Арнольд, Юрий Карлович

СОДЕРЖАНИЕ: Введение 1 Биография 2 Пианист и баритон 3 Композитор 4 Музыкальный критик 5 В Лейпциге. Журналист. 6 В Австрии 7 В Москве 8 В Петербурге. Преподавание пения.



План
Введение
1 Биография
2 Пианист и баритон
3 Композитор
4 Музыкальный критик
5 В Лейпциге. Журналист.
6 В Австрии
7 В Москве
8 В Петербурге. Преподавание пения.
9 Церковная музыка
10 Литературные труды
Список литературы

Введение

Юрий (Георгий) Карлович Арнольд (13 ноября (1 ноября) 1811, Санкт-Петербург — 20 июля (8 июля) 1898, Каракаш, близ Симферополя), псевдонимы Карло Карлини, А. Ю., Гармонин, Меломан — музыкальный теоретик, композитор, преподаватель пения. Работа Арнольда в качестве музыкального журналиста в значительной мере способствовала популяризации русской музыки в Европе.

1. Биография

Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге. Был православного вероисповедования. Учился в Дерптском университете, по филологическому факультету; курса не кончил. В 1831 году поступил в Стародубовский кирасирский полк, чтобы участвовать в усмирении польского мятежа.
В 1838 году Арнольд вышел в отставку со службы и целиком посвятил себя музыке. Почетный член Киевского литературно-артистического общества.

2. Пианист и баритон

Музыкой стал заниматься с детского возраста, беря уроки фортепиано у А.И. Черлицкого, ученика Джона Фильда. Студентом исполнял публично фортепианный концерт Гуммеля и партию баритона в оратории Гайдна Die Schopfung.
Арнольд занимался гармонией у Леопольда Фукса. Контрапункт изучал у О.К. Гунке.

3. Композитор

В 1835 году появилось в печати первое сочинение Арнольд - романс Вечерний звон (Козлов). В 1836 году он написал оперу Цыганка на либретто Александра Мундта. В 1836 году познакомился с М.И. Глинкой и дал первый свой концерт (отрывки из опера Цыганка).
В 1839 году Арнольд выступил на конкурсе петербургского филармонического общества с кантатой Светлана (текст Жуковского), получившая первую премию. К выдаче премии послужило препятствием немецкое происхождение автора(конкурс был объявлен для русских композиторов); дело дошло до императора Николая I, который повелел считать Арнольда природным русским. В 1842 году были изданы в Петербурге 40 его романсов. В том же году Арнольд познакомился с приезжавшим в Петербург Ф. Листом, в защиту которого впоследствии выступал в печати. В течение 1842 - 60 годов Арнольд написал (на собственное немецкое либретто) трехактную оперу Нидия или Последний день Помпеи. Эта опера исполнялась в разное время в России и в Германии, но только по частям, и осталась в рукописи. В 1852 году поставлена в Петербурге оперетта Арнольда Der Invalid, а в следующем году - оперетта Клад или За Богом молитва, за царем служба - не пропадают; впоследствии Арнольд написал к ней другой текст и переименовал в Ночь на Ивана Купала. В 1860 году Арнольд написал увертюру к Борису Годунову Пушкина, в ней сказалось подражание Глинке. Она была исполнена за границей, и в 1897 году, под управлением автора, в одном из концертов Русского музыкального общества. В русском стиле написаны Русская баллада и Как у всех-то людей (слова Мея ). Большая часть музыкальных сочинений Арнольд осталась не изданной. Как композитор, Арнольд не обнаруживал яркой индивидуальности и находился под сильным влиянием немецких классиков, с одной стороны, и Глинки - с другой.

4. Музыкальный критик

В период от 40-х до начала 60-х годов, Арнольд занимался также музыкальной критикой в Библиотеке для чтения, Пантеоне, Северной пчеле и Сыне Отечества.

5. В Лейпциге. Журналист.

С 1863 года и по 1868 год Арнольд жил в Лейпциге. В лейпцигском журнале Neue Zeitschrift fr Musik (1863, № 8 - 15) Арнольд поместил статью: Die Entwickelung der russischen National-Oper, в которой впервые в немецкой прессе говорилось о значении Даргомыжского. В 1867 - 1868 годах он редактировал Zeitschrift fr Theater und Musik.
В 1883 году в Лейпциге Арнольд прочел лекцию Об основах древне-православного церковного пения.
В 1889 году Арнольд опять ездил в Лейпциг, где читал лекции о русской музыке.

6. В Австрии

В 1868 - 70 годах Арнольд жил в Австрии, в Граце где в музыкальном институте Яна Гувы преподавал музыкальную эстетику и учение о формах.

7. В Москве

В 1870 Арнольд был приглашен в московскую консерваторию на кафедру контрапункта, но в силу некоторых обстоятельств кафедру он не получил. По распоряжению великой княгини Елены Павловны Арнольду все-таки дали звание профессора.
Оставшись в Москве Арнольд открыл общественные музыкальные классы, имевшие успех и просуществовавшие свыше 10 лет. Здесь он преподавал пение, теорию и историю музыки. Среди его учеников был известный баритон Павел Хохлов.
Не раз Арнольд выступал и как лектор, в России и за границей, по истории музыки и акустики.
В 1888 году занимал в Московском университете кафедру по истории музыки, получил звание приват-доцента. Вступительная его лекция: О данных для возрождения самобытной национальной русской музыкальной школы в значительно расширенном изложении, напечатана под заглавием: Возможно ли в музыкальном искусстве установление характеристическо-самостоятельной русской национальной школы и на каких данных должна таковая основываться (Баян, 1888 - 89).

8. В Петербурге. Преподавание пения.

С 1894 года почти до конца жизни Арнольд оставался в Петербурге, где давал уроки пения. По вопросом о преподавании пения, Арнольд написал статью: О причинах недостатка в России хороших певцов и певиц (Музыкальный Мир, 1883, № 8 и 9) и в последние годы жизни издавая Теорию постановки голоса (не законченную), в которой отстаивал метод староитальянской школы. В 1892 - 93 годах издал свои Воспоминания, охватывающие период времени с 1815 по 1875 годы и имеющие значение для истории быта и музыки в России. Арнольд работал над осуществлением идеи амплификатора —механического приспособления к фортепиано, придающего звуку певучесть. Амплификатор должен был улучшить звучность фортепиано и придать его настрою точность и ровность тембра. Фирма Шредера построила по его указаниям инструмент, но за смертью Арнольд его идея не получила практического осуществления.

9. Церковная музыка

В области церковной музыки Арнольд написал Литургию св. Иоанна Златоуста (Приложение к журналу Музыка и Пение).
Как теоретик, Арнольд известен исследованиями по русскому церковному пению. Пользовался поддержкой и советами прот. Димитрия Разумовского, свящ. Петра Преображенского, В. Ф. Одоевского, Е. Ф. Корша, М. Ю. Вильегорского Собирая и изучая материалы еще с 1842 года, для чего нарочно ездил в Киев и на Волгу, он издал целый ряд трудов: Die alten Kirchen modi historisch und akustisch entwickelt (Лпц., 1878); Теория древнерусского церковного и народного пения, вып. I; Теория православного церковного пения (М., 1880). Главный тезис этого исследования - что между нашим церковным пением и древнегреческой музыкой имеется неразрывная связь, - он защищал, между прочим, на диспуте, устроенном в Румянцевском музее Обществом любителей древнерусского искусства.

Другие его труды: Гармонизация древнерусского церковного пения (М., 1886) [1]; Применение древнеэллинской и византийской теории музыки к знаменному и столповому пению, Общий свод правил гармонизации знаменного распева, Гармонические начала церковных гласов, О принципе гармонизации церковных гласов, Die Lehre von der Tonkunst auf Grund physiologischen, asthetischen und psychologischen Gesetze, I ч., Harmonik, т. I; Die Grundharmonien (Грац, 1869; по-русски); Наука о музыке на основании эстетических и физиологических законов, т. I, Гармония; вышел только вып. I (М., 1875); т. II: Die Elemente der polyphonen Bewegung (М., 1871); т. III: Die Discordanzen (М., 1872); Die absolute Tonlehre und die Klangzeichen der alten Griechen (1874 - 1879).

10. Литературные труды

· Драма Kunstlerleben (1852), поставленная в СПб. в 1854 году;

· трагедия Andreas Brunau (1855), шедшая с успехом в Кенигсберге и в Петербурге в 1857 году;

· поэма Август.

Арнольд сотрудничал во многих русских и немецких изданиях то как театральный критик (Муз. Театрального Вестника, 1850), то как писатель о музыке (в Московских Ведомостях)
К музыкально-теоретическим трудам Арнольд принадлежат также: Конспект рациональной музыкальной грамматики, О теории музыкальных звуков на основании акустических начал, а также Теория постановки голоса (СПб., 1898, 2 части).

· В 1892 изданы в Москве три тома воспоминаний. [2]

Список литературы:

1. Ю. К. Арнольд Гармонизація древне-русскаго церковнаго пнія по эллинской и византіской теоріи и акустическому анализу М., 1886

2. Ю. К. Арнольд Воспоминания 14 (26) декабря 1825 г. М., 1892. Вып. 1. С. 90-96.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Арнольд,_Юрий_Карлович

Скачать архив с текстом документа