А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)
СОДЕРЖАНИЕ: Лирика Пушкина - как его поэтическая биография и как летопись эпохи.Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. По словам Белинского, писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей. Непреходящее значение пушкинского творчества в том, что Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла (Гоголь).
Лирика. Лирика Пушкина - его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов, крепостное право и мечты о вольности святой, возлюбленные, друзья и враги, чудные мгновенья жизни и печаль минувших дней - все это нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах... Но это многообразие - проявление того внутреннего единства, пафос которого точно определен известным высказыванием Белинского: Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. В этом определении весь Пушкин.
Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны (Бесы, Не дай мне бег сойти с ума), жизнь представляется поэту как дар напрасный, дар случайный. И все »е самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна (Белинский). Это ощущение возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью (Вакхическая песня, 1825), молодости над смертью(Брожу ли я вдоль улиц шумных..., 1829). Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении Элегия ( Безумных лет угасшее веселье,1830) трагическая тональность первой части (Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море) сменяется мощным мажорным аккордом:
Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно - отражение того, что есть в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, закат печальный, но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного (порой опять гармонией упьюсь), радость творчества (над вымыслом слезами обольюсь), способность мыслить и страдать, вера в чудное мгновенье любви.
По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения Вновь я посетил... (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору поэта, - панорама, которую можно увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее: опальный домик -холм лесистый - озеро - деревни на берегах - дальше за ними скривилась мельница... Все это существует для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;
Уж десять лет ушло с тех пор - и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я...
Но суть стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является младая роща, разросшаяся около устарелых корней. Соседство понятий старое - молодое придает стихотворению динамизм: молодые сосны - зеленая семья, кусты теснятся, как дети, жизнь кипит •гам. где некогда эссе было пусто, голо. Природа не знает смерти, бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и внуках. Чувство поэта возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением гармонии мироздания, и неслучайно стихотворение заканчивается приветственным обращением к племени младому, незнакомому.
Несмотря на трагические ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х годов, лирика Пушкина (да и все его творчество) умиряет муки души и целит раны (Белинский), она провозглашает торжество истины над превратностями бытия, бессмертие того, что оставляет человек людям.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит (Памятник)
Философский оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом чудного мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с романтизмом, прежде всего с Жуковским. Но если у Жуковского чудное мгновенье - отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно - явление самой жизни. В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля (Белинский). Чудное мгновенье-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос творчества поэта.
Чудное мгновенье разными гранями представлено в лирике Пушкина.
Например, в пейзажной лирике- это острое восприятие поэтичности окружающего человека мира. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка, будьто описание Михайловского в стихотворениях Деревня или Вновь я посетил..., осени {19 октября 1825 года, Осень) или зимнего утра (Зимнее утро). Достаточно вспомнить знакомые каждому строчки: Роняет лес багряный свой убор..., знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит Все эти детали важны нс только скоси живописностью, но и как выражение идеала гармонии природы, ее вечной красоты, соприкосновение с которой Пробуждает чувство радости бытия (Зимнее утро, 1829) и творческого вдохновения, когда легко и радостно играет в сердце кровь, душа стесняется лирическим волненьем (Осень. 1833).
Чудным мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду (Ты и вы), страсть и отчаяние (Признание), богомольное благоговение перед святыней красоты (Красавица) и женственности (Мадонна), светлую печаль воспоминания о любимой женщине (На холмах Грузии). Любовь в лирике Пушкина - это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье (Я помню чудное мгновенье, 1825) - и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда - высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении Я Вас любил... (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может сказать или написать каждый. И в то же время это образец абсолютного поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании - я вас любил. Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:
Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.
С чудным мгновеньем связана и тема дружества, проходящая через всю лирику Пушкина. Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихотворений, посвященных лицею и лицейскому братству, который начинается Воспоминанием в Царском Селе (1814) и завершается перекликающимся с ним стихотворением Была пора, наш праздник молодой... (1836); и многочисленные послания к друзьям, и органичность темы не только для лирики, но и для всего творчества Пушкина.; Понятие дружество имеет более широкий смысл, чем дружба, и используется Пушкиным в нескольких значениях. Это верный круг лицейских друзей, прекрасный союз, который, как душа, неразделим и вечен (19 октября 1825 года), и Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, лучом лицейских ясных дней (И.И. Пущину) была озарена его жизнь. Дружество - это и союз единомышленников (К Чаадаеву), и поэтическое братство: поэты - жрецы единых муз, единый пламень их волнует (К Языкову). Для него Дельвиг - парнасский брат (Дельвигу), мой брат по крови, по душе (К Языкову). КюхельбсКер - мой брат родной по музе. по судьбам (19 октября 1825 года). И, наконец, дружество - это та сила, которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами любви и дружества он обращается к друзьям- декабристам (Во глубине сибирских руд, 1627), к своему первому бесценному другу Пущину (И.И. Пущину).
Чудное мгновенье становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей духовности и той внутренней красоты человека, о которой писал Белинский^ Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления современной ему жизни. Например, Деревня (1819) -протест против барства дикого и рабства тощего, но в основе этого протеста - просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла - нарушение. естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе и труд, и собственность, и время другого; в стихотворении Анчар (1828) смысловым центром является строчка Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и ужо на этой основе возникает противопоставление раб - владыка) переходящее в отождествление. власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В стихотворении К Чаадаеву (1819) гражданский пафос- призыв отчизны освятитьдуши прекрасные порывы тоже приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание минуты вольности святой сравнивается с тем чувством, с каким ждет любовник молодой минуты верного свиданья. Таким образом, светлое, гуманное чувство, поэтический, художественный артистический стих (Белинский) определяются особенности лирики Пушкина, которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены самим Пушкиным в стихотворении Памятник (1836): И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.