Социальная работа с безнадзорными
СОДЕРЖАНИЕ: Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО « Уральский государственный педагогический университет»Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО « Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра истории и теории социальной работы
Социальная работа с безнадзорными несовершеннолетними
Курсовая работа
Исполнитель:
Сенникова Елена Владимировна
Студент 301 группы
Очного отделения
_______ ______________
дата подпись
Научный руководитель:
Анисимова Алла Викторовна
Старший преподаватель кафедры
Технологии социальной работы
Оценка_____________________
Екатеринбург 2010
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних. Причины и последствия безнадзорности несовершеннолетних……………………….…..6
2. Правовые основы социальной работы с безнадзорными несовершеннолет-
ними……………………………………………………………………………....14
3. Система учреждений (социальной работы и социальной педагогики). Обзор учреждений основных субъектов работы с этой категорией лиц…….21
4. Сравнение функционала социального работника и социального педагога на примере школы………………………………………………………………....30
Заключение …………………………………………………………………….39
Список используемой литературы ………………………………………….41
Приложения ……………………………………………………………………44
Введение
Актуальность работы. Распространение в детской среде саморазрушающего поведения, усиление социальной отчужденности, изменения в содержании ценностных ориентаций несовершеннолетних стали следствием современного экономического кризиса. Безнадзорность детей приобрели массовый характер.
По данным статистики, сейчас в России в каждом крупном городе насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По разным источникам, общее число беспризорных детей в нашей стране, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других - от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при их выявлении и учете.
Детская безнадзорность порождают тенденции, опасные для подрастающего поколения и общества в целом: массовые нарушения прав детей, рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, ведущих к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними (за последние пять лет - в 2,8 раза), рост числа венерических заболеваний, высокий уровень беременности и родов у девочек-подростков, омоложение преступности: каждое третье уголовное деяние совершено детьми в возрасте 8-14 лет и др.
В настоящее время в работе по ресоциализации дезадаптированных детей и их адаптации в обществе имеются как очевидные достоинства, так и недостатки. Во многих городах создана достаточно разветвленная сеть специализированных ведомств, учреждений и подразделений, работающих в направлении профилактики либо реабилитации детской и подростковой беспризорности. Тем не менее, число беспризорников не снижается, а неизменно растет. Приходится признать, что существующая в нашей стране система работы с беспризорниками не обеспечивает устранения причин и факторов, способствующих уходу детей из дома.
Все выше перечисленное позволяет говорить о существующих противоречиях:
· между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала УДО и отсутствием разработанных научных основ организации их деятельности по ресоциализации детей и подростков, попавших в трудные жизненные ситуации;
· между наличием в современной научной литературе достаточно полного описания психологических и личностных особенностей безнадзорных и беспризорных детей и весьма низким уровнем применения данных знаний при построении и описании моделей социально-педагогического взаимодействия с детьми данных категорий;
· между повсеместно принятыми принципами построения педагогического взаимодействия на гуманных началах (признание личности ребенка, его интересов и т.д.) и широко применяемыми на практике насильственными методами работы с дезадаптированными детьми (насильное помещение в изоляторы приютов, отсутствие индивидуальной работы по решению проблем ребенка и т.д.).
Проблема безнадзорности и правонарушений остаётся одной из актуальных сегодня. Общество очень обеспокоено ростом преступности, и в первую очередь, конечно же, среди детей и подростков. Беспризорные дети и подростки, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, не всегда законным путем и, как следствие, - постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников, число которых в последние годы растёт.
Социально-экономический кризис и порожденные им многочисленные проблемы негативно сказались, прежде всего, на социальном положении и социализации подрастающего поколения. Среди проблем детского неблагополучия одна из наиболее значительных - безнадзорность несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни детей, отторгнутых семьей, школой и другими социальными институтами. Безнадзорность детей и подростков - социальный фактор, игнорировать который опасно для общества в целом. В современных условиях ситуация с детской безнадзорностью стала одной из главных проблем детства.
Проблемой исследования является разграничение направлений работы специалиста социальной работы и социального педагога с безнадзорными несовершеннолетними.
Объект исследования является социальная работа с несовершеннолет-ними.
Предметом исследования является содержание основных направлений социальной работы с безнадзорностью/безнадзорными несовершеннолетних.
Цель : выделить направления социальной работы с проблемой безнадзорности несовершеннолетних.
Для этой цели поставлены следующие задачи :
· Дать определение безнадзорности несовершеннолетних, как социальному явлению.
· Обозначить причины и последствия возникновения явления детской безнадзорности.
· Система учреждений, работающих с безнадзорными несовершен-нолетними.
· Нормативного регулирования профилактики несовершеннолет-них.
Структура работы включает в себя введение, четыре параграфа, зак-лючение, список использованной литературы из тридцати трех источников и трех приложений.
1.Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних. Причины и последствия безнадзорности несовершеннолетних.
Детская безнадзорность рассматривается как социально-педагогическое явление, формирующееся в связи с отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям [29, с. 58].
Безнадзорные дети - дети, лишённые присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребёнок живёт с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей - первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации [20, с. 94].
Безнадзорность несовершеннолетних - сложное, многоаспектное явление, обусловленное комплексом различных причин и факторов: экономических, демографических, социально-психологических и др.
Существует правовое определение категории «безнадзорный», изложенное в Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Исходя из этого закона, безнадзорный - это несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей.
В основе безнадзорности как явления лежат деформации процесса социализации личности, что проявляется в ослаблении позитивного или негативном влиянии различных институтов воспитания и, прежде всего, семьи. Именно семейное неблагополучие дает толчок развитию детской и подростковой безнадзорности.
Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:
· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);
· медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария);
· социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);
· социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира)о должностных лиц [22, с. 41].
Безнадзорные дети и подростки имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус, поскольку условия, в которых они жили и живут, тормозят их социальное, физическое и умственное развитие.
Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус. Большинство детей имеют различной степени выраженности эмоциональные расстройства, отмечается наличие страхов, тревожность, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям. В подростковой группе особенности поведения, эмоционального реагирования, интеллектуального развития безнадзорных детей очень разнообразны, но почти для всех детей в той или иной степени типична педагогическая запущенность [1, с. 47].
Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе. На первый план выходят выживание, поиск куска хлеба, страх перед насилием, стремление его избежать. Такие подростки конформны, имеют низкий уровень развития социального интеллекта и коммуникативных способностей. Они привыкли к различным асоциальным формам жизнедеятельности.
Безнадзорный ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты с другими людьми поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно требует внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.
Проживание в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи, регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет их к социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация.
У безнадзорных детей в отличие от детей, растущих в нормальной семье или благоустроенном детском учреждении, очень развит инстинкт самосохранения. Условия безнадзорной среды формируют ряд социально-биологических качеств: хорошая физическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость и активность. Безнадзорным детям неведомы настоящая дружба и любовь, которые являются важнейшей потребностью обычных детей и подростков.
В силу своих физиологических и психологических склонностей безнадзорники особенно уязвимы при столкновении с любой опасностью, которая подстерегает их на улице. Убежав из дома по причине притеснений и жестокости родителей, ребенок часто подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления, унижения и т. д.
Причины и последствия безнадзорности несовершеннолетних .
Существует ряд причин, способствующих росту безнадзорности. Значительно сократилось число детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музыкальных и художественных школ и т.д.
Ситуация с безнадзорностью достаточно сложная. Ни один специалист не возьмётся с точностью назвать число безнадзорных детей в России. Большинство таких детей не обращаются за помощью в различные социальные учреждения.
В документах Совета Федерации причинами возникновения и роста безнадзорности называются разрушение государственной инфраструктуры социализации и воспитания детей, а также кризис семей (рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей) [14, с. 10].
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей семей, значительную часть составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений.
Особую тревогу вызывают семьи с криминальными факторами риска. Условия жизни в них столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Отсутствуют элементарные условия для воспитания, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей в преступную, антиобщественную деятельность. Из-за жестокого обращения каждый третий ребенок убегает из дома. У детей, испытавших жестокое обращение со стороны членов своей семьи, возникает устойчивое чувство подавленности, вызванное сознанием, что они нежеланны и недостойны любви. Последствия семейной жестокости - агрессивность, тревожность, обеспокоенность, депрессия, низкое самоуважение, криминальное поведение.
Социальная и психолого-педагогическая запущенность, вызванная семейным неблагополучием, приводит к тому, что безнадзорные дети, как правило, имеют сложный медицинский и психологический статус. Еще в утробе матери большинство детей подвергалось воздействию факторов, негативно сказавшихся на их здоровье: злоупотребление матери алкоголем, неправильный режим питания, нездоровый образ жизни, что привело к нарушению внутриутробного развития плода [15, с. 58].
Семейное неблагополучие - основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становятся безработица родителей и миграционные процессы, обострившиеся национальные конфликты, нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Другими причинами являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности. Выделяется также нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран.
Коммерциализация культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сфер закрыла детям и подросткам из небогатых семей доступ к развивающим занятиям, досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка, усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей сократили возможности общения родителей с детьми, увеличивая тем самым опасность попадания детей в уличные компании с асоциальным поведением [2, с. 35].
Негативное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, открытая и скрытая пропаганда сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании, реклама пива.
В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Противоправное поведение подростков является специфическим этапом социальной дезадаптации. По мере взросления делинквентность закрепляется в качестве поведенческого паттерна и продолжается во взрослой жизни в форме криминальной активности. Формирование противоправного поведения обусловлено фактором ранней десоциализации (в основном за счет семейной депривации и влияния асоциального окружения). В его основе лежат механизмы депривации, конфликтно-стрессового вытеснения (отторжение от школы, социализированных сверстников) и идентификации с подражанием и фиксацией стереотипов асоциального поведения( приложение №1).
Таким образом, главной причиной детской безнадзорности является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не выполняющих должным образом своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, социальная напряженность в обществе, и трансформация функций образовательных учреждений, и широкий криминогенный фон общественной жизни.
К социальным последствиям детско-подростковой безнадзорности относятся:
· алкоголизация, наркомания, токсикомания несовершеннолетних;
· детская и подростковая преступность;
· нарушения психического и физического здоровья подрастающего поколения;
· рост венерических заболеваний;
· снижение возраста рожениц, рост числа абортов;
· детская смертность от внешних воздействий;
· потери образовательного потенциала;
· потери культурного потенциала.
Масштабы детской и подростковой преступности приняли размеры, угрожающие общественной безопасности в целом, а безнадзорность в этих условиях выступает благоприятной средой для ее развития.
С 1994 по 2009год в 2,5 раза выросло число детей, больных алкоголизмом, в 5,4 раза - токсикоманией, в 17,5 раз - наркоманией. Значительно увеличилось количество детей, больных сифилисом, другими венерическими заболеваниями, СПИДом.
Медицинское обследование безнадзорных детей показывает, что многие имеют соматические заболевания, которые зачастую носят хронический характер. Здесь могут быть отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенного поведения.
Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения.
Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают в преступные группировки. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.
Основные последствия безнадзорности ребенка - это утрата детьми социальных навыков, криминализация, появление у детей различного рода зависимостей - алкогольной, наркотической и т.п., низкий образовательный и культурный уровень [24, с. 23].
Таким образом, безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации.
2. Правовые основы социальной работы с безнадзорными несовершеннолетними.
В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.
Данная Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, воспринимая его самостоятельным субъектом права. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства, и общества о социально депривированных группах детей – сиротах, инвалидах, беженцах, беспризорниках, правонарушителях.
В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства. В частности, Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 942 был утвержден Национальный план действий в интересах детей (действующий до 2000 г.), который положил начало формированию государственной политики в этой области [2, с.45].
Упомянутый ранее Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав; образуемых в порядке, установленном законодательством РФ, органов управления социальной защитой населения; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел [8, c. 4].
Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации».
Правительством РФ принято постановление от 03.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе Дети России» на 2003–2006 гг., которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».
Основной задачей программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Целями подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основные мероприятия – создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В результате исполнения подпрограммы ожидалось значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 ед.), и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 ед.); увеличение количества несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации и получивших помощь от государства.
Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» от 13.03.2002 г. № 154 утвердило План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних [5, c. 47].
В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2002 г. № 47.
На основе этого приказа Правительством РФ принято постановление «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений».
В Российской Федерации сегодня существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью. 24 июля 1998 г. в России был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.1998 № 124 - ФЗ// Собрание Законодательства РФ. - 1998. - № 31 - ст. 3802. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации безнадзорных, вводит понятие социальных служб для них - это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию безнадзорных, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка [5, c. 27].
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы) О федеральной целевой программе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (на 2003-2006 г. г): Постановление Правительства от 13.03.2002 № 292-р// СЗ РФ. - № 41. - ст. 3984.. Реализация данной федеральной целевой программы позволит частично уменьшить остроту проблем детской безнадзорности и социального сиротства. Результатом реализации Программы должно стать увеличение числа специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Целью Программы определяется дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации, улучшения качества жизни и здоровья детей, проведение исследований проблем и прогноза беспризорности, разработка и апробация новых коррекционно-реабилитационных технологий и программ социальной, медицинской, психолого-педагогической, трудовой реабилитации; укрепление материально-технической базы специализированных учреждений. Планируется проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов разного профиля, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями. Государственная поддержка учреждений по профилактике беспризорности позволит расширить их сеть, оснастить необходимым оборудованием, автотранспортом; в результате принятых мер условия проживания воспитанников будут эффективнее осуществляться их социальная адаптация.
Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2004 - 2005 г.) Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности несовершеннолетних (на 2004-2005г.г): Постановление Правительства от13.03.2004 № 154// Работник социальной службы. - 2002. - № 3. -С.83-87 Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом [2, c. 32].
Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить перечень социальных и медицинских услуг.
Следует учесть, что нормативно-правовую базу социальной работы с данной категорией населения должны составлять и законы, призванные устранить причины возникновения безнадзорности, предупредить процесс деформации микросреды несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию, превращение ее в микросреду, способствующую безнадзорности.
3.Система учреждений (социальной работы и социальной педагогики). Обзор учреждений основных субъектов работы с этой категорией лиц
Рассмотрим деятельность учреждений, которые относятся к системе социальной работы с безнадзорными несовершеннолетними.
Органы управления социальной защитой населения осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми, их родителями или законными их представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющим на них. Данные учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним; внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми, современные методики и технологии социальной реабилитации[16, с. 16].
Учреждения социального обслуживания, т. е. территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи, предоставляют бесплатные социально-медицинские услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе.
Специализированные учреждения для безнадзорных, нуждающихся в социальной реабилитации, – это социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.
Социальный приют – это учреждение временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, которое принимает детей по направлению Комитета по социальной защите из семей (если дети нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей), по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети из группы риска, занимающиеся бродяжничеством или находящиеся на учете в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют самостоятельно (из-за невыносимых условий проживания в семье) или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних осуществляет меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру данного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.
Основными задачами центра являются профилактическая работа по предупреждению безнадзорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и ее устранение, работа с семьей ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.
Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить эти сведения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Работники органов опеки и попечительства в течение трех дней после получения этих сведений должны обследовать условия жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту его прав и интересов до решения вопроса об его устройстве.
Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, с родителями проводится психолого-педагогическая работа (или при необходимости медицинское лечение), и в случае положительного результата дети возвращаются в семью. Если дети остались без попечения родителей, они подлежат передаче на воспитание в семью на основании опеки, попечительства или усыновления или в детские сиротские заведения[18, с. 76].
Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав обеспечивают:
1. осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних; выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2. организуют контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности;
3. оказывают помощь в быту и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
4. содействуют в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и др.
Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; создают психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении; оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же, как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования, выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.
Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляют организационно - методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций; активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних; курируют молодежные биржи труда.
В систему органов по делам молодежи входят социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др. Все эти организации предоставляют бесплатные социальные, медицинские, правовые и иные услуги безнадзорным, организуют досуг и занятость так называемым трудным подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодежью.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел включают в себя:
1) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
2) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; 3) подразделения криминальной милиции.
Эти учреждения осуществляют:
· профилактическую работу с безнадзорными несовершеннолетними и их родителями или представителями, не выполняющими своих обязанностей; выявляют лиц, вовлекающих безнадзорных несовершеннолетних в совершение преступлений, предупреждают и пресекают противоправные действия несовершеннолетних;
· участвуют совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних в подготовке материалов, необходимых для помещения несовершеннолетних в центры изоляции или специальные учебно-воспитательные учреждения;
· информируют комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения и органы по делам молодежи о выявленных случаях безнадзорности.
Органы управления здравоохранением принимают безнадзорных несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением – пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков. В данных учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся сюда детям и подросткам.
Все перечисленные органы тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения и выявления фактов безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т. д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении [7, c. 47].
Таким образом, общество и семья должны решить главную задачу – воспитать из каждого ребенка гражданина и специалиста. Все государственные, общественные и частные структуры обязаны осознать свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и юность. В нашей стране пока не проведен глубокий и объективный анализ причин увеличения неблагополучных семей; не разработана перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей и, как следствие, распространение безнадзорности детей и подростков.
Органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения и органы внутренних дел совместно:
- Обеспечивают незамедлительный обмен информацией по фактам совершения безнадзорными несовершеннолетними детьми противоправных действий, жестокого обращения с детьми, насилия в семье и др.
- Обеспечивают контроль за организацией медицинского обеспечения детей, находящихся в социально опасном положении, а также помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних системы социальной защиты населения.
- Оказывают помощь в комплектовании специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, медицинскими кадрами, а также в повышении их квалификации по заявкам органов управления социальной защиты населения.
Учет безнадзорных детей осуществляется путем заполнения статистических карточек формы N 1-Н органами социальной защиты населения, здравоохранения, внутренних дел. Данные карточки для обобщения направляются в управление внутренних дел Владимирской области.
Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.
Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения - центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (далее - ППМС-центры). Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка [18, c. 45].
Основой деятельностью ППМС-центров является профилактика и предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.
В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики.
Ориентация на лучшие качества ребенка - главный отличительный признак гуманистической педагогики. Знать ребенка, уважать его достоинство, верить в его собственные силы и возможности, создавать условия для его самосовершенствования - эти основные идеи гуманистической педагогики К.Д.Ушинского остаются актуальными и сегодня.
В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности центров являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Одним из важных направлений деятельности ППМС-центров является оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, работа с неорганизованными детьми индивидуально и в группах краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы риска занимают те ППМС-центры, в которых имеются приюты (стационары) [18, c. 41]
ППМС-центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной защиты, органами здравоохранения, правоохранительными органами и другими службами. Значительную роль в деятельности ППМС-центров играют психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоциональную сферу.
Многие ППМС-центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно-развивающего обучения. Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, профилактике их безнадзорности играет трудовое обучение. При многих ППМС-центрах функционируют учебно-производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки.
Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС-центров, особенно по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности, требует соответствующей профессиональной подготовки кадров. Многие ППМС-центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению.
Таким образом, в настоящее время ППМС-.центры решают проблемы десятков тысяч детей, который по разным причинам оказались вне школы или могут оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и поддержка.
4.Сравнение функционала социального работника и социального педагога на примере школы
В современной ситуации общественного развития человеку важно реализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборе средств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи.
Образованным сегодня может считаться человек: который в состоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные ему знания, и каким образом претворить их в четкий план действий.
Социальный работник призван не только выполнить в образовании миссию социального реабилитолога, но и инициировать в нем процесс социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит:
· От возрастных особенностей детей-дошкольников;
· От научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему.
Предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения.
Направления деятельности по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит - организационно-профилактический характер:
1. выявление детей с симптомами социального неблагополучия,
2. выяснение причин неблагополучия,
3. организация системы адресной социальной помощи детям [24, с. 42].
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. Учителя не обязаны, стремится устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным педагогом, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.д.
В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, т.е. обучение эффективным методом решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.
Формы и методы школьной социальной работы:
- групповая работа со школьниками вне занятий (включая помощь в выполнении школьных работ и предложений в области досуга);
- предложения по организации занятий (например, игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий и т.д.);
- соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
- консультирование (в области, интегративные формы консультаций для школьников, родителей и учителей, консультирование учебных групп, работа с учителями в группах);
- работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;
- научное обоснование, сопровождение и оценивание [10, с. 23].
Выполняя различные социальные роли, специалист социальной работы реализует следующие функции:
1. Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;
2. Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни, выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
3. Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адоптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;
4. Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;
5. Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
6. Организационно-коммуникативную – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;
7. Охранно-защитную – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;
8. Посредническую – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка [28, c. 36].
Для того чтобы профессионально реализовать призвание, необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учитывать специфику реагирования на трудности, проблемы, общественные условия жизни отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием собственной активности людей, с раскрытием возможностей их внутреннего потенциала и компенсаторных возможностей.
Таким образом, сфера деятельности социального работника многогранна, многофункциональна и востребована обществом.
Поиски путей решения проблем, возникающих в пределах и за пределами учебно-воспитательного процесса, привели к необходимости введения новых должностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного образования, освобожденный классный воспитатель, социальный педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика, своя роль, свое место в образовательном процессе.
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции:
1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.
2. Диагностическая, т.е. постановка социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.
3. Организаторская, т.е. организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.
4. Прогностическая и экспертная, т.е. участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.
5. Организационно-коммуникативная, т.е. включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.
6. Охранно-защитная, т.е. использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
7. Посредническая, т.е. осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка [31, с. 56].
Следует остановиться на методах работы школьного социального педагога:
1. Метод убеждения - педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.
2. Метод наблюдения - дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом.
3. Метод беседы - важно, чтобы социальный педагог готовился к беседе. Ему в этом может помочь анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
4. Метод социометрии - для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка[34, c. 27].
Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
Школьный социальный педагог - в организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности [21,181].
Социальный педагог помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице [34, c. 48].
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.
Социальный педагог периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Поддержать духовно, научить стойкости, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему.
Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы.
Актуальным является наличие у социального педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым [34, c. 65].
Таким образом, сегодня на одном материале работают, как минимум, четыре позиционных места: учитель, психолог, социальный педагог и социальный работник.
Деятельность социального педагога обращена, прежде всего, к личности ученика. Безусловно, что развитие личности ребенка не может быть рассмотрено вне социального контекста, однако задача социального педагога состоит не в адаптации учащегося, а в создании условий для развития его активного отношения к миру.
Заключение
В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.
Меры, принимаемые государством и обществом для решения проблем детской безнадзорности, должны быть направлены, в первую очередь, на активизацию профилактической работы с ребенком и семьей, когда социально важные связи еще не разрушены. Необходимо бороться не только с симптомами и последствиями проблемы, но и с ее причинами.
Социальный подход к решению названной проблемы не является первостепенным при всей его безусловной важности, потому что отношения внутри семьи носят преимущественно личностный, а не социальный характер. Ребенку нужна его семья, и удовлетворению этой нужды следует помогать всеми средствами.
Социальным педагогам и психологам школ стоит активнее выявлять детей из неблагополучных семей для проведения профилактической работы, как с детьми, так и с родителями, а не ждать пока они обратятся за помощью.
Степень безнадзорности равна степени духовной деградации людей. Не общества, а именно людей - матерей, отцов. Принципиальное решение проблемы - в возвращении к духовным основам жизни. Государственные, социальные и религиозные институты должны сотрудничать при решении проблемы детской безнадзорности, приоритетными должны быть программы воспитания и поддержки семьи. Главной является здесь не затратная, материальная часть программы, а ее идейная сторона, а это уже предполагает трудную работу по оздоровлению нравственных общественных идеалов.
Проблема безнадзорности несовершеннолетних требует самого пристального внимания со стороны управленческих структур и общественности. Подход к решению проблемы безнадзорности должен базироваться на том, что безнадзорность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном и региональном уровнях. В основу эффективной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних должно быть положено четкое выявление факторов, которые эту проблему создают, и социально-экономических последствий.
Общество все еще не задумалось всерьез, как ребенок будет жить завтра, если сегодня его не учат жить сознательной, ответственной жизнью. Общественному мнению тяжело свыкнуться с такой необходимостью. В результате дети как бы «исключаются» из взрослой жизни, выступают как бы в роли «меньшинства». С одной стороны, подобная постановка дает определенные преимущества для детей: их защищают и охраняют, они имеют конкретные привилегии. С другой стороны - защита детей от общества одновременно выступает и как защита общества от детей. Единственно возможный путь избежать подобного положения - признать то, что ребенок - это не только объект защиты, воспитания, социализации и иных внешних воздействий, но и активный, сознательный субъект жизнедеятельности.
Таким образом, для успешного решения проблемы безнадзорности необходимо принимать меры на ранних стадиях ее развития. Проведенный анализ предпосылок возникновения и распространения безнадзорности и ее последствий может способствовать оптимизации системы профилактики, а сам контроль над выявленными факторами риска позволит снизить активность безнадзорности в целом.
Список используемой литературы
1. Алексеева, Л. С. Социальная реабилитация подростков : опыт Голландии. Социс , 2003. – С. 124.
2. Аналитический Вестник Совета Федерации РФ 20 (176) С. 35-36.
3. Антонян, Ю. М. Предупреждение преступности несовершеннолетних, 2004. – С. 87.
4. Баженов, В.А. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями: Учебное пособие. Логос-М, 2005. – С.136.
5. Блохина, Н. Е. Организационно-экономический механизм мер профилактики безнадзорности детей. ОПМТ РАГС, 2006. – С. 119.
6. Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи, 2006. – С.97.
7. Есютин, И. П. Детская беспризорность: дворовые проблемы выросли до масштабов государственных Страна. Ru, 2002. – С.89.
8. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».,2006.
9. Зыкин, Б. В. Предупреждение административных правонарушений несовершеннолетних граждан, 2005. – С151.
10. Комаров, С. А. Личность в политической системе российского общества: (политико-правовое исследование),2005. – С.106.
11. Кон, И. С. Ребенок и общество, 2008. – С.198.
12. Кривоносов, А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью. Государство и право, 2003. – С. 95.
13. Криминология / Под ред. Гуляева В. П. —: Юридическая литература, 2007. – С. 289.
14. Майорова, А. Н. Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей, 2001. – С. 123.
15. Мельникова, Э. И. Дети и подростки - жертвы негативных явлений, 2007. – С.175.
16. Ноздрев, А. Н. Девиантное поведение детей и подростков и пути их решения. 2009. – С. 163.
17. Педагогический словарь. Т. 1, 2006. – С. 235.
18. Рожков, А. Ю. Борьба с беспризорностью в первое советское десятилетие. Вопросы истории, 2000. – С. 134.
19. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1, 2005. – С. 165.
20. Силантьев, А. А. Государственный центр народного творчества, 2004. – С.167.
21. Стеркин, Ф.Д. Генпрокурор РФ: В России три миллиона беспризорных , 2002. – С.79.
22. Терехина, В. В. Безнадзорным детям особое внимание .Социальное обеспечение. 2002. – С. 58.
23. Балкин, Ж. К. Как мы боремся с беспризорностью. Итоги, № 6, 2001. – С. 39.
24. Дармодехин, С. В. Безнадзорность детей в России. Педагогика, № 5, 2001. – С. 43.
25. Климантова, Г. И. Федотовская Т. А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Аналитический вестник. № 20, 2002. – С. 24.
26. Колобова, В. П. Права ребенка в современной России. Русская мысль, № 42-49,2009. – С.95.
27. Мусаханов, Р.Л. Защита жилищных прав несовершеннолетних: реальная или мнимая? Законность, № 10, 2000. – С.69.
28. Озеров, В. А. Детская безнадзорность и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России. Аналитический вестник, № 46 ,2004. – С. 124.
29. Слуцкий, Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность. Социс. №3, 2007. – С. 117.
30. Сорокин, С. Н. Имущественные права ребенка. Российская Юстиция № 2. 2006. – С.98.
31. Трунцевский, Ю. В. Сумачев А.В. Права ребенка и секс-индустрия (подрастающее поколение России нуждается в государственной защите от разлагающего влияния безнравственной продукции).Государство и Право, № 2, 2007. – С.149.
32. Фаршатов, И. А. Охрана жилищных прав несовершеннолетних. Российская Юстиция, № 8, 2006. – С.176.
33. Хисматуллин, С. Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних. Российская Юстиция ,№ 3, 2007. – С.186.
34. Харимова, Л. А. Содержание и формы работы социального педагога в школе. 2007. - С.195.
Приложения.
Приложение № 1
Приложение № 2
Законодательные акты направленные на осуществление профилактических мероприятий по ликвидации безнадзорности несовершеннолетних.
Законодательные акты | Основные положения |
Закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» |
Направления государственной политики по охране семьи, материнства, отцовства и детства; органы, осуществляющие деятельность по охране; гарантии прав детей на охрану здоровья и социальную защиту, в сфере труда и занятости, на отдых и оздоровление; меры социальной поддержки молодых, многодетных и приемных семей |
Постановление «О концепции семейной политики» |
Принципы и цели осуществления семейной политики; основные направления осуществления семейной политики (улучшение материальных условий жизни семьи и поддержка семей, нуждающихся в особой заботе государства, усиление помощи семье в воспитании детей и др.); ожидаемые результаты проведения семейной политики |
Закон «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» |
Принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; порядок образования областной, районных и городских комиссий; компетенция и права комиссий; порядок рассмотрения материалов (дел) в комиссиях (порядок подготовки материалов к рассмотрению на заседаниях, протоколов заседаний, постановлений комиссий) |
Постановление «О мероприятиях по реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
Направления деятельности и мероприятия по социальному обслуживанию семьи и детей (формирование нормативно-правовой базы, обеспечение управления социальным обслуживанием семьи и детей, научно-исследовательская работа, научно-методическое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей), ответственные исполнители и сроки реализации |
Постановление «Об областном комплексном межведомственном плане мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.» |
Основные цели и задачи; система мероприятий, сроки реализации и объемы их финансирования; ресурсное обеспечение; организация управления и контроль за осуществлением мероприятий; критерии и оценка эффективности реализации мероприятий |
Приложение №3
Субъекты профилактики | Основные направления деятельности |
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Координируют деятельность организаций и учреждений, формируют и контролируют работу всех звеньев региональной системы |
Органы образования |
Контролируют соблюдение законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних; участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости; создают и организуют работу учебно-воспитательных и иных учреждений закрытого и открытого типа, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия |
Органы социальной защиты |
Осуществляют меры по профилактике безнадзорных и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей; контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям |
Правоохранительные органы |
Осуществляют работу с подростками, вставшими на путь правонарушения; проводят профилактическую работу с подучетными; организуют работу центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей |
Отделы по делам молодежи |
Осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности; проводят работу, направленную на профилактику отклоняющегося поведения подростков, его коррекцию, с привлечением государственных и негосударственных коммерческих и финансовых структур |
Органы труда и занятости |
Организуют и обеспечивают общественные работы для учащейся молодежи в летний период; профессиональное консультирование несовершеннолетних в центрах занятости населения и профессиональную диагностику несовершеннолетних на базе учебно-методического центра; осуществляют квотирование рабочих мест для молодежи; проводят профессиональное обучение детей и подростков с 16-летнего возраста, зарегистрированных в центрах занятости |
Органы и учреждения культуры, физической культуры и спорта |
Организуют и проводят работу по вовлечению несовершеннолетних детей в кружки и секции; организуют досуговую работу всеми имеющимися средствами |
Органы опеки и попечительства |
Участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними; осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства |
Орган прокуратуры |
Осуществляет надзор за соблюдением законов органами и учреждениями профилактики безнадзорности несовершеннолетних |