменных стен на разных уровнях, Арк как бы парил над всей Казанью, красотою своих башен и минаретов олицетворяя власть ханов, религии ислама. Высокий трехкупольный дворец, возвышавшийся на крутом мысу Kazan-su, был окружен многочисленными павильонами, галереями и хозяйственными постройками. Недалеко от него стояла Ханская мечеть, где были похоронены казанские правители, окруженная монументальными durbe (мавзолеями знати), другие монументальные здания. Перед Арком, на обширной площади, стояла великолепная многобашенная мечеть-медресе Кул-Шарифа, настолько поразившая воображение русского царя Ивана Грозного, что по его повелению на центральной площади Москвы в честь завоевания Казани был возведен храм Василия Блаженного, повторивший образ этой мечети. Так гласит легенда.
С приходом русских прежний градостроительный замысел, когда-то гениально осуществленный безвестными булгарскими зодчими, сохранился почти в неизменности и получил дальнейшее развитие, но уже в новых формах. Крепость Казан, возведенная в XII-XVI веках булгарскими зодчими, представляла собою хорошо укрепленное сооружение, на первых порах в почти неизменном виде ставшее основой русского кремля. Русский кремль почти точно повторил татарскую крепость, а его стены лишь слегка отошли от прежних на его южной границе. Псковские мастера полностью сохранили всю фортификационную схему казанского Кермана и лишь заменили его деревянные стены на кирпичные и переделали часть башен. Сохранилось местоположение дворца правителя и священных зданий, главных проездных ворот с расходящимися от них дорогами-улицами. Главные мечети цитадели оказались переделанными в церкви: наиболее грандиозная из них, увенчивавшая силуэт цитадели, заместилась Троицкой церковью (сегодня на этом месте возвышается воссоздаваемая мечеть Кул-Шариф), мечеть Нур-Али стала Гарнизонной церковью. Ханская мечеть была разрушена и в XVIII веке замещена Дворцовой церковью.
Казанский Кремль слыл одним из наиболее неприступных в средневековой Руси, вобрав в себя достижения градостроительного искусства татарских, русских и, возможно, западноевропейских зодчих. Он накрыл собою овеянную славой старую татарскую крепость, которая выдержала к тому времени не одну неприятельскую осаду и из-под стен которой не раз с позором уходили войска русского царя, пока он не воспользовался услугами предателей внутри самого казанского государства. Изначальный замысел проступает и сегодня сквозь псковские формы и барокко, ранний и поздний классицизм кремлевских сооружений.
В настоящее время Казанский Кремль представляет собой частично отреставрированную средневековую крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVIII - XIX веков. Главными архитектурными памятниками Кремля являются, кроме самой крепости, Благовещенский собор (XVI-XIX века), башня Сююмбике (первая половина XVIII века, согласно легенде, - минарет Ханской мечети), реставрируемая церковь Николы Ратного (XVI-XIX века), Присутственные места (XVIII - XIX века), Губернаторский дворец (середина XIX века) и др.
Спасские ворота Кремля находятся на месте главных северных ворот татарской крепости. Башня была возведена во второй половине ХVI века псковскими мастерами Иваном Ширяем и Постником Яковлевым - строителем знаменитого храма Василия Блаженного в Москве - самого яркого воспоминания зодчего об архитектуре Казани.
Надстроенная в XVIII веке, Спасская башня воспроизвела в своем образе черты древнего булгарского архитектурного стиля. С севера к башне примыкает надвратная Спасская церковь в характерных формах псковского зодчества XVI века. Это самый древний музей в Казани: издавна здесь экспонировались реликвии 1552 года - знамена, пушки и ядра русской армии. Западная часть укреплений Кремля сохранила черты дорусского времени: древняя Тюменская башня, оставшаяся еще от татарских ханов, называется сегодня Преображенской; другая - Ханская (Северная) башня - недавно вскрыта археологами на склоне берега Казанки. Их архитектура родственна архитектуре сооружений крымских и турецких крепостей XV-XVI веков.
Деревянный шатер башни Тюмен с дозорной вышкой также сохранил черты татарской крепостной архитектуры. Возможно, к тому же времени относятся остатки Пятигранной и внутренняя часть Нуралиевой (Тайницкой) башен. Отсюда шел подземный ход к роднику, снабжавшему водой Ханский Двор. Он был взорван русскими в 1552 году, что ускорило падение города. Название башни, происходящее от слова тайна, сохраняет воспоминание о тайном ходе к роднику. Проездные ворота сохраняют древние черты: конструкции сводов, полотнищ, опускающихся решеток. Другие башни были выстроены уже русскими на месте татарских. Крепостные стены сочетают в себе черты псковского оборонного зодчества и ломбардского стиля. Существует гипотеза, что в оформлении зубцов закрепились воспоминания об укреплениях Ханского Двора, выстроенного в XV веке с помощью итальянских зодчих - тех же, что строили Московский Кремль.
Пушечный двор - производственный комплекс XVII-XVIII веков - расположился на месте древнего арсенала Ханского Двора. Юнкерское училище - памятник русского классицизма первой половины XIX века - связано с именами многих известных военачальников России.
Присутственные места - здание губернской администрации. Появились во второй половине XVIII века. После ряда реконструкций их фасады обрели черты русского классицизма и более поздних течений.
Башня Сююмбике обозначила в начале XVIII века центр государственной власти губернии. В ее архитектуре воплотился образ Царства Казанского, в прошлом увенчанный двуглавым орлом - символом русского господства.
Дворец губернатора спроектировал в 1846 году архитектор Константин Тон, автор Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Архитектура казанского дворца родственна архитектуре московского как по псевдовизантийскому стилю, так и по композиции.
Благовещенский собор заложен 2 октября 1552 года. Его архитектор - Постник Яковлев, автор знаменитого собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Собор является самым южным образцом средневековой русской архитектуры псковского стиля и символически сочетает в себе черты псковской, московской и татарской архитектурных традиций. Интерьеры здания богато расписаны. В древней его части еще сохраняются остатки фресок XVI века, более поздние датируются XIX веком. До начала XX века собор украшала оригинальная по своей архитектуре колокольня, возможно, перестроенная в XVII веке из древней булгарской оборонительной башни на рву Тазик.
Казанский Кремль вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как одна из уникальных жемчужин мировой культуры. В документе, представленном на рассмотрение этой организации, уникальность Казанского Кремля определялась следующим образом:
· единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти;
· единственная в России сохранившаяся татарская крепость, которая хранит основы первоначальной градостроительной идеи (основы планировки, градостроительную композицию, функциональную организацию комплексов);
· продукт взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской, современной татарской;
· наиболее северо-западная точка распространения исламской культуры в мире;
· наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского стиля в России (стены и башни Кремля, Благовещенский собор);
концептуальный синтез татарского и русского архитектурных стилей в ключевых памятниках (башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня).
Одним из наиболее ярких архитектурных сооружений Кремля, господствующих в панораме города и приковывающих внимание с любой точки, является строящаяся мечеть Кул-Шариф. Генеральной идеей Кул-Шариф, достойной быть декларированной в ее архитектуре, является ее историческое значение как главной мечети Татарстана и татарского народа, возрождающего свою государственность. Другая ведущая идея - мемориальность, память о защитниках Отечества. Идея храма как формы политической декларации не нова в истории архитектуры. Таковы, например, собор Василия Блаженного в Москве и мечеть Мухаммеда-Али в Каире. Оба эти здания, появившиеся в переломные для государств периоды, доминируют в силуэте столиц, отличаются символизмом и нетрадиционностью форм, необычностью архитектурного языка. Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав ее включены Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.
«Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство Татарстана - неотъемлемая часть многонационального искусства России и мировой культ.
Появление профессионального искусства на земле Татарстана в его современном понимании относится к началу XIX века. И это было связано прежде всего с важной ролью Казани, которую она тогда играла в жизни России, особенно после открытия в 1804 году университета. Кроме того, через Казань как бы проходила граница русского запада и русского востока, что придавало городу особый колорит, накладывало особый отпечаток на всю его судьбу и на жизнь искусства, естественно.
В.Турин, Э.Турнерелли, А.Ракович - художники, известные более всего тем, что оставили графические работы с изображением Казани, ее архитектурного облика начала ХIХ века. Это были небольшие композиции, выполненные где карандашом, где тушью - чуть заметными росчерками пера. Тонкие, изысканные линии передавали силуэты старинных зданий. Иногда рисунки подкрашивались мягкими и чистыми тонами акварели, что придавало им завершенность и колористическое богатство. Таковы, например, архитектурные пейзажи А.Раковича Вид на Федоровский монастырь или Казань от Услона. Коричневой акварелью выполнены работы Э.Турнерелли Вид Кафедрального собора, Сююмбика.
Из живописцев в первой половине XIX века в Казани работал Л.Крюков, автор ряда портретов местной интеллигенции того времени и представителей светского общества. Позднее в Казани работают живописцы З.Иванов, Р.Ступин, Ф.Мелентьев. Их работы хранятся в Национальном музее и Музее изобразительных искусств Республики Татарстан. С Казанью и местным краем связаны некоторые страницы творчества ряда известных русских художников второй половины XIX века: И.Журавлева, В.Худякова, К.Гуна, Л.Каменева, В.Якоби, И.Шишкина, А.Боголюбова.
Но главный фундамент для будущего развития изобразительного искусства Татарстана заложило открытие в Казани в 1895 году художественной школы, которая очень скоро стала центром художественной жизни всего Среднего Поволжья. Стены школы помнят таких ярких и своеобразных живописцев, как Н.Фешин и П.Беньков, от которых искусство Татарстана получило основной импульс своего развития. Впервые по-настоящему в блистательном классически реалистическом творчестве этих художников раскрылась тема труда, быта, жизни простых людей; впервые были созданы великолепные портреты людей из разных слоев казанского общества. Кроме того, и Н.Фешин, и П.Беньков, а несколько позднее - П.Радимов стали также основоположниками пейзажного жанра в искусстве Татарстана.
Говоря об изобразительном искусстве Татарстана, нельзя не упомянуть о древнейших его корнях, лежащих в искусстве одних из предков татар - волжских булгар домонгольского времени, затем - в искусстве булгаро - татар в период Золотой Орды и далее - Казанского ханства. Эти столетия заложили крепкую основу будущему искусству татар, прежде всего - декоративно-прикладному. Все это - наше духовное богатство, наша гордость.
Декоративно-прикладное искусство проявилось во многих жанрах: ювелирном мастерстве, ткачестве, вышивке, кожаной мозаике, резьбе по дереву и камню, каллиграфии (рукописных книгах и шамаилях). Ювелирные изделия казанских татар, выполненные из серебра и украшенные бирюзой, сердоликом и кораллом, имели широкий ареал распространения, доходя порой до Средней Азии. В росписи тканей, вышивке полотенец, скатертей с геометрическим и растительным орнаментом проявилась богатая народная фантазия; обувь с цветной мозаикой, сделанной из тончайшей кожи, славилась по всей России.
Искусство каллиграфии говорило о высокой культуре и богатых традициях татарского народа, давних духовных связях со странами классического Востока. А изобразительное искусство татар уже явилось в ХХ веке как долго созревавший, ждавший своего часа и дождавшийся его вид искусства.
Путь развития искусства Татарстана условно можно разделить на два главных этапа:
1. Досоветский и советский период, длившийся от конца XIX века до 1985-90-х годов ХХ века.
2. Постсоветский период, охватывающий последнее десятилетие ХХ и начало XXI века.
В первый период в изобразительном искусстве Татарстана возникли и развились и живопись, и скульптура, и графика. В каждом из этих видов появились крупные мастера. В каждом виде искусства проявили себя все существующие в них жанры - портрет, пейзаж, натюрморт, жанровая, историческая, или, как ее чаще называли, тематическая живопись.
Именно в советские годы укрепилась основа искусства Татарстана, образовался мощный его костяк во главе с ведущими художниками старшего поколения: Х.Якуповым, Л.Фаттаховым, В.Куделькиным, Н.Кузнецовым, Р.Нурмухаметовым, М.Усмановым, С.Лывиным, К.Максимовым, А.Родионовым, а еще ранее - Н.Фешиным, П.Беньковым, С.Яхшибаевым, С.Ахуном, В.Тимофеевым, Н.Сокольским, К.Чеботаревым, Н.Валиуллиным.
Неоспоримо велика и значительна в изобразительном искусстве республики роль Баки Урманче. Это художник мировой величины, и, несомненно, придет время, когда это имя будет так же известно и любимо, как имена Сарьяна, Корина, Нестерова, Эрьзи и других. Урманче мы называем 1969г.основоположником и классиком татарского изобразительного искусства; его непосредственное и косвенное влияние на творчество многих и многих наших художников бесспорно.
Основой художественного стиля изобразительного искусства Татарстана советского времени был реализм. Именно на основе этого стиля искусство республики обрело свое лицо и стало заметным явлением в татарской культуре. Реалистическое изображение действительности давало художникам возможность представлять жизнь в ее диалектическом развитии и во многих проявлениях. Но реализм не был одинаковым у разных художников. В целом, искусство Татарстана советского периода было ярким, заметным явлением не только в республике, но и в культуре Российской Федерации.
В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века завершился большой этап развития искусства, у которого были свои достижения и свои недостатки. На границе двух миров, двух политических режимов работали и сейчас успешно работают многие мастера среднего, уже постепенно становящегося старшим поколения: И.Зарипов, А.Абдрашитов, В.Аршинов, И.Башмаков, Э.Бусова, З.Гимаев, Р.Гусманов, Р.Имашев, Р.Каримуллин, Р.Кильдибеков, Р.Нигматуллина, В.Скобеев, Ш.Шайдуллин, А.Фатхутдинов, В.Федоров, Г.Эйдинов, Ф.Якупов. Этими художниками сделано очень много для обогащения искусства Татарстана новыми высокохудожественными произведениями гражданственного, социального, лирического содержания. Ими созданы прекрасные пейзажи родного края (И.Зарипов, Р.Гусманов, Р.Каримуллин); глубоко содержательные тематические и исторические полотна (В.Аршинов, З.Гимаев, Р.Кильдибеков, Ш.Шайдуллин, В.Скобеев); портреты современников и исторических деятелей (А.Абдрашитов, Р.Нигматуллина, В.Федоров).
Появилось много новых имен.. Среди них Анвар Сайфутдинов, Хамза Шарипов, Андрей Шляпкин, Ирина Антонова, Альфия Ильясова, Василий Бусов, Марина Нигматуллина, Изабелла Рогожина, Айдар Хисамов, Фиринат Халиков, Зиннур Минниахметов.
Это очень разные по творческому стилю, по поискам своих путей в искусстве художники. Они работают в различных жанрах, техниках; содержание их произведений достаточно широко по диапазону - от древней истории булгар и татар, от восточных легенд и мифов до городских или ландшафтных пейзажей, то лирических, то фантастически прекрасных или внушающих тревогу и боль.
В молодом искусстве Татарстана 90-х годов появилась и авангардная тенденция. Здесь безусловно стремление к новизне, открытости чувств, мыслей, раскованность, свобода художественного языка, обращение к различным проблемам и темам. Среди этих проблем - мир и война, земные и космические катастрофы, людские страдания и слезы.
В раскованности и смелости искусства 90-х годов - залог его честности, чистоты, искренности и надежды на большие духовные открытия в будущем. Среди художников-авангардистов Татарстана заметны своими индивидуальными красками и символическими темами В.Акимов, Е.Голубцов, В.Нестеренко, А.Дорофеев. В.Акимову присущ язык иносказаний и ирреальности в картинах, посвященных древней Элладе и современным мировым трагическим событиям; Е.Голубцов в своем творчестве использует традиции русской иконописи, создавая картины-притчи, картины-баллады (Остров Свияжск, Король, слушающий соловья).
Как новая большая проблема в конце ХХ - начале XXI веков встала проблема поисков в изобразительном искусстве национальных корней, истоков, языка, темы.
В начале этого пути практически все художники почти одновременно обратились к образу легендарной казанской царицы Сююмбике. Появилось множество версий этого печального, трагического образа - и в виде портретов, и в виде сюжетных картин.
И еще новое, набирающее силу направление в искусстве Татарстана - это возрождение и внедрение в национальную культуру искусства шамаилей, старинного жанра татарского искусства, соединяющего в себе элементы живописи, графики и декоративного искусства, в котором главной художественной доминантой была арабская каллиграфия, текст Корана.
Многие художники стремятся создавать богатые и разнообразные по композиции шамаили с текстами, отвечающими духу времени, используя новые материалы и технику, одновременно выражая в содержании их идею единения человека с космосом, с Богом - не только в религиозном, но и в широком, философском ее понимании. Имена некоторых из этих художников: Ф.Гирфанов, Н.Наккаш. Даже русский художник В.Попов, загоревшись этим жанром, обратился к нему. Главная же роль в жанре шамаилей принадлежит великому Б.Урманче, который оставил нам изумительные образцы шамаилей, являющих собой шедевры изысканной арабской каллиграфии.