Базаров и Павел Кирсанов в романе Отцы и дети

СОДЕРЖАНИЕ: Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Базаров и Павел Кирсанов в романе Отцы и дети

Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Кто есть Базаров? - спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: Нигилист. По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что принсипыПавла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно (Мне скажут дело - я соглашусь. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем).

Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство (он побледнел). Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним? Одно и то же явление и называется по-разному, и по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: Он (народ) не может жить без веры. Базаров: Грубейшее суеверие его душит. Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, читать Пушкина-потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждатьтся природою-нелепо.

Павел Петрович, напротив, любит природу, музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу, отвлекает от дела. Всё это романтизм, чепуха. Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, грубейшими суевериями, казалось кощунственнымтолковатьоб искусстве, бессознательном творчестве, когда дело идёт о хлебе несущном.

Итак, в романе Тургенева Отцы и дети столкнулись два сильных, ярких характера. По своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как представитель сковывающей, леденящей силы прошедшего, а Евгений Базаров - как часть разрушительной, освобождающей силы настоящего.

Скачать архив с текстом документа