Архитектурно-градостроительный памятник А.П. Зенкова Свято-Вознесенский собор города Алматы и его использование в туристско-экскурсионном потенциале

СОДЕРЖАНИЕ: Краткая биография и роль зодчего А.П. Зенкова в жизни Алматы. История и этапы строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора. Современная панорама архитектурно-градостроительного памятника, его использование в туристско-экскурсионном потенциале.

СПбГУП

Архитектурно-градостроительный памятник А.П. Зенкова Свято-Вознесенский собор города Алматы и его использование в туристско-экскурсионном потенциале

Терновцев Виталий

Алматы

Содержание

Введение

1. А.П. Зенков в истории города Алматы

2. История строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы

3. Современная панорама Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы – великая православная святыня Семиречья. Блаженной памяти благочестивые предки наши, горя любовью к Богу и этому прекрасному краю, воздвигли не столько самый большой по размерам кафедральный православный храм, сколько через архитектуру воспели дивную песнь хвалы Создателю всяческих и тому дивному в своей богозданной красоте месту на Земле, которое даровано Богом для обитания им их потомкам. Практически ровесник 20 века, Собор явился не только свидетелем, но и участником многоскорбной и во многом ужасной истории этого кровавого столетия. В нем, как в фокусе, отражены пути свидетельства Святого Православия в Семиречии за истекшие десятилетия. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы – это выдающееся произведение зодчества. Выделяясь отточенной гармонией архитектурных форм и пропорций в ряду памятников архитектуры Центральной Азии, он представляет собой яркий пример достижений строительного искусства своей эпохи. Построенный в начале 20 века с использованием самых современных на тот момент технологий, с учетом опыта землетрясений в Семиречье, он стал символом сейсмостойкого строительства, начало развития, которого в регионе связано именно с этим зданием. Строительство собора, начавшееся на заре образования города Верного – Алматы в середине 19 века и завершенное вначале 20, представляло собой грандиозное событие, стройку, в которой, так или иначе, принимало участие большинство населения. И поэтому его летопись занимает внушительную часть в истории города и региона в целом.

Цель данной работы: рассмотреть и изучить особенности архитектурно – градостроительного памятника Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы и его использование в туристско-экскурсионном потенциале.

Для реализации цели выдвинут ряд задач:

- определить существенную роль Андрея Павловича Зенкова в истории и в жизни города Алматы;

- рассмотреть самые значимые этапы истории строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы;

- выявить современную значимость Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы.

Объект исследования: Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы.

Предмет исследования: Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы, как архитектурно-градостроительный памятник А.П. Зенкова в истории и в жизни города Алматы.

Методы исследования: теоретические - анализ источников литературы и Интернет-сайтов по проблеме исследования.

Степень разработки данной темы. При работе над данным исследование были изучены работы ученых и специалистов в области архитектурно-градостроительного памятника Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова «История тысячелетия», где предоставлен весьма обширный материал о соборе и его деталях, характерна простота изложения, также это ряд авторов об истории Алматы, была просмотрена энциклопедия Ауэзова Е.К. и Кунаевой Г.С., изучены основы туристско-краеведческой работы, авторами которого являются Вуколов В.Н., М.К. Назарчук, были также просмотрены официальные Интернет-сайты Свято-Вознесенского кафедрального собора города Алматы.

Структура данной работы обусловлена поставленными исследовательскими задачами, отражает сущность рассматриваемой проблемы и ход исследования. Контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

зенков кафедральный собор туристский экскурсионный


1. Андрей Павлович Зенков в истории города Алматы

История Верного, этапы его строительства неразрывно связаны с династией Зенковых. Павел Матвеевич Зенков – выходец из Тобольской губернии, прибыл в Верный вместе с семьей в 1867 году. Имея опыт строительной деятельности, «вольный архитектор», Зенков по рекомендации Н. Криштановского был привлечен к строительным работам. По заданию Г. Колпаковского занимается составлением проектов и смет на строительство церквей, оранжереи и теплицы, кузниц и т. д.; совместно с Н. Криштановским разрабатывает генеральный план развития Верного; принимает активное участие в проектах планировки садово-парковых объектов. В 1877 году П.М. Зенков избирается первым городским головой Верненской Думы. Его сын Андрей Павлович Зенков – «первостроитель» Верного, выпускник Санкт-Петербургской Николаевской инженерной академии, получил назначение в 1898 году в г. Верный на должность заведующего чертежной мастерской инженерной дистанции. С 1900 года – начальник Строительного отделения Семиреченского областного правления. С приездом А.П. Зенкова в Жетысу началась новая строительная эпоха в городе – был внедрен прогрессивный материал – армированный бетон, невероятно расширивший возможности строительства. Теперь требования сейсмостойкости не вступали в конфликт с художественным началом при проектировки зданий[1] .

Украшением одной из самых оживленных улиц Верного стало здание магазина купца И. Габдулвалиева, построенное в 1911 году. Проект этого дома был разработан А. Зенковым. Здание представляет собой прямоугольный объем, вытянутый вдоль Торговой улицы. Силуэт здания оживляют выступающие щипцы кровли с башенками. Лаконичность фасада двухэтажного здания, разбитого по вертикали пилястрами, подчеркнута невероятной красоты куполами с люкарнами – своеобразной приметой эпохи, отражающей синтез модерна и эклектики, и небольшими башенками, установленными по периметру развитого карниза.

Возле военного лагеря, при входе в ущелье р. Малая Алматинка, А.П. Зенковым в 1903 году была построена дача военного губернатора Г. Колпаковского. Она представляла собой бревенчатый домик площадью 78 кв. м, с мезонином, подвальным этажом, погребом и верандой. При даче был устроен зоопарк. Здесь содержались звери, отловленные на пространствах от Памира до Алтая: маралы, дикие козы, кашгарские бараны, снежные барсы, тигры, тибетская лошадь[2] .

До наших дней сохранился памятник деревянного зодчества, построенный Зенковым на рубеже веков. Дом принадлежал ученому-лесоводу Э. Бауму. Здание представляет собой крестовый в плане деревянный сруб с подклетью и мезонином, с анфиладным расположением помещений. Архитектурные детали, декорированные резьбой, придают зданию праздничный вид.

Венцом творчества А.П. Зенкова стал, бесспорно, Туркестанский кафедральный собор (1904–1907 гг.). Собор «висел над всем городом. Высочайший, многоглавый, узорчатый, разноцветный, с хитрыми карнизами, с гофрированным железом крыши, с колокольней, лестницей – с целой системой лестниц, переходов и галерей». Строительство собора было начато в 1903 году, закончено — в 1906. Освящение собора состоялось 30 июля 1907 года. Основное убранство было доставлено из Москвы и Киева. Иконостас и алтарь расписывались местным умельцем Усыревым и художником Хлудовым. Биограф А.П. Зенкова В. Бирюков писал, что ему удалось выдвинуть «новую идею конструктивного решения сейсмостойких зданий, идею жестко-упругой «корзинки», с сильно пониженным центром тяжести, с кольцевой подземной галереей, предохраняющей здание при землетрясении от действия верхних, наиболее активных слоев земли». Во время сильного землетрясения 1911 года, когда около двух тысяч зданий в той или иной мере пострадало, собор — самое высокое тогда здание города, остался невредим[3] . (Приложение 1)

Последовавшие за мирными 1910-ми годами социальные потрясения в жизни Зенкова-строителя ничего не изменили. В 1920-е он занимается восстановлением разрушенного гражданской войной городского хозяйства — переоборудованием жилого фонда под хлебопекарни, противоэпидемические пункты, госпитали, детские учреждения.

В 1925-27 годах А.П. Зенков работал в Киргизии на строительстве ее столицы — города Фрунзе (ныне Бишкек). Наиболее значительная его работа там — Дом правительства (1926).

В марте 1927 года Джетысуйский исполком отзывает Зенкова обратно в Алма-Ату. В письме, полученном им, говорилось: «Предстоящий переход столицы Казахстана и постройка Семиреченской дороги потребуют работы опытных и знающих местные условия инженерных сил. Зная Вашу долголетнюю и многополезную работу для Джетысу в целом, и для Алма-Аты в частности, Губплан надеется, что Вы не откажетесь вновь работать в родном для Вас крае…»[4] . Зенков ответил согласием и последующие годы работал начальником Управления строительного контроля города Алма-Аты. В этом качестве он принимал участие в создании первого плана жилищного и гражданского строительства города, разрабатывавшийся в связи с переносом столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату.

В 1936 г. А.П. Зенкова не стало. На его скромной могильной плите, поставленной только в наши дни, следовало бы выбить слова, сказанные им: Я не боюсь за наш город. Я верю, что недалеко-то время, когда наш город украсится солидными и другим долговечными строениями.

Многое могут поведать личные вещи архитектора. На пример потускневший от времени значок-медальон Николаевской инженерной Академии, которую он закончил с отличием ставший путевкой в жизнь, медальон со знаками военного инженера - двумя топориками и якорем на щите, определил его дальнейшую судьбу. С волнением открываем коробки с акварельными красками и карандашами, которых касалась рука первого архитектора нашего города. Сколько бессонных ночей и полных труда дней провел с кистью в руках талантливый зодчий. И краски оживали, воплощая в жизнь его мечты. Здесь в фондах хранятсярулетка, транспортир, кронциркуль А.П. Зенкова. С этими вещами архитектор не расставался всю жизнь. Ведь они были его рабочими инструментами. Свидетелем многих событий их далеких дней был и фонарь летучая мышь, принадлежавший инженеру А.П. Зенкову.

Также имеется брелок-книжка на цепочке. На нем надпись: Семиреченская инженерная дистанция. На память А.П. Зенкову. И дата 1898-1900. Все эти ценные реликвии вызывали и вызывают неподдельный интерес у горожан и гостей нашего города. Ведь они хранят тепло рук замечательного зодчего.

Огромная заслуга Зенкова в том, что он разработал принципы антисейсмичного строительства. Впоследствии его опыт при строительстве собора послужил основой научных методов строительства сейсмостойких зданий Алматы.

2. История строительства кафедрального собора города Алматы

История строительства Вознесенского кафедрального собора в Алматы уходит в 70-е годы 19 века. Временное военное укрепление в Семиречье было построено по указу царя Николая Iв 1855 г., а уже 1867 городок у подножья Заилийских гор становится областным центром Туркестанского края. Его быстро растущий организм успел ощутить потребность в соборном городском храме, но строительство, начавшееся в 1868 г., с самого начала было обречено на превращение в долгострой: не полная документация, постоянные смены ответственных производителей.

Верный быстро приобретал все большее политическое значение в Туркестанском крае. Уже в 1872 сюда перемещается центр епархии из Ташкента вместе с кафедрой епископа, которая была временно установлена в станичной новой церкви, в честь этого события переименованной в Софийский кафедральный собор[5] . Это событие послужило толчком тому, что вопрос о строительстве городского храма перерос в вопрос о строительстве кафедрального собора. В том же году принимается решение о строительстве нового здания кафедрального собора вместимостью 1500 человек. Однако прошло еще около десятка лет, пока в 1882 году были сделаны первые проектные предложения. Небольшой конкурс идей архитекторов П. Гурдэ и Г. Серебренникова, организованный Комитетом по строительству совместно с епархиальным управлением, был решен в пользу предложения Серебренникова. Его проект единодушно признается «более подходящим как по размерам, так и по изяществу и стилю для Кафедрального собора». Но затянувшееся открытие финансирования, смерть архитектора и разрушительное землетрясение в 1887 году внесли изменения в эти планы. Землетрясением была уничтожена большая часть построек Верного. Оно стало серьезным предостережением строителям молодого города.

После 1887 года Верный начинает заново строиться. Пока «суд да дело» дл кафедрального собора Туркестанской епархии возводится временное здание на территории Губернаторского сада – сегодняшнего 28 Панфиловцев, так как церковь в Большеалматинской станице, где он размещался до землетрясения, была целиком разрушена.

Несмотря на постоянные ходатайства сменяющихся епископов Туркестанской епархии перед самыми высокими инстанциями, только 1899г., наконец, Строительному комитету и Епархии был предоставлен на утверждение новый проект здания собора, разработанный архитектором К.А. Борисоглебским. В 1900 г. Строительным отделением Семиреченского областного правления при его рассмотрении было отмечено, что «Величественный и поместительный Собор должен быть в нашем городе Верном как для поддержания престижа русского имени и православной веры с ея представителем в мусульманском крае[6] ».

С этого момента чертежи вместе с пояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествие по различным инстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга, взывая бури сомнений и предложений. В итоге в 1903 г. в Санкт-Петербург Святейший Синод доработанный проект Борисоглебского и новую смету, составленную инженером А.П. Зенковым.

Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904 г., и, наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен А.П. Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера.

Многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Это применение железобетонных конструкций, антисептиков, приточно-вытяжных систем вентиляций и специальных каналов. Благодаря инициативе производителя работ Зенкова, при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что создало надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен была укреплена по углам и в простенках: срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Нагели в стенах устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила.

Завершилось строительство в августе 1907 года. По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа». Разрушительное землетрясение в 1911 году, стало серьезным испытанием для нового храма. Его строителям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, согнулся крест, выбило стекла из окон. Собор при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом.

Вслед за этим испытанием последовал ряд ремонтных и отделочных работ на соборе. С наибольшим размахом они проводились перед празднованием 300-летия Дома Романовых в 1913 г. Как показал анализ архивных фотографий и результатов обследования самого здания, по этому случаю в отделке собора преобладали цвета российского флага. Так, металлическое кровельное покрытие «в шашку» на центральном куполе было перекрашено в белый, синий, красный цвета, а на карнизах фасадов «российский флаг» можно было встретить до последней реставрации.

Многое изменилось в Верном после 1917 года. То, что еще вчера вызывало чувство гордости в сердцах его горожан, стало символом «темноты и невежества». В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворована вся церковная утварь, иконы и библиотека. В 30-х годах городские власти размещают здесь радиостанцию, затем Республиканский краеведческий музей, что потребовало капитальной реконструкции здания[7] .

Смена функций здания закономерно повлекла изменение и пространственной среды вокруг него: засаживались аллеи, благодаря которым оно и когда-то просматривалось с отдаленных точек города, и по которым далеко разносился звон колоколов. Яркое многоцветие куполов скрылось под зеленой краской, более удовлетворявшей вкусы того времени, маскируя функциональное назначение здания; спокойные охристые тона фасадов и интерьеров сменились на революционно-розовые. Ничто, кроме двух каменных надгробий, не напоминает, о том, что западная часть городского парка когда-то была кладбищем. А когда в 1995 году собор перешел в пользование церкви, уже стерлось в памяти даже его точное название.

С «Перестройкой» в 90-х года в России пошел процесс передачи храмов-памятников в пользование церкви, на уровне правительства стал подниматься вопрос о реставрации этого здания с восстановлением его первоначального вида и функций. В 1994 году государством было решено создать здесь действующий собор-музей, и были выделены средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А 18 апреля 1995 года здание официально было полностью передано в бессрочное пользование Алматинско-Семипалатинской епархии решением Президента Республики Нурсултана Назарбаева.

Восстановление кафедрального собора начало проводиться с богослужениями. К его освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II, намеченному летом 1995 г., были восстановлены алтарь, ризница, притвор, проведены мероприятия по водоотводу, обеспечению пожарной безопасности, восстановлению нормальной вентиляции и организации эвакуационных путей. На звонницу были подняты новые колокола, отлитые к тому времени в Москве на средства, собранные алмаатинцами.

3. Современная панорама Свято-Вознесенского собора города Алматы

Всякий город запечатлевается в памяти в первую очередь зрительными образами, которые претерпевают сложные превращения в глубинах нашей души. Картины современного Алматы остаются в памяти со сверкающими жемчужными горнами вершинами и радужными городскими фонтанами, разноликой и шумной толпой городских базаров, монументом на новой площади – венцом творения и символом конца советской эпохи. И, конечно же, со странным собором в парке 28 Панфиловцев, жизнеутверждающее великолепие которого не может покорить сердце любого, кто видел его однажды.

Сегодня полностью восстановлено функционирование собора в соответствии с канонами церкви. Но еще ждет своей очереди трехъярусный иконостас, будут реставрироваться цементные полы с редким узором из метлахских плиток; продолжается декоративная отделка интерьеров, ведутся мероприятия по укреплению колокольни. Архивные документы и материалы обследования здания дают возможность для более точной реставрации фасадов. И хотя пока остается открытым вопрос об организации пространства охраной зоны памятника, реставрации бывшего церковного домика, реставрация собора продолжается.

Но, несмотря на все это, на сегодняшний день Свято-Вознесенский собор представляет собой одно из исторических мест города Алматы, которое посещается не только многочисленными православными паломниками и туристами из разных стран, но и также представителями других вероисповеданий. Ежедневно здесь совершаются богослужения с многочисленными прихожанами, красивым церковными пением, колокольным звоном и поучительной проповедью. Проводятся специальные экскурсии, сопровождением одного из священника.

Свято-Вознесенский кафедральный собор – это место молитв и уединений. Многие жители и гости города идут в этот собор с чувством и благоговения. В этом здании оживают славные страницы истории, пронизанные духом народа, его порывами и страстями, горем и надеждами. Это памятник былого, нитей, связывающих нас с родной землей и предшествующими поколениями.

Собор великолепен и огромен. Под его сводами масса южного солнца, света и тепла, оно льется из окон в куполе на каменные плиты пола, в ясный, солнечный день белый купол кажется летящим ввысь. Внутри собор превосходно украшен. В Киеве были заказаны иконы больших размеров – почти метр в ширину и полтора метра в высоту. Они были написаны яркими праздничными красками на золотом чеканном фоне. Изображение над Царскими вратами представляло копию с «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Иконостасную стену для собора выполнил по рисункам Зенкова житель г. Верного Усырёв. Она была сделана из ели и тополя, выкрашена белой краской, украшена искусной позолоченной резьбой. Иконостас был украшен голубыми и розовыми похожими на картины иконами, которые Зенков поручил выполнить художнику Хлудову.

В 2007 году исполнилось 100 лет с тех пор, как возведен Вознесенский кафедральный собор – главный православный храм и редкая по своей красоте достопримечательность Алматы. В 2010 году, в ходе официального визита в Республику Казахстан, Божественную Литургию в Вознесенском соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Более 100 лет прошло с тех пор, как был построен собор – главный православный храм и редкая по своей красоте достопримечательность Алматы. С уверенностью на сегодняшний день, можно сказать, что здесь в Казахстане – в центре Азии, Вознесенский собор при внимательном рассмотрении открывает истину о том, насколько предопределен и генетически заложен в истории синтез культур Запада и Востока. Кафедральный собор города Алматы ярко демонстрирует непрерывность культурного диалога, происходящего бесконечно на том участке континента, закономерно продолжая ряд уникальных архитектурных и исторических памятников Центральной Азии: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссови, воздвигнутый покровителем Азии Тимуром над могилой святого в Туркестане; Айша-Биби – мавзолей, построенный Караханидами, пришедшими из Восточного Туркестана в долину Таласа и основавшими здесь могущественное государство, на протяжении нескольких веков контролировавшие Шелковый путь; мавзолей Жоши-хана, старшего сына Чингиз – хана, в Улытау, на территории, бывшей когда-то одним из центров Монгольской империи… Построенный на рубеже столетий в эпоху апогея расцвета эклектики, собор являет собой яркий пример Российской колониальной архитектуры начала 20 века.

Прекрасные архитектурные формы, стилистические особенности, удивительные для своего времени конструкции, и богатое прошлое делают Свято-Вознесенский собор уникальным по значению памятником 19-20 веков за пределами Республики Казахстан.

Своей внешней и внутренней красотой, собор привлекает местных художников, начинающих строителей, красота церковного пения, которое звучит здесь ежедневно, привлекает студентов и композиторов, которые обучаются музыки.

Свято-Вознесенский кафедральный собор, величественно возвышающийся в самом сердце Алматы, является духовным центром Казахстана, центром алматинской епархии. Даже на фоне окружающих его многоэтажных зданий, собор выделяется своим величием и строгой красотой. Собор по праву является украшением и гордостью Алматы.

Заключение

Архитектура провинциальных городов России конца 19 – начало 20 века, ставшая отголоском модных тенденций, протекающих в архитектурной жизни Санкт-Петербурга и Москвы на рубеже веков, носила эклектико-стилизаторский характер с элементами «модерна». Верный не остался в стороне от новых веяний, характерных для зодчества тех лет. Рост города – крупного административного центра Семиреченской области, способствовал появлению зданий с новыми типологическими характеристиками и свойственным этому периоду многообразием стилевых направлений. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы – это выдающееся произведение зодчества. Выделяясь отточенной гармонией архитектурных форм и пропорций в ряду памятников архитектуры Центральной Азии, он представляет собой яркий пример достижений строительного искусства своей эпохи.

В данной работе был изучен Свято-Вознесенский кафедральный собор, где так же была изучена история, проблемы, актуальность данной работы.

И по итогам все работы можно сделать выводы. С древнейших времён и до наших дней Православная Церковь обладает бесценным сокровищем не только в области богослужения и святоотеческих творений, но и в области церковного искусства. Как известно, среди прочих церковных искусств особо значимое место занимает храмовая архитектура, такая как кафедральный собор города Алматы. И это естественно, потому что храм в жизни Церкви - нечто гораздо большее, чем просто строение, каким бы ни было оно замечательным, или место церковных собраний; храм - это полное и органическое воплощение самой сути Церкви. В храме Церковь видит выражение Православия в его целом, Православия как такового. Церковное искусство и жизнь Церкви взаимосвязаны и взаимообусловлены - поэтому, ни понять, ни объяснить церковного искусства вне Церкви и ее жизни невозможно.

Один из важнейших памятников исторической Алматы Свято-Вознесенский кафедральный собор, прошедшего столетний путь реставрации, обретений и утрат, пережившей периоды упадка и возрождения, стало совмещение в нем двух функций - музея и храма. Несомненно, Собор ценен не только со стороны истории, но и как величайшее произведение искусства.

В ходе работы, было выявлена огромная заслуга Зенкова в разработке принципов антисейсмичного строительства. Впоследствии его опыт послужил основой научных методов строительства сейсмостойких зданий Алматы.

На сегодняшний день Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы выдержал испытание разрушительного землетрясения в 1911 году, он прошел через социальные испытания 30-х и застойных лет позднего советского периода, и сегодня, в третьем тысячелетии, благодаря реставрации обретает новую жизнь. Ежедневно под сводами этого храма проводятся службы. Это место стало излюбленным посещением туристов и паломников, которых привлекает храмовая архитектура этого собора.

Архитектурное сооружение, такое как Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы, должно поразить каждого человека, который пришел сюда, ведь, как и церковная музыка, так и церковная архитектура этого собора приводит людей к Богу.


Список литературы

1. Абишева З.М. Основы туристско-краеведческой работы: Учебное пособие. – Алматы: Казак Университеты, 2007. – 92 с.

2. Ауэзов Е.К., Кунаева Г.С. Алматы: Энциклопедия. – Алматы; ИД «Сredo», 2009. – 423 с.

3. Вуколов В.Н., М.К. Назарчук Основы туристско-краеведческой работы. Учебное пособие. – Алматы: 1998 – 81 с.

4. История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. – 422 с.

5. Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова. Алматы. История тысячелетия. – Алматы: «Сredo», 2008. – 240 с.

6. 100 великих чудес света/ Автор – составитель Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2002. – 528 с.

7. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы www.russian-church.ru(03.05.2011 г.)

8. Свято-Вознесенский кафедральный собор города Алматы www.sedmitza.ru(03.05.2011 г.)


[1] История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. С. 69

[2] История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. С. 70

[3] Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова. Алматы. История тысячелетия. – Алматы: «Сredo», 2008. С. 195

[4] История Алматы. В 2-х томах. – Алматы: ИД «Сredo», 2009. Том 2. С. 71

[5] Ауэзов Е.К., Кунаева Г.С. Алматы: Энциклопедия. – Алматы; ИД «Сredo», 2009. С. 123

[6] Т.Н. Турекулов, Н.В. Турекулова. Алматы . История тысячелетия. – Алматы: «Сredo», 2008. С. 195

[7] 100 великих чудес света/ Автор – составитель Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2002. С. 481

Скачать архив с текстом документа