Автохтонное Население
СОДЕРЖАНИЕ: Автохтонное Население первоначальное, исконное население какой-либо территории или страны Агиография (греч) - жизнеописания святых, жития, деяния мучеников Авторы их - агиографы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках современной им истории и повседневной жизни Поэтому при соответствующем критическом подходе агиографическая литература дает ценную информацию как исторический источникАвтохтонное Население первоначальное, исконное население какой-либо территории или страны
Агиография (греч) - жизнеописания святых, жития, деяния мучеников Авторы их - агиографы, в большинстве монахи, изображали житие святых в рамках современной им истории и повседневной жизни Поэтому при соответствующем критическом подходе агиографическая литература дает ценную информацию как исторический источник
Вервь название общины в Древней Руси и у южных славян Упомянутая в Русской правде, В была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершенные в ее границах
Кабала (араб кабала - расписка, обязательство) -1) тяжелая форма личной зависимости, обычно связанная с займом На Руси термин К появился на рубеже 14-15 вв К назывались тж юридические акты, оформлявшие долговые обязательства; 2) полная, крайне тяжелая зависимость угнетенного, эксплуатируемого человека, подневольное положение
Фьеф (фр) В феодальной Франции - земля, предоставляемая сеньором вассалу (то же, что и феод)
Аллод индивидуально-семейная собственность на землю в варварских королевствах и раннефеодальных государствах Западной Европы
Межа в России граница земельных владений в виде узкой полосынеобрабатываемой земли
ОБИДА - преступление по Русской правде, Таким образом, его определение было не формальным (противоправность), а материальным (причинение морального или материального вреда конкретному лицу). При этом уголовное правонарушение не отграничивалось от гражданско-правового.
Боярин- представитель высшего слоя общества на Руси в XI-XVII вв Изначально бояре были вассалами князей, обязанными служить в их войсках, но впоследствии сделались самостоятельной политической силой в ряде русских княжеств В XIV в делились на бояр введенных (ближайшие советники князя) и бояр путных (возглавлявших отдельные отрасли управления) С конца XV в звание боярина стало высшим думным чином, его носители принимали непосредственное участие в управлении государством наряду с монархом
Вирник так называется в Русской Правде лицо, взыскивающее виру (см. это слово). Это служебная должность при княжеском суде — то же, что впоследствии называлось недельщиком. В. мог оставаться в городе или волости, куда он прибывал для сбора вир, не более одной недели, чтобы пребывание его не было слишком обременительно для жителей, которые обязаны были его содержать. Размер этого содержания точно определен в Русской Правде (7 ст. по Карамзинскому списку). В., как и состоявший при нем писец - метальщик (от метать — обозначать на дереве или пергаменте), взимали в свою пользу вирные пошлины, которые должно отличать от другого рода пошлин — судебных.
Смерд в широком смысле слова так называлось все население Древней Руси, кроме бояр и духовенства; в узком смысле слово смерды обозначало сельское население, крестьян ы делились на три разряда: свободных, прикрепленных и несвободных Свободные смерды жили на общинных и частновладельческих землях
ВИРА денежная пеня за увечье и убийство, налагавшаяся на преступника в древней Руси; существовала до XV столетия; соответствует германскому «вергельд».
Посадник- наместник князя Впервые термин посадник встречается в Повести временных лет Начиная с XI в этот термин стал обозначать высшую государственную должность в Новгородской и Псковской республиках
Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние).В Средневековье этим словом обозначалось земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения службы — придворной, административной, но главным образом — военной; поэтому под бенефицием обычно понимают военное условное земельное держание (в отличие от прекария, который был условным держанием крестьянского типа). Невыполнение условий держателем влекло ликвидацию бенефиция. В случае смерти получателя либо жалователя бенефиций возвращался собственнику или его наследникам. Затем бенефиций мог быть передан на основе нового соглашения. Появление бенефиция — одно из проявлений аграрного переворота, произошедшего во Франкском государстве в VIII в.: аллоды, дарения в полную безусловную собственность были заменены пожалованиями в пожизненное пользование. Изменилась социальная структура франкского общества, появился новый военный слой бенефициариев, связанных с королевской властью поземельными отношениями. В IX—X вв. бенефиций приобрёл черты феода (лена). Бенефиций способствовал появлению профессиональных воинов-рыцарей, а также возникновению отношений личной верности и покровительства (вассалитета) между жалователем и бенефициарием. Бенефиций раздавали не только короли, но и крупные феодалы. Вскоре многие бенефициарии стали могущественнее королей. С начала VI века под этим термином также стали пониматься доходная должность или земельный участок, получаемые духовными лицами как вознаграждение.
Мечник (стар.) — дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность М. была судебная; он должен был присутствовать, вместе с детским, при испытании железом и получал за это 5 кун. Ему поручались князем и другие дела. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего М. послом к Ростиславичам. Присутствие М. на войне некоторые (Мрочек-Дроздовский) отрицают, говоря, что там был не М., а меченоша; но встречаются случаи посылки меченош и с дипломатическими целями, для переговоров с другим князем.
Челядин-а; м Ист Тот, кто принадлежит к челяди (1 зн) Верный ч
ТЫСЯЦКИЙ, военный предводитель городского ополчения (тысячи) на Руси до середины 15 в. В Новгороде избирался из бояр на вече и был ближайшим помощником посадника военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение («тысячу»). В Новгородской республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определенный срок (чаще всего на год) и являлся помощником посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также судьей по торговым делам. Тысяцкий, выполнявший свои обязанности, назывался степенным тысяцким, а после выбора на вече другого тысяцкого получал звание старого тысяцкого. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями; в Москве и Твери — из числа знатных бояр, а их должность становилась наследственной. Опасаясь их усиления, кн. Димитрий Иванович Донской после смерти В.В. Вельяминова (1374) упразднил должность тысяцкого в Москве и казнил сына Вельяминова Ивана (1379), который добивался ее восстановления. Тысяцких стали заменять наместники, и к сер. XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.
Ордалии (от англосакс.ordol , латинскийordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права.
Вождь - предводитель В эпоху первобытности различались племенные и военные вожди Первые руководили повседневной жизнью соплеменников, вторые - только военными делами С возникновением неравенства вожди стали передавать свою власть по наследству В период военной демократии всю полноту власти захватывают военные вожди, опираясь на дружину
Вождество— форма племенной организации в эпоху разложения первобытно-общинного строя, когда управление племенем или союзом племен осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями
КНЯЗЬ1) вождь племени или союза племён у восточных славян, правитель государства или государственного образования, удельного княжества. 2) Почётный наследственный дворянский титул; с 18 в. жаловался императором за особые заслуги. властелин, владетель области, княжества, первоначально племенной вождь. В России до XVIII в. звание князя было только родовым и могло достаться только по наследству. Русские князья частью потомки бывших владетельных князей, частью признаны в этом звании из татарских мурз и ханов.
В России князь являлся необходимым, неотъемлемым элементом древнерусского общественного строя. Летописи свидетельствуют о существовании князей у отдельных племен, по крайней мере, у древлян и вятичей. Первые киевские князья, в частности Олег, Игорь, Святослав, еще мало связаны с землей. Они являются скорее странствующими завоевателями, ищущими новых земель и новой добычи, чем устроителями своей земли. Только с Владимира св. князья прочнее усаживаются в Киеве, и Ярослав уже имеет черты князя, тесно привязанного к своей земле. Отдельные области, входившие в состав государства Владимира и Ярослава, мало были связаны между собою и эти князья посылают своих сыновей в качестве правителей земель. Авторитет родительской власти удерживал сыновей в повиновении киевскому князю, но уже при Владимире мы видим на примере Ярослава Новгородского попытку проявить свою самостоятельность. Со смертью Ярослава рушится кажущееся единство Русской земли. Сыновья его становятся независимыми владетелями своих областей, и киевский князь, носивший титул великого, пользуется только большим почетом среди других князей. Функции древнерусского князя, в общем, заключались в следующем: князь является законодателем, об этом свидетельствуют заглавия некоторых статей Русской Правды, далее князь является предводителем на войне и защитником области и это одна из главных обязанностей князя; для защиты страны князь располагает дружиной, находящейся в его личном распоряжении, и народным ополчением, которое идет в поход по решению веча; наконец, князь является судьей и администратором, князь судит или сам, или через доверенных лиц, точно также для управления он избирает помощников из окружающих его дружинников. За исполнение своих обязанностей князь получает вознаграждение в виде дани, доходов с суда и торговых пошлин. Князья имели также частную земельную собственность — села; в пользу князя идет и военная добыча. На свои средства князь содержит дружину. Отношения князя к населению иногда определялись договором — рядом, но это имело место всегда только в Новгороде и Пскове, в других областях население далеко не всегда рядилось с князем, а взаимные отношения их определялись обыкновенно обычаем и личностью князя. На договорном же начале покоились и отношения князя к дружине. Не во всех областях князь имел одинаковую власть. В Галиче княжеская власть была сильно ограничена высшим слоем дружины — боярами; в Полоцке и Смоленске — вечем; в Новгороде и Пскове, где князья приглашались на особых условиях и часто изгонялись, власть князя была ничтожна. В Северо-восточной Руси, где князь являлся колонизатором-хозяином, его значение подавляет и дружину, и вече, хотя эта власть достается северно-русским князьям не без борьбы. Татарское нашествие оказало сильное влияние на отношение князя к населению и на характер власти князя в Северо-восточной Руси. Князья получают столы по милости хана, а участие народа в управлении, выражавшееся в вечевом строе, уменьшается и, наконец, совсем уничтожается. Татарское иго, в числе других причин, способствовало и возвышению московского князя среди других князей. Мало-помалу все эти князья становятся в зависимые отношения к московскому князю, теряют свои права и нисходят в ряды боярства. Боярство, оказывавшее сопротивление самодержавным стремлениям московских великих князей, было сломлено Иоанном Грозным. Западнорусские князья, подпавшие под власть Литвы, также довольно скоро утрачивают права и сливаются с литовско-польской аристократией. С образованием централизованных государств удельные князья постепенно переходили в состав великокняжеского (с 1547 — царского) двора в России и королевского двора в Польско-Литовском государстве. В России до XVIII в. звание «князь» было только родовым. Князьями были Рюриковичи (Одоевские, Горчаковы, Долгорукие и др.) и Гедиминовичи (Хованские, Голицыны, Куракины, Трубецкие и др.); княжеские титулы получили также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати (Черкасские, Юсуповы и др.). С н. XVIII в. титул князя стал также жаловаться правительством высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь — А.Д. Меншиков).
Волость мелкая административно-территориальная единица в России XI-XX вв, частьуезда Возникла из крестьянской сельской общины В XIII-XVI вв существовали волости на черных, те государственных, дворцовых, боярских, монастырских землях Волости отдавались князем в кормление волостелю, в пользу которого население облагалось пошлинами и поборами С сер XVI в правительство приступило к отмене системы кормлений В XVII в в связи с учреждением городовых воевод волость потеряла значение самостоятельной административной единицы В к XVIII в были учреждены волостные правления, а по реформе землевладения государственных крестьян 1837 - волостной сход и волостные правления, подчинявшиеся палате государственных имуществ По Положению 1861 волость - единица сословного крестьянского управления, находившаяся с 1874 в ведении уездного по крестьянским делам присутствия, с 1889 - в ведении земских начальников
Головничество— денежный выкуп в Древней Руси, который выплачивал убийца (головник) родственникам убитого
АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.
Земство Орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нем дворянства
Мужи свободные общинники-воины, участники народных собраний у восточныхславян В Киевском государстве княжеские мужи - дружинники, управляющиехозяйством, судьи; приближенные князя (бояре)
Княжьи Мужи - в Киевской Руси категория феодально - привилегированного населения; представители ближайшего окружения князя, входившие в состав княжеского совета
Феод— в средневековой Западной Европе земли или фиксированный доход, пожалованные в наследство сеньором своему вассалу, обязанному за это нести военную, придворную (участие в сеньориальном суде, а управлении сеньорией и др) службы, вносить установленные обычаем платежи
Огнищанин- в Древнерусском государстве старший дружинник, боярин, приближенный князя
Власть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению