Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание. Введение ...2 1.Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности … 4Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности……………………………………………………………................4
2. Контроль качества работы аудиторов……………………………………….9
3.Ответственность аудиторов (аудиторских организаций)…………………22
Заключение……………………………………………………………................25
Список использованной литературы…………………………………………..29
Введение.
Понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица[1] .
Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.
В настоящее время вопросы контроля качества аудита регулируют Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557[2] , определяющее его общие принципы и Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405, содержащее политики и процедуры в отношении аудиторских заданий[3] .
Аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий) — принципы и процедуры, принятые аудиторской организацией, для обеспечения разумной уверенности в том, что аудиторская организация и ее работники проводят аудит, оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий[4] .
Итак, в данной работе мы рассмотрим понятие «качества аудита», что на него влияет, в частности это и аттестация аудиторов и условия их допуска к аудиторской деятельности, а также внутренний контроль качества аудита и конечно же ответственность аудиторов согласно законодательства.
1.Аттестация аудиторов и условия допуска к аудиторской деятельности.
Для обеспечения профессионального выполнения аудиторами своих обязанностей в Российской Федераций проводится аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Ее проходят все физические лица, желающие заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно или в составе аудиторской фирмы. Аттестации предшествует профессиональное обучение в учебно-методических центрах, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена. К ней допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию; стаж работы по специальности не менее трех лет; оплатившие сбор за проведение аттестации. По итогам положительной аттестации выдается бессрочный квалификационный аттестат аудитора единого образца, который может быть аннулирован на основании ст. 16 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (табл. 1.1).
Мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным органом исполнительной власти. В настоящее время эти функции выполняет Минфин России.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», с 01.01.2009 г. в отношении аудиторской деятельности отменяется требование о лицензировании. Предполагается введение единого реестра аудиторов и аудиторских организаций. Для включения в реестр необходимым требованием является обязательное членство в саморегулируемом аккредитованном объединении и периодическое прохождение внешнего контроля качества. Аккредитованное профессиональное объединение будет осуществлять проверку соблюдения претендентами профессиональных требований для включения их в реестр. В настоящее время обсуждается проект закона о внесении изменений в действующее законодательство в области аудита.
Таблица 1.1.
Случаи аннулирования квалификационного аттестата аудитора[5]
Причина аннулирования квалификационного аттестата аудитора | Срок, в течение которого претендент не допускается к сдаче экзамена |
Получение квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов | В течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора |
Вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока | В течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда |
Причина аннулирования квалификационного аттестата аудитора | Срок, в течение которого претендент не допускается к сдаче экзамена |
Несоблюдение требований конфиденциальности и независимости | В течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационно- го аттестата аудитора |
Систематическое нарушение аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности |
Тоже |
Подписание аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки | То же |
Отсутствие аудиторской деятельности в течение двух календарных лет подряд | Срок в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не оговаривается |
Нарушение требования о прохождении обучения по программам ежегодного повышения квалификации. | Тоже |
Лицензирование аудиторской деятельности проводится для обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к аудиторской деятельности.
Для получения лицензии необходимо:
а) индивидуальному аудитору — наличие квалификационного аттестата, государственной регистрации в качестве частного предпринимателя;
б) аудиторской организации — соблюдение требований ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации; не менее 75% кадрового состава — граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской федерации, если руководителем является иностранный гражданин. В штате организации должно быть не менее пяти аттестованных аудиторов, данное положение действует с 09.09.2003 г., до указанной даты достаточно было не менее двух аттестованных аудиторов. Аудиторской организации запрещается иметь форму открытого акционерного общества.
Индивидуальный аудитор, аудиторская организация для получения лицензии должны оплатить лицензионный сбор за рассмотрение заявления - 300 руб., а также за выдачу лицензии - 1000 руб.
Лицензирующим органом является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Срок действия лицензии составляет пять лет и может продлеваться неограниченное число раз при соблюдении лицензионных требований.
В постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «О лицензировании аудиторской деятельности»[6] определены лицензионные требования для индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций
(далее — лицензиат):
наличие соответствующих типов квалификационных аттестатов;
наличие у лицензиата правил внутреннего контроля качества аудиторских проверок и их соблюдение при осуществлении аудиторской деятельности в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
соблюдение требований ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в отношении запрещения занятия иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг;
наличие у аудиторов лицензиата квалификационных аттестатов аудиторов, тип которых соответствует профилю проводимого аудита;
соблюдение требований по кадровому составу и организационно- правовой формы, установленных п. 1 и 3 - 5 ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
страхование риска ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг при проведении обязательного аудита в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
соблюдение требований независимости согласно ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
наличие у лицензиата при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2 лет, а при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа проведения аудиторской проверки кредитных организаций не менее 2 лет в соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
участие в проводимом лицензиатом обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее 2 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит);
соблюдение требований к представлению отчетности лицензиата лицензирующему органу в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;
обеспечение условий проведения внешних проверок качества работы лицензиата, включая предоставление всей необходимой для этого документации и информации;
обеспечение лицензиатом сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» определен перечень обстоятельств, когда лицензии могут быть аннулированы (табл. 1.2).
Таблица 1.2.
Перечень обстоятельств аннулирования лицензии на аудиторскую деятельность[7]
Обстоятельство | Основание для аннулирования |
Выдача заведомо ложного аудиторского заключения (признается в судебном порядке) | Пункт 2 ст. 11 |
- Уклонение от проведения внешней проверки качества работы и непредоставление проверяющим всей необходимой документации, информации | Пункт 3 ст. 14 |
Систематическое нарушение требований нормативных актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности | Пункт 4 ст. 14 |
При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности лицо подлежит исключению из аккредитованного профессионального аудиторского объединения без права вступления (в это же объединение либо другое) на срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии.
2. Контроль качества работы аудиторов.
Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации предусматривает контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить
основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.
В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном настоящим федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.
Характер, временные рамки и объем общих целей и конкретных процедур контроля качества аудиторской фирмы зависят от ряда факторов: размер и характер деятельности фирмы, ее географический разброс, организационная структура, а также соотношение затрат и выгод. Соответственно, цели и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем их документации.
Общие цели контроля качества, которые должны быть установлены аудиторской фирмой, обычно включают:
а) профессиональные требования.
Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;
б) умение и компетентность.
Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, владеющих техническими стандартами и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью;
в) поручение.
Аудиторская работа должна быть поручена сотрудникам, имеющим техническую подготовку и опытность, необходимые в данных условиях;
г) делегирование полномочий.
Необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль и проверку работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества;
д) консультирование.
В случае необходимости в самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими надлежащими экспертными знаниями;
ж) принятие и сохранение клиентов.
Необходимо постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и обзор существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочности руководства клиента;
з) мониторинг.
Необходимо регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью поставленных целей и методов контроля качества.
Общие цели и конкретные процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить уверенность в том, что такие цели и процедуры понятны и применяются на практике.
Профессиональные требования. Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения. Для реализации этих целей необходимо выполнить следующие процедуры:
1) назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления руководства и разрешения вопросов, связанных с аспектами порядочности, объективности, независимости и конфиденциальности:
• определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении упомянутых выше вопросов;
• требовать проведения консультаций с авторитетными источниками по мере необходимости;
2) довести до сведения персонала всех уровней фирмы цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения:
• информировать сотрудников об общих целях и конкретных процедурах аудиторской фирмы, а также о том, что они должны знать таковые;
• придавать особое значение независимости мышления в учебных программах, а также в процессе контроля и проверки в ходе аудита;
• своевременно информировать персонал о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости;
3) осуществлять регулярный мониторинг соблюдения общих целей и конкретных процедур фирмы в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения, для чего получать, обычно ежегодно, от персонала фирмы регулярные письменные заявления;
• возлагать ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
• возлагать ответственность за получение письменных заявлений и анализ документации, подтверждающей выполнение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
• периодически анализировать взаимоотношения фирмы с клиентами с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости фирмы или содержат признаки нанесения такого ущерба.
Умения и компетентность. Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, знающих законодательные требования и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры при найме на работу:
1) проводить программу, разработанную для привлечения квалифицированного персонала путем планирования потребностей в персонале, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров:
• планировать потребности в персонале фирмы всех уровней, устанавливать количественные задачи найма исходя из состава текущих клиентов, ожидаемого роста фирмы и ухода сотрудников;
• разработать программу для достижения целей найма персонала;
• информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о потребностях в персонале и целях найма;
• возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;
• поводить анализ эффективности программы найма на работу;
2) устанавливать квалификационные требования и составлять руководства для оценки потенциальных работников всех профессиональных уровней:
• определять качества, которыми должен обладать работник: интеллект, порядочность, честность, мотивация и профессиональные способности;
• определять профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников;
• разрабатывать руководства по найму лиц;
• собирать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу;
• определять квалификацию вновь принятых работников, в том числе нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в компанию в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния фирм), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям и стандартам фирмы;
3) ознакомить лиц, подавших заявления о приеме на работу, и вновь принятых работников с целями и процедурами фирмы, имеющими к ним отношение:
• использовать брошюры или другие способы распространения информации в целях информирования лиц, подавших заявление о приеме на работу, и вновь принятых работников;
• составлять и вести справочник, в котором излагаются цель и методы фирмы, для распространения среди персонала;
• проводить ориентационную программу для вновь принятых работников;
4) готовить руководства и требования по непрерывному профессиональному образованию и доводить их до сведения персонала:
• возлагать ответственность за профессиональный рост сотрудников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
• обеспечивать проверку разработанных фирмой программ квалифицированными специалистами. Программы должны включать изложение целей и требования к обучению и (или) опыту работы;
• разрабатывать ориентационную программу, касающуюся деятельности фирмы и данной профессии, для новых работников;
• определять требования по непрерывному профессиональному обучению для персонала любого уровня, работающего в фирме;
• проводить анализ программ непрерывного профессионального обучения и вести соответствующие записи как на уровне фирмы, так и на индивидуальной основе;
5) предоставлять работникам информацию о текущих новшествах и изменениях в профессиональных регламентирующих документах и материалах, в которых изложены цели и процедуры фирмы в области профессиональной деятельности, а также поощрять сотрудников к самостоятельному повышению квалификации:
• обеспечивать персонал профессиональной литературой, относящейся к текущим новшествам в области профессиональных регламентирующих документов;
• для учебных программ, предоставляемых фирмой, разрабатывать или приобретать материалы курсов, а также отбирать и обучать преподавателей;
6) по мере необходимости предоставлять программы, обеспечивающие потребности фирмы в сотрудниках, обладающих знаниями в специализированных областях и отраслях:
• реализовывать программы фирмы по развитию и поддержанию компетентности в специализированных областях и отраслях — отрасли со специальным законодательным регулированием, компьютеризированный аудит и методы статистической выборки;
• поощрять участие во внешних программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;
• поощрять членство и участие в общественных организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
• обеспечивать персонал технической литературой по специализированным областям и отраслям;
7) определять квалификационные характеристики, необходимые для различных уровней ответственности в фирме:
• готовить руководства с описанием обязанностей для каждого уровня сотрудников, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности по каждому уровню;
• определять критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и ожидаемого профессионального уровня, например знания в профессиональной сфере; способность осуществлять анализ и вносить субъективные суждения; навыки общения; способности к лидерству и преподавательские способности; установление взаимоотношений с клиентами и др.;
• использовать справочник для персонала и другие информационные средства с целью доведения до сведения сотрудников процедур повышения в должности;
8) оценивать работу сотрудников и доводить до их сведения результаты оценки:
• собирать информацию о работе персонала и оценивать ее;
• периодически консультировать сотрудников как в отношении их успехов, так ив отношении возможностей их служебного роста;
9) назначать лиц, ответственных за принятие решений относительно повышения в должности:
• возлагать на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке деятельности с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащих записей;
• проводить оценку полученных данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполненной работы при принятии решений о повышении в должности;
• периодически изучать опыт фирмы по продвижению по службе сотрудников с целью удостовериться в том что сотрудникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
Поручение заданий. Аудиторская работа должна поручаться сотрудникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опытности, необходимые в данных условиях. Конкретные процедуры, реализации этой цели заключаются в следующем:
1) формулировать подход фирмы к поручению заданий персоналу, включая планирование общих потребностей фирмы и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала:
• планировать кадровые потребности как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений;
• своевременно определять потребности в персонале в связи с отдельными аудиторскими проверками;
• определять бюджет времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в людских ресурсах и составления графика аудиторской работы;
• учитывать факторы для достижения баланса с точки зрения потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала;
2) назначать соответствующее лицо или лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудиторских проверок;
3) обеспечивать утверждение графика проведения аудита и назначений персонала со стороны аудитора.
Делегирование полномочий. Важно четко организовать эту работу, осуществлять текущий контроль и проверку на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества. Для этого необходимо:
1) предусмотреть методы для планирования аудита:
• назначить лицо, ответственное за планирование аудита;
• подготовить исходную информацию и проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок;
• изложить вопросы, которые необходимо включить в общий план и программу аудита;
2) предусмотреть методы для поддержания стандартов качества фирмы при выполнении аудиторской работы;
3) предоставлять обучение на рабочем месте в процессе проведения аудита.
Консультирование. В самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими экспертными знаниями Для этого необходимо:
1) определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять персонал к получению консультаций и использованию авторитетных источников в случае возникновения сложных или необычных вопросов:
• информировать персонал о процедурах фирмы в отношении проведения консультаций;
• определить области и особые ситуации, требующие проведения консультаций из-за характера или сложности конкретного предмета;
• обеспечивать и предоставлять доступ к соответствующим справочным материалам и другим авторитетным источникам;
2) назначать специалистов, которые будут исполнять роль авторитетных источников информации, и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций;
3) определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, проводимых в тех областях и особых ситуациях, в которых консультация необходима.
Принятие и сохранение клиентов. Важно постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочности руководства клиента. Для этого необходимо:
1) установить методы оценки потенциальных клиентов и одобрения их в качестве клиентов:
• методы оценки:
получение и просмотр имеющейся бухгалтерской отчетности потенциального клиента, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и деклараций по налогу на прибыль;
получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному клиенту, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого клиента. Вопросы могут адресоваться банкирам, юристам, сотрудникам инвестиционного банка, обслуживающего предполагаемого клиента, и другим представителям финансовых и деловых кругов, имеющим подобные сведения;
контакты с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к порядочности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, относящиеся к мнению предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;
рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что фирма отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
оценка независимости фирмы и ее способности обслужить предполагаемого клиента. При оценке такой способности следует проанализировать потребность в умениях и знаниях соответствующей отрасли, а также в персонале;
установление того, что принятие клиента не будет нарушать Кодекс профессиональной этики;
• назначать лицо или группу лиц соответствующего административного уровня для оценки полученной информации о предполагаемом клиенте и решения вопроса о принятии клиента;
• информировать соответствующий персонал о процедурах принятия клиентов;
• определить ответственных за управление процессом соблюдения целей и процедур фирмы в отношении принятия клиентов и за контролем этого процесса;
2) оценить клиентов при наступлении определенных событий, чтобы принять решение о том, следует ли продолжать отношения с ними.
Мониторинг. Необходимо постоянно определять эффективность целей и процедур контроля качества. Для реализации этого необходимо:
1) определить объем и содержание программы фирмы по мониторингу (текущему наблюдению) за всем процессом контроля:
• установить методы, необходимые для обеспечения уверенности в том, что цель и методы контроля качества фирмы являются эффективными;
• установить уровень компетентности для сотрудников, которые будут участвовать в мониторинге, и способы их отбора;
, • проводить мониторинг: проверять и тестировать соблюдение общих целей и конкретных процедур контроля качества фирмы, а также проверять выборочным образом аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам фирмы по контролю качества;
2) сообщить об отмеченных фактах соответствующим представителям руководящего состава, обеспечить планирование и осуществление мероприятий по мониторингу, а также общую проверку системы контроля качества в фирме.
Аудитор должен внедрять те процедуры контроля качества, которые он считает необходимым исходя из поставленных целей.
Аудитор и ассистенты аудитора, выполняющие контрольные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов аудиторов, которые выполняют делегированную им работу.
Любое делегирование работы ассистентам аудитора должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такая работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.
Делегирование работы может сопровождаться информированием персонала о таких аспектах, как характер бизнеса экономического субъекта и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
Программа аудита является важным средством для доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита. Смета затрат времени и общий план аудита также полезны сточки зрения доведения до сведения ассистентов аудитора направляющих указаний по проведению аудита.
Во время проведения аудита персонал, несущий контрольные функции, должен осуществлять контроль хода аудита; получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе аудита, путем оценки важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников и определять уровень консультаций, являющихся целесообразными.
Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности. Важно своевременно проверять общий план и программу аудита; оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки; документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе; бухгалтерскую отчетность, предлагаемые аудиторские поправки и предлагаемое аудиторское заключение.
Процесс проверки работы по аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.
3.Ответственность аудиторов (аудиторских организаций).
Ответственность аудитора (аудиторской организации) — этосанкции, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением аудитором (аудиторской организацией) своих обязательств по заключенному с экономическим субъектом договору на проведение аудита. Формы и виды ответственности определяются законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.
Выделяют следующие виды ответственности аудитора (аудиторской организации):
гражданско-правовая;
административная;
уголовная.
Гражданско-правовая ответственность определена ст. 15 ГК РФ[8] в виде возмещения убытков:
а) расходы, связанные с восстановлением нарушенного права (на проведение перепроверки, судебные расходы);
б) упущенная выгода, а также глава 25 ГК РФ, раскрывающей ответственность за нарушение обязательств по договору.
Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Так как аудиторская деятельность до 01.07.2008 подлежит лицензированию, то на нее в этой части распространяются положения КоАП РФ.
Статьей 14.1 КоАП РФ определены случаи и формы ответственности за осуществление деятельности[9] :
с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в форме наложения штрафа (табл. 3.1.);
без лицензии, в форме наложения штрафа (табл. 3.2.).
Таблица 3.1.
Размер штрафа за осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий по категориям лиц[10]
Категория лиц | Размер штрафа, руб. |
Гражданин | От 1 500 до 2 000 |
Должностное лицо | От 3 000 до 4 000 |
Юридическое лицо | От 30 000 до 40 000 |
Таблица 2.4
Размер штрафа за осуществление деятельности без лицензии по категориям лиц[11]
Категория лиц | Размер штрафа, руб. |
Гражданин | От 2 000 до 2 500 |
Должностное лицо | От 4 000 до 5 000 |
Юридическое лицо | От 40 000 до 50 000 |
За нарушение Федерального закона «Об аудиторской деятельности» административная ответственность определена в формах аннулирования лицензии на право осуществления аудиторской деятельности и квалификационного аттестата аудитора (см. табл. 1.1, 1.2). В случае нарушения конфиденциальности (аудиторской тайны) как для аудиторской организации, так и для аудитора предусмотрена ответственность в форме возмещения причиненных убытков.
Уголовная ответственность определена ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными.нотариусами и аудиторами» Уголовного кодекса Российской Федерации [12] . В частности, в форме штрафа в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Заключение.
Итак, аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:
с федеральными законами;
федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;
иными документами.
Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской фирмой, зависят от объема и характера деятельности аудируемого лица, его территориального расположения, организационной структуры, соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, а также и объем документации будут меняться. Однако принципы и процедуры внутреннего контроля качества аудита, представленные в Федеральном правиле (стандарте) № 7, являются обязательными для исполнения всеми аудиторскими организациями и включают в себя:
профессиональные требования — соблюдение работниками аудиторской организации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
профессиональную компетентность — владение работниками аудиторской организации надлежащими навыками и обладание профессионализмом, необходимым для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
поручение заданий — возложение обязанностей по проведению аудита на работников, имеющих специальную подготовку и опыт, которые необходимы в конкретных условиях;
контрольные полномочия — направление в достаточной мере работы аудиторского персонала, осуществление текущего контроля на всех уровнях для обеспечения разумной уверенности в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
консультирование — проведение в случае необходимости консультаций со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
работу с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, — постоянная работа как с потенциальными, так и существующими клиентами;
мониторинг эффективности процедур — регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества.
До сведения работников аудиторской фирмы необходимо довести принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что они поняты и применяются на практике.
Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:
руководитель аудиторской проверки — аудитор, несущий ответственность за проведение аудита;
работники — руководящие сотрудники, другие специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;
ассистенты аудитора — сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.
Внутренний контроль качества работы осуществляется в отношении каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита. Для этого руководитель аудиторской проверки должен:
а) применять такие процедуры контроля, которые соответствуют целям и задачам аудиторской проверки;
б) анализировать профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;
в) формулировать четкие указания о проведении аудиторами и их ассистентами соответствующих аудиторских процедур.
Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.
Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:
контролировать ход аудита в целях определения профессиональной компетенции ассистентов аудитора, понимания ими указаний по проведению аудита, выполнения работы в соответствии с общим планом и программой аудита;
получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проверки, оценивать их важность и вносить соответствующие изменения в общий план и программу аудита;
устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.
При выполнении работы ассистентами аудитора результаты проверяются работниками, имеющими по крайней мере равный уровень компетентности, по вопросам:
на соответствие программе аудита;
надлежащее документальное оформление работы и результатов;
отражение всех важных аспектов аудита в аудиторских выводах;
достижение цели аудиторских процедур;
соответствие выводов результатам работы и подтверждение аудиторского мнения.
Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:
анализ общего плана и программы аудита;
оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;
документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;
исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.
Оценка работы по проведению аудита может включать в себя дополнительные контрольные процедуры до предоставления аудиторского заключения, которые осуществляют работники, не участвующие в данной аудиторской проверке. Помимо внутреннего контроля качества аудиторских услуг в рамках каждой конкретной организации в настоящее время усиливается соответствующий контроль со стороны государства и общественных аудиторских объединений. Государством делегировано осуществление контроля за качеством аудиторских услуг, соблюдением, стандартов аудиторской деятельности аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям. Например, в Аудиторской палате России (АПР) в настоящее время создан и функционирует комитет, осуществляющий соответствующие проверки в отношении аудиторских организаций — членов АПР. Проверки проводятся сертифицированными АПР уполномоченными экспертами в этой области. По результатам проверок выдается заключение о соответствии качества работы аудиторской организации требованиям нормативных правовых актов. Профессиональное аудиторское объединение выступает гарантом соблюдения аудиторами стандартов, а также принципов и процедур внутреннего контроля качества.
Список использованной литературы.
1. Основы аудита : учебное пособие / Г.А. Юдина, М.Н. Черных. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009.
2. Шеремет А.Д., Суйц В.П.Аудит: Учебник. — 4-с изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Бычкова СМ., Итыгилова ЕЮ. Международные стандарты аудита : учеб. пособие. М.: Велби ; Проспект, 2007.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации.
7. Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторской организации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 31. Ст. 3734.
8. Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2930.
9. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «О лицензировании аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. №45.
10. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
[1] Бычкова СМ., Итыгилова ЕЮ. Международные стандарты аудита : учеб. пособие. М.: Велби ; Проспект, 2007.
[2] Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторской организации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 31. Ст. 3734.
[3] Федеральное правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2930.
[4] Федеральное правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторской организации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 31. Ст. 3734.
[5] Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
[6] Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 80 «О лицензировании аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. №45.
[7] Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
[8] Гражданский кодекс Российской Федерации.
[9] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
[10] Там же
[11] Там же
[12] Уголовный кодекс Российской Федерации.