Архитектура русского классицизма первой половины XIX века
СОДЕРЖАНИЕ: Архитектура русского классицизма первой половины XIX века Начало XIX века ознаменовалось новыми течениями в искусстве и новым блестящим этапом архитектуры русского классицизма. В искусстве начинаются поиски более величественных и простых форм.
Архитектура русского классицизма первой половины XIX века
Начало XIX века ознаменовалось новыми течениями в искусстве и новым блестящим этапом архитектуры русского классицизма. В искусстве начинаются поиски более величественных и простых форм.
Зодчие ищут лаконичных и мощных композиций, стремятся избежать декоративности и выявить могучие стволы колонн на фоне спокойной глади стен. Только местами сочным и сильным пятном, лепными и другими деталями украшают они стену, острее подчеркивая этим простоту целого.
Архитектура Петербурга
Новый этап в развитии классицизма (так называемый стиль ампир) открывает зодчий А. Н. Воронихин. Его лучшее произведение - Казанский собор в Петербурге (1801 - 1811) - по своей архитектуре еще близок к классицизму. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Вторая проектировавшаяся колоннада с другой стороны здания не была осуществлена.
Другое произведение Воронихина - Горный Институт (1806-1811) - по своим формам уже целиком относится к XIX веку. Замечательна мощная дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.
Выдающимся произведением этого периода является Биржа (1805-1816) Тома-де-Томона на стрелке Васильевского острова. Строгая дорическая колоннада главного здания Биржи в духе древнегреческого храма и могучие ростральные колонны перед ним прекрасно сочетаются с суровым простором Невы.
Гениальным произведением архитектуры русского классицизма этой эпохи являетсяАдмиралтейство (1806-1817)
- памятник, посвященный морской мощи России. Строителем его был А. Д. Захаров. Стиль и идеалы эпохи нашли полное отражение в художественном образе и совершенных формах этого произведения... подробнее
Крупным зодчим после Захарова был Стасов, ученик Баженова и Казакова. Лучшими его произведениями были: стройная колокольня в селе Грузино (1815), выдержанная в строгих формах, Триумфальные ворота в Петербурге (1833-1838), тяжелый и суровый дорический ордер которых производит впечатление мощи и силы, и казармы Павловского полка (1817-1819). В этом сооружении чувствуется уже нечто новое: в нем меньше суровости, больше пышности, особенно в его украшенной скульптурой аттике.
После решительной победы русского народа над наполеоновскими армиями, в архитектуре намечается тяготение к торжественности, триумфальным формам.
Последней крупнейшей фигурой, завершающей эпоху русского классицизма, был К.И. Росси. Его произведения явились как бы синтезом предыдущих этапов архитектуры русского классицизма. Характерно высказывание Росси в пояснительной записке к одному из неосуществленных проектов: Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии?
Росси создал большое количество отдельных сооружений и ряд ансамблей. Лучшее из его ранних петербургских произведений - Михайловский дворец, ныне Русский музей (1819-1823). Великолепное здание, хорошо поставленное в парке, с огромным парадным двором, прекрасным коринфским портиком главного фасада и огромной лоджией паркового фасада. Роскошна внутренняя отделка помещений, особенно хороша парадная лестница вестибюля с росписью и внутренней колоннадой ионического ордера.
Выдающимся произведением Росси является здание и арка Главного штаба. Здание штаба полукругом охватывает Дворцовую площадь. Знаменитая двойная арка связывает площадь с улицей. Этот ансамбль по дерзновенности замысла и совершенству исполнения принадлежит к числу лучших творений мастера. Непревзойденным является ансамбль Росси, включающий две площади - Чернышева и им. А. Н. Островского - и соединяющую их Театральную улицу, ныне улицу зодчего Росси (1827-1832). Центром всей композиции служит здание бывшего Александрийского театра. Здесь получила свое окончательное завершение та идея ансамбля, которая родилась при постройке здания Главного штаба (соединение двух архитектурных пространств проездом).
Дорическая колоннада верхних этажей корпусов улицы Росси ведет от площади Чернышева к площади Александрийского театра. Суровая дорика улицы Росси сменяется на площади пышностью коринфских портиков и лоджий Александрийского театра, расположенного в центре окружающих его зданий: Публичной библиотеки и изящных павильонов Аничкова дворца, созданных тем же зодчим. Перед театром разбит сквер с памятником Екатерины. Ансамбль площади главным фасадом театра открывается на Невский проспект. Площадь Чернышева не была закончена Росси, что несколько нарушает цельность всей композиции ансамбля. Не построены левое крыло здания, охватывающего площадь, и церковь-ротонда в центре.
Последним крупным сооружением Росси было здание Сената и Синода (1829-1834). Колоссальная арка в центре задумана как объединяющий два отдельных здания (Сената и Си нода) композиционный центр, решенный парадно и торжественно в пышном коринфском ордере. Арка увенчана скульптурным аттиком.
Росси завершает эпоху расцвета архитектуры русского классицизма. После него наступает закат, медленный распад стиля, в наступающих сумерках возникают поиски новых путей в архитектуре.
Московский ампир
Московская архитектура классицизма начала XIX века, подобно архитектуре Петербурга, переживает в этот период блестящий расцвет, вдохновляется теми же идеалами и создает ряд больших произведений, так называемого московского ампира.
Величественный стиль петербургской архитектуры, с ее масштабами, величием и холодной гармонией линий, видоизменяется в Москве, приобретая интимную трактовку - теплоту, изящество линий, форм и украшений. Таково московское усадебное строительство, для которого типичен дом Найденова. Но в официальных зданиях архитектура московского ампира проникнута той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж).
Архитектор О.И. Бове
Первым крупным мастером московского ампира был вышедший из школы Казакова архитектор О. И. Бове. Лучшая постройка Бове - особняк князя Гагарина (1813) - разрушенная в результате налета фашистской авиации в 1941 году. В этом здании с широко раскинувшимися крыльями был особенно замечателен центр с его аркой-лоджией, группами колонн по бокам и барельефом летящих слав вверху. В архитектуре дома ощущалось сильное влияние казаковского классицизма.
В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. Печать холодной и официальной строгости лежит на архитектуре этого сооружения, подчеркивая его назначение.
Здание Градской больницы (1823) того же мастера, расположенное рядом с казаковской Голицынской больницей, по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, по архитектуре отличается некоторой грузностью форм.
В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади (впоследствии перестроенный), включавший Большой театр в центре, Малый театр справа и ряд зданий по всему периметру. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Следы этой аркатуры сохранились на нижнем этаже Малого театра. Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. Центр площади украшала сохранившаяся до настоящих дней фонтанная группа работы скульптора Витали.
Д. Джилярди и А.С. Григорьев
Одновременно с Бове работали два больших мастера московского ампира - Д. Джилярди и A. С. Григорьев. Среди огромного количества работ этих зодчих есть ряд первоклассных памятников русской архитектуры.
Сгоревшее в наполеоновское нашествие старое здание Университета, построенное Казаковым, было возобновлено в стиле московского ампира в 1817 году Джилярди с сохранением общей композиции - типа усадьбы, данного Казаковым. Прекрасен полукруглый зал Университета с чудесной ампирной росписью и изящной белой колоннадой, поддерживающей балкон. Снаружи ему отвечает величественный дорический портик строгих пропорций, подчеркивающий центр здания и спокойную гладь стен фасадов, тронутых местами богатыми пятнами барельефов и розеток, типичных для всего московского ампира.
Усадьба Найденова, построенная Джилярди и Григорьевым в 1821 году, - также одно из лучших произведений этого периода в Москве. Она состоит из дома с изящным ионическим портиком на улицу, монументальной открытой лестницы, ведущей из сада на второй этаж, и сада с павильонами и беседками, среди которых особенно изящен музыкальный павильон. Залы главного здания украшены прекрасной ампирной росписью. Весь ансамбль в целом полон прелести и благородства.
Значительным памятником этого периода является здание Опекунского совета (1823-1825) на Солянке. Здание несколько искажено позднейшей застройкой. В первоначальном виде это был ансамбль из трех отдельно стоявших объемов: центрального здания с прекрасным ионическим портиком, напоминающим портик дома Найденова, и двух боковых павильонов. Монументальная ограда с воротами, украшенными львами, соединяла эти звенья. Позже эти разрывы были застроены в одну высоту с боковыми павильонами.
Выделяется по композиции и архитектуре дом бывшего Государственного банка (1819) на Никитском бульваре. Он также состоит из центрального здания, украшенного прекрасной колоннадой лоджии и двух неодинаковых боковых павильонов, из которых особенно хорош правый в виде небольшой изящной палладианской виллы.
Джилярди создал одну из лучших подмосковных усадеб - Кузьминки. Первое место среди построек Кузьминок занимает Конный двор. Особенно хороша центральная часть Конного двора. Это простой по форме павильон с огромной аркой-экседрой, в которую вкомпонована изящная колоннада с венчающей ее скульптурной группой. Впечатление от этого контрастного сочетания огромно. Оно усиливается конными группами Клодта, поставленными позже по бокам павильона.
В живописном парке около пруда были разбросаны чудесные творения зодчего - пропилеи, сохранившийся левый флигель дворца, чугунная ограда, служебный павильон в египетском стиле и пристань со львами.
Кроме Кузьминок, Джилярди и Григорьев построили небольшие усадьбы Суханово и Отраду. Выдающимся произведением московского ампира являются Провиантские склады в Москве. Огромной силой веет от этих с виду простых поставленных рядом объемов. Холодное великолепие и строгость архитектурных форм этого комплекса как бы предвещают официальный стиль классицизма 30 годов XVIII века.
Одним из последних памятников московского ампира является построенная Е. Д. Тюриным университетская церковь, полуротонда (1837), в которой уже чувствуется тяжесть форм и наступающий упадок архитектуры классицизма.
Архитектура второй половины XIX века и начала XX века
С усилением политической реакции и ростом капиталистической эксплуатации, в условиях погони за выгодой и прибылью, породившей архитектуру доходного дома и купеческого особняка, в конце первой половины XIX века наблюдается общий упадок архитектуры. Распад стиля классицизма сопровождается поисками национального русского стиля. Делаются попытки повернуть назад - к изучению и использованию форм древнерусского допетровского зодчества XI- XVII веков, отказаться от всего нерусского в архитектуре, в том числе и от всех блестящих достижений архитектуры русского классицизма.
Этот период, длившийся до начала XX века, не дал сколько-нибудь значительных архитектурных произведений. Отрицательной чертой этих исканий было поверхностное, чисто внешнее заимствование и использование форм древнерусского зодчества XI-XVII веков, как декоративной оболочки на сооружениях XIX века, усугубленное непониманием неразрывного органического единства формы и содержания в произведениях древнерусского зодчества.
Однако эти искания ускорили процесс изучения русской архитектуры и создали благоприятные предпосылки для развития археологических изысканий, разработки исторических и научных проблем русской архитектуры, а также постановки дела охраны, фиксации и реставрации памятников зодчества.
Поиски русского стиля
На протяжении периода поисков русского стиля (конец первой и вторая половина XIX века) можно различить несколько этапов.
На первом этапе (середина XIX века) так называемый официальный русский стиль представлен работами архитектора К. А. Тона. Его главнейшим произведением является Храм Христа Спасителя и Большой кремлевский дворец (1838 - 1849), который явился попыткой в известной мере повторить по своим формам кремлевские терема XVII века с привнесением византийских элементов убранства. Интерьеры дворцовых зал, посвященные русским военным орденам, отличаются большой торжественностью и великолепием, хотя и не отвечают внешней архитектуре дворца.
Конец второй и вся третья четверть XIX века проходят под знаком борьбы за самобытность в русской архитектуре. Лучшими произведениями русского художественного гения и примерами для подражания признаются образцы так называемого декоративного стиля XVII века: Путинковская церковь в Москве и церковь в Останкино. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века - крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. В этом духе работают архитекторы: Резанов (проект Городской думы), Горностаев и другие.
Одновременно другая группа - Ропет (Петров) и Гартман - используют формы деревянного зодчества Севера в строительстве маленьких домиков и дач, перенасыщенных мотивами орнамента под русский стиль. Народный орнамент, - говорит Репин, - начали в то время опошлять петухами, топорами, рукавицами и т. д.. Типичным образцом подобной архитектуры служит Погодинская изба в Москве (архитектор Никитин, 50-е годы XIX века). Для этого периода характерна сложность и живописность плана и силуэта, погоня за декоративным эффектом, не считаясь с исторической точностью и архитектурной логикой.
В противовес щеголянию русским стилем в последней четверти XIX века развивается академическая школа, преследующая историческую точность в выборе и сочетании форм древнерусской архитектуры.
Этот период ученой псевдорусской эклектики открывается серией конкурсных проектов на здание Городской думы в Москве. Лучшим по архитектурной логике и композиции был проект Котова и Преображенского. Городская дума, построенная по более слабому проекту архитектора Чичагова, является одним из образцов произведений этого периода.
Исторический музей в Москве (1875-1883), выстроенный по проекту художника Шервуда, пожалуй, наиболее удачное сооружение этого периода, не лишенное стройности в группировке масс и в общих пропорциях (здание предполагалось облицевать цветными изразцами).
Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве архитектора Померанцева (1892-1893) представляют типичный отрицательный пример псевдорусского стиля этого периода. Огромное торговое здание XIX века декорировано деталями кирпичной архитектуры XVII века, высеченными из камня.
Таким же ярким примером псевдорусского стиля, в котором имитируются в камне и железе деревянные формы, является бывший дом Игумнова и Москве (проект архитектора Позднева, конец XIX века), не лишенный фантазии и мастерства в исполнении.